«Что такое любовь». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 12 апреля 2008 года. Запорожье, Украина. Философский клуб «Свобода»

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 29.7 МБ)

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Что такое любовь?

(12 апреля 2008 года, Запорожье, Украина)

 

Гость: Что такое чувство и что такое чувство любви?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Хороший вопрос. А как определить любовь? Что такое любовь? Как измерить любовь? Нас учат, что подлинная любовь бескорыстна по своей природе, когда в этой любви мы преследуем только интерес другого существа, только объекта нашей любви, и нет никакой примеси, ни малейшей примеси нашего собственного интереса обрести самим какое-либо благо. А можем сказать так: когда ваши благие чувства в отношении другого живого существа достигают своего максимума, то это любовь. Это чувство сердца, и максимальная степень чувства сердца — это любовь.

#00:01:28#

Гость: А что такое чувства?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Эмоция, развитие эмоции, благое пожелание, благая воля.

Гость: Эмоция, скорее всего, — это внешнее проявление чувства…

Шрипад Вайшнав Махарадж: Есть разного рода эмоции. Бывают материальные эмоции и трансцендентные эмоции. Духовность также не лишена эмоций и многообразия.

Гость: Но могут быть и чувства трансцендентными?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Конечно.

Гость: То есть зависимость все равно остается: на материальном плане и на трансцендентном?

#00:02:39#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Если вы хотите назвать зависимостью этот обмен сердечными чувствами, то да.

Гость: Взаимосвязь, скажем так.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Конечно. С кем мы связаны? Откуда мы произошли? Каков наш первоисточник? Да, это зависимость. Если вы хотите назвать такого рода связь зависимостью, да — это зависимость.

Гостья: Сейчас на Украине появилось очень много книг американских авторов движения нью-эйдж: всевозможные ченнелинги, разговоры с Богом, разговоры с Богиней и ответы на многие-многие вопросы. Действительно ли это так сейчас распространено в Америке, и как вы относитесь к ним?

#00:03:47#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Мне трудно [вам ответить], потому что я не нью-эйдж, я олд-эйдж. Я принадлежу к старому поколению, поэтому мне сложно выносить суждения о явлениях нью-эйдж. Но я считаю, что если мы находим вдохновение в чем-то, чтобы продвигаться вперед, то это хорошо, мы будем принимать это. Мы будем судить по плодам. Например, когда вы еди́те, употребляете пищу, то нет нужды, чтобы кто-либо другой вам говорил, что эта пища утоляет ваш голод. Вы сами почувствуете утоление голода, мне не нужно будет говорить вам, что вы утолили голод. И я не читал всех авторов в стиле нью-эйдж, я не пробовал все пути которые они предлагают, но если вы сами приходите к какому-то положительному результату вследствие следования этому процессу, то это, должно быть, что-то хорошее.

#00:05:28#

Что бы не сподвигало нас двигаться в позитивном направлении, в том, что мы сами считаем позитивным направлением… я для себя считаю, что это означает движение в сторону развития сознания, поскольку я являюсь именно этим, я — сознательное живое существо. Уже через несколько лет эта одежда, которую я сейчас ношу (я говорю о теле, не о рубашке), будет брошена в огонь, поскольку я — последователь восточной школы мысли. А если бы я следовал западной школе мысли, то тогда мое тело положили бы в ящик и закопали в землю. Но по сути — то же самое, на самом деле не так важно, как они избавятся от этого: в любом случае оно будет выброшено.

#00:06:38#

Так что же тогда должно быть важно для меня? Если я знаю, что эта вещь, с чем я себя ложно отождествляю, заведомо покинет меня, заведомо будет выброшена, что тогда важно для меня? Многие вещи, многие подходы, многие авторы могут помочь мне в этом продвижении по пути духовного развития. И я должен сам чувствовать, помогает ли это мне продвигаться по духовному пути, продвигает ли это меня дальше по той дороге, по которой я следую, по которой я иду? Если это помогает мне, то это хорошо.

Гость: На каком этапе происходит освобождение от кармической зависимости, или это происходит в пике своего совершенства?

#00:08:10#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Наше соображение таково (поскольку мы представляем школу преданности): чем в большей степени человек продвигается в сторону преданности, тем в меньшей степени он задействован, связан с миром кармических последствий, и тогда вас прикрывают. Если угодно, такой пример: когда милиционер или солдат действует, совершает даже какие-то жестокие поступки, но при этом искренне действует ради служения государству, ради какой-то высшей власти, то в этом случае эта высшая власть берет на себя ответственность, и сам этот человек, который совершил поступки, не несет ответственности. Это лишь пример. Например, милиция или полиция могут совершить много разных поступков, много чего имеют право сделать, но поскольку их поддерживает государство, то тогда они сами не несут ответственности за свои поступки. За ними сила государства. И по мере того как наши поступки становятся связанными с миром преданности, в той же степени мы не несем за эти поступки ответственности.

#00:09:56#

Также существуют и другие аспекты, которые способны очистить нас: например, пение Харе Кришна мантры. Это мощный очищающий процесс, который освобождает нас от последствий кармы. Хотя это ни в какой мере не предназначение, не цель этого процесса, но один из побочных эффектов — очищение от кармы.

#00:10:26#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-
лагхута̄-кр̣т судурлабха̄[1]

Один из наших учителей написал прекрасную санскритскую поэзию о бхакти, о преданности. Он описал такими словами следствие продвижения по этому пути: клеш́а-гхнӣ — один из плодов продвижения по пути преданности это то, что наш кармический счет уничтожается, закрывается. Следующее качество описано как ш́убхада̄, то есть все аспекты нашей жизни становятся исполненными блага, и то, что ранее было тьмой, становится светлым. Следующие слова — мокш̣а-лагхута̄-кр̣т — означают, что в сравнении с достижением преданности даже освобождение кажется чем-то незначительным. Освобождение в сравнении с преданностью очень незначительное достижение. На санскрите освобождение называют мукти.

#00:12:04#

муктих̣ свайам̇ мукулита̄н̃джали севате ’сма̄н[2]

И в другой прекрасной санскритской поэзии записаны такие слова: «С тех пор как я обрел преданность, сама Мукти Деви — олицетворенное [освобождение] — стоит у порога моего дома со сложенными ладонями, ожидая моих приказаний. Итак, преданность выше чем освобождение.

Гость: Становится ли загрязненное тело преградой, ступором для дальнейшего духовного продвижения?

#00:12:59#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Нет. Никакие материальные обстоятельства не в силах помешать нам духовно продвигаться. Никакие.

Гостья: [неразборчиво].

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, если это наша цель, если мы хотим продвигаться по духовному пути, тогда все нам помогает.

Гость: Как чувство юмора помогает духовному развитию?

#00:13:56#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Чувство юмора помогает в жизни. Большинство врачей знают это. Они говорят, что если у вас есть чувство юмора, то вы более здоровы, вы живете более хорошей жизнью. Также это говорит нам, что если живые существа обладают чувством юмора, то чувство юмора должно быть и у Бога. И Он обладает высшим чувством юмора: вокруг нас столько иронии.

Гость: Есть три психиатрические группы. Одни психиатры считают, что все люди нормальны, и все абсолютно отклонения — это от несвободы человека. Есть другие психиатры, которые считают, что все люди больны, и доказательством этого есть состояние, положение дел на Земле. Есть третья концепция, концептуальная: некий усредненный уровень нормальных людей. Какое ваше мнение о состоянии, положении на Земле?

#00:15:26#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В большинстве своем мы безумцы, потому что мы не знаем даже, кто мы есть, и поэтому, как следствие, живем в некоем безумии, иллюзии. И также мы не признаем существование Владельца всего, не осознаем, что у всего есть Хозяин. Кто Творец? Все должно быть Его собственностью, но я почему-то хочу наслаждаться всем этим. И, опять же, во всем есть градация: не все совершенно одинаковы, нет двух одинаковых людей, каждый индивидуален. Меня мой преподаватель в колледже предупреждал о том, чтобы я не выносил какие-то огульные суждения, но почти все, практически все в этом мире безумцы.

#00:16:55#

Несколько недель назад я был в Томске, в Сибири. Там мне довелось беседовать с одним психиатром, женщиной. И я спросил ее: «Скажите, а каково ваше мнение по этому поводу?» И она сказала: «Да, я согласна: практически все люди в той или иной степени сумасшедшие». Все, кого я встречал в этой жизни, в большей или меньшей степени сумасшедшие, включая меня самого.

Гость: Как замечательно, вы сказали, что этот мир — иллюзия… [неразборчиво].

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, мы ложно отождествляем разные вещи, включая себя самих, несомненно.

Гость: [Неразборчиво], какими еще практиками вы занимаетесь? Или повторение Святого Имени — это все?

#00:18:20#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это главное, это самый важный момент. И как часть этого процесса я стараюсь быть в обществе людей, которые обладают сходными интересами. И тогда в конечном счете я хочу посвятить всю свою жизнь стремлению к этой цели. Я хочу прийти к тому, чтобы все двадцать четыре часа в сутки я стремился к продвижению. Мы — последователи школы бхакти, и на пути бхакти все виды деятельности могут быть связаны с духовным продвижением, с духовной практикой. Например, я вегетарианец. Но почему? Не сам по себе, а потому что все, что мы едим, все, что мы готовим, мы готовим для Кришны, а Он не любит мясо, поэтому мы предлагаем Ему другого рода пищу. И далее: когда мы употребляем эту пищу, это не является просто едой, но это является частью духовного процесса — употребление освященной пищи. Далее: утором, когда я просыпаюсь, для того чтобы приступить повторению мантры, приступить к изучению определенных книг, то даже когда я принимаю омовение, ухаживаю за своим телом, это также является не деятельностью самой по себе, но необходимой частью духовного процесса, духовной практики. Когда я отдыхаю, то мой отдых также является частью моей духовной практики, поскольку я готовлю себя, я даю своему телу возможность отдохнуть, для того чтобы продолжить духовную практику. Таким образом, вся моя деятельность на протяжении всех двадцати четырех часов в сутки может быть связана с духовной практикой.

Гость: А какие типы медитации вы используете?

#00:21:15#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В основном мы повторяем различные виды мантр, но, опять же, главная из них — Харе Кришна мантра. Также подобные обсуждения, какое у нас здесь, сейчас — это также для меня одна из форм медитации, потому что сейчас, для того чтобы участвовать в этой беседе, я должен глубже задуматься над этими вещами о которых я говорю. А что такое медитация? Медитация это сосредоточенность, концентрация, более глубокие размышления на какие-то темы, поэтому эта беседа для меня также медитация.

#00:22:05#

Также я читаю то, что я считаю священными книгами. В большинстве своем эти книги рассказывают о поведении людей, которые принадлежат к более высокому уровню сознания. Например, если вы прочтете Бхагавад-гиту, то увидите там слова «Шри Бхагаван увача» (Верховный Господь сказал). Бхагаван означает Верховная Личность, то есть Высшее, сверхсубъективное живое Существо, Высшая Личность рассказывает нам Бхагавад-гиту. Моя медитация в том, чтобы читать эти слова, читать эти наставления, читать то, что дано в этих книгах, и читать не только слова, не только фразы, но и настроение, которое пронизывает эти книги. В юности я в большей степени сосредотачивался на словах, на значении слов в различных книгах, но сейчас меня больше интересует настроение. Каково настроение? Каково намерение? Что хотел передать говорящий, произнося эти слова?

Гость: Вы читаете в подлиннике на санскрите или перевод текста?

#00:23:52#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Иногда читаю на санскрите, иногда в переводе — и так, и так.

Гость: На ваш взгляд, что такое интуиция?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Вдохновение и интуиция — это очень близкие начала. Мы уже что-то знаем. Некоторые люди могут называть это интуицией, некоторые люди это называют вдохновением. Некто может сказать: «У меня появилось вдохновение сделать это», а кто-то может сказать: «Моя интуиция говорит мне сделать это». Речь идет об одном и том же. Точные причины могут зависеть от множества факторов: от нашего прошлого опыта, от нашего знания.

Гость: Можно сказать так, что интуиция — это внутренний голос предстоящего опыта?

#00:23:30#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, и это также может быть основано на опыте, который был в прошлом, конечно.

Вопрос: Проходя по жизни таким образом (каждый день мантры, пение песен, проповеди), получаете ли вы результат, или у вас проходит так обыденная жизнь? То есть расширяется ли ваше сознание? Есть ли результат, становитесь ли вы шире? Или все это происходит однообразно?

#00:26:32#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я уже давно занимаюсь этим, и очевидно, что если бы я не чувствовал никаких результатов, никаких плодов этого, то я бы этим не продолжал заниматься. Мне за это не платят, я зарабатываю на жизнь не таким образом. Поэтому должно быть, что я получаю что-то от этого, раз я продолжаю этим заниматься. И я наслаждаюсь этим, это меня очень радует. Когда я занимаюсь теми формами, что вы назвали, это для меня это очень приятный опыт. Также эти вещи бросают вызов моему сложившемуся представлению о мире, и этот вызов лично для меня — нечто чудесное, удивительное. У нас есть свои идеалы, и это очень важно, когда нам бросают вызов, когда мы сталкиваемся с вызовом, для того чтобы мы могли жить на самом деле в соответствии со своими идеалами.

#00:28:34#

Я следую по этому пути, как те действия, что вы перечислили (я повторяю эти мантры, я пою эти песни, я выполняю все эти формы деятельности), но затем на протяжении своего обычного дня, когда я не занимаюсь непосредственно этими формами деятельности (когда я где-то за рулем, где-то хожу), то на протяжении всего этого времени у меня есть возможность задуматься, поразмыслить над этими вещами. И тогда — как я себя веду, как я реагирую на то, что приходит ко мне? Когда я еду за рулем и кто-то меня подрезает, как я реагирую? Реагирую ли я в соответствии с тем, о чем я читаю, о чем я пел или слышал? Как я реагирую на одни обстоятельства, другие обстоятельства? И все это помогает мне еще глубже понять мой духовный путь.

#00:29:35#

Также мой учитель говорит мне, повторяет снова и снова, что духовный путь означает путь широкого воззрения, широчайших взглядов, и тогда я сам себе задаю этот вопрос, в открытую: становлюсь ли я человеком более широких взглядов или более ограниченных взглядов? И я обнаруживаю, что иногда я становлюсь человеком более широких взглядов, а иногда более ограниченных. И я очень удачлив, мне повезло, что у меня есть учитель, который может поправить меня, и я могу добровольно принять исправления от него. Я нахожу, что эта жизнь в высшей степени приносит свою отдачу, свое вознаграждение, когда я живу, на протяжении своей жизни сталкиваясь с подобными вызовами моим убеждениям. Лично мне это дает некую цель в жизни, предназначение, тот самый смысл, который в моей юности я, вероятно, потерял.

#00:30:59#

Гость: Хорошо, вы ответили на вопрос. Значит, слава Кришне, скажем так. Процесс у вас работы над собой действительно происходит. У каждого свой индивидуальный путь. В принципе, схожесть параллельных линий однозначно есть, это не может не радовать. Не все заключается в одном (в одной мантре Харе Кришна). Все-таки происходит глубокий анализ, внутренний процесс происходит у всех. У вас, скажем, философский аналитический ум, который движет и развивает вас в вашем духовном развитии.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Спасибо, я надеюсь.

Гость: А вот у многих людей опыт (жизненный и духовный) воспринимается с прохождением трудностей как правило. Но есть же опыт положительный, его тоже надо проходить. Что в вашем понимании опыт самого полного счастья?

#00:32:27#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это то счастье, которое не останавливается, не прекращается. Непрерывное счастье — мы этого хотим. Потому что все то счастье, с которым мы сталкиваемся, соприкасаемся сейчас, — это счастье, которое останавливается, уходит, но мы хотим непрерывного счастья. Я считаю, что это — то самое настоящее счастье, это то счастье, один раз найдя которое, [мы будем все время счастливы]. И это счастье существует, и через сознание вы можете достичь этого. Нет необходимости испытывать смерть, чтобы соприкоснутся с этим, но можно соприкоснуться с этим через сознание, через жизнь, не через смерть.

Гость: Загрязненность нашего сознания является следствием нашего эмоционального невежества, которое проявляется из неправильной реакциии на жизненные ситуации, что, в свою очередь, определяется нашей предыдущей кармой. Если Высшее Существо жаждет пробуждения, очищения сознания преданных, почему бы Ему не пойти проще: скажем, остановить карму и не заставлять людей ходить по замкнутому кругу?

#00:34:25#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Он так не поступает, потому что это нарушило бы свободу. Карма — это лишь сцена, а как мы играем — это наш выбор. Карма это как декорация в спектакле: может быть, это декорация дворца или декорация подземелья, но как мы ведем себя во дворце, как мы ведем себя в подземелье — это наш выбор. Поэтому карма не может остановить духовное продвижение, потому что это лишь материальный фактор. Карма материальна, она действует только в этом, материальном мире.

#00:35:24#

Я не собираюсь быть Биллом Гейтсом в следующей жизни, это не моя карма, я не буду им. Я не буду столь же богат, как Билл Гейтс, в следующей жизни, возможно, но даже если я буду беден или богат, счастлив или несчастен, какие бы внешние обстоятельства, какую бы сцену не задала моя карма, никакие из этих обстоятельств не смогут помешать моему духовному продвижению. В любом положении я могу продвигаться духовно. Карма может мешать нашим планам материального наслаждения. Нам может казаться: почему все идет не так, как мне нужно, для того чтобы я наслаждался материально? Но карма никогда не сможет остановить мое духовное продвижение. Поэтому зачем тогда Богу устранять карму?

#00:36:45#

Гость: Как вы считаете, правильно ли утверждение: если человек стоит на духовном пути, то находящийся рядом человек, друзья или жена, не читающие ничего, не работающие над собой, тем не менее находящиеся в этом информационном поле, непроизвольно все равно движутся к цели, автоматически?

#00:37:19#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, процесс работает так: если они делают что-то для этого человека, а этот человек занят духовным продвижением, тогда они также получат духовные плоды. Помимо кармы существует другой аспект, который называется сукрити. Это аспект духовной удачи. Существует два вида сукрити. Один из них — это агьята-сукрити, когда мы сами, не ведая того, неосознанно совершаем какие-то духовные поступки. И до той степени, до какой человек, о котором мы говорим, находится на духовном пути, погружен в духовную практику, и те люди, которые рядом с ним, помогают ему на этом пути, они получают соответствующие духовные плоды. Вне зависимости от того, осознают ли они это: помогают ему как другу или близкому человеку или для них это форма духовной практики — это не столь важно. Именно поэтому большинство людей (по крайней мере я) столь ценят духовных личностей: потому что просто то, что они существуют, действуют в этом мире, ходят по нему, сам этот факт уже приносит благо многим людям.

#00:37:19#

Но более мощная форма — это гьята-сукрити, когда вы осознанно делаете что-то ради этого духовного человека, помогаете ему. Каково следствие этого? В себе вы вдруг находите, что вы тоже испытываете желание духовного пробуждения, желание к духовному продвижению. Наше восприятие сейчас очень ограниченно, поскольку мы видим только часть одной жизни, но ее плоды, результаты могут прийти даже не в этой жизни, а в следующей жизни, через пять жизней, через десять жизней. Но эти плоды обязательно расцветут, обязательно станут действительны для этого человека.

#00:40:12#

Итак, я хотел бы еще раз поблагодарить всех вас. Если я кого-либо обидел или оскорбил, пожалуйста, простите меня. Я думаю, что у нас — небольшое угощение, сладости для всех собравшихся. Пожалуйста, примите. Спасибо вам всем.

Гостья: Мы тоже хотим поблагодарить вас и пожелать: если у вас есть несбывшееся желание, чтобы оно обязательно сбылось.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Спасибо [по-русски].

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Ананда Сундар Дас
Редактор: Динанатх Дас


 

[1] Клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄ / са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄ — Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать Самого Шри Кришну».

[2] Бхактис твайи стхиратара̄ бхагаван йади сйа̄д, даивена нах̣ пхалати дивйа-киш́ора-мӯртих̣ / муктих̣ свайам̇ мукулита̄н̃джалих̣ севате ’сма̄н, дхарма̄ртха-ка̄ма-гатайах̣ самайа-пратӣкш̣а̄х̣ — «О всеведущий Господь! Если бхакти к Тебе будет устойчивой, я беспрепятственно достигну этого благородного юного образа. Олицетворенное освобождение служит мне со сложенными ладонями, а цели дхарма, артха и кама терпеливо ждут, чтобы служить мне» («Кришна-карнамрита», 107).

 

← «Создание условий и следование стандартам духовной жизни. Величие Харидаса Тхакура». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 22 ноября 1983 года, Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· "Навадвип. Дом Шрилы Бхактивинода Тхакура". Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж. Индия, Навадвип. 17 марта 2011 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования