«День явления Нитьянанды Прабху» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 28 января 2010 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 8.61M )

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

День явления Нитьянанды Прабху
(часть 2)

(28 января 2010 года, Москва, Кисельный)

 

Мы знаем, что Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур были первыми проповедниками движения Харе Кришна. Они искали достойных объектов применения своего сострадания, своего милосердия. Иными словами, они искали людей, которые находились бы в состоянии полного забвения, безнадежно потерянных в иллюзии. В той местности обитали известные алкоголики и драчуны Джагай и Мадхай.

#00:01:14#

Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур подумали, что это самые падшие души здесь и поэтому они смогут явить, сколь велика очистительная сила Нитьянанды Прабху, сколь велика Его сила «дезинфекции», если Он сумеет очистить даже их. Когда по телевизору в телерекламе пытаются показать силу некого чистящего или дезинфицирующего средства, то показывают что-то предельно грязное, предельно оскверненное и говорят: «И вот сейчас нашим волшебным средством мы проведем полную дезинфекцию».

#00:02:01#

Впрочем, если мы будем судить по современным стандартам, то, взглянув на описание жизней Джагая и Мадхая, мы решим: а не такие уж и плохие ребята. Кто-то может подумать: а что, нормальные ребята, я сам таким же был с друзьями, когда был подростком. Известные слова великого святого Кришнадаса Кавираджа Госвами:

#00:02:24#

джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пишт̣ха
пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхишт̣ха[1],

в которых он говорит о себе самом: «Я еще более грешен, чем Джагай и Мадхай, и я еще ниже, чем последний червяк, живущий в испражнениях». Размышляя об этих словах, я однажды спросил Гуру Махараджа (Шридхара Махараджа) о том, что если столь великий святой, столь великая душа чувствует себя таким образом, то что же тогда означает на самом деле быть столь падшим человеком?

#00:03:27#

Гуру Махарадж отвечал: «О, быть может подобное же ощущение, подобное же настроение смирения коснулось и тебя?» Почему я упоминаю об этом эпизоде? Потому что Гуру Махарадж тогда ясно дал понять, что эти слова Кришнадаса Кавираджа Госвами о том, что он самый грешный, не были красивыми словами или просто позой. Он на самом деле в глубине своего сердца переживал это.

#00:04:26#

И почему я сейчас говорю на эту тему? Потому что подобное настроение и этот вопрос в целом не являются второстепенными, они не являются вопросами второй важности. Напротив, это самая суть, самый центр идеи преданности, это раскрывает настроение преданного.

#00:04:44#

даинйа, а̄тманиведана, гоптр̣тве варан̣а[2]

Принцип даинья, смирение, означает, что если мы не сумеем на самом деле почувствовать себя падшими, недостойными, нуждающимися в поддержке и помощи свыше, то в этом случае не может быть и речи о глубокой духовной жизни. И если вы проанализируете, то сможете прийти к выводу, что подобное настроение смирения — диаметральная противоположность так называемым лозунгам гуманизма, лозунгам современного общества. Таким лозунгам, как «Ты — самый лучший!», «Вы этого достойны!» и тому подобным. Фактически любой фразе из рекламы «Лореаль».

#00:06:21#

Почему они предлагают эти продукты? «Потому, что я этого достойна». Или: «Nike — Просто сделай это!» Что в основе этого слогана? То стеснение и умеренность, которые у вас могут быть (некое смирение), — отбросьте это, просто сделайте, будьте дерзкими. Почему? Потому что ты — лучший. И так происходит повсюду. Или: «Стань мастером, хозяином своих возможностей!»

#00:07:14#

Итак, к чему это все сводится: «ты этого достойна», «ты номер один», «ты самый лучший», «стань хозяином своих возможностей» и в целом «ты лучше всех»? Но правда ли это? Ведь на самом деле все эти эпитеты можно применять только по отношению к Абсолюту. Ведь только Абсолют может быть той Личностью, Которая на самом деле является номером один, главным во всем, Который на самом деле всего достоин, Который является хозяином всех возможностей, и каждая прихоть Которого должна быть исполнена. Но подобные мысли вызывают у нас чувство недоумения, мы чувствуем себя неуютно: «Это какая-то религия. Зачем нам это?»

#00:08:22#

И заявляем: «Я не собираюсь быть ничьим рабом!» И с этими словами: «Я никому не служу», «Я ничей раб», — мы отправляемся и трудимся на какого-то начальника-идиота, будучи обмануты правительством и множеством, множеством вышестоящих. Или иногда мы пытаемся погрузиться в радости семейной жизни.

#00:09:20#

Помню, я был знаком с одним человеком — стариком в Индии. Это было около Бомбея возле пляжа Джуху, мы были молодыми ребятами (нам было двадцать три года или около того), а он был очень старым человеком, который уже старался отречься от всего и посвятить всего себя духовной жизни. Иногда он приходил и, как любой старик, любил давать нам наставления, делиться опытом. Например, он говорил о семейной жизни, о важности семейной жизни. У него была жена, дети. [Слышен какой-то стук, и Махарадж шутит:] Видите, опасность на каждом шагу:

#00:10:01#

…падам̇ падам̇ йад випада̄м̇ на теш̣а̄м[3]

#00:10:10#

Итак, мы сидели вокруг него, собрались в кружок. Вот сейчас он нам расскажет то, что нам нужно знать! И он делился своим опытом: «Моя жена и дети — они, как комары, как кровопийцы, высасывали из меня всю кровь». Он пытался помочь нам, он считал нас кем-то вроде своих детей.

#00:10:58#

Кстати говоря, о семейной жизни. Однажды Нитьянанда Прабху пришел в дом домохозяев — Шриваса Тхакура и Малини. Там в это время собралась группа преданных. Гуру Махарадж выразил появление Нитьянанды Прабху такими словами: «Он появился там вполне неодетым». Знаете, бывают неодетые, а бывают совсем не одетые.

#00:11:47#

Однажды в Индии я ехал в поезде (в Индии есть такой класс людей, которых называют нага-баба; это полностью обнаженные люди, которые отрешились, отказались от всего, включая всю одежду). Контролер-кондуктор шел и собирал деньги за билеты. Он проходил мимо этого нага-бабы, а единственное, чем был прикрыт этот нага-баба… на санскрите это выражается поэтически: «он был одет в четыре стороны света». Иначе говоря, на нем ничего не было.

#00:12:43#

И хотя контролер у всех спрашивал: «Ваш билет! Ваши деньги за билет!», к этому человеку он даже не стал подходить. Даже я мог понять, взглянув на этого человека, что у него точно нет билета. Хотя у меня нет особого опыта в продаже билетов.

#00:13:13#

И когда Нитьянанда Прабху в том эпизоде явился совсем обнаженным в дом Шриваса Тхакура, Он уселся в этом же обнаженном виде на колени жены Шриваса Тхакура и начал сосать молоко из ее груди, находясь при этом в настроении любящего младенца.

#00:13:33#

В этом не было ни грана сексуального. Но Махапрабху подумал, что такое поведение не сумеет оценить вся группа. И тогда Махапрабху взял каупину Нитьянанды Прабху, то есть один из предметов нижнего белья, который лежал где-то там, и начал разрывать ее на полоски и раздавать преданным эти лоскутки, говоря: «Если вы будете носить на себе даже частицу Его каупины, тогда вы, несомненно, сумеете обуздать свои чувства».

(продолжение следует)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Гандхарва Деви Даси


[1] «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я хуже червей в испражнениях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205).

[2] «Смирение, самоотдача, вручение себя воле Бога» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шаранагати»).

[3] См. «Шримад-Бхагаватам», 10.14.58: сама̄ш́рита̄ йе пада-паллава-плавам̇, махат-падам̇ пун̣йа-йаш́о мура̄рех̣ / бхава̄мбудхир ватса-падам̇ парам̇ падам̇, падам̇ падам̇ йад випада̄м̇ на теш̣а̄м — «Для того, кто взошел на корабль лотосоподобных стоп Господа, дающего прибежище всему мирозданию и известного как Мурари, враг демона Муры, пучина материального мира подобна лужице в следе от телячьего копытца. Такой человек стремится на Вайкунтху, где не существует мирских страданий, а не туда, где на каждом шагу подстерегают опасности».

 



←  «Что останется с тобой после смерти?» Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Встреча с практикующими. Новомосковск, 17 мая 2010 года ·• Архив новостей •· Лекция Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа. 4 февраля 2012 года. Таиланд →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования