«Высшая цель — удовлетворение слуг Кришны». Шрила Б. С. Госвами Махарадж о настроении преданности Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Высшая цель — удовлетворение слуг Кришны

(«Садху-санга», №3, «Вьяса-пуджа», за декабрь 2003 года)

(ответ на письмо относительно моего сравнения Шрилы Говинды Махараджа с прайоджана-таттва-ачарьей Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами)

 

Рагхунатх Дас Госвами смело утверждает, что сознание Кришны в его высших проявлениях можно обрести только у лотосоподобных стоп преданного. В высшем смысле под преданным подразумевается Шримати Радхарани, а «находиться у лотосоподобных стоп» значит «выполнять служение».

Рагхунатх Дас Госвами показывает нам, что наша высшая цель и необходимость (прайоджана) — не столько Сам Кришна, сколько Радхарани и Ее служанки. Он также причисляет себя к последователям Шри Рупы. Дас Госвами не проявляет интереса к служению Кришне без наставничества другого, вышестоящего слуги Кришны. Таким образом, его внимание направлено на служение самому главному слуге — Шри Гуру (Радхарани).

Шрила Говинда Махарадж являет живой пример подобного умонастроения. Он целиком и полностью посвятил себя служению лотосоподобным стопам Шрилы Гуру Махараджа, посланника Радхарани (Шри Рупы). Он олицетворяет смысл гимна всех гаудия-вайшнавов, «Шри Рупа-манджари-пада»: служение лотосоподобным стопам Шри Рупы — важнее всего. Это служение — богатство истинных вайшнавов. Оно — их поклонение и бхаджан (мантра, джапа, тапа, врата и пр.). Оно придает смысл их жизни (абхидхея).

Служение Рупе помогает раскрыть свою сиддху — вечную сущность в духовной реальности. Такова уникальная концепция мадхура-расы: полное самозабвение ради малейшей возможности услужить другим. Пятьдесят шесть лет, которые Шрила Говинда Махарадж посвятил безупречному служению, показывают, что наше высшее устремление (прайоджана) — служение Шриле Гуру Махараджу.

Однажды, когда Шрила Говинда Махарадж сопровождал Шрилу Гуру Махараджа в парикраме по Вриндавану, Шрила Гуру Махарадж проверил его преданность, спросив, какое место ему понравилось больше всего (ручи парикша). Шрила Говинда Махарадж назвал Лалита Бхар, место, связанное с Лалитой Сакхи. Шрила Гуру Махарадж одобрил его выбор: «Ты очень удачлив». Это было предпочтением определенного настроения преданности, которое олицетворяет собой Лалита Сакхи. Рупа Госвами описывает и прославляет это настроение в своей «Лалита-аштаке»:

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-
нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м…[1]

Лалита Сакхи не станет мириться даже с малейшим препятствием играм Шри Шри Радхи-Кришны и готова тысячи раз пожертвовать своей жизнью, чтобы его устранить. Ее служению свойственна смелость, уверенность и настойчивость. Она живет только ради Их наслаждения играми. Такова преданность в своем наивысшем проявлении: полная самоотдача — и ничего для себя.

Когда однажды я назвал Шрилу Говинду Махараджа фанатиком Гуру Махараджа, он с радостью принял это как почетный титул. Преданность — это фанатизм в своем чистом виде.

Дас Госвами питался только сывороткой, которую приносили в чаше из листьев, но он отверг даже это, когда узнал, что чаша была из Сакхи-стхали, места, где жила соперница Радхарани, Чандравали.

Шрила Говинда Махарадж испытывает подобное же неприятие к тем, кто неуважительно относится к Шриле Гуру Махараджу. Он не станет поддерживать с ними отношений, даже если от этого будет зависеть его жизнь. Он — бхакти-сундара(-лалита̄) благодаря своему сильному желанию служить (прагалбдха̄м). Находясь в настроении Лалиты Сакхи, он не позволял подниматься к Шриле Шридхару Махарадже тем, кто мог бы побеспокоить его (подобно тому, как Лалита Сакхи не допускает беспокойств высшей сферы лилы). В основе такого сознания Кришны лежит уверенность, что малейшее Их неудобство гораздо серьезнее собственной жизни, помноженной на тысячу раз.

Шрила Сарасвати Тхакур привил своим последователям представление о мире приближенных слуг, оказывающих служение на Радха-кунде, как о высшей сфере, и поставил перед нами цель — неустанно помогать им в служении (пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге)[2], а вечером возвращаться на Говардхан. Упор всегда делался на подчиненном положении (дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам)[3]. Дас Госвами придает концепции дасьям (служения) наивысший смысл: радха-дасьям (служение Радхарани) под руководством Шри Рупы (рупануга).

Нужно также отметить, что Шрила Говинда Махарадж основал Божество Гуру-Гауранга-Радха-Гопинатх (прайоджана-таттва) в Хапании, месте рождения Шрилы Гуру Махараджа, которому он поклоняется как Варшане[4], тогда как Говардхан остается для него желанным местом служения.

Сейчас мы находимся от того мира на расстоянии многих световых лет, но, тем не менее, необходимо иметь о нем представление: эта галактика преданности — наша цель и высшее предназначение. Так можно выявить перспективу (самбандху) и обратиться к тем, кто олицетворяет ту реальность, чтобы посвятить себя служению им.

Шрила Говинда Махарадж обобщил свое представление о Шриле Гуру Махарадже в одном предложении: «Одного его слова достаточно, чтобы мы стали его вечными рабами». Такова преданность Лалиты Сакхи, нашедшая отражение в последователях Шри Рупы и воплощенная среди современных последователей Сарасвати Тхакура в Шриле Бхакти Сундаре Говинде Дев-Госвами Махарадже.

 


[1] Ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-, нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м / уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м, девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми — «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухрида-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

[2] Ма̄тала хариджана кӣртана ран̇ге / пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге — «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур).

[3] Сакхйайа те мама намо ’сту намо ’сту нитйам / дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам — Рагхунатх Дас Госвами говорит: «Сокровенное служение не находится в центре моего внимания. Скорее я предпочитаю фокусироваться на низшем служении. Это служение будет уместным для меня. Если кто-то позовет меня — в более высокое измерение служения, это другой вопрос, но я предпочитаю концентрироваться на дасьям» («Вилапа-кусуманджали», 18).

[4] Место, где живет Шримати Радхарани.

 



←  «Воспоминания о Шриле Гурудеве». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 25 мая 2015 года. Томск, Гирирадж Ашрам ·• Архив новостей •· «Высшая цель — удовлетворение слуг Кришны». Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 22  →
Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Высшая цель — удовлетворение слуг Кришны

(«Садху-санга», №3, «Вьяса-пуджа», за декабрь 2003 года)

(ответ на письмо относительно моего сравнения Шрилы Говинды Махараджа с прайоджана-таттва-ачарьей Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами)

 

Рагхунатх Дас Госвами смело утверждает, что сознание Кришны в его высших проявлениях можно обрести только у лотосоподобных стоп преданного. В высшем смысле под преданным подразумевается Шримати Радхарани, а «находиться у лотосоподобных стоп» значит «выполнять служение».

Рагхунатх Дас Госвами показывает нам, что наша высшая цель и необходимость (прайоджана) — не столько Сам Кришна, сколько Радхарани и Ее служанки. Он также причисляет себя к последователям Шри Рупы. Дас Госвами не проявляет интереса к служению Кришне без наставничества другого, вышестоящего слуги Кришны. Таким образом, его внимание направлено на служение самому главному слуге — Шри Гуру (Радхарани).

Шрила Говинда Махарадж являет живой пример подобного умонастроения. Он целиком и полностью посвятил себя служению лотосоподобным стопам Шрилы Гуру Махараджа, посланника Радхарани (Шри Рупы). Он олицетворяет смысл гимна всех гаудия-вайшнавов, «Шри Рупа-манджари-пада»: служение лотосоподобным стопам Шри Рупы — важнее всего. Это служение – богатство истинных вайшнавов. Оно — их поклонение и бхаджан (мантра, джапа, тапа, врата и пр.). Оно придает смысл их жизни (абхидхея).

Служение Рупе помогает раскрыть свою сиддху — вечную сущность в духовной реальности. Такова уникальная концепция мадхура-расы: полное самозабвение ради малейшей возможности услужить другим. Пятьдесят шесть лет, которые Шрила Говинда Махарадж посвятил безупречному служению, показывают, что наше высшее устремление (прайоджана) — служение Шриле Гуру Махараджу.

Однажды, когда Шрила Говинда Махарадж сопровождал Шрилу Гуру Махараджа в парикраме по Вриндавану, Шрила Гуру Махарадж проверил его преданность, спросив, какое место ему понравилось больше всего (ручи парикша). Шрила Говинда Махарадж назвал Лалита Бхар, место, связанное с Лалитой Сакхи. Шрила Гуру Махарадж одобрил его выбор: «Ты очень удачлив». Это было предпочтением определенного настроения преданности, которое олицетворяет собой Лалита Сакхи. Рупа Госвами описывает и прославляет это настроение в своей «Лалита-аштаке»:

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-
нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м…[1]

Лалита Сакхи не станет мириться даже с малейшим препятствием играм Шри Шри Радхи-Кришны и готова тысячи раз пожертвовать своей жизнью, чтобы его устранить. Ее служению свойственна смелость, уверенность и настойчивость. Она живет только ради Их наслаждения играми. Такова преданность в своем наивысшем проявлении: полная самоотдача — и ничего для себя.

Когда однажды я назвал Шрилу Говинду Махараджа фанатиком Гуру Махараджа, он с радостью принял это как почетный титул. Преданность — это фанатизм в своем чистом виде.

Дас Госвами питался только сывороткой, которую приносили в чаше из листьев, но он отверг даже это, когда узнал, что чаша была из Сакхи-стхали, места, где жила соперница Радхарани, Чандравали.

Шрила Говинда Махарадж испытывает подобное же неприятие к тем, кто неуважительно относится к Шриле Гуру Махараджу. Он не станет поддерживать с ними отношений, даже если от этого будет зависеть его жизнь. Он — бхакти-сундара(-лалита̄) благодаря своему сильному желанию служить (прагалбдха̄м). Находясь в настроении Лалиты Сакхи, он не позволял подниматься к Шриле Шридхару Махарадже тем, кто мог бы побеспокоить его (подобно тому, как Лалита Сакхи не допускает беспокойств высшей сферы лилы). В основе такого сознания Кришны лежит уверенность, что малейшее Их неудобство гораздо серьезнее собственной жизни, помноженной на тысячу раз.

Шрила Сарасвати Тхакур привил своим последователям представление о мире приближенных слуг, оказывающих служение на Радха-кунде, как о высшей сфере, и поставил перед нами цель — неустанно помогать им в служении (пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге)[2], а вечером возвращаться на Говардхан. Упор всегда делался на подчиненном положении (дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам)[3]. Дас Госвами придает концепции дасьям (служения) наивысший смысл: радха-дасьям (служение Радхарани) под руководством Шри Рупы (рупануга).

Нужно также отметить, что Шрила Говинда Махарадж основал Божество Гуру-Гауранга-Радха-Гопинатх (прайоджана-таттва) в Хапании, месте рождения Шрилы Гуру Махараджа, которому он поклоняется как Варшане[4], тогда как Говардхан остается для него желанным местом служения.

Сейчас мы находимся от того мира на расстоянии многих световых лет, но, тем не менее, необходимо иметь о нем представление: эта галактика преданности — наша цель и высшее предназначение. Так можно выявить перспективу (самбандху) и обратиться к тем, кто олицетворяет ту реальность, чтобы посвятить себя служению им.

Шрила Говинда Махарадж обобщил свое представление о Шриле Гуру Махарадже в одном предложении: «Одного его слова достаточно, чтобы мы стали его вечными рабами». Такова преданность Лалиты Сакхи, нашедшая отражение в последователях Шри Рупы и воплощенная среди современных последователей Сарасвати Тхакура в Шриле Бхакти Сундаре Говинде Дев-Госвами Махарадже.

 


[1] Ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-, нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м / уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м, девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми — «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухрида-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

[2] Ма̄тала хариджана кӣртана ран̇ге / пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге — «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур).

[3] Сакхйайа те мама намо ’сту намо ’сту нитйам / дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам — Рагхунатх Дас Госвами говорит: «Сокровенное служение не находится в центре моего внимания. Скорее я предпочитаю фокусироваться на низшем служении. Это служение будет уместным для меня. Если кто-то позовет меня — в более высокое измерение служения, это другой вопрос, но я предпочитаю концентрироваться на дасьям» («Вилапа-кусуманджали», 18).

[4] Место, где живет Шримати Радхарани.

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования