«Стоит ли доверять своим чувствам?» Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 27 августа 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург. Фестиваль «VEDALIFE»



скачать (формат MP3, 32.67M)

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Стоит ли доверять своим чувствам?

(27 августа 2013 года, Лахта, Санкт-Петербург, фестиваль «VEDALIFE»)

 

Притху Прабху: [Преданные приехали] из Владимира, Тамбова, Киева, Москвы и многих других мест... [диалог на английском].

#00:01:18#

Бхакти Лалита Деви Даси: У нас очень много гостей, которые приехали из самых-самых разных уголков России и Украины, и с самых удаленных мест. И еще продолжают приезжать, и приедут в ближайшие дни. Также у нас специальные гости на алтаре: московский Шри Гирирадж, киевский Шри Гирирадж. Слет Гирираджей. Гирирадж Говардхан в квадрате. В день явления Баладевы был тринадцатый год со дня установки этих Божеств. И эти удивительно красивые Божества Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу тринадцать лет дарят нам Свои благословения здесь, на этой земле.

#00:03:03#

Они благословляют преданных, даруют даршан, принимают служение. Возможно, мы не понимаем природу Божеств, то, насколько это Сам Господь, какова слава Божеств. Но, так или иначе, нам бы не хотелось заниматься умственной спекуляцией. Да? Придумывать что-то свое о Боге, о Божествах. Мы не можем видеть Божество своими нынешними глазами, но мы счастливы тем, что Божества могут видеть нас. Поэтому мы предстаем перед Божествами и говорим: «Пожалуйста, взгляните на меня милостивым взором, одарите меня Своей милостью».

#00:04:36#

Шрила Гурудев с помощью очень многих преданных лично установил этих Божеств. Гурудев особенно любил фотографировать этих Божеств и в большей степени фотографировать Их в зимних одеждах, местный колорит, в меховых шапках, в шубах, коньки где-то приторочены. Он эти фотографии хранил у себя на веранде в Навадвипе и в Калькутте. И мы знали, что у Божеств здесь своя особая лила, развлечения. Если Они захотят, то отправятся покататься на коньках на льду Финского залива.

#00:05:49#

Божества могут не только ходить и говорить, Они могут еще кататься на коньках. Мы не можем этого видеть, нам не дано это увидеть, но мы, по крайней мере, в это верим. И, насколько это реально, насколько Божества действительно живее всех живых, показывают очень многие истории прежних времен, в частности, история о Мадхавендре Пури, о его взаимодействии с Божествами, его Гопалом, Гопинатхом, и [истории] других ачарьев.

#00:07:00#

Мы видим из этих историй, как Господь лично обращается к Мадхавендре Пури. Божество обращается, просит заботиться о Себе (о Божестве). Просит кормить Его, принести сандал и так далее. И даже в форме Гопинатха Он ворует собственную еду, для того, чтобы накормить и угостить Своего преданного Мадхавендру Пури.

#00:07:33#

Иная история Сакши Гопала. История такова, что двое брахманов, молодой и пожилой — пожилой был более состоятельный, а молодой был очень беден, — путешествовали в паломничестве по святым местам. Старый очень заболел, и так серьезно, что мог уже и оставить этот мир. Молодой заботился о нем бескорыстно, и старый настолько проникся к нему, что сказал: «Хорошо. Ты мне так хорошо служишь, что я всегда хотел такого зятя. Пожалуйста, стань моим зятем, возьми мою дочь в жены». Молодой сказал: «Я с удовольствием, никто тебя за язык не тянул. Единственное, что твои родственники на это никогда не пойдут». Тогда пожилой говорит: «Кто в доме хозяин? Я или кто?» «Ну, ладно. Давай, ты поклянешься перед Божеством». И они пришли в храм Гопала во Вриндаван, и старый брахман поклялся: «Я обещаю дать ему в жены свою дочь».

#00:08:49#

Но естественно, когда они вернулись по домам, родственники сказали: «Как так можно! Кто беден, тот ей не пара. Мы тогда восстанем, уйдем, наследство не дадим, дом сожжем». И пожилому пришлось забыть о своей клятве. И тогда молодой сказал: «Тогда я Гопала позову». «Ну, пожалуйста, иди во Вриндаван, зови». И он пошел, стал говорить с Гопалом. Перед Гопалом упал в дандават и сказал: «Гопал, пожалуйста, пойдем, подтверди». Гопал сказал: «Божества не ходят». Он говорит: «Но Божества ведь и не разговаривают. Пойдем. Пожалуйста, я Тебя прошу, мне надо очень жениться, очень хочется. Тем более что клятва была дана перед Тобой». И Гопал сказал: «Хорошо, я пойду, но только ты не оборачивайся». (Сегодня Авадхут Махарадж рассказал эту историю вкратце.) Итак, Гопал шел за ним, а прежде он сказал: «Где ты обернешься, там Я стану за тобой». Итак, он [молодой брахман] слышал только по звону ножных колокольчиков, что Гопал идет. Он готовил для Него, предлагал Ему пищу, и они уже почти дошли до Пури.

#00:10:13#

И в конце концов он все-таки обернулся, Гопал там так и остался [стоять]. Это место рядом с Бхуванешваром, там находится Сакши Гопал — этот храм, это Божество. Тогда молодой брахман пришел в Пури и сказал: «Я привел Гопала». «Где?» «Пойдемте, покажу». И они пришли, увидели Гопала, поняли все. Старый брахман подумал, что Бога, наверное, не стоит обманывать, и выдал, скрепя сердце, дочку за бедного брахмана, понимая, что на самом деле он не беден, а богат, поскольку Сам Господь пошел за ним, за Своим преданным. Вот такая история.

#00:11:08#

Есть другая история, связанная с Гопалой Бхаттой Госвами. У него были Божества Шалаграма-шилы. Это камни реки Гандака. Ему кто-то подарил прекрасную одежду для маленького Божества. И ему очень хотелось предложить ее [Божеству], но ее нельзя было одеть на Шалаграм. Он думал: «Если бы у меня было Божество, я бы мог одевать Его, ухаживать за Ним, заботиться».

#00:11:44#

Однажды утром один из двенадцати Шалаграма-шил превратился в маленькое Божество Радха-Рамана. Придя, Гопал Бхатта Госвами увидел, что в корзине одиннадцать Шалаграма-шил и одно Божество. Он понял, что Шалаграма-шила, для того чтобы удовлетворить желание его сердца, превратился в Божество Радха-Рамана, и он предложил ему одежду. Это Божество до сих пор одно из самых известных Божеств Вриндавана. Оно никогда Вриндаван не покидало, Ему там поклоняются.

#00:12:37#

Божество Радха-Рамана было любимым Божеством Гурудева во Вриндаване. Мы всякий раз, когда были во Вриндаване, приходили в его обществе поклониться Божеству Радха-Рамана, а также пообщаться с местными Госвами, которые всегда были очень внимательны, заботливы, нежны с нами. Само Божество Радха-Рамана присутствует там, и рядом с Божеством на камне написано имя Радхарани, и камень обернут в сари. Таким образом Радхарани присутствует в таком облике.

#00:14:16#

Есть очень много историй о Божествах, о том, как Они разговаривали, куда-то ходили, ели, в том числе, как Они приседали. Например, история Тота-Гопинатха. Шрила Гададхар Пандит поклонялся этому Божеству всю жизнь, находясь в Пури. Когда Гададхар Пандит совсем уже состарился, ему было очень тяжело надевать на высокое Божество гирлянду. И тогда, чтобы помочь Своему слуге, Тота-Гопинатх присел. С тех пор Он навсегда застыл в такой позе.

#00:15:07#

То, что необходимо для поклонения Божеству, это настроение служения. Эти Божества особенные, это личные Божества Гурудева. Они живут рядом с вами и принимают ваше служение. «Храм Кришны, храм Махапрабху на пороге Ленина». В газете «Таймс оф Индия» была опубликована статья с таким названием, как только был установлен этот храм. И Гурудев был очень счастлив, он был очень горд, вырезал эту заметку из газеты и повесил рядом.

#00:16:40#

Я очень счастлива быть здесь в вашем обществе преданных, которые приехали из разных частей России и Украины. Мы очень благословлены, находясь здесь, в обществе под руководством Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа, Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа, Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа. В нашей миссии есть также и другие ачарьи, которые также очень трогательны. Они очень тесно связаны с нашей русской миссией и миссией по всему миру.

#00:17:59#

В эти дни мы можем обрести общение Шрилы Авадхута Махараджа, Шрилы Госвами Махараджа, посоветоваться с ними о чем-то. И я здесь. Не думайте, что я занимаю какое-то возвышенное положение, я просто ваша сестра и подруга, ваша вечная доброжелательница. Я не какая-то особенная, какая-то важная птица. Я очень счастлива быть вашей сестрой, вашей подругой. Поэтому, если я вам могу чем-то помочь, никогда не стесняйтесь, всегда обращайтесь ко мне.

#00:19:03#

Уже несколько лет я провела в разлуке с вами, я не видела вас столько времени! Конечно, некоторые из вас приезжали в Индию, некоторые — в Таиланд. Но уже четыре года меня не было в России. По крайней мере, многих из вас я так и не видела все это время. Может быть, у кого-то из вас есть какие-то вопросы? Я бы могла на них отвечать.

#00:19:52#

Бимал Канти Прабху: Такой вопрос. Все ли души, получившие рождение сейчас, в Кали-югу, имеют бхакти-сукрити? Или есть какие-то случайности в этом [рождении]?

#00:20:51#

Бхакти Лалита Деви Даси: Думаю, что нет. Потому что бхакти — это крайне редкое явление. Но это на самом деле лучшее время и лучшее место для того, чтобы присоединиться к движению Махапрабху. Небожители занимают очередь для того, чтобы родиться человеком в Кали-югу. В эту особую Кали-югу. Они хотят принять рождение не просто где-нибудь, а в семьях преданных или где-то, чтобы быть с ними непосредственно связанными.

#00:22:01#

Не так уж и просто практиковать сознание Кришны на небесах. Слишком все там роскошно, красиво, слишком много наслаждений. Так что им там не особо приятно практиковать. Им там приятно, поэтому не особо удобно практиковать. Я помню на самом деле нашу первую с тобой встречу, Бимал, когда я первый раз приехала в Россию. У него были маленькие Божества Радхи-Кришны в сумке, и он спонтанно проводил Их даршан. Внезапно открывал сумку, и тебе нужно было сразу склониться к Их стопам.

#00:23:34#

Куда-нибудь бежишь по лестнице, вдруг перед тобой появляется Бимал Канти, открывает сумку и дарует даршан Божеств. И более того, по всему миру известен бимал-сандеш, потому что его любит Бимал Канти. Может быть, ты об этом и не знаешь, но тебя знают во всем мире. Мы знаем, что ты вечный путешественник, который трансцендентно перемещается из места в место, проповедует повсюду, куда приезжает, воспевает Имя и славу Господа. Мне кажется, что ты, наверное, в поезде живешь. И служить не так уж тебе просто бывает. Да? Приходится принимать на себя много аскез, много трудностей. Поэтому очень здорово видеть тебя здесь в бодром состоянии, все еще «на коне», в проповеди, отдающим служению жизнь, душу. А где у тебя Радха и Кришна сейчас?

#00:25:30#

Бимал Канти Прабху: Дома, в Одессе.

#00:25:38#

Бхакти Лалита Деви Даси: А я даже не знала, что у тебя дом есть. Наверное, ты там не живешь?

Бимал Канти Прабху: [неразборчиво].

#00:26:00#

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть ли другие вопросы?

#00:26:18#

Преданная: Не очень понятно… [неразборчиво] вопрос философии и проживания на небесах. Что имеется в виду — на небесах? Кто стоит в очереди и почему они стоят, если им так хорошо, если они около Бога находятся?

Притху Прабху: В раю, не около Бога.

Преданная: Имеется в виду на небесах — в раю? [Неразборчиво.]

#00:27:47#

Притху Прабху: У меня тут такой вопрос возник: можем ли мы что-то почувствовать духовное? С одной стороны, некоторые преданные считают, что, соприкоснувшись с вайшнавом или получив посвящение, получив духовное общение или еще что-то, к ним придет некое сокровенное чувство. Некоторые действительно делятся, что к ним что-то пришло, что они что-то почувствовали. С другой стороны, некоторые говорят: «А я ничего не почувствовал». И вот вопрос о чувствах: «Насколько это подлинное? Насколько мы действительно можем почувствовать что-то трансцендентное?»

#00:28:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я отвечу словами Гурудева. Гурудеву задавали этот вопрос, я слышала, как он отвечал. Гурудев всегда советовал, особенно в нашем начальном положении, в положении каништх, не слушать чувства, не слушать эмоции, это все наносное. Особенно это касается тех, кому кажется, что Бог ему улыбается с алтаря или подмигивает, пошевелил пальцем руки, типа: «Привет! Я с тобой». То есть не верить своим галлюцинациям.

#00:29:46#

Гурудев не хотел, чтобы мы себя куда-то загоняли, в какие-то свои собственные фантазии. Гурудев хотел, чтобы мы здоровым образом практиковали сознание Кришны и стали надлежащими восприемниками милости Господа. Духовная суть — это очень, очень редкое и очень ценное явление, и не так-то просто его получить. Некоторые преданные считают, «пятилетка за три года», за три года стану чистым преданным, сейчас поднатужусь немножко: сделаю упор на севе, на садхане, и стану чистым преданным через три года.

#00:31:15#

Но через три года я понимаю: не работает. Через три года, может быть, я даже стал еще хуже, чем был до этого. Не так все просто, не так все дешево, как кажется. Не нужно жить на плане впечатлений, потому что впечатления обманчивы, особенно первые. Надо быть серьезней. Естественно, для нашего вдохновения в нашей жизни обязательно будут происходить какие-то чудеса, какие-то волшебные вещи, но все равно не нужно к ним относиться как к путеводным нитям. Можно принять это в свою жизнь, убедиться, что Бог есть, для себя и продолжать практиковать.

#00:32:44#

Иногда бывает так, что это очень радостные, светлые дни: тебя прославляет твой учитель, положит тебе руку на голову, скажет при всех несколько приятных слов о тебе, слов уважения, почтения. А на следующий день он тебя просто размажет. Поэтому нам рекомендуется не охотиться за вдохновением, а сосредоточиться на стабильности в своей духовной жизни. Независимо от того, хвалят нас или ругают, хорошо нам или плохо. Необходимо постоянно жить духовной жизнью, практиковать, не особо радуясь, когда хорошо, и не особо печалясь, когда плохо, не привязываться к вдохновению.

#00:34:20#

Нужно понять, что это процесс, которому нужно посвятить всю жизнь, не просто какую-то часть себя, нужно полностью себя этому посвятить. Постепенно мы придем к такому пониманию. Это нужно иметь всегда перед собой, нужно к этому всегда бесконечно стремиться. И, подводя итог, можем ли мы чувствовать что-либо духовное, некий духовный поток на нашем начальном этапе практики, скажу: «Я с этого начала. Лучше этому не верить. Если вы что-то чувствуете, то не верьте этому».

#00:35:20#

Преданный: [неразборчиво].

#00:35:58#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле есть три этапа. Первый этап — не рискуешь, ничего не получишь. Второй этап — рискуешь всем и понимаешь, что не получишь ничего. А третий — рискуешь всем и получаешь все. Каждое живое существо в своей духовной жизни проходит эти три этапа. Третий этап — либо рискуешь всем и получаешь все, либо не рискуешь ничем, но получаешь все. Я уже подзабыла немножко.

#00:37:24#

Что означает первое — рискнуть всем? То, что нам нужно выбраться из собственной грязи, в которой мы очень надежно увязли, то есть из своих собственных заблуждений, из своих телесных представлений о жизни и о своем эго, из своих фантазий, мечтаний. Во всем этом, где присутствует материальный аспект, мы должны понять, что это все — хрупкое, невечное, зыбкое, и в этом можно увязнуть надежно и надолго. Из этого нужно как можно скорее выкарабкиваться.

#00:38:30#

С этого нужно начинать на самом деле, и на этом пути мы встретим столько поддержки в лице наших братьев, сестер, даже прихожан, людей, которые просто своим присутствием, своим энтузиазмом вас будут вдохновлять. И Божества принимают ваше служение. Очень много всего вдохновенного в жизни есть, если обратить на это внимание. Не обязательно для этого погружаться в чувства, достаточно того, что вы обретете реального.

#00:39:18#

О чем я говорю? Если вам вдруг показалось, что вы увидели Кришну или почувствовали божественный экстаз, то, скорее всего, это не так. Бывает так, что преданные, особенно в начале пути, начитаются священной литературы, и потом им кажется, что у них у самих священный экстаз, по крайней мере, отдельные его признаки. Поэтому Гурудев очень советовал нам — лучше не верьте таким чувствам. Для духовной жизни лучше не верить позывам своего ума, лучше цепляться за что-то подлинное, реальное. За что мы действительно можем уцепиться и идти дальше, расти.

#00:40:39#

Преданный: Сейчас мы находимся в положении неофитов, начинающих. Мы в таком положении иногда, что у нас крайне не хватает махараджей, садху… [неразборчиво]. Можем ли мы хоть немного проповедовать или же нужно всех направлять к Махараджу? Хотя они у нас очень редко бывают. Можем ли мы, неофиты, начинать проповедовать?

#00:42:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Наша духовная практика заключается в садхане и проповеди. Также, когда вы практикуете, вы проповедуете. Тем, что у вас есть, даже пусть это немного, вы можете прекрасно делиться. И даже если это нечто, что кажется вам незначительным, тем не менее у вас это есть, и вы хотите этим делиться. Почему нет? Конечно же. Махапрабху сказал: «Я приказываю вам всем — станьте Гуру». Нельзя неправильным образом это понимать. Это не значит, что мы все должны раздавать другим четки, стать их Гуру, принимать их в ученики. Нет, вовсе не это.

#00:43:45#

Это означает: кого бы вы ни встретили, говорите ему о Кришне, попытайтесь поделиться богатством своего сердца, пусть даже самым незначительным, с другими. Сделать их сознающими Кришну. Даже ребенок может проповедовать. Иногда преданные ходят собирать пожертвования в Америке, они одевают детей в духовные одежды, ставят им тилаки, и это привлекает очень многих людей. Дети раздают приглашения в храмы. Сами еще читать не умеют, но уже раздают. И они могут на самокате ехать, и каждый видит…

#00:45:02#

Преданная: [неразборчиво].

Притху Прабху: Ну, где-то, да, нельзя. Здесь мы на Невский выходим, ну, не на Невский, на Невский тоже нельзя. По крайней мере, вылазки делаем с караталами, с мридангами, но иногда шумят.

Преданная: [неразборчиво].

Притху Прабху: Нет, своих собственных детей. Что хочу, то и делаю. Они собственных детей одевают.

#00:45:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Нет, мы говорим о детях преданных. Когда мы проповедуем, они ездят с нами. Это просто пример. Я просто пыталась сказать, что даже ребенок может проповедовать, лишь своим видом. Так что чувствуйте, что у вас есть мощная поддержка всегда. На заднем плане Авадхут Махарадж, который к вам, я надеюсь, заезжает. Поэтому имейте мужество, стойкость, проповедуйте. Приглашайте преданных к себе домой, приглашайте друзей, угощайте прасадом, устраивайте нама-хатты у себя. Наша миссия растет таким образом — через друзей преданных, через членов их семей. Все больше и больше людей привлекается из близкого окружения преданных. Они тоже становятся преданными. Хорошо? Сейчас мы закончим, чтобы прерваться на завтрак.

Джая Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джая!

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнила: Гандхарва Деви Даси
Редактор: Туласи Прия Деви Даси

 



←  «Для чего следует задавать вопросы?». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Фестиваль «VEDALIFE» в Лахте, Санкт-Петербург. 27 августа 2013 года ·• Архив новостей •· «Прославление преданных». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 25 августа 2013 года. Москва, Кисельный. Фестиваль «VEDALIFE» →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования