«Гармоничное положение и неостановимое развитие». Садху Прия Прабху. Вечерняя лекция 5 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 56.94M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Садху Прия Прабху

Гармоничное положение и неостановимое развитие

(5 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Мы приехали на остановку метро, вышли на остановке, и дальше не знали, что мы будем делать. Мы даже не могли выбрать, куда ехать. Затем кто-то сказал: «Поехали в Пушкин». Мы уже тронулись, а потом резко кто-то остановился и сказал: «А где он?» Мы стояли на проезжей части и создали пробку. Преданные, что сказать. Мы не очень хорошо чувствуем этот мир, вписываемся в него. Но, так или иначе, [мы] нашли [дорогу], отыскали. Гурудев однажды сказал, что святая дхама — это природа. Потому что в природе мы можем увидеть гармоническое сочетание, мы видим, что это некая гармоничная система.

#00:02:15#

Видно, что свободная воля всех этих растений, птиц, то есть всех душ, заключенных в эти тела, гораздо более скрыта, чем у людей. Мы видим, что у людей совершенно наоборот. Мы делаем разные выборы, а те живут в своей системе. На примере природы, на примере биосистемы мы видим, что существует некая гармоничная система, где все взаимодействуют в надлежащем порядке, все в природе взаимосвязано. Я встречал нескольких людей, которые мне как-то сказали: «Если убрать людей из картины мира, то все будет в порядке». Но на самом деле можно не согласиться с этим утверждением в том смысле, что люди могут распоряжаться своей свободной волей. А они могут ей распоряжаться не только для того, чтобы совершать глупости, но также для того, чтобы делать правильные вещи.

#00:04:23#

Нам необходимо встроиться в эту систему таким образом, чтобы она была богоцентрической. Мы видим, что все, что затем становится прасадом, сперва исходит из этой системы, затем предлагается, и возвращается обратно, очищая все вокруг как прасад, как милость Бога. И все получают благо. Мы живем в Австралии, и этот храм существует там уже много лет. И случалось, что мы выбрасывали много прасада, за все это время мы выбросили очень много прасада. Когда новый человек присоединяется, ему говорят, когда недоели, ему говорят: «Иди и выбрось куда-нибудь этот прасад». Это как-то не укладывается в голове. Буквально пять минут назад говорили о том, как мы поклоняемся этому, что мы служим прасаду, и тут же говорят: «Иди и выбрось его». Но, так или иначе, можно прийти и к другой идее, что все те насекомые, которые будут перерабатывать этот прасад, все те живые существа также обретут благо от соприкосновения с ним.

#00:06:42#

Любая связь с сознанием Кришны спасает каждого, кто соприкасается с ним. Может быть, она очень мала или тонка по природе, но тем не менее эта связь спасает каждого. Надо заметить, что, когда бы вы ни были каким-то образом связаны с преданными, находясь в их обществе, у вас всегда есть возможность вовлечься в хари-катху, в обсуждение вещей, связанных с духовным. Даже в этом есть некоторое внутреннее задание. Отправляясь в какую-то другую часть света, в другую местность, буквально сменяя картинку, мы сможем ощутить: нужно постараться найти присутствие Божественного, божественную руку Кришны за этим. На самом деле такое внутреннее осознание — это индикатор, насколько мы сильно привязаны, насколько мы сильно воспринимаем сознание Кришны.

#00:09:13#

И, кроме того, это возможность пообщаться с преданными без галстуков, то есть в нормальной обстановке, не в обстановке храма, не тогда, когда мы практикуем садхана-бхакти. Гурудев рассказывал, как ювелиры изготавливают драгоценные камни. Они извлекают из земли породу, некий не ограненный камень, и постепенно ограняют его и делают его пригодным для того, чтобы инкрустировать ювелирное изделие. Есть еще такой метод, который используют ювелиры для того, чтобы очистить эти камни. Они помещают их вместе и начинают их перемешивать ложкой. Специальной ложкой они мешают так, что камни трутся друг о друга, отсекая ненужные грани, какие-то потертости, остатки породы, и тем самым они уже обтесывают друг друга.

#00:11:24#

Жизнь с преданными такова, что [в общении] отваливаются ненужные «оболочки»: мы помогаем им, они помогают нам. Иногда это бывает сложно перенести, болезненно. Иногда более здоровое состояние — быть с преданными в более неформальной обстановке, чем когда мы находимся в этой «машине» [храмовой жизни], где грани перемалываются, где грани стираются. С одной стороны, у нас есть садхана-бхакти. Но, с другой стороны, Шрила Рупа Госвами говорит о том, что между преданными бывают шесть видов взаимоотношений: получать подарки и отдавать подарки; делиться сокровенным — что у человека на сердце, он делится этим с другим преданным, а тот делится с ним; и, конечно же, угощение прасадом и принятие прасада[1]. Я знаю, что сегодня экадаши, что все хотят есть. Не переживайте, речь наша не затянется.

#00:13:41#

Когда мне хочется поделиться чем-то внутренним, сокровенным, при этом удобнее это делать там, где умиротворенная атмосфера, где ничто внешнее не мешает поделиться чем-то с ближним. Поэтому, какие бы возможности ни предоставлял нам этот мир, какие бы ситуации у нас ни складывались, нужно учиться извлекать из всех ситуаций, всех обстоятельств позитивные вещи для нашей практической жизни. Даже если что-то случается в нашей жизни, грубо говоря, материальное, и оно при этом создает нам невероятные беспокойства, или мы не можем с этим что-то сделать, то, так или иначе, это само подталкивает нас к тому, чтобы мы оставили это в надлежащий срок и полностью отстранились от этого. У всех вещей есть позитивные стороны. Шрила Гуру Махарадж говорил о позитивном и прогрессивном бессмертии. Это другое название «Шри Шри Прапанна-дживанамритам».

#00:15:48#

Он говорил об альтернативном, о прогрессивном и позитивном бессмертии. Прогрессивное означает, что постоянно происходят все новые и новые превращения, новые вещи, то есть развитие никогда не останавливается. Опыт нашего существования не сошелся на бренном материальном бытии. Гораздо более позитивный опыт мы можем получить от соприкосновения с духовными вещами. Если мы сможем найти во всех сторонах нашей жизни позитивные прогрессивные вещи, которые мы можем применить, извлечь для нашей собственной пользы, то естественным образом мы будем продвигаться по пути сознания Кришны. Но, конечно, надо договориться, что это достаточно философское утверждение, и не так-то просто применить его на практике в своей жизни.

#00:18:04#

Но, так или иначе, когда бы Кришна ни ставил нас перед дилеммой, перед некой проблемой или тяжелой ситуацией, также в это же самое время приходят некие откровения или, если хотите, некоторые возможности для извлечения позитивного и прогрессивного опыта. К нам приходит понимание о том, каким образом разрешить сложившуюся проблему. Можно сказать так: Кришна принимает заботу, Он заботится сам лично о Своем преданном. Конечно, мы не можем назвать себя подлинными преданными. Скорее, мы стремящиеся, практикующие. Но очень интересный момент есть в «Чайтанья-чаритамрите», и Шрила Гурудев обращал на него наше внимание. Когда Махапрабху говорил о разных уровнях преданных, о продвинутых преданных, о практикующих преданных среднего звена, а также о начинающих преданных, Он говорил о том, что тот, кто хотя бы единожды произнес: «Кришна», — его уже следует рассматривать как преданного. С этого все начинается. С этого шага начинается долгий путь в сознании Кришны.

#00:21:30#

Продолжим наш разговор. Наверное, уже время прасада подходит, поэтому мысли куда-то уходят туда.

#00:22:39#

Так или иначе, в «Чайтанья-чаритамрите» подчеркивается этот момент: если человек хотя бы единожды произнес имя Кришны, то ему уже следует оказывать почтение, как тому, кто начал свой путь преданности. Может быть, это не вопрос совсем начинающего, но когда кто-то становится преданным, то Кришна принимает на Себя ответственность за все те вещи, которые происходят в нашей жизни. С какой-то стороны мы можем рассматривать, что все то, что происходит в нашей жизни, тем или иным образом было послано нам Кришной. Что хочет Кришна для Своих преданных? Он хочет духовных событий, чтобы через разные ситуации, складывающиеся в нашей жизни, мы могли обрести правильное понимание, духовный опыт.

#00:24:12#

Поэтому, возможно, мы рассматриваем вещи с нашей материальной точки зрения. Но преданные и их окружение, они рассматривают все в соприкосновении с духовным, с духовной точки зрения. На самом деле, все то, что нам необходимо, находится в нашем окружении. Мы можем расти в одном сообществе, мы растем благодаря опыту соприкосновения с преданными и таким образом постепенно прогрессируем. Иногда Гурудев хотел что-то сказать или показать какому-то преданному, и мгновенно тот преданный понимал это. Он говорил: «О, ты понял». Затем приходит следующий урок, следующий уровень. После следующий уровень и последующий. Повышение уровня происходит вечно. В безграничном всегда есть новый уровень. Это всегда новый опыт, свежая мысль, свежая вещь, которую мы можем ощутить.

#00:26:30#

Когда мы достигаем высочайшего уровня, духовная энергия отбирает у нас это знание, и мы начинаем снова. Гурудев как-то сказал, что преданные всегда либо полны надежды, либо лишены ее, безнадежны. Иногда ты вдохновлен, полон надежд, видишь много позитива перед собой. Но в следующий момент ты понимаешь, что тебе этого не обрести даже за миллионы рождений, и это тебя приводит в ступор. Но не нужно упускать из виду, что это некая игра, некий розыгрыш, ролевая игра. Сладостная [игра].

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти, гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхатӣ / бхун̇кте бходжайате чаива, ш̣ад̣-видхам̇ прӣти-лакш̣ан̣ам — «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 4).




←  Приветствие гостей. Шрила Б. С. Госвами Махарадж, Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж, госпожа Радхика Локеш. 4 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Нас интересует мнение вайшнава, а не мнение людей этого мира». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 1 января 2008 года. Москва, Кисельный | “We are interested in the opinion of Vaishnava, and not the people of this world.” Srila B. S. Goswami Maharaj. January 1, 2008. Moscow, Kiselny  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 83.8 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Садху Прия Прабху

Гармоничное положение и неостановимое развитие

(5 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Мы приехали на остановку метро, вышли на остановке, и дальше не знали, что мы будем делать. Мы даже не могли выбрать, куда ехать. Затем кто-то сказал: «Поехали в Пушкин». Мы уже тронулись, а потом резко кто-то остановился и сказал: «А где он?» Мы стояли на проезжей части и создали пробку. Преданные, что сказать. Мы не очень хорошо чувствуем этот мир, вписываемся в него. Но, так или иначе, [мы] нашли [дорогу], отыскали. Гурудев однажды сказал, что святая дхама — это природа. Потому что в природе мы можем увидеть гармоническое сочетание, мы видим, что это некая гармоничная система.

#00:02:15#

Видно, что свободная воля всех этих растений, птиц, то есть всех душ, заключенных в эти тела, гораздо более скрыта, чем у людей. Мы видим, что у людей совершенно наоборот. Мы делаем разные выборы, а те живут в своей системе. На примере природы, на примере биосистемы мы видим, что существует некая гармоничная система, где все взаимодействуют в надлежащем порядке, все в природе взаимосвязано. Я встречал нескольких людей, которые мне как-то сказали: «Если убрать людей из картины мира, то все будет в порядке». Но на самом деле можно не согласиться с этим утверждением в том смысле, что люди могут распоряжаться своей свободной волей. А они могут ей распоряжаться не только для того, чтобы совершать глупости, но также для того, чтобы делать правильные вещи.

#00:04:23#

Нам необходимо встроиться в эту систему таким образом, чтобы она была богоцентрической. Мы видим, что все, что затем становится прасадом, сперва исходит из этой системы, затем предлагается, и возвращается обратно, очищая все вокруг как прасад, как милость Бога. И все получают благо. Мы живем в Австралии, и этот храм существует там уже много лет. И случалось, что мы выбрасывали много прасада, за все это время мы выбросили очень много прасада. Когда новый человек присоединяется, ему говорят, когда недоели, ему говорят: «Иди и выбрось куда-нибудь этот прасад». Это как-то не укладывается в голове. Буквально пять минут назад говорили о том, как мы поклоняемся этому, что мы служим прасаду, и тут же говорят: «Иди и выбрось его». Но, так или иначе, можно прийти и к другой идее, что все те насекомые, которые будут перерабатывать этот прасад, все те живые существа также обретут благо от соприкосновения с ним.

#00:06:42#

Любая связь с сознанием Кришны спасает каждого, кто соприкасается с ним. Может быть, она очень мала или тонка по природе, но тем не менее эта связь спасает каждого. Надо заметить, что, когда бы вы ни были каким-то образом связаны с преданными, находясь в их обществе, у вас всегда есть возможность вовлечься в хари-катху, в обсуждение вещей, связанных с духовным. Даже в этом есть некоторое внутреннее задание. Отправляясь в какую-то другую часть света, в другую местность, буквально сменяя картинку, мы сможем ощутить: нужно постараться найти присутствие Божественного, божественную руку Кришны за этим. На самом деле такое внутреннее осознание — это индикатор, насколько мы сильно привязаны, насколько мы сильно воспринимаем сознание Кришны.

#00:09:13#

И, кроме того, это возможность пообщаться с преданными без галстуков, то есть в нормальной обстановке, не в обстановке храма, не тогда, когда мы практикуем садхана-бхакти. Гурудев рассказывал, как ювелиры изготавливают драгоценные камни. Они извлекают из земли породу, некий не ограненный камень, и постепенно ограняют его и делают его пригодным для того, чтобы инкрустировать ювелирное изделие. Есть еще такой метод, который используют ювелиры для того, чтобы очистить эти камни. Они помещают их вместе и начинают их перемешивать ложкой. Специальной ложкой они мешают так, что камни трутся друг о друга, отсекая ненужные грани, какие-то потертости, остатки породы, и тем самым они уже обтесывают друг друга.

#00:11:24#

Жизнь с преданными такова, что [в общении] отваливаются ненужные «оболочки»: мы помогаем им, они помогают нам. Иногда это бывает сложно перенести, болезненно. Иногда более здоровое состояние — быть с преданными в более неформальной обстановке, чем когда мы находимся в этой «машине» [храмовой жизни], где грани перемалываются, где грани стираются. С одной стороны, у нас есть садхана-бхакти. Но, с другой стороны, Шрила Рупа Госвами говорит о том, что между преданными бывают шесть видов взаимоотношений: получать подарки и отдавать подарки; делиться сокровенным — что у человека на сердце, он делится этим с другим преданным, а тот делится с ним; и, конечно же, угощение прасадом и принятие прасада[1]. Я знаю, что сегодня экадаши, что все хотят есть. Не переживайте, речь наша не затянется.

#00:13:41#

Когда мне хочется поделиться чем-то внутренним, сокровенным, при этом удобнее это делать там, где умиротворенная атмосфера, где ничто внешнее не мешает поделиться чем-то с ближним. Поэтому, какие бы возможности ни предоставлял нам этот мир, какие бы ситуации у нас ни складывались, нужно учиться извлекать из всех ситуаций, всех обстоятельств позитивные вещи для нашей практической жизни. Даже если что-то случается в нашей жизни, грубо говоря, материальное, и оно при этом создает нам невероятные беспокойства, или мы не можем с этим что-то сделать, то, так или иначе, это само подталкивает нас к тому, чтобы мы оставили это в надлежащий срок и полностью отстранились от этого. У всех вещей есть позитивные стороны. Шрила Гуру Махарадж говорил о позитивном и прогрессивном бессмертии. Это другое название «Шри Шри Прапанна-дживанамритам».

#00:15:48#

Он говорил об альтернативном, о прогрессивном и позитивном бессмертии. Прогрессивное означает, что постоянно происходят все новые и новые превращения, новые вещи, то есть развитие никогда не останавливается. Опыт нашего существования не сошелся на бренном материальном бытии. Гораздо более позитивный опыт мы можем получить от соприкосновения с духовными вещами. Если мы сможем найти во всех сторонах нашей жизни позитивные прогрессивные вещи, которые мы можем применить, извлечь для нашей собственной пользы, то естественным образом мы будем продвигаться по пути сознания Кришны. Но, конечно, надо договориться, что это достаточно философское утверждение, и не так-то просто применить его на практике в своей жизни.

#00:18:04#

Но, так или иначе, когда бы Кришна ни ставил нас перед дилеммой, перед некой проблемой или тяжелой ситуацией, также в это же самое время приходят некие откровения или, если хотите, некоторые возможности для извлечения позитивного и прогрессивного опыта. К нам приходит понимание о том, каким образом разрешить сложившуюся проблему. Можно сказать так: Кришна принимает заботу, Он заботится сам лично о Своем преданном. Конечно, мы не можем назвать себя подлинными преданными. Скорее, мы стремящиеся, практикующие. Но очень интересный момент есть в «Чайтанья-чаритамрите», и Шрила Гурудев обращал на него наше внимание. Когда Махапрабху говорил о разных уровнях преданных, о продвинутых преданных, о практикующих преданных среднего звена, а также о начинающих преданных, Он говорил о том, что тот, кто хотя бы единожды произнес: «Кришна», — его уже следует рассматривать как преданного. С этого все начинается. С этого шага начинается долгий путь в сознании Кришны.

#00:21:30#

Продолжим наш разговор. Наверное, уже время прасада подходит, поэтому мысли куда-то уходят туда.

#00:22:39#

Так или иначе, в «Чайтанья-чаритамрите» подчеркивается этот момент: если человек хотя бы единожды произнес имя Кришны, то ему уже следует оказывать почтение, как тому, кто начал свой путь преданности. Может быть, это не вопрос совсем начинающего, но когда кто-то становится преданным, то Кришна принимает на Себя ответственность за все те вещи, которые происходят в нашей жизни. С какой-то стороны мы можем рассматривать, что все то, что происходит в нашей жизни, тем или иным образом было послано нам Кришной. Что хочет Кришна для Своих преданных? Он хочет духовных событий, чтобы через разные ситуации, складывающиеся в нашей жизни, мы могли обрести правильное понимание, духовный опыт.

#00:24:12#

Поэтому, возможно, мы рассматриваем вещи с нашей материальной точки зрения. Но преданные и их окружение, они рассматривают все в соприкосновении с духовным, с духовной точки зрения. На самом деле, все то, что нам необходимо, находится в нашем окружении. Мы можем расти в одном сообществе, мы растем благодаря опыту соприкосновения с преданными и таким образом постепенно прогрессируем. Иногда Гурудев хотел что-то сказать или показать какому-то преданному, и мгновенно тот преданный понимал это. Он говорил: «О, ты понял». Затем приходит следующий урок, следующий уровень. После следующий уровень и последующий. Повышение уровня происходит вечно. В безграничном всегда есть новый уровень. Это всегда новый опыт, свежая мысль, свежая вещь, которую мы можем ощутить.

#00:26:30#

Когда мы достигаем высочайшего уровня, духовная энергия отбирает у нас это знание, и мы начинаем снова. Гурудев как-то сказал, что преданные всегда либо полны надежды, либо лишены ее, безнадежны. Иногда ты вдохновлен, полон надежд, видишь много позитива перед собой. Но в следующий момент ты понимаешь, что тебе этого не обрести даже за миллионы рождений, и это тебя приводит в ступор. Но не нужно упускать из виду, что это некая игра, некий розыгрыш, ролевая игра. Сладостная [игра].

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти, гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхатӣ / бхун̇кте бходжайате чаива, ш̣ад̣-видхам̇ прӣти-лакш̣ан̣ам — «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 4).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования