«О привязанности». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2 февраля 2010 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP4, 33.72M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

О привязанности

(2 февраля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Хотелось бы узнать из ваших уст (понимаю, что мы в конце все равно не поймем) о привязанности и непривязанности, о границе [между этими двумя явлениями]. Я понимаю, что нужно идти вперед, и [представление] будет меняться, я это понимаю, и чем глубже, тем дальше. Но просто, чтобы [понять,] от чего отталкиваться и понимать. Говорят, что мы не должны привязываться [к происходящему], а как понять, где граница — привязанность это или просто принятие?

#00:01:13#

Шрила Госвами Махарадж: Нам говорят, что этот мир является искаженным отражением духовного.

#00:01:30#

Это означает, что если существует привязанность в мире реальности, то в этом мире она проявляется как искаженная или извращенная привязанность.

#00:02:11#

В одном месте (быть может, в одном из комментариев в Гите) Шрила Прабхупада говорил о том, что изначальная способность души любить в этом мире преобразуется (или извращается) в склонность испытывать вожделение или привязанность к материи.

#00:02:31#

Поэтому существует духовная версия привязанности. И это несет благо, это нечто благоприятное.

#00:02:52#

Материальная привязанность основана на ложных представлениях о себе. Привязанность этого мира основана на ложном представлении о том, что через потребление, контроль, власть над предметами окружающего мира мы обретем полноту [бытия]. И таким образом мы стремимся контролировать или обладать тем, что ниже нас по своей природе.

#00:03:36#

на те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи виш̣н̣ум̇,
дура̄ш́айа̄…
дура̄ш́айа̄йе бахир-артха-ма̄нинах̣…[1]

Нам кажется, что мы обретем полноту жизни, чувство исполненности в том, что является лишь оболочкой, а не в сути, в духовном содержании.

#00:04:23#

Поэтому лекарство от материальной привязанности — это привязанность духовная.

#00:04:59#

Однажды к Гуру Махараджу приехало множество последователей, учеников с Запада. Было какое-то событие, и по этому поводу их попросили рассказать коротко о том, что они сумели оценить, что им более всего нравится в этих идеях. Одна женщина сказала в своем выступлении о том, что здесь нам предлагают возможность вступить в семейную жизнь с Богом. То есть речь идет о близких, интимных в высоком смысле этого слова семейных отношениях с самим Божественным, с самим Богом.

#00:05:51#

Привязанности низшего порядка, привязанности низшего рода обычно направлены на объекты, которые мы считаем своими: «я» и «мое».

#00:06:37#

Есть определенный этап развития, свойственный почти всем детям, когда они, будучи еще совсем маленькими, учатся одному из первых слов: «мое». И тогда по отношению ко всему, что бы они ни нашли, всему, что бы они ни увидели, они говорят: «Мое, мое, мое». Словарный запас еще очень ограничен, но слово «мое» они знают твердо.

#00:07:13#

Зачастую подобные признания: «мое, мое» — шокируют окружающих и ставят в неудобное положение родителей, поскольку дети выражают свои склонности очень открытым, явным образом.

#00:07:48#

Понятия «я», «мое» и все, что связано с этим, — расширенная версия эгоизма. «Я», «мое тело», «мои родные», «моя страна», «моя земля», «моя планета» — Гуру Махарадж называл все это различными вариантами расширенного эгоизма.

#00:08:24#

И далее он сказал удивительную вещь: «Мы сможем стать на самом деле подлинными эгоистами, если мы поймем, что такое наше настоящее эго, настоящее „я“».

#00:08:45#

Поэтому часть духовного самопознания — это познать, каково мое «я». Кто я такой?

#00:08:56#

индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур,
индрийебхйах̣ парам̇ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир,
буддхер йах̣ паратас ту сах̣[2]

Мир души находится за пределами мира объектов чувств, чувств, ума, разума и даже эго.

#00:09:23#

И некоторые люди заявляют: «Достигая этого уровня, ты освобождаешься от всех привязанностей».

#00:09:33#

Это только половина истории. Одна половина — именно свобода от извращенных привязанностей. Но может присутствовать готовность к тому, чтобы вступить в мир настоящей привязанности и настоящего эгоизма.

#00:10:21#

В духовном мире преданные готовы пожертвовать собой в огромной степени, вплоть до полного самозабвения, поскольку они испытывают огромную привязанность к Кришне.

#00:11:10#

И на примере детей мы видим, что если какая-то вещь очень важна для ребенка, если он не может жить без какого-то предмета, будь это какая-то игрушка, не важно (мягкая игрушка или еще что-то), ребенок просто одержим этой игрушкой, этот предмет должен всегда быть рядом с ним, он всегда думает об этом, он всегда говорит только об этом, но проходит какое-то время, и три года спустя мы видим, что этот же самый предмет уже заброшен, находится в ящике на дальней полке — никому не нужный.

#00:11:58#

Мы должны признать, что сам этот принцип должен иметь свое соответствие или свой прообраз в духовном мире — с той разницей, что в духовном мире привязанность должна быть чем-то вечным, динамичным, вечно развивающимся.

#00:12:36#

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Соприкасаясь с высшим вкусом, естественным образом живое существо освобождается от низших привязанностей»[3].

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Валентина Крылова



1  На те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи виш̣н̣ум̇, дура̄ш́айа̄ йе бахир-артха-ма̄нинах̣ / андха̄ йатха̄ндхаир упанӣйама̄на̄с, те ’пӣш́а-тантрйа̄м уру-да̄мни баддха̄х̣ — «Люди, поглощенные мыслями о мирских наслаждениях, избирают себе лидера или гуру из числа таких же слепцов, как они сами, — слепцов, которые привязаны к внешним объектам, доступным для материальных чувств. Такие люди не способны понять, что цель жизни одна: вернуться домой, к Господу Вишну, и посвятить себя служению Ему. Как слепой, идущий за другим слепым, сбивается с пути и падает в яму, так и материалистичные люди, избравшие своим лидером еще одного материалиста, запутываются в необычайно прочных веревках кармической деятельности и погружаются в бездонную пучину материального бытия, где их снова и снова преследуют тройственные страдания» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.31).

2  «Мудрецы провозгласили, что чувства выше безжизненных объектов, ум выше чувств, а непоколебимый разум выше ума. А то, что выше такого разума, — сама душа» (Шримад Бхагавад-гита, 3.42).

3  Виш̣айа̄ винивартанте нира̄ха̄расйа дехинах̣ / раса-варджам̇ расо ’пй асйа парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартате — «Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании» (Бхагавад-гита, 2.59).




←  «Оставь карму». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 11 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Уход Шрипада Дамодара Махараджа. Октябрь 2012 года  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 45.7 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

О привязанности

(2 февраля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Хотелось бы узнать из ваших уст (понимаю, что мы в конце все равно не поймем) о привязанности и непривязанности, о границе [между этими двумя явлениями]. Я понимаю, что нужно идти вперед, и [представление] будет меняться, я это понимаю, и чем глубже, тем дальше. Но просто, чтобы [понять,] от чего отталкиваться и понимать. Говорят, что мы не должны привязываться [к происходящему], а как понять, где граница — привязанность это или просто принятие?

#00:01:13#

Шрила Госвами Махарадж: Нам говорят, что этот мир является искаженным отражением духовного.

#00:01:30#

Это означает, что если существует привязанность в мире реальности, то в этом мире она проявляется как искаженная или извращенная привязанность.

#00:02:11#

В одном месте (быть может, в одном из комментариев в Гите) Шрила Прабхупада говорил о том, что изначальная способность души любить в этом мире преобразуется (или извращается) в склонность испытывать вожделение или привязанность к материи.

#00:02:31#

Поэтому существует духовная версия привязанности. И это несет благо, это нечто благоприятное.

#00:02:52#

Материальная привязанность основана на ложных представлениях о себе. Привязанность этого мира основана на ложном представлении о том, что через потребление, контроль, власть над предметами окружающего мира мы обретем полноту [бытия]. И таким образом мы стремимся контролировать или обладать тем, что ниже нас по своей природе.

#00:03:36#

на те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи виш̣н̣ум̇,
дура̄ш́айа̄…
дура̄ш́айа̄йе бахир-артха-ма̄нинах̣…[1]

Нам кажется, что мы обретем полноту жизни, чувство исполненности в том, что является лишь оболочкой, а не в сути, в духовном содержании.

#00:04:23#

Поэтому лекарство от материальной привязанности — это привязанность духовная.

#00:04:59#

Однажды к Гуру Махараджу приехало множество последователей, учеников с Запада. Было какое-то событие, и по этому поводу их попросили рассказать коротко о том, что они сумели оценить, что им более всего нравится в этих идеях. Одна женщина сказала в своем выступлении о том, что здесь нам предлагают возможность вступить в семейную жизнь с Богом. То есть речь идет о близких, интимных в высоком смысле этого слова семейных отношениях с самим Божественным, с самим Богом.

#00:05:51#

Привязанности низшего порядка, привязанности низшего рода обычно направлены на объекты, которые мы считаем своими: «я» и «мое».

#00:06:37#

Есть определенный этап развития, свойственный почти всем детям, когда они, будучи еще совсем маленькими, учатся одному из первых слов: «мое». И тогда по отношению ко всему, что бы они ни нашли, всему, что бы они ни увидели, они говорят: «Мое, мое, мое». Словарный запас еще очень ограничен, но слово «мое» они знают твердо.

#00:07:13#

Зачастую подобные признания: «мое, мое» — шокируют окружающих и ставят в неудобное положение родителей, поскольку дети выражают свои склонности очень открытым, явным образом.

#00:07:48#

Понятия «я», «мое» и все, что связано с этим, — расширенная версия эгоизма. «Я», «мое тело», «мои родные», «моя страна», «моя земля», «моя планета» — Гуру Махарадж называл все это различными вариантами расширенного эгоизма.

#00:08:24#

И далее он сказал удивительную вещь: «Мы сможем стать на самом деле подлинными эгоистами, если мы поймем, что такое наше настоящее эго, настоящее „я“».

#00:08:45#

Поэтому часть духовного самопознания — это познать, каково мое «я». Кто я такой?

#00:08:56#

индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур,
индрийебхйах̣ парам̇ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир,
буддхер йах̣ паратас ту сах̣[2]

Мир души находится за пределами мира объектов чувств, чувств, ума, разума и даже эго.

#00:09:23#

И некоторые люди заявляют: «Достигая этого уровня, ты освобождаешься от всех привязанностей».

#00:09:33#

Это только половина истории. Одна половина — именно свобода от извращенных привязанностей. Но может присутствовать готовность к тому, чтобы вступить в мир настоящей привязанности и настоящего эгоизма.

#00:10:21#

В духовном мире преданные готовы пожертвовать собой в огромной степени, вплоть до полного самозабвения, поскольку они испытывают огромную привязанность к Кришне.

#00:11:10#

И на примере детей мы видим, что если какая-то вещь очень важна для ребенка, если он не может жить без какого-то предмета, будь это какая-то игрушка, не важно (мягкая игрушка или еще что-то), ребенок просто одержим этой игрушкой, этот предмет должен всегда быть рядом с ним, он всегда думает об этом, он всегда говорит только об этом, но проходит какое-то время, и три года спустя мы видим, что этот же самый предмет уже заброшен, находится в ящике на дальней полке — никому не нужный.

#00:11:58#

Мы должны признать, что сам этот принцип должен иметь свое соответствие или свой прообраз в духовном мире — с той разницей, что в духовном мире привязанность должна быть чем-то вечным, динамичным, вечно развивающимся.

#00:12:36#

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Соприкасаясь с высшим вкусом, естественным образом живое существо освобождается от низших привязанностей»[3].

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Валентина Крылова



[1] На те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи виш̣н̣ум̇, дура̄ш́айа̄ йе бахир-артха-ма̄нинах̣ / андха̄ йатха̄ндхаир упанӣйама̄на̄с, те ’пӣш́а-тантрйа̄м уру-да̄мни баддха̄х̣ — «Люди, поглощенные мыслями о мирских наслаждениях, избирают себе лидера или гуру из числа таких же слепцов, как они сами, — слепцов, которые привязаны к внешним объектам, доступным для материальных чувств. Такие люди не способны понять, что цель жизни одна: вернуться домой, к Господу Вишну, и посвятить себя служению Ему. Как слепой, идущий за другим слепым, сбивается с пути и падает в яму, так и материалистичные люди, избравшие своим лидером еще одного материалиста, запутываются в необычайно прочных веревках кармической деятельности и погружаются в бездонную пучину материального бытия, где их снова и снова преследуют тройственные страдания» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.31).

[2] «Мудрецы провозгласили, что чувства выше безжизненных объектов, ум выше чувств, а непоколебимый разум выше ума. А то, что выше такого разума, — сама душа» (Шримад Бхагавад-гита, 3.42).

[3] Виш̣айа̄ винивартанте нира̄ха̄расйа дехинах̣ / раса-варджам̇ расо ’пй асйа парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартате — «Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании» (Бхагавад-гита, 2.59).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования