«О соблюдении Экадаши». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 октября 2011 года. Москва, Кисельный

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 41.8 МБ)

 

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

О соблюдении Экадаши

(8 октября 2011 года, Москва, Кисельный)

 

Шрила Госвами Махарадж: Есть ли у кого-либо вопросы?

#00:00:07#

Ученица: У меня вопрос об Экадаши. Я услышала сегодня еще раз, что если по какой-либо причине кто-либо не может поститься в Экадаши, то он может держать пост на следующий день, в Двадаши. Но я также слышала, что одна из причин, почему поститься в Экадаши очень важно, — это то, что демон Кали в эти дни присутствует в зернобобовых. Но от того, что я не смогу поститься в этот день, это же не будет означать, что сегодня Кали для меня отсутствует, а завтра будет присутствовать! Так или иначе, учителя говорили о важности соблюдения этого дня Экадаши. Как это понимать?

#00:01:32#

Шрила Госвами Махарадж: Мы никогда не слышали, чтобы что-либо говорилось именно о Кали в контексте Экадаши, но что мы слышали, — это то, что в этот день пап, то есть грех, входит в зернобобовые. Однако если мы рассматриваем все с такой точки зрения, то это материалистичный взгляд на вещи, сагуна; таким образом, мы анализируем все с точки зрения обитателей трех гун, трех начал материальной природы — благости, страсти и невежества.

#00:02:32#

Но если некий преданный случайно принял прасад из зернобобовых в Экадаши, то это прасадам, и нигде не сказано, что грех находит прибежище в прасаде в дни Экадаши. Преданные не ставят перед собой задачи избежать греха, опасаясь его последствий. К этому стремятся карми. Карми, опасаясь последствий ранее совершенных грехов, стараются проделать какие-нибудь ритуалы для того, чтобы свести к нулю любые последствия грехов. Они следуют ритуалам мирской религии. И Веды уделяют некоторое внимание карме, поскольку само по себе положение карми нежелательно, но все же через этот этап возможен дальнейший рост.

#00:04:14#

кот̣и-карма-ниш̣т̣ха-мадхйе эка ‘дж̃на̄нӣ’ ш́реш̣т̣ха1

В этом выражении утверждается, что один гьяни лучше десяти миллионов карми. Когда здесь говорится о гьяни, то подразумевается человек, который достиг достаточно высокого уровня сознания, чтобы осознать тщетность любых кармических устремлений. Подобно этому, далее говорится, что из множества гьяни едва ли найдется один мукта, освобожденная душа. А из десяти миллионов мукт, освобожденных душ, едва ли найдется один кришна-бхакта. Здесь мы касаемся вопроса исключительной редкости кришна-бхакти.

#00:06:33#

В песне, что мы пели ранее, которую поем на каждый Экадаши, — «ш́уддха бхаката…», — говорится: «ма̄дхава-титхи бхакти-джананӣ2». «Титхи» означает день или время, рассчитанное по духовному календарю. Мы часто слышим выражения «экадаши-титхи», «двадаши-титхи» или «мадхава-титхи». Это те дни, которые связаны с Кришной: это может быть такой день как Джанмаштами, день явления Кришны, или же Экадаши. Сказано, что в такие дни, связанные с Кришной, проявляется бхакти-джананӣ, то есть они дают рождение бхакти.

Те, кто стремится стать преданными, прежде всего ищут преданности. Поэтому они следуют Экадаши для того, чтобы обрести возможность усилить свою преданность. Преданность означает больше слушать о Кришне, больше рассказывать о Кришне, больше помнить о Нем, больше прославлять Кришну. И, соответственно, меньше уделять внимание телесным потребностям.

#00:08:14#

В писаниях рассказано много ужасного о последствиях для тех, кто не соблюдает, нарушает Экадаши. Нас не волнует, правдивы ли в буквальном смысле все эти ужасы! Однако все эти описания могут помочь нам понять серьезность, важность следования Экадаши.

В этом мире, если кто-то хочет подчеркнуть важность чего-либо, он может сказать: «Если ты так поступишь, то этим ты меня убьешь!» Матери иногда, даже довольно часто прибегают к подобному. Были ли случаи, когда ребенок, поступив ненадлежащим образом, буквально убивал свою мать? Может, и были. Но это крайне редко. Чаще всего подобное говорится в метафорическом смысле, чтобы подчеркнуть важность того, чего не надо делать. И это не то, что мы можем проверить.

#00:10:10#

Хотя я уверен, что где-то наверняка найдется такой человек, который будет рассказывать: «Ученые установили, что если в определенные лунные дни делать то-то, придут такие-то результаты». Однако наша вера не зависит от научной проверки, каких-либо обстоятельств, мы верим не потому, что ученые так сказали. В противном случае некто может сказать, что НАСА, космическое агентство, опубликовало фотографии, сделанные из космоса, на которых видны остатки моста, соединяющего Индию и остров Ланку, следовательно, мы верим, что история о Рамачандре — правда. Это причина, по которой мы верим. А полгода спустя нам скажут: «Нет, извините, мы ошиблись, это выглядит как мост, но на самом деле это вовсе не мост». Тогда мы утрачиваем веру, потому что верили в НАСА или в науку. Но все это не преданность.

#00:11:38#

Махапрабху попросил Свою мать Шачи только об одной вещи. Она подумала тогда, что это крайне необычно: «Он никогда меня ни о чем не просил». Она ответила Ему: «Что бы это ни было, проси». И Махапрабху попросил ее соблюдать Экадаши. Кто-то может сказать: «Значит, до этого она не следовала». Очевидно, нет. Но это не существенно. Однако когда Махапрабху попросил ее, она не стала ему отвечать: «Да, но, Нимай, пожалуйста, прежде чем я исполню Твою просьбу, объясни причины. Почему я должна следовать этому? Достаточно ли доказательств в Ведах, в Пуранах, в других писаниях, поддерживающих важность следования Экадаши?» Нет! Но было так. Махапрабху сказал:

— У Меня есть только одна просьба.

— Какая?

— Следуй Экадаши.

— Хорошо.

И все.

#00:13:10#

То, что мы можем понять благодаря этому: это что-то важное для внешнего мира. Во всем есть аспекты внешний и внутренний. Шрила Сарасвати Тхакур сообщил своим последователям, своим ученикам о некоторых факторах, касающихся соблюдения Экадаши. Рационально мыслящий человек может сказать: «Где же доказательства какого-либо влияния луны, поскольку вы требуете или просите определенным образом соблюдать эти дни?» Но даже с научной точки зрения можно показать, что луна влияет, например, на приливы и отливы, на женские циклы, на рост растений. Все это не фантазии и не предрассудки. И уж коли говорить об этом, а что если другие планеты тоже достаточно заметно влияют? Но это уже другая тема.

#00:15:26#

Так или иначе, Сарасвати Тхакур объяснил, что согласно ведическому знанию именно в эти дни поток расы в теле становится сильнее. И в этом контексте слово «раса» можно перевести двояко: во-первых, как «жидкость», а во-вторых, как «склонность наслаждаться». В эти дни нам советуют: «Если вы будете поститься должным образом, то этот пост поможет вам сохранить равновесие, сбалансировать эту усилившуюся склонность к наслаждению». Поэтому в эти дни обычно, если человек и ест что-то, то он принимает в пищу то, что называется анукалпа, что означает «простая пища». Это неострая пища, без излишнего количества специй, без большого количества чили, пища, не пробуждающая страсть. Но все вышесказанное касается лишь внешней точки зрения, но далее Сарасвати Тхакур рассказал о внутренней точке зрения.

#00:17:28#

В высшем мире стремление Кришны к наслаждениям, Его потребность в наслаждении возрастает именно в этот астрологический момент титхи. Кришна известен как Тот, кто питается бхавой, то есть чувствами сердца, преданностью. Поэтому преданные, зная, что по некой причине потребность Кришны в наслаждении в этот день возрастает, тогда же посвящают себя больше слушанию о Кришне, прославлению Его, памятованию о Нем, различным видам служения и тем самым сокращают свои собственные потребности. Тем самым они дают больше наслаждения Кришне, больше служат Ему.

#00:19:10#

Шрила Гуру Махарадж дал нам такую мысль, подобную сутре, афоризму: «Служение дарует вознаграждение в соответствии с потребностью в нем». И эта мысль отзывается в песне Бхактивинода Тхакура «ма̄дхава-титхи бхакти-джананӣ». Именно эти дни способны породить в нас преданность, усилить ее, помочь расти в нас преданности. В каком-то смысле можно сказать, что это скидка. То есть на некое ограниченное время объявляют скидку и говорят, что в это время за меньшую сумму вы сможете получить больше. И, к счастью для преданных, эта скидка действует дважды в месяц. Если же какой-то преданный, погрузившись в служение, вдруг забывает об этом, ошибается и чувствует раскаяние в сердце, тогда он думает: «Ну, завтра». Значит, в следующие двадцать четыре часа так или иначе он искренне продолжает путь.

#00:21:25#

В жизни Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура были некоторые интересные эпизоды. В день, не меньший по значению, чем сам Джанмаштами, когда ожидается, что в этот день все преданные полностью постятся, все преданные обходили Вриндаван, совершали парикраму по святым местам. Обычно они работали по следующей системе: они разбивали лагерь в одном месте, останавливались на некоторое время, затем передовая группа отправлялась вперед, готовила следующий лагерь. Когда следующий лагерь был готов, все остальные преданные снимались со старого лагеря и переходили на новое место. И так они переходили с места на место. Бхакти Дайита Мадхаву Махараджу, очень энергичному и очень способному преданному, было поручено такое служение, а именно — отправляться с передовой группой вперед и готовить следующий лагерь.

#00:23:10#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что Шрила Сарасвати Тхакур описывал Бхакти Дайита Мадхава Махараджа следующим образом: «человек с вулканической энергией». (В наше время подобное описание напоминает нам о Шриле Бхакти Бимал Авадхуте Махарадже.) Шрила Сарасвати Тхакур, зная, что это тяжелое служение, в том числе физически, — требуется много путешествовать, тратить много сил, — сказал Мадхаву Махараджу не просто поесть, прежде чем отправиться, но принять в пищу зерновых.

Мы знаем, что даже в эти особые дни бывают такие моменты, когда несоблюдение правил не будет нарушением. Например, исключения — это принятие лекарств, и одно из исключений — это приказ Гуру.

#00:24:56#

Как в другом случае, который мы обсуждали недавно: один преданный по имени Говинда пришел к Шри Чайтанье Махапрабху для того, чтобы стать Его слугой. Махапрабху, рассудив, что оба они — и Махапрабху, и Говинда — ученики одного Гуру, то есть духовные братья, поэтому будет неправильным принять Своего духовного брата Своим слугой. Однако в дискуссии, которая возникла тогда, был процитирован стих из Пуран о Парашураме. В последней строке этого стиха сказано, что приказ Гуру, слова Гуру превосходят все остальные ведические предписания. Но при всем вышесказанном то, каким именно образом тот или иной ученик будет исполнять приказ Гуру, будет различаться.

#00:26:17#

Шрила Мадхав Махарадж, следуя наставлению Сарасвати Тхакура, поел, но не принял в пищу зерновых. Он подумал: «Я обрету достаточно сил, даже если не поем зерновые». Шрила Гуру Махарадж объяснял в связи с этим, что, если бы такое же указание Сарасвати Тхакур дал другому своему ученику профессору Саньялу, который был известен как фанатичный последователь своего Гуру, то тогда профессор Саньял обязательно поступил бы именно таким образом — принял в пищу зерновые.

#00:27:42#

Шрила Говинда Махарадж много раз говорил, что даже в наши дни в Шри Чайтанья Сарасват Матхе разные преданные следуют таким дням как Экадаши по-разному. Например, Шрипад Аранья Махарадж держит всегда нирджал, то есть сухой пост без воды. А Хари Чаран Прабху, напротив, принимает полный прасадам. Шрила Говинда Махарадж принимает анукалпу, то есть принимает прасад в малых количествах.

#00:28:23#

Принцип таков: следует соблюдать посты в эти дни таким образом, чтобы не лишить себя способности служить. Служение — это все.

Иногда Кришна желает подчеркнуть особым образом преданность каких-либо преданных, как правило, браджа-гопи. Тем не менее, однажды с Уддхавой Он поступил иным образом. С Нарадой Господь поступил также по-другому. Он начал говорить Нараде: «Мой дорогой Нарада, у Меня ужасная головная боль».

#00:29:39#

В Нью-Йорке жил один художник, и каждый раз, когда Шрила Прабхупада приезжал в Нью-Йорк, этот художник показывал ему свои картины, связанные с Кришной. Иногда Шрила Прабхупада одобрял их, иногда задавал какие-нибудь вопросы об этих картинах, иногда в эти картины позже вносились исправления. У этого художника была одна картина, где Кришна сидел с грустным видом. Шрила Прабхупада спросил: «А это что?» Художник ответил: «Это Кришна в печали». Шрила Прабхупада сказал, что Кришна никогда не бывает в печали, Кришна никогда не бывает недоволен.

#00:31:06#

В защиту этого преданного мы можем сказать, что в своих комментариях к десятой песни «Бхагаватам» Вишванатха Чакраварти Тхакур и другие комментаторы объясняют: иногда бывает, что Кришна испытывает недовольство или печаль, но божественной природы. Поэтому подобное изображение Кришны в печали крайне необычно — Его не изображают таким на холсте. Ведь Кришна — это экстаз собственной персоной. И тогда, когда Прабхупада спросил об этом, все ожидали: что же произойдет дальше? Прабхупада подумал и сказал спустя какое-то время: «А! Это просто у Кришны голова болит. Это та самая игра, когда Кришна пожаловался Нараде на головную боль».

#00:32:20#

Итак, в том случае Кришна сказал Нараде:

— Я ужасно страдаю от головной боли.

— Но как же я могу помочь Тебе? — спросил Нарада.

— Меня исцелит пыль со стоп Моего преданного и поскорее.

Нарада отправился к царицам Двараки и сказал им: «Кришна страдает от ужасной головной боли, и чтобы излечить Его, необходима пыль со стоп преданных. Скорее дайте пыль со своих стоп!»

#00:33:15#

Хотя с онтологической точки зрения преданность в Двараке выше, нежели преданность южного полушария Вайкунтхи, нижней полусферы, все же в Двараке присутствует некий элемент расчетливости в преданности.

Царицы подумали: «Вы возьмете пыль с наших стоп, а затем эту самую пыль поместите на голову Кришны? Нет, нет, Прабху, мы не можем сделать этого!» Эти царицы были крайне умны. Они сказали: «И вообще, Нарада, зачем ты просишь нас? Ты же сам преданный! Ты повсюду знаменит! Дай свою пыль, пыль со своих стоп». Нарада ушел.

#00:34:15#

Тем временем Кришна ждал:

— О Нарада, скорее! Ты принес?

Нарада отвечал:

— Никто не готов дать пыль со своих стоп.

Тогда Кришна сказал:

— В этом случае отправляйся во Вриндаван и спроси ее у браджа-гопи.

Итак, Нарада прибыл во Вриндаван. Браджа-гопи начали его расспрашивать:

— Как живет наш Кришна? Все здесь страдают от разлуки с Ним: Его отец и мать, река Ямуна, коровы.

Гопи не говорили о себе, они говорили лишь о других преданных. Нарада отвечал:

— В целом, все хорошо. Но прямо сейчас у Кришны страшная головная боль, и Кришна сказал, что только пыль со стоп Его преданных излечит Его.

Тогда браджа-гопи ответили ему:

— Мы не знаем, преданные ли мы, но, пожалуйста, возьми пыль с наших стоп и передай Кришне.

#00:35:55#

Нарада сказал:

— Но если вы непреданные, если вы допускаете эту мысль, что же тогда с вами будет? Вечный ад.

На что гопи ответили:

— Да! Но если Кришне от этого будет легче, возьми эту пыль.

Нарада был поражен, став свидетелем столь глубокой преданности. Гопи совершенно не заботились о собственной выгоде, о своем положении, что уж говорить о том, чтобы заботиться о своем росте, — они готовы навечно быть проклятыми и отправиться в ад! Шрила Гуру Махарадж пересказал слова Шрилы Рупы Госвами следующим образом: это кама-рупа-бхакты, взвод самоубийц, смертников.

#00:37:10#

Заметим в скобках, учитывая современный контекст, речь вовсе не идет о телесном самопожертвовании. Махапрабху однажды сказал Санатане Госвами: «Если бы убив тело, можно было бы достичь Кришны, то Я убил бы Себя тысячи раз». Однако наше тело — это следствие ума, нашей ментальности. Лишь избавление от тела не столь уж и значительно, это неправильно, не нужно. Здесь речь идет о гьяна-шунья-бхакти — преданности, когда не заботятся о себе, когда готовы пожертвовать не только тем, что есть сейчас, но и всем своим будущим.

#00:38:50#

В Индии, когда кто-то строит храм, ищут деньги, собирают пожертвования. То есть они находят деньги и тогда строят храм. Обычно при строительстве храма не занимают деньги, не берут кредит. Но однажды во времена Гаудия Матха одни преданные, ученики Сарасвати Тхакура, были вынуждены занять денег на строительство храма. В наше время это кажется нормой, но в то время это было неслыханно. Преданные опасались, что если Сарасвати Тхакур узнает об этом, то не одобрит. Но они были удивлены, когда Сарасвати Тхакур, услышав об этом, был очень счастлив и сказал: «Вы не только вложили все свои деньги, все свои силы в настоящее время, но даже и будущий капитал вы также отдали служению».

#00:40:36#

Кришна говорит в «Бхагаватам»: «Эти преданные отдали все, целиком и полностью, ради Меня. Они жертвуют всем ради Меня, они жертвуют всем своим будущим ради Меня! Так как же Я могу оставить их когда-либо?»

«Шримад-Бхагаватам» провозглашает общий принцип: Кришна — сварат, абсолютно независим от чего-либо и от кого-либо. Естественно, именно таково должно быть положение Абсолюта — независимость. Однако сам Кришна говорит: «В присутствии преданных Я словно теряю Свою независимость». Всевышний, Абсолют становится зависимым от преданных. И это отличительная черта преданности, признак преданности, когда Безграничное подчиняется ограниченному.

#00:42:34#

В «Гарга-самхите» Шримати Радхарани во многих местах задают следующий вопрос: «Как Ты обрела столь великую, столь огромную преданность Кришне?» Разумеется, не может быть и речи о том, что Она обрела преданность, что ее сначала не было, а потом вдруг она появилась, но это лила, и в рамках этой лилы они задают Ей такой вопрос. Она отвечает по-разному, но в одном случае Она ответила: «Я покланялась Туласи», а в другой раз сказала: «Соблюдая Экадаши».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Лаванга Лата Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 


1 «Среди миллионов исполнителей кармической деятельности в соответствии с ведическими принципами быть может найдется лишь один, кто действительно мудр» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.147).

2 «[С великим рвением я соблюдаю] такие святые дни, как Экадаши и Джанмаштами, поскольку они — мать преданности!» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Шуддха-бхаката», стих 2).

← Поздравление Шрилы Авадхута Махараджа с солнечным днем рождения от томского театра "Шабары" ·• Архив новостей •· «Женская природа — служанка Красоты». Лекция Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа. Оренбург. 13 июня 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования