«Линия преемственности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Глава из книги «Поток вдохновения»


Russian

Недавно я получил письмо, в котором говорилось о том, как путем слияния нескольких вайшнавских групп образовалось одно вайшнавское общество.

Я открыто заявляю: когда общество создается таким образом, это противоречит тому, чему учил нас Шрила Гуру Махарадж. Именно для того, чтобы избежать подобного, он отделил Шри Чайтанья Сарасват Матх от других миссий. Хотя среди вайшнавов Шрила Гуру Махарадж занимал самое высокое положение, он не присоединился ни к одной из вайшнавских миссий. Он не хотел, чтобы кто-то из его духовных братьев или Гуру как-то повлиял на его видение, и поэтому создал Шри Чайтанья Сарасват Матх. К тому же, Шрила Сарасвати Тхакур вверил Рупануга-сампрадаю Шриле Гуру Махараджу, — это совершенно ясно и известно всем.

Многие выдающиеся вайшнавы основали крупные общества и не раз приглашали Шрилу Гуру Махараджа занять президентский пост. В некоторых случаях он соглашался на время возглавить общество, но всегда говорил: «Если это приведет к гармонии, используйте мое имя», но сам никогда не примыкал ни к одному из них.

Для своих последователей Шрила Гуру Махарадж дал совершенно ясные указания: «Кто хочет следовать за мной и выполнять мои указания, приходите в Шри Чайтанья Сарасват Матх и следуйте за Говиндой Махараджем, моим преемником». Он говорил об этом неоднократно в разных ситуациях, и все это знают.

Я не хочу нарушать спокойную жизнь нашего общества, вносить смятение в ряды преданных. То положение, которое я занимаю, те качества и достоинства, которыми обладаю, я получил от Шрилы Гуру Махараджа для того, чтобы служить ему. И я постараюсь сберечь все, что он мне дал.

Что такое духовная преемственность? Преемственность означает, что канал один, а не несколько. У Ганги одно русло, и тот, кто хочет набрать из нее воды, должен идти к нему. Другое русло — уже не Ганга. Ее воды текут по главному руслу. Также обстоит дело и с духовной преемственностью.

Когда Шрила Гуру Махарадж уже не мог держать бразды правления сампрадаей в своих руках, он ясно сказал преданным, что передает их Говинде Махараджу. И на этом посту я делаю все, что в моих силах. Я никого не хочу беспокоить, не хочу вторгаться в чью-либо миссию, но когда ко мне приходят те, кто искренне ищет истину, приходят мои друзья, последователи Шрилы Гуру Махараджа, я охотно общаюсь с ними. И хочу, чтобы в будущем они всегда были рядом со мной, и мы могли вместе совершать служение. Я не сторонник полумер, поэтому отвергаю всякие предложения, идущие вразрез с идеей исключительной преданности, которую дал нам Шрила Гуру Махарадж.

Буду откровенен и прямолинеен. Я не хочу задевать ничьих чувств и на подобные предложения всегда нахожу отговорки. Но это отговорки, а причина отказа — я не хочу привносить чуждые настроения. Кто-то в своем Матхе устраивает сахаджия-санкиртану, но в Шри Чайтанья Сарасват Матхе это немыслимо. Служение Шрилы Гуру Махараджа в линии Рупануга-сампрадаи было необычайно возвышенным, и я храню верность его идеалам. Я всегда должен следовать наставлениям Шрилы Гуру Махараджа.

Один из ачарьев давал духовные посвящения и санньясу ученикам Шрилы Гуру Махараджа, а также духовные посвящения моим ученикам. Поступая таким образом, он уводил их в свою миссию. Я к этому отношусь спокойно, но совершенно ясно, что не могу считать их последователями нашей линии преемственности.

Шрила Гуру Махарадж сказал: «Ранее я уже передал Говинде Махараджу управление Матхом, а теперь наделяю его всеми полномочиями для того, чтобы он мог давать харинамудикшусанньясу и прочее. Назначаю его ачарьей в этом Матхе, моим преемником». Шрила Гуру Махарадж назначил меня на этот пост, и те, кто не следует его указаниям, просто не верят ему. Да, они всячески превозносят Шрилу Гуру Махараджа: восхищаются силой его ума, говорят о том, какой это был великий вайшнав, называют его сиддха-махапурушей и так далее. Но если при этом они считают, что, назначив меня ачарьей, Шрила Гуру Махарадж совершил большую ошибку, какова цена их прославлений?

Они говорят: «Гуру Махарадж — сиддха-пуруша, у него блестящий ум, у него то и это», говорят, что он непревзойденный вайшнав, но почему же тогда они оспаривают его мнение? А его мнение и желание оставались неизменными с 1947 года по 1988 год.

Почему Шрила Гуру Махарадж настолько верил в меня? Ведь к нему приходили сотни преданных, высокообразованных, с учеными степенями, а у меня ничего этого не было.

Незадолго до своего ухода Шрила Гуру Махарадж составил «Последнюю волю и завещание», а до этого было три или четыре завещания, и в каждом значилось: «Моим преемником будет Шрила Говинда Махарадж».

«Если он так и будет оставаться грихастхой, вы должны подождать пять лет, и в это время в Шри Чайтанья Сарасват Матхе не будет никакого другого Гуру. Этот пост будет ждать его на протяжении всех пяти лет». Я прочел эти слова в его завещании лишь несколько дней назад.

«Кресло ачарьи будет свободным в течение пяти лет, и никто, кроме Говинды Махараджа, не будет его занимать». Такова была его вера в меня. «Это мое желание, — сказал он. — А тот, кто не сможет с почтением и верой следовать моему наказу, пусть уходит из моего Матха... Я сам выгоню его». Это его собственные слова. И в них нет ничего двусмысленного. Он предельно ясно сказал последователям, друзьям и тем, кто только присоединился к движению. И увидев то, что происходило потом, мы поняли, почему Шрила Гуру Махарадж поступил таким образом.

Некоторые люди все время повторяют: «Гуру Махарадж великий. Он великий, великий». Но выполнить его волю они не могут, так какова же их вера в своего Гуру?

Шрила Гуру Махарадж однажды сказал: «Я не пойду в эти "джунгли" ачарьев, лучше буду сам по себе жить в одиночестве — путь даже в хижине, но в которой всегда будет чисто и спокойно». Для этого он и создал Шри Чайтанья Сарасват Матх. Более того, он не собирался строить много храмов. Мне же хотелось хоть что-то сделать для преданных, и он милостиво позволил мне: «Можешь открыть один матх в Калькутте, как транзитную станцию для преданных, один в Пури и один во Вриндаване». Такой наказ дал мне Шрила Гуру Махарадж.

Сам он не хотел, чтобы у миссии было много матхов, но, увидев, насколько это необходимо для преданных, согласился, и еще при его жизни мы открыли несколько центров, и у нас не было проблем. Но сейчас — и мне об этом известно, — некоторые создают «лоскутное» общество.

Моя проповедь на Западе очень успешна. Те, кто видел это, сразу поняли, что наша миссия будет расти все больше и больше, если я сам буду приезжать на Запад с проповедью. Некоторых это настораживает, и недавно, когда я был во Вриндаване, для меня это стало очевидным.

Как бы там ни было, по отношению к другим миссиям я всегда ясно выражаю свою позицию: я слуга Шрилы Гуру Махараджа и совершаю то служение, которое приходит ко мне. Мы будем приветствовать всех, кто решит присоединиться к нам и следовать нашим традициям: «Пожалуйста, приходите и совершайте севу».

Когда те, кто служит в ИСККОН, но еще не получил посвящение, приходят ко мне и спрашивают, могут ли они и дальше там служить, я говорю: «Пожалуйста. Если вы хотите получить посвящение у меня, я не возражаю, но вы служите в ИСККОН и не оставляйте своего служения. Если там меня не оскорбляют, оставайтесь в ИСККОН».

Я ученик Шрилы Шридхара Дев-Госвами Махараджа и принадлежу к одной духовной преемственности: служу Шриле Шридхару Дев-Госвами Махараджу и являюсь его преемником. Я почитаю всех вайшнавов, а как же иначе? Оскорбление вайшнава — одна из нама-апарадх, и это я знаю твердо. Я не должен допускать нама-апарадх.

Я незначительная личность и миссия моя невелика, но одно решение я принял окончательно: я буду прикладывать все силы в служении тем, кто искренне ищет истину, как этого хотел мой Шри Гурудев.

Между тем меня пытаются лишить моих друзей, и я это терплю. Я терплю это намеренно, ибо знаю, что без терпения нам ничего не добиться. Вы все должны быть терпеливыми и должны с почтением относиться к другим. Я с благодарностью собираю пыль со стоп каждого и посыпаю ей голову.

Я никогда не посещал другие Матхи, если это не было необходимо для служения Шриле Гуру Махараджу. Даже Матх Шрипада Мадхусудана Махараджа не был исключением, хотя он каждый год приходил и служил Шриле Гуру Махараджу. Катва — место, где Махапрабху принял санньясу, — всего в двадцати восьми километрах от его Матха, но за тридцать лет я ни разу там не был. Катва — благодатное место, в котором находится Божество Махапрабху и многое напоминает о Его санньяса-лиле  — почему же не отправиться туда? Но я бы никогда ради этого не бросил служение. И так продолжалось не год и не два — за тридцать лет я ни разу не побывал в Катве. Я проезжаю мимо этого места на поезде, но никогда не выхожу там.

Я целых двадцать лет не был в Калне, хотя Махапрабху и до сих пор там. Это всего четыре остановки на поезде отсюда. Там, в доме Гауридаса Пандита стоят Божества Нитая и Гауры. Когда началось судебное разбирательство, я ездил туда раз в две недели, а иногда и каждую неделю, но только один раз, по желанию Шрилы Гуру Махараджа, я пришел в дом Гауридаса Пандита, чтобы поклониться Нитай-Гауре. В то время власти хотели отобрать у нас храм и всю собственность Шри Чайтанья Сарасват Матха. Тогда я и Хари Чаран Прабху отправились в Калну, чтобы этому противостоять. И по милости Шрилы Гуру Махараджа нам это удалось.

Таким исключительным я вижу положение Шрилы Гуру Махараджа, и убежден, что каждый, кто будет действовать в таком настроении, обретет благо, потому что это истинная и совершенно особенная линия преемственности.




←  «Шри Гарга-самхита» (часть 2). Вриндаван-кханда (главы 1–2). Ананда Мой Прабху. 3 ноября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Шри Гарга-самхита» (часть 2). Вриндаван-кханда (главы 3–4). Ананда Мой Прабху. 3 ноября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Russian

Недавно я получил письмо, в котором говорилось о том, как путем слияния нескольких вайшнавских групп образовалось одно вайшнавское общество.

Я открыто заявляю: когда общество создается таким образом, это противоречит тому, чему учил нас Шрила Гуру Махарадж. Именно для того, чтобы избежать подобного, он отделил Шри Чайтанья Сарасват Матх от других миссий. Хотя среди вайшнавов Шрила Гуру Махарадж занимал самое высокое положение, он не присоединился ни к одной из вайшнавских миссий. Он не хотел, чтобы кто-то из его духовных братьев или Гуру как-то повлиял на его видение, и поэтому создал Шри Чайтанья Сарасват Матх. К тому же, Шрила Сарасвати Тхакур вверил Рупануга-сампрадаю Шриле Гуру Махараджу, – это совершенно ясно и известно всем.

Многие выдающиеся вайшнавы основали крупные общества и не раз приглашали Шрилу Гуру Махараджа занять президентский пост. В некоторых случаях он соглашался на время возглавить общество, но всегда говорил: «Если это приведет к гармонии, используйте мое имя», но сам никогда не примыкал ни к одному из них.

Для своих последователей Шрила Гуру Махарадж дал совершенно ясные указания: «Кто хочет следовать за мной и выполнять мои указания, приходите в Шри Чайтанья Сарасват Матх и следуйте за Говиндой Махараджем, моим преемником». Он говорил об этом неоднократно в разных ситуациях, и все это знают.

Я не хочу нарушать спокойную жизнь нашего общества, вносить смятение в ряды преданных. То положение, которое я занимаю, те качества и достоинства, которыми обладаю, я получил от Шрилы Гуру Махараджа для того, чтобы служить ему. И я постараюсь сберечь все, что он мне дал.

Что такое духовная преемственность? Преемственность означает, что канал один, а не несколько. У Ганги одно русло, и тот, кто хочет набрать из нее воды, должен идти к нему. Другое русло — уже не Ганга. Ее воды текут по главному руслу. Также обстоит дело и с духовной преемственностью.

Когда Шрила Гуру Махарадж уже не мог держать бразды правления сампрадаей в своих руках, он ясно сказал преданным, что передает их Говинде Махараджу. И на этом посту я делаю все, что в моих силах. Я никого не хочу беспокоить, не хочу вторгаться в чью-либо миссию, но когда ко мне приходят те, кто искренне ищет истину, приходят мои друзья, последователи Шрилы Гуру Махараджа, я охотно общаюсь с ними. И хочу, чтобы в будущем они всегда были рядом со мной, и мы могли вместе совершать служение. Я не сторонник полумер, поэтому отвергаю всякие предложения, идущие вразрез с идеей исключительной преданности, которую дал нам Шрила Гуру Махарадж.

Буду откровенен и прямолинеен. Я не хочу задевать ничьих чувств и на подобные предложения всегда нахожу отговорки. Но это отговорки, а причина отказа — я не хочу привносить чуждые настроения. Кто-то в своем Матхе устраивает сахаджия-санкиртану, но в Шри Чайтанья Сарасват Матхе это немыслимо. Служение Шрилы Гуру Махараджа в линии Рупануга-сампрадаи было необычайно возвышенным, и я храню верность его идеалам. Я всегда должен следовать наставлениям Шрилы Гуру Махараджа.

Один из ачарьев давал духовные посвящения и санньясу ученикам Шрилы Гуру Махараджа, а также духовные посвящения моим ученикам. Поступая таким образом, он уводил их в свою миссию. Я к этому отношусь спокойно, но совершенно ясно, что не могу считать их последователями нашей линии преемственности.

Шрила Гуру Махарадж сказал: «Ранее я уже передал Говинде Махараджу управление Матхом, а теперь наделяю его всеми полномочиями для того, чтобы он мог давать харинамудикшусанньясу и прочее. Назначаю его ачарьей в этом Матхе, моим преемником». Шрила Гуру Махарадж назначил меня на этот пост, и те, кто не следует его указаниям, просто не верят ему. Да, они всячески превозносят Шрилу Гуру Махараджа: восхищаются силой его ума, говорят о том, какой это был великий вайшнав, называют его сиддха-махапурушей и так далее. Но если при этом они считают, что, назначив меня ачарьей, Шрила Гуру Махарадж совершил большую ошибку, какова цена их прославлений?

Они говорят: «Гуру Махарадж — сиддха-пуруша, у него блестящий ум, у него то и это», говорят, что он непревзойденный вайшнав, но почему же тогда они оспаривают его мнение? А его мнение и желание оставались неизменными с 1947 года по 1988 год.

Почему Шрила Гуру Махарадж настолько верил в меня? Ведь к нему приходили сотни преданных, высокообразованных, с учеными степенями, а у меня ничего этого не было.

Незадолго до своего ухода Шрила Гуру Махарадж составил «Последнюю волю и завещание», а до этого было три или четыре завещания, и в каждом значилось: «Моим преемником будет Шрила Говинда Махарадж».

«Если он так и будет оставаться грихастхой, вы должны подождать пять лет, и в это время в Шри Чайтанья Сарасват Матхе не будет никакого другого Гуру. Этот пост будет ждать его на протяжении всех пяти лет». Я прочел эти слова в его завещании лишь несколько дней назад.

«Кресло ачарьи будет свободным в течение пяти лет, и никто, кроме Говинды Махараджа, не будет его занимать». Такова была его вера в меня. «Это мое желание, — сказал он. — А тот, кто не сможет с почтением и верой следовать моему наказу, пусть уходит из моего Матха... Я сам выгоню его». Это его собственные слова. И в них нет ничего двусмысленного. Он предельно ясно сказал последователям, друзьям и тем, кто только присоединился к движению. И увидев то, что происходило потом, мы поняли, почему Шрила Гуру Махарадж поступил таким образом.

Некоторые люди все время повторяют: «Гуру Махарадж великий. Он великий, великий». Но выполнить его волю они не могут, так какова же их вера в своего Гуру?

Шрила Гуру Махарадж однажды сказал: «Я не пойду в эти "джунгли" ачарьев, лучше буду сам по себе жить в одиночестве — путь даже в хижине, но в которой всегда будет чисто и спокойно». Для этого он и создал Шри Чайтанья Сарасват Матх. Более того, он не собирался строить много храмов. Мне же хотелось хоть что-то сделать для преданных, и он милостиво позволил мне: «Можешь открыть один матх в Калькутте, как транзитную станцию для преданных, один в Пури и один во Вриндаване». Такой наказ дал мне Шрила Гуру Махарадж.

Сам он не хотел, чтобы у миссии было много матхов, но, увидев, насколько это необходимо для преданных, согласился, и еще при его жизни мы открыли несколько центров, и у нас не было проблем. Но сейчас — и мне об этом известно, — некоторые создают «лоскутное» общество.

Моя проповедь на Западе очень успешна. Те, кто видел это, сразу поняли, что наша миссия будет расти все больше и больше, если я сам буду приезжать на Запад с проповедью. Некоторых это настораживает, и недавно, когда я был во Вриндаване, для меня это стало очевидным.

Как бы там ни было, по отношению к другим миссиям я всегда ясно выражаю свою позицию: я слуга Шрилы Гуру Махараджа и совершаю то служение, которое приходит ко мне. Мы будем приветствовать всех, кто решит присоединиться к нам и следовать нашим традициям: «Пожалуйста, приходите и совершайте севу».

Когда те, кто служит в ИСККОН, но еще не получил посвящение, приходят ко мне и спрашивают, могут ли они и дальше там служить, я говорю: «Пожалуйста. Если вы хотите получить посвящение у меня, я не возражаю, но вы служите в ИСККОН и не оставляйте своего служения. Если там меня не оскорбляют, оставайтесь в ИСККОН».

Я ученик Шрилы Шридхара Дев-Госвами Махараджа и принадлежу к одной духовной преемственности: служу Шриле Шридхару Дев-Госвами Махараджу и являюсь его преемником. Я почитаю всех вайшнавов, а как же иначе? Оскорбление вайшнава — одна из нама-апарадх, и это я знаю твердо. Я не должен допускать нама-апарадх.

Я незначительная личность и миссия моя невелика, но одно решение я принял окончательно: я буду прикладывать все силы в служении тем, кто искренне ищет истину, как этого хотел мой Шри Гурудев.

Между тем меня пытаются лишить моих друзей, и я это терплю. Я терплю это намеренно, ибо знаю, что без терпения нам ничего не добиться. Вы все должны быть терпеливыми и должны с почтением относиться к другим. Я с благодарностью собираю пыль со стоп каждого и посыпаю ей голову.

Я никогда не посещал другие Матхи, если это не было необходимо для служения Шриле Гуру Махараджу. Даже Матх Шрипада Мадхусудана Махараджа не был исключением, хотя он каждый год приходил и служил Шриле Гуру Махараджу. Катва — место, где Махапрабху принял санньясу, — всего в двадцати восьми километрах от его Матха, но за тридцать лет я ни разу там не был. Катва — благодатное место, в котором находится Божество Махапрабху и многое напоминает о Его санньяса-лиле  — почему же не отправиться туда? Но я бы никогда ради этого не бросил служение. И так продолжалось не год и не два — за тридцать лет я ни разу не побывал в Катве. Я проезжаю мимо этого места на поезде, но никогда не выхожу там.

Я целых двадцать лет не был в Калне, хотя Махапрабху и до сих пор там. Это всего четыре остановки на поезде отсюда. Там, в доме Гауридаса Пандита стоят Божества Нитая и Гауры. Когда началось судебное разбирательство, я ездил туда раз в две недели, а иногда и каждую неделю, но только один раз, по желанию Шрилы Гуру Махараджа, я пришел в дом Гауридаса Пандита, чтобы поклониться Нитай-Гауре. В то время власти хотели отобрать у нас храм и всю собственность Шри Чайтанья Сарасват Матха. Тогда я и Хари Чаран Прабху отправились в Калну, чтобы этому противостоять. И по милости Шрилы Гуру Махараджа нам это удалось.

Таким исключительным я вижу положение Шрилы Гуру Махараджа, и убежден, что каждый, кто будет действовать в таком настроении, обретет благо, потому что это истинная и совершенно особенная линия преемственности.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования