«Служение или удовлетворение чувств?» Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 5 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Служение или удовлетворение чувств?
(5 января 1983 года, Навадвипа Дхама, Индия)
Преданный: Махарадж?
Шрила Шридхар Махарадж: Да.
Преданный: Я хотел бы спросить о жизни грихастхи, семейного человека. Если один партнер…
#00:00:13#
Шрила Шридхар Махарадж: Жизнь грихастхи бывает двух измерений. Существует две категории грихастх. Одна категория — это люди, которые не способны жить в целибате, в безбрачии. Поэтому они принимают семейную жизнь, семейный уклад. Другая категория семейных преданных, грихастх, — это парамахамсы. Они владыки своих чувств, но по-прежнему, по воле Господа, они приходят в этот мир в образе грихастх.
#00:00:47#
Во времена Махапрабху, во времена Кришны мы видим множество грихастх. У них также рождаются дети, но, тем не менее, они занимают высшее положение, они стоят выше вожделения, гнева и всех подобных проявлений. Парамахамса. Они наделены преданностью, лишенной расчета. Они утверждены в этом положении. Их жизнь грихастхи не следует рассматривать как стремление контролировать свои чувства посредством этого уклада.
#00:01:32#
Существует возможность жизни, где муж и жена живут вместе, у них рождаются дети. Тем не менее эти муж и жена полностью находятся выше уровня чувственности, над чувственным уровнем. Это возможно.
#00:01:55#
В то же время человек, который стремится к реализации, на пути к ней, но не способен контролировать свои чувства, должен принять определенную помощь очень мягким образом, чтобы продолжать свое движение по пути преданности. Это также возможно.
#00:02:20#
Существует два класса грихастх, домохозяев. Подобно прасаду. Человек принимает прасадам как раб языка, своего желудка. Это один человек. Другой человек почитает прасадам и думает: «Джаганнатх или Кришна принимали эту пищу. Насколько я удачлив! Как мне повезло!»
#00:02:52#
Почитать прасад не означает есть его, поглощать. Человек думает: «Как мне повезло: я почитаю прасадам, принятый Кришной». Не только физическая сторона. Преданный почитает прасадам. Главный аспект — он почитает то, что уже было принято Господом. Его ум концентрируется на этом, не на физической стороне. В этом различие. Он не просто наслаждается физическим вкусом.
#00:03:43#
Один ищет удовлетворения в Кришне, другой ищет удовлетворения своих собственных чувств. Физическая деятельность одна и та же в обоих случаях. Один приходит, чтобы посмотреть на Божества, насколько Они прекрасны — Божества Кришны, Махапрабху, Радхарани. Другой приходит с низменной целью, он думает: «На Них столько драгоценных украшений. Ночью я сумею их украсть — корону, драгоценности Божества». Внутренняя оценка — вот что самое важное: угол зрения, точка зрения.
#00:04:37#
Физическая деятельность как таковая не обладает большой ценностью. Важен подход, что бы мы ни делали. Измерение нашего подхода, с каким настроением мы приближаемся к тому или иному явлению. Об этом идет речь. В Бхагавад-гите говорится:
#00:05:05#
[шлока]
#00:05:22#
Он не находится под контролем чувств, он не контролируется чувствами. Он связан с внешними объектами, но он не является жертвой ни влечения, привязанности, ни отвращения.
#00:05:39#
Это негативная сторона, а позитивная сторона — все предназначено для удовлетворения Кришны. Что бы ни было необходимо для Его удовлетворения, преданный делает это. Он не заботится ни о радости, ни о боли. Они не могут связать его, привязать его к материальному миру.
#00:06:12#
Физическую деятельность не следует порицать, но каково настроение или мотив — вот что самое важное. Можно делать все что угодно, все, но, делая это, не будь рабом своей цели. Выполняй все в качестве своего долга. Не будь рабом результата, последствий. Не будь рабом удовольствия и боли, которые порождаются этими действиями.
#00:06:57#
Если в таком духе действовать, то человек может уничтожить целую вселенную, но он по-прежнему ничего не делает.
#00:07:06#
…хатва̄пи са има̄̐л лока̄н,
на ханти на нибадхйате[1]
#00:07:11#
Он не убивает. К нему не приходят никакие последствия его действий, даже если он уничтожает всех обитателей вселенной. Он не очарован достижением или потерей. Иными словами, он пребывает в измерении универсальной, вселенской волны. У него нет собственных эгоистичных, корыстных интересов, целей. У него нет таких тенденций.
#00:07:50#
Универсальная, вселенская волна заставляет его танцевать. Он танцует в этой волне, и он не несет ответственности за свои действия. Он избавился от негативной стороны. Затем существует участие в позитивной стороне удовлетворения Кришны. Сознательное удовлетворение Кришны. Это нечто более достойное, похвальное.
Харе Кришна!
Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Нитай-Гаура Харибол! Нитай! Нитай! Нитай! Нитай!
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] Йасйа на̄хан̇кр̣то бха̄во, буддхир йасйа на липйате / хатва̄пи са има̄̐л лока̄н, на ханти на нибадхйате — «Тот, кто свободен от эгоизма, и чей разум не вовлечен в мирскую деятельность, даже уничтожая целую вселенную, не убивает и не порабощается последствиями своей деятельности» (Бхагавад-гита, 18.17).
← Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 6 августа 2010 года. Москва, Кисельный | ·• Архив новостей •· | Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 7 августа 2010 года. Москва, Кисельный → |