«Изначальный Гуру» (часть 1). Лекция Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа (на русском и английском языках)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Изначальный Гуру
(часть 1)

(отрывок из четвертой главы книги «Шри Гуру и его милость») 

 

Изначальный духовный наставник — это Нитьянанда Прабху. В целом, именно Он представляет принцип Гуру. В духовном мире Он представляет гуру-таттву в четырех основных расах преданности — во всех, кроме супружеской. В мадхурья-расе Баладeва выступает как Aнанга-манджари, сестра Радхарани.

Нитьянанда занимает более высокое положение, чем Баладeва. Почему? Потому что Он распространяет прему, божественную любовь. А что такое према? Это высшее из всего, чего только можно достичь. Если кто-то способен даровать божественную любовь, то все остальные занимают более низкое положение по отношению к нему. Если Кришна ниже Mахапрабху, то и Баларама, естественно, ниже Нитьянанды. Они едины, но когда добавляется великодушие, Баларама становится Нитьянандой. Баларама, который может распространять божественную любовь, осуществлять эту высочайшую миссию, низошел сюда как Нитьянанда. У нас должен быть крепкий, надежный фундамент, тогда можно возводить все здание. В противном случае все рухнет (хeно нита̄и бинe бха̄и, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄итe на̄и)1. Такой прочный фундамент дает нам Нитьянанда Прабху.

Однажды Нитьянанда Прабху пришел в дом Шри Чайтаньи Mахапрабху в Mайяпуре. Кроме самого Mахапрабху там в это время находились Его мать Шачи Дeви, Его супруга Вишнуприя Дeви и другие преданные. Нитьянанда вошел неожиданно, Он был полностью обнаженным.

Mахапрабху поспешно сунул Ему какую-то одежду. Возможно, Его встревожило, что преданные подумают о Нитьянанде Прабху что-то неподобающее. Поэтому, во избежание этого, Он попросил у Нитьянанды Прабху Его каупину, набедренную повязку. Махапрабху разорвал ее на части, которые раздал присутствовавшим домохозяевам, наказав им: «Храните кусочки Его набедренной повязки как кавачу, амулет. Привяжите их ниткой к руке или носите на шее. Пожалуйста, пусть они остаются с вами. Тогда вы очень скоро сможете обуздать свои чувства».

Нитьянанда Прабху в наивысшей степени владеет Своими чувствами — ничто в этом мире Его не привлекает. Его вайрагья, безразличие к явлениям мира сего, достигает такого уровня, что Он может появиться обнаженным как среди мужчин, так и среди женщин. Милость Нитьянанды Прабху послужит нам прочным фундаментом. Если фундамент прочен, мы можем выстроить на нем огромное здание. Если у нас есть вера в Нитьянанду, она поможет выдержать любую тяжесть. Она нас не подведет.

Поэтому Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в проповеди среди жителей Запада делал особый упор на преданность Нитьянанде. Сначала мы должны обрести Его милость, а уж потом мы сможем обрести милость Радхи-Кришны. Шри Чайтанья Mахапрабху — это Радха-Кришна (ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахe анйа)2. Сначала получите милость Нитьянанды Прабху, потом — Гауранги Mахапрабху, а затем — Шри Радхи-Говинды. Таковы должны быть стадии нашего восхождения.

Преданный: Как обрести милость Господа Нитьянанды?

Шрила Шридхар Махарадж: Милость Нитьянанды может получить тот, кто больше склонен служить Гауранге и Его Дхаме, трансцендентной земле, а также Его слугам. Нитьянанда особо милостив к тем, кого сильно влечет к Гаура-лиле.

В Бенгалии Нитьянанда Прабху ходил от двери к двери, говоря: «Примите Имя Гауранги! Я стану вашим рабом. Вы сможете Меня купить, если только примете Имя Гауранги. Вы приобретете Меня без затрат и без всяких условий». Таково было Его умонастроение.

Когда Mахапрабху был в Пури, Он отправил Нитьянанду Прабху в Бeнгалию. Махапрабху сказал тогда: «Кроме Тебя Мне не найти никого, кто мог бы распространить в Бенгалии Святое Имя Кришны, служение Ему в преданности. Они слишком погружены в тантрические практики и изучение смрити. Они столь увлечены этими ничтожными вещами! Их самомнение высоко, они думают, что все знают. Поэтому в Бенгалии очень трудно проповедовать. Никто, кроме Тебя, не сможет пробудить народ. Не общайся с представителями высших каст, но иди со Святым Именем Кришны к простому народу. Ты больше всех подходишь для выполнения этой задачи».

Нитьянанда Прабху отправился в Бeнгалию, но вместо того, чтобы проповедовать славу Святого Имени Кришны, Он стал проповедовать Имя Гауранги. Нитьянанда Прабху решил, что люди могут принять игры Кришны за мирское распутство, обман и воровство, которым предаются опустившиеся существа. Игры Кришны необычайно сокровенны. Обычным людям очень трудно понять чистоту Кришна-лилы. Заурядный ум не способен признать Кришна-лилу наивысшим совершенством. Нитьянанда Прабху счел, что проповедовать славу Кришна-лилы будет трудно, однако легче проповедовать Гаура-лилу, в которой Кришна, неся в Себе несметное богатство, приходит раздать Себя людям. Гауранга — генератор энергии, желающий раздать Кришну и несущий в Себе величайшее, небывалое милосердие и сострадание к простым людям, беспримерную любовь даже к преступникам. Нитьянанда Прабху захотел дать им связь с Гаурангой, ибо в этом случае Кришна-лила сама собой стала бы их достоянием. Поэтому Он стал проповедовать Гаурангу, а не Радху-Кришну, как велел Махапрабху. Вот почему Нитьянанда Прабху говорит: бхаджа гаура̄н̇га, каха гаура̄н̇га, лаха гаура̄н̇гера на̄ма — «Поклоняйся Гауранге, говори только о Гауранге, воспевай Его Имя».

Еще один пример, показывающий взаимоотношения между Кришной и Баларамой, Гаурангой и Нитьянандой, приводится в «Чайтанья Бхагавате». Однажды Шачи Дeви приснился сон, что Кришна и Баларама восседают на троне, а Нитьянанда борется с Баларамой: «Слезай с трона! Двапара-юга прошла! Настала эпоха Кали и пришло время занять трон Моему владыке Гауранге! Слезай же!» Баларама стал сопротивляться: «С какой стати Мне делать это? Мы столь давно восседаем на этом троне!» Нитьянанда Прабху начал силой стаскивать Его вниз, и Баларама немного поддался. «Теперь здесь хочет воссесть Мой владыка Гауранга, — сказал Нитьянанда Прабху. — Настало Его время!» Итак, Нитьянанда очень расположен к Гауранге. Он говорит: «Кришна очень далек. Мой Господь — Гауранга».

(продолжение следует

 

 

Shrila Bhakti Rakshak Shridhar Dev-Goswami Maharaj

The Original Guru
(part 1)

(Shri Guru and His Grace, the part of chapter four)

 

The original spiritual master is Nityananda Prabhu. He is the general representation of Guru. In the spiritual world, he is the guru-tattva principle in the four primary mellows of devotion, excluding the conjugal mellow. In madhurya-rasa, Baladeva’s representation is Ananga Manjari, the sister of Radharani.

The position of Nityananda is greater than that of Baladeva. Why, He is distributing prema, divine love. And what is prema? It is higher than all other achievements. If one can give divine love, then all others must be subordinate to him. If Krishna is subordinate to Mahaprabhu, then of course, Balarama is subordinate to Nityananda. They are similar, but when magnanimity is added, Balarama becomes Nityananda. That Balarama who can distribute divine love, who can perform that higher function has come here as Nityananda. Our foundation must be solid and proper. Then the structure should be erected. Otherwise the whole thing will go down (heno nitai bine bhai radha krishna paite nai). We can get a solid foundation from Nityananda Prabhu.

One day Nityananda Prabhu came to Shri Chaitanya Mahaprabhu’s house in Mayapura. Mahaprabhu’s mother, Shachi Devi, and Vishnupriya Devi, His wife, were also there, as well as other devotees. Suddenly, Nityananda arrived, quite naked.

Mahaprabhu managed to give Him some cloth. And perhaps He was concerned that the devotees might have some misconception about Nityananda Prabhu. So, to prevent this he asked Nityananda Prabhu for His kaupina, His loincloth. He tore it up and distributed it amongst the householders that were present, instructing them, “Keep a piece of His loincloth, as a kavacha, an amulet, and tie that with a thread to your arm or wear it around your neck. Please keep it with you. Then you will be able to achieve sense control very soon.”

Nityananda Prabhu has control of His senses to the extreme degree; He does not know anything of this world. His vairagya, indifference to the world of mundane transaction, is of such a degree that He can appear naked amongst both male and female. So, the grace of Nityananda Prabhu will construct a firm foundation for us. If there is a firm foundation, then we may build a great structure over it. If we have faith in Nityananda, then that faith can bear any amount of weight. It won’t betray us.

So, Shrila Bhaktivedanta Swami Prabhupada has laid stress amongst the Westerners on devotion to Nityananda. First, we must get His mercy. And then, afterwards, we can get the mercy of Radha-Krishna. Shri Chaitanya Mahaprabhu means Radha-Krishna (shri krishna chaitanya radha-krishna nahe anya). First achieve the mercy of Nityananda Prabhu, and then Gauranga Mahaprabhu, and then Shri Radha Govinda. In these three stages, we must raise ourselves up.

Devotee: How does one attain the mercy of Lord Nityananda?

Shrila Shridhar Maharaj: One who finds more inclination to serve Gauranga and His Dhama, His transcendental land, and His servants can get the mercy of Nityananda Prabhu. Nityananda is very much kind to one who has some special tendency towards Gaura-lila.

“Take the Name of Gauranga” Nityananda Prabhu walked from door to door in Bengal, saying, “Take the Name of Gauranga! I’ll become your servant. You can purchase Me if you only take the Name of Gauranga. I’ll be sold to you without any price or condition.” That was His temperament.

When Mahaprabhu was in Puri, He sent Nityananda Prabhu to Bengal. At that time, He said, “Without You I don’t find anyone who can spread the Holy Name of Krishna, or devotional service to Krishna, in Bengal. They are more engaged in the tantric method and the smriti. They make too much of these trifling things. They are puffed up, thinking that they have finished all knowledge. So, Bengal is a very hard field for preaching. Without you, no one will be able to awaken the masses. Separate yourself from the higher castes and approach the masses with the Holy Name of Krishna. You are the fittest person for this work.”

Nityananda Prabhu went to Bengal, but without trying to preach the glories of the Holy Name of Krishna, Nityananda began to preach the Name of Gauranga. Nityananda Prabhu found that there is some danger of thinking that Krishna’s pastimes are very much akin to the mundane debauchery, lying, and stealing of a degraded soul. Krishna’s pastimes are of a highly confidential nature. It is very difficult for the masses to understand the purity of Krishna-lila. The mass mind cannot accept Krishna-lila as the highest attainment. So, Nityananda Prabhu found it would be difficult to preach Krishna-lila, but he found it would be easy to preach Gaura-lila, where Krishna has come to distribute himself to the public with so much capital in his mind. Gauranga means a dynamo which wants to distribute Krishna, surcharged with the most magnanimous, intensified, pity and kindness for the ordinary people, with the greatest affection even for the criminals. Nityananda Prabhu wanted to bring them in connection with Gauranga, for then Krishna-lila would automatically be within their fist. So, he began to preach about Gauranga, not Radha-Krishna, as commanded by Mahaprabhu. So, Nityananda Prabhu says, bhaja gauranga kaha gauranga, laha gauranga nama, “Worship Gauranga, speak only of Gauranga, and chant the Name of Gauranga.”

There is another instance of the relationship between Krishna and Balarama and Gauranga and Nityananda, which is described in the Chaitanya Bhagavata. Shachi Devi had a dream that Krishna and Balarama were sitting on a throne, and Nityananda was fighting with Balarama, “Come down from the throne. It is no longer Dvapara-yuga. The age of Kali has come and my master Gauranga must occupy Your position on this throne. You come down!” Balarama began giving some opposition. “No, no, why should we come down? We have been sitting on this throne for such a long time.” Nityananda Prabhu began forcibly taking Him down, and Balarama submitted slightly. Nityananda Prabhu said, “My master Gauranga wants to take the position now. The age for Him has come.” So Nityananda is very partial to Gauranga. He says, “Krishna is far off. My Lord is Gauranga.”

(to be continued) 

 


1 «Без Нитая, мой брат, никто не может обрести Радху и Кришну» (Шрила Нароттам Дас Тхакур «Манах-шикша», 1).

2 См. «Шри Гуру-парампару» (стих 6) Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

← Шрила Госвами Махарадж в Москве: 2 и 3 августа лекции 20:00–21:00 в центре на Кисельном. С 4 августа — на вайшнавском фестивале в Лахте ·• Архив новостей •· «Поклонение Господу в разные эпохи». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1994 год. Джаганнатха Пури, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования