«Объяснение понятия „Прекрасная Реальность“. Бытие и сознание в поисках счастья». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1 мая 1982 года. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 13.6 МБ)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Объяснение понятия «Прекрасная Реальность».
Бытие и сознание в поисках счастья

(1 мая 1982 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

Есть ложное понимание, заблуждение, но оно не слишком могущественно, оно не самодостаточно, оно не независимо. Оно не поддерживает себя. Заблуждение зависит от Истины. Истина занимает превосходящее положение, а не заблуждение, поэтому твое взаимодействие должно быть всегда с Истиной, с позитивным началом. И что есть позитивное начало, Истина? Сат-чит-ананда — таковы характеристики: бессмертное существование, вечное бытие; затем самоосознание; и, наконец, полнота насыщения, удовлетворенность в себе. Это Начало удовлетворено в Себе, Оно полное.

#00:01:13#

В философии Гегеля говорится: бессмертное существование. На языке Гегеля это обозначается как «Реальность Сама по Себе». «И Реальность, — говорит он, — Сама для Себя». Такова другая характеристика. И в центре находится элемент сознания, но Гегель не говорит об этом начале. Сат-чит-ананда. Чит — самоосознание. Он чувствует, что Он есть. Камень существует, но не ощущает своего существования. Камень может не знать, что он есть, что он существует. Но душа знает, что она есть, что она существует. Четан — она сознает это, но это сознание несовершенно. В этом сознании присутствует нужда, потребность, жажда некоей высшей жизни — это четан, чит.

#00:02:14#

Сат-чит-ананда. Ананда или раса — значит красота, гармония, любовь — такова концепция Его внутренней природы, полноты этой внутренней природы. Бытие, сознание и счастье. Не только жажда, не только знание, но — объект жажды, объект познания, и этим объектом является ананда. Сат-чит-анандам. Анандам и сундарам синонимичны, это синонимы.

#00:03:05#

Я видел, как один из европейских философов переводил термин «ананда» словом «красота». Реальность прекрасна, прекрасная Реальность. И мы видим, что эта идея очень близка к Кришне.

#00:03:25#

Я помню, был такой французский лингвист-философ Мартине[1]. Он был выдающимся лингвистом и писателем, выдающимся поэтом. Мартине был автором выражения «Прекрасная Реальность». Высшее Начало есть Прекрасная Реальность, Красота.

#00:03:51#

Как в поэме Вордсворта: зримая красота и слышимая красота. В стихах Вордсворта присутствует персонаж — женский образ, героиня его поэмы, девушка по имени Люси Грей. Он пишет: она жила в деревне, деревенская девушка, и рядом с деревней был ручей. И Вордсворт говорит: звук текущего ручья усиливал, подчеркивал ее красоту, вносил вклад в ее зримую красоту — такой была его версия.

#00:04:35#

Многие пытались интерпретировать эти поэтические строки, но один бенгальский ученый Харинатх Де, который был выдающимся полиглотом (он знал тридцать два языка, был великим ученым, но жизнь его была недолгой), дал следующее толкование: звуковая красота вносит вклад в визуальную красоту. И я был очень тронут этим объяснением. Прекрасный звук усиливал, подчеркивал физическую красоту, красоту внешности той девушки. Это значит: красота слышимая, сладостный звук вносил вклад в визуальную красоту.

#00:05:29#

Таким образом, Прекрасная Реальность — красота в самом широком смысле слова: красота слышимая, красота зримая, красота обоняемая, красота осязаемая, анандам, расам в целом. Раса, ананда, сундар.

#00:05:54#

Сатьям-шивам-сундарам — говорится в другом стихе Упанишад. Шива значит мангала. Какова природа, критерий мангалам? Амангалам означает «смертный», а бессмертие есть шивам, мангала, «бессмертный». Шива, мангалам значит «бессмертный», то есть сознательный, сознающий. Душа бессмертна. Камень смертен, но душа бессмертна, и подлинная душа есть шива. Но душа — вы видите — уязвима, ущербна. И есть Высшая Душа, и эта Высшая Душа — сундарам, Красота. Это конкретная реальность, независимая, это полное представление вещей. Все остальное суть частичное представление Абсолюта.

#00:07:04#

Сатьям-шивам-сундарам. Сундарам — удовлетворенность. Душа не удовлетворена, а в случае камня не стоит вопроса об удовлетворенности: он просто есть, существует. Но душа не удовлетворена, она вечна, она вечно сознает себя, шивам. Мр̣тйун̃джайа, Махадев, Шива свободен от смертности, от изменения, он вечен. Но самой по себе вечности еще недостаточно. Расам, сундарам — эти явления способны заполнить брешь.

#00:07:58#

Сундарам есть объект нашего поиска, куда бы мы ни отправились, чем бы мы ни занимались. При пристальном рассмотрении что стоит за каждым нашим движением и действием? Поиск красоты, поиск полноты, поиск сундарам, поиск расы.

#00:08:24#

на те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи виш̣н̣ум̇
дура̄ш́айа̄ йе бахир-артха-ма̄нинах̣…
[2]

Внешне и по невежеству, заблуждаясь, можно посчитать, что мы ищем то одно, то другое: деньги, чувственные наслаждения, власть — но это лишь некое внешнее и частичное понимание положения вещей. Если проанализировать на глубоком уровне природу этого влечения, тогда мы увидим, что мы стремимся, мы жаждем и заняты поиском исключительно расы, анандам, сундарам, полноты удовлетворения. Мы не стремимся к частичным, временным так называемым удовольствиям, поэтому кама, артха, дхарма не могут удовлетворить наши внутренние, глубинные чаяния. Что говорить об обычном освобождении, об освобождении от наших нынешних чаяний, мимолетных и преходящих желаний? Это освобождение так же не является целью — таково открытие ученых.

#00:09:51#

Освобождение — это искусственная жизнь, просто отстраненность, свобода от негативной стороны, но жизнь должна быть насыщенной, полной. В жизни существует цель, которая должна быть достигнута. У всего есть предназначение — таково неизбежное положение всего и вся. Любая реалия предназначена для чего-то, имеет предназначение: ноль не может быть окончательным заключением всего целого, но — безграничное, бесконечное, не ноль. Поэтому обычное освобождение — оставаться исключительно в состоянии глубокого сна без сновидений — это разрушительно, это ни к чему не ведет, не плодотворно. Это состояние не может быть целью творения и не может быть целью нашего существования, поэтому следует искать другую сторону.

#00:10:59#

Чид-вилас. Где мы можем обрести это явление? Здесь, в этом мире, торжествует эксплуатация, но речь идет о противоположном явлении — о жертвенности. Бхакти — жертвенность, преданность, которая проявляется после того, как мы отдаем себя Центру, вручаем себя Ему.

#00:11:23#

Как я сказал, необходимо отказаться от частного интереса и войти в единую семью. Принять Хранителя, жить в семье, в которой есть Хранитель, Опекун — подобное нам советуют. Мы должны занять правильную позицию и научиться жить в семье, принимая руководство, опеку Хранителя. Мы не должны бояться указаний Хранителя, мы будем пытаться понять, что жизнь под опекой Хранителя — это целостная и здоровая жизнь.

#00:12:22#

Мы можем не искать независимости. Независимость не может решить проблем, с которыми мы сталкиваемся. Мы находимся в гуще проблем, в этом нет сомнений. При поверхностном рассмотрении может казаться, что благодаря независимости можно решить все эти проблемы, но это ошибочное представление. Писания и махаджаны приходят нам на помощь и говорят: нет, в настоящее время ты можешь думать, что независимость даст тебе подлинное удовлетворение, удовлетворение глубин твоего сердца, но это ложная идея. Ты рассматривал как своего врага [несвободу] — ты пытался избавиться от давления обстоятельств на тебя, ты думал, что если будешь свободен, то будешь счастлив, — это ложное представление. Скорее, противоположная истина: ты должен пытаться научиться жить в объединенной семье, одной семье, ты должен научиться жить в ней, найти в ней место, ты должен исправить себя.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас


 

[1] Речь, по всей видимости, идет об Андре Мартине, одном из теоретиков структурализма. В 1982 году, когда была дана эта лекция, Мартине был еще жив (умер в 1999 году).

[2] На те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи виш̣н̣ум̇, дура̄ш́айа̄ йе бахир-артха-ма̄нинах̣ / андха̄ йатха̄ндхаир упанӣйама̄на̄с, те ’пӣш́а-тантрйа̄м уру-да̄мни баддха̄х̣ — «Люди, поглощенные мыслями о мирских наслаждениях, избирают себе лидера или гуру из числа таких же слепцов, как они сами, — слепцов, которые привязаны к внешним объектам, доступным для материальных чувств. Такие люди не способны понять, что цель жизни одна: вернуться домой, к Господу Вишну, и посвятить себя служению Ему. Как слепой, идущий за другим слепым, сбивается с пути и падает в яму, так и материалистичные люди, избравшие своим лидером еще одного материалиста, запутываются в необычайно прочных веревках кармической деятельности и погружаются в бездонную пучину материального бытия, где их снова и снова преследуют тройственные страдания» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.31).

 

← «Поиск расы — вступление к книге „Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности“». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· Йоги в дороге. Южный тур. Новороссийск →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования