«Рупануга-дхара». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 36.3 МБ)

Содержание лекции: 

Нитай чайтанйа боле нач ре амар манн — очень красивая песня Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Вспоминается  Шрила Гуру Махарадж. Можно сказать в особенности в его последние дни Нитай-Чайтанйа танцевали в его уме. Это было его медитацией в последние дни — на Панча-таттву и на Навадвипа-дхама-парикраму. Иногда простосердечно подобно ребенку он спрашивал: «А где они сейчас?», имея в виду «в какой части Навадвипа они совершают свою парикраму  Мы никогда не видели кого-либо подобного Шриле Гуру Махараджу, даже в рамках сознания Кришны. 

Иногда на фотографиях, сделанных в начале 70-х, видно как Шрила Гуру Махарадж находится в обществе Шрилы Свами Махараджа. И на этих фотографиях Шрила Гуру Махарадж выглядел очень хрупко. Он сам в то время думал, что он вскоре возможно оставит этот мир. И Шрила Гуру Махарадж говорит: «Я столкнулся с такой дилеммой: следует ли мне медитировать на Радху-Кришну или на Махапрабху?» Я тогда подумал про себя: «Вот каковы проблемы в мире Шрилы Гуру Махараджа». У всех свои проблемы. А его проблема, что его волновало, это «медитировать ли мне на Радху-Кришну или на Махапрабху? Потому что я чувствую, что какие-то вещи приходят ко мне от Радхи-Кришны, а какие-то от Махапрабху. Дилемма». 

[03:33] Шрила Гуру Махарадж, отвечая на вопросы преданных, описывал различных преданных высшего мира, к чему направлены чувства этих преданных. Он говорил: «Некоторые расположены одинаково близко к Радхе и Кришне. Некоторые благоволят к Кришне, а есть те, кто предпочитают Радхарани». Имеется в виду Лалита Сакхи. 

[04:19] 

ра̄дха̄-мукунда пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирман̃чханопакаран̣ӣ-к̣рта деха-лакш̣а̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-вас́а̄т прагалбдха̄м
девӣм̇ гун̣аих̣  сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми
 

(Шри Рупа Госвами, «Шри Лалита-аштака», стих 1) 

Шрила Рупа Госвами служит под руководством Лалиты Сакхи, и он следующий по старшинству после нее в своей группе. Он описывает в своей поэзии уникальные качества Лалиты Сакхи. Он говорит: «В этом мире мы относимся с уважением к готовности человека умереть ради какого-то великого дела». Но в случае Лалиты Сакхи, про нее сказано, что она готова не то чтобы оставить свою жизнь, но принять тысячи и тысячи новых тел, рождений ради малейшего служения, чтобы ни малейшего беспокойства не пришло в божественные игры Кришны и Шримати Радхарани. 

[07:02] Шрила Гуру Махарадж выразил это в следующей формуле, он сказал: «Лалита Сакхи испытывает величайшее рвение ради самого ничтожного служения». Это также показывает умение Шрила Гуру Махараджа извлекать самые тонкие моменты. Однажды он спросил меня: «Из всех книг, что мы издали, какая твоя любимая?» Я был крайне удивлен, я был даже напуган. Я боялся, что я, может быть, отвечу неправильно и поэтому не мог ничего сказать. И увидев, что я не в силах произнести ни слова, Гуру Махарадж  признался: «Мне нравится “Золотой вулкан”». Его любовь к Шримати Радхарани и Махапрабху столь велика, что он краснеет, когда упоминает их имена. 

[09:03] Как кто-то в этом мире в каких-то случаях не может сдержать своей радости, подобно этому Шрила Гуру Махарадж иногда краснел, когда упоминал какие-то моменты, связанные с Махапрабху и Шримати Радхарани. Шрила Гуру Махарадж говорил: «Иногда, когда я размышляю о Шримати Радхарари, я теряю свое существование». 

Мы знаем, что в вайшнавизме потеря себя означает не самоуничтожение, но самозабвение, потеря себя в другом. 

Итак, рассказывая о своей дилемме, о том, как он размышлял, следует ли ему медитировать на Радха-Кришну или Махапрабху, он говорил, что есть разные группы: те, кто более склонны к Кришне, к Радхарани или к Махапрабху. Он сказал: «Я предпочитаю Махапрабху. Я стал размышлять о Махапрабху. И тогда моя жизнь продлилась ради проповеди». Он говорил это как будто удивленный, потому что он и правда был убежден, что вскоре оставит этот мир. Это было примерно в 1973 году. 

[11:27] Для нас, разумеется, это было немыслимо, но теперь в ретроспективе мы понимаем, что его жизнь и в самом деле была продлена для того, чтобы он сумел поделиться сокровищами, которые он накопил от Шрилы Сарасвати Тхакура. Сам Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Я хотел накопить как можно больше от Шрилы Гуру Махараджа, и я преуспел в этом». 

Когда Шрила Гуру Мазарадж говорил об этом, в его словах не было ни малейшего эго. Он просто сообщал нам о драгоценностях, что были у него внутри. «Но, — продолжал он, — мои склонности распространять это были не столь велики», что меня весьма удивило, потому что со своей стороны я видел, что Шрила Гуру Махарадж непрерывно занят Гаура-катхой, Кришна-катхой. Поэтому в этом случае я просто принял его слова на веру. 

Но это напомнило мне о тех временах, когда я пришел, чтобы принять прибежище у его лотосных стоп, прибежище навсегда. И тогда я тоже краснел, стеснялся, я не мог этого произнести сам. Поэтому один из моих друзей рассказал Шриле Гуру Махараджу о том, каковы мои намерения. И тогда он озвучил это следующими словами: «Итак, вы хотите остаться здесь со мной, делать записи моих бесед, распространять их и сделать это главным делом своей жизни?» Я не мог бы выразить это столь же красиво, но когда он озвучил эти слова, я смог только еле слышным голосом произнести «да», как будто бы стесняясь, «да, если можно». 

[14:40] И тогда он рассказал то, что я рассказывал сегодня чуть ранее — о том, что оно сумел накопить сокровище, о его склонности распространять. И тогда он сказал: «Я хочу от Вас в таком случае, чтобы Вы собрали все это от меня и распространяли. И сам удивляюсь — сокровища, богатства Шрилы Сарасвати Тхакура и Шрилы Бхактивиноды Тхакура хранятся внутри меня. И только сейчас в мои последние дни они начали выходить, являть себя». 

[15:40] Шрила Гурудев говорил: «Всем прекрасно известно, что Шрила Гуру Махарадж это человек Рупы Госвами». 

Мы знаем, что буквально в последние сутки своего пребывания в этом мире Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подозвал к своей постели Шрилу Шридхара Махараджа и приказал ему спеть гимн гаудийа-вайшнавов «Шри-Рупа-Манджари-пада». Шрила Гуру Махарадж застеснялся. Шрила Гуру Махарадж говорит, что это что-то вроде того, когда Махапрабху позвал Шрилу Рупу Госвами, представил его Своему ближайшему окружению и попросил произнести несколько своих лучших стихов, своих важнейших произведений, таких как «Лалита-мадхава», «Видагдха-мадхава». И эти шлоки, мы иногда говорим «уттама-шлока», их нельзя назвать обычной поэзией. Эти шлоки — не плод воображения поэта. Шрила Сарасвати Тхакур читал поэзию, написанную Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, в особенности «Бхактивинода-вираха-дашакам», молитвы в разлуке с Бхактивинодой Тхакуром. 

[17:58] 

шри-гаурануматам сварупа-видитам рупаградженадритам
рупадйаих паривешитам рагху-ганаир асвадитам севитам
дживадйаир абхиракшитам шука-шива-брахмади-самманитам
шри-радха-пада-севанамритам ахо тад датум ишо бхаван 

(Шридхар Махарадж «Шримад Бхактивинода-вираха-дашакам», 9) 

В особенности он выделил эту шлоку в произведении, в которой Шрила Шридхар Махарадж очень ясно, коротко, всеохватно, глубоко показывает, каков именно дар Шрилы Бхактивиноды Тхакура этому миру. Шрила Шридхар Махарадж упоминал, что даже Лалита Прасад, который в целом был противником Шрилы Сарасвати Тхакура, когда прочел эти стихи «Бхактивинода вираха-дашакам», был пленен. 

[19:55] Шрила Гуру Махарадж пишет, вторя Шриле Рупе Госвами, что внутреннее состояние, внутреннее настроение Махапрабху известно сполна только Сварупе Дамодару. Ведь он Махапрабху второй. Шрила Сварупа Дамодар делал записи в свой дневник, но это нельзя сравнивать с обыденными записями, с обычным дневником, потому что речь идет о внутренних переживаниях Махапрабху, когда Он погружался во внутреннее, сокровенное состояние Радха-бхавы в обществе лишь Сварупы Дамодара и Рамананды Рая. Рамананда Рай записывал во всех подробностях эти события. 

Он, будучи самой Лалитой Сакхи иногда мог поделиться со Шримати Радхарани: «Вот каким образом проявляются чувства Кришны к Тебе». Это непостижимо. Высшее положительное начало, Кришна, принял высшее негативное настроение, сердце высшего негативного, Шримати Радхарани, и погрузился в поиск Самого Себя. 

Когда Рагхунатх Дас Госвами после того, как обрел милость Нитьянанды Прабху, после того, как устроил большой праздник Чиродой в Панихати, после того, как ему было даровано освобождение из плена так называемой семейной жизни, он как безумный рвался в общество Махапрабху. Он бросился и на протяжении нескольких дней он мчался, преодолевая более 30 километров в день. 

[23:26] Нитьянанда Прабху перед этими событиями, во время этого фестиваля сказал Рагхунатху Дасу: «Я наказываю тебя. Наказание для тебя это устроить пир для меня и всех моих последователей». 

И сейчас, когда у нас есть опыт, иногда несколько эксцентричного поведения тех, кто принадлежит к категории высших вайшнавов, мы можем понять, насколько это ответственная задача, насколько это сложно — все сделать правильно. 

[24:58] Наконец, Рагхунатх Дас Госвами справился с этим заданием и Нитьянанда Прабху благословил его на то, чтобы тот освободился из пут семейной жизни. Шрила Гурудев часто говорил о Шриле Ругхунатхе Дасе Госвами, когда он был на Говардхане. Некоторые из этих вещей он включил в Говардхана-арати. Он часто цитировал целые отрывки из «Чайтанья-чаритамриты», я помню оттуда лишь пару строк. Но в целом там идет речь о том, что богатство Шрилы Рагхунатха Даса Госвами ровнялось богатству царя небес Индры, а его супруга своей красотой превосходила даже небесных танцовщиц, апсар. 

Родители Рагхунатха Даса Госвами видя его склонность избежать семейной жизни и отправиться к Шри Чайтанье Махапрабху, посвятить себя служению Его лотосным стопам, пытались придумать те или иные способы, как задержать его, пленить его семейной жизнью. 

[26:30] Однажды его мама обратилась к своему супругу, отцу Рагхунатха Даса Госвами: «Чтобы он не убежал, мы можем приковать его ногу цепью, достаточно длинной, чтобы он мог спокойно передвигаться и делать все, что ему заблагорассудится, но чтобы он не мог убежать». Понимаете, это была бенгальская женщина. На что ее супруг отвечал: «Если мы не можем оставить его дома, даже приковав его цепями богатства, равного богатству царя небес, и женой, которая красотой превосходит небесных красавиц, то как тогда мы сможем удержать его обычными цепями? Что мы можем поделать с тем, кто безумно привязан, безумно стремится к служению лотосным стопам Махапрабху. На самом деле по милости богини Сарасвати они выразили множество важнейших идей ради нашего с вами блага. 

[28:05] Итак, Рагхунатх Дас Госвами стал безумцем, он безумно стремился к лотосным стопам Махапрабху. Он бежал день и ночь, останавливался иногда ненадолго, чтобы отдохнуть. Иногда за весь день он поддерживал себя, выпив только немного молока или что-то съев. Ночевал он в коровнике. И когда, наконец, он прибежал к Махапрабху, оказался в Его обществе, Махапрабху поместил его под руководство Сварупы Дамодара. 

Подобно тому, как у нас одно и то же имя принадлежит нескольким преданным сразу, также и в окружении Махапрабху было несколько спутников, несколько Рагхунатхов. Но этот Рагхунатх стал известен как Сварупер Рагхунатх, то есть Сварупов Рагхунатх. 

[29:40] Какое-то время спустя Рагхунатх пришел к Махапрабху и сказал ему: «Я очень счастлив быть в твоем обществе, я очень счастлив, что Ты поместил меня под руководство, под опеку Сварупы Дамодара. Но все таки не мог бы Ты мне дать Свои наставления?» 

И тогда Махапрабху дал ему наставления, которые с одной стороны касались внешнего аспекта отречения. Он сказал: «Не ешь слишком роскошной пищи, не одевай слишком роскошную одежду и в своем уме занимайся служением, манаса-севой Радха-Кришна». Шрила Гуру Махарадж здесь добавляет: «Речь идет не о простом уме, а об уме сиддха дехи, духовного тела. 

«Но, — продолжил Махапрабху, — Я не просто так поместил тебя под опеку Сварупы Дамодара. Пожалуйста, не думай, что это хуже, чем если бы ты получал наставления напрямую от Меня. На самом деле, то, чего Я не знаю Сам, он знает совершенно». 

[31:32] Тогда мы можем сказать: «Как это вообще возможно? Что может быть неизвестно Махапрабху?» Радха-бхава дйути сувалитам. Но Он — это Сам Кришна, который принял сердце и сияние Шримати Радхарани, Ее настроение. И подобно тому, как Сама Шримати Радхарани, испытывая мучения разлуки, мучения любви к Кришне, иногда погружается в страдания, тогда Лалита Сакхи помогает Ей, читая Ей определенные стихи или песни. Подобным образом речь идет о подобного рода помощи Махапрабху, когда Он погружался в состояния радха-бхавы, переживаний, известных лишь Шримати Радхарани. 

[33:00] Итак, в нескольких словах все вышесказанное, Шрила Гуру Махарадж выразил предельно коротко. Шри гаурануматам сварупа ведитам. Однажды когда Махапрабху увидев, как Рупа Госвами написал шлоку, которая была параллельна одной шлоке, которую пел Махапрабху, Он удивился и спросил Сварупа Дамодара: «Каким образом он узнал, что было у Меня на сердце?» Сварупа Дамодар дал ответ. шри-гаурануматам сварупа-видитам рупаградженадритам 

Шрила Гуру Махарадж продолжает в своем стихе: то, что сполна ведомо лишь Сварупу Дамодару, этому поклоняется Санатана Госвами. 

Шрила Гуру Махарадж говорит, что в одном месте Санатана Госвами сам себя называет рупанугой, последователем своего брата Рупы Госвами. Хотя в каком–то смысле Санатана является учителем Рупы Госвами в гаура-лиле. 

рупадйаих паривешитам рагху-ганаир 

А Рупа Госвами в своих произведениях распространяет эту концепцию Махапрабху. А Рагхунатх Дас Госвами и другие, в данном случае под «другие» подразумевается в том числе и такая цепочка как: от Сварупы Дамодары это пришло к Рахгунатху Госвами, от того к Кришнадасу Кавираджу Госвами, было записано в «Чайтанья-чаритамрите». Итак, Рахгунатх Дас Госвами и другие наслаждаются этим и служат этому, и благодаря этому эта субстанция становится еще слаще. 

[35:42]

дживадйаир абхиракшитам шука-шива-брахмади-самманитам 

Джива Госвами и Баладев Видьябхушан оберегают и опекают это от искажений, модификаций, и также защищают это от тех, кто сомневается в достоверности, в подлинности этого. 

Итак, Сарасвати Тхакур читал эти строки, и, читая их, он понял, кто такой Шрила Шридхар Махарадж, написавший их. Сколь совершенно здесь выражены эти мысли, в концентрированной форме совершенным образом! Идеальное сочетание онтологической глубины и поэтической красоты. 

Шива, Шука и другие, позже он сказал, что также и Уддхава, все они хотят обрести хотя бы каплю этой субстанции. Что же это? 

Шри-радха-пада-севанамритам — служение святым лотосным стопам Шримати Радхарани. Вот что такое движение сознания Кришны. Вот в чем дар Бхактивиноды Тхакура миру. 

Итак, Шрила Сарасвати Тхакур, прочтя эти строки, сказал: «Кто это написал?», — «Шрила Шридхар Махарадж», — «Нет, это написал не Шридхар Махарадж. Это сам Бхактивинод Тхакур написал это через него. И теперь я доволен, что то, ради чего я пришел в этот мир, то, что я пришел дать, было получено сполна. Хотя бы одним человеком. И этот человек — Шрила Шридхар Махарадж. Хотя я могу оставить этот мир, но после меня останется хотя бы один человек, способный полностью представить меня». 

[35:42] Итак, Сарасвати Тхакур попросил Шрилу Шридхара Махараджа спеть Шри-Рупа-Манджари-пада, подобно тому, как Рупа Госвами стеснялся читать свою поэзию по просьбе Чайтаньи Махапрабху. Шрила Сарасвати Тхакур говорит: «Благодаря смирению мы спасаемся от агрессии, от самоутверждения. Это противоположность пратиштхи самоутверждение. Но другие преданные не понимали каких-то деталей и поэтому сказали: «Но если он стесняется, то здесь есть другой человек, он хороший киртания, он хорошо поет». Это лила. Динамика лилы. Это важный момент, это не случайность, это важный эпизод этой игры, что Гуру Махарадж отказался петь, и тогда был выбран очень хороший киртания, тот, кто хорошо поет. Ему сказали: «Тогда Вы пойте эту песню». Тогда он начал петь, но Сарасвати Тхакур остановил его, сказав: «Постойте, я не хочу сейчас слышать красивую мелодию, красивое пение. Я хочу слышать это только от Шрилы Шридхара Махараджа, его сердце, его осознание».

[40:45] Шрила Гуру Махарадж говорит: «Повторять одни и те же ощущения еще не означает обретать опыт. Необходимо осознание». И Сарасвати Тхакур увидел это в Бхактивинода-вираха-дашакам. Он увидел, что автор этих строк — тот, кто способен выразить это глубоко. И говоря о том другом преданном, которого сперва попросили петь, это был ни кто иной, как Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж. Он сам рассказывает эту историю, причем рассказывает ее с великой радостью. И говорит об этом так: «И тогда после этого мы стали свидетелями мистической передачи полномочий от Шрилы Сарасвати Тхакура к Шриле Шридхару Махараджу». 

[42:13] Однажды я присутствовал  в обществе Бхакти Прамода Пури Махараджа, с нами был Шрила Шридхар Махарадж. И он, обращаясь ко мне, показывал на Шрилу Шридхара Махараджа и говорил: «Он рупануга-дхара, рупануга-дхара». И позже, оставшись наедине со Шрилой Шридхарой Махараджем, спросил его, поскольку я до того времени не слышал этого выражения «рупануга-дхара», я спросил: «Он сказал о вас Рупануга-дхара. А что это означает?» Шрила Гуру Махарадж, который выглядел очень величественно, очень гордо, вдруг услышав этот вопрос, низко опустил голову и сказал: «Это означает “тот, кто несет поток линии Шрилы Рупы Госвами”. Мои духовные братья говорят, что в тот момент мне был дарован доступ в группу служителей Рупы Госвами. Но я предпочитаю думать об этом так, что меня назначили сторожем, привратником и я не пропускаю всех и каждого». 

[44:06] Здесь следует сказать, что, разумеется, что Шрила Гурудев не согласился бы с этим выражением, что Шрила Шридхар Махарадж был всего лишь привратником. Он знает, что Шрила Шридхар Махарадж внутри группы. Но таковы конфликты или столкновения между чувствами различных вайшнавов. Очень сладостные столкновения. 

Итак, Гурудев говорит: «Всем прекрасно известно, что Шрила Шридхар Махарадж это человек Рупы Госвами. Почему же он всегда говорит “Доял Нитай, доял Нитай. Нитай Чайтанья. Доял Нитай”?» Сам Гуру Мазарадж объясняет так: «Дело в том, что эти вещи столь высоки, столь совершенны, что возможно, выражая их, мы совершили оскорбление. Но если я призову имя Нитьянанды Прабху, тогда я буду восстановлен в своем прежнем положении». Также необходим прочный фундамент лотосных стоп Нитьянанды Прабху. 

[46:09]  Когда Шрила Ачарья Махарадж возглавлял строительство ворот на Говинда Кунду, то я был свидетелем этого строительства. Я видел, как они копают яму, которая была невероятно глубока — 1 метр, 2, 3, 4 и глубже, глубже. Я не мог понять, что это такое. Я спросил Шрилу Ачарью Махараджа: «Что это такое? Зачем так глубоко?» Если у нас нет достаточно глубокого, прочного фундамента, то что бы мы ни построили, упадет. Поэтому Шрила Гуру Махарадж неизменно подчеркивал важность привязанности к стопам Нитьянанды Прабху, этого фундамента. И сам Рагхунатх Дас обрел эту милость Нитьянанды Прабху. Кришнадас Кавирадж Госвами обрел милость Нитьянанды Прабху. Итак, он стал инструментом или посредником, через которого было явлено величайшее писание, которое когда-либо видело свет Солнца во все времена, во всех творениях. 

И этот самый Нитьянанда Прабху говорит: «Примите Гаурангу, поклоняйтесь Его стопам, повторяйте Имя Гауранги!» Еще одно любимое выражение Гуру Махараджа «Гаура Хари бол!» А иногда он говорил так: «Нитай Гаура Гададхар Адвайта Шривас». 

[49:29]  Сегодня также годовщина, тиробхава, дня ухода Шрилы Тапасви Махараджа, нашего дорогого друга и духовного брата, ученика и последователя Шрилы Прабхупады, Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа. И мы сделали видеозаписи. Субал Сакха снимал, я поделился своими воспоминаниями, Шрила Авадхут Махарадж рассказал что-то. Когда у преданных будет возможность, я думаю, будет хорошо, если вы посмотрите это... 

Харе Кришна. 

Транскрипция: Сварнанги деви даси

 

← «Во Вриндаване». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ·• Архив новостей •· Посвящение в санньясу: Нава Кришна Прабху стал Шрипадом Бхакти Севаном Хришикешей Махараджем →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования