Письмо Госвами Махараджа о гуру-таттве

В одной из своих лекций Шрила Прабхупада сказал: «Предаться Кришне означает предаться Его представителю. Когда кто-то предаётся Кришне, он обретёт Его милость, и первое проявление этой милости — Кришна направляет его к Своему представителю. Если человек серьёзен в своём намерении предаться Кришне, то Кришна будет помогать ему как изнутри, так и извне. Изнутри, как Сверхдуша, Он подскажет ему: „Иди к этому учителю“. Гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа»1.

Итак, ты сомневаешься [в своём письме] в твоём и моём положении [как духовных наставников]. К кому же Кришна направляет людей?

К одному? Или нескольким? Или их много? Или «никто не серьёзен в своём намерении», и поэтому Кришна никого ни к кому не направляет? Ведь именно Кришна обещает: э йатха̄ ма̄м̇ прападйанте, та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам2, сарва дхарма̄н паритйаджйа ма̄ ш́учах̣3 и т. д. От Него исходит сила самопредания. Или Сам Кришна утратил Своё могущество и не способен явить Себя? Или Он не способен найти подходящего посредника, чтобы через него распространить духовное знание?

Шрила Шридхар Махарадж однажды выразил ответ на все эти вопросы в одной замечательной фразе: «Именно интенсивность внутреннего стремления, та степень, в которой человек искренен в поиске Истины, определяет, с каким уровнем теистического знания он соприкоснётся и какое качество духовного общения он обретёт. Всегда есть градация. Если мы не признаём градации, то наши выводы теряют всякий смысл».

В первой главе «Чайтанья-чаритамриты» под названием «Духовные учителя», после шлоки а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н4 и идущих вслед за ней четырёх главных стихов «Бхагаваты»5, следует шлока

чинта̄ман̣ир джайати сомагирир гурур ме
ш́икш̣а̄-гуруш́ ча бхагава̄н ш́икхи-пин̃чха-маулих̣...
6

Из всех шлок о гуру-таттве именно эта наиболее ясно подчёркивает необычайную широту концепции Гуру. Здесь в качестве гуру выступают женщина лёгкого поведения, учитель майявады и Сам Кришна. Из этого ясно, что Кришна всегда открывает Себя в разной степени, согласно духовной потребности практикующих, чтобы дать им возможность дальнейшего развития.

Прабхупада пишет: «Билвамангала Тхакур вновь стал на путь духовной жизни благодаря словам блудницы. Позднее Тхакур увидел в ней своего духовного учителя, в нескольких местах своих произведений он почитает её, прославляя имя Чинтамани как той, кто указал ему верный духовный путь». Чинтамани считается патха-прадакшака гуру7.

Была ли она «представителем Кришны»? Или всё это нужно считать лишь литературной фантазией, никак не связанной с подлинной духовной жизнью? Билвамангала Тхакур не сомневается в том, что через неё он получил подлинное духовное откровение. Более того, невзирая на то, что с мирской точки зрения она была женщиной лёгкого поведения, он воспевает её словами «Джая Гуру!» По роковой случайности он сошёл с пути санньясы, но вернулся на него и написал книгу своих духовных откровений. Следует ли нам после этого относиться к этой книге всерьез и изучать её? Сам Махапрабху ответил на этот вопрос, наслаждаясь стихами «Кришна-карнамриты» в обществе Своих близких спутников, за плотно закрытыми дверями, вместе со Сварупой Дамодаром и Раманандой Раем. 

Вопрос о квалификации духовного наставника в очень острой форме возник после ухода Шрилы Сарасвати Тхакура. Шрила Шридхар Махарадж вспоминал: «Когда ушёл наш Гуру Махарадж… один астролог объявил, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был настоящим вайшнавом… но среди его последователей нет никого такой же квалификации. Я задал ему вопрос: «Правда, ли что Бхактисиддханта Сарасвати был величайшей личностью, пришедшей из нематериального мира?» «Да», — ответил астролог. «И он воплотился с определённой миссией, желая принести благо этому миру?» «Да». «Но мог ли он действительно дать духовное знание обычным людям? Обладал ли он таким могуществом?» «Да». «Так неужели то, что он пришёл дать всему миру, он не смог бы дать одному человеку?»

Точно так же мы любим говорить (и это правда), что Шрила Прабхупада «распространил сознание Кришны по всему миру». Можно привести в качестве примеров бесчисленное множество людей, ставших «сознающими Кришну» по его милости. Совершенно или нет их понимание сознания Кришны? Кто вправе судить об этом? Но даже если нет полностью совершенных, мы видим, что многие люди обладают сознанием Кришны до некоторой степени, и другие могут получить благо от общения с ними.

Шрила Шридхар Махарадж часто говорил: «Может не быть такой же глубины, но как бы то ни было, преемственность должна продолжаться». Помня об этих его словах, я думаю, что мы, соприкасавшиеся с сознанием Кришны более сорока лет, обязаны вселять веру в людей, обращающихся к нам, а не смотреть сложа руки, как они пропадают в океане бессмысленной материальной жизни.

И если кто-то искренне чувствует, что духовную субстанцию, которую он ощущал в своём Гуру, никто больше дать не способен; если он видит, что она изменена, потеряна, искажена до неузнаваемости, тогда, возможно, в таких чрезвычайных обстоятельствах, он должен взять на себя ответственность и сам занять положение ачарьи.



Srila Prabhupada once said in a lecture, "surrender to Krishna means surrender
to Krishna's representative. If you surrender to Krishna, then also Krishna's
first mercy is that He will send His representative. If anyone is serious to
surrender to Krishna, then Krishna will help him from within and without.
Within, as Supersoul, He will help, and He will dictate that "You go to this
person."Guru krishna krpaya paya bhakti-lata-bija."

So what to speak of you or me, who is Krishna sending people to?

Is it one? Is it a few? Is it many? Or is no one "serious to surrender" so He is
not sending anyone to anyone? After all it's Krishna who makes these promises:
ye yatha mam prapadyante tams tatahiva bhajamy aham, sarva dharman parityaja...
ma sucah etc. He is the one who has to deliver. Has Krishna become impotent,
unable to reveal Himself? Can't find a channel, an agent for distribution?

Srila Sridhar Maharaja once summed it up in this way: "According to one's
sincere inner hankering for the Truth one comes in connection with a particular
level of theistic conception and subsequent association." This implies
gradation. If we do not accept the concept of gradation then absurd conclusions
abound.

In the 1st chapter of Chaitanya Charitamrta "The Spiritual Masters" after the
acaryam mam vijaniyat sloka is given (followed by the 4 nutshell slokas of the
Bhagavatam) we encounter:

cintamanir jayati somagirir gurur me
siksha-gurus ca bhagavan sikhi-pincha-maulih

Of all the guru slokas that could be given it is striking that a guru conception
with such range is presented (a prostitute, a mayavadi, and Krishna). It appears
that Krishna reveals Himself on a particular level, appropriate to the necessity
of the aspiring servitor whereby they can progress further.

Prabhupada writes, "Bilvamangal Thakur took a turn towards spiritual realization
by the words of a prostitute. Later on the Thakur accepted the prostitute as his
spiritual master, and in several places of his literary works he has glorified
the name of Chintamani, who showed him the right path." Chintamani is considered
patha-pradarsaka guru.

Was she "Krishna's representative"? Or is this just a cool story with no
relevance to actual spiritual life? Bilvamangal Thakur does not dismiss the
validity of revelation that descended through her on account of her objective
position (a prostitute) and he even gives "Jaya Guru!" to her. Incidentally,
afterwards he himself falls from the path (sannyas) takes it up again and writes
a book on his realizations. Should anyone take him seriously and read that book?
Mahaprabhu did, shared it with his intimate associates and liked to read it,
Krishna Karnamrta, in the company of Swarupa Damodar and Ramananda Raya behind
closed doors.

In the aftermath of the disappearance of Srila Saraswati Thakur the same
questions arose. Srila Sridhar Maharaja recalls, "Just after our Guru Maharaja's
departure ... there was one astrologer, he declared that Bhaktisiddhanta
Saraswati Thakur was a real Vaishnava... but amongst his followers, no one is
qualified."

"I put this question, "Was Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur a great personage,
supernatural?" "Yes, he was." "What sort of supernatural personality he was? He
came with some mission to give something to this world?" "Yes, he came." "In his
hand, what he wanted to give to the world, he could give it? Such power was
within him?" "Yes." "Then, what he came to give he could not give to a single
man?"

Similarly we like to say and rightfully so, that Srila Prabhupada "spread
Krishna consciousness all over the world." This would seem to imply numerous
examples of people who are "Krishna conscious." As to whether or not anyone is
perfect in Krishna consciousness, who will give that determination? Can we at
least agree that there are many examples of people who are in varying degrees,
Krishna conscious and that people may benefit from their association.

Srila Sridhar Maharaja went on to say, "it may not be as intense but the thread
may be continued." With that in mind I think that we who have been in connection
with Krishna consciousness for more than forty years are meant to promote faith
in the people who approach us, not to cause them to become dispirited.

Lastly, if one sincerely feels that the substance of what was being given by his
guru is not being given by anyone, it has become too modified, adulterated
beyond recognition, then he may realize the necessity to take up the work of
acharya himself.

 


1 Брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ, тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

2 Йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте, та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам / мама вартма̄нувартанте, мануш̣йа̄х̣ па̄ртха сарваш́ах̣ — «Как человек вручает себя Мне, так же Я и отвечаю ему. Будучи конечной целью всех учений и философий, Я — высшая цель каждого. О Партха, несомненно, все люди следуют различным путям, установленным Мною» (Шримад Бхагавад-гита, 4.11).

3 Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Полностью отказавшись от всех видов религиозности, предайся исключительно Мне. Я освобожу тебя от всех грехов, поэтому не отчаивайся» (Шримад Бхагавад-гита, 18.66).

4 А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ «Знай, что ачарья во всем равен Мне Самому. Никогда не думай о нем плохо и не осуждай его как одного из смертных существ, поскольку он воплощает в себе всю божественность» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

5 Четыре шлоки из второй песни «Шримад-Бхагаватам», в которых содержится вся суть «Бхагаваты» (чатур-шлока), стихи с 2.9.33 по 2.9.36.

6 «Слава Чинтамани и моему дикша-гуру Сомагири! Слава моему шикша-гуру, Верховному Господу, чей венец украшает павлинье перо!» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.57).

7 Патха-прадакшака гуру — Гуру, указывающий путь, человек, вдохновляющий идти путём преданного служения.

← Новости из Индии. Репортаж Шрипада Авадхута Махараджа ·• Архив новостей •· "Дети нектара". Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Санкт-Петербург, Лахта. 28 августа 2010 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования