Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Юбилейная лекция. 30 апреля 2012 года

     

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 31.7 МБ)

Содержание лекции:

Шри Кришна «йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам» («Брахма-самхита», 5.38).

Однажды мне задали вопрос в нашем Вила Говинда Ашраме в Италии. Я всегда жду вопроса от преданных, чтобы понять, о каком именно аспекте сознания Кришны сегодня мы сможем поговорить. Я молюсь о служении и хочу узнать, что именно сегодня хотела бы явить Гуру-варга. И иногда преданные задают немного причудливые вопросы. И тот преданный спросил: «Почему Кришна голубого цвета?» Подобный вопрос можно было бы ожидать от ребенка или от кого-то новенького? Почему Кришна голубого цвета? Я подумал, что должен подумать об этом. Стоит ли мне отнестись к этому вопросу серьёзно? Ведь на каком-то уровне это действительно вопрос.

Я уговаривал сам себя не выйти из себя. И пришло понимание, что если я смогу успокоиться, то увижу   это законный вопрос. И эта шлока из «Брахма-самхиты» пришла на ум, потому что все должно быть там. Если преодолеть уровень эго, раздражение, тогда кто бы что ни говорил, ни думал, ни делал. Гуру Махарадж сказал бы: «Можно увидеть связь с центром бесконечного, с центральной концепцией бесконечного». И это всегда значит связь с Кришной, Радха-Кришной, их чит-лил-амритам деяниями, божественной обителью, формой и так далее. И шлока из «Брахма-самхиты» пришла мне на ум.

Вчера вы мне напомнили о былых временах. Вы упомянули историю, которую я, наверное, рассказывал когда-то в каком-то контексте. Когда я впервые присоединился к движению сознания Кришны, что, в общем-то, было почти в этот самый день, сегодня Гаура-навами месяца Мадхусудан, я же присоединился на дашами, на следующий день. А в этот день я читал Бхагавад-гиту и молился, что же мне делать? Одному из друзей я сказал: «Я хочу быть преданным». У меня была привязанность к музыке, к тому, чтобы быть музыкантом, и я не знал, как мне совместить эти вещи.

И Гуру Махарадж говорил, в «Брихад-бхагаватамрите» сказано: «Последняя сладкая пуля майи, когда майа приходит к вам как слуга, когда вы разочарованы неспособностью полностью контролировать окружающее и вы хотите оставить эту тенденцию. Тогда майа, видя, что вы собираетесь уйти из мира эксплуатации, приходит совсем в другом виде   очень прекрасная, кажется, столь же прекрасная, как Сам Кришна, и говорит: «Куда ты уходишь?» Вы отвечаете: «С меня хватит. Я больше не могу. Я устал быть наслаждающимся, эксплуататором, потребителем. Я хочу посвятить себя». Она говорит: «Давай я буду служить тебе. Только представь: ты будешь Шивой, а я буду твоей шакти? Как насчет такого предложения?» И в моем случае это предложение от майи пришло в виде совета: «Поезжай в Индию и изучай ситар, совместишь сознание Кришны и музыку! Отличная идея! Поезжай в Индию! Там тебе и сознание Кришны во всем объеме и музыка! Зачем тебе присоединяться к этому храму здесь в Америке». К чему это я?

В те времена, когда мы только присоединялись к движению сознания Кришны, Прабхупаде очень нравилось чтобы, как он говорил, преданные были заняты 24 часа в служении Кришне. И иногда родители преданных навещали их в храме. Они говорили: «Мы никогда не могли заставить их делать хоть что-то по дому, а здесь они задействованы 24 часа в сутки!». Для них это было чудо. Это очень радовало Прабхупаду. И так же считали мои родители: «Ему будет лучше в сознании Кришны, чем вне сознания Кришны». Поэтому они радостно говорили: «Оставайся в сознании Кришны».

И совершать севу беспрестанно, когда нет времени ни на что другое, в общем-то, самое лучшее состояние, которым я не могу сейчас похвастаться. Но я помню, что был таким, как вы напомнили мне. И среди прочего у нас было правило каждый должен делать все. И позже храм, к которому я присоединился в Лос-Анжелесе, стал самым большим храмом ИССКОН. Но было время, когда там никого не было. Я помню, как я иногда был единственным, кто оставался в храме в послеобеденное время. Только подумайте об этом? Если вы знаете что-то о храме в Лос-Анджделесе, в котором спустя какое-то время жило по пятьсот преданных, когда-то я был единственным человеком, кто оставался и мыл пол, подметал, наводил порядок, пока все выходили на Харинам или что-нибудь в этом духе. Также моим служением было мыть пол в алтарной под конец вечера, чтобы утром, когда все придут на мангала арати, все было чисто.

Но поскольку у нас у всех была нехватка сна, скажем так, случалось такое, что ты домываешь пол, убираешь швабру, перед уходом напоследок кланяешься божествам и следующий момент: когда ты приходишь в себя, когда открывается дверь, приходит пуджари и ты понимаешь, что пора начинать утреннее мангала арати, а ты так и не смог выйти из вечернего дандавата. Поэтому, как я вчера говорил, я был более преданным, когда я был моложе. Подобные истории вы услышите от многих преданных.  Но Прабхупаде это нравилось.

Я рассказываю это, потому что когда мы выполняли подобное служение после обеда, нам говорили: «Если вы быстро все закончите, у вас останется время, вы сможете почитать». Чтение было роскошью. И одна книга, к которой мистически влекло, была «Брахма-самхита» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура с его введением и переведенная его учениками по его указанию. И нам говорили: «Если сможете закончить раньше, можете почитать эту книгу». И, в общем-то, это смешно: ты только что присоединился к Движению, тебе 19 лет, но книга, которую ты пытаешься читать, это «Брахма-самхита». Но с другой стороны это действительно именно та книга, которую ты выберешь.

И я читал (звучит перевод шлоки на английском) Вау! Просто язык, вибрация Сарасвати Тхакура были мистически чарующими и придавали уверенности одновременно. И Прабхупад любил цитировать эти шлоки, как любят и все Гаудийа Вайшнавы. И одна из этих шлок:

[00:10:35]

преманджана-ччурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хрдаешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам 
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

(«Шри Брахма-самхита», 5.38)

Здесь «преманджана-ччурита-бхакти-вилочанена»  когда глаза умащены Кришна-премой. Здесь према описывается как бальзам анджан, способный исцелить, одарить истинным видением, способностью увидеть Кришну.

Как сказал Сарасвати Тхакур, которого однажды спросили: «Видели ли Вы Кришну?», необходимо научиться способу видеть Кришну. И это и есть сознание Кришны в начале, середине и в конце способ видеть Кришну! Как говорил Гуру Махарадж «обрести правильный угол зрения». И тогда мы можем получить отблеск Кришны Шйамасундара сантах садаива хрдаешу — в сердце, в глубине сердца. В глубине сердца, полного любви и нежности к Кришне, можно увидеть Кришну по-настоящему.

И кто такой Кришна? Что такое Кришна? «Йам шйамасундарам» Шйамасундар. Он не просто черного цвета, голубого. Это ачинтйа-гуна непостижимый цвет! Мы можем сопоставлять его с цветом грозовой тучи, или говорить, что Он голубого цвета, чёрного, но это ачитйа-гуна непостижимый цвет, непостижимое качество.  Шйамасундар  прекрасный Шйам. Таков цвет Кришны. «Йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам»  «обладающему этой божественной формой, Ему, предвечному Господу Говинде я покланяюсь!» говорит Брахма. Брахма, ади Гуру   изначальный Гуру Брахма-Мадхава-Гаудийа сампрадаи.

Однажды художники, готовившие иллюстрации к изданию «Шри Брахма-самхиты», пришли к Шриле Гуру Махараджу с вопросами о том, как изобразить, как представить определенные вещи, которые описаны в «Брахма-самхите». И на какие-то вопросы он ответил: «Нам запрещено говорить на эти темы. Эти темы эзотеричны настолько, что они запрещены к обсуждению». Почему? Потому что мы прикованы к материальному, наши представления настолько окрашены приобретенными заблуждениями материального опыта, что, даже слыша о самом сокровенном, мы будем проецировать свои искаженные представления на божественное. И это будет оскорбительно, это будет пагубно для нашего духовного прогресса.

Но в каких-то других моментах он дал советы. Например, там упоминается, что Сарасвати наставляла Брахму в кама-гайатри. Он говорил о том, как изобразить ее и Брахму, эту ситуацию. Гуру Махарадж сказал: «Имеется в виду Дивйа Сарасвати. Есть Сарасвати в мире са-гуна и Дивйа Сарасвати Голоки существующая до и над всеми материальными мирами, Дивйа Сарасвати. У всех полубогов есть мистические носители ваханы. Художники спросили Гуру Махараджа: «Как изобразить Сарасвати?» Он закрыл глаза и сказал: «Она путешествует на белом лебеде». И выглядело это так, как будто он заглянул, посмотрел в тот божественный мир. Подобные мистические откровения присутствуют в «Брахма-самхите».

Также мы слышали, звуки флейты Кришны вошли в 8 ушных раковин Брахмы, и Брахма-гайатри была произнесена, явлена им. И Гуру Махарадж явил внутренний смысл гайатри-мантры, ее скрытое значение о том, что на самом деле флейта Кришны поет славу служения лотосным стопам Шримати Радхарани. Это скрытый смысл гайатри-мантры. Он дал прекрасное объяснение, и оно прекрасный пример того, что с самого начала необходимо обрести правильный угол зрения. Он всегда давал правильный угол зрения. Главная шлока о Гуру:

[00:17:13]

ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шр-гураве намах

Мои глаза были замутнены катарактой невежества, приобретенных предрассудков, я не мог видеть по-настоящему, я не мог видеть мир, не мог понять, кто я и каково мое положение в этом мире. И преданный, стремящийся стать слугой, прославляет Шри Гуру, исцелившего его от катаракты невежества с помощью лазерной хирургии знания. Гуру Махарадж слушал радио и газеты и знал о всевозможных научных достижениях. Ему очень нравилась идея лазеров, и он говорил: «В будущем множество различных операций будет делаться при помощи лазера. И это правда. Но в данном случае пример с лазером хорош еще и потому, что лазер сопоставим со светом. Свет удаляет катаракту, помеху. Без света, без Солнца глаза не могут видеть. Глаза не способны видеть сами по себе. Таково наше положение.

В одном месте Гуру Махарадж говорит: «Без милости Шри Гуру мы подобны безжизненной глине, и только по милости Гуру и вайшнавов в этой безжизненной глине появляется тенденция служения».

Когда мы хотели составить книгу о Гуру, ведь Шрила Гуру Махарадж говорил о Гуру столь много важного, отвечая на столь многие вопросы, мы решили необходимо собрать эти объяснения и сделать книгу. Наследие было очень обширно. От общих идей о Гуру до самых тончайших и возвышенных представлениях о Гуру-таттве. И я думал, как назвать эту книгу, но я думал с точки зрения маркетингового крючка о чем-то, что привлекло бы внимание. Я предложил Гуру Махараджу его же фразу, как такое название «Гуру тяжелее Гималаев». Я думал, это отличное название. Если бы я увидел книгу с таким названием в магазине, я бы без сомнения как минимум взял ее с полки и пролистал. Так я думал. Но Гуру Махарадж сказал: «Это частичная концепция». Да, это было его выражение, но все равно он сказал: «Это частичная концепция». Я спросил: «Какова же будет полная концепция?» Он ответил: «Шри Гуру и Его Милость».

И именно тогда он сказал: «Я написал статью много лет назад», как потом выяснилось в 1934 году, а мы говорили с ним в 1983. Он сказал: «Я написал статью 50 лет назад “Шри Гуру и Его Милость”, так называлась статья. И он сказал: «В ней вы найдете полную правильную концепцию и можете использовать ее как руководство при своем подборе материала». Мы обратились к архиву журнала «Гармонист» и нашли ее. И мы увидели, что это самое разумное объяснение Гуру и обоснования необходимости принятия Гуру.

Именно там Шрила Гуру Махарадж говорит в начале: «Ошибки свойственны человеку. Ошибки неизбежны для всех нас, потому что мы несовершенны. Но, тем не менее, в каждом из нас есть нечто дивное, побуждающее стремиться к совершенству. Это стремление очень слабо, в противном случае мы бы уже достигли цели».

Прекраснейшим образом он представляет эту идею. Фундамент духовной жизни это способность признать собственную не самодостаточность, объективная оценка нашего положения. Фундамент духовной жизни признание наших собственных недостатков, но осознание того, что при всех этих несовершенствах в нас есть нечто, что все-таки ищет совершенства. Это нечто очень ценное. Эта тенденция даже при всех несовершенствах искать идеал, абсолют, очень ценна. Она также слаба. Сказано, джива  это энергия, шакти, лишь получающая полномочия, для нее необходимо получить некое богатство, капитал от вышестоящего слуги, ашрайа-виграхи, чит-шакти, встать под их руководство и влияние. Эта тенденция стремления к совершенству очень слаба. В противном случае мы бы уже достигли его.

Да, это природа ограниченного быть подверженным несовершенству. Но она же указывает нам на то, что решение этой проблемы лежит за пределами нас, вне нас. И это открывает дверь для Гуру или вожатого. Гуру есть проявление божественного, являющего себя в этом мире.  И совершенное, будучи совершенным, должно быть также способно явить себя, безграничное должно быть способно явить себя ограниченному. В противном случае оно не безгранично. И в этом покоится наша надежда, перспектива. И это красота, мистическое очарование сознания Кришны возможность обрести связь с бесконечным, с Верховым Господом, Верховной Абсолютной Истиной, Прекрасной Реальностью через обретение связи с его представителем, божественным посредником Шри Гуру, божественным вожатым.

И кто-то может сказать, что все это возможно совершить и внутри себя, нет необходимости искать помощь во вне. Но этот голос внутри нас зачастую ненадежен, мы не можем отличить голос божественного от наших собственных спекулятивных, воображаемых, корыстных мыслей или выборочной памяти. И очень милостиво Кришна предстает перед нами как вожатый, как Гуру, чтобы вести нас от мира несовершенства к миру совершенства, активируя в нас способность служить.

И Шрила Сарасвати Тхакрур, как иногда упоминал Шрила Гуру Махарадж, из всего богатства учения Бхактивинода Тхакура извлекал основные принципы о необходимости благого общения. Сознание Кришны передается через общение и через служение. На основе этого он основал Гаудийа Матх, и позже от него произошло множество других организаций. Такова была его идея создать место, где люди могли бы получать благое общение. «Бхактйа санджатайа бхактйа» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.31, «Шри Чайтанйа-чаритамрита», Мадхйа, 25.140). Бхакти приходит лишь от бхакти. Ничто другое не сможет дать вам это.

[00:27:04]

найаматма правачанена лабхйо,
на медхайа на бахуна шрутена

(Мундака Упанишад, 1.2.23)

Не через самые долгие разговоры о Нем, не через исключительный интеллект, не через слушание, не через чтение множества книг, но «тасйаиша атма вивринуте танум свам» Он являет Себя, кому пожелает через кого пожелает. Это прерогатива Кришны.

Наша же благая удача в том, что нам удалось обрести связь со святыми лотосными стопами Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа с этим Триумвиратом Махабхагаватов, служителей высочайшего уклада, счастье которых и жизнь которых заключалась в раздаче Кришна-концепции другим.

Мы знаем, что Шрила Прабхупад мог бы счастливо, умиротворенно оставаться во Вриндаване в Храме Радхи-Дамодара, недалеко от самадхи Шри Рупы Госвами, Шрилы Дживы Госвами, Кришнадаса Кавираджа Госвами и быть погруженным во внутреннюю практику сознания Кришны. Но «виласату хрди нитйам бхактисиддханта-вани» (Прабхупада Пранам) голос Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура звучал, вибрировал в его сердце.

Не следует думать, что голос Гуру, приказ Гуру, мантра Гуру, наставления Гуру это нечто статическое. «Я получил инициацию 20 лет назад, 30 лет назад, 40 лет назад и теперь живу спокойно». Нет, напротив, Гуру Махарадж говорил: «Они вечно звучат, вибрируют в наших сердцах Слова, Послание, Наказ Шрилы Сарасвати Тхакура. Вот, что заставило Шрилу Прабхупаду уехать из Вриндавана.

Я только что говорил с Юдаманью Прабху. Он спрашивал, сколько лет было Шриле Прабхупаде, когда он уехал в Америку. Ему было 69 лет, когда он взошел на корабль Джаладута, чтобы отправиться из Индии в Америку. Подобное не может быть случайным или совпадением. Но Кришна столь милостив даже к атеистам, что если вы предпочитаете не верить, Он сделает так, что ваше неверие не будет побеспокоено, Он подаст вам все причины, статистику, все необходимое для неверия. Но Вера это совсем другая культура.

Итак, как назывался корабль, на котором приплыл Прабхупада? Джаладута — «Морской посланник», «Водный посланник». Это было грузовое судно и на нем было лишь несколько пассажиров, в подарок которым давали ежедневники, в которых путешественники могли вести свой дневник во время плавания. И Прабхупад также делал в нем записи. В колонтитуле, заголовке каждой страницы было написано: «Мы везем послание Индии о Мире и Доброй Воле». Корабль назывался «Водный вестник» и он вез Прабхупаду через океан в Америку, чтобы начать всемирное наводнение сознания Кришны.

И его единственным грузом был «Шримад-Бхагаватам». Он вез специальные ящики с книгами «Шримад-Бхагаватам». Эти издания называют коричневые «Шримад-Бхагаватам», может быть, вы их видели, они были изданы в Индии.

Я помню, как я сам где-то в это же время года, 41 год назад шел в книжный магазин в Сан-Франциско и покупал одну из этих книг. Это был третий том первой Песни. Я помню, как я читал о Шукадеве Госвами. Это были 60-е, время хиппи, Хэйт Ашбери.  И Шукадев, 16 летний лидер, у него были длинные волосы, и он ходил голым. И когда он вошел в собрание мудрецов, они предложили ему главное место, потому что по его лицу они видели, что он не сумасшедший, а освобожденная душа высочайшего уровня. И там приводится прекрасное описание Шукадева Госвами. Гурудев часто повторял его. Оно ему так нравилось, что он использовал из него некоторые слова в своей поэзии, прославляющей Гуру Махараджа. Он описывался как Шйамасундар Кришна, описывается красота его шеи, подробное описание того, насколько прекрасен был Шукадев Госвами. И я читал эту книгу.

У меня были и другие книги «Бхагавад-гита», но я всегда видел ссылки на «Шримад-Бхагаватам» в комментариях «Бхагавад-гиты», поэтому был очень рад наконец найти и читать «Шримад-бхагаватам», в которой Парикшит Махарадж спрашивает Шукадева Госвами: «Каков смысл жизни человека, в особенности перед лицом скорой смерти?» Я был захвачен и заинтригован этим вопросом,  внимательно читал страницу за страницей, каждое слово, санскрит, перевод, построчник, комментарии. И каждая страница вела к ответу на этот вопрос: «Каков смысл жизнь человека, в особенности перед лицом скорой смерти?» И я все больше и больше вдохновлялся, пока не наткнулся на «так заканчивается комментарий Бхактиведанты к первой Песне «Шримад-Бхагаватам». Я подумал: «Боже! Это не справедливо! Вы наверно шутите! На вопрос-то ведь так и не ответили!» Я вернулся в магазин со словами «Есть у вас следующий том?» Мне ответили: «У нас магазин б/у книг». Я сказал: «Вы шутите? Тут все подходило к ответу на такой вопрос, и у вас нет следующего тома?» «Послушай, не создавай нам проблем, мы просто работаем здесь».

Так я понял, что мне придется присоединиться к Движению, чтобы найти ответ на этот Главный Вопрос. И в общем-то, когда я действительно присоединился, из печати как раз вышла первая глава второй Песни с обсуждением этого вопроса. Шукадев говорит: «Мой дорогой Царь…» Я подумал: «Ну, слава Богу!»

[00:35:22]

варийан эша те прашнах крито лока-хитам нрипа
атмавит-самматах пумсам шротавйадишу йах парах

(«Шримад-Бхагаватам», 2.1.1)

«Твой вопрос несет благо всем живым существам».

Итак, у нас есть величайшая удача,  прямой опыт соприкосновения с милостью лотосных стоп Шрилы Прабхупады и соприкосновения с движением сознания Кришны.

Иногда еще до того, как я получил инициацию, я присоединился в Мае 1971, а в Июне-Июле я был в Лос-Анжелесе, и Прабхупад выходил гулять каждое утро. А когда он возвращался около 7 часов, а мы уже ждали его с цветами. Мы дарили ему цветы, он принимал цветы от нас и затем дарил нам цветы в ответ. Мы тогда не знали всех подробностей вайшнавского этикета, мы просто дарили ему цветы и получали цветы от него обратно. И это было здорово. Иногда Гуру Махарадж, Гурудев говорили, они сравнивали: «Учеников надо считать цветами, подношениями лотосным стопам Кришны.

Я помню, однажды на веранде Гурудева в Калькутте собралось множество преданных и его веранда наполнилась. Он смотрел и видел в этом небольшом помещении 80 или 100 человек.  Он был потрясен    все они выражали уважение ему, но он в тот день сказал: «Вы все дары Шрилы Гуру Махараджа!» И это напомнило мне о том, как мы слышали от Шрилы Прабхупады, Шрилы Свами Махараджа много лет назад, что Махабхагавата Гуру не видит никого как ученика. Скорее он видит учеников, как вайбхав проявление своего Гуру. Это было подтверждено Гуру Махараджем позже.

Когда Сарасвати Тхакур впервые встретил Бхакти Виласа Тиртху (Кунджа Бабу) и возможно Сакхи Бабу, это было во время, когда Гауракишор Дас Бабаджи только что оставил этот мир и они искали его единственного ученика, Сарасвати Тхакур переплывал реку и увидел в них Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, приближающегося к нему. Но это были его будущие ученики. Он увидел их не как учеников, как вайбхав проявление Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа.

И также был случай с преданным по имени Бхагаван Джан Ананда. Он был учеником Сарасвати Тхакура в одном из Матхов. Когда он оставил тело, Сарасвати Тхакур  сокрушался и плакал. Преданные спросили его: «Прабхупад, что случилось?» Он ответил: «Бхактивинод приходил ко мне, а я не смог узнать его!». То есть он верил, что Бхактивинод Тхакур явился к нему через этого человека и он не смог узнать его. И он горевал об этом. В честь этого преданного он назвал один из Гаудийа матхов Бхагаван Джан Гаудийа Матх.

Шрила Гуру Махарадж напоминал нам, что мы можем думать, что положение Гуру это положение господина. Ведь мы говорим: Духовный учитель, Прабху, Гуру. Но в действительности положение Гуру быть слугой ученика. Оно подобно положению пуджари, который готовит фрукты к предложению божеству. Каково его положение? Он слуга фруктов, не господин! Ему приносят фрукты, их надо помыть, отчистить, подготовить к предложению, и только тогда их можно предлагать. Подобно этому служение Гуру очищать, готовить. И постепенно через надлежащие наставления, передачу духовной концепции слои кармы и гйаны будут удалены подобно кожуре. И тогда золотой слуга будет явлен, который будет готов войти в группу служения Радхе и Кришне. Таково служение Гуру.

И мы слышали, что Сарасвати Тхакур говорил: «Дасо сми». Во-первых, он называл своих учеников Прабху, что значит Гуру. Для нас уже привычка называть всех Прабху, но на самом деле это слово означает Гуру. Только Гуру называют Прабху. Почему мы обращаемся к преданным такой-то-такой-то Прабху? Потому что Сарасвати Тхакур видел своих учеников как Прабху, как Гуру. И он говорил: «Если когда-то я отчитываю их в настроении “я Гуру, слушайте, что я говорю для вашего же блага!”, когда я так делаю, это мой пралаб, что означает бред». Он говорил иногда: «Я брежу и думаю что я Господин, а вы слуги. Но это лишь бред. Это недолжно быть часто. Обычно я вижу себя вашим слугой дасос ми»

И мы можем подумать: «Ну, это так говорят. Это лишь красивые риторические истории». Не думайте так.  Факт в том, что это правда! Мы должны перенастроить себя снова и снова, и снова, пока мы не поймем, что это действительно так. Это не истории, это истина! Истина была передана нам, и она ограничена лишь нашим неверием или беспричинным нежеланием верить. Это выражение также использовал Прабхупад. Беспричинное нежелание, откуда оно взялось? Как говорил Гуру Махарадж, мы приобрели эти антикришна-тенденции. И это большая неудача. Но наша великая удача, что это бхагйаван джив мы смогли обрести связь с Гуру и вайшнавами.

И в конце той статьи, что стала введением к «Шри Гуру и Его Милости», Гуру Махарадж говорит: «Нежным прикосновением своей милостивой руки Шри Гуру может утереть бессчетные слезы, струящиеся из всех плачущих глаз». Вот почему Кришна приходит к нам в этом мире как Гуру.

Однажды кто-то сказал: «Разве Гуру не страдает, перенимая на себя грехи учеников? Ведь он, в конце концов, тоже джива». Гуру Махарадж сказал: «Гуру не джива!» Он не джива? Гуру не джива! Гуру это Кришна! Божественный поток, нисходящий через определенного вайшнава. Но не думайте, что Гуру это джива.

Мы поем  в песне: «сакшад-дхаритвена самаста-шастраир» не отличен от Кришны.  

Необходимо видеть непосредственно Кришну в Гуру.

«Наг на матрика нйайа» (Нйайа Шастра) не следует думать о своей матери, как о некогда бывшей несмышленой девочке, бегавшей голышом. Это не принесет блага. Ни одна мать не скажет: «Да, именно так я хочу, чтобы ты думал обо мне, когда слышишь мое имя». Нет. Мы видим мать, как кормилицу, которая вырастила нас. А Гуру это божественный поток, представительство божественного, нисходящий через определенного вайшнава.

[00:45:05]

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих

И, говорится, если мы посмотрим более внимательно, «кинту прабхор йах прийа эва тасйа» — Прабху Прийа, Ачйута Прия означает Радхарани собственной персоной! Кто еще может явить Кришну, кроме Радхарани!? Да, воля Кришны должна присутствовать, это правда, но кто будет агентом? Радхарани! Гуру Махарадж говорил: «Вера это сияние Шримати Радхарани». Радхарани открывает, кто такой Кришна! Радхарани открывает, что есть служение Кришне! Харе Кришна!

Тот первый храм Кришны, в который я вошел, назывался храмом Радха-Кришны. Я подумал: «Это интересно! Они говорят «Кришна Бог», но перед Его именем они ставят Радху. Храм назывался храмом Шри Шри Радхи-Кришны. Я подумал: «Это очень мило». И также, когда они говорят Харе Кришна, они сначала произносят имя Радхарани   Харе, а затем Кришна. Это очень трогательно, глубоко и реально! Это Путь с большой буквы! Прабху Прийа Та, кто наиболее дорога Кришне. Мы говорим: из всех вайшнавов верховным вайшнавом будет Гуру. И поэтому наш Гурудев наиболее дорог Кришне. Да, это так. Сарасвати Тхакур говорил: «От Кришны до моего Гуру совершенное сознание Кришны». Бхактивинод Тхакур говорил:гуру-гана-шире пунах шобха пайа шата-гуна (бенгальское изречение) «Когда я смотрю на своего Гуру (имеется ввиду концептуально), я вижу над его головой сияние тысячи Солнц лотосных стоп Кришны.

И если мы пойдем дальше, то в заключительных комментариях к «Чайтанья-чаритамрите» Сарасвати Тхакур писал: «Когда я смотрю в глубину личности Бхактивинода Тхакура, в глубину личности Гауракишора Даса Бабаджи, я вижу Радхарани и Лалиту Сакхи, Гададхара Пандита и Сварупа Дамодара». Таково его видение.

 «Радха-бхада-бхава». В чем Сарасвати Тхакур видел ошибку Лалит Прасада, своего брата? В том, что тот видел Бхактивинода Тхакура своим отцом в родственном понимании. Того, кого он должен был видеть как Радхарани, он видел как папу. И это была ошибка. Так два сына одного отца стали столь различны. Один ушел в мисконцепцию сахаджии, другой проповедовал чистое сознание Кришны.                                                                                          

Но надо сказать, кто мы такие, чтобы порицать Лалита Прасада?! Мы лишь повторяем то, что мы слышали. В его защиту могу сказать то, что Гуру Махарадж говорил, что когда Лалит Прасад услышал «Бхактивинода Вираха Дашакам», поэзию Гуру Махараджа о Бхактивиноде Тхакуре, она ему очень понравилась. И если то, что мы делаем, приведет людей к служению лотосным стопам Бхактивинода Тхакура, тогда Лалит Прасад безусловно простит нам наши оскорбления.

Мы подобны малым детям, которые любят пинаться. У нас, кстати, тут такие есть! А потом они прячутся за маминой юбкой. Однажды Прабхупаде сказали: «Ваши ученики сборище фанатиков, которые постоянно оскорбляют людей». И я должен сказать, это правда. Я сам задевал и оскорблял людей столь много раз. Надеюсь, со временем у меня стало получаться допускать это не так часто. Прабхупад ответил: «Не судите их строго, они обрели нечто очень ценное и стараются защищать это, как могут. Пожалуйста, простите их». Так он выходил из ситуации.

Когда я впервые собирался в Индию, визы нам оформлял Прабхупада лично. В песне поется: Гуру более заботлив, чем родной отец. Так вот, он оформлял визы на первые 30 паломников лично. Я был в числе этих 30. И когда он был в посольстве, он строго отчитал Посла Индии в Америке, просто накричал на него. И когда мы вышли, ему захотелось пить. Он увидел через дорогу киоск с напитками и спросил: «У них Лимка есть?», ему ответили: «Нет, Прабхупад, Лимки у него не будет, но есть нечто похожее, называется «Севен-ап». Он сказал: «Пойдет». Ему принесли «Севен-ап», и, выпив его по-индийски, переливая из бутылки в рот, не касаясь, он спросил: «Что, считаете, я слишком жестко говорил с ним?» И естественно, все затрясли головами: «Нет, нет, Прабхупад, все было…»  Но на самом деле все думали, будто закрыв глаза руками: «Боже, вот он его отчихвостил!» Прабхупад сказал: «Вообще, конечно, да, строговато я с ним, но мне это позволительно. Но если вы  будете так делать, вас побьют». Потому что он знал, что мы будем все за ним повторять. И если бы он нас не предупредил, то каждый из этих 30-ти приходил бы в посольство и орал на людей, потому что он ученик Прабхупады. Поэтому он предупреждал нас не имитировать его.

Но он хотел, чтобы мы поехали в Индию. Он говорил: «Вас, конечно, сочтут белыми танцующими слонами, но все придут посмотреть на танец белых слонов». Джанардан Махарадж был там среди этих 30-ти, Сагар Махарадж и многие другие. И индийцы слушали нас. Они уже в той или иной степени забросили свою культуру. Но видя нас, молодых белых людей из обеспеченных аристократических семей, они думали, что теперь и им стоит вновь присмотреться к сознанию Кришны.

Однажды утром в Парке, он назывался Лоуди Эстейтс, (Прабхупад любил ходить гулять там каждое утро),  он гулял вокруг маленьких прудов, в которых в изобилии росли цветы лотоса. И тропинки в этом парке местами были столь узкие, что пройти можно было, только выстроившись по одному. И проходя мимо кустика с цветами, похожими на жасмин, (он выглядел как всегда очень аристократично, как император), он сорвал один цветочек и важно заложил его за ухо, как будто это должно было охладить его ум. Затем он заложил второй цветок за другое ухо. У него за каждым ухом было по цветку. И как только он отошел от куста, мы поняли теперь позволено и нам. Прабхупад сделал это, теперь можем и мы. И мы набросились на куст, оборвав с него все цветы, и гуськом пошли следом за Прабхупадой, заложив за каждое ухо по цветку. Помните, тропинки были узки, поэтому мы шли гуськом, подобно лебедю и цепочке лебедят следом, с цветами за ушами.

Он остановился под одним большим деревом  и сел под ним. В то утро он не был в настроении говорить что-либо, поэтому мы просто сидели вокруг него. Мы думали: «Это точь-в-точь как описано в писаниях: Гуру в окружении учеников сидит под деревом в древней Индии, и это дерево, судя по всему, могло быть  моложе тысячи лет. Шукратал, где был произнесен «Шримад-Бхагаватам» был где-то недалеко. Мы думали о том, насколько мы удачливы быть со своим Гурудевом, Шрилой Прабхупадой, под этим деревом в древней Индии, земле Индии, Кришна-концепции, Радхарани, браджа-гопи. Мы невероятно удачливы. Но Прабхупад был серьёзен глубоко в себе, он не говорил ни слова.

Мимо прошли люди, прогуливающиеся с утра. Прабхупад посмотрел на них и сказал: «О, кажется, я знаю, одного из них!» И он снова ушел в тишину. Я подумал: «Кажется, Прабхупад хотел поговорить с кем-то из них. Я поклонился и побежал за ними, они уже достаточно далеко ушли. Догнав их, я сказал: «Мой Гуру Махарадж сказал, он знает одного из вас». И один из них сказал: «Я видел его в Пандале в Дели, знаменитой проповеднической программе, на которой было 30-40 000 человек». Я подумал: «О, наверно речь шла о нём». Но тут другой сказал: «О, у меня раньше был печатный станок в Дели, и он приходил покупать у меня бумагу для издания своих «Шримад-Бхагаватам».

Я держал руку в мешочке с четками и еще один человек спросил: «Зачем Вы приехали в Индию? Для успокоения ума?» Я задумался, как ответить. В то время Прабхупад переводил 7 Песнь «Шримад-Бхагаватам» с историей о Прахладе Махарадже (Прахлад-чарит). И он постоянно говорил об этом. Мы регулярно слышали, как он проповедует о Прахладе Махарадже:

[00:55:47]

матир на кршне паратах свато ва матир
митхо ‘бхипадйета грха-вратанам
аданта-гобхир вишатам тамишрам
пунах пунаш чарвита-чарвананам

 («Шримад-Бхагаватам», 7.5.30)

«матир на кршне паратах свато ва матир» сознание Кришны не обрести через самостоятельные усилия, равно как и не обрести, собираясь в группы подобных тебе.  vox populi не есть vox dei голос народа не есть голос Бога.

махивасам пада-раджо-‘бхишекам
нишкинчанам на врнита йават

(«Шримад-Бхагаватам», 7.5.32)  

Необходимо получить милость лотосных стоп преданного. Это единственный способ обрести это. Можно повторять Кришна-нам, пока не посинеете, но это не будет проявлением вашей сварупы. Необходимо обратиться к авторизованному агенту абсолюта.

Прахлад сопереживал людям, страдающем в этом мире. И когда этот человек сказал: «Вы приехали в Индию для успокоения ума?», я сказал: «Нет. У меня уже есть мантра Харе Кришна! И у меня нет проблем. Я обрел покой ума. Причина, по которой я приехал в Индию в том, чтобы дать Вам успокоение ума!»

И они все счастливо закачали головами: «О! Баба!».  Индия одно из лучших мест в мире для проповеди сознания Кришны, они были довольны таким ответом, их головы закачались в унисон Харе Кришна.

Я вернулся к Прабхупаду, поклонился и сел рядом со всеми. Все по-прежнему хранили молчание. В то утро он был однозначно не в настроении говорить что-либо. Поэтому все сидели, стараясь не проронить ни звука. Я сказал:

Шрила Прабхупад, я догнал тех людей. Один из них сказал, что он видел вас в Пандале в Дели.

Это не тот.

Но другой сказал, что у него был печатный станок, Вы покупали у него бумагу и возможно печатали.

Да, это он!

И только я подумал, что Прабхупад доволен мной, как он тут же ушел в полное молчание. Я подумал: «Ну что ж...». Потом еще подумал и сказал:

Шрила Прабхупад?   Он посмотрел на меня с выражением «надеюсь, ты хочешь сказать что-то стоящее».

Они спросили меня, зачем я приехал в Индию?

Помните, Прабхупад лично оформлял нам визы? Он посмотрел на меня, широко раскрыв глаза.

Они спросили, приехал ли я сюда для успокоения ума? Его глаза стали еще больше.

Я вспомнил, что Вы говорили нам об учении Прахлада и я сказал им, что «у меня уже есть Кришна-нам и у меня нет проблем, я обрел успокоение ума. Но я приехал в Индию, чтобы дать Вам успокоение ума».

Ты так сказал? Я подумал: «О, нет!».

Да, я так сказал.

Ты так сказал?

Да, я так сказал, Прабхупад.

Вот это и есть проповедь! Вот это и есть сознание Кришны!

И это было, как мы поем «самсара-даванала-лидха-лока» (Шри Шри Гурваштака). Поток нектара пролился на меня с небес, переполняя меня. Позже мои друзья подходили ко мне, хлопали по плечу и говорили: «Прабхупад действительно пролил на тебя милость сегодня, просто сказав: ”Вот это и есть проповедь дать ценное другим. Вы уже получили связь с сознанием Кришны! И мы желаем вам всего наилучшего, но все, что мы хотим от вас взамен, чтобы вы также дали это дальше, новым людям”».

Как говорил Гурудев: «Если у меня есть 5 рупий, я начну бизнес с 5-ю рупиями». Чем бы вы ни обладали, дайте это тому, кто рядом с вами.

Была одна маленькая девочка Сарасвати, она подходила к людям и спрашивала: «Вы знаете, кто такой Кришна?» Люди говорили «Нет». Она говорила: «Верховная личность Бога!».  Про нее тоже Прабхупад говорил: «Это проповедь».

Гуру Махарадж добавлял к этому, он говорил: «Ваша обязанность давать сознание Кришны другим, и ничуть не меньше, чем то, что было дано Вам!». Такой момент тоже присутствует. Это означает, что вы должны думать очень внимательно о том, что вы говорите, в особенности, когда вы пересказываете что-то и представляете сознание Кришны другим. То, что вы передаете, не должно быть чуть-чуть меньше чем то, что было дано вам. Вы должны передавать другим в полном объеме то, что было дано вам.

И эта транзакция «виласату хрди нитйам бхактисиддханта вани» подвигла Шрилу Прабхупаду дать сознание Кришны нам. Благодаря этому же голосу Шрилы Сарасвати Тхакура, вечно звучащему в сердце Шрилы Гуру Махараджа, он передал нам концепцию, богатство, непостижимое богатство Сарасвати Тхакура. И этот же голос звучал в сердце Шрилы Гурудева, когда он милостиво, с величайшим терпением, нежностью и любовью передавал ту же концепцию нам и всем другим. И теперь все его последователи, наши братья в Боге, сестры в Боге, ачарйи, делают то же самое делятся, открывают концепцию Кришны другим.

Да, мы подобны той безжизненной глине, но через соприкосновение с садху, шастрами и вайшнавами нечто ценное было передано нам. И видя в ком-то  способность принять это, мы будем открывать это, делиться этим. И это наша надежда, наше вдохновение, что мы сможем стать полезными в служении лотосным стопам Гуру и Гауранге.

И мы знаем, что Гуру Махарадж дал нечто невероятно возвышенное. Как он говорил, он склонен к обсуждению возвышенных тем в узком кругу, и мы не претендуем на то, что мы постигли сказанное им. Но, как иногда говорил Гурудев: «Я не совершенен, я обусловленная падшая душа, без сомнения, но мой Гуру Махарадж совершенен». И вот что он говорил. Когда Махапрабху, наставляя Санатана Госвами, говорил знаменитую Санатана-шикшу, Санатан Госвами, услышав 60 объяснений знаменитой атмарама-шлоки, сказал: «Это божественно! Это превосходит человеческие способности, это превосходит способности человеческого разума, это божественное откровение. Ты Сам Кришна!». Махапрабху сказал: «Санатана, почему ты столь сильно прославляешь Меня? Разве ты не знаешь? Каждое слово “Бхагаватам” бесконечно, каждое слово полно Кришной!»

«Ахам ведми ‘шуко ветти вйасо ветти на ветти ва» («Чайтанйа-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.313) Он процитировал эту шлоку, в которой Шива говорит: «Я знаю смысл “Шримад-Бхагаватам”». Шукадев знает смысл «Шримад-Бхагаватам». Вьяс может быть знает, может быть не знает смысл «Шримад-Бхагаватам». Мы можем сказать: «Подождите минутку, Вьяс ведь написал “Бхагаватам”. Он автор и он может не знать смысл того, что он написал?» Посредник, медиум может не знать смысл того, что он написал. И Махапрабху сказал: «Я могу не понимать все, что идет через Меня, но одно мне ясно точно: Кришна хочет пролить на тебя милость! Это для Меня очевидно. И эти невероятные идеи проходят через Меня к тебе. Это правда. Но понять это в полной мере, что это, каков смысл этого, Я не могу. Это превыше Меня».

И мы соприкоснулись с чем-то наиболее ценным, ценным с большой буквы, и мы стараемся представить это время от времени в соответствии с нашими способностями. Но мы не осознаем все это богатство нашей Гуру-варги в полной мере. И мы счастливо признаем это. Но в нас есть твердое понимание того, что то, что было дано нам нет ничего выше этого. Это бесконечно прекрасно, сладостно, чарующе, стоит того, чтобы пожертвовать каждый атом своей жизни, существования и энергии в служении этому. В этом мы полностью уверены. Мы более, чем счастливы и благодарны за ту связь с лотосными стопами Гуру-Гауранга-Радха-Говинды в форме движения сознания Кришны в том виде, в котором оно дано нам нашей Гуру-варгой.

Харе Кришна!

Транскрипция: Амия Синдху Дас
Редактор: Сварнанги Деви Даси

 

← 12 мая 2012 года. Лекция Притху Прабху Брахмачари. Санкт-Петербург, Лахта ·• Архив новостей •· «Бхакти-йога — связь с Божественным». Лекция Шрилы Б. С. Госвами Махараджа. Киев, Украина. 30 июля 2011 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования