«Священный день». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Глава из второго тома книги «Проповеди хранителя преданности»


Russian

 Явление Шримати Вишнуприи Деви

Сегодня священный день Васанта-панчами (пятый день светлой половины месяца Магх), когда Кришну почитают  свежими весенними цветами. На этот день пришлось святое явление Шримати Вишнуприи-деви. Ее отцом был Шри Санатана Мишра из Набадвипы —  брахман и великий преданный Господа Вишну. Шримати Вишнуприя-деви — вечная супруга Шри Гаурасундара в Его образе Гаура-Нараяны, и, согласно «Шри Гаураганоддеша-дипике», Она была Сатьябхамой в Дварака-лиле Кришны.

Шримати Вишнуприя — вторая жена Шримана Махапрабху в период, когда Он жил дома. С самого детства Она была предана святому служению Господу. Кашинатха Пандит был сватом при Ее бракосочетании с Махапрабху.

Она была идеалом святой преданности лотосоподобным стопам Шри Чайтаньи. Ей было всего лишь четырнадцать лет, когда Махапрабху принял санньясу, и весь остаток Своей жизни Она провела в отречении от мирских радостей. С раннего утра Она весь день повторяла Святое Имя, после каждой прочитанной маха-мантры бросая в глиняный горшок зернышко риса. Повторив должное количество раз, Она готовила этот рис и предлагала его Господу, и это было все, чем Она поддерживала Свою жизнь; со временем Она дошла до крайнего истощения. Вот так Она проводила Свои дни.

После ухода Шачи-деви Ей помогал Ее брат; у Нее появилось Шри Мурти (алтарное изображение) Махапрабху, и Она поклонялась Ему в этом образе. Со времен Вишнуприи это поклонение продолжается по сей день — здесь, в Набадвипе, в храме Махапрабхура-бари («Дом Махапрабху»). Вот почему этот день года особо связан с той святой памятью, которую оставила Она по Себе, и мы можем снискать Ее милость, прославляя в этот день Ее имя и обсуждая Ее деяния. Она будет ублаготворена, и, довольный нами, Шри Чайтаньядев поможет нам сделать еще один шаг на нашем духовном пути к Нему. 

Явление Шри Пундарика Видьянидхи

Кроме того, сегодняшний день — день явления Шри Пундарика Видьянидхи, которого называют Вришабханураджей Варшаны, Вриндаваны, — отцом Шримати Радхарани. Шри Пундарик Видьянидхи появился на свет в брахманской семье в Чхаттаграме, и титула «Видьянидхи» удостоился впоследствии, благодаря своей учености. Внешне он был большим любителем роскоши. В то время люди, которые могли себе это позволить, на какой-то срок снимали дом в Набадвипе на берегу Ганги, чтобы иметь возможность каждый день омываться в священной реке; прожив здесь некоторое время, они возвращались домой зарабатывать себе средства к существованию. У Пундарика Видьянидхи тоже был дом в Набадвипе.

В Гаура-лиле Гададхар Пандит — Сама Шримати Радхарани. В то время Гададхар Пандит был еще совсем молод (он был моложе Махапрабху). Мукунда Датта, ученик и горячий почитатель Махапрабху Шри Чайтаньядева, происходил из Чхаттаграма, родного селения Пундарика Видьянидхи, и знал, что Пундарик Видьянидхи — человек высочайшего благочестия, настоящий бхагаватабхакта Кришны. Но внешне Пундарик Видьянидхи был склонен к роскоши. Он был очень богат, он был заминдаром (крупным землевладельцем), и Мукунда Датта уже знал его, когда пришел в Набадвип, поскольку оба они были родом из одной местности. Однажды Мукунда Датта пришел к Гададхару Пандиту и спросил его: «Не желаешь ли ты получить даршан вайшнава?» 

С самого детства Гададхар Пандит очень любил вайшнавов и Кришна-нам, и он очень привязался к Нимаю Пандиту, когда тот вернулся из Гайи. Прежде он очень боялся Нимая, поскольку каждый раз при их встрече с некоторой, кажущейся, придирчивостью Нимай Пандит налетал на него с вопросами об этимологии и тому подобных предметах. Но вернувшись из Гайи, явив Себя в облике преданного, Шри Чайтаньядев сказал однажды: «О Гададхар, с самого детства ты предан Кришне, а Я бесполезно проводил Свои дни в дискуссиях о грамматике и мирской литературе. Твое время, мой друг Гададхар, прошло не зря, а с огромной пользой. Ты достиг совершенства жизни. С самого детства ты питал любовь к Кришна-наму». Итак, уже на заре жизни, сердце Гададхара Пандита было расположено к Кришне, и поэтому, когда Мукунда Датта спросил его: «Не желаешь ли увидеть вайшнава, прибывшего издалека?», ответом его было: «Да, да, конечно, — отведи меня к нему».

Вот как Мукунда Датта привел Гададхара Пандита к Пундарику Видьянидхи. И что за вайшнава увидели они перед собой? Пундарик Видьянидхи восседал на роскошном ложе, покуривая дорогую, богато украшенную трубку. Его голову украшали прекрасно ухоженные, смазанные маслом кудри, а тело было умащено разнообразными дорогими пастами. Двое слуг с обеих сторон овевали его опахалами. 

Гададхар Пандит подумал: «Зачем Мукунда привел меня к этому любителю роскоши, восседающему на ложе с трубкой в руках? Разве это вайшнав — человек, к которому он меня привел?» Видя разочарование Гададхара, замечательный певец Мукунда Датта прекрасно напел следующую шлоку из «Бхагаватам»:

ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇
джигха̄м̇сайа̄па̄йайад апи аса̄дхвӣ
лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ‘нйам̇
кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема

(«Шримад-Бхагаватам», 3.2.23)

Мукунда воспел эту шлоку очень нежным, приятным голосом, и это оказало удивительное воздействие на Пундарика Видьянидхи. Эта шлока «Бхагаватам» гласит: «К кому еще, помимо Кришны, следует нам прийти? Кто столь же добр и милостив? Нет предела Его милости — ведь Баки-Путана, облачившись в одежду матери (дхатри), приходила, желая вероломно убить Кришну, Он же позволил ей стать одной из Своих кормилиц. Столь милосерден Господь — к кому же еще нам стремиться?»

Таков смысл этого стиха. «Она смазала свою грудь смертельным ядом и пришла кормить младенца Кришну. Столь вероломным было ее деяние. Под маской материнской любви она попыталась убить Его, а ей было даровано столь высокое положение — стать одной из приближенных Его матери. Она была возвышена до уровня матерей. Такую милость, такую доброту Он явил, не став судить, не думая, заслужила ли она это благословение, так у кого же еще, кроме доброго, мягкосердечного Кришны, нам искать прибежища?»

Сказанное проникло в сердце Пундарика Видьянидхи и зазвучало в нем, породив такую силу, что он был ошеломлен; а затем, задрожав и безумно жестикулируя, он стал рвать на себе волосы и шелковые одежды, ударом ноги отбросив прочь табак и трубку. Его одежды и роскошное ложе пришли в беспорядок, а сам он катался по полу и рыдал: кам ва дайалум шаранам враджема — «У кого, у кого помимо Него мы будем искать прибежища?»

Тогда Гададхар Пандит решил: «В своем уме я нанес великое оскорбление Пундарику, из-за роскошного платья и образа жизни посчитав его не вайшнавом. В действительности же он великий вайшнав — как подействовало на него воспоминание о Кришне!»

Затем Гададхар Пандит открыл свои мысли Мукунде:

«О Мукунда, я оскорбил великого вайшнава. Что со мной будет? Впервые увидев, я осудил его, нанес ему оскорбление. Полагаю, что если бы я принял от него мантру — стал бы его учеником, — то он простил бы все мои оскорбления. Нет иного способа очиститься от вайшнава-апарадхи. Я должен сказать об этом Господу Гаурачандре, Нимаю Пандиту».

Так они покинули дом Пундарика Видьянидхи, и Гададхар пошел к Нимаю Пандиту просить разрешения стать учеником Пундарика Видьянидхи.

Прежде чем кто-либо узнал, что Пундарик прибыл из Чхаттаграма в Набадвип, и даже до встречи Пундарика с Махапрабху, тот внезапно вскричал: «О Бап Пундарик, Бап Пундарик!» Так, находясь в настроении Шримати Радхарани, Нимай повторял его имя. Слово «бап» означает «отец», так что смысл Его восклицаний был: «Отец Пундарик! Отец Пундарик!» Так, в настроении Радхарани, Нимай Пандит взывал к его имени.

Когда Гададхар высказал свою просьбу Махапрабху, Господь сразу же ответил: «Да, это было бы правильно. Скорее пойди и стань его учеником». В Гаура-лиле Гададхар представляет Радхарани, а в Кришна-лиле Пундарик — отец Радхарани: гуру подобен отцу, ученик подобен ребенку. Итак, Махапрабху сразу же согласился, и Гададхар принял посвящение у Пундарика Видьянидхи. То был ни кто иной, как Вришабханураджа, а Гададхар был Радхарани, воплотившейся в Гаура-лиле

Пундарик Видьянидхи не совершал омовений в Ганге, поскольку не мог допустить, чтобы его ноги коснулись ее святых вод. Перед рассветом он приходил к Ганге и омывал ее водой свою голову. Он не ходил к Ганге днем, потому что не мог вынести вида людей, злоупотреблявших ее святостью, окунавшихся в Гангу и плевавших в нее, загрязняя ее чистые воды. Обычно перед поклонением, молитвой или чем-то подобным пандиты совершают омовение в Ганге и постятся, очищая свое тело от греха, но Пундарик Видьянидхи перед ежедневным поклонением и исполнением повседневных обязанностей предпочитал выпить немного воды Ганги, тем самым являя нам пример почтения к святой реке.

В Пури его ближайшим другом был Шри Сварупа Дамодар. По прибытии в Пури он ощутил в своем сердце боль, поскольку жрецы-слуги Господа Джаганнатха облачали Господа в крахмальную ткань. Когда ткань изготавливают на ручном ткацком станке, то нить вымачивают в рисовом отваре, действующем в качестве клея, крепко удерживающего нить. Такая ткань считается нечистой, и перед предложением Божеству ее нужно прополоскать в воде. Жрецы в Пури не следовали этому правилу, и для облачения Господа Джаганнатха использовали обычную, не промытую в воде ткань. Пундарик Видьянидхи не мог с этим смириться.

Той же ночью он увидел сон, в котором Джаганнатх и Баларама, придя к нему, били его по щекам, говоря: «Ты пришел сюда, чтобы искать изъяны в наших слугах? Вот тебе!»

Божества наносили ему пощечины, и сон был настолько реальным, что, проснувшись утром, он обнаружил, что щеки его горят. Он поведал о случившемся своему ближайшему другу, Сварупе Дамодару: «Дорогой Сварупа Дамодар, я оказался в таком положении. Я питал в своем сердце дурные чувства к этим служителям, так что Джаганнатх и Баларама наказали меня. Взгляни, как распухли мои щеки!»

Таков был характер Пундарика Видьянидхи. Сказано, что по своему духовному естеству он был воплотившимся на этой земле отцом Шримати Радхарани. Даже незначительное влияние этого святого дня, дня его явления, окажет нам огромную помощь в нашем духовном росте. 

Явление Шри Рагхунанданы Тхакура

В-третьих, в этот же день родился Рагхунандана Тхакур. Он появился на свет в местности Шрикханда, в окрестностях Катвы, в семье кавираджей, аюрведических врачей. Рагхунандана был сыном Мукунды Кавираджа, столь признанного целителя, что за помощью к нему обращались даже цари. Рагхунандана провел всю жизнь в безбрачии. Весь его облик был необыкновенно красив, и он очень любил танцевать. Конечно, с самого начала жизни он обладал естественной преданностью Господу.

В семье Мукунды Тхакура поклонялись собственному, передававшемуся из поколения в поколение алтарному изображению Господа. Однажды, когда Рагхунандана был еще подростком, только недавно получившим священный шнур и право поклоняться Божеству, его отец обратился к нему с просьбой: «Мне придется уйти, и я не смогу вернуться вовремя. Пожалуйста, поклонись Божеству и предложи Ему пищу — бхогам». Буквально он сказал: «Постарайся накормить моего Господа».

Когда он отбыл, мать Рагхунанданы приготовила множество кушаний и принесла их в храм, попросив Рагхунандану предложить их алтарному изображению. Обычно при поклонении двери держат закрытыми, так что Рагхунандана, предлагая пищу, молился Господу в закрытом помещении храма: «Пожалуйста, отведай кушанья, которые я Тебе принес — пожалуйста, ешь».

Однако Шри Мурти не отвечало и не спускалось с алтаря. Рагхунандана заплакал: «Мой отец будет недоволен мной! Он просил, чтобы я накормил Тебя, а Ты отказываешься вкушать пищу. Меня накажут. Ты должен попробовать ее!»

Мальчик так искренне плакал и просил, что Кришна съел предложенное, и довольный Рагхунандана вышел из алтарной.

Затем пришла его мать, чтобы забрать прасадам:

— О, что же это? Все блюда совершенно пусты!

— Меня попросили накормить Божество, и Оно съело пищу, — ответил ей Рагхунандана. В гневе мать сказала ему:

— Ты сам все съел! Божество не ест. Мы предлагаем Ему пищу и все остается, как было, так что потом мы забираем прасадам. А ты оказался обманщиком, и съел все один.

— Нет, нет, я ничего не ел, все было съедено Божеством.

— Но это же невозможно, глупый мальчик! Ты хочешь меня одурачить? То, что ты говоришь, невообразимо!

У Рагхунанданы полились слезы:

— Нет, я говорю правду.

— Ну хорошо, вот приедет отец, я попрошу, чтобы он тебя наказал.

Когда Мукунда вернулся домой, мать Рагхунанданы пожаловалась:

— Твой сын вырос обманщиком! Он сказал, что всю еду съело Божество.

Рагхунандана тоже обратился к отцу:

— Да, Божество ело. Сначала Господь отказался от еды, но вкушал ее потом, когда я заплакал.

— Неужели это правда?

— О да, чистая правда, я не лгу.

— Можешь показать мне?

— Попробую.

Ему предоставили возможность еще раз совершить поклонение, и, спрятавшись, отец увидел, как Божество ест предложенную пищу.

Вот какой преданный был Рагхунандана Тхакур. Зрелище его танца во время санкиртаны было настолько прекрасным, что им был очарован Сам Махапрабху. На Ратха-ятре Господа Джаганнатха пело и танцевало семь групп вайшнавов, и в группе преданных из Шрикханды танцором был Рагхунандана.

Так что сегодня — день, отмеченный святой памятью Шри Рагхунанданы Тхакура, признаваемого аватарой Прадьюмны. В продолжение его жизни произошло множество других событий — я упомянул лишь некоторые. Мы знаем, что у берега озера Мадху-пушкарини растет дерево джамбу, и по его воле на том дереве ежедневно, для поклонения его Божеству, расцветают два цветка кадамбы. Он совершил множество удивительных деяний. 

Явление Шри Рагхунатха Даса Госвами

Четвертым из тех великих святых, кто явился в этот день, был Шри Рагхунатх Дас Госвами. Он родился около пятисот лет назад в селении Кришнапур, в округе Хугли, и происходил из касты каястха. У его отца, Хираньи Мазумдара, был брат по имени Говардхан, и оба они были крупными землевладельцами. Рагхунатх рос в их семье единственным ребенком. В то время они собирали 20 лакхов (2 000 000) рупий налогов, из которых 12 лакхов должны были уплатить царю, так что чистый доход их семьи составлял 8 лакхов.

Рагхунатх услышал о Махапрабху вскоре после того, как Он принял санньясу. Хиранья и Говардхан были знакомы с Адвайтой Ачарьей, и обычно предлагали ежегодное пожертвование всем виднейшим бенгальским знатокам санскрита, равно как и их школам.

Когда Махапрабху, приняв санньясу, вернулся в дом Шри Адвайты Ачарьи (Адвайта-бхаван), Рагхунатх Дас посетил Его и потерял разум от любви к Кришне. Его сердце совершенно растаяло от красоты и обаяния Махапрабху, уровня Его преданности и глубины Его учения. Сам Махапрабху понимал, какое впечатление Он произвел на юношу. Рагхунатх никогда не покинул бы Махапрабху, но Господь сказал ему: «Ступай домой. Не проявляй чрезмерного рвения, владей собой. В сердце своем храни святую любовь к Кришне, не проявляя ее внешне. Не действуй напоказ. Очень скоро наступит время, когда Кришна укажет тебе путь, откроет тебе дорогу. Не допускай лицемерия, храни это в глубинах сердца».

стхира хан̃а̄ гхаре йа̄о, на̄ хао ва̄тула
краме краме па̄йа лока бхава-синдху-кӯла

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.237)

«Успокойся и ступай домой — не будь безумцем. Пучину мирского бытия не переплывешь одним рывком».

Впоследствии, в Панихати, Рагхунатх познакомился с Нитьянандой Прабху, и получил от Него повеление: «Ты сын богатого человека, поэтому устрой большой пир и накорми Моих учеников».

Рагхунатх исполнил Его просьбу, и Нитьянанда Прабху был очень доволен им. Благословляя Рагхунатха, Он сказал: «Твое время скоро придет», а затем обратился к преданным: «Вот юноша — владелец огромного состояния, который мог бы наслаждаться всем, к чему стремится молодежь, но он думает не об этом. Благодать Кришны вошла в его сердце, и его не волнует ничто мирское: забыв о себе, он хочет покинуть свой дом, полный роскоши, желая стать уличным нищим. Он забыл о себе ради Кришны. Только взгляните, сколь высок его идеал — идеал преданности и любви к Господу. Любовь к Кришне сделала его безумным. Он очень, очень удачлив. Его не смогли удержать ни роскошь, ни почет, достойные царя».

Итак, он вернулся домой, но Хиранья и все домашние заметили, что он уже не входит во внутренние покои. Отец и старшие пришли к выводу, что здоровье Рагхунатха серьезно ухудшилось, так что, отобрав десять человек, они поручили им следить за ним, чтобы, в случае новой попытки, он не смог бы покинуть дом.

Однажды ранним утром, еще до восхода солнца, их неожиданно навестил их семейный гуру Ядунандана Ачарья. Повстречав Рагхунатха во внешних покоях дома, он обратился к нему со словами: «Мне необходимо уйти по очень важному делу, и здесь нет никого, кто мог бы поклоняться Божеству у меня дома. Так что, пожалуйста, попроси от моего имени какого-нибудь ученика-брахмана послужить Божеству день или два, пока я не вернусь». Затем Ядунандана Ачарья направился к выходу, а Рагхунатх последовал за ним, и, заметив, что он уходит с их семейным гуру, стража не задержала его. Пройдя какое-то расстояние, Рагхунатх сказал гуру: «Вы можете уйти по вашему делу, а я попрошу достойного человека проводить поклонение в ваше отсутствие».

Гуру ушел, а Рагхунатх сумел воспользоваться выпавшим ему случаем. Возможно, он действительно нашел человека, готового служить Божеству учителя, но сам поспешил уйти, направившись в сторону от Пури: он понимал, что обнаружив его исчезновение, его близкие пошлют на поиски людей, приказав тем искать его на дороге в Пури. Вот почему в продолжение целого дня он шел в другую сторону. Остановившись на ночлег в доме пастуха, он взял у него немного молока и переночевал в коровнике, а утром пошел в Пури.

Обнаружив исчезновение Рагхунатха, его близкие узнали от охраны, что он ушел с их семейным гуру, но в доме гуру его не нашли. Решив, что он ушел в Пури, они отправили в погоню за ним десять человек, но те вернулись ни с чем. Сумев таким образом ускользнуть от своих преследователей, Рагхунатх шел в Пури двенадцать дней, причем девять из них он не принимал пищи — в эти дни еда ему не понадобилась: его питала переполнявшая его божественная любовь.

Ему было известно, что Шри Чайтанья находился в Гамбхире, в Каши Мишра бхаване, и, придя туда, во дворе дома он упал в поклоне перед Махапрабху.

Мукунда Датта объявил Господу о прибытии Рагхунатха, и Махапрабху сказал: «О да, да, позаботьтесь о нем. Он добрался сюда с великими трудностями — он долго шел без еды. Ухаживайте за ним несколько дней, а затем он сам позаботится о себе».

Таково было указание Махапрабху, и в течение нескольких дней Рагхунатх принимал там прасадам. Затем он стал просить подаяние у ворот храма Джаганнатха.

Убедившись, что не в силах вернуть его домой, его родные отказались от дальнейших попыток возвращения. Они направили к нему брахмана и двух слуг, дав им денег и поручив проследить, чтобы Рагхунатх не умер от голода; кроме того, их попросили снять для него дом. И хотя их посланники сделали все возможное, Рагхунатх по-прежнему жил подаянием. Однажды, по прошествии двух лет, он пригласил Махапрабху вкусить прасадам в том доме, и, желая сделать ему приятное, Господь согласился. Но впоследствии сам Рагхунатх решил не повторять подобного приглашения, рассудив: «Все это служит лишь моему имени, моей славе. Махапрабху не был доволен этим прасадом».

Сварупа Дамодар был самым дорогим приближенным Махапрабху, и, кроме того, был известен как человек глубоких познаний. Рагхунатх тоже получил прекрасное образование — как мы знаем, он оставил нам прекрасные стихи на санскрите. Махапрабху поручил Рагхунатха заботам Сварупы Дамодара, сказав: «Я попрошу Сварупу Дамодара заботиться о тебе, и он подскажет тебе, что нужно для твоей жизни в преданности».

Известно, что как-то раз Рагхунатх обратился к Махапрабху со словами:

«Зачем Ты заставил меня покинуть дом, и в чем мое высшее благо? Если бы Ты соблаговолил Сам сказать мне об этом, мое сердце было бы удовлетворено».

Махапрабху ответил:

«Я поручил тебя заботам Сварупы Дамодара, и он больше Меня подготовлен к этому. Если же хочешь услышать что-нибудь от Меня, Я скажу тебе кратко:

гра̄мйа-катха̄ на̄ ш́унибе, гра̄мйа-ва̄рта̄ на̄ кахибе
бха̄ла на̄ кха̄ибе а̄ра бха̄ла на̄ парибе

ама̄нӣ ма̄нада хан̃а̄ кр̣ш̣н̣а-на̄ма сада̄ ла’бе
врадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-сева̄ ма̄насе карибе

(«Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 6.236,237)

«Не вовлекайся в мирские беседы. Всеми силами избегай мирского. Не вкушай изысканных блюд, принимай обычную пищу, пришедшую без особых усилий, не носи роскошных одежд. Всегда воспевай Имя Кришны, воздавая почтение другим и не ожидая никакого почтения для себя. Будь скромен, не стремись прославиться. Таким образом старайся всегда воспевать Имя Кришны, а в сердце своем старайся служить Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване. Умом своим пребывай во Вриндаване, воздавая служение лиле Шри Шри Радхи и Кришны».

Махапрабху сказал Рагхунатху, что эти слова содержат суть того, что Он хотел бы ему посоветовать, и, вслед за тем, вновь взяв руку Рагхунатха, Он вложил ее в руку Сварупы Дамодара, сказав: «Я поручаю тебя заботам Сварупы Дамодара, он — лучший духовный учитель, он позаботится о тебе».

Со времени прихода Рагхунатха в Пури Махапрабху прожил там еще шестнадцать лет, а затем покинул этот мир. Тогда и Рагхунатх ушел из Пури и направился во Вриндаван, думая: «Я обрел то, что должен был обрести, теперь же я хочу лишь однажды увидеть Вриндавана-дхаму, после чего покину этот мир, бросившись с высочайшей из вершин Говардхана». С этой мыслью он и отправился во Вриндаван, а там встретился с Санатаной Госвами и Рупой Госвами, что стало для него началом новой жизни. Рагхунатх думал: «О, что это? Махапрабху не покинул нас — сейчас Он живет в них».

Махапрабху наделил Рупу и Санатану силой сохранить поток преданности, воспринятый ими от Него, и представить его в новом свете. Их просили доказать цитатами из различных шастр, что учение Махапрабху составляет глубинную суть и цель всех священных писаний. Как сказано в «Бхагавад-гите»: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах — «Цель всех богооткровеных писаний — показать, что Я Высочайший Центр, Абсолют». Поэтому Махапрабху сказал: «Кришна — Абсолют. С помощью различных священных писаний, а также сказаний, всеми возможными средствами, старайтесь доказать, что Кришна — это Сваям Бхагаван, Всевышний, и что Враджа-лила, Вриндавана-лила, есть высочайшее из всего, чего можно достичь».

Два брата уже начали эту работу, когда к ним пришел Рагхунатх, осознавший: «Махапрабху теперь здесь». Отказавшись от мысли покинуть мир, он стал учеником Рупы и Санатаны. Известно, что когда-то Махапрабху сказал Санатане Госвами: «Мои последователи очень бедны и беззащитны, так что тебе следует заботиться о них, когда бы они ни приходили во Вриндаван. Ты должен стать покровителем всех Моих учеников, приходящих во Вриндаван». Вот почему Санатана помогал Рагхунатху, когда тот пришел во Вриндаван.

Рагхунатх настолько забывал о себе, что в один из дней, когда он сидел на берегу Радха-кунды и воспевал Святое Имя, он не заметил тигра, пришедшего в ту местность на водопой. Случайно став свидетелем этой сцены, Санатана Госвами был изумлен увиденным. До того времени Рагхунатх жил под деревом, но Санатана сказал ему: «Пожалуйста, построй себе дом и живи в нем. Не пренебрегай моей просьбой — я очень прошу тебя сделать это». Тогда Рагхунатх построил себе небольшую хижину и с тех пор жил в ней. Его вайрагья, отрешенность, не знала себе равных. Как ни велико было безразличие Санатаны, Рупы и остальных Госвами к мирским наслаждениям, отрешенность Рагхунатха была еще большей.

Временами, когда жил в Пури, он выходил просить прасад у ворот храма Джаганнатха, а порой получал его в бесплатной кухне, устроенной для нищих. Но затем он пришел к заключению: «Я пользуюсь тем, что создано чужой кармой».

Оставшийся от Господа Джаганнатха прасад обычно отдают коровам Джаганнатха Пури, но даже коровы отказываются его есть, когда он настолько теряет свежесть, что издает дурной запах. Рагхунатх же стал питаться этим прасадом, промыв его водой и добавив немного соли. Однажды об этом услышал Махапрабху. Он пришел к Рагхунатху, когда тот собирался принять «пищу» и неожиданно взял немного Себе. Отведав ее, Он заметил: «Я много раз пробовал прасад Джаганнатха, но такого сладостного не вкушал никогда!»

Так что же является вкусом прасада? Это не мирской вкус. У Рагхунатха была столь сильная вера в прасад, что он, потомок семьи, купавшейся в царской роскоши, мог жить, питаясь прогнившей пищей со щепоткой соли: настолько безразличен он был ко всему мирскому. А на закате своей жизни, во Вриндаване, он принимал лишь одну миску гхола, пахты, в день. Это невозможно для человека из плоти и крови. Великие души, подобные Госвами, в действительности пришли сюда из другого мира: вот почему они смогли явить нам идеал отрешенности. Это невозможно для обычных людей — они умрут, попытавшись практиковать подобное отречение. Но, соблюдая такую вайрагью, Госвами показали нам идеал. В то же время Рагхунатх изучал написанное Рупой Госвами о высочайшем из чувств преданности — мадхура-расе

Высший уровень преданного служения

Шрила Рагхунатх Дас Госвами явил глубочайшее понимание высшего уровня, наиболее сокровенного в святом преданном служении, коим является Радха-дасьям — смиренное служение Шримати Радхарани: поэтому его называют прайоджана-ачарьей. Шрилу Санатану Госвами его преемники обычно считают ачарьей самбандха-гьяны. Слово самбандха означает «вещи как они есть» — «каково мое место в духовной иерархии», и это было прекрасно разъяснено Шрилой Санатаной Госвами. А абхидхея — то, что мы должны развивать, чтобы достичь нашей цели, — было, в основном, описано Шрилой Рупой Госвами. Он учил нас, как нам достичь царства любви — высшей цели жизни. А высочайшее из наших достижений, то есть прайоджана, было ясно указано Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами. В своей знаменитой шлоке он пишет:

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи

Эта шлока учит нас высочайшему, что можем достичь мы, последователи Шри Чайтаньи Махапрабху. Что же это за достижение? Шрила Рагхунатх Госвами так обращается к Шримати Радхарани: «О царица моего сердца, вот уже много, много времени я с великим терпением ожидаю Твоей милости, настолько сладостной для меня, что без нее я не могу жить. От нее тает сердце, она влечет к себе сердце, она сокрушает сердце. Она затрагивает такие глубины моего существа, что я не могу жить без служения Тебе. Так или иначе, я сумел пройти столь долгий путь, выдержать долгое время, но сейчас у меня нет терпения. Будь милостива: если Ты не смилостивишься надо мной, у меня нет надежды. Мое терпение подошло к концу.

Здесь завершается моя жизнь, и я не знаю, зачем мне этот Вриндаван? Вриндаван мне ни к чему! Зачем мне продолжать мою жизнь? Она бесполезна — она пройдет совершенно зря. Я не смог полюбить даже Вриндаван, связанный с лилой Кришны. Что говорить о Вриндаване, без Тебя я не могу наслаждаться даже обществом Кришны. Без Тебя даже Кришна не имеет для меня значения. Я не могу больше ждать, не могу наслаждаться ни собственной жизнью, ни этой местностью, ни даже Самим Кришной — если Он Сам придет благословить меня, я не смогу насладиться этим вне связи с Тобой.

Так что, пожалуйста, будь милостива ко мне. Ты — все и вся. Без Тебя осознание Кришны не будет Его осознанием. Твое положение в лиле Кришны столь значительно и столь прекрасно, Ты — центр всей Его лилы. Без Тебя я не представляю себе жизни. Я полностью предаюсь Тебе, моя Царица».

Это Радха-дасьям. Высшее из наших достижений — в служении Шри Радхе, поскольку Она одна способна привлечь всю полноту милости Кришны. Она — Его вторая половина, и Она привлекает от Кришны к Себе наивысшую расу, высочайшее блаженство, — максимальное как в количестве, так и в качестве. Вот почему преданные, что служат Шримати Радхарани, обретают расувысочайшего качества, получа я ее от Кришны в ответ на свое служение. Этого нельзя обрести никаким иным путем. Служение, пришедшее через Шримати Радхарани, — служение высочайшего качества, вот почему служение Ей должно стать summum bоnum нашей жизни.

Все это было ясно сказано Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами, признанным прайоджана-ачарьей, наставником, указывающим нам высочайшую цель нашей жизни. Благотворное влияние этого дня и наша смиренная попытка обсудить все эти вопросы помогут нам достичь этой цели. Сегодняшний день — день прихода на землю удивительных, великих святых! 

Уход Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Кроме того, сегодняшний день — день ухода Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур появился на Земле приблизительно через сто восемьдесят лет после явления Шри Гаурангадева. Желая помочь преданным, которые должны были примкнуть к сампрадае в будущем, он составил комментарий к «Шримад-Бхагаватам» и целому ряду других писаний. Он был поистине великим ачарьей. Пользуясь собственным, особым подходом, он тщательно рассмотрел множество духовных вопросов, указав правильный подход к их решению. Он был шастрическим проявлением Шри Рупы-Санатаны и других Госвами. По его милости Шри Баладева Видьябхушана составил гаудия-вайшнавский комментарий к «Веданта-сутре», известный как «Шри Говинда-бхашья». От подобных великих наставников мы можем узнать очень и очень многое.

Шрила Вишванатха Чакраварти родился в брахманской семье в селении Деваграм, расположенном в районе Муршидабада. Выдающийся знаток санскрита, он примкнул к линии Шри Нароттама Тхакура и оставил нам множество произведений, позволяющих нам достоверно и во многих деталях узнать об удивительных лилах Махапрабху и Радхи-Кришны, о Вриндаване, Набадвипе и гуру-парампаре. Именно он написал гимн «Гурваштакам», который мы поем ежедневно, и он же составил множество других важных работ. Шрила Рупа Госвами написал «Шри Бхакти-расамрита-синдху», «Океан блаженного нектара преданности», а Шрила Вишванатха написал «Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду», описав одну каплю того океана. Вдохновленный «Шри Уджджвала-ниламани», «Сияющей драгоценностью мира вышнего» Шри Рупы, описывающей Кришну в мадхура-расе, он подарил читателям «Уджджвала-ниламани-кирану», один луч сияния той драгоценности. Таким образом, он создал целые тома стихов и прозаических произведений. Подобно тому, как Шри Рупа Госвами описал ашта-калия-лилу Кришны, двадцатичетырехчасовое служение Шри Шри Радхе и Говинде, он описал двадцатичетырехчасовое служение Шримана Махапрабху в Чайтанья-лиле. Совершив, таким образом, великое служение сампрадае, он щедро одарил нас своей милостью. 

Уход Шримад Бхарати Махараджа
и Шримад Парвата Махараджа

Помимо этого, сегодняшний день — день ухода двух наших старших духовных братьев, учеников-санньяси нашего Гуру Махараджа, Триданди Свами Шримад Бхакти Вивеки Бхарати Махараджа и Триданди Свами Шримад Бхакти Сварупы Парвата Махараджа. Исполняя указание Шрилы Прабхупады, оба они очень много проповедовали, и Шри Бхарати Махарадж завоевал у слушателей большую любовь: его проповедь была очень увлекательна и производила чрезвычайно глубокое впечатление. С самого начала мы очень ценили стиль его проповеди.

Шри Парват Махарадж тоже был одним из первых учеников нашего Гуру Махараджа. Он родился в Сварупа Гандже, на противоположном (от Набадвипы) берегу Ганги, причем появился на свет в доме, расположенном непосредственно по соседству с Сурабхи-кунджей, где некоторое время жил Шрила Бхактивинод Тхакур. Он рассказывал мне, что в детстве наблюдал, как Шрила Бхактивинод Тхакур воспевает Святое Имя. Рано утром Шрила Бхактивинод повторял Харе Кришна маха-мантру — в точности так же, как один человек зовет другого, находящегося вдалеке. Совершенно естественно — как один человек зовет к себе другого. Вот таким образом — живо, естественно, он взывал к Кришне. Он был уже стар, и тело его было ослаблено ревматизмом. Там было сделано цементное сиденье, и, спокойно прогуливаясь вокруг, он иногда, если чувствовал усталость, садился на него. Это сиденье находится там по сей день.

Итак, в совсем юном возрасте Шримад Парват Махарадж пришел к Шриле Прабхупаде и нашел у него прибежище. В течение долгого времени он был хранителем Бхакти-кутира, — в то время «штаб-квартиры», — небольшого дома на побережье в Пури, принадлежавшего Шриле Бхактивиноду Тхакуру. Затем, когда Прабхупада начал свою проповедь, Парват Махарадж принял санньясу, и при жизни Прабхупады проповедовал по всей Бенгалии и за ее пределами. Он основал матх в Ориссе.

Я помню, как однажды, когда я только что присоединился к Матху, он рассказывал одному джентльмену о том, как проповедовал на востоке Бенгалии. В той местности люди вступили с ним в спор: «Зачем вы пришли сюда проповедовать? Разве вы не знаете, что на берегу реки, недалеко отсюда, живет сиддха-махатма? Он достиг высочайшей из целей жизни. Вы ходили к нему?» Он им ответил: «Да, я видел немало сиддх алу-сиддху и тому подобное!»

Слово «сиддха» может означать «достигший совершенства», а может иметь и другое значение — «вареный», так что смысл сказанного им был: «Я видел множество сиддх, много вареного — вареный картофель, вареную капусту и много чего еще. Все это у нас уже есть, столько вареного!»

Ему сказали: «Что это вы говорите? Вы же оскорбляете его!», а он им ответил: «Нет, это не оскорбление. Обладатели всех этих сиддх ничего не знают. Высочайшим является то, что принес нам Махапрабху, а все прочие утверждения — обман. Мы пришли от великого махатмы указать вам высочайшую цель жизни, ее summum bonum — следование учению Махапрабху и „Бхагаватам“. Мы не любим этих мошенников-сиддхов, обманывающих людей под прикрытием одежд праведника».

Такой была великая проповедь в Шри Гаудия Матхе того времени.

Я приложил все мои силы, чтобы в полную меру своих способностей передать вам мои скромные знания о тех махатмах, и молюсь, чтобы, довольные нами, они даровали нам свое благорасположение. Свой рассказ я завершу такой молитвой:

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣1

 


1 «Я предлагаю свои смиренные поклоны всем великим вайшнавам, подобным волшебным древам желаний, исполненным милосердия и сострадания к падшим душам».




←  «Шри Кришна Васанта-панчами. Прославление Шри Вишнуприи Деви». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «День явления Шрилы Рагхунатха Даса Госвами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 февраля 2009 года. Колката, Индия  →

Russian

 Явление Шримати Вишнуприи Деви

Сегодня священный день Васанта-панчами (пятый день светлой половины месяца Магх), когда Кришну почитают  свежими весенними цветами. На этот день пришлось святое явление Шримати Вишнуприи-деви. Ее отцом был Шри Санатана Мишра из Набадвипы —  брахман и великий преданный Господа Вишну. Шримати Вишнуприя-деви — вечная супруга Шри Гаурасундара в Его образе Гаура-Нараяны, и, согласно «Шри Гаураганоддеша-дипике», Она была Сатьябхамой в Дварака-лиле Кришны.

Шримати Вишнуприя — вторая жена Шримана Махапрабху в период, когда Он жил дома. С самого детства Она была предана святому служению Господу. Кашинатха Пандит был сватом при Ее бракосочетании с Махапрабху.

Она была идеалом святой преданности лотосоподобным стопам Шри Чайтаньи. Ей было всего лишь четырнадцать лет, когда Махапрабху принял санньясу, и весь остаток Своей жизни Она провела в отречении от мирских радостей. С раннего утра Она весь день повторяла Святое Имя, после каждой прочитанной маха-мантры бросая в глиняный горшок зернышко риса. Повторив должное количество раз, Она готовила этот рис и предлагала его Господу, и это было все, чем Она поддерживала Свою жизнь; со временем Она дошла до крайнего истощения. Вот так Она проводила Свои дни.

После ухода Шачи-деви Ей помогал Ее брат; у Нее появилось Шри Мурти (алтарное изображение) Махапрабху, и Она поклонялась Ему в этом образе. Со времен Вишнуприи это поклонение продолжается по сей день — здесь, в Набадвипе, в храме Махапрабхура-бари («Дом Махапрабху»). Вот почему этот день года особо связан с той святой памятью, которую оставила Она по Себе, и мы можем снискать Ее милость, прославляя в этот день Ее имя и обсуждая Ее деяния. Она будет ублаготворена, и, довольный нами, Шри Чайтаньядев поможет нам сделать еще один шаг на нашем духовном пути к Нему. 

Явление Шри Пундарика Видьянидхи

Кроме того, сегодняшний день — день явления Шри Пундарика Видьянидхи, которого называют Вришабханураджей Варшаны, Вриндаваны, — отцом Шримати Радхарани. Шри Пундарик Видьянидхи появился на свет в брахманской семье в Чхаттаграме, и титула «Видьянидхи» удостоился впоследствии, благодаря своей учености. Внешне он был большим любителем роскоши. В то время люди, которые могли себе это позволить, на какой-то срок снимали дом в Набадвипе на берегу Ганги, чтобы иметь возможность каждый день омываться в священной реке; прожив здесь некоторое время, они возвращались домой зарабатывать себе средства к существованию. У Пундарика Видьянидхи тоже был дом в Набадвипе.

В Гаура-лиле Гададхар Пандит — Сама Шримати Радхарани. В то время Гададхар Пандит был еще совсем молод (он был моложе Махапрабху). Мукунда Датта, ученик и горячий почитатель Махапрабху Шри Чайтаньядева, происходил из Чхаттаграма, родного селения Пундарика Видьянидхи, и знал, что Пундарик Видьянидхи — человек высочайшего благочестия, настоящий бхагаватабхакта Кришны. Но внешне Пундарик Видьянидхи был склонен к роскоши. Он был очень богат, он был заминдаром (крупным землевладельцем), и Мукунда Датта уже знал его, когда пришел в Набадвип, поскольку оба они были родом из одной местности. Однажды Мукунда Датта пришел к Гададхару Пандиту и спросил его: «Не желаешь ли ты получить даршан вайшнава?» 

С самого детства Гададхар Пандит очень любил вайшнавов и Кришна-нам, и он очень привязался к Нимаю Пандиту, когда тот вернулся из Гайи. Прежде он очень боялся Нимая, поскольку каждый раз при их встрече с некоторой, кажущейся, придирчивостью Нимай Пандит налетал на него с вопросами об этимологии и тому подобных предметах. Но вернувшись из Гайи, явив Себя в облике преданного, Шри Чайтаньядев сказал однажды: «О Гададхар, с самого детства ты предан Кришне, а Я бесполезно проводил Свои дни в дискуссиях о грамматике и мирской литературе. Твое время, мой друг Гададхар, прошло не зря, а с огромной пользой. Ты достиг совершенства жизни. С самого детства ты питал любовь к Кришна-наму». Итак, уже на заре жизни, сердце Гададхара Пандита было расположено к Кришне, и поэтому, когда Мукунда Датта спросил его: «Не желаешь ли увидеть вайшнава, прибывшего издалека?», ответом его было: «Да, да, конечно, — отведи меня к нему».

Вот как Мукунда Датта привел Гададхара Пандита к Пундарику Видьянидхи. И что за вайшнава увидели они перед собой? Пундарик Видьянидхи восседал на роскошном ложе, покуривая дорогую, богато украшенную трубку. Его голову украшали прекрасно ухоженные, смазанные маслом кудри, а тело было умащено разнообразными дорогими пастами. Двое слуг с обеих сторон овевали его опахалами. 

Гададхар Пандит подумал: «Зачем Мукунда привел меня к этому любителю роскоши, восседающему на ложе с трубкой в руках? Разве это вайшнав — человек, к которому он меня привел?» Видя разочарование Гададхара, замечательный певец Мукунда Датта прекрасно напел следующую шлоку из «Бхагаватам»:

ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇
джигха̄м̇сайа̄па̄йайад апи аса̄дхвӣ
лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ‘нйам̇
кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема

(«Шримад-Бхагаватам», 3.2.23)

Мукунда воспел эту шлоку очень нежным, приятным голосом, и это оказало удивительное воздействие на Пундарика Видьянидхи. Эта шлока «Бхагаватам» гласит: «К кому еще, помимо Кришны, следует нам прийти? Кто столь же добр и милостив? Нет предела Его милости — ведь Баки-Путана, облачившись в одежду матери (дхатри), приходила, желая вероломно убить Кришну, Он же позволил ей стать одной из Своих кормилиц. Столь милосерден Господь — к кому же еще нам стремиться?»

Таков смысл этого стиха. «Она смазала свою грудь смертельным ядом и пришла кормить младенца Кришну. Столь вероломным было ее деяние. Под маской материнской любви она попыталась убить Его, а ей было даровано столь высокое положение — стать одной из приближенных Его матери. Она была возвышена до уровня матерей. Такую милость, такую доброту Он явил, не став судить, не думая, заслужила ли она это благословение, так у кого же еще, кроме доброго, мягкосердечного Кришны, нам искать прибежища?»

Сказанное проникло в сердце Пундарика Видьянидхи и зазвучало в нем, породив такую силу, что он был ошеломлен; а затем, задрожав и безумно жестикулируя, он стал рвать на себе волосы и шелковые одежды, ударом ноги отбросив прочь табак и трубку. Его одежды и роскошное ложе пришли в беспорядок, а сам он катался по полу и рыдал: кам ва дайалум шаранам враджема — «У кого, у кого помимо Него мы будем искать прибежища?»

Тогда Гададхар Пандит решил: «В своем уме я нанес великое оскорбление Пундарику, из-за роскошного платья и образа жизни посчитав его не вайшнавом. В действительности же он великий вайшнав — как подействовало на него воспоминание о Кришне!»

Затем Гададхар Пандит открыл свои мысли Мукунде:

«О Мукунда, я оскорбил великого вайшнава. Что со мной будет? Впервые увидев, я осудил его, нанес ему оскорбление. Полагаю, что если бы я принял от него мантру — стал бы его учеником, — то он простил бы все мои оскорбления. Нет иного способа очиститься от вайшнава-апарадхи. Я должен сказать об этом Господу Гаурачандре, Нимаю Пандиту».

Так они покинули дом Пундарика Видьянидхи, и Гададхар пошел к Нимаю Пандиту просить разрешения стать учеником Пундарика Видьянидхи.

Прежде чем кто-либо узнал, что Пундарик прибыл из Чхаттаграма в Набадвип, и даже до встречи Пундарика с Махапрабху, тот внезапно вскричал: «О Бап Пундарик, Бап Пундарик!» Так, находясь в настроении Шримати Радхарани, Нимай повторял его имя. Слово «бап» означает «отец», так что смысл Его восклицаний был: «Отец Пундарик! Отец Пундарик!» Так, в настроении Радхарани, Нимай Пандит взывал к его имени.

Когда Гададхар высказал свою просьбу Махапрабху, Господь сразу же ответил: «Да, это было бы правильно. Скорее пойди и стань его учеником». В Гаура-лиле Гададхар представляет Радхарани, а в Кришна-лиле Пундарик — отец Радхарани: гуру подобен отцу, ученик подобен ребенку. Итак, Махапрабху сразу же согласился, и Гададхар принял посвящение у Пундарика Видьянидхи. То был ни кто иной, как Вришабханураджа, а Гададхар был Радхарани, воплотившейся в Гаура-лиле

Пундарик Видьянидхи не совершал омовений в Ганге, поскольку не мог допустить, чтобы его ноги коснулись ее святых вод. Перед рассветом он приходил к Ганге и омывал ее водой свою голову. Он не ходил к Ганге днем, потому что не мог вынести вида людей, злоупотреблявших ее святостью, окунавшихся в Гангу и плевавших в нее, загрязняя ее чистые воды. Обычно перед поклонением, молитвой или чем-то подобным пандиты совершают омовение в Ганге и постятся, очищая свое тело от греха, но Пундарик Видьянидхи перед ежедневным поклонением и исполнением повседневных обязанностей предпочитал выпить немного воды Ганги, тем самым являя нам пример почтения к святой реке.

В Пури его ближайшим другом был Шри Сварупа Дамодар. По прибытии в Пури он ощутил в своем сердце боль, поскольку жрецы-слуги Господа Джаганнатха облачали Господа в крахмальную ткань. Когда ткань изготавливают на ручном ткацком станке, то нить вымачивают в рисовом отваре, действующем в качестве клея, крепко удерживающего нить. Такая ткань считается нечистой, и перед предложением Божеству ее нужно прополоскать в воде. Жрецы в Пури не следовали этому правилу, и для облачения Господа Джаганнатха использовали обычную, не промытую в воде ткань. Пундарик Видьянидхи не мог с этим смириться.

Той же ночью он увидел сон, в котором Джаганнатх и Баларама, придя к нему, били его по щекам, говоря: «Ты пришел сюда, чтобы искать изъяны в наших слугах? Вот тебе!»

Божества наносили ему пощечины, и сон был настолько реальным, что, проснувшись утром, он обнаружил, что щеки его горят. Он поведал о случившемся своему ближайшему другу, Сварупе Дамодару: «Дорогой Сварупа Дамодар, я оказался в таком положении. Я питал в своем сердце дурные чувства к этим служителям, так что Джаганнатх и Баларама наказали меня. Взгляни, как распухли мои щеки!»

Таков был характер Пундарика Видьянидхи. Сказано, что по своему духовному естеству он был воплотившимся на этой земле отцом Шримати Радхарани. Даже незначительное влияние этого святого дня, дня его явления, окажет нам огромную помощь в нашем духовном росте. 

Явление Шри Рагхунанданы Тхакура

В-третьих, в этот же день родился Рагхунандана Тхакур. Он появился на свет в местности Шрикханда, в окрестностях Катвы, в семье кавираджей, аюрведических врачей. Рагхунандана был сыном Мукунды Кавираджа, столь признанного целителя, что за помощью к нему обращались даже цари. Рагхунандана провел всю жизнь в безбрачии. Весь его облик был необыкновенно красив, и он очень любил танцевать. Конечно, с самого начала жизни он обладал естественной преданностью Господу.

В семье Мукунды Тхакура поклонялись собственному, передававшемуся из поколения в поколение алтарному изображению Господа. Однажды, когда Рагхунандана был еще подростком, только недавно получившим священный шнур и право поклоняться Божеству, его отец обратился к нему с просьбой: «Мне придется уйти, и я не смогу вернуться вовремя. Пожалуйста, поклонись Божеству и предложи Ему пищу — бхогам». Буквально он сказал: «Постарайся накормить моего Господа».

Когда он отбыл, мать Рагхунанданы приготовила множество кушаний и принесла их в храм, попросив Рагхунандану предложить их алтарному изображению. Обычно при поклонении двери держат закрытыми, так что Рагхунандана, предлагая пищу, молился Господу в закрытом помещении храма: «Пожалуйста, отведай кушанья, которые я Тебе принес — пожалуйста, ешь».

Однако Шри Мурти не отвечало и не спускалось с алтаря. Рагхунандана заплакал: «Мой отец будет недоволен мной! Он просил, чтобы я накормил Тебя, а Ты отказываешься вкушать пищу. Меня накажут. Ты должен попробовать ее!»

Мальчик так искренне плакал и просил, что Кришна съел предложенное, и довольный Рагхунандана вышел из алтарной.

Затем пришла его мать, чтобы забрать прасадам:

— О, что же это? Все блюда совершенно пусты!

— Меня попросили накормить Божество, и Оно съело пищу, — ответил ей Рагхунандана. В гневе мать сказала ему:

— Ты сам все съел! Божество не ест. Мы предлагаем Ему пищу и все остается, как было, так что потом мы забираем прасадам. А ты оказался обманщиком, и съел все один.

— Нет, нет, я ничего не ел, все было съедено Божеством.

— Но это же невозможно, глупый мальчик! Ты хочешь меня одурачить? То, что ты говоришь, невообразимо!

У Рагхунанданы полились слезы:

— Нет, я говорю правду.

— Ну хорошо, вот приедет отец, я попрошу, чтобы он тебя наказал.

Когда Мукунда вернулся домой, мать Рагхунанданы пожаловалась:

— Твой сын вырос обманщиком! Он сказал, что всю еду съело Божество.

Рагхунандана тоже обратился к отцу:

— Да, Божество ело. Сначала Господь отказался от еды, но вкушал ее потом, когда я заплакал.

— Неужели это правда?

— О да, чистая правда, я не лгу.

— Можешь показать мне?

— Попробую.

Ему предоставили возможность еще раз совершить поклонение, и, спрятавшись, отец увидел, как Божество ест предложенную пищу.

Вот какой преданный был Рагхунандана Тхакур. Зрелище его танца во время санкиртаны было настолько прекрасным, что им был очарован Сам Махапрабху. На Ратха-ятре Господа Джаганнатха пело и танцевало семь групп вайшнавов, и в группе преданных из Шрикханды танцором был Рагхунандана.

Так что сегодня — день, отмеченный святой памятью Шри Рагхунанданы Тхакура, признаваемого аватарой Прадьюмны. В продолжение его жизни произошло множество других событий — я упомянул лишь некоторые. Мы знаем, что у берега озера Мадху-пушкарини растет дерево джамбу, и по его воле на том дереве ежедневно, для поклонения его Божеству, расцветают два цветка кадамбы. Он совершил множество удивительных деяний. 

Явление Шри Рагхунатха Даса Госвами

Четвертым из тех великих святых, кто явился в этот день, был Шри Рагхунатх Дас Госвами. Он родился около пятисот лет назад в селении Кришнапур, в округе Хугли, и происходил из касты каястха. У его отца, Хираньи Мазумдара, был брат по имени Говардхан, и оба они были крупными землевладельцами. Рагхунатх рос в их семье единственным ребенком. В то время они собирали 20 лакхов (2 000 000) рупий налогов, из которых 12 лакхов должны были уплатить царю, так что чистый доход их семьи составлял 8 лакхов.

Рагхунатх услышал о Махапрабху вскоре после того, как Он принял санньясу. Хиранья и Говардхан были знакомы с Адвайтой Ачарьей, и обычно предлагали ежегодное пожертвование всем виднейшим бенгальским знатокам санскрита, равно как и их школам.

Когда Махапрабху, приняв санньясу, вернулся в дом Шри Адвайты Ачарьи (Адвайта-бхаван), Рагхунатх Дас посетил Его и потерял разум от любви к Кришне. Его сердце совершенно растаяло от красоты и обаяния Махапрабху, уровня Его преданности и глубины Его учения. Сам Махапрабху понимал, какое впечатление Он произвел на юношу. Рагхунатх никогда не покинул бы Махапрабху, но Господь сказал ему: «Ступай домой. Не проявляй чрезмерного рвения, владей собой. В сердце своем храни святую любовь к Кришне, не проявляя ее внешне. Не действуй напоказ. Очень скоро наступит время, когда Кришна укажет тебе путь, откроет тебе дорогу. Не допускай лицемерия, храни это в глубинах сердца».

стхира хан̃а̄ гхаре йа̄о, на̄ хао ва̄тула
краме краме па̄йа лока бхава-синдху-кӯла

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.237)

«Успокойся и ступай домой — не будь безумцем. Пучину мирского бытия не переплывешь одним рывком».

Впоследствии, в Панихати, Рагхунатх познакомился с Нитьянандой Прабху, и получил от Него повеление: «Ты сын богатого человека, поэтому устрой большой пир и накорми Моих учеников».

Рагхунатх исполнил Его просьбу, и Нитьянанда Прабху был очень доволен им. Благословляя Рагхунатха, Он сказал: «Твое время скоро придет», а затем обратился к преданным: «Вот юноша — владелец огромного состояния, который мог бы наслаждаться всем, к чему стремится молодежь, но он думает не об этом. Благодать Кришны вошла в его сердце, и его не волнует ничто мирское: забыв о себе, он хочет покинуть свой дом, полный роскоши, желая стать уличным нищим. Он забыл о себе ради Кришны. Только взгляните, сколь высок его идеал — идеал преданности и любви к Господу. Любовь к Кришне сделала его безумным. Он очень, очень удачлив. Его не смогли удержать ни роскошь, ни почет, достойные царя».

Итак, он вернулся домой, но Хиранья и все домашние заметили, что он уже не входит во внутренние покои. Отец и старшие пришли к выводу, что здоровье Рагхунатха серьезно ухудшилось, так что, отобрав десять человек, они поручили им следить за ним, чтобы, в случае новой попытки, он не смог бы покинуть дом.

Однажды ранним утром, еще до восхода солнца, их неожиданно навестил их семейный гуру Ядунандана Ачарья. Повстречав Рагхунатха во внешних покоях дома, он обратился к нему со словами: «Мне необходимо уйти по очень важному делу, и здесь нет никого, кто мог бы поклоняться Божеству у меня дома. Так что, пожалуйста, попроси от моего имени какого-нибудь ученика-брахмана послужить Божеству день или два, пока я не вернусь». Затем Ядунандана Ачарья направился к выходу, а Рагхунатх последовал за ним, и, заметив, что он уходит с их семейным гуру, стража не задержала его. Пройдя какое-то расстояние, Рагхунатх сказал гуру: «Вы можете уйти по вашему делу, а я попрошу достойного человека проводить поклонение в ваше отсутствие».

Гуру ушел, а Рагхунатх сумел воспользоваться выпавшим ему случаем. Возможно, он действительно нашел человека, готового служить Божеству учителя, но сам поспешил уйти, направившись в сторону от Пури: он понимал, что обнаружив его исчезновение, его близкие пошлют на поиски людей, приказав тем искать его на дороге в Пури. Вот почему в продолжение целого дня он шел в другую сторону. Остановившись на ночлег в доме пастуха, он взял у него немного молока и переночевал в коровнике, а утром пошел в Пури.

Обнаружив исчезновение Рагхунатха, его близкие узнали от охраны, что он ушел с их семейным гуру, но в доме гуру его не нашли. Решив, что он ушел в Пури, они отправили в погоню за ним десять человек, но те вернулись ни с чем. Сумев таким образом ускользнуть от своих преследователей, Рагхунатх шел в Пури двенадцать дней, причем девять из них он не принимал пищи — в эти дни еда ему не понадобилась: его питала переполнявшая его божественная любовь.

Ему было известно, что Шри Чайтанья находился в Гамбхире, в Каши Мишра бхаване, и, придя туда, во дворе дома он упал в поклоне перед Махапрабху.

Мукунда Датта объявил Господу о прибытии Рагхунатха, и Махапрабху сказал: «О да, да, позаботьтесь о нем. Он добрался сюда с великими трудностями — он долго шел без еды. Ухаживайте за ним несколько дней, а затем он сам позаботится о себе».

Таково было указание Махапрабху, и в течение нескольких дней Рагхунатх принимал там прасадам. Затем он стал просить подаяние у ворот храма Джаганнатха.

Убедившись, что не в силах вернуть его домой, его родные отказались от дальнейших попыток возвращения. Они направили к нему брахмана и двух слуг, дав им денег и поручив проследить, чтобы Рагхунатх не умер от голода; кроме того, их попросили снять для него дом. И хотя их посланники сделали все возможное, Рагхунатх по-прежнему жил подаянием. Однажды, по прошествии двух лет, он пригласил Махапрабху вкусить прасадам в том доме, и, желая сделать ему приятное, Господь согласился. Но впоследствии сам Рагхунатх решил не повторять подобного приглашения, рассудив: «Все это служит лишь моему имени, моей славе. Махапрабху не был доволен этим прасадом».

Сварупа Дамодар был самым дорогим приближенным Махапрабху, и, кроме того, был известен как человек глубоких познаний. Рагхунатх тоже получил прекрасное образование — как мы знаем, он оставил нам прекрасные стихи на санскрите. Махапрабху поручил Рагхунатха заботам Сварупы Дамодара, сказав: «Я попрошу Сварупу Дамодара заботиться о тебе, и он подскажет тебе, что нужно для твоей жизни в преданности».

Известно, что как-то раз Рагхунатх обратился к Махапрабху со словами:

«Зачем Ты заставил меня покинуть дом, и в чем мое высшее благо? Если бы Ты соблаговолил Сам сказать мне об этом, мое сердце было бы удовлетворено».

Махапрабху ответил:

«Я поручил тебя заботам Сварупы Дамодара, и он больше Меня подготовлен к этому. Если же хочешь услышать что-нибудь от Меня, Я скажу тебе кратко:

гра̄мйа-катха̄ на̄ ш́унибе, гра̄мйа-ва̄рта̄ на̄ кахибе
бха̄ла на̄ кха̄ибе а̄ра бха̄ла на̄ парибе

ама̄нӣ ма̄нада хан̃а̄ кр̣ш̣н̣а-на̄ма сада̄ ла’бе
врадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-сева̄ ма̄насе карибе

(«Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 6.236,237)

«Не вовлекайся в мирские беседы. Всеми силами избегай мирского. Не вкушай изысканных блюд, принимай обычную пищу, пришедшую без особых усилий, не носи роскошных одежд. Всегда воспевай Имя Кришны, воздавая почтение другим и не ожидая никакого почтения для себя. Будь скромен, не стремись прославиться. Таким образом старайся всегда воспевать Имя Кришны, а в сердце своем старайся служить Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване. Умом своим пребывай во Вриндаване, воздавая служение лиле Шри Шри Радхи и Кришны».

Махапрабху сказал Рагхунатху, что эти слова содержат суть того, что Он хотел бы ему посоветовать, и, вслед за тем, вновь взяв руку Рагхунатха, Он вложил ее в руку Сварупы Дамодара, сказав: «Я поручаю тебя заботам Сварупы Дамодара, он — лучший духовный учитель, он позаботится о тебе».

Со времени прихода Рагхунатха в Пури Махапрабху прожил там еще шестнадцать лет, а затем покинул этот мир. Тогда и Рагхунатх ушел из Пури и направился во Вриндаван, думая: «Я обрел то, что должен был обрести, теперь же я хочу лишь однажды увидеть Вриндавана-дхаму, после чего покину этот мир, бросившись с высочайшей из вершин Говардхана». С этой мыслью он и отправился во Вриндаван, а там встретился с Санатаной Госвами и Рупой Госвами, что стало для него началом новой жизни. Рагхунатх думал: «О, что это? Махапрабху не покинул нас — сейчас Он живет в них».

Махапрабху наделил Рупу и Санатану силой сохранить поток преданности, воспринятый ими от Него, и представить его в новом свете. Их просили доказать цитатами из различных шастр, что учение Махапрабху составляет глубинную суть и цель всех священных писаний. Как сказано в «Бхагавад-гите»: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах — «Цель всех богооткровеных писаний — показать, что Я Высочайший Центр, Абсолют». Поэтому Махапрабху сказал: «Кришна — Абсолют. С помощью различных священных писаний, а также сказаний, всеми возможными средствами, старайтесь доказать, что Кришна — это Сваям Бхагаван, Всевышний, и что Враджа-лила, Вриндавана-лила, есть высочайшее из всего, чего можно достичь».

Два брата уже начали эту работу, когда к ним пришел Рагхунатх, осознавший: «Махапрабху теперь здесь». Отказавшись от мысли покинуть мир, он стал учеником Рупы и Санатаны. Известно, что когда-то Махапрабху сказал Санатане Госвами: «Мои последователи очень бедны и беззащитны, так что тебе следует заботиться о них, когда бы они ни приходили во Вриндаван. Ты должен стать покровителем всех Моих учеников, приходящих во Вриндаван». Вот почему Санатана помогал Рагхунатху, когда тот пришел во Вриндаван.

Рагхунатх настолько забывал о себе, что в один из дней, когда он сидел на берегу Радха-кунды и воспевал Святое Имя, он не заметил тигра, пришедшего в ту местность на водопой. Случайно став свидетелем этой сцены, Санатана Госвами был изумлен увиденным. До того времени Рагхунатх жил под деревом, но Санатана сказал ему: «Пожалуйста, построй себе дом и живи в нем. Не пренебрегай моей просьбой — я очень прошу тебя сделать это». Тогда Рагхунатх построил себе небольшую хижину и с тех пор жил в ней. Его вайрагья, отрешенность, не знала себе равных. Как ни велико было безразличие Санатаны, Рупы и остальных Госвами к мирским наслаждениям, отрешенность Рагхунатха была еще большей.

Временами, когда жил в Пури, он выходил просить прасад у ворот храма Джаганнатха, а порой получал его в бесплатной кухне, устроенной для нищих. Но затем он пришел к заключению: «Я пользуюсь тем, что создано чужой кармой».

Оставшийся от Господа Джаганнатха прасад обычно отдают коровам Джаганнатха Пури, но даже коровы отказываются его есть, когда он настолько теряет свежесть, что издает дурной запах. Рагхунатх же стал питаться этим прасадом, промыв его водой и добавив немного соли. Однажды об этом услышал Махапрабху. Он пришел к Рагхунатху, когда тот собирался принять «пищу» и неожиданно взял немного Себе. Отведав ее, Он заметил: «Я много раз пробовал прасад Джаганнатха, но такого сладостного не вкушал никогда!»

Так что же является вкусом прасада? Это не мирской вкус. У Рагхунатха была столь сильная вера в прасад, что он, потомок семьи, купавшейся в царской роскоши, мог жить, питаясь прогнившей пищей со щепоткой соли: настолько безразличен он был ко всему мирскому. А на закате своей жизни, во Вриндаване, он принимал лишь одну миску гхола, пахты, в день. Это невозможно для человека из плоти и крови. Великие души, подобные Госвами, в действительности пришли сюда из другого мира: вот почему они смогли явить нам идеал отрешенности. Это невозможно для обычных людей — они умрут, попытавшись практиковать подобное отречение. Но, соблюдая такую вайрагью, Госвами показали нам идеал. В то же время Рагхунатх изучал написанное Рупой Госвами о высочайшем из чувств преданности — мадхура-расе

Высший уровень преданного служения

Шрила Рагхунатх Дас Госвами явил глубочайшее понимание высшего уровня, наиболее сокровенного в святом преданном служении, коим является Радха-дасьям — смиренное служение Шримати Радхарани: поэтому его называют прайоджана-ачарьей. Шрилу Санатану Госвами его преемники обычно считают ачарьей самбандха-гьяны. Слово самбандха означает «вещи как они есть» — «каково мое место в духовной иерархии», и это было прекрасно разъяснено Шрилой Санатаной Госвами. А абхидхея — то, что мы должны развивать, чтобы достичь нашей цели, — было, в основном, описано Шрилой Рупой Госвами. Он учил нас, как нам достичь царства любви — высшей цели жизни. А высочайшее из наших достижений, то есть прайоджана, было ясно указано Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами. В своей знаменитой шлоке он пишет:

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи

Эта шлока учит нас высочайшему, что можем достичь мы, последователи Шри Чайтаньи Махапрабху. Что же это за достижение? Шрила Рагхунатх Госвами так обращается к Шримати Радхарани: «О царица моего сердца, вот уже много, много времени я с великим терпением ожидаю Твоей милости, настолько сладостной для меня, что без нее я не могу жить. От нее тает сердце, она влечет к себе сердце, она сокрушает сердце. Она затрагивает такие глубины моего существа, что я не могу жить без служения Тебе. Так или иначе, я сумел пройти столь долгий путь, выдержать долгое время, но сейчас у меня нет терпения. Будь милостива: если Ты не смилостивишься надо мной, у меня нет надежды. Мое терпение подошло к концу.

Здесь завершается моя жизнь, и я не знаю, зачем мне этот Вриндаван? Вриндаван мне ни к чему! Зачем мне продолжать мою жизнь? Она бесполезна — она пройдет совершенно зря. Я не смог полюбить даже Вриндаван, связанный с лилой Кришны. Что говорить о Вриндаване, без Тебя я не могу наслаждаться даже обществом Кришны. Без Тебя даже Кришна не имеет для меня значения. Я не могу больше ждать, не могу наслаждаться ни собственной жизнью, ни этой местностью, ни даже Самим Кришной — если Он Сам придет благословить меня, я не смогу насладиться этим вне связи с Тобой.

Так что, пожалуйста, будь милостива ко мне. Ты — все и вся. Без Тебя осознание Кришны не будет Его осознанием. Твое положение в лиле Кришны столь значительно и столь прекрасно, Ты — центр всей Его лилы. Без Тебя я не представляю себе жизни. Я полностью предаюсь Тебе, моя Царица».

Это Радха-дасьям. Высшее из наших достижений — в служении Шри Радхе, поскольку Она одна способна привлечь всю полноту милости Кришны. Она — Его вторая половина, и Она привлекает от Кришны к Себе наивысшую расу, высочайшее блаженство, – максимальное как в количестве, так и в качестве. Вот почему преданные, что служат Шримати Радхарани, обретают расувысочайшего качества, получа я ее от Кришны в ответ на свое служение. Этого нельзя обрести никаким иным путем. Служение, пришедшее через Шримати Радхарани, — служение высочайшего качества, вот почему служение Ей должно стать summum bоnum нашей жизни.

Все это было ясно сказано Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами, признанным прайоджана-ачарьей, наставником, указывающим нам высочайшую цель нашей жизни. Благотворное влияние этого дня и наша смиренная попытка обсудить все эти вопросы помогут нам достичь этой цели. Сегодняшний день — день прихода на землю удивительных, великих святых! 

Уход Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Кроме того, сегодняшний день — день ухода Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур появился на Земле приблизительно через сто восемьдесят лет после явления Шри Гаурангадева. Желая помочь преданным, которые должны были примкнуть к сампрадае в будущем, он составил комментарий к «Шримад-Бхагаватам» и целому ряду других писаний. Он был поистине великим ачарьей. Пользуясь собственным, особым подходом, он тщательно рассмотрел множество духовных вопросов, указав правильный подход к их решению. Он был шастрическим проявлением Шри Рупы-Санатаны и других Госвами. По его милости Шри Баладева Видьябхушана составил гаудия-вайшнавский комментарий к «Веданта-сутре», известный как «Шри Говинда-бхашья». От подобных великих наставников мы можем узнать очень и очень многое.

Шрила Вишванатха Чакраварти родился в брахманской семье в селении Деваграм, расположенном в районе Муршидабада. Выдающийся знаток санскрита, он примкнул к линии Шри Нароттама Тхакура и оставил нам множество произведений, позволяющих нам достоверно и во многих деталях узнать об удивительных лилах Махапрабху и Радхи-Кришны, о Вриндаване, Набадвипе и гуру-парампаре. Именно он написал гимн «Гурваштакам», который мы поем ежедневно, и он же составил множество других важных работ. Шрила Рупа Госвами написал «Шри Бхакти-расамрита-синдху», «Океан блаженного нектара преданности», а Шрила Вишванатха написал «Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду», описав одну каплю того океана. Вдохновленный «Шри Уджджвала-ниламани», «Сияющей драгоценностью мира вышнего» Шри Рупы, описывающей Кришну в мадхура-расе, он подарил читателям «Уджджвала-ниламани-кирану», один луч сияния той драгоценности. Таким образом, он создал целые тома стихов и прозаических произведений. Подобно тому, как Шри Рупа Госвами описал ашта-калия-лилу Кришны, двадцатичетырехчасовое служение Шри Шри Радхе и Говинде, он описал двадцатичетырехчасовое служение Шримана Махапрабху в Чайтанья-лиле. Совершив, таким образом, великое служение сампрадае, он щедро одарил нас своей милостью. 

Уход Шримад Бхарати Махараджа
и Шримад Парвата Махараджа

Помимо этого, сегодняшний день — день ухода двух наших старших духовных братьев, учеников-санньяси нашего Гуру Махараджа, Триданди Свами Шримад Бхакти Вивеки Бхарати Махараджа и Триданди Свами Шримад Бхакти Сварупы Парвата Махараджа. Исполняя указание Шрилы Прабхупады, оба они очень много проповедовали, и Шри Бхарати Махарадж завоевал у слушателей большую любовь: его проповедь была очень увлекательна и производила чрезвычайно глубокое впечатление. С самого начала мы очень ценили стиль его проповеди.

Шри Парват Махарадж тоже был одним из первых учеников нашего Гуру Махараджа. Он родился в Сварупа Гандже, на противоположном (от Набадвипы) берегу Ганги, причем появился на свет в доме, расположенном непосредственно по соседству с Сурабхи-кунджей, где некоторое время жил Шрила Бхактивинод Тхакур. Он рассказывал мне, что в детстве наблюдал, как Шрила Бхактивинод Тхакур воспевает Святое Имя. Рано утром Шрила Бхактивинод повторял Харе Кришна маха-мантру — в точности так же, как один человек зовет другого, находящегося вдалеке. Совершенно естественно — как один человек зовет к себе другого. Вот таким образом — живо, естественно, он взывал к Кришне. Он был уже стар, и тело его было ослаблено ревматизмом. Там было сделано цементное сиденье, и, спокойно прогуливаясь вокруг, он иногда, если чувствовал усталость, садился на него. Это сиденье находится там по сей день.

Итак, в совсем юном возрасте Шримад Парват Махарадж пришел к Шриле Прабхупаде и нашел у него прибежище. В течение долгого времени он был хранителем Бхакти-кутира, — в то время «штаб-квартиры», — небольшого дома на побережье в Пури, принадлежавшего Шриле Бхактивиноду Тхакуру. Затем, когда Прабхупада начал свою проповедь, Парват Махарадж принял санньясу, и при жизни Прабхупады проповедовал по всей Бенгалии и за ее пределами. Он основал матх в Ориссе.

Я помню, как однажды, когда я только что присоединился к Матху, он рассказывал одному джентльмену о том, как проповедовал на востоке Бенгалии. В той местности люди вступили с ним в спор: «Зачем вы пришли сюда проповедовать? Разве вы не знаете, что на берегу реки, недалеко отсюда, живет сиддха-махатма? Он достиг высочайшей из целей жизни. Вы ходили к нему?» Он им ответил: «Да, я видел немало сиддх алу-сиддху и тому подобное!»

Слово «сиддха» может означать «достигший совершенства», а может иметь и другое значение — «вареный», так что смысл сказанного им был: «Я видел множество сиддх, много вареного — вареный картофель, вареную капусту и много чего еще. Все это у нас уже есть, столько вареного!»

Ему сказали: «Что это вы говорите? Вы же оскорбляете его!», а он им ответил: «Нет, это не оскорбление. Обладатели всех этих сиддх ничего не знают. Высочайшим является то, что принес нам Махапрабху, а все прочие утверждения — обман. Мы пришли от великого махатмы указать вам высочайшую цель жизни, ее summum bonum — следование учению Махапрабху и „Бхагаватам“. Мы не любим этих мошенников-сиддхов, обманывающих людей под прикрытием одежд праведника».

Такой была великая проповедь в Шри Гаудия Матхе того времени.

Я приложил все мои силы, чтобы в полную меру своих способностей передать вам мои скромные знания о тех махатмах, и молюсь, чтобы, довольные нами, они даровали нам свое благорасположение. Свой рассказ я завершу такой молитвой:

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣1

 


1 «Я предлагаю свои смиренные поклоны всем великим вайшнавам, подобным волшебным древам желаний, исполненным милосердия и сострадания к падшим душам».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования