«Возлюбленная Господа». Глава из «Потока вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Возлюбленная Господа

 

ом агйана-тимирандхасйа гйананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намаха1

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намаха2

намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чаитанйа-намне гаура-твише намаха3

хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те4

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе5

Сегодня Шри Радхаштами, день явления Шримати Радхарани. Ее прославляют в священных писаниях, и в особенности в «Шри Чайтанья-чаритамрите».

хладинира сара ‘према’, према-сара ‘бхава’
бхавера парама-каштха, нама – ‘маха-бхава’
махабхава-сварупа шри-радха-тхакурани
сарва-гуна-кхани кришна-канта-широмани

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.68,69)

«Источник божественной радости – это любовь, а источник любви – сердце, для которого нет ничего превыше маха-бхавы. Олицетворение же маха-бхавы – это наша царица, Шри Радха Тхакурани. Она сокровищница всех добродетелей, жемчужина среди возлюбленных Господа Кришны».

Как понять, кто такая Шримати Радхарани? Энергия и Ее Источник неотличны друг от друга, но когда Она желает насладиться игрой с Ним, Они предстают в разных образах: Энергии и Ее Источника.

радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад
экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау
чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам
радха-бхава-дйути-сувалитам науми кришна-сварупам

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5)6

Радха и Кришна – одно целое, один божественный образ, но временами, желая насладиться играми любви, Они принимают два разных облика. Хладини-шакти играет с Кришной, и Их игры исполнены любви, красоты, очарования и удивительных чувств. Хладини-шакти – это и есть Шримати Радхарани. Пранайа-викритир: сама любовь, что принимает зримый облик и вступает в отношения с Источником всего сущего, и есть Шримати Радхарани. Шрила Сварупа Дамодар Прабху поясняет, что энергии Кришны можно разделить на три вида: чит-шакти (божественная энергия), джада-шакти (материальная энергия), и находящаяся между ними – татастха-шакти. Первая подобна свету, вторая – тени, а третья – граница между ними, поэтому ее и называют татастха-шакти. Она является источником бесчисленных джив, душ.

Кришна, Источник всего, управляет этими тремя энергиями во всей их полноте в Паравьома-дхаме. В этом безграничном мире Господь предстает в бесчисленных образах. А во Вриндаване – там, где всем правят любовь и божественное влечение, – все живет и действует в интересах Источника бытия. Там любовь проявляется в пяти расах: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура. Мадхура разделяется на божественное супружество (свакию) и любовь, свободную от брачных уз (паракию). Повсюду, где есть мадхура-раса в ее высшем проявлении (паракия), появляется и Шримати Радхарани. Она – хладини-шакти, о которой в «Чайтанья-чаритамрите» сказано:

кришнаке ахладе, та ‘те нама – ‘хладини’
сеи шакти-дваре сукха асваде апани

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.157)

«Энергия, которая Своим служением всегда стремится удовлетворить Кришну, и приносит Ему безграничное счастье, радость и упоение, носит имя хладини». В том мире все вечно, но материальный разум не способен осознать это. Поэтому Шриман Махапрабху говорил, что для нас это ачинтья.

В саду у одной женщины мы видели дерево, на котором росли три вида плодов: абрикосы, груши и сливы. Я часто говорил, что на банановом дереве не найти плодов манго – в этом мире такое невозможно. Но после того как я увидел дерево с тремя видами плодов, к тому же, не одно, а несколько таких деревьев, я могу сказать: это возможно, хотя и невероятно. Если такое встречается в материальном мире, почему же этого не может быть в мире духовном?

чинтамани-пракарасадмасу калпаврикша-
лакшавритешу сурабхир абхипалайантам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

(«Шри Брахма-самхита», 5.29)

«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу. В Его обители миллионы деревьев желаний и дома, сложенные из философского камня. Там Господь пасет коров, вымя которых всегда полнится молоком. Там Ему с любовью служат сотни тысяч Лакшми, богинь процветания».

Описания Голока-дхамы, приводимые в «Шри Брахма-самхите», нам, обитателям материального мира, представляются неправдоподобными. И все же она существует, и существует вечно. Это место игр Господа, которые поддерживаются благодаря Шримати Радхарани. Она неповторимо прекрасна, Кришна также удивительно красив и пленителен, и когда Они вместе проводят Свои игры, вся вселенная ликует, вдохновленная Их божественной любовью.

Материальный мир подобен тени, где царствует джада-шакти. Эта энергия вечна. Но по тени нельзя судить об источнике. Например, по тени руки нельзя определить, какая она. Джада-шакти делится на три части: осязаемая или грубая материя, тонкая материя или ментальная сфера, и эго, аханкара. Эти три энергии покрывают душу, и их воздействие не позволяет ощутить свое истинное «я».

Мир, в котором Энергия и Ее Источник вечно вершат Свои игры, где Господь предстает в бесчисленных образах, называют Вайкунтхалокой. А место высших игр, где Энергия и Источник Энергии проявляют Свой изначальный облик, это Голока Вриндавана. Там Источник Энергии знают под многочисленными именами: Кришна, Нанданандан, Яшоданандан, Шьямасундар, Говинда и другими, а Энергия предстает в образе Шримати Радхарани. И у Нее есть множество божественных проявлений: сакхи, манджари и другие слуги Кришны. В «Чайтанья-чаритамрите» сказано:

кришнера йатека кхела, сарвоттама нара-лила,
               нара-вапу тахара сварупа
гопа-веша, вену-кара, нава-кишора, ната-вара
              нара-лилара хайа анурупа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101)

«Верховный Господь – это Кришна. В облике, подобном человеческому, как вечно юный пастушок Вриндавана, Он вершит Свои лилы. Он – непревзойденный танцор, и никогда не расстается с флейтой».

В этом мире встречаются преданные, которые по милости божественной Энергии обрели исключительную преданность Богу. Они созерцают игры Кришны и рассказывают о них на страницах священных книг, своими устами или устами своих посланников: риши, муни и садху. Иногда Кришна сам со Своими спутниками нисходит в мир материи, и Его нисшествие также является лилой. Лила напоминает наши действия в этом мире, но по сути отличается от них. При кажущемся сходстве, они совершенно различны.

аштавимша чатур-йуге двапарера шеше
враджера сахите хайа кришнера пракаше

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.10)7

Кришна, явившийся в этот мир в Двапара-югу, – это юга-аватар Кришна и Кришна, как изначальный Источник Энергии, которые соединились в одном облике. В Двараке, Матхуре и Вриндаване Кришна представал по-разному. Все Его образы вечны и божественны, но все же отличаются друг от друга. Наш ачарья, Шрила Рупа Госвами, называл их пурна, пурнатара и пурнатама: совершенными, более совершенными и самыми совершенными. Первой из игр Господа Кришны на Земле была джанма-лила, Его явление. В «Шримад Бхагавад-гите» (4.9) Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивйам
евам йо ветти таттвата
тйактва дехам пунар джанма
наитии мам ети со ‘рджуна

«Кто познает истинную природу (ветти таттвата) Моего рождения и деяний, тот навсегда вырвется из круговорота рождений и смертей».

Но кто действительно способен ее понять? Рождение и уход Господа не схожи с нашими. Они подобны восходу и заходу солнца. Мы видим, как Сурья поднимается над горизонтом и заходит, но это не значит, что он рождается на восходе и умирает на закате. Это напоминает рождение и уход Кришны.

Когда божественная Энергия, Шримати Радхарани, появляется в этом мире вместе со Своим Источником, Шри Кришной, Она – вся красота, все очарование, вся любовь, вся нежность и гармония. И когда во Вриндаване вершатся Их игры, то трава, деревья, земля – все становится пурна, совершенным.

шрийаха кантаха кантаха парама-пурушаха калпа-тараво
друма бхумиш чинтамани-гана-майи тойам амритам
катха ганам натйам гаманам апи вамши прийа-сакхи
чид-анандам джйотиха парам апи тад асвадйам апи ча
са йатра кширабдхиха сравати сурабхибхйаш ча су-махан
нимешардхакхйо ва враджати на хи йатрапи самайаха
бхадже шветадвипам там ахам иха голокам ити йам
видантас те сантаха кшити-вирала-чараха катипайе

(«Шри Брахма-самхита», 5.56)

«Я преклоняюсь пред божественной землей Шветадвипы, обителью Всевышнего, где богиня процветания – Его возлюбленная, и Кришна, Верховный Супруг, – Ее единственный возлюбленный. Все деревья в той обители – деревья желаний, а под ногами не земля, а чудесные самоцветы, вода же – чистейший нектар. Флейта – любимая и неразлучная спутница. Там каждый шаг – танец, а свет солнца и луны исполнены божественной радости, там все божественно, все дарит наслаждение. Там пасутся миллиарды коров сурабхи, из вымени которых непрерывным потоком течет молоко и разливается безбрежным океаном. Там царит божественное время – только вечное настоящее, нет ни прошлого, ни будущего. Здесь же никто не знает о той земле, кроме чистых сердцем преданных, и они называют ее Голокой».

Даже читая это описание, мы не можем в полной мере его понять, шастры называют его ачинтья. Вы все поймете и почувствуете только тогда, когда окажетесь в духовном мире. До тех пор он всегда будет казаться непостижимым.

Шримати Радхарани явилась в этот самый день пять тысяч лет назад. Она встречалась с Кришной во Вриндаване как со Своим возлюбленным. Шрила Рупа Госвами, зная об ограниченности нашего понимания, писал: «Их игры напоминают услады мужчин и женщин, но по своей природе они совершенно не похожи ни на что мирское. Священные тексты описывают Их лилы, – насколько вообще можно описать, – но нам никогда не понять, какую любовь испытывает Шримати Радхарани к Кришне, а Кришна – к Шримати Радхарани».

пӣд̣а̄бхир нава-ка̄ла-кӯт̣а-кат̣ута̄-гарвасйа нирва̄сано
нисйандена муда̄м̇ судха̄-мадхурима̄хан̇ка̄ра-сан̇кочанах̣
према̄ сундари нанда-нандана-паро джа̄гарти йасйа̄нтаре
джн̃а̄йанте спхут̣ам асйа вакра-мадхура̄с тенаива викра̄нтайах̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.52)8

В этом стихе описана природа любви Радхи и Кришны. Порой она причиняет невыносимую боль, боль жгучую, как от укуса кобры, от которой мгновенно лишаешься чувств. Но иногда эта любовь приносит такое удивительное счастье, что кажется, словно все реки радости слились воедино и переполняют сердце.

акаитава кришна-према, йена джамбунада-хема,
              сеи према нрилоке на хайа
йади хайа тара йога, на хайа табе вийога,
          вийога хаиле кеха на джийайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.43)9

Кто обрел такую любовь к Кришне, тот ни на что ее не променяет, и если будет вдруг лишен ее, непременно умрет.

Шрила Рупа Госвами писал:

диси диси рачайантим санчарен нетра-лакшми
виласита-кхуралибхиха канджаритасйа кхелам
хридайа-мадхупа-маллим валлавадхиша-сунер
акхила-гуна-гарбхирам радикам арччайами10

А Шрила Прабходананда Сарасвати восславил Шримати Радхарани в следующем стихе:

йасйах кадапи васананчала-кхеланоттха-
дханйатидханйа-паванена критартхамани
йогиндра-дургама-гатир мадхусудано ‘пи
тасйаха намо ‘сту вришабханубхуводише ‘пи

В этом стихе сокрыт смысл слишком возвышенный, чтобы широко обсуждать его. Наши гуру всегда предостерегали нас от подобного, и мы стараемся не затрагивать эти темы. Шрила Гуру Махарадж писал, что ни Шукадев Госвами, ни Господь Шива, ни Господь Брахма никогда не упоминали даже Имени Шримати Радхарани, а делали лишь скрытые намеки: шука-шива-брахмади-самманитам11. В чем же причина? Они опасались, что мы смешаем столь возвышенное с сахаджией, подражательством. Предостережение дано и в самом «Шримад-Бхагаватам» (10.33.39):

викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох̣
ш́раддха
̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣
бхактим
̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇
хр̣д-рогам а
̄ш́в апахинотй ачирен̣а дхӣрах̣

Смысл стиха следующий: когда вы слушаете повествования об играх Кришны с гопи, то на грубом и тонком физическом уровне освобождаетесь от вожделения – вы становитесь дхирой, свободным от материальных пут, и проникаетесь истинной преданностью Богу. Нам объяснили, как нужно слушать и обсуждать такие рассказы. И в этом стихе говорится: шраддханвитаха и анушринуйат. Прежде всего, необходима твердая вера в божественные игры и, кроме того, раскрывать их должен совершенный наставник, который сам в полной мере обрел спасение и духовное знание. Если вы будете слушать об играх Господа, не выполнив этих условий, то окажетесь в весьма опасном положении.

наитат самачаредж джату
манасапи хй анишвараха
винашйатй ачаран маудхйад
йатхарудро ‘бдхи-джам вишам

(«Шримад-Бхагаватам», 10.33.30)12

Слушать и обсуждать эти рассказы, не следуя предписаниям, то же самое, что, подражая Господу Шиве, пытаться выпить океан яда. Их можно слушать, но под руководством того, кто в них сведущ, иначе вы больше потеряете, чем приобретете. Мы можем немного поговорить о шлоках Прабходананды Сарасвати, но я не хотел бы широко обсуждать их смысл. Лучше я как-нибудь иначе попытаюсь рассказать о возлюбленной Господа и Ее достоинствах.

Перед нашей беседой мы спели «Шри Шри Радхика Стутих» – одну из молитв Шрилы Рупы Госвами. В ней он прославляет Шримати Радхарани: радхе джайа джайа мадхава-дайите. Она – Энергия Кришны, Мадхавы, и Его возлюбленная. Шрила Рупа Госвами Прабху неслучайно выбрал именно это слово – «мадхава». «Ма» – это Лакшмидеви, которая тоже мечтает присоединиться к раса-лиле Шри Кришны. Когда Кришна предстает в величественном образе Нараяны, Его энергия – это Лакшмидеви. В Нараяна-лиле возможны две расы: дасья-раса и ардха-сакхья-раса (наполовину дружеские чувства). Нараяне никто не посмеет сказать: «Эй, друг Нараяна, поди сюда». Но к Кришне можно так обратиться. Попробовав сладкий фрукт, мы не предложим его потом Нараяне, но Кришне вполне можем предложить. В этом особенная красота отношений между Господом Кришной и Его преданными. С Кришной можно вступать в лилы, с Нараяной же это невозможно. Лакшмидеви служит Нараяне с неизменной почтительностью, гопи же относятся к Кришне как к возлюбленному. Вот почему Лакшмидеви стремится в их круг.

Лила Шри Рамачандры также отличается от Кришна-лилы. Мудрецы в лесу Дандакаранья были настолько поражены необыкновенной красотой Шри Рамачандры, что воспылали желанием предстать перед Ним в образе юных дев для любовных услад. Но Он сказал: «В этом воплощении это недопустимо, но в Двапара-югу, когда Я низойду на Землю в Своем изначальном облике, в облике Кришны, вы станете Моими подругами, возлюбленными, и будете наслаждаться играми вместе со Мной. Только Кришна исполнит вашу мечту».


Примечания:

  1. «Налагая успокоительный бальзам самбандха-гьяны, или правильного восприятия окружающего мира, мой духовный учитель открыл мне глаза и вывел из тьмы невежества. Я склоняюсь перед ним в глубоком почтении» (Нароттам Дас Тхакур «Према-бхакти-чандрика», введение, стих первый).
  2. «Я склоняюсь к святым стопам чистых вайшнавов, которые, словно деревья желаний, могут исполнить все желания преданных. Вайшнавы подобны огромному океану беспричинной милости, поскольку спасают падшие души из океана материального существования. Я предлагаю им свое глубокое почтение».
  3. «Я предлагаю свои смиренные поклоны Господу Гауранге, Тому, чье божественное тело излучает золотое сияние и кто обладает качествами самого милостивого воплощения Бога. Его духовные игры свободно даруют всем и каждому чистую любовь к Господу Кришне. Он никто иной, как сам Господь Шри Кришна, известный в Кали-югу как Шри Кришна Чайтанья» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53).
  4. «О Кришна, Ты – друг всех страждущих и источник творения. Ты – повелитель гопи и возлюбленный Радхарани. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».
  5. «Я в почтении склоняюсь перед Радхарани, чья кожа сияет, как расплавленное золото. Она – царица Вриндавана, дочь царя Вришабхану, дорогая сердцу Господа Кришны».
  6. «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа – энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он – сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела».
  7. «Господь Кришна приходит на Землю в конце Двапара-юги двадцать восьмой дивья-юги, и вместе с Ним во всем великолепии нисходит Его вечная обитель Враджа-дхама».
  8. «Господь Чайтанья Махапрабху произнес следующий стих: “Моя прелестная подруга! Человек, развивший в себе любовь к Богу – любовь к Кришне, сыну Махараджи Нанды, способен всем сердцем ощутить и горечь, и сладость этой любви. Она действует двояко. Любовь к Богу еще даже более ядовита, чем сильный змеиный яд. В то же время она изливает на человека такое трансцендентное блаженство, которое заставляет забыть его вкус нектара. Иными словами, любовь к Кришне настолько могущественна, что отравляет сильнее змеиного яда и одновременно обесценивает счастье, которое можно ощутить, купаясь в нектаре. Таким образом, эта любовь заключает в себе как яд, так и нектар”» (этот стих также приводится в «Видагдха-мадхаве» (2.18) Шрилы Рупы Госвами).
  9. «Чистая любовь к Кришне, подобно золоту реки Джамбу, не встречается в этом мире. Если бы она существовала здесь, то не было бы разлуки с Кришной, ибо в разлуке с Ним жизнь невыносима».
  10. «Я поклоняюсь Шри Радхике, игривость ослепительно красивых глаз которой напоминает суетливую птицу кханьджана; Той, что подобна цветку малли, влекущему шмеля сердца принца Враджи, и преисполнена всех духовных качеств» (Шрила Рупа Госвами «Шри Радхаштака» (первая из восьми молитв, прославляющих Шримати Радхарани)).
  11. «…это то [служение Шри Радхике], перед чем благоговеют великие Шри Шука, глава небожителей Господь Шива и прародитель всех живущих Господь Брахма» («Шримад Бхактивинода-вираха-дашакам», 9).
  12. «Тому, кто не является великим правителем, не следует подражать правящим личностям даже в мыслях. Если же по глупости обычный человек все же сымитирует такое поведение, он погибнет, так же как и тот, кто, не будучи Рудрой (Господом Шивой), погубит себя, если попытается выпить океан яда».
← Бимал Канти Прабху Брахмачари на украинских эзотерических фестивалях. ·• Архив новостей •· «Равенство душ». Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта. 17 августа 2009 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования