«Достоинство души». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху


Russian

Достойные люди бренного мира 

Совершая наше странствие в материальном мире, мы слышим о многих личностях, которые пытались утвердить достоинство определенной группы или групп людей. Я помню время моей учебы в бруклинской Высшей технической школе, где меня предостерегали, что если я не буду должным образом учиться, я рискую закончить кондуктором метро. В ту пору американцы считали это занятие малопочетным. Шел 1963 год, начало бурных 60-ых. Я сидел на уроке в школе, когда мы получили известие об убийстве президента Кеннеди.

Кеннеди был действительно достойным человеком. Он был выходцем из одной из богатейших семей Америки. Его считали очень привлекательным. Его жена была самой красивой женщиной, которая когда-либо занимала пост первой леди, и он был, возможно, самым влиятельным человеком в мире. Чтобы занять пост президента, он обещал создать и усилить законы, призванные защитить достоинство американцев, независимо от их происхождения, цвета кожи или вероисповедания.

В то время Нельсон Мандела в Южной Африке начал «тянуть» свой тюремный срок в 27 лет. Его преступление заключалось в том, что он боролся за достоинство коренных черных жителей этой страны. Почему столь великое страдание выпало одному человеку? Как большинство наших героев, он действительно пожертвовал собой ради дела. Он не просто произносил лозунги, ради своих идей он пожертвовал большей частью своей жизни, надеясь, что его жертва будет орудием в утверждении достоинства его соотечественников, черных южноафриканцев.

В Соединенных Штатах доктор Мартин Лютер Кинг начал свое движение на Юге, чтобы искоренить расовую несправедливость. Конституция гарантировала многие права всем гражданам, но на Юге процветал открытый расизм, и любой, кто пытался изменить такое положение вещей, сталкивался с острым сопротивлением. Документально подтверждены многие случаи убийств и нападений на лидеров движения за гражданские права, а их преступление состояло в попытке утвердить достоинство черных американцев, которых сейчас именуют афроамериканцами.

Движение доктора Кинга взяло за пример движение ненасилия и несотрудничества Махатмы Ганди. Всеми силами Гандиджи боролся за восстановление достоинства индийцев. Почти весь субконтинент был занят британскими оккупационными частями, и многие так называемые образованные люди того времени считали образование индийских «язычников» бременем. Ганди был полон решимости избавить Индию от чужеземных захватчиков, и он пожертвовал своей жизнью ради этого. 

Общий изъян
всех материалистичных устремлений 

Мы были очарованы посланиями всех вышеназванных героев, но в них всегда был некий изъян. Нечто в наших сердцах желало большего. Мы повелись на лозунги движения хиппи: «Быть здесь и сейчас», и пытались быть членами «нации Вудстока». Какое-то время мы думали, что это та платформа, на которой мы утвердим достоинство движения альтернативной культуры. Однозначно, то было менее достойное течение, нежели вышеназванные движения, но, тем не менее, разновидность борьбы.

Все эти великие люди жертвовали своими жизнями ради достоинства других, но, к сожалению, все их представления о достоинстве были основаны на телесном, а не на духовном. Во времена движения Ганди в Индии Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал свое проповедническое движение Гаудия Матх, и одна из его лекций носила название «Гаудия Матх ратует за достоинство души». Наконец-то на нашем пути возникла реальная помощь.

«Вы живете в измерении эксплуатации» — учили нас. Какая разница, кто эксплуатирует? Эти роли постоянно меняются. Кто эксплуатирует сегодня, станет объектом эксплуатации завтра. Нас не учат быть слепыми к неравенству, страданию и эксплуатации, но мы знаем, что эти факторы никогда не могут быть устранены из этого измерения бытия. Чтобы наслаждаться, я должен брать у других. Если я хочу наслаждаться прекрасным солнечным деньком, кто заплатит солнцу?

Мы говорим о любви, преданности и жертвенности, но как сильно мы любим, когда эта любовь ничего нам не дает? Мы или ожидаем некого служения от наших возлюбленных или, если они не способны служить, ожидаем признания наших стараний. Таким образом, даже если мы сдаем экзамен и занимаем высшее положение, которое было целью нашего образования, или добиваемся освобождения нашей нации, или повышаем статус нашего класса, мы остаемся лишенными достоинства и удовлетворения.

В своем письме, обращенном к Махатме Ганди, Шрила Прабхупада предостерегал его, призывая принять истинную религию души, в противном случае, возможен риск недостойной смерти. Человек, который всю жизнь боролся за достоинство индийского народа, был вынужден умереть недостойной смертью. Тогда каково его положение? Будет ли он в своей следующей жизни высокопоставленным индийцем или кем-то еще? Что же тогда говорить о таких людях, как мы! 

Величие чистого преданного

Мы называем имена многих великих личностей и можем сказать, опираясь на суждения наших учителей (ачарьев), что они могли достичь некой цели в глазах этого бренного мира, но все это временно и лишено подлинной ценности. Что тогда говорить о заурядных людях, подобных мне? Я не сделал значительного вклада в этот бренный мир и, к несчастью, я не внес никакого вклада в духовную реальность. Однако, несмотря на это, у меня есть некое достоинство. Чистый преданный Господа, самая достойная личность в мире, пришел в этот бренный мир к несовершенным западным людям и дал возможность обрести нечто подлинное. 

Позиция «даса-даса-дасанудаса» [слуга слуги слуги] не лишена эгоизма. Это не имеет ничего общего с мирским представлением о теле как своем «я» и тщетными достижениями, которые сопутствуют ему, но в этом утверждении есть трансцендентная гордость. Разве мы не должны быть горды тем, что обретаем милость столь великих вайшнавов? Несмотря на то, что я испытываю стыд из-за моей неспособности служить им и их посланию, тем не менее, я горд, что они дали мне эту святую связь.

Их положение столь возвышенно, и они относятся к нам столь дружелюбно, что мы не в состоянии постичь этого. Я не много общался со Шрилой Прабхупадой, был и остаюсь очень незначительным человеком в Миссии, но все же я немного общался с ним и хотя был слишком робок, чтобы говорить должным образом, он относился ко мне как к другу и всегда давал понять, что счастлив видеть меня. 

Проявление божественной природы
Шрилы Гурудева и Шрилы Шридхара Махараджа
 

Когда я приехал в Навадвипу, в Матх Шрилы Шридхара Махараджа, то был так же испуган и ошеломлен, когда меня привели к нему, когда он спросил о моем здоровье и моей жизни во время пребывания в его святом обществе. Хотя в ИСККОН я был незначительной личностью, по крайней мере, я пробыл там несколько лет. Здесь я не только был незначителен, но и неизвестен. Я помню, что наблюдал тот же эффект, произведенный на моего друга Рагхавенду, когда он вернулся после своего первого визита в Матх в 1981 году. На одном из утренних даршанов Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Рагхавенду Прабху ки джая!», и трудно передать эффект, который эти несколько слов оказали на сердце Рагхавенду Прабху. Когда он вернулся из Индии, он был в высшей степени вдохновлен, и почти каждый раз, когда я видел его, он слушал кассету Шрилы Шридхара Махараджа или читал новую транскрипцию, которую только что получил от Судхира Госвами, который только открыл свой храм в Сан-Хосе.

Что могу я сказать о доброте Шрилы Говинды Махараджа? Большинство преданных имели возможность некоторого общения с ним и потому знакомы с его безграничной добротой. В его обществе вы чувствуете свое достоинство. Вы чувствуете, словно истинное положение вашей души способно проявить себя, и ничто в этом мире не имеет никаких реальных последствий в вашей жизни. В таком обществе вы чувствуете, что у вас есть положение в духовном измерении. Кажется, что ваши мирские отождествления «увядают» (даже, несмотря на то, что они могут, к несчастью, вернуться, словно лягушка в дождливый день, когда вы покидаете его общество). Вас воспринимают как слугу вайшнавов, и неважно, какая тема или разговор, в центре внимания всегда — служение, и вы не можете не быть вдохновлены в этом обществе. 

Находиться под опекой вайшнава 

Не существует неудачи, которая может повлиять на вас, когда вы находитесь под опекой чистого вайшнава, и таким образом ни одно из нелепых посланий этого бренного мира не может низвести вас до их низменного уровня. К счастью, никакие наши прошлые недостойные поступки не принимаются в расчет. Хотя все мы совершали греховную материалистичную деятельность, когда мы обращаемся к вайшнаву, это негативное не учитывается, а принимается в расчет только позитивное. Человек может занимать так называемое высокое положение в этом мире, подобно великим людям, упомянутым в начале этой статьи, но его духовной счет скуден.

Деятельность таких людей, несомненно, достойна славы в этом материальном мире, но она считается украшением на мертвом теле. Во время похорон, когда тело прекрасно украшено драгоценностями и роскошными цветами, есть ли в этом какая-либо подлинная красота? Черви уже начали свою работу и потому для живого существа, которое прежде обитало в этом теле, это самое низменное положение.

В «Ишопанишад» мы находим молитву, обращенную к Господу: «Пусть жизненный воздух сольется со всем воздухом, и пусть это тело сгорит дотла. Сейчас, мой Господь, пожалуйста, вспомни все мои жертвы и, поскольку Ты — высший благодетель, пожалуйста, вспомни все, что я сделал для Тебя». Это подлинное положение души. Пусть учителя нашей гуру-варги помнят некоторое служение, совершенное нами, так нас запомнят в духовном мире, и наше достойное положение будет утверждено в вечности.

Поэтому я непрестанно молюсь о том, чтобы освободиться от относительных поисков значимости в измерении этого бренного мира, и о том, чтобы вайшнавы всегда занимали меня в служении себе и помнили что-то ценное, совершенное в линии Махапрабху. Это, несомненно, очень высокое устремление, но по милости вайшнавов возможно все. Так, по милости Шрилы Говинды Махараджа и его последователей я всегда исполнен надежды.

Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 



←  «Прогресс в духовной жизни». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 27 декабря 2002 года | Москва, Автозаводская ·• Архив новостей •· День ухода Шрипада Бхакти Шарана Вайшнава Махараджа. 25 января 2024 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Russian

Достойные люди бренного мира 

Совершая наше странствие в материальном мире, мы слышим о многих личностях, которые пытались утвердить достоинство определенной группы или групп людей. Я помню время моей учебы в бруклинской Высшей технической школе, где меня предостерегали, что если я не буду должным образом учиться, я рискую закончить кондуктором метро. В ту пору американцы считали это занятие малопочетным. Шел 1963 год, начало бурных 60-ых. Я сидел на уроке в школе, когда мы получили известие об убийстве президента Кеннеди.

Кеннеди был действительно достойным человеком. Он был выходцем из одной из богатейших семей Америки. Его считали очень привлекательным. Его жена была самой красивой женщиной, которая когда-либо занимала пост первой леди, и он был, возможно, самым влиятельным человеком в мире. Чтобы занять пост президента, он обещал создать и усилить законы, призванные защитить достоинство американцев, независимо от их происхождения, цвета кожи или вероисповедания.

В то время Нельсон Мандела в Южной Африке начал «тянуть» свой тюремный срок в 27 лет. Его преступление заключалось в том, что он боролся за достоинство коренных черных жителей этой страны. Почему столь великое страдание выпало одному человеку? Как большинство наших героев, он действительно пожертвовал собой ради дела. Он не просто произносил лозунги, ради своих идей он пожертвовал большей частью своей жизни, надеясь, что его жертва будет орудием в утверждении достоинства его соотечественников, черных южноафриканцев.

В Соединенных Штатах доктор Мартин Лютер Кинг начал свое движение на Юге, чтобы искоренить расовую несправедливость. Конституция гарантировала многие права всем гражданам, но на Юге процветал открытый расизм, и любой, кто пытался изменить такое положение вещей, сталкивался с острым сопротивлением. Документально подтверждены многие случаи убийств и нападений на лидеров движения за гражданские права, а их преступление состояло в попытке утвердить достоинство черных американцев, которых сейчас именуют афроамериканцами.

Движение доктора Кинга взяло за пример движение ненасилия и несотрудничества Махатмы Ганди. Всеми силами Гандиджи боролся за восстановление достоинства индийцев. Почти весь субконтинент был занят британскими оккупационными частями, и многие так называемые образованные люди того времени считали образование индийских «язычников» бременем. Ганди был полон решимости избавить Индию от чужеземных захватчиков, и он пожертвовал своей жизнью ради этого. 

Общий изъян
всех материалистичных устремлений 

Мы были очарованы посланиями всех вышеназванных героев, но в них всегда был некий изъян. Нечто в наших сердцах желало большего. Мы повелись на лозунги движения хиппи: «Быть здесь и сейчас», и пытались быть членами «нации Вудстока». Какое-то время мы думали, что это та платформа, на которой мы утвердим достоинство движения альтернативной культуры. Однозначно, то было менее достойное течение, нежели вышеназванные движения, но, тем не менее, разновидность борьбы.

Все эти великие люди жертвовали своими жизнями ради достоинства других, но, к сожалению, все их представления о достоинстве были основаны на телесном, а не на духовном. Во времена движения Ганди в Индии Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал свое проповедническое движение Гаудия Матх, и одна из его лекций носила название «Гаудия Матх ратует за достоинство души». Наконец-то на нашем пути возникла реальная помощь.

«Вы живете в измерении эксплуатации» — учили нас. Какая разница, кто эксплуатирует? Эти роли постоянно меняются. Кто эксплуатирует сегодня, станет объектом эксплуатации завтра. Нас не учат быть слепыми к неравенству, страданию и эксплуатации, но мы знаем, что эти факторы никогда не могут быть устранены из этого измерения бытия. Чтобы наслаждаться, я должен брать у других. Если я хочу наслаждаться прекрасным солнечным деньком, кто заплатит солнцу?

Мы говорим о любви, преданности и жертвенности, но как сильно мы любим, когда эта любовь ничего нам не дает? Мы или ожидаем некого служения от наших возлюбленных или, если они не способны служить, ожидаем признания наших стараний. Таким образом, даже если мы сдаем экзамен и занимаем высшее положение, которое было целью нашего образования, или добиваемся освобождения нашей нации, или повышаем статус нашего класса, мы остаемся лишенными достоинства и удовлетворения.

В своем письме, обращенном к Махатме Ганди, Шрила Прабхупада предостерегал его, призывая принять истинную религию души, в противном случае, возможен риск недостойной смерти. Человек, который всю жизнь боролся за достоинство индийского народа, был вынужден умереть недостойной смертью. Тогда каково его положение? Будет ли он в своей следующей жизни высокопоставленным индийцем или кем-то еще? Что же тогда говорить о таких людях, как мы! 

Величие чистого преданного

Мы называем имена многих великих личностей и можем сказать, опираясь на суждения наших учителей (ачарьев), что они могли достичь некой цели в глазах этого бренного мира, но все это временно и лишено подлинной ценности. Что тогда говорить о заурядных людях, подобных мне? Я не сделал значительного вклада в этот бренный мир и, к несчастью, я не внес никакого вклада в духовную реальность. Однако, несмотря на это, у меня есть некое достоинство. Чистый преданный Господа, самая достойная личность в мире, пришел в этот бренный мир к несовершенным западным людям и дал возможность обрести нечто подлинное. 

Позиция «даса-даса-дасанудаса» [слуга слуги слуги] не лишена эгоизма. Это не имеет ничего общего с мирским представлением о теле как своем «я» и тщетными достижениями, которые сопутствуют ему, но в этом утверждении есть трансцендентная гордость. Разве мы не должны быть горды тем, что обретаем милость столь великих вайшнавов? Несмотря на то, что я испытываю стыд из-за моей неспособности служить им и их посланию, тем не менее, я горд, что они дали мне эту святую связь.

Их положение столь возвышенно, и они относятся к нам столь дружелюбно, что мы не в состоянии постичь этого. Я не много общался со Шрилой Прабхупадой, был и остаюсь очень незначительным человеком в Миссии, но все же я немного общался с ним и хотя был слишком робок, чтобы говорить должным образом, он относился ко мне как к другу и всегда давал понять, что счастлив видеть меня. 

Проявление божественной природы
Шрилы Гурудева и Шрилы Шридхара Махараджа
 

Когда я приехал в Навадвипу, в Матх Шрилы Шридхара Махараджа, то был так же испуган и ошеломлен, когда меня привели к нему, когда он спросил о моем здоровье и моей жизни во время пребывания в его святом обществе. Хотя в ИСККОН я был незначительной личностью, по крайней мере, я пробыл там несколько лет. Здесь я не только был незначителен, но и неизвестен. Я помню, что наблюдал тот же эффект, произведенный на моего друга Рагхавенду, когда он вернулся после своего первого визита в Матх в 1981 году. На одном из утренних даршанов Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Рагхавенду Прабху ки джая!», и трудно передать эффект, который эти несколько слов оказали на сердце Рагхавенду Прабху. Когда он вернулся из Индии, он был в высшей степени вдохновлен, и почти каждый раз, когда я видел его, он слушал кассету Шрилы Шридхара Махараджа или читал новую транскрипцию, которую только что получил от Судхира Госвами, который только открыл свой храм в Сан-Хосе.

Что могу я сказать о доброте Шрилы Говинды Махараджа? Большинство преданных имели возможность некоторого общения с ним и потому знакомы с его безграничной добротой. В его обществе вы чувствуете свое достоинство. Вы чувствуете, словно истинное положение вашей души способно проявить себя, и ничто в этом мире не имеет никаких реальных последствий в вашей жизни. В таком обществе вы чувствуете, что у вас есть положение в духовном измерении. Кажется, что ваши мирские отождествления «увядают» (даже, несмотря на то, что они могут, к несчастью, вернуться, словно лягушка в дождливый день, когда вы покидаете его общество). Вас воспринимают как слугу вайшнавов, и неважно, какая тема или разговор, в центре внимания всегда — служение, и вы не можете не быть вдохновлены в этом обществе. 

Находиться под опекой вайшнава 

Не существует неудачи, которая может повлиять на вас, когда вы находитесь под опекой чистого вайшнава, и таким образом ни одно из нелепых посланий этого бренного мира не может низвести вас до их низменного уровня. К счастью, никакие наши прошлые недостойные поступки не принимаются в расчет. Хотя все мы совершали греховную материалистичную деятельность, когда мы обращаемся к вайшнаву, это негативное не учитывается, а принимается в расчет только позитивное. Человек может занимать так называемое высокое положение в этом мире, подобно великим людям, упомянутым в начале этой статьи, но его духовной счет скуден.

Деятельность таких людей, несомненно, достойна славы в этом материальном мире, но она считается украшением на мертвом теле. Во время похорон, когда тело прекрасно украшено драгоценностями и роскошными цветами, есть ли в этом какая-либо подлинная красота? Черви уже начали свою работу и потому для живого существа, которое прежде обитало в этом теле, это самое низменное положение.

В «Ишопанишад» мы находим молитву, обращенную к Господу: «Пусть жизненный воздух сольется со всем воздухом, и пусть это тело сгорит дотла. Сейчас, мой Господь, пожалуйста, вспомни все мои жертвы и, поскольку Ты — высший благодетель, пожалуйста, вспомни все, что я сделал для Тебя». Это подлинное положение души. Пусть учителя нашей гуру-варги помнят некоторое служение, совершенное нами, так нас запомнят в духовном мире, и наше достойное положение будет утверждено в вечности.

Поэтому я непрестанно молюсь о том, чтобы освободиться от относительных поисков значимости в измерении этого бренного мира, и о том, чтобы вайшнавы всегда занимали меня в служении себе и помнили что-то ценное, совершенное в линии Махапрабху. Это, несомненно, очень высокое устремление, но по милости вайшнавов возможно все. Так, по милости Шрилы Говинды Махараджа и его последователей я всегда исполнен надежды.

Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования