«Духовные имена». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 13 августа 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 54.1 МБ)

Шримати Бхакти Лалита Диди

Духовные имена

(13 августа 2013 года, Санкт-Петербург, Лахта)

 

Вопрос: Я слышала одну лекцию Гурудева, она была на английском. Может быть, я неправильно поняла что-то, но там был такой момент: Гурудев цитировал шлоку, где Кришна говорит, что Уддхава [Ему] дороже всех, дороже Его самого. И кто-то из слушателей (может даже Госвами Махарадж) пошутил: хорошо, что Баладева это не слышал. И Гурудев сказал: «Наоборот, Баладева был бы очень горд тем, что прославили Его преданных». То есть прозвучало это так, что Уддхава — преданный Баладевы. Или я неправильно поняла?

#00:00:59#

Притху Дас Брахмачари: Наверное, все-таки [имелось в виду] то, что прославили преданного Кришны. Ладно, сейчас спрошу. [Переводит вопрос.]

#00:02:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: Возможно, это был шутливый разговор между Гурудевом и Госвами Махараджем — они иногда шутят друг с другом. В какой-то степени мы можем сказать, что Кришна также является слугой Баладевы: даже так бывает, потому что Он — старший брат, Кришна прислуживает Ему и так далее. С другой стороны, у Баладевы нет эго, как у нас, и Он всегда счастлив, когда кто-то кого-то подталкивает занять более высокое положение в служении Господу, больше удовлетворять [Его].

#00:03:49#

Таким же качеством обладает Шримати Радхарани. Она всегда считает Себя меньше и хуже других, Она всегда рада предоставить возможности служения другим и рада, когда они обретают некое прославляемое положение. Она всегда продвигает других. Божественная природа такова: «меньше себя», меньше эго — и это, наверное, важный момент, Гурудев хотел отметить его. Ответила? Другие вопросы?

#00:05:43#

Притху Дас Брахмачари: Многие преданные спрашивают, и я иногда теряюсь при ответе на этот вопрос. Некоторые говорят: «Такой-то Дас», допустим, Притху Дас. Это означает «слуга Притху» или «слуга по имени Притху»? Это первый вопрос. Второй вопрос: говорится, что Гуру в своем сердце видит, как ученик связан с Кришной, соответственно этому дает имя. Как это происходит?

#00:06:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Божественный поток нисходит свыше во время посвящения, и Гуру в своем сердце видит это. В какой-то мере это связано с нашей духовной природой и нашей жизнью в служении. Ведическая традиция такова, что когда дается посвящение, в этот момент уже дается новое, духовное имя. Как правило, ваше духовное имя начинается на ту же букву, что и ваше мирское имя, и хотя это не самое главное правило, но традиционно происходит так. Однако для многих гласных и согласных очень сложно подобрать духовное имя, как, например, в Китае у многих преданных имя начинается на «Х», поэтому многое зависит от вдохновения в сердце Гуру.

#00:09:09#

Бывало даже такое: Шрила Шридхар Махарадж однажды давал посвящение одному ирландцу и сказал: «О твоем имени я должен подумать», и дал ему имя только через неделю, то есть он думал все это время. Прежнее имя этого преданного начиналось на «П», Шрила Шридхар Махарадж в конце концов дал имя Пранашиш.

#00:10:15#

На самом деле все зависит от вдохновения в сердце Гуру. Когда мы получаем посвящение, мы находимся в линии Рупануга-сампрадаи, которая держится особняком. Она достаточно специфичная: через Нитьянанду Прабху, Махапрабху, через Лалиту Деви — к Рупе Манджари и ее последовательницам. Такова наша высочайшая цель. У кого-то может быть имя Притху или Дхрува — это имена совершенно из другой лилы, из Вайкунтхи, но не предполагается, что в соответствии с именем мы отправимся туда. Гурудев, когда давал имя, спрашивал: «Как, нормально? Нравится?», потому что бывает так, что на местном языке или диалекте оно очень забавно звучит или еще как-то, поэтому он спрашивал: если имя ненормально [звучит], то он менял его.

#00:12:56#

[Когда происходило] посвящение испаноязычных преданных, особенно женщин, Джанардан Махарадж всегда сидел рядом для того, чтобы контролировать ситуацию, и говорил: «Пожалуйста, не давайте имя Локхамата». Это очень замечательное духовное, вайшнавское имя, одно из имен Шримати Радхарани, означает буквально «Мать Вселенной». Но на испанском означает «сумасшедшая мать», потому что loco означает «сумасшедший».

#00:13:56#

На самом деле у нас было много подобных забавных случаев, еще одним с вами хочу поделиться. В одной стране очень многие дети стали получать имя Мадху. Каждый из них стал Мадху: Мадху Мага, Мадху еще кто-нибудь. Дети рождались, и преданные просили: «Пожалуйста, дайте моему ребенку имя». И Гурудев давал: Мадху Бал, например, или еще кто-нибудь. И преданные сказали: «Слушайте, столько уже Мадху у нас, столько „меда“. Может быть, какое-нибудь другое имя?» Тогда Гурудев стал медитировать, и к нему пришло имя. Когда он отправил им по почте это имя, они не захотели его принять, потому что в переводе это значило «ведро помоев», «ведро навоза». Дети испражняются, и это прозвучало как «Назовите [ребенка] „Ведро испражнений“».

#00:16:16#

Я подумала: «Так, я же секретарь. Как же я это скажу?» Я написала: «Мне кажется, что вам лучше оставить то имя, которое Гурудев дал ребенку, и как-нибудь разобраться с этим. Мне бы не хотелось снова спрашивать его». И они ответили: «Ладно, хорошо. Джай Гурудев! Спасибо».

#00:17:12#

Мы видим, что когда нисходит нечто, исполненное силы, мы не должны отвергать это, мы должны принять. Вопросы какие-то еще есть?

#00:18:53#

Притху Дас Брахмачари [переводит свой вопрос]: Мой вопрос был таков: иногда имена преданных меняются. В связи с чем? То есть иногда Гуру позже дает более возвышенные имена; например, Шрила Шридхар Махарадж был сначала Рамендра Сундар, потом он стал Рамананда. Также иногда понижают имена в связи с каким-либо событием. Я хотел бы узнать об этом подробно.

#00:20:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Когда Шрила Шридхар Махарадж только присоединился к миссии Шрилы Сарасвати Тхакура, до посвящения его имя было Рамендра Чандра Бхаттачарья. Но позже, когда он получил посвящение, Шрила Сарасвати Тхакур дал ему имя Рамендра Сундар Дас. А еще позже (то ли во время второго посвящения, то ли после того времени), когда Шрила Шридхар Махарадж по наставлению Шрилы Сарасвати Тхакура обнаружил и установил отпечатки стоп Махапрабху в том месте, где происходила беседа между Махапрабху и Раманандой Раем, после этого Шрила Сарасвати Тхакур дал ему новое имя — Рамананда Дас1.

#00:21:32#

Я очень мало знаю об обратной ситуации, когда имена понижались вследствие того или иного наказания или еще чего-то, но несколько случаев, действительно, имели место быть. В Гаудия Матхе был один санньяси, который без получения на то разрешения отправился в паломничество в Гималаи, в Бадарикашрам, просто для того, чтобы выразить почтение. Но Шрила Сарасвати Тхакур не был этим доволен. С его точки зрения это было лишь упражнение для глаз этого санньяси, его самовольная отлучка, и временно он отозвал его полномочия санньяси (возможно, и сам статус санньяси), имя санньяси и назвал его Бадарикашрам Дас.

#00:23:34#

Позже он опять получил санньясу. Может быть, имя поменялось, может быть, осталось прежним, он вернулся к своей жизни санньяси. Возможно, это исправление со стороны учителя было немного жестким, но тем не менее очень поучительным. Оно пошло на пользу этому ученику, сохранив его духовную жизнь и стремление.

#00:24:41#

Однажды Шрила Шридхар Махарадж отозвал инициацию одного своего преданного, забрал у него четки, имя и сказал: «Все, ты больше не мой ученик». Но это крайне редкий случай. Если ученик не живет, как заповедовал, как наставил его Гуру, и если он не следует тем стандартам, которые установил учитель, то учитель имеет право отозвать свою милость обратно. Но это не значит, что мы со своей стороны осуждаем каким-то образом того или иного преданного, в том числе у которого отозвали милость. Наоборот, мы проявляем к нему сострадание и оказываем поддержку, то есть ни в коем случае не нужно с нашей стороны критиковать этого человека, этого преданного.

#00:26:41#

Мы можем вспомнить, как Махапрабху иногда менял имена Своим преданным. Например, была служанка Дукхи. Он сказал: «Ты теперь не несчастная, Дукхи, а счастливая, Сукхи». Изменил имя. Может быть, еще в нескольких моментах. Или как Шьямананда Прабху во Вриндаване получил новое имя после того, как обрел милость Шримати Радхарани и гопи, после того, как он нашел ножной браслет. Она поставила ему тилаку этим браслетом, даровала ему свою милость, изменилось и его имя.

#00:28:06#

В мире гаудия-вайшнавизма есть определенные понятия об именах, как их давать, и они могут меняться со временем, это — достаточно тонкая наука.

#00:29:02#

Притху Дас Брахмачари: Я переспросил насчет первой части моего первого вопроса: Притху Дас — это «слуга Притху» или же «слуга по имени Притху»? И Бхакти Лалита сказала, что имя не значит «слуга Притху», потому что Притху с Вайкунтхи, он из другой игры. Это не значит, что это имя относит нас к тому плану [бытия], поскольку мы находимся в эксклюзивной линии гаудия-вайшнавов, которая подходит к Лалите, к Рупе Манджари, и наше прибежище, наш конечный пункт назначения — там.

#00:30:02#

Бхакти Лалита Деви Даси: Или, например, Ума Деви Даси: это имя не значит, что она отправится на Шива-локу, чтобы прислуживать супруге Господа Шивы. У нас есть одна преданная — Маха-майя. Но это не значит, что она отправится к Маха-майе.

Притху Дас Брахмачари: Я вспомнил, что у нас еще есть на Украине одна Маха-майя, которой потом изменили имя на Йога-майя — возвысили имя.

#00:31:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: Однажды у одного ребенка, одной девочки, было духовное имя Камала. Это просто детское имя. Но Гурудев сказал: «Я хочу тебя возвысить, продвинуть. У тебя имя Камала. Камала — это имя Лакшми Деви. Теперь твое новое имя будет Камалини. Камалини — это имя Радхарани». По милости Гуру и Кришны очень многие вещи происходят. Еще вопросы?

#00:33:04#

Притху Дас Брахмачари: Мой вопрос был такой: почему в момент посвящения дается новое имя? Есть ли в этом какое-то значение, и если есть, то какое?

Бхакти Лалита Деви Даси: Процесс посвящения — это возрождение к новой жизни. Мы начинаем с посвящения свою духовную жизнь, и поэтому наше имя связывает нас с этой линией — рупануга-гуру-варгой, с Махапрабху, с Кришной, Радхарани, Лалитой и так далее. Начинается наш духовный путь, все в нашей жизни становится с этого момента духовным. Это как новое рождение, и мы получаем новое имя.

#00:34:31#

По милости Гуру мы получаем Святое Имя, получаем также духовное имя. Так или иначе, эти имена, когда мы друг к другу по ним обращаемся, напоминают нам о Кришне — мы произносим имена Кришны, Махапрабху, обращаясь к преданным, и это вызывает в нас некое памятование.

У нас осталось немного времени. Может, еще вопрос? Может быть, вы хотите узнать что-то о сознании Кришны? Вижу, у нас гости сегодня. Вы в первый раз сегодня здесь? Нет, не первый?

#00:36:11#

Мы хотим одухотворить свою жизнь, и поэтому все, что помогает нам в этом, мы принимаем, и отвергаем все то, что неблагоприятно для этого. Принятие и отвержение — две важные составляющие шаранагати, самопредания, с которых мы начинаем. Все, что вдохновляет вас на духовную жизнь, все, что питает и поддерживает вас, необходимо принять. А все, что стягивает нас [вниз], все, что мешает нашему росту, все, что затрудняет наш рост, затрудняет нашу духовную жизнь, необходимо отвергнуть, нужно быть способным отвергнуть это. Прогресс означает отвержение старого и принятие нового.

#00:37:54#

Если мы хотим действительно духовно расти, то нужно постараться отвергнуть все то, что мешает нам на нашем пути, и принять все, что благоприятно, все, что вдохновляет нас, все новое, духовное. То, что подталкивает нас к духовному, необходимо принять. У нас есть жизненная сила, энергия, и нужно использовать ее для духовного роста, для того чтобы продвинуться дальше, вперед.

#00:39:34#

Эта новая жизнь происходит превыше нашего материального существования, превыше нашего обусловленного бытия. Мы воспеваем имена Господа, процесс начинается со слушания (шраванам), а затем — воспевание (киртанам). С открытым сердцем мы внимаем науке самосознания, осознания Кришны. Мы слушаем из чистого источника, от представителя Кришны, тогда наша духовная жизнь протекает правильным образом. Какой-нибудь последний вопрос из зала?

#00:41:12#

Вопрос: [неразборчиво].

#00:44:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Поскольку мы не являемся рага-бхактами, поскольку мы естественным образом не живем спонтанной преданностью, то мы должны во всем следовать тем правилам и предписаниям, которые рекомендуют нам наши учителя и вайшнавы, то есть следовать этой садхане до какого-то момента и всегда высочайший идеал спонтанного любовного служения держать над головой, никогда не пытаться ворваться туда, но, скорее, служить тому плану бытия.

#00:45:14#

ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге
2

#00:45:46#

В этой шлоке говорится, что на нашем уровне мы занимаемся киртаном — прославляем Господа и Его преданных — и таким образом постепенно идем, следуем тому плану бытия, поклоняясь ему с нашего уровня, не пытаясь ворваться туда или как-то сымитировать его дух. Эта шлока написана прямо на входе в нат-мандир Шри Чайтанья Сарасват Матха. На самом деле, там еще находится диорама, на которой этот принцип изображен наглядно. Преданные с караталами, с мридангами поют, и над ними находится другой план: Кришна держит холм Говардхан, а пастухи помогают Ему палками его поддерживать.

#00:48:03#

Поэтому мы пытаемся следовать всем правилам и предписаниям, которые дали нам Гуру, вайшнавы, и при этом не быть очень фанатичными насчет внешних вещей, но вместе с тем не отвергать все подряд. То есть принимать то, что благоприятно, отвергать то, что неблагоприятно, занимать себя позитивной деятельностью, но на нашем уровне, то есть на уровне садхана-бхакти.

#00:48:44#

Что касается предложения пищи — нет необходимости делать ее очень формальной, церемония может быть очень простой. У нас нет большого храма, как здесь: дом. Здесь пуджари знает мантры, как предлагать, — он это делает. Дома можно делать все гораздо проще — там и обстановка менее формальная, можно поставить тарелочку перед Господом, позвенеть колокольчиком, помолиться: «Господь, прими, пожалуйста». Можно помолиться по-русски — Господь понимает сердце.

Вопрос: И без изображения можно предложить?

#00:50:11#

Бхакти Лалита Деви Даси: Можно и в уме предложить. Как мы уже говорили о том, что Гурудеву однажды преданные предложили фрукты в одном из храмов, а Гирираджу не дали. Гурудев взял свою тарелку (Гирирадж стоял неподалеку), поставил перед Гирираджем и сказал: «Кушай, Гирирадж», дал Ему пять секунд всего, потом забрал тарелку обратно. Но это мы тоже не можем имитировать, потому что это рага-марга, Гурудев показал этот момент своей жизни, как рага-марга: как высочайшие преданные взаимодействуют. Он естественным образом был рага-бхактой.

#00:51:50#

Мы видели это по его образу жизни, по тому, как он взаимодействовал с окружающим. Он показывал своим примером, что лучше предлагать, чем не предлагать, и что предложение может быть достаточно простым, и важно здесь то, что у тебя на сердце, а не то, что ты говоришь. И последнее: о чем ты говорил? О севе?

#00:53:05#

Относительно третьей части вопроса, про служение: лучше, конечно, совершать его сознательно, чем несознательно, но даже если вы совершаете его несознательно — все равно это служение, если вы делаете что-то полезное для храма, для вайшнавов. Гурудев говорит: надо научиться отдавать. Если трудно пока — хотя бы отдавайте какую-то золу, отдавайте что-то незначительное. Научите руку отдавать. Позже, возможно, мы научимся отдавать более подобающим образом более ценные вещи. Мы лишь практикующие, поэтому практика даст свой эффект.

#00:54:36#

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Нужно получить максимум выгоды из невыгодной сделки», а Шрила Говинда Махарадж говорил: «Лучше что-то, чем ничего». Попытки, постоянство дадут возможность победить в марафоне. Если мы будем просто сидеть и ждать, когда спонтанная рага-бхакти проявится в нашем сердце, то, возможно, мы проведем в этом ожидании целую вечность.

#00:55:51#

Мы видим, по примеру из «Брихад-бхагаватамриты», что возможен постепенный прогресс, переход с одного положения на другое — по ступеням от положения видхи-марга (то есть следования всем правилам и предписаниям) до спонтанной божественной любви. И это проявится в сердце.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Сундарджиу ки джай!

Переводчик: Притху Дас Брахмачари
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


1 В действительности Шрила Сарасвати Тхакур изменил имя Шрилы Шридхара Махараджа (Рамендра Сундар на Рамананда Дас) до того, как отправил его на берега реки Годавари с целью отыскать место беседы между Шри Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Раем. Об этом Шрила Шридхар Махарадж сам рассказывает в одной из своих лекций: http://sridharmaharaj.ru/?p=547 (на отрезке с 20-й по 22-ю минуту).

2 «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур).

← «Каждое существо вечно неповторимо». Бхакти Судхир Госвами. (Рус. субтитры). «All Beings are Eternally Unique». Bhakti Sudhir Goswami. (In English) ·• Архив новостей •· «Эротический принцип и безраздельная преданность Богу» (часть 7). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках). →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования