«Задействовать все в служении Кришне». Из книги «Религия сердца» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Задействовать все в служении Кришне

 

Харе Кришна мантра: всё и вся

Преданный: Расскажите, пожалуйста, о дикше, втором посвящении.

Шрила Говинда Махарадж: Дикша значит «посвящение». Это главное посвящение в нашей вайшнавской традиции. Однако в эпоху Кали второе посвящение (дикша) не имеет особенного значения, если вы получили Харинама маха-мантру от истинного Гуру.

Обычно люди принимают дикшу, чтобы освободиться от материального плена. Дикша-мантра предназначена для второго посвящения, но сам Господь дал особое предписание для века Кали.

Господь является через гуру-парампару в форме Харинама маха-мантры. Для воспевания Харинама маха-мантры не существует правил и ограничений. Так утверждают писания. Однако Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада требовал соблюдения определенных заповедей. Таков был его подход к проповеди в западном мире. Но в «Чайтанья-чаритамрите» сказано:

акриштих крита-четасам суманасам уччатанам чамхасам
ачандалам амука-лока-сулабхо вашйаш ча мукти-шрийах
на дикшам на ча сат-крийам на ча пурашчарйам манаг икшате
мантро ’йам расана-сприг эва пхалати шри-кришна-наматмаках

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.110)1

Общий смысл этой шлоки таков: «Чтобы достичь успеха в духовной жизни, воспевайте Харе Кришна маха-мантру. Ничего другого не требуется». Это сказано очень ясно и категорично. Шрила Прабхупада ввел для своих учеников четыре принципа, однако есть ли надежда у того, кто не способен следовать им?

 

Лекарство и диета

Наставления Прабхупады были таковы: «Если вы хотите получить подлинный результат воспевания Харе Кришна маха-мантры, вы должны следовать четырем принципам». Маха-мантра подобна лекарству, а соблюдение четырех принципов – диете. Чтобы выздороветь, вы должны не только принимать лекарство, но и соблюдать необходимую диету. Это разрешает кажущееся противоречие между этой шлокой и наставлениями Шрилы Прабхупады.

Прабхупада сказал, что если вы воспеваете Харинама маха-мантру и совершаете предосудительные поступки, пройдет много времени, прежде чем результат воспевания придет к вам. Больной должен соблюдать соответствующую диету. Иногда я принимаю только молоко и саго (тапиоку), поскольку не всегда хорошо себя чувствую. Если я стану есть слишком много жареного, уровень сахара в крови повысится. Поэтому следует соблюдать диету.

Прабхупада знал, что в жизни западного общества нет правил и ограничений. Западные люди имеют лицензию на неограниченные наслаждения, и она называется «юность». Общество выдает молодым людям лицензию на чувственные наслаждения: «Так ведь он же молод…» Это значит, что подросток или молодой человек может делать все, что угодно. Родители и общество это всячески поощряют.

Но Прабхупада хотел это ограничить. По крайней мере, думал он, необходимо, чтобы они поняли, что убивать нельзя. Если сын богатого человека спускает все отцовские деньги на азартные игры, это плохо. Прабхупада сказал: «Не убивай других, не играй в азартные игры и не принимай наркотики». Он сказал: необходим отказ от одурманивающих веществ и внебрачных сексуальных отношений.

Жизнь в этом мире вертится вокруг половых отношений. Они приносят нам рождение, смерть, счастье и горе. Но вы можете задействовать эти отношения в вашем служении. Семейная жизнь также может принести большое благо. Вам только нужно быть преданным и служить Кришне вместе с женой и детьми. Так вы сумеете расти в своей духовной жизни.

Необходимо знать, что есть что, и для этого нужен гуру. Гуру подскажет, что хорошо, а что плохо. Прабхупада об этом говорил. Он получил представление о жизни западного мира, но не в полной мере.

Вначале Прабхупада хотел создать «семью под опекой наставника», в которой все, живя семейной жизнью, счастливо бы служили Господу Кришне. Он хотел построить в Маяпуре целую вайшнавскую деревню, но я видел, что это невозможно.

 

Всё внутри нас

Западный мир выдвигает новые ценности, и это влияет на индийскую культуру и разрушает ее. Ведическая культура разрушается, но что тут поделаешь? Кали – хозяин этой эпохи. Сейчас он правит бал. Избежать влияния Кали тяжело, но те, кто практикует сознание Кришны, должны пытаться идти вперед, принимая прибежище Кришны. Тогда ничто не будет влиять на них.

Например, человек, находящийся в сознании Кришны, не ест, как все. Вы думаете, он постится? Он постится? Нет. Он принимает маха-прасадам. Сначала он предлагает пищу Господу Кришне, а затем принимает остатки Его трапезы, прасадама. Поэтому он свободен от последствий греха. Кришна говорит в «Шримад Бхагавад-гите» (3.13):

йагйа-шишташинах санто
мучйанте сарва-килбишаих
бхунджате те тв агхам папа
йе пачантй атма-каранат

«Любой, кто готовит для себя, вкушает грех, но когда человек готовит пищу для Господа и предлагает Ему, пища становится трансцендентной, поскольку сам Господь трансцендентен».

Остатки прасада дают духовную силу и жизнь. Такова жизнь человека, практикующего сознание Кришны. Все внутри вас, но, чтобы найти это, вы должны развивать в себе сознание Кришны.

 

Богатство

Если у нас есть физическое тело, то неизбежны и проблемы, связанные с ним. Но все имеет ценность, если использовать это должным образом. Нароттам Дас Тхакур сказал: камапране кродха бхакти-двеши-джане, лобха садху-санга хари-катха («Шри Према-бхакти-чандрика»)2. Можно задействовать все в служении Кришне, но это следует делать с умом. Таков смысл четырех регулирующих принципов, данных Шрилой Прабхупадой. Однако вышеприведенная шлока акриштих крита-четасам суманасам уччатанам чамхасам3 – не должна служить поводом для нарушения правил или самовольного поведения.

Мы получаем сознание Кришны по самой низкой цене. Из-за этого мы не способны понять, что получаем и что теряем. Если вы платите за одну вещь тысячу долларов, то будете считать ее очень ценной, но если вы приобретете ее за гроши, как вы осознаете ее ценность? Предложив цветок лотосоподобным стопам Кришны или Гурудева, вы выбрасываете этот прасадам. Может быть, не на помойку, но выбрасываете.

Все может служить источником духовного богатства – шабда, спарша, рупа, раса, гандха: слух, осязание, зрение, вкус и обоняние – все может принести нам благо, если правильно использовать эти чувства.

сарвадбхута-чаматкара-лила-каллола-варидхих
атулйа-мадхура-према-мандита-прийа-мандалах
три-джаган-манасакарши-мурали-кала-куджитах
асаманордхва-рупа-шри-висмапита-чарачарах

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 23.82,83)

«Наряду с шестьюдесятью трансцендентными качествами, Кришна обладает четырьмя уникальными, которых нет даже у Нараяны».

Нараяна обладает шестьюдесятью качествами, а Баладева – шестьюдесятью двумя. Кришна обладает шестьюдесятью четырьмя качествами. Четыре качества Кришны, которых нет у Нараяны:

1. Кришна подобен океану, и волны Его игр приводят в изумление все живое.

2. Увлеченный играми супружеской любви, Он всегда окружен близкими, которые испытывают ни с чем несравнимую любовь к Нему.

3. Он пленяет умы обитателей трех миров мелодией Своей флейты.

4. Его красота и великолепие бесподобны. Никто не может сравниться с Ним. Он столь прекрасен, что Его зовут Кришной.


Примечания:

1. «Святое Имя Господа Кришны привлекает даже святых, освобожденных личностей. Оно уничтожает все последствия греха и столь могущественно, что спасает даже тех, кто не может произнести Его. Воспевать Святое Имя могут все, даже чандалы, низшие из людей. Святое Имя Кришны дарует освобождение, и оно неотлично от Кришны. Стоит только человеку начать воспевать Святое Имя, как результаты такого воспевания немедленно приходят к нему. Воспевание Святого Имени не зависит от наличия посвящения, совершения благочестивой деятельности или следования принципам, которые принято соблюдать до посвящения. Святое Имя не ждет ни одного из этих действий. Оно самодостаточно».

2. Приведенная строфа полностью выглядит следующим образом: «кама» кродха-камапране, «кродха» бхакта-двеши-джане, «лобха» садху-санге хари-катха, что значит: «Свое вожделение я направлю на служение Кришне, гнев обращу на тех, кто завидует преданным, а в обществе преданных буду жадно внимать рассказам о Шри Хари».

 

← «Раскрой потенциал служения». Из лекции Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Лахта. 16 декабря 2007 года. ·• Архив новостей •· «Тринад апи суничена». Из лекции Шрипада Садху Прии Прабху. Санкт-Петербург, Лахта. 26 сентября 2009 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования