«Познать Безграничное». Из лекции Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Украина, Харьков, 2003 год

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.3 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Познать Безграничное

(2003 год, Харьков, Украина)

 

Ограниченное начало, подобное нам, пытается приблизиться к Безграничному, к Богу. В зависимости о того, в какой степени мы испытываем внутреннюю потребность в познании Безграничного, это Безграничное открывается нам. 

#00:01:00#

В зависимости от того, насколько искренен человек в своем стремлении познать Бога, насколько горяча в нем жажда познания Его, потребность в Нем, человеку ниспосылается та или иная теистическая концепция, он соприкасается в этом мире с теми или иными представлениями о Боге и, соответственно, встречает того или иного учителя. 

#00:01:33#

Это нечто воистину удивительное, чудесное, изумительное: то, что ограниченное начало, подобное нам, может приблизиться и познать Безграничное. Но каким образом это обращение, это познание осуществляется? 

#00:02:02#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣
1

#00:02:20#

Священные писания говорят, что невозможно познать Безграничное ограниченными человеческими средствами и силами. В этом случае речь идет о том, что ограниченное начало пытается увидеть или воспринять Безграничное. Однако средства познания и восприятия ограниченного начала, ограниченного существа также узки и ограничены. 

#00:03:00#

бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава2 

Священные писания утверждают, что все живые существа, пребывающие в этом мире, подвержены четырем изъянам. Это несовершенство чувств, склонность находиться в иллюзии, в заблуждении, склонность обманывать других и тенденция совершать ошибки. Ошибаться в природе человека. 

#00:04:07#

Тому можно привести простой пример. Скажем, я закрываю глаза и, хотя мои веки находятся совсем рядом со зрачками, я не в состоянии их видеть. Также вещи, которые ничтожно малы, находятся вне поля моего зрения. 

#00:04:55#

Не так давно был открыт китайский вирус (SARS — респираторное заболевание), о котором говорят средства массовой информации, несколько десятков человек умерли в Гонконге. Человек, который обнаружил этот вирус, также мертв. И можно представить себе, что некто заявляет: «Ради блага и безопасности мира я объявляю: “Я открыл вирус для того, чтобы вы все могли принять меры предосторожности и спастись от него”». Но прошло пять дней и человек мертв. 

#00:05:43#

Итак, наша природа такова, что то, что является бесконечно малым, недоступно нашему взору. На другом конце спектра мы находим такие явления, как гигантские галактики и звездные системы, которые возможно увидеть в настоящее время посредством электронных телескопов. Эти явления также недоступны для нашего восприятия. 

#00:06:33#

Известно, что галактики вращаются по спирали. Не так давно ученые с помощью этих электронных телескопов увидели, что существует некая галактика, две половины которой вращаются в разных направлениях. Как много подобных непостижимых для нас явлений еще предстоит открыть — неизвестно. 

#00:07:17#

Таким образом, наши чувства, восприятие этих чувств и эмпирическое познание, то есть познание, основанное на работе этих чувств, не может дать нам подлинного представления о природе Безграничного. 

#00:07:46#

Однажды один из наших духовных наставников — Шрила Шридхар Махарадж — проповедовал. Во время его публичного выступления один человек в аудитории бросил ему вызов, сказав: «Если бы Безграничное (Бог), мог быть познан ограниченным началом (человеком), тогда Бог не был бы Богом. Что может ограниченное начало — существо, подобное нам, — познать своими ограниченными способностями? Что уж говорить об одном индивидуальном ограниченном начале, если даже совокупность этих ограниченных начал не в состоянии познать природу Безграничного». 

#00:08:40#

Но ответ, который дал Шрила Шридхар Махарадж этому человеку, очень глубок. Он сказал ему следующее: «Если бы Безграничное (Бог, Божественное) не могло дать познать Себя или явить Себя ограниченному началу, тогда Бог не был бы Богом». Именно в этой истине, в таком положении дел заключается наша надежда и наша перспектива обрести некую связь или соприкоснуться с природой Безграничного, с природой Бога. 

#00:09:37#

Речь идет о том, что если Он захочет открыть нам Себя или дать нам познать Себя, тогда не может быть никаких препятствий в познании Его. В таком случае не может быть и речи о недостатке качеств или квалификации с нашей стороны, качеств, позволяющих познать Его. Он может открыть, Он может явить Себя любому, в любом месте, в любое время и при любых обстоятельствах. 

#00:10:21#

Но когда и почему Он решает явить это откровение? Священные писания говорят: 

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
3

Благодаря самым простейшим поступкам из преданности по отношению к Нему, Он может быть этой преданностью пленен. Такова сила тех начал, которые называются любовью и нежностью, [душевным] теплом. 

#00:11:12#

Мы знаем, основываясь на нашем опыте этого мира, что нет ничего, что могло бы сравниться с любовью. Именно то, что называется любовью, — суть и природа сознания Кришны. Это концепция любви и не просто любви, но любви божественной. 

#00:11:57#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄4

Нам говорят, что природа любви такова, что одной капли этой любви достаточно, чтобы пленить и покорить Бога (Безграничное, Божественное). 

#00:12:42#

Эти истины, о которых сейчас шла речь, можно пояснить на следующем примере. Скажем, у президента этой страны или любой другой страны — у человека, который обладает всей полнотой власти и могущества, — есть маленький ребенок. И этот ребенок естественным образом требует и получает от отца всю полноту его любви, нежности и теплых чувств. 

#00:13:37#

Представьте, что этот президент находится на собрании генералов, своих ближайших советников и других приближенных к нему людей. И хотя его внимание может быть полностью поглощено его делами с этими людьми, но стоит только его маленькому сыну забежать в комнату и мгновенно внимание президента будет направлено на это крохотное существо. Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне, сродни этому. 

#00:14:23#

Речь идет о том, что благодаря любви и преданности Бог (безграничная божественная Реальность) может занять покорное и подчиненное по отношению к ограниченному началу положение. Это лишь некое общее описание того, что такое сознание Кришны. 

Переводчик: Муралишвар дас
Транскрипт выполнил: Лочан дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш дас

 

1 «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он Сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

2 «Ошибки, иллюзии, склонность к обману и несовершенство чувств» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.86).

3 «Если человек с преданностью предложит Мне листок, цветок, плод или воду...» (Бхагавад-гита, 9.26).

4 В «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) Шрилы Рупы Госвами говорится: клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄ / са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄ — «Уттама-бхакти, чистейшая преданность, одерживает победу над грехом и невежеством, ниспосылает благодать. В присутствии подобной преданности ценность освобождения меркнет. Лишь редкие души обретают такую преданность, которая есть высшее блаженство и притягивает самого Шри Кришну».

← «Баул Сангит» (песня 12). Бхаджан Шрилы Бхактивинода Тхакура ·• Архив новостей •· "Что такое единение в разлуке?" (часть 2). Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Томск, 10 мая 2010 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования