«От материи к духу». Из книги «Религия сердца» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

От материи к духу

 

тава викридитам кришна,
нринам парама-мангалам
карна-пийушам асадйа,
тйаджантй анйа-сприхам джанах

(«Шримад-Бхагаватам», 11.6.44)1

Игры Кришны безграничны и неисчерпаемы. Они полностью выходят за рамки нашего материального, ограниченного восприятия. Мы не можем понять игр Кришны, пребывая в материальном мире, но только они несут высшее благо каждому и являются целью нашей жизни.

Преданный: Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада опубликовал краткое изложение десятой песни «Шримад-Бхагаватам» как книгу «Кришна» [на русском языке – «Источник вечного наслаждения» – прим. пер.]. В ней описываются игры Кришны с гопи. Автор говорит, что если кто-то читает описания этих игр или слышит о них от истинного вайшнава, вожделение покинет его сердце. Не могли бы вы объяснить, как такое возможно?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Вот шлока, о которой вы говорите:

викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох
шраддханвито ’нушринуйад атха варнайед йах
бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам
хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

(«Шримад-Бхагаватам», 10.33.39)

«Каждый, кто с верой слушает или описывает игры Господа с юными гопи Вриндавана, достигнет чистого преданного служения Господу. Так он очень скоро станет целомудренным и победит вожделение – болезнь сердца».

Однако в этой шлоке поставлено одно серьезное условие, и Шрила Прабхупада объяснил его: необходимо слушать о сознании Кришны от подлинного вайшнава. Он не станет на первом же этапе объяснять Кришна-лилу, а начнет с того, что постарается «настроить», чтобы вы стали хорошим «приемником», способным улавливать трансцендентные волны. Он подготовит вас таким образом, чтобы вы смогли должным образом понять игры Кришны. Когда вы станете способны правильно воспринимать, когда в вас проявятся качества, позволяющие слушать об этих играх, тогда вайшнав начнет объяснять игры Кришны с гопи. В противном случае, вы не сумеете понять их, так как они не доступны для мирского ума. Они имеют иную природу.

 

Вера – основа всех религий

Когда человек получает трансцендентное знание от гуру и укрепляется в своей вере в гуру, он начинает практиковать сознание Кришны. Без прочной веры мы не в силах сделать что-либо. Вера служит основой всех религий, не только вайшнавизма. Вера является фундаментом христианства, ислама и буддизма.

Чтобы практиковать вайшнавизм, необходимо иметь твердую веру в великих ачарьев – Шрилу Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа, Шрилу А. Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду и Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура и во всех представителей нашей гуру-парампары. Необходимо верить в слова Господа Кришны, заключенные в «Шримад Бхагавад-гите». Сам Господь Кришна сказал Уддхаве в «Шримад-Бхагаватам» (11.12.14,15):

тасмат твам уддхавотсриджйа,
чаданам пратичоданам
правриттим ча нивриттим ча,
шротавйам шрутам эва ча
мам экам эва шаранам
атманам сарва-дехинам
йахи сарватма-бхавена,
майа сйа хй акуто-бхайах2

«Прими прибежище во Мне, и ты обретешь любовь, красоту, очарование и экстаз, которые ищешь. Но ты должен верить Моим словам, иначе ты не получишь того, к чему стремишься».

Другой важный стих:

тасмад гурум прападйета
джигйасух шрейа уттамам
шабде паре нишнатам
брахманй упашамашрайам

(«Шримад-Бхагаватам», 11.3.21)

«Гуру должен обладать духовными качествами, а ученик – верить в него. Тогда ученик сможет обратиться к Гурудеву со смирением, почтением и верой».

Необходима вера, без нее ничто невозможно. Когда вера развита, садху может посадить семя бхакти-латы, ростка преданности, в плодородную почву сердца, исполненного веры, и, благодаря должному уходу, оно прорастет.

 

Не следует имитировать

Когда человек начнет практиковать сознание Кришны, все его анартхи, пороки, со временем исчезнут. Когда это произойдет, он сможет понять игры Господа Кришны. Но сначала гуру должен счесть его достойным кандидатом, и только тогда начнет рассказывать ученику об играх Радхи и Кришны. Если мы будем слушать об этих играх, не обладая должным пониманием, мы погубим в себе бхакти-лата-биджу, семя лианы преданности, и падем в помойную яму сахаджии, подражания.

В «Шримад-Бхагаватам» есть шлока (10.33.30), которая говорит, что Господь Шива способен переварить океан яда:

наитат самачаредж джату,
манасапи хй анишварах
винашйатй ачаран маудхйад,
йатхарудро ’бдхи-джам вишам3

Но если человек, не занимая столь могущественного положения, как Господь Шива, выпьет яд, он умрет. Столь же опасно для духовной жизни слушать об играх Кришны с гопи, не избавившись от похоти. Необходимо превзойти ее с помощью духовной практики – тогда мы сможем понять игры Радхи и Кришны, и трансцендентное сознание пробудится в нас.

Поскольку речь идет о реалиях высшего порядка, то прежде чем обратиться к ним, необходимо изменить направленность нашего сознания – от материи к духу. Необходимо превзойти все уровни и разнообразные стадии материального сознания и прийти с помощью преданности к состоянию брахма-бхута, подлинному освобождению. Тогда мы сможем слушать об играх Радхи и Кришны, и трансцендентное сознание пробудится в нас.

Если на таком уровне в нас останется что-либо дурное, то это кхаиваси, тень похоти. Очень скоро кхаиваси будет устранена, и мы обретем чистую Кришна-прему – любовь и нежность в служении Кришне. Когда дух наслаждения покинет нас, мы станем способными совершать служение Враджа-гопи. Но «Шримад-Бхагаватам» дает нам важное предостережение: «необходим истинный духовный учитель».

Преданный: Как найти такого учителя?

Шрила Говинда Махарадж: Это зависит от удачи дживы-души, ее сукрити. Не каждый ее обретает, но в эпоху Кали обусловленные души получают особую помощь, например, через наставления Господа Кришны в «Бхагавад-гите». Также сюда приходили многие воплощения и спутники Господа. Если мы сможем получить от них, по меньшей мере, проблеск истины, мы станем искать великую личность, которая одарит нас богатством сознания Кришны. Желание искать такую личность приходит благодаря чтению литературы, написанной божественными преданными Господа.

 

Подлинный источник

Необходимо установить, в чем кроется наш изъян или болезнь. Когда мы слушаем о сознании Кришны, в нас растет неудержимое стремление к нему. Такое влечение – хороший признак, но, чтобы его обрести, нужно обратиться к подлинному знанию, поступить в «хороший университет». Все университеты разные. Если вы хотите изучить физику, математику или химию, вы должны отправиться к соответствующему преподавателю и принять его руководство. Пытаясь получить все дешево, вы ничего не получите: разве что суррогат подлинного знания. Вы получите стекляшку, а не алмаз.

Если я чувствую потребность подняться на более высокий уровень, я должен направиться к подлинному источнику – духовному учителю, способному вызволить меня из этого мира. Я должен практиковать сознание Кришны под руководством этой личности. Когда придет время для высшего образования, мы должны обратиться к специалисту, который способен дать нам знание более высокого порядка.

Преданный: У меня не исчезает вожделение. Бывает так, что оно не беспокоит меня, но затем появляется вновь. Мне кажется, что оно не оставляет меня. Правильно ли я думаю?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Оно исчезнет полностью, только если мы сможем закрепиться в мире служения. Это описано в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15,16):

адау шраддха татах садху-санго ’тха бхаджана-крийа
тато ’нартха-нивриттих сйат-тато ништха ручис татах4

Вожделение будет сопровождать нас до уровня ручи. Ручи означает «вкус». Вожделение покинет наше сердце, когда мы прочно укрепимся на стадии ручи. Когда появится особого рода влечение, или вкус к служению Господу, мы сможем попасть в духовный мир. Тогда похоть уйдет. А пока оно будет приходить и уходить, а иногда будет скрыто.

 

Условия роста

«Вожделение» на санскрите звучит очень сладостно – мано-бхава. Мано-бхава означает, что место, в котором оно зарождается, – ум. Если ум чист, вожделение преобразуется. В рассеянном и встревоженном уме вожделение не возникает, и это доказательство того, что похоть рождается в уме. Вожделение появляется, когда складывается определенная ситуация.

Однажды боги и асуры (демоны) пахтали океан, а когда закончили, Господь Кришна явился в облике обольстительной Мохини Мурти, чтобы отвлечь асуров. Господь Шива увидел ее и стал преследовать. Обычно ему не свойственно такое поведение, но возникла определенная ситуация, и он бросился в погоню за Мохини Мурти.

Этот эпизод служит доказательством того, что вожделение зарождается в уме. Каждый может понять это. Сначала вожделение необходимо сдерживать при помощи разума, но на высших этапах духовного развития оно не возникает, потому что Кришна – Прекрасная Реальность. Привязанность, влечение и служение – все это естественным образом будет обращено к Кришне, и вожделение уйдет. Оно больше не вернется. До этого оно будет появляться и исчезать. Но не бойтесь – вожделение можно устранить посредством дхарма-буддхи, религиозного разума.

Однажды Кришна спросил об этом Махараджа Юдхиштхиру. Кришна – большой шутник. Зная, что Махарадж Юдхиштхира никогда не лгал, Кришна задал ему довольно откровенный воспрос: «Твоя мать выглядит как восемнадцати- или двадцатилетняя девушка. Она очень красива. Испытывал ли ты когда-либо вожделение к своей матери?»

Юдхиштхира ответил: «Да. Иногда я чувствую это, но сдерживаю себя благодаря своему духовному разуму».

Это описано в «Махабхарате».

 


1 «О мой дорогой Кришна, слушание о Твоих играх в высшей степени благотворно для человечества и подобно пьянящему напитку. Единожды отведав его, люди забывают обо всех остальных желаниях».

2 «Уддхава, забудь обо всех заповедях религии, провозглашенных в Ведах и смрити, отвергни все предписания и запреты – как те, что уже известны, так и те, что тебе еще предстоит узнать, – и всецело предайся Мне, Душе всех живущих – Шри Кришне, Сладчайшему Абсолюту. Когда ты посвятишь Мне каждое движение своего сердца, Мое сердце откроется для тебя, и тебе нечего будет бояться».

3 «Тому, кто не является Ишварой, Всевышним, не обладает могуществом и подчиняется закону кармы, никогда не следует имитировать Его игры даже в мыслях. Если из глупости простой смертный станет подражать такому поведению, он просто уничтожит себя. Это столь же опасно, как если бы кто-то попытался подражать Рудре (Господу Шиве), выпившему океан яда».

4 «Вначале у человека должна зародиться искра веры (шраддха). Она побудит его искать общества людей, достигших высокого духовного уровня (садху-санга). Затем начинающий преданный получает посвящение у подлинного духовного учителя и, следуя его указаниям, начинает заниматься преданным служением (бхаджана-крия). Занимаясь преданным служением под руководством духовного учителя, он освобождается от всех материальных несовершенств (анартха-нивритти), обретает постоянство в духовной практике (ништха) и вкус (ручи) к слушанию повествований об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне».

← "Что такое единение в разлуке?" (часть 1). Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Томск, 10 мая 2010 года. ·• Архив новостей •· «Знание». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования