«Познать Безграничное». Из лекции Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Украина, Харьков, 2003 год



скачать (формат MP3, 6.96M )

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Познать Безграничное

(2003 год, Харьков, Украина)

 

Ограниченное начало, подобное нам, пытается приблизиться к Безграничному, к Богу. В зависимости о того, в какой степени мы испытываем внутреннюю потребность в познании Безграничного, это Безграничное открывается нам. 

#00:01:00#

В зависимости от того, насколько искренен человек в своем стремлении познать Бога, насколько горяча в нем жажда познания Его, потребность в Нем, человеку ниспосылается та или иная теистическая концепция, он соприкасается в этом мире с теми или иными представлениями о Боге и, соответственно, встречает того или иного учителя. 

#00:01:33#

Это нечто воистину удивительное, чудесное, изумительное: то, что ограниченное начало, подобное нам, может приблизиться и познать Безграничное. Но каким образом это обращение, это познание осуществляется? 

#00:02:02#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣
1

#00:02:20#

Священные писания говорят, что невозможно познать Безграничное ограниченными человеческими средствами и силами. В этом случае речь идет о том, что ограниченное начало пытается увидеть или воспринять Безграничное. Однако средства познания и восприятия ограниченного начала, ограниченного существа также узки и ограничены. 

#00:03:00#

бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава2 

Священные писания утверждают, что все живые существа, пребывающие в этом мире, подвержены четырем изъянам. Это несовершенство чувств, склонность находиться в иллюзии, в заблуждении, склонность обманывать других и тенденция совершать ошибки. Ошибаться в природе человека. 

#00:04:07#

Тому можно привести простой пример. Скажем, я закрываю глаза и, хотя мои веки находятся совсем рядом со зрачками, я не в состоянии их видеть. Также вещи, которые ничтожно малы, находятся вне поля моего зрения. 

#00:04:55#

Не так давно был открыт китайский вирус (SARS — респираторное заболевание), о котором говорят средства массовой информации, несколько десятков человек умерли в Гонконге. Человек, который обнаружил этот вирус, также мертв. И можно представить себе, что некто заявляет: «Ради блага и безопасности мира я объявляю: “Я открыл вирус для того, чтобы вы все могли принять меры предосторожности и спастись от него”». Но прошло пять дней и человек мертв. 

#00:05:43#

Итак, наша природа такова, что то, что является бесконечно малым, недоступно нашему взору. На другом конце спектра мы находим такие явления, как гигантские галактики и звездные системы, которые возможно увидеть в настоящее время посредством электронных телескопов. Эти явления также недоступны для нашего восприятия. 

#00:06:33#

Известно, что галактики вращаются по спирали. Не так давно ученые с помощью этих электронных телескопов увидели, что существует некая галактика, две половины которой вращаются в разных направлениях. Как много подобных непостижимых для нас явлений еще предстоит открыть — неизвестно. 

#00:07:17#

Таким образом, наши чувства, восприятие этих чувств и эмпирическое познание, то есть познание, основанное на работе этих чувств, не может дать нам подлинного представления о природе Безграничного. 

#00:07:46#

Однажды один из наших духовных наставников — Шрила Шридхар Махарадж — проповедовал. Во время его публичного выступления один человек в аудитории бросил ему вызов, сказав: «Если бы Безграничное (Бог), мог быть познан ограниченным началом (человеком), тогда Бог не был бы Богом. Что может ограниченное начало — существо, подобное нам, — познать своими ограниченными способностями? Что уж говорить об одном индивидуальном ограниченном начале, если даже совокупность этих ограниченных начал не в состоянии познать природу Безграничного». 

#00:08:40#

Но ответ, который дал Шрила Шридхар Махарадж этому человеку, очень глубок. Он сказал ему следующее: «Если бы Безграничное (Бог, Божественное) не могло дать познать Себя или явить Себя ограниченному началу, тогда Бог не был бы Богом». Именно в этой истине, в таком положении дел заключается наша надежда и наша перспектива обрести некую связь или соприкоснуться с природой Безграничного, с природой Бога. 

#00:09:37#

Речь идет о том, что если Он захочет открыть нам Себя или дать нам познать Себя, тогда не может быть никаких препятствий в познании Его. В таком случае не может быть и речи о недостатке качеств или квалификации с нашей стороны, качеств, позволяющих познать Его. Он может открыть, Он может явить Себя любому, в любом месте, в любое время и при любых обстоятельствах. 

#00:10:21#

Но когда и почему Он решает явить это откровение? Священные писания говорят: 

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
3

Благодаря самым простейшим поступкам из преданности по отношению к Нему, Он может быть этой преданностью пленен. Такова сила тех начал, которые называются любовью и нежностью, [душевным] теплом. 

#00:11:12#

Мы знаем, основываясь на нашем опыте этого мира, что нет ничего, что могло бы сравниться с любовью. Именно то, что называется любовью, — суть и природа сознания Кришны. Это концепция любви и не просто любви, но любви божественной. 

#00:11:57#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄4

Нам говорят, что природа любви такова, что одной капли этой любви достаточно, чтобы пленить и покорить Бога (Безграничное, Божественное). 

#00:12:42#

Эти истины, о которых сейчас шла речь, можно пояснить на следующем примере. Скажем, у президента этой страны или любой другой страны — у человека, который обладает всей полнотой власти и могущества, — есть маленький ребенок. И этот ребенок естественным образом требует и получает от отца всю полноту его любви, нежности и теплых чувств. 

#00:13:37#

Представьте, что этот президент находится на собрании генералов, своих ближайших советников и других приближенных к нему людей. И хотя его внимание может быть полностью поглощено его делами с этими людьми, но стоит только его маленькому сыну забежать в комнату и мгновенно внимание президента будет направлено на это крохотное существо. Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне, сродни этому. 

#00:14:23#

Речь идет о том, что благодаря любви и преданности Бог (безграничная божественная Реальность) может занять покорное и подчиненное по отношению к ограниченному началу положение. Это лишь некое общее описание того, что такое сознание Кришны. 

Переводчик: Муралишвар дас
Транскрипт выполнил: Лочан дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш дас

 

1 «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он Сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

2 «Ошибки, иллюзии, склонность к обману и несовершенство чувств» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.86).

3 «Если человек с преданностью предложит Мне листок, цветок, плод или воду...» (Бхагавад-гита, 9.26).

4 В «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) Шрилы Рупы Госвами говорится: клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄ / са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄ — «Уттама-бхакти, чистейшая преданность, одерживает победу над грехом и невежеством, ниспосылает благодать. В присутствии подобной преданности ценность освобождения меркнет. Лишь редкие души обретают такую преданность, которая есть высшее блаженство и притягивает самого Шри Кришну».



←  «Баул Сангит» (песня 12). Бхаджан Шрилы Бхактивинода Тхакура ·• Архив новостей •· «Что такое единение в разлуке?» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 мая 2010 года. Томск →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования