«Коперниковская революция в религиозных взглядах». Статья Шрипада Бхакти Судхира Госвами Махараджа

 Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж

 Коперниковская революция в религиозных взглядах

 

В мире существует множество религиозных концепций. Вращаясь на своих орбитах вокруг центральной Истины, они соперничают между собой за превосходство. Христиане верят, что спасение придет только благодаря Иисусу Христу, мусульмане – Мухаммеду, индуисты – милости Шри Гуру. Каждая религия, основываясь на своих писаниях и откровениях святых, предлагает свою идею Бога и божественного мира. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Человек получает связь с определенной религией в соответствии с внутренним устремлением и жаждой Истины».

У Бога бессчетное множество аватар, которые нисходят в этот мир согласно месту, времени и обстоятельствам, а также духовной потребности и способности человека воспринять Истину. В силу разнообразия индивидуальной природы тех, кому явлено божественное откровение, Истина преломляется и видоизменяется. Так закладывается начало религиозных традиций.

Бог обычно представляется как воплощение всеобъемлющего безграничного величия. Более глубокому взгляду открывается всепроникающее присутствие Божественного. Это крайние аспекты проявления Абсолюта. Истина же находится гораздо глубже и являет вблизи иную природу – личностную и всепривлекающую – Господа Кришну. Бога не столько величайшего и всеведущего, сколько неудержимо притягательного. Восприятие Бога как Кришны указывает на непреодолимое любовное стремление к самому центру бесконечного Абсолюта – Прекрасной Реальности.

Если мы принимаем идею религиозного плюрализма, то логически вытекает вопрос – насколько та или иная концепция близка к Истине? Вот что пишет в письме в Ватикан теолог-диссидент Джон Хик: «Теоцентризм, допускающий многообразие религиозных воззрений, открывает путь к более высоким сферам, нежели мир Христа. Таким образом, мы приходим к новой парадигме, которая отрицает центром религиозной вселенной Христа и утверждает вместо него Бога. Эта система взглядов так же революционна, как некогда теория Коперника о том, что в центре вселенной находится не Земля, а Солнце. Центром орбит всех вероучений, включая христианство, является Абсолютная Истина – Бог, высшая трансцендентная реальность».

Все планеты вращаются вокруг Солнца на разном удалении, и те, что находятся ближе к светилу, сходны с ним по строению и составу атмосферы. Все религии вращаются вокруг Абсолютной Истины, но как определить глубину их концепций?

В мире денег мы признаем существование разных валют: доллара, фунта, рубля и т. д. Все они являются средством платежа, все обладают определенной ценностью. Но они не равны между собой. Их относительная ценность устанавливается неким стандартом. Какой бы патриот ни похвалялся могуществом денежных знаков своей страны, их истинная стоимость определяется только в сравнении с абсолютным стандартом, независимо от местных предпочтений или предрассудков.

Но каким же должен быть стандарт в мире теизма? Гаудия-вайшнавизм утверждает, что стандартом «валют» духовного капитала является раса. Раса, или близость в отношениях с Богом, есть то мерило, которое позволит узнать относительную ценность любой духовной концепции.

Для рядового гражданина президент страны не просто человек, но существо недосягаемое, далекое и недоступное. Такая дистанция внушает подданному благоговение и почтительный трепет. Но эти чувства не единственны по отношению к президенту. У президента есть также ближайшее окружение, воспринимающее его не только как первое лицо государства. В их почтении и уважении к нему присутствует доля личной симпатии. Им случается быть свидетелями его шутливой перебранки с друзьями. В дружбе возможна даже «непочтительность» – недопустимая и оскорбительная вне близкого круга, она дарит особую радость внутри него. И, наконец, узы сыновней, супружеской и родительской любви, которые связывают президента с родными. И то, что неуместно в рамках одних отношений, становится неотъемлемой частью других.

По мере того, как человек духовно развивается, минуя стадию благоговейного трепета перед величием и могуществом Бога, в его сердце пробуждается поток спонтанной, ничем необусловленной привязанности к Нему. Это известно как бхакти-раса. Концепция расы изложена Шрилой Рупой Госвами в книге «Бхакти-расамрита-синдху», где он последовательно раскрывает науку духовной эволюции.

Индуизм, в общем, и гаудия-вайшнавизм, в частности, признают неоспоримое право на существование всех религиозных верований. Это позволяет им устоять и сохранить целостность в шумной неразберихе плюрализма и свободы мнений. Но нельзя забывать: то, что для одного будет спасением, другого может привести в ад. Если в «спасении» или «раю» не раскрывается потенциал служения Богу, то стремление к близким отношениям с Личностью Господа вайшнавы находят нежелательным.

 

← «Cлава Свами Махараджа» (часть 4). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1993 год. Нью-Йорк, США ·• Архив новостей •· «Прибежище лотосных стоп Шри Кришны». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Мировой проповеднический тур. Австралия, 1996 год. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования