«Сознание». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Весна 2010 года | Харьков, Украина | Фестиваль «Тавале»



скачать (формат MP3, 16.00M)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Сознание

(весна 2010 года, Харьков, Украина, фестиваль «Тавале»)

 

Вопрос: Движения как такового не существует?

Шрила Авадхут Махарадж: Шрила Шридхар Махарадж объяснил, что все существует в сознании. Прежде всего это идея. Движение — это концепция. Движется сознание, потому что это его качество. Ты имеешь в виду Фотошоп? Как пиксели работают? Какие слои реальности на какие накладываются?

Вопрос: То есть все неподвижно, а движение происходит внутри сознания?

Шрила Авадхут Махарадж: Что такое зрение? Ты же читал «Субъективную эволюцию сознания». Зрение — потому, что существует свет, зрение — не потому, что есть глаза, глаза — это всего лишь инструмент. А свет — потому, что есть идея света. Сознание, сознающий, светящийся. Поэтому «Риг-веда» говорит:

#00:01:15#

ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇
сада̄ пашйанти сурайах̣...[1]

Какой-то материалист, типа профессора Кандыбы, скажет: «О, это про Сурью написано». Шридхар Махарадж говорит: «Нет, не про Сурью, ребята, это про сознание». Ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇ — оно способно видеть и осветить все. Что такое солнце? Солнце встало, и все очевидно. Убери здесь полностью свет — что произойдет? Хаос. Там, где Он, там реальность, и это круто. Достигни Его, и ты достигнешь всего. Пойми Его, и ты поймешь все. Пойми то, поняв что, ты будешь понимать все.

Гость: Понять то, что понять почти невозможно.

Шрила Авадхут Махарадж: Не «почти невозможно», а невозможно. Он непостижим, ачинтья.

#00:02:17#

...йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇...[2]

Он непостижимый, но в пранама-мантре Гурудева написано: чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇[3], то есть он знаток как постижимого, так и непостижимого. Постижимое — ты будешь изучать то, что ты можешь постичь сам, а непостижимое — это то, как Он тебе будет являться. Настолько, насколько Кришна пожелает тебе Себя открыть, настолько Он тебе откроется, поэтому ты будешь иметь дело с постижимым и непостижимым.

#00:02:46#

Здесь половина людей бегают, пытаются постичь постижимое, но не могут. А у нас — субъективная идея, мы говорим о непостижимом — то, что в атомарном размере является всем, пурнам, полным целым. Из этого полного целого исходит полное целое, при этом каждое полное целое является законченным полным целым. Как из матери ребенок исходит: мать — полное целое, ребенок — полное целое. Каждый из них закончен. Так из Кришны исходит [полное целое]. Сколько деревьев баобаба в одной семечке баобаба?

Гость: Одно…

#00:03:30#

Шрила Авадхут Махарадж: А в этом одном сколько баобабов? Представляешь, я тебе даю одно семечко и говорю: «Иди, вырасти бесконечность». Ты скажешь: «Это только вопрос времени». А Кришна может положить это семечко, и оно тут же вырастет. То есть в одном семечке все это существует, Он может все упаковать, зазиповать в файл, из которого все появляется. Поэтому ачинтья — непостижимо. Ты не можешь постигнуть это умом. Писания говорят: «Не пытайся постичь Его ограниченными средствами своего ума. Душа безгранична, и вера души безгранична. Поэтому прими Его на веру, и тогда Он будет тебе понятен».

#00:04:55#

Он настолько очевиден для обитателей Вриндавана.... Например, мать Яшода открыла Кришне рот, когда Он ел глину, и увидела всю вселенную. Что она сделала? Она поругала Кришну: «Хватит заниматься ерундой». И что сделал Кришна? Перестал заниматься ерундой. Он показал: в Моем рту Вселенная, там же нахожусь и Я, ты Меня видишь. Представляешь, какой у матери Яшоды был глюк? В какой-то момент она была очарована гьяной, знанием, а потом это знание выключилось. Все, знание не нужно.

#00:05:41#

Представляешь, ты сидишь с Кришной, играешь в карты: тебе нужно знать, что Он — Бог? Да нет конечно, потому что ты выигрываешь у Него на щелбаны. Ты думаешь, Богу интересно тебя разводить — маленькое живое существо, играть с тобой в карты, чтобы знать все твои карты? Нет конечно. Для того чтобы Ему играть с тобой в карты, Ему нужно создать полную агьяну не относительно тебя, а относительно Себя. Он Свое тождество растворяет — вот это меня парит. Непостижимая личность. Как Бог делает так, что ничего не знает, но при этом остается всезнающим? Вот в чем чудо. Если бы Бог был прагматиком, у Него было бы все просчитано. В «Чайтанья Бхагавате» Он говорит: если падет фишка так, Я сделаю так. Он Сам играет, Он Сам не знает, Он импровизирует. Есть какие-то правила, но при этом полная импровизация.

#00:07:18#

Европейская идея: противоположность Богу — это кто? Дьявол. А в вайшнавской идее? Шридхар Махарадж говорил: «Позитив и негатив». Кришна — позитив, а негатив — Радхарани. Мы — тоже, мы часть энергии служения, сварупа-шакти, энергия удовлетворения. Насколько дремучая идея противопоставления Богу дьявола! Если дьявол есть, то это только Его работник. Если дьявол есть, то Бог его создал по приколу. Там не нужен антитезис. Христиане считают, что дьявол — это такой левый чувак, с ним ничего невозможно сделать, он постоянно гадит всем и вся: «Бойтесь дьявола!» Чем занят дьявол? Запутывает праведников.

#00:08:33#

А Гита говорит наоборот: ты являешься причиной всех своих страданий. Хватит валить на дьявола: «Меня черт попутал!» Это не черт, это ты сам себя попутал. Черт — это ты [смех], просто ты спилил себе рога, замаскировался под интеллигента. Что такое материальный мир? Черти, которые косят под праведников. Когда Шридхару Махараджу сказали: «А вот эти все невинные люди…», Шридхар Махарадж сказал: «В этом мире — невинные люди? В тюрьме — невинные люди?»

«Ты за что сидишь?» — «Ни за что». — «Как ты попал в материальный мир?» — «Не помню: упал, очнулся — гипс».

Вопрос: Если этот мир — тюрьма, мы — люди, которые пришли на исправление, или как?

#00:10:16#

Шрила Авадхут Махарадж: Ты же понимаешь, что у Кришны Свои представления о тюрьме, позитивные. Здесь можно быть в тюрьме в Майами, на Украине, в настоящей тюрьме. Кришна создал тюрьму, где «Лореаль: ты этого достойна!», ты продвигаешься за счет самообмана, желания твои иллюзорны. Как отец дает ребенку реализовать свои желания. При этом как только ты захотел о Нем узнать, сразу появились преданные. Кришна скрывается от тебя, но как только ты хочешь: вот, пожалуйста, — Гита. Ты начинаешь читать Гиту и говорить: «Еще принципы какие-то, надо быть хорошим… может, это не для меня», начинаешь пытаться. Потом понимаешь: нет, это чересчур.

#00:11:28#

Помнишь, как в «Матрице»: «Вы можете меня сделать не слишком бедным, не слишком богатым? Я бы хотел, чтобы у меня было все хорошо в этом мире и все хорошо в том». И вот мы выходим на лицемерие и компромиссы. То есть все начинается только на подлинном уровне духовной жизни. Пока это все — демоверсия, бесплатная Харе-Кришна-демоверсия. Тебе дали инициацию, установили демоверсию, с четками ходишь… Как только ты «кликаешь» на какую-то реальность — оттуда начинается все.

Вопрос: Это достижимо?

#00:12:20#

Шрила Авадхут Махарадж: «Быть или не быть?» — это вопрос реальных личностей, их единицы. Все остальные на Харе-Кришна-демоверсии находятся. Демоверсия — это бесплатный софт. Все то же самое, ничем не отличается, только это демо, и оно может уйти. Но если ты уже решил по-настоящему, глубоко и серьезно, с этого момента ты переходишь в иную реальность. Таких реальностей много, не одна. Помнишь, в фильме «Матрица» он говорит: «Подумай, прежде чем есть эту таблетку: тебе оно надо?» Может вам просто записаться на психологию, покричите на сцене — вам станет легче.

Вопрос: Нам задают вопрос: «В чем суть вайшнавизма?» Я теряюсь, что отвечать.

#00:15:13#

Шрила Авадхут Махарадж: Махапрабху тоже задавали этот вопрос. Он сказал:

джӣве-дайа̄, на̄ме-ручи, ваиш̣н̣ава-севана
нирантара кара кр̣ш̣н̣а-на̄ма-сан̇кӣртана

Ему сказали: «Можете покороче?»

Он сказал: джӣве-дайа, на̄ме-ручи, ваиш̣н̣ава-севанаа.

Вопрос: А как это по-русски?

Шрила Авадхут Махарадж: Воспевание Святого Имени с любовью, служение святым, сострадание. Что такое высшее сострадание? Это проповедь. Ты можешь накормить человека, он все равно умрет, но если ты дал ему прасад, значит, ты дал ему сукрити. Если ты ему рассказал о Кришне, ты спас сразу же двоих. Представляешь, кто-то запарил Прабхупаду — он запарил всех, к примеру. Ты запариваешь чувака в Харькове — он запаривает весь Харьков. Ты спас весь Харьков!

Вопрос: С чего начинать запаривать всех?

Шрила Авадхут Махарадж: Вначале — запаривание себя. Чтобы запарить всех, ты сам должен быть запаренный. Шанкарачарья принял санньясу в восемь лет, в десять уже был маха-бхагаватой. Он был аватар Господа Шивы.

Вопрос: Что такое маха-бхагавата?

Шрила Авадхут Махарадж: Это уровень, который описан в «Шримад-Бхагаватам» в одиннадцатой песне, в беседе Махараджа Ними и Авадхута. Он ему объясняет:

#00:17:11#

арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате
на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у
са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣[4]

Материалист — это тот, кто видит Кришну только в храме. Это каништха-адхикари. Мадхьяма-адхикари — маитрӣ-кр̣попекш̣а̄[5]: тот, кто знает, кто такие преданные, кто понимает, кто непреданные, не общается с ними. Кто знает, как пролить сострадание тому, кто нуждается в духовном знании. Такой человек находится уже на среднем уровне.

#00:17:50#

Но есть такая личность — бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣[6], то есть бхагавата видит бхагавату во всем, поэтому не проповедует. Бхагавата считает, что все уже круто. Он не видит тебя как обусловленную душу, он тебя уже видит как освобожденную. Для него миллиарды лет вообще не проблема. То, что ты будешь несколько миллиардов воплощений улиткой, долгоносиком, — его не смущает. Он даже в долгоносике видит освобожденную душу. Поэтому Махараджа Джада Бхарата шел по земле и не наступал на насекомых. Мы говорим: «Какая-то муха, комар», а он говорит: «Так это же Эйнштейн потенциально!» Когда он видит куколку, он понимает, что это бабочка.

#00:19:07#

Уровень Гуру начинается с мадхьяма-адхикари. Только мадхьяма может проповедовать. Но ты должен понять: каждая стадия безгранична. Ты говоришь: что есть маха-бхагавата? Среди бхагават, супер трансцендентных личностей, как махаджаны Индии (Нарада, Шука, Бали и так далее), есть самые топовые. Вот среди таких бхагават есть еще маха-бхагаваты. Что такое маха-бхагавата? Среди тех, кто видит трансцендентное, есть еще те, кто вообще трансцендентные, и это преданные Кришны, они полны любви к Кришне. Среди них высшие — в мадхурья-расе, расе любви. Это линия наших учителей. Они не просто бхагаваты, бхагаваты встречаются на страницах «Шримад-Бхагаватам», они маха-бхагаваты.

Вопрос: Такие люди живут в наше время?

#00:20:11#

Шрила Авадхут Махарадж: Да. Только ты не узнаешь их. Гурудев был такой личностью, его Гуру был такой личностью. Но действовали они не как маха-бхагаваты, они действовали как мадхьяма-адхикари: чтобы с тобой общаться, им нужно спуститься на твой уровень. Во внутренний их мир мы так и не проникли. Они дали нам какой-то допуск, определенным личностям.

#00:21:00#

В писаниях сказано, что каништха-адхикари не может по определению общаться с маха-бхагаватой. Маха-бхагаваты могут общаться с бхагаватами. В «Шримад-Бхагаватам» описаны беседы. Махарадж Прахлада шел и увидел человека, который лежит на дороге, и понял, что это маха-бхагавата. Ты увидишь бомжа, валяющегося на дороге, и ничего не поймешь. А он спросил: «Скажи мне, в чем твоя фишка?» Тот ему говорит: «Я, в принципе, живу, как питон. Питон охотится один раз в месяц, он не бегает ни за кем, как обезьяна. Он лежит на дороге, открыв рот. Жизнь короткая: я слишком занят и принимаю лишь то, что приходит ко мне само».

#00:22:14#

Как Христос говорил: «Птицы не сажают, не сеют». Большинству людей нужно сеять, сажать, на работу ходить, но маха-бхагаватам не нужно. Просто открыв рот, он получит яблоко. Как Диоген: жил в бочке, нормально ему было. Такой человек, как Диоген, мог жить в бочке. Иногда прикалывался: выходил с факелом на рынок. Ему говорят: «Ты что делаешь?» Он: «Человека ищу». — «Вот же он, семечками торгует!» — «Не, ребята, я ищу человека, а не тех, кто семечками торгует».

Транскрипцию выполнила: Савитри Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ пашйанти сурайах̣ / дивива̄ чакшур а̄татам, вишн̣ор йат парамам̇ падам — «Его бдительное око подобно солнцу видит все, Он всеведущ. Его око хранителя всегда пребывает над нашей головой, взирая на нас» («Риг-веда», 1.22.20).

[2] Према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена, сантах̣ садаива хр̣дайешу вилокайанти / йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇, говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми — «Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, Который известен как Шьямасундар, Сам Кришна, обладатель непостижимых бесчисленных качеств. Чистые преданные созерцают Его в своих сердцах глазами преданности, умащенными бальзамом любви» («Брахма-самхита», 5.38).

[3] Гурвва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».

[4] «Преданный, который с верой поклоняется Божеству в храме, но не знает, как правильно вести себя с другими преданными или обычными людьми, называется пракрита-бхактой (материалистичным преданным) и находится на самом низшем духовном уровне» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.74)).

[5] Ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у, ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча / према-маитрӣ-кр̣попекш̣а̄, йах̣ кароти са мадхйамах̣ — «Преданный промежуточной, или второй, категории проявляет любовь к Верховной Личности Бога, дружеские чувства ко всем преданным, сострадание к начинающим преданным и невежественным людям и сторонится тех, кто ненавидит преданное служение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.73)).

[6] Сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед, бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣ / бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй, эш̣а бха̄гаватоттамах̣ — «Лучшим из бхагават считается тот, кто видит Верховного Господа Шри Кришну, Душу всех душ, везде и во всем, и понимает, что все сущее пребывает в Боге, и Бог — Причина всех причин» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.45; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.275; 22.72; 25.129)).

 



←  «Шри Гарга-самхита» (часть 4). Мадхурья-кханда (главы 6–8). Ананда Мой Прабху. 26 ноября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Шри Чайтанья Махапрабху». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 31 июля 2011 года. Киев, Украина  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 16.8 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Сознание

(весна 2010 года, Харьков, Украина, фестиваль «Тавале»)

 

Вопрос: Движения как такового не существует?

Шрила Авадхут Махарадж: Шрила Шридхар Махарадж объяснил, что все существует в сознании. Прежде всего это идея. Движение — это концепция. Движется сознание, потому что это его качество. Ты имеешь в виду Фотошоп? Как пиксели работают? Какие слои реальности на какие накладываются?

Вопрос: То есть все неподвижно, а движение происходит внутри сознания?

Шрила Авадхут Махарадж: Что такое зрение? Ты же читал «Субъективную эволюцию сознания». Зрение — потому, что существует свет, зрение — не потому, что есть глаза, глаза — это всего лишь инструмент. А свет — потому, что есть идея света. Сознание, сознающий, светящийся. Поэтому «Риг-веда» говорит:

#00:01:15#

ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇
сада̄ пашйанти сурайах̣...[1]

Какой-то материалист, типа профессора Кандыбы, скажет: «О, это про Сурью написано». Шридхар Махарадж говорит: «Нет, не про Сурью, ребята, это про сознание». Ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇ — оно способно видеть и осветить все. Что такое солнце? Солнце встало, и все очевидно. Убери здесь полностью свет — что произойдет? Хаос. Там, где Он, там реальность, и это круто. Достигни Его, и ты достигнешь всего. Пойми Его, и ты поймешь все. Пойми то, поняв что, ты будешь понимать все.

Гость: Понять то, что понять почти невозможно.

Шрила Авадхут Махарадж: Не «почти невозможно», а невозможно. Он непостижим, ачинтья.

#00:02:17#

...йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇...[2]

Он непостижимый, но в пранама-мантре Гурудева написано: чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇[3], то есть он знаток как постижимого, так и непостижимого. Постижимое — ты будешь изучать то, что ты можешь постичь сам, а непостижимое — это то, как Он тебе будет являться. Настолько, насколько Кришна пожелает тебе Себя открыть, настолько Он тебе откроется, поэтому ты будешь иметь дело с постижимым и непостижимым.

#00:02:46#

Здесь половина людей бегают, пытаются постичь постижимое, но не могут. А у нас — субъективная идея, мы говорим о непостижимом — то, что в атомарном размере является всем, пурнам, полным целым. Из этого полного целого исходит полное целое, при этом каждое полное целое является законченным полным целым. Как из матери ребенок исходит: мать — полное целое, ребенок — полное целое. Каждый из них закончен. Так из Кришны исходит [полное целое]. Сколько деревьев баобаба в одной семечке баобаба?

Гость: Одно…

#00:03:30#

Шрила Авадхут Махарадж: А в этом одном сколько баобабов? Представляешь, я тебе даю одно семечко и говорю: «Иди, вырасти бесконечность». Ты скажешь: «Это только вопрос времени». А Кришна может положить это семечко, и оно тут же вырастет. То есть в одном семечке все это существует, Он может все упаковать, зазиповать в файл, из которого все появляется. Поэтому ачинтья — непостижимо. Ты не можешь постигнуть это умом. Писания говорят: «Не пытайся постичь Его ограниченными средствами своего ума. Душа безгранична, и вера души безгранична. Поэтому прими Его на веру, и тогда Он будет тебе понятен».

#00:04:55#

Он настолько очевиден для обитателей Вриндавана.... Например, мать Яшода открыла Кришне рот, когда Он ел глину, и увидела всю вселенную. Что она сделала? Она поругала Кришну: «Хватит заниматься ерундой». И что сделал Кришна? Перестал заниматься ерундой. Он показал: в Моем рту Вселенная, там же нахожусь и Я, ты Меня видишь. Представляешь, какой у матери Яшоды был глюк? В какой-то момент она была очарована гьяной, знанием, а потом это знание выключилось. Все, знание не нужно.

#00:05:41#

Представляешь, ты сидишь с Кришной, играешь в карты: тебе нужно знать, что Он — Бог? Да нет конечно, потому что ты выигрываешь у Него на щелбаны. Ты думаешь, Богу интересно тебя разводить — маленькое живое существо, играть с тобой в карты, чтобы знать все твои карты? Нет конечно. Для того чтобы Ему играть с тобой в карты, Ему нужно создать полную агьяну не относительно тебя, а относительно Себя. Он Свое тождество растворяет — вот это меня парит. Непостижимая личность. Как Бог делает так, что ничего не знает, но при этом остается всезнающим? Вот в чем чудо. Если бы Бог был прагматиком, у Него было бы все просчитано. В «Чайтанья Бхагавате» Он говорит: если падет фишка так, Я сделаю так. Он Сам играет, Он Сам не знает, Он импровизирует. Есть какие-то правила, но при этом полная импровизация.

#00:07:18#

Европейская идея: противоположность Богу — это кто? Дьявол. А в вайшнавской идее? Шридхар Махарадж говорил: «Позитив и негатив». Кришна — позитив, а негатив — Радхарани. Мы — тоже, мы часть энергии служения, сварупа-шакти, энергия удовлетворения. Насколько дремучая идея противопоставления Богу дьявола! Если дьявол есть, то это только Его работник. Если дьявол есть, то Бог его создал по приколу. Там не нужен антитезис. Христиане считают, что дьявол — это такой левый чувак, с ним ничего невозможно сделать, он постоянно гадит всем и вся: «Бойтесь дьявола!» Чем занят дьявол? Запутывает праведников.

#00:08:33#

А Гита говорит наоборот: ты являешься причиной всех своих страданий. Хватит валить на дьявола: «Меня черт попутал!» Это не черт, это ты сам себя попутал. Черт — это ты [смех], просто ты спилил себе рога, замаскировался под интеллигента. Что такое материальный мир? Черти, которые косят под праведников. Когда Шридхару Махараджу сказали: «А вот эти все невинные люди…», Шридхар Махарадж сказал: «В этом мире — невинные люди? В тюрьме — невинные люди?»

«Ты за что сидишь?» — «Ни за что». — «Как ты попал в материальный мир?» — «Не помню: упал, очнулся — гипс».

Вопрос: Если этот мир — тюрьма, мы — люди, которые пришли на исправление, или как?

#00:10:16#

Шрила Авадхут Махарадж: Ты же понимаешь, что у Кришны Свои представления о тюрьме, позитивные. Здесь можно быть в тюрьме в Майами, на Украине, в настоящей тюрьме. Кришна создал тюрьму, где «Лореаль: ты этого достойна!», ты продвигаешься за счет самообмана, желания твои иллюзорны. Как отец дает ребенку реализовать свои желания. При этом как только ты захотел о Нем узнать, сразу появились преданные. Кришна скрывается от тебя, но как только ты хочешь: вот, пожалуйста, — Гита. Ты начинаешь читать Гиту и говорить: «Еще принципы какие-то, надо быть хорошим… может, это не для меня», начинаешь пытаться. Потом понимаешь: нет, это чересчур.

#00:11:28#

Помнишь, как в «Матрице»: «Вы можете меня сделать не слишком бедным, не слишком богатым? Я бы хотел, чтобы у меня было все хорошо в этом мире и все хорошо в том». И вот мы выходим на лицемерие и компромиссы. То есть все начинается только на подлинном уровне духовной жизни. Пока это все — демоверсия, бесплатная Харе-Кришна-демоверсия. Тебе дали инициацию, установили демоверсию, с четками ходишь… Как только ты «кликаешь» на какую-то реальность — оттуда начинается все.

Вопрос: Это достижимо?

#00:12:20#

Шрила Авадхут Махарадж: «Быть или не быть?» — это вопрос реальных личностей, их единицы. Все остальные на Харе-Кришна-демоверсии находятся. Демоверсия — это бесплатный софт. Все то же самое, ничем не отличается, только это демо, и оно может уйти. Но если ты уже решил по-настоящему, глубоко и серьезно, с этого момента ты переходишь в иную реальность. Таких реальностей много, не одна. Помнишь, в фильме «Матрица» он говорит: «Подумай, прежде чем есть эту таблетку: тебе оно надо?» Может вам просто записаться на психологию, покричите на сцене — вам станет легче.

Вопрос: Нам задают вопрос: «В чем суть вайшнавизма?» Я теряюсь, что отвечать.

#00:15:13#

Шрила Авадхут Махарадж: Махапрабху тоже задавали этот вопрос. Он сказал:

джӣве-дайа̄, на̄ме-ручи, ваиш̣н̣ава-севана
нирантара кара кр̣ш̣н̣а-на̄ма-сан̇кӣртана

Ему сказали: «Можете покороче?»

Он сказал: джӣве-дайа, на̄ме-ручи, ваиш̣н̣ава-севанаа.

Вопрос: А как это по-русски?

Шрила Авадхут Махарадж: Воспевание Святого Имени с любовью, служение святым, сострадание. Что такое высшее сострадание? Это проповедь. Ты можешь накормить человека, он все равно умрет, но если ты дал ему прасад, значит, ты дал ему сукрити. Если ты ему рассказал о Кришне, ты спас сразу же двоих. Представляешь, кто-то запарил Прабхупаду — он запарил всех, к примеру. Ты запариваешь чувака в Харькове — он запаривает весь Харьков. Ты спас весь Харьков!

Вопрос: С чего начинать запаривать всех?

Шрила Авадхут Махарадж: Вначале — запаривание себя. Чтобы запарить всех, ты сам должен быть запаренный. Шанкарачарья принял санньясу в восемь лет, в десять уже был маха-бхагаватой. Он был аватар Господа Шивы.

Вопрос: Что такое маха-бхагавата?

Шрила Авадхут Махарадж: Это уровень, который описан в «Шримад-Бхагаватам» в одиннадцатой песне, в беседе Махараджа Ними и Авадхута. Он ему объясняет:

#00:17:11#

арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате
на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у
са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣[4]

Материалист — это тот, кто видит Кришну только в храме. Это каништха-адхикари. Мадхьяма-адхикари — маитрӣ-кр̣попекш̣а̄[5]: тот, кто знает, кто такие преданные, кто понимает, кто непреданные, не общается с ними. Кто знает, как пролить сострадание тому, кто нуждается в духовном знании. Такой человек находится уже на среднем уровне.

#00:17:50#

Но есть такая личность — бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣[6], то есть бхагавата видит бхагавату во всем, поэтому не проповедует. Бхагавата считает, что все уже круто. Он не видит тебя как обусловленную душу, он тебя уже видит как освобожденную. Для него миллиарды лет вообще не проблема. То, что ты будешь несколько миллиардов воплощений улиткой, долгоносиком, — его не смущает. Он даже в долгоносике видит освобожденную душу. Поэтому Махараджа Джада Бхарата шел по земле и не наступал на насекомых. Мы говорим: «Какая-то муха, комар», а он говорит: «Так это же Эйнштейн потенциально!» Когда он видит куколку, он понимает, что это бабочка.

#00:19:07#

Уровень Гуру начинается с мадхьяма-адхикари. Только мадхьяма может проповедовать. Но ты должен понять: каждая стадия безгранична. Ты говоришь: что есть маха-бхагавата? Среди бхагават, супер трансцендентных личностей, как махаджаны Индии (Нарада, Шука, Бали и так далее), есть самые топовые. Вот среди таких бхагават есть еще маха-бхагаваты. Что такое маха-бхагавата? Среди тех, кто видит трансцендентное, есть еще те, кто вообще трансцендентные, и это преданные Кришны, они полны любви к Кришне. Среди них высшие — в мадхурья-расе, расе любви. Это линия наших учителей. Они не просто бхагаваты, бхагаваты встречаются на страницах «Шримад-Бхагаватам», они маха-бхагаваты.

Вопрос: Такие люди живут в наше время?

#00:20:11#

Шрила Авадхут Махарадж: Да. Только ты не узнаешь их. Гурудев был такой личностью, его Гуру был такой личностью. Но действовали они не как маха-бхагаваты, они действовали как мадхьяма-адхикари: чтобы с тобой общаться, им нужно спуститься на твой уровень. Во внутренний их мир мы так и не проникли. Они дали нам какой-то допуск, определенным личностям.

#00:21:00#

В писаниях сказано, что каништха-адхикари не может по определению общаться с маха-бхагаватой. Маха-бхагаваты могут общаться с бхагаватами. В «Шримад-Бхагаватам» описаны беседы. Махарадж Прахлада шел и увидел человека, который лежит на дороге, и понял, что это маха-бхагавата. Ты увидишь бомжа, валяющегося на дороге, и ничего не поймешь. А он спросил: «Скажи мне, в чем твоя фишка?» Тот ему говорит: «Я, в принципе, живу, как питон. Питон охотится один раз в месяц, он не бегает ни за кем, как обезьяна. Он лежит на дороге, открыв рот. Жизнь короткая: я слишком занят и принимаю лишь то, что приходит ко мне само».

#00:22:14#

Как Христос говорил: «Птицы не сажают, не сеют». Большинству людей нужно сеять, сажать, на работу ходить, но маха-бхагаватам не нужно. Просто открыв рот, он получит яблоко. Как Диоген: жил в бочке, нормально ему было. Такой человек, как Диоген, мог жить в бочке. Иногда прикалывался: выходил с факелом на рынок. Ему говорят: «Ты что делаешь?» Он: «Человека ищу». — «Вот же он, семечками торгует!» — «Не, ребята, я ищу человека, а не тех, кто семечками торгует».

Транскрипцию выполнила: Савитри Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ пашйанти сурайах̣ / дивива̄ чакшур а̄татам, вишн̣ор йат парамам̇ падам — «Его бдительное око подобно солнцу видит все, Он всеведущ. Его око хранителя всегда пребывает над нашей головой, взирая на нас» («Риг-веда», 1.22.20).

[2] Према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена, сантах̣ садаива хр̣дайешу вилокайанти / йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇, говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми — «Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, Который известен как Шьямасундар, Сам Кришна, обладатель непостижимых бесчисленных качеств. Чистые преданные созерцают Его в своих сердцах глазами преданности, умащенными бальзамом любви» («Брахма-самхита», 5.38).

[3] Гурвва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».

[4] «Преданный, который с верой поклоняется Божеству в храме, но не знает, как правильно вести себя с другими преданными или обычными людьми, называется пракрита-бхактой (материалистичным преданным) и находится на самом низшем духовном уровне» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.74)).

[5] Ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у, ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча / према-маитрӣ-кр̣попекш̣а̄, йах̣ кароти са мадхйамах̣ — «Преданный промежуточной, или второй, категории проявляет любовь к Верховной Личности Бога, дружеские чувства ко всем преданным, сострадание к начинающим преданным и невежественным людям и сторонится тех, кто ненавидит преданное служение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.73)).

[6] Сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед, бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣ / бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй, эш̣а бха̄гаватоттамах̣ — «Лучшим из бхагават считается тот, кто видит Верховного Господа Шри Кришну, Душу всех душ, везде и во всем, и понимает, что все сущее пребывает в Боге, и Бог — Причина всех причин» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.45; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.275; 22.72; 25.129)).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования