«Соприкоснуться с абсолютным знанием». Даршан Шрилы Шридхара Махараджа из цикла «Мгновения Прекрасной Реальности». МПР 6.5. Навадвип Дхам, Индия, 1982 год


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 29.0 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Соприкоснуться с абсолютным знанием

(«Мгновения Прекрасной Реальности», часть 6.5)

(1982 год, Навадвип Дхам, Индия)

 

Ученик: Махарадж, похоже, это признак Кали-юги: кроме Гаудия Матха, другие религиозные сообщества ограничивают своего Гуру вапу [его поступками] и вани [его наставлениями], имеют ограниченное представление о природе Гуру.

#00:00:45#

Шрила Шридхар Махарадж: Объект поклонения не в этом. У гунды тоже есть Гуру. Бхагавад-гита говорит: …йо йач чхраддхах̣ са эва сах̣1. У поклонников многих богов также есть шраддха. Необходимо анализировать саму шраддху: какого она рода? Соответствующие Гуру, соответствующие шастры есть повсюду.

#00:01:26#

[санскрит]

#00:01:49#

Осквернение. Кто мы? Какова наша подлинная необходимость? Это следует понять. Я это тело или я этот тонкий ум? Или я эта душа, часть Брахма-локи? Столь много различных уровней понимания.

#00:02:32#

[санскрит]

[цитируются три стиха один за другим — по всей видимости, из песни Шрилы Бхактивинода Тхакура]

#00:03:23#

С помощью Гуру и нашей шраддхи мы должны отвергнуть столь многие соблазнительные предложения, приходящие отовсюду. Это истина, это истина. Это выражение означает, что они приходят, чтобы продать нам что-то. «Ты хочешь этого». Столь многие продавцы будут приходить к нам и прославлять свой товар. С помощью веры мы должны отвергнуть это. Сукрити и шраддха помогут нам отвергнуть все внешние потребности нашего бытия. И внутренняя душа признает: «Я хочу этого».

#00:04:25#

Для того, кто способен понять, какова цель, и какова природа того, что не является целью, это само начало, само основание Гаудия Матха. «Это не то, это не то, это не то»: нети-нети-нети. «Не то и не то». Таким образом. Вера в Кришну, вера в сознание Кришны — это отвержение, прежде всего, бхукти-мукти и видхи-бхакти2. Отвержение всех видов склонности к эксплуатации и отречению. А затем — служение с трепетом, в благоговении. Только рага-бхакти естественна, лишена искусственности. Мы стремимся к этому. Махапрабху пришел, чтобы дать это, и «Шримад-Бхагаватам» рекомендует это. Мы должны понять, какова наша внутренняя суть.

#00:06:04#

Это возможно на каждом уровне. Чужеродное знание не есть знание. В «Бхагаватам», в «Нарада-Госвами-упадеше», говорится об этом.

Гаура Харибол!

#00:06:59#

[санскрит]

Неопределенное положение: иногда одна сторона, иногда другая. Столь многие течения уносят меня в разные стороны. Мы должны иметь некую подлинную точку отсчета. Таково подлинное богатство. Иначе любой придет и, схватив меня за ухо, отведет в каком-либо направлении. Однако когда мы «стоим на земле», мы будем знать, что есть что, и это будет прочным основанием. Отвержение различных видов эксплуатации, отречения, а затем — видхи-бхакти.

#00:08:27#

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чинна̄виччинна-картрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моханта-дха̄три
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄-ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхактисиддха̄нта-ва̄нӣ
3

Бхактисиддха̄нта-ва̄нӣ обладает определенным положением. Бхактивинод Тхакур говорит: «Столь многие ачарьи приходят со своими предложениями, чтобы убедить нас и сделать своими учениками. Патанджали, Будда, Джаймини, Капила — столь многие. Я не стану их жертвой». В противном случае каждый сможет прийти и пленить меня. Каждый сможет прийти и увести меня в сторону, поэтому я должен иметь некое основание, некое прочное положение. Это ценно.

#00:10:03#

Столь многие пандиты подписали утверждение о том, что Шива занимает высочайшее положение. Была такая история. Министр сказал: «Многие дали свои подписи. Мы видим утверждение о том, какое положение занимает Господь, однако если [у нас] будет подпись Рамануджи, тогда мы сможем принять это утверждение о верховном положении Шивы». Абсолютная характеристика знания возможна. Мы должны признать это. Чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣4… Знание этого качества возможно. Бхидйате хр̣дайа-грантхиш́ чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣… Абсолютное знание можно обрести. Мы должны понять это. Это возможно: прийти и соприкоснуться с абсолютным знанием. Чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣… Такое знание есть, и оно способно явить ложность всех иных заключений и мнений.

Переводчик: Муралишвар Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Какова вера — таков и человек». Господь Кришна говорит в этом стихе Своему другу Арджуне: саттва̄нурӯпа̄ сарвасйа, ш́раддха̄ бхавати бха̄рата / ш́раддха̄майо ’йам̇ пуруш̣о, йо йач чхраддхах̣ са эва сах̣ — «Бхарата! Глубина постижения истины человеком определяет его тип веры. Вера — основа бытия каждого, какова вера — таков и человек» (Бхагавад-гита, 17.3).

2 Бхукти — стремление к эксплуатации, наслаждениям; мукти — стремление к освобождению, растворению в безличном Брахмане; видхи-бхакти — процесс преданного служения, регулируемый правилами и предписаниями.

3 Пранама-мантра Шрилы Шридхара Махараджа, в которой он раскрывает положение и значение деяний Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, своего духовного учителя: «Своим первым шагом он разнес вдребезги вселенную эксплуатации, вторым — сокрушил рассуждения о спасении и освобождении, сделав третий шаг — прикосновением божественной любви (ра̄га̄-ма̄рги), — он облегчил видхи-бхакти. Приподняв нас над Вайкунтхой, он показал вершины поклонения Радха-Говинде. С нежностью Вриндавана в сердце и суровостью воителя в облике, он опустошал вселенную, сражаясь со всеми и каждым. Выступив в одиночку против целого мира, он не оставил камня на камне — такой была его личность. Вторым его проявлением стала полная победа над горделивыми учеными-мыслителями и докторами от всевозможных школ. В третьих — он свел к малому пышное поклонение Нараяне и утвердил служение Радха-Говинде как наивысшее. Он стал причиной нисхождения в этот мир божественной любви — служения Радха-Говинде, заявив, что потоки божественной любви, изливаемые сердцем, есть все и вся. Это рассказ о настоящем Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре Прабхупаде. Пусть его восхитительные наставления, бхактисиддха̄нта-ва̄нӣ, продолжают свой вечный танец в на­ших сердцах».

4 «Вдребезги разбиваются все сомнения». Стих полностью: бхидйате хр̣дайа-грантхиш́, чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣ / кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и, др̣ш̣т̣а эва̄тманӣш́варе — «Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является душа» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.21).

← «Все возможно по милости Гуру.» Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа, прочитанная в Санкт-Петербурге. 10 декабря 2008 года. ·• Архив новостей •· Репортаж из сухумского центра ШЧСМ →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования