«Что такое духовное совершенство». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Сочи. 23 июля 2011 года

 

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 26.5 МБ)

 Содержание лекции:

Вопрос: Что такое духовное совершенство и как его достичь?

Шрила Госвами Махарадж: Духовное совершенство — это обретение прибежища у лотосоподобных стоп преданного Кришны — ашрайа лаийа бхадже. В центре реальности находятся Радха и Кришна. Затем Они распространяют Себя — Лалита, Вишакха, Рупа, Рати и так далее. И для того чтобы обрести подлинную связь с тем уровнем, на самом деле нам необходимо обрести связь с преданным в этом мире. И Господь Брахма, ади-гуру (изначальный Гуру, Гуру сампрадаи),  делает в связи с этим одно замечание. Он говорит: «Вы не сможете обрести это какими бы то ни было размышлениями о Нем. Но если вы обретете связь с посланником Кришны, тогда ваше положение надежно». Неважно, в каком положении вы сейчас в этом мире. Это не играет роли. Вы обретете связь с Его посланником через слушание. Как сейчас, мы слушаем Кришна-концепцию. Каждый на своем уровне получает какое-то впечатление в своем сердце. Кришна-концепция входит в нас благодаря слушанию. Уши — точки входа, не глаза. Все начинается именно со слушания. Сначала вы слышите эту концепцию, потом, благодаря слушанию, вы можете увидеть настоящий облик. Это не так, что вы сначала что-то видите, а потом слышите.

[00:04:34]

ш́рутва̄ гуна̄н бхувана-сундара ш́р̣н̣вата̄м́ те

(«Шримад-Бхагаватам», 10.52.37)

Когда она [Рукмини] произнесла этот стих, она еще не видела Кришну. Она была в таком положении, что на следующий день должна была быть выдана замуж за человека, с которым не хотела иметь ничего общего. Она думала: «Это безумие какое-то! Я предназначена для Кришны. Кришна — мой муж. А этот шакал хочет утащить, забрать то, что предназначено для льва». (Вы, может быть, знакомы с какими-то шакалами в вашей жизни.) Но часы продолжают тикать, время идет неумолимо. И тогда она решила написать любовную записку, тайное послание для Кришны, умоляя Его похитить ее.

Это интересно, ведь зачастую мы находимся в окружении кармических обстоятельств, от которых, казалось бы, не убежать. И тогда мы можем понять: только Кришна может вызволить нас из этого положения, только Он спасет. Тогда мы можем молить Кришну: «Кришна, пожалуйста, похить меня, спаси меня из этого положения». Но не удивляйтесь, если Он и правда придет, как Он пришел и похитил Свою главную королеву Рукмини.

Когда пришло время церемонии, когда ее должны были выдать замуж за другого человека, там собрались все лучшие воины, кшатрии, принцы. В это время Кришна прямо у всех на глазах примчался, схватил Рукмини, посадил ее на Свою колесницу и они вместе с ней умчались. Кришна отстреливался от врагов, пуская в них стрелы из лука. А Рукмини, поскольку она не просто королева, но королева-кшатрий, знала, как водить колесницу. Она управляла ей, а Кришна отстреливался.

Ш́рутва̄ гуна̄н бхувана-сундара ш́р̣н̣вата̄м́ те. Итак, в своем письме Рукмини писала: «Когда я услышала Твое имя, я поняла, Ты — Бхувана Сундар, Ты — самое прекрасное, что есть на свете. Ты — самое прекрасное, что есть в этом мире, что есть за его пределами. Нет никого прекраснее Тебя. И теперь я понимаю, для чего предназначен слух, — чтобы слушать о Тебе».

Культивируя преданность, рано или поздно мы начинаем осознавать, насколько велика наша удача, что у нас есть возможность слышать о Кришне и о Его преданных. Затем, благодаря этому слушанию — [09:45] рӯпам́ др̣ш́а̄м́ др̣ш́имата̄м акхила̄ртха-ла̄бхам («Шримад-Бхагаватам», 10.52.37) — нам является Его облик.

Царица Рукмини пишет: «И теперь, видя Твой божественный облик, который пришел ко мне через слушание, я понимаю, для чего предназначено зрение. Я и раньше понимала, что зрение — это хорошо, это ценная способность. Но теперь я понимаю, в чем совершенство способности видеть — в возможности увидеть отблеск Твоего божественного образа». И она пишет то, что является критическим моментом: в какой бы ситуации вы сейчас ни находились — это  несущественно. Когда вы начинаете слушать о Кришне от Его посланника, именно с этого момента начинается ваша связь с Реальностью.

Духовные эксперты говорят: «С того мгновения, как мы услышали о Кришне, для нас назад дороги нет». Кто-то может сказать о таком человеке: «Да нет, разве вы не знаете, он так несовершенен. Его вера очень слаба, у него есть множество изъянов, недостатков. Разве вы не знаете его?» Но эксперты говорят: «Нет, нет. Это вы не понимаете, какой силой обладает слушание о Кришне от духовного эксперта. Когда некто услышал эту Кришна-концепцию и сумел оценить ее, после этого это лишь вопрос времени, но в целом материальная жизнь этого человека окончена».

[00:12:55]

Шрила Рупа Госвами в одном из своих прекрасных стихов описывает эту ситуацию с другой стороны. Он говорит: «Если вы хотите сохранить привязанности к этому миру, хоть что-то, что связывает вас с этим материальным миром, то не ходите на берег Ямуны и не смотрите на Кришну, как Он играет на флейте и как красиво изогнуто в трех местах Его тело. Серьезно вам говорю: не ходите и не смотрите на Его божественный облик! Не слушайте о Нем! И не пробуйте прасад! Потому как, если вы соприкоснетесь с этим — вам конец! Вы неизбежно окажетесь в положении, подобном одной из враджа-гопи Вриндавана». Кто-кто, а Рупа Госвами знает, ведь он — предводитель младших враджа-гопи Вриндавана.

Итак, в чем суть? В том, чтобы обрести связь с одним из таких людей, с кем-то, у кого есть настоящая связь с ними. Вопрос не в том, чтобы знать какие-то технические детали — знать, что это так, а это не так. Вопрос не в знании. Он говорит, что это нечто более эксклюзивное, исключительное, но средства, методы достижения этого, напротив, наиболее широко доступны. Как, может быть, вы слышали, есть клуб «Аватар». Во многих городах, особенно в больших городах, в Нью-Йорке и Москве, есть множество клубов, так же есть закрытые клубы, куда не войти человеку с улицы. И там всегда есть охранник, привратник очень внушительного вида. Обычно он пропускает в такой клуб очень красивых девушек. Приходит некий человек, который думает, что его-то точно впустят, а охранник его игнорирует. И такой человек может задуматься: «А какие у меня шансы вообще когда-либо попасть в этот клуб?» Если подойдете напрямую, вам скажут: «Нет, стоп! Вход закрыт!» Но если в этот клуб будет заходить один из членов клуба и скажет: «Этот человек со мной», тогда охранник откроет двери и скажет: «Простите, пожалуйста. Проходите сюда, ваш столик уже заказан». Это, конечно, грубый пример, но нечто в этом роде.

Поэтому Нароттам Тхакур пишет:

[00:17:47]

ашрайа лаийа бхадже та'ре кришна нахи тйадже

(«Прартхана», песня 43: «Вайшнава-махима»)

«Если вы станете членом одной из таких групп преданных, тогда у Кришны не останется иного выбора, кроме как принять вас».

Поэтому мы обращаемся не напрямую, а через посредников. Но означает ли это, что мы получаем нечто второсортное? С мирской, обыденной точки зрения, верно, что, только обратившись напрямую, мы получаем все поблажки. Если что-либо находится между вами и объектом вашей любви и нежности, вашей привязанности, то с материальной точки зрения это плохо. Но что, если этот объект между вами и предметом вашей любви — это линза? Шрила Гуру Махарадж говорит: телескопическая система. Когда человек нуждается в очках, он надевает их. Перед его глазами, казалось бы, находится предмет, помеха — линза, но благодаря этой линзе то, что раньше казалось расплывчатым, абстрактным, обретает четкость.

Большинство людей не знают подробностей о звездном небе. Максимум, они способны отличить Луну от Солнца и от звезд, но не знают, чем звезды отличаются от планет, не знают где что. В детстве я, как и многие мальчики моего возраста, был очарован космосом, звездами, видом из телескопов. Каким-то образом я сумел найти карту звездного неба. Я не помню точно, но скорее всего я ее украл. И я смотрел на карту этого неба и с удивлением обнаруживал необычные названия созвездий, — будь это созвездие Лебедя или Ориона, — я был удивлен: оказывается, у каждой звезды, у каждого созвездия есть свое имя. Но все равно мне было очень сложно по-настоящему осознать этот факт. Потому что, по сути, эта карта давала всего лишь координаты. Но потом у брата моего друга дома появился очень мощный телескоп. И мой друг пригласил меня туда, сказав: «Сегодня мы с тобой увидим кольца Юпитера, мы сможем увидеть Юпитер». И это совершенно поразило меня. Конечно же, не Юпитер, а Сатурн. Сатурн мне внешне очень нравился, потому что выглядит он очень изящно — планета с такими красивыми кольцами. Я был очарован этой планетой. И когда мой друг сказал: «Завтра мы пойдем и увидим настоящий Сатурн», я был не в состоянии ни сказать что-либо, ни думать этой ночью, я был просто поражен. Я просто ждал, когда же, наконец, наступит темнота?! Мне казалось, что темнота не наступит никогда. Слава Богу, что мы были не в Питере, где белые ночи — у меня есть телескоп, а тут эти проклятые белые ночи!

Мы взяли карту, определили, на какие координаты следует навести телескоп, навели его, настроили резкость и тогда увидели: да, это был очень маленький объект. Но все же было видно достаточно четко, чтобы сказать: «Да, это действительно Сатурн и действительно видны кольца». Что я хочу сказать? Что все эти звезды и планеты, они всегда над нашей головой, но мы обычно знаем только, что есть звезды, Луна, Солнце и планеты. Мы не слишком много об этом думаем. Но при этом это что-то, что всегда у нас над головой. На самом деле они всегда там. Итак, только когда я встретился с этим посредником, с человеком, который благодаря этой телескопической системе мог дать мне четкое, чистое видение этих объектов, я соприкоснулся, увидел то, что и раньше всегда было в небе надо мной, но раньше я этого не замечал.

Шрила Гуру Махарадж иногда комментировал «Риг-веду» — изначальное религиозное произведение, древнейшее из всех. Главная шлока из этой Веды: ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇ сада̄ паш́йанти сурайах̣ (1.22.20) — «Господь всегда находится у нас над головой, Господь всегда над нами». Поэтому, прежде чем начать какое-либо действо, брахманы произносили эту шлоку. Эта шлока по сути говорит, что есть божественное восприятие, божественный взгляд на вещи, и давайте вспомним о том, каков этот божественный взгляд на вещи.

Шрила Гуру Махарадж нашел параллель этой идеи в одной поэме: «Trust no future however pleasant, let the dead past bury its dead, act, act in the living present, with heart within and God overhead» — ««Не верь мечтам о сладком завтра, о горьком прошлом не жалей. Живи и действуй в настоящем, помни о Боге и не робей»». Это духовная культура.

Транскрипция: Анандини Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш дас

 

← Харинама в Риге 8 апреля 2012 года ·• Архив новостей •· «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». Глава 3, стихи 1,2. Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. Чиангмай, Таиланд. 7 августа 2011 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования