«Подлинное освобождение». Из книги «Религия сердца» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Подлинное освобождение

 

Описания божественной любви

Кришнадас Кавирадж Госвами во многих стихах описывает чарующий звук флейты Кришны, Его удивительные качества и сладость общения с Ним.

вам̇ш́ӣ-га̄на̄мр̣та-дха̄ма, ла̄ван̣йа̄мр̣та-джанма-стха̄на
                   йе на̄ декхе се ча̄̐да вадана
се найане киба̄ ка̄джа, пад̣ука та̄ра мун̣д̣е ва̄джа,
                    се найане рахе ки ка̄ран̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.29)

«Какой прок в глазах, если человек не видит лица Кришны, которое напоминает луну и является источником всей красоты и нектарных песен Его флейты?»

кр̣ш̣н̣ера мадхура вāн̣ӣ, амр̣тера таран̇гин̣ӣ,
         та̄ра правеш́а на̄хи йе ш́раван̣е
ка̄н̣а̄кад̣и-чхидра сама, джа̄ниха се ш́раван̣а,
             та̄ра джанма хаила ака̄ран̣е

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.31)

«Беседы о Кришне подобны волнам нектара. Если такой нектар не вливается в ухо, оно ничем не лучше разбитой раковины».

мр̣га-мада нӣлотпала, милане йе паримала,
              йеи харе та̄ра гарва-ма̄на
хена кр̣ш̣н̣а-ан̇га-гандха, йа̄ра на̄хи се самбандха,
             сеи на̄са̄ бхастра̄ра сама̄на

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.33)

«Нос не лучше кузнечных мехов, если он не вдыхает аромат тела Кришны, подобный запаху мускуса, смешанного с благоуханием голубого лотоса. Но такое сочетание запахов ничто в сравнении с ароматом тела Кришны».

Махапрабху явил экстатические переживания любви к Богу, когда Он пребывал в безумии Кришна-премы. Он не мог прожить без Кришны ни мгновения. Он терял сознание, а приходя в Себя, вновь в безумии искал Кришну.

 

Откровение приходит через слушание

Все эти истины были представлены в «Чайтанья-чаритамрите», на бенгали и санскрите, но язык, на котором они записаны, не важен. Кришнадас Кавирадж Госвами говорил, что не нужно знать бенгали, санскрит или любой другой язык, чтобы понять истины «Чайтанья-чаритамриты». Все, что нужно для этого – слушать их. Смысл проявляется в сердце просто благодаря слушанию.

Примером этому служит Веданта. Кто знает смысл Веданты? Никто. Во время посвящения ученики получают различные мантры, такие как Гуру-мантра, Гаятри-мантра, Кришна-мантра и другие. Ученики не знают смысла этих мантр, и в этом нет необходимости. Если человек медитирует на эти мантры, их смысл проявляется в его сердце.

Однажды Кришнадас Кавирадж Госвами ответил людям, критиковавшим его за то, что он использовал так много санскритских стихов:

йеба̄ на̄хи буджхе кеха, ш́уните ш́уните сеха,
             ки адбхута чаитанйа-чарита
кр̣ш̣н̣е упаджибе прӣти, джа̄нибе расера рӣти,
                ш́унилеи бад̣а хайа хита

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.87)1

«Как люди, не знающие бенгали или санскрит, поймут смысл стихов "Чайтанья-чаритамриты"?» Он дает следующий совет: «Просто старайся слушать их трансцендентный звук. Прими их своим сердцем. Они проявятся сами собой, и ты поймешь все. Слова писаний – не мертвая материя, а живое существо, которое открывается по своей собственной воле. Ты можешь чувствовать и видеть его». Йеба̄ на̄хи буджхе кеха, ш́уните ш́уните сеха: «Просто внимательно слушая стихи "Чайтанья-чаритамриты", человек поймет смысл, даже если он не знает язык, на котором они записаны».

Когда Радхарани услышала Имя Кришны, Она сказала:

са-и-кева̄ ш́унаиле ш́йа̄ма на̄ма
ка̄нера бхитара дийа̄ мараме паш́ила го
акула карила мора пра̄н̣а
на джа̄ни катека мадху ш́йа̄мана̄ме а̄че го
 

вадана чарите на̄хи па̄ре
джапите джапите на̄ма аваса карила го
кемане па̄иба са-и та̄ре
на̄ма парата̄пе йа̄ра аичана карала го
 

ан̇гера параш́е кива̄ хайа
йекха̄не васати та̄ра найане декхийа̄ го
йувати дхарама каиче ра̄йа
па̄ш́арите кари мане паш́а̄ра на йа̄йа го
 

ки кариба ки хабе упа̄йа
кахе двиджа чандидасе кулавати кула на̄ш́е
а̄пана̄ра йаувана ба̄чайа

«Я не знаю, кто произнес два эти слога, "Криш-на", но когда они вошли в Мое сердце, они полностью опьянили Меня. Я не знаю, чье это Имя, и не могу постичь, сколь оно сладостно, но оно необходимо Мне».

Радхарани обезумела от Имени Кришны, и Чандидас описал это в своей поэме.

 

Трансцендентная передача знания

Трансцендентное знание существует повсюду. Оно подобно эфиру. Эфир пронизывает все, но мы не можем видеть его. Трансцендентное знание, или сознание Кришны, существует в сердце каждого: потому что Кришна пребывает в каждом сердце. Преданный маха-бхагавата (вайшнав высочайшего уровня) способен видеть Кришну повсюду: йа̄̐ха̄ йа̄̐ха̄ нетра пад̣е та̄̐ха̄ кр̣ш̣н̣а спхуре. Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж были такими великими душами.

Передача трансцендентного знания из сердца в сердце возможна. Мы можем понять это на примере радиоприемника или телевизора. Что находится внутри этих устройств? Транзисторы, трубки и другие материальные элементы. Они работают благодаря электричеству, которое тоже является материальным элементом.

Когда все детали соединены должным образом, и телевизор включен в сеть, он будет работать. Появятся звук и изображение. Если подобное явление происходит в материальном мире, то возможна и передача трансцендентного знания. Единственное, что необходимо, – настроить наши сердца на нужную волну, подобно тому, как настраивают радиоприемник или телевизор.

 

Живое знание

Гуру Махарадж говорил, что все пребывает в сознании. У нас есть трансцендентный облик. Поэтому трансцендентное знание может проявиться в нашем сердце, и мы способны это почувствовать. Мы можем воспринимать трансцендентное знание. Это живое существо, и оно само откроется нам, когда этого захочет. Нужно лишь настроить себя на восприятие, подобно тому, как настраивают на нужную волну радиоприемник или телевизор. Тогда трансцендентное знание явится в наших сердцах.

Однажды Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура спросили, видел ли он Кришну. Его ответ был таким: «Какое благо вы получите, зная, видел я Кришну или нет? Чем это вам поможет? Я могу показать вам Кришну, но вы должны сделать ваше сердце восприимчивым, следуя моим указаниям. Если вы хотите узнать Кришну и идете в верном направлении, вы увидите Его».

Махапрабху говорил, что таково подлинное сознание Кришны, абсолютный теизм дживы-души. Мы должны следовать верному руководству, и тогда мы обретем его.

Шрила Бхактивинод Тхакур замечательно выразил эту истину:

танийа̄ а̄ните бр̣кха э каркаш́а мана
наш́ило иха̄ра ш́обха̄ ш́уно са̄дху-джана
томра сакале хао э вр̣кш̣ера ма̄лӣ
ш́раддха-варӣ дӣйа̄ пунах̣ кара рӯпа̄ш̣а̄ли

«Из духовного царства я принес в этот мир древо желаний, Кальяна Калпатару. По дороге оно отчасти утратило свою красоту, но если вы будете поливать его, ухаживать за ним и заботиться о нем, оно проявится в вашем сердце»2.

Это благословенное древо божественного вдохновения.

 

Жертвенность, служение, преданность

Махапрабху одаривал обусловленные души трансцендентным знанием, чтобы вызволить их из плена иллюзии и дать им истинную жизнь – жизнь, наполненную служения Верховной Личности Бога. Он сказал, что подлинное освобождение – муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇, сва-рӯпен̣а вйавастхитих – это нечто большее, нежели просто свобода от пут материального мира. Подлинное мукти приходит, когда мы обретаем жизнь, исполненную совершенного служения в том мире, мире служения.

Существует три плана бытия: мир эксплуатации, мир отречения и мир преданности. Нам необходимо отправиться в мир преданности, оставив мир эксплуатации. Мир отречения также не является достойным местом для проживания. Там отсутствуют какие бы то ни было качества и различия. Нам необходим мир преданности, мир самопожертвования, который является самой важной сферой бытия. Именно в этот мир лежит наш путь.

Все ведические мантры утверждают, что в мире преданности мы должны пожертвовать своими интересами. Ведическая мантра «сваха» означает: «Сначала отдай всего себя». Кришна говорит в Бхагавад-гите (6.5): а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣ – «Ум обусловленной души является ее лучшим другом или худшим врагом». Прежде всего, нам необходимо обратить внимание на самих себя: начни с себя.

Поскольку мы живем в мире иллюзорных представлений, мы не можем видеть Кришну, Его преданных, Его величие, Его дхаму, Его игры, Его Имя и славу. Находясь в этом мире, мы неспособны видеть что-либо, связанное с Кришной, поскольку наши глаза задернуты пеленой иллюзии. Прежде всего, необходимо очистить зеркало нашего восприятия, и тогда мы увидим в нем свой истинный облик.

Махапрабху сказал: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇. Что тебе необходимо прежде всего? Когда ты возвращаешься домой после долгого путешествия, в твоей комнате неизбежно накапливается пыль, поэтому, первым делом, нужно сделать уборку. Придя к сознанию Кришны, прежде всего, постарайся очистить зеркало своего ума: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, тогда вы увидишь, что происходит у тебя в уме и на физическом уровне. Очисти свое восприятие, и ты увидишь то, о чем учит Махапрабху и говорит Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур:

а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайас тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам̇,
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пум-артхо маха̄н,
ш́рӣ-чаитанйа-маха̄прабхор матам идам̇ татра̄дарах̣ нах̣ парах̣3

(продолжение следует)

 


1 «Даже если вначале кто-то не понимает деяний Господа Чайтаньи, но продолжает слушать о них, в нем чудесным образом пробудится любовь к Кришне. Со временем такой человек сможет постичь любовные отношения Кришны с гопи и другими жителями Вриндавана. Я советую всем слушать о Господе Чайтанье снова и снова, ибо это приносит огромное благо».

2 Отрывок из поэмы Шрилы Бхактивинода Тхакура «Шри Шри Кальяна Калпатару», приведенный в «Проповедях хранителя преданности» Шрилы Шридхара Махараджа: 
«О преданные, молю, помогите мне:
Пока нес я древо это в мир земной,
Мой злобный ум вкусил
От его красоты и милости.
Но вы, о преданные, слуги в его саду;
Лелейте его и с любовью растите.
Орошенное сладкими водами
Ваших верных сердец,
Оно вновь обретет свою
Первозданную красоту».

3 «Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Махараджи Нанды. Враджа-дхама – это Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и сам Господь. Наилучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклоняются девушки-пастушки Враджи. “Шримад-Бхагаватам” – высшее авторитетное свидетельство Истины, а Кришна-према (чистая любовь к Богу) – это высшая цель жизни».

← «Центр всего». Из лекции Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Москва, Кисельный, 12 сентября 2009 года. ·• Архив новостей •· "Принципы отношения к прасаду" (часть 2). Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Москва, 4 февраля 2010 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования