«Чарующий Абсолют». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 июня 2001 года. Москва



скачать (формат MP3, 9.18M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Чарующий Абсолют

(29 июня 2001 года. Москва. Публичная встреча)

 

Вопрос: В чем принципиальная разница между Кришной и Абсолютом?

#00:00:26#

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Шридхар Махарадж имел обыкновение называть Кришну сладостным Абсолютом. Если вы будете изучать западную философию, то в работах Гегеля и других философов вы встретите этот термин — «Абсолют». Но вы никогда не найдете в западной философии примеров того, чтобы Абсолют называли сладостным, прекрасным. На Западе «сладостный» не является философским термином. Или — «чарующий». Или — «Прекрасная Реальность». Но Кришна является представлением об Абсолюте, как о высшей сладости.

#00:01:34#

Однажды после обеда я отправился, чтобы увидеть Шрилу Шридхара Махараджа. Он сидел в кресле и улыбался сам себе. Он сказал мне: «Я утверждаю, что Реальность должна танцевать». И засмеялся. Он говорил: «Я утверждаю, что Реальность не может не танцевать!» И он спросил у меня: «А ты что думаешь?» Я никогда в своей жизни не слышал, чтобы Реальность описывали как нечто танцующее. И я обратился к нему: «Пожалуйста, объясните мне, что это значит? То, что вы говорите, звучит для меня очень чарующе, но каков смысл этих слов?»

#00:02:50#

Он сказал: «Абсолют по самой Своей природе целостен и завершен в самом Себе. Он полон. Иначе не было бы смысла определять это нечто как Абсолют». А «полный [в самом Себе]», «целостный» означает также «исполненный». «Исполненный» в данном случае значит «удовлетворенный». «Эта Личность, которая является абсолютной Реальностью, должна быть исполненной в Своем собственном существе».

#00:03:51#

«Мы знаем, что в этом мире, когда некто испытывает чувство исполненности, счастья, жизненной полноты — естественным следствием этих чувств является танец. Человек в самозабвении начинает танцевать. Когда вы исполнены чувства счастья, ваше существо настолько переполнено этими переживаниями, что — и это происходит само собой, естественно — вы начинаете танцевать, выражая этим танцем чувство радости и счастья».

#00:04:47#

Таким образом Шрила Шридхар Махарадж показал, что верховная Реальность, Абсолют, должен танцевать. Такова Его природа.

#00:05:12#

Позже мне встретилось высказывание еще одного западного философа — Фридриха Ницше, который прославился своим изречением: «Бог умер». В другом же месте Ницше сказал — сказал это саркастически, но, как бы то ни было, он заявил: «Если бы я верил в Бога, то я бы верил в танцующего Бога». Увидев это утверждение, я подумал, что даже Ницше может быть привлечен Кришна-концепцией Божественного, он может быть привлечен личностью Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:06:26#

Обычно, когда мы говорим об Абсолюте, реальности и тому подобных запредельных вещах, мы говорим об этом сухим языком науки. Но язык поэзии, язык переживаний при этом выхолащивается. Ученые, когда говорят о высшей Реальности, оперируют такими понятиями, как «пена», «газ» и т. д. Вряд ли вы увидите, что некий ученый, выступая на телевидении, заявит, что высшая Реальность, абсолютная Реальность — это красота, очарование, экстаз. [Смеется.] «Мы открыли это в наших лабораториях. В один прекрасный день мы поглядели в микроскоп и увидели красоту, сладость и очарование. И это нечто еще и танцевало!» [Смеется.]

#00:07:48#

Но именно так мы говорим о Реальности. Мы — духовные ученые. Точно так же, как ученые этого мира заняты исследованием этого [вещественного] мира, мы вовлечены в исследование и поиски Божественного.

#00:08:24#

Исследователи этого мира — скажем, те, кто ищет лекарство от рака, — продолжают свои поиски на протяжении пяти–десяти лет, и эти поиски не теряют для них смысл. В некоторых случаях эти люди готовы посвятить поиску всю жизнь и так и не достичь успеха. Но при этом они не считают, что их жизнь прошла зря. Поскольку то нечто, что они ищут, — столь ценное, столь возвышенное и столь благородное. Мы заняты поиском Шри Кришны. И нам не стоит ожидать, что наши поиски увенчаются успехом через год, пять лет, десять лет и т. д. То, что мы ищем, — это высшая причина, первопричина всего: сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[1].

#00:09:55#

йасмин виджн̃а̄те джн̃а̄там̇ эвам джн̃а̄там̇ бхавати…[2]

Веды говорят: «Старайся познать то, благодаря познанию которого ты познаешь все».

…йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати…

Также Веды говорят: «Пытайся обрести то, обретя которое, ты обретешь все». И это верховная Абсолютная Истина. Прекрасная, исполненная красоты личность Бога. Шри Кришна. Реальность прекрасна. Это не есть некая сухая научная абстракция. Это не есть черная дыра где-то в космосе, которая высасывает энергию или само бытие, подобно гигантскому пылесосу. Эти люди, которые рассуждают о черных дырах и т. п. [ученые-материалисты], говорят: то, что мы утверждаем, — абсурд. В их представлении источник мироздания — это некая первородная пена. И они говорят об этом с ясными глазами. Кто сумасшедший? Не отвечайте на этот вопрос. [Смеется.]

Вопрос: Нужны ли мы Богу, если Он самодостаточный?

#00:12:22#

Шрила Госвами Махарадж: В определенном смысле можно сказать: «Нет. Мы Ему не нужны».

#00:12:27#

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе,
джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣…[3]

Но мы Его частицы. Мы неотъемлемые Его частицы. С одной стороны Безграничное — Он, с другой стороны ограниченное — мы. Безграничное целое и бесконечно крохотные Его частицы. Мы бесконечно крохотные, вторичные или косвенные проявления Божественного. В этом смысле мы — часть Бога. Но мы никогда не сможем стать Безграничным. Наше положение ограничено. Но истина в том, что мы нуждаемся в Боге.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Винод Бандху Дас,
Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас


[1] «Причина всех причин». Это слова из первого стиха пятой главы «Брахма-самхиты»: ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам — «Верховный Господь, сама истина, сознание и счастье — это Говинда, Шри Кришна. Он не имеет начала, являясь Источником всего сущего и Причиной всех причин».

[2] Йасмин джн̃а̄те сарвам идам̇ виджн̃а̄там̇ бхавати, йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати, тад виджиджн̃а̄сасва тадева брахма.

[3] Мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе, джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣ / манах̣ ш̣аш̣т̣ха̄нӣндрийа̄н̣и, пракр̣ти-стха̄ни карш̣ати — «По своей природе живые существа — Мои вечные духовные частицы. Но, воплощаясь в бренном мире, они обуславливаются материальным умом и пятью чувствами» (Бхагавад-гита, 15.7).

 



←  «Поиск Шри Кришны — это Цель жизни с большой буквы». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 19 ноября 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Богооткровенная истина». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Июль 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.6 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Чарующий Абсолют

(29 июня 2001 года. Москва. Публичная встреча)

 

Вопрос: В чем принципиальная разница между Кришной и Абсолютом?

#00:00:26#

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Шридхар Махарадж имел обыкновение называть Кришну сладостным Абсолютом. Если вы будете изучать западную философию, то в работах Гегеля и других философов вы встретите этот термин — «Абсолют». Но вы никогда не найдете в западной философии примеров того, чтобы Абсолют называли сладостным, прекрасным. На Западе «сладостный» не является философским термином. Или — «чарующий». Или — «Прекрасная Реальность». Но Кришна является представлением об Абсолюте, как о высшей сладости.

#00:01:34#

Однажды после обеда я отправился, чтобы увидеть Шрилу Шридхара Махараджа. Он сидел в кресле и улыбался сам себе. Он сказал мне: «Я утверждаю, что Реальность должна танцевать». И засмеялся. Он говорил: «Я утверждаю, что Реальность не может не танцевать!» И он спросил у меня: «А ты что думаешь?» Я никогда в своей жизни не слышал, чтобы Реальность описывали как нечто танцующее. И я обратился к нему: «Пожалуйста, объясните мне, что это значит? То, что вы говорите, звучит для меня очень чарующе, но каков смысл этих слов?»

#00:02:50#

Он сказал: «Абсолют по самой Своей природе целостен и завершен в самом Себе. Он полон. Иначе не было бы смысла определять это нечто как Абсолют». А «полный [в самом Себе]», «целостный» означает также «исполненный». «Исполненный» в данном случае значит «удовлетворенный». «Эта Личность, которая является абсолютной Реальностью, должна быть исполненной в Своем собственном существе».

#00:03:51#

«Мы знаем, что в этом мире, когда некто испытывает чувство исполненности, счастья, жизненной полноты — естественным следствием этих чувств является танец. Человек в самозабвении начинает танцевать. Когда вы исполнены чувства счастья, ваше существо настолько переполнено этими переживаниями, что — и это происходит само собой, естественно — вы начинаете танцевать, выражая этим танцем чувство радости и счастья».

#00:04:47#

Таким образом Шрила Шридхар Махарадж показал, что верховная Реальность, Абсолют, должен танцевать. Такова Его природа.

#00:05:12#

Позже мне встретилось высказывание еще одного западного философа — Фридриха Ницше, который прославился своим изречением: «Бог умер». В другом же месте Ницше сказал — сказал это саркастически, но, как бы то ни было, он заявил: «Если бы я верил в Бога, то я бы верил в танцующего Бога». Увидев это утверждение, я подумал, что даже Ницше может быть привлечен Кришна-концепцией Божественного, он может быть привлечен личностью Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:06:26#

Обычно, когда мы говорим об Абсолюте, реальности и тому подобных запредельных вещах, мы говорим об этом сухим языком науки. Но язык поэзии, язык переживаний при этом выхолащивается. Ученые, когда говорят о высшей Реальности, оперируют такими понятиями, как «пена», «газ» и т. д. Вряд ли вы увидите, что некий ученый, выступая на телевидении, заявит, что высшая Реальность, абсолютная Реальность — это красота, очарование, экстаз. [Смеется.] «Мы открыли это в наших лабораториях. В один прекрасный день мы поглядели в микроскоп и увидели красоту, сладость и очарование. И это нечто еще и танцевало!» [Смеется.]

#00:07:48#

Но именно так мы говорим о Реальности. Мы — духовные ученые. Точно так же, как ученые этого мира заняты исследованием этого [вещественного] мира, мы вовлечены в исследование и поиски Божественного.

#00:08:24#

Исследователи этого мира — скажем, те, кто ищет лекарство от рака, — продолжают свои поиски на протяжении пяти–десяти лет, и эти поиски не теряют для них смысл. В некоторых случаях эти люди готовы посвятить поиску всю жизнь и так и не достичь успеха. Но при этом они не считают, что их жизнь прошла зря. Поскольку то нечто, что они ищут, — столь ценное, столь возвышенное и столь благородное. Мы заняты поиском Шри Кришны. И нам не стоит ожидать, что наши поиски увенчаются успехом через год, пять лет, десять лет и т. д. То, что мы ищем, — это высшая причина, первопричина всего: сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[1].

#00:09:55#

йасмин виджн̃а̄те джн̃а̄там̇ эвам джн̃а̄там̇ бхавати…[2]

Веды говорят: «Старайся познать то, благодаря познанию которого ты познаешь все».

…йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати…

Также Веды говорят: «Пытайся обрести то, обретя которое, ты обретешь все». И это верховная Абсолютная Истина. Прекрасная, исполненная красоты личность Бога. Шри Кришна. Реальность прекрасна. Это не есть некая сухая научная абстракция. Это не есть черная дыра где-то в космосе, которая высасывает энергию или само бытие, подобно гигантскому пылесосу. Эти люди, которые рассуждают о черных дырах и т. п. [ученые-материалисты], говорят: то, что мы утверждаем, — абсурд. В их представлении источник мироздания — это некая первородная пена. И они говорят об этом с ясными глазами. Кто сумасшедший? Не отвечайте на этот вопрос. [Смеется.]

Вопрос: Нужны ли мы Богу, если Он самодостаточный?

#00:12:22#

Шрила Госвами Махарадж: В определенном смысле можно сказать: «Нет. Мы Ему не нужны».

#00:12:27#

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе,
джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣…[3]

Но мы Его частицы. Мы неотъемлемые Его частицы. С одной стороны Безграничное — Он, с другой стороны ограниченное — мы. Безграничное целое и бесконечно крохотные Его частицы. Мы бесконечно крохотные, вторичные или косвенные проявления Божественного. В этом смысле мы — часть Бога. Но мы никогда не сможем стать Безграничным. Наше положение ограничено. Но истина в том, что мы нуждаемся в Боге.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Винод Бандху Дас,
Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас


[1] «Причина всех причин». Это слова из первого стиха пятой главы «Брахма-самхиты»: ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам — «Верховный Господь, сама истина, сознание и счастье — это Говинда, Шри Кришна. Он не имеет начала, являясь Источником всего сущего и Причиной всех причин».

[2] Йасмин джн̃а̄те сарвам идам̇ виджн̃а̄там̇ бхавати, йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати, тад виджиджн̃а̄сасва тадева брахма.

[3] Мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе, джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣ / манах̣ ш̣аш̣т̣ха̄нӣндрийа̄н̣и, пракр̣ти-стха̄ни карш̣ати — «По своей природе живые существа — Мои вечные духовные частицы. Но, воплощаясь в бренном мире, они обуславливаются материальным умом и пятью чувствами» (Бхагавад-гита, 15.7).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования