«Божественное рабство». Беседа Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа с учениками

(опубликовано в журнале «Шри Гаудия Даршан» в 1983 году)

  

Кришна — наш хозяин. Мы не властители этого мира. Мы части Целого, и у нас есть обязанности перед этим Целым. Мы несем ответственность перед иным, самым тонким планом бытия. Наше положение здесь подобно болезни, но когда мы выздоравливаем, мы обретаем жизнь на более высоком плане бытия. Такова концепция вайшнавов. Существует более высокая сфера бытия, нежели те сферы, где властвуют ложные концепции. Во вселенной отведено особое место для каждого. Я страдаю, служу темной стороне, и во всех концепциях, которые встречаю в жизни, я обнаруживаю страдание: джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи1. Однако существует концепция, когда жизнь стоит того, чтобы жить, когда есть то, ради чего жить. Об этом принципе забывают повсюду в этом мире, в том числе в многочисленных учениях, претендующих на звание религиозных.

Наша идея — это парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇2. Взгляды других относятся к воззрениям матсара̄ класса3. Эгоисты не могут оставить идею: «Я хозяин, я Брахман». На деле я часть повелевающего Начала, но подчиненная Его часть. Я зависимый элемент. Но они не способны осознать этого. Они матсара̄ — полны зависти. И это основной источник их философии. Но если бы они могли отказаться от своей концепции, пропитанной завистью, и стали бы более великодушными, они обрели бы жизнь на куда более высоком плане бытия. Следует думать: «Я был создан из более низких материй; только с помощью высшего Начала я могу улучшить свое состояние. Если я стану нирматсара̄ (полностью чистым сердцем) и кр̣ш̣н̣а-да̄сом (слугой Кришны), я смогу попасть на более высокий план бытия и достичь высшего блага». Но они не способны смириться с этим. Парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇. Все это содержится в «Бхагаватам», но они считают: «Если мне удастся стать диктатором, тогда я достигну наивысшего счастья».

Необходимо настроение покорности. Если я смогу подчиниться власти высшего плана бытия, это возвысит меня, и я обрету наивысшее благо, поскольку буду иметь дело с абсолютным благом. Если существует абсолютное знание, абсолютное благо, абсолютное вообще, то почему я не должен подчиниться Ему? Я понимаю, что нахожусь в самом плачевном состоянии, поэтому неподчинение для меня [этому высшему Началу] — самоубийство. Я отношусь к более низким сущностям, в сравнении с которыми могут существовать и более возвышенные сущности. Разве я имею право отрицать это? По опыту я знаю, что есть множество вещей низкого и высокого порядка. Субординация между камнем и ученым, который контролирует этот камень, очевидна, и вера в то, что на высшем уровне реальности существует подобная же иерархия, не выглядит чем-то особенным. Разве это неверно? Но позиция завистливых людей — худший вид уравнения. (Они уравнивают конечное и Бесконечное). Подобная позиция создает помехи для прогресса в истинной жизни.

Махапрабху заявил: джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’4, в самых бескомпромиссных выражениях: «Вы — рабы того высшего Начала. Это ваше врожденное, естественное, внутреннее состояние. Таково отношение вашего “я” к Абсолюту». Абсолют, с которым вы связаны, занимает очень возвышенное положение. Всепривлекающая природа Центра — это сознательная любовь, и вы служите этой великой силе любви и красоты. Вы очень удачливы, вам следует благодарить свои счастливые звезды за эту удачу. Эти абсолютные красота, очарование, знание и т. д. могут распоряжаться вами любым способом. Эта связь основывается не на силе. От вашего рождения до вступления в эту область вас ничто не отделяет. Здесь есть место для каждого из вас. Если вы стремитесь занять некое положение здесь, то каким же оно должно быть? Это положение подчиненных. По мере продвижения на более высокие планы бытия, вам придется принять положение зависимых. Это должно быть ясным из вашего собственного опыта. Однако это положение должно удовлетворять вас, иначе вас оставят в этом мире, словно мусор.

Вы столь ограничены, однако у вас очень возвышенные перспективы. Господь бесконечно выше вас, но у вас есть место подле Него. Неужели вы не готовы занять это почетное положение? Сам Господь говорит, что если вы станете Его рабами, Он станет вашим рабом. Чего же еще вы можете желать? Чего еще вы ожидаете?

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно
хй асватантра ива двиджа
са̄дхубхир граста-хр̣дайо
бхактаир бхакта-джана-прийах̣
5

Кришна говорит о двух Своих аспектах отдельно: «Я контролирую всю Вселенную, однако шаранагати контролирует Меня».

Таков путь любви. Не силой, не по необходимости, не благодаря внутреннему опыту, но лишь благодаря любви можно вступить в эту сферу. Вас должно это удовлетворять, чего же еще вы хотите? Господь приходит, чтобы служить вам, и вы не удовлетворены?

Оригинал на английском

 

1 Рождение, смерть, старость и болезнь (Бхагавад-гита, 13.9).

2 «Высшая истина, доступная лишь пониманию тех преданных, чьи сердца полностью чисты» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2.).

3 Имеется в виду материалистичное мировоззрение людей, исполненных матсары, зависти.

4 «Изначальное положение живого существа быть вечным слугой Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

5 [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).

← «Создатель законов». Лекция Шрипада Б. П. Сиддханти Махараджа. Лахта, Санкт-Петербург, 3 мая 2003 года ·• Архив новостей •· «Более чем Создатель». Шрила Б. С. Госвами Махарадж (на русском). «Beyond The Creator». Srila B. S. Goswami Maharaj (In English) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования