«Удивительные деяния и милость Нитьянанды Прабху». Лекция Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Удивительные деяния и милость Нитьянанды Прабху

 

Детские игры Нитьянанды

Трансцендентное место Экачакра неотлично от Вайкунтхи — там Нитьянанда Прабху родился и явил Свои детские игры. Каждый день с мальчишками, Своими вечными спутниками, Он устраивал игры, связанные с Кришна-лилой или Рама-лилой. Нитьянанда Прабху был постановщиком этих игр, Он раздавал роли. Однажды они разыгрывали Рама-лилу. Нитьянанда Прабху играл роль Лакшмана, брата Рамачандры, и Его должна была «сразить» стрела Индраджита1. Хануман же должен был принести целебную траву, чтобы «излечить» Его. Итак, Нитьянанда был «сражен» стрелой Индраджита — в Него кинули цветком, и Он упал «замертво». Когда Он упал без сознания, всем показалось, что Он действительно умер. Собрались взрослые и стали разузнавать, что произошло, и кто Его ударил. Дети сказали: «Нет, мы Его не били, мы бросили в Него цветком и Он упал». Все были потрясены, не знали, что и делать. Тогда один мальчик произнес: «Помните, перед началом игры Нитьянанда объяснял, как она должна проходить. Он сказал, что “раненный” стрелой Индраджита упадет, и Его смогут “воскресить” травы с горы Мандары». Мальчик указал на кочку, заросшую травой, и сказал, что это гора Мандара. Он попросил доиграть, и тогда, на удивление взрослым, мальчики стали играть, вернувшись к своим ролям. Этот мальчик, игравший роль Ханумана, стал сражаться с другими детьми, принявшими на себя роли демонов. Одолев их, он схватил кусок земли, принес, дал вдохнуть Нитьянанде запах трав и Тот очнулся. Все были удивлены и спрашивали Нитьянанду: «Откуда Ты знаешь все эти трансцендентные лилы?» Он улыбался и отвечал: «Это Мои истории, Я их постановщик». 

 

Трудное решение Хадая Пандита

Нитьянанда Прабху до тринадцати лет жил в Экачакре. Однако пришло время, когда один санньяси, странствующий монах, остановился на несколько дней у Хадая Пандита, отца Нитая. Хадай Пандит был очень счастлив служить паломнику, увидев в нем чистого преданного Кришны. Они день и ночь беседовали на духовные темы.

Когда странник собрался уходить, Хадай обратился к нему: «Что я могу пожертвовать тебе?» Санньяси ответил: «В этом мире меня ничто не привлекает. Но при виде твоего трансцендентного Сына, во мне родилось глубокое желание: мог бы ты отпустить Его со мной? За короткое время моего пребывания здесь я привязался к этой трансцендентной Личности и чувствую, что Он станет самым лучшим моим спутником, лучшим проводником в мир бессмертия».

Хадая Пандита шокировала эта просьба. Но он был величайшим преданным, знал, что не мог отказать, хотя и не мог согласиться. Он обратился к своей жене за советом. Та ему ответила: «Я приму любое твое решение». Хадай Пандит долго не мог решиться, но, наконец, сказал этому страннику: «Хорошо. Знаю, что для моего Сына это будет самым лучшим: с такой личностью, как ты, обойти святые места».

 

Нитьянанда Прабху и Господь Баларама — одна Личность

Нитьянанда Прабху родился, явил Свои детские деяния, странствовал по Индии, а затем встретился с Чайтаньей Махапрабху.

Махапрабху именно Нитьянанде поручил распространить сознание Кришны в Бенгалии. И поскольку Нитьянанда Прабху родился в Бенгалии, в деревне Экачакра, недалеко от Навадвип Дхамы (куда Он позже пришел, чтобы встретиться с Махапрабху), Его проповедь произвела на жителей Бенгалии неизгладимое впечатление. Позже появилось много историй, легенд, связанных с Нитьянандой Прабху, но мы придерживаемся того, что написано Кришнадасом Кавираджем в «Чайтанья-чаритамрите» и Вриндаваном Дасом Тхакуром в «Чайтанья Бхагавате».

«Чайтанья-чаритамрита» — великая книга. Первые четырнадцать шлок «Чайтанья-чаритамриты» — фундамент. В некоторых из этих шлок говорится, что та самая Личность, которая является Сваям Бхагаваном, изначальным Господом, есть Кришна Васудев, Кришна Нанда-нандан. Тот самый изначальный Кришна, Кришна Вриндавана, пришел в Кали-югу в одном теле с Радхарани как Чайтанья Махапрабху2. Соответственно, низошел и тот самый Баладева или Халадхара (у Него множество имен), вторая экспансия Господа или Его AlterEgo, Тот, Кто творит все, Источник всей силы. Он Баладева и Он Нитьянанда, Он нисходит как Нитьянанда. 

Баладева распространяет Себя во все: Он становится храмом, алтарем, опахалом. Из Него изошли все души, все вселенные, потому что Он Бала, Сила. Кришна танцует и наслаждается, Баладева олицетворяет Собой принцип творения. Он источник чатур-вьюхи: Прадьюмны, Анируддхи, Санкаршаны и Васудевы, четырех божественных проявлений, которые пребывают в трансцендентном мире3. Из Него исходят все Вишну и творят материальный мир4, но Сам Баладева покоряется Красоте и Любви. Он готов стать обувью для Кришны, землей, по которой Тот будет ступать, Он готов стать сидением для Него… У Баладевы особые функции. Положение Нитьянанды Прабху таково: Он неотличен от Баладевы. Он и есть Баладева, и так же, как Баладева, Он являет Свои деяния. 

 

Милость Нитьянанды Прабху

Нитьянанда Прабху проповедовал сознание Кришны по просьбе Махапрабху, но проповедь Его была: «Бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера-на̄ма»5. Чайтанья Его просил: «Проповедуй славу Харе Кришна мантры», но Нитьянанда сказал: «Ты — Харе Кришна! Ты — Кришна и Радхарани, поэтому Я буду проповедовать Гаурангу!» Он наводнил Бенгалию сознанием Гауранги. Нитьянанда Прабху пел: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера-на̄ма — «Воспевайте славу Гауранги, поклоняйтесь Гауранге!» Его цель жизни была только одна — прославить Гаурангу, и никто не мог избежать Его милости. 

Лекция составлена на основе транскрипций,
сделанных Киртидой Деви Даси
и Анамикой Деви Даси.
Редактор и составитель примечаний:
Традиш дас 


1 Индраджи́т («победитель Индры») — демонический герой «Рамаяны», сын владыки ракшасов и царя Ланки Раваны. Индраджит сыграл большую роль в войне между Господом Рамачандрой и демоном Раваной. Благодаря своим мистическим способностям мог становиться невидимым. Так ему удалось, оставаясь невидимым, смертельно ранить стрелами Рамачандру и Его брата Лакшмана. Однако Их излечил Хануман. В завершение битвы Индраджит был убит Лакшманом.

2 Так, в одном из стихов сказано: ш̣ад̣-аиш́варйаих̣ пӯрн̣о йа иха бхагава̄н са свайам айам̇ / на чаитанйа̄т кр̣ш̣н̣а̄дж джагати пара-таттвам̇ парам иха — «Господь Чайтанья — это Сам Бог, Высшая Личность, исполненная шести совершенств. Он — Абсолютная Истина, и нет истины превыше Его или равной Ему» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.3). Далее говорится: эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇ / ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

3 В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.8) сказано: ма̄йа̄тӣте вйа̄пи-ваикун̣т̣ха-локе / пӯрн̣аиш́варйе ш́рӣ-чатур-вйӯха-мадхйе // рӯпам̇ йасйодбха̄ти сан̇карш̣ан̣а̄кхйам̇ / там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе — «Я припадаю к лотосоподобным стопам Шри Нитьянанды Рамы, который является Санкаршаной в чатур-вьюхе [куда входят Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха]. Он в полной мере обладает всеми совершенствами и пребывает на Вайкунтхе, далеко за пределами материального мира».

4 Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами раскрывает в своих молитвах положение Нитьянанды Прабху (Господа Баладевы) следующим образом: ма̄йа̄-бхарта̄джа̄н̣д̣а-сан̇гха̄ш́райа̄н̇гах̣ / ш́ете са̄кш̣а̄т ка̄ран̣а̄мбходхи-мадхйе // йасйаика̄м̇ш́ах̣ ш́рӣ-пума̄н а̄ди-девас / там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе // йасйа̄м̇ш́а̄м̇ш́ах̣ ш́рӣла-гарбхода-ш́а̄йӣ / йан-на̄бхй-абджам̇ лока-сан̇гха̄та-на̄лам // лока-сраш̣т̣ух̣ сӯтика̄-дха̄ма дха̄тус / там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе // йасйа̄м̇ш́а̄м̇ш́а̄м̇ш́ах̣ пара̄тма̄кхила̄на̄м̇ / пош̣т̣а̄ виш̣н̣ур бха̄ти дугдха̄бдхи-ш́а̄йӣ // кш̣аун̣ӣ-бхарта̄ йат-кала̄ со ’пй анантас / там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе — «Я простираюсь у стоп Шри Нитьянанды Рамы. Его частичное проявление, Каранодакашайи Вишну, возлежащий на водах океана Карана, — это изначальный Пуруша, который повелевает энергией иллюзии и дарует прибежище всем вселенным. Я в почтении склоняюсь к стопам Шри Нитьянанды Рамы, частью полной экспансии которого является Гарбходакашайи Вишну. Из пупка Гарбходакашайи Вишну вырастает лотос, на котором рождается Господь Брахма, творящий вселенную. В стебле этого лотоса покоятся все планеты вселенной. Я простираюсь у стоп Шри Нитьянанды Рамы. Его вторичной экспансией становится Кширодакашайи Вишну, возлежащий в океане молока. Кширодакашайи Вишну — это Сверхдуша всех живых существ, хранитель вселенных. Из Него изошел Шеша-Нага» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.9—11).

5 «Поклоняйтесь Гауранге, прославляйте Гаурангу, воспевайте имя Гауранги!»

← 5 ноября 2011 года. Лекция Шрилы Бхакти Судхир Госвами Махараджа. Москва, Ветошный ·• Архив новостей •· 4 ноября 2011 года. Лекция Шрилы Бхакти Судхир Госвами Махараджа. Москва, Ветошный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования