«Проповедь в России». Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж. 1 мая 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 29.5 МБ)

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

Проповедь в России

(1 мая 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Задавайте вопросы: мы можем построить лекцию на ответах на них. Я приветствую вопросы. Я также хочу доставить удовольствие Виджаю Раману и рассказать что-то на тему «Россия глазами американцев».

#00:00:32#

Я приехал в Россию около месяца назад. Все это время я находился в проповедническом туре по приглашению Авадхута Махараджа. Но когда Авадхут Махарадж приглашал меня, он не говорил конкретно, что я буду делать в России. Он просто сказал: «Не беспокойся, приезжай. Не надо об этом говорить». Примерно в это же время в Россию приехал Шрипад Госвами Махарадж. По плану он должен был поехать проповедовать на Украину.

#00:01:29#

Я думал, что в России мало городов, где можно проповедовать (Москва, Санкт-Петербург, еще несколько). Перед тем как приехать в Россию, я задал вопрос Гурудеву: «Стоит ли мне ехать?» Гурудев сказал: «Конечно, ты должен поехать». Таким образом, я отправился в Россию, не зная, чем я буду там реально заниматься.

#00:02:27#

Когда я приехал, я провел примерно неделю в Москве, собственно, ничем не занимаясь. Я постоянно звонил Махараджу: «Зачем я сюда приехал?» Когда через неделю Авадхут Махарадж приехал в Москву, я просто увидел, как он пробежал мимо меня по делам. У него даже не было времени поговорить со мной. Он постоянно занят, у него очень много обязанностей и дел. В конечном итоге Авадхут Махарадж рассказал о планах относительно меня: «У нас есть машина и несколько преданных, которые могут вас сопровождать. Таким образом, вы можете поехать в города, находящиеся рядом с Москвой, и там проповедовать».

#00:04:01#

Как правило, когда мы проповедуем в городах России, мы путешествуем из города в город на поезде. Перспектива отправиться в проповеднический тур на машине совсем не привлекала меня, потому что меня укачивает. Я даже не успел толком обсудить этот проект с Авадхутом Махараджем: он уехал, и у меня не было возможности поговорить о деталях.

#00:04:50#

Короче говоря, в шесть часов вечера за мной приехала машина, и мне сказали: «Мы отправляемся». Предполагалось, что преданные заедут за мной в час дня. Они опоздали на пять часов, я весь день ждал, очень нервничал, сердился. Первый город, который находился на нашем проповедническом пути, — Пенза. Выехав из Москвы в шесть часов вечера, в Пензу мы добрались к часу ночи.

#00:06:02#

Всю дорогу меня посещало чувство страха, потому что мы ехали в полной темноте, шел снег, дождь… Все это мне казалось очень опасным предприятием — отправляться в чужой город в темноте на машине. Говоря кратко, за этот месяц мы посетили двенадцать городов, и это был один из самых замечательных моментов в моей жизни. Я действительно получил от этого тура очень большое удовольствие: вы даже не сможете представить, насколько замечательно все происходило, несмотря на то, что мы иногда останавливались в крошечных квартирках, где в ванной не было возможности просто повернуться.

#00:07:23#

Когда мы были в пути, все время шел либо снег, либо дождь, и дорога была очень скользкой и опасной. Но в какой бы город мы ни отправились, везде нас ждала организованная публичная программа. В разных городах ситуация была различной: в одном могло прийти сто-двести человек на программу, в другом собиралось не более двадцати, но большинство пришедших высоко ценили концепцию сознания Кришны.

#00:08:26#

Мне никогда не доводилось встречать людей, которые бы с такой жадностью внимали проповеди сознания Кришны. Наверное, нет ни одного человека в России, который бы не слышал слово «кришнаит». Как правило, люди ассоциируют личностей в такой одежде, как у мена, с кришнаитами. Но весьма немногие люди слышали о такой организации, как ИСККОН. В небольших городах или деревнях никто никогда не слышал о Шри Чайтанья Сарасват Матхе и о Шриле Говинде Махарадже.

#00:09:32#

Нужно отметить, что люди в России имеют твердое убеждение, что русская религия — православие. Несмотря на то, что многие из них не слышали никогда о такой организации, как Шри Чайтанья Сарасват Матх, не знают, кто такой Шрила Говинда Махарадж, и, возможно, имеют несколько негативное отношение к кришнаитам, они все равно пришли на публичную программу, чтобы услышать лекцию. Очень часто на лекциях можно было видеть людей пожилого возраста. Они были счастливы тому, что могут слышать о Боге. Также было много молодых людей, находящихся в духовном поиске. По сути, им было все равно, что слушать, но они пришли именно в поиске духовного.

#00:11:44#

Люди, имевшие посвящения у других гуру, чаще всего вставали и уходили. Тогда у меня появлялось чувство, что, возможно, я говорю что-то не то или веду себя не так: люди, которым я приехал проповедовать, уходят с лекции. Тем не менее пожилые люди (у некоторых висел крестик на шее) оставались на лекции и были счастливы слушать.

#00:13:04#

Я часто слышал, как Гурудев говорил, что Россия — замечательная страна для проповеди, потому что многие люди имеют теистическое мышление. Зачастую, когда мы начинаем проповедовать людям, первым делом нам необходимо убедить их, что Бог существует. Но русских людей не нужно убеждать: они уже верят в это. Это очень хорошо: что бы вы ни говорили о Боге, они принимают, потому что верят в Него. Люди, которые приходят на лекции, слушают о деяниях Шри Чайтаньи Махапрабху, о Кришне, и для них не важно то, как мы зовем Бога: Кришна или Иисус. Они хотят слушать о Боге.

#00:14:40#

Также в нашем списке городов был Тамбов. За неделю до нашего приезда этот город посетил президент Путин. В связи с этим на лекции я говорил: как замечательно, что Бог может прийти на Землю к людям! Зачастую людям сложно понять, что Господь может прийти во всей Своей славе и со всем Своим окружением в этот материальный мир. Когда ты говоришь людям, что Господь явился пятьсот лет назад, они думают, что ты сошел с ума. Тогда я своевременно приводил пример с президентом страны Путиным, который приехал в этот небольшой город. Многие люди выходили на улицу, чтобы посмотреть на него и поприветствовать.

#00:16:47#

Президент приехал в Тамбов не один (на поезде или на машине). Вместе с ним приехали его телохранители, друзья, министры, повара — все то окружение, которое всегда с ним. Все были счастливы и польщены тем, что президент приехал в их небольшой город, потому что не ожидали этого. Таким образом, основываясь на этом примере, что президент Путин может приехать в маленький город вместе со своим окружением, я объяснял, что Господь тоже может прийти в материальный мир со Своим окружением — в этом нет ничего удивительного.

#00:18:26#

Также в новостях говорили о том, что президент США Джордж Буш поехал в Англию, чтобы увидеться с премьер-министром Тони Блэром. Если мы воспользуемся здравым смыслом, мы сможем понять, что Бог действительно может прийти в этот мир. Задумываясь об этом, люди начинают верить, что Бог вполне способен низойти. Также мы говорим этим людям: мы верим, что Господь низошел пятьсот лет назад в облике Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы верим — вы можете не верить. Тот факт, что Он явился в Индии, которая очень далека от России и Америки, что Он носил одежды санньяси, очень тяжело принять для многих людей.

#00:20:41#

Эти люди задаются вопросом: почему же Господь не пришел в нашу страну, в Россию? Этот момент очень сложен для понимания. Мы можем видеть, что русские люди часто страдают в материальном (финансовом) плане. Еще недавно почти у всех людей было жилье, работа, еда, они вели вполне «безопасный» образ жизни в материальном смысле, то есть государство обеспечивало их поддержкой и защитой. В настоящий момент молодые люди зачастую не могут позволить себе купить квартиру, им приходится жить вместе с родителями в той квартире, которую когда-то выдало государство. Также многие не могут найти хорошую работу, они могут зарабатывать сто-двести долларов. На такие незначительные деньги очень сложно прожить: как покупать себе еду, одежду?

#00:23:04#

Люди могут сказать: «Нас не заботит то, что ваш Бог низошел в Индию пятьсот лет назад. Какой нам от этого толк?» Это их большая проблема. Находясь в любой конфессии, религии, человек должен обладать верой — это основа. Вера объединяет, делает похожими все религии. Мы говорим, что, практикуя, люди должны верить в Бога, причем не имеет большого значения, как люди называют Его. Но для практики духовной жизни в любой религии вера — неотъемлемая часть. Вера — это то, что объединяет многие религиозные течения, неотъемлемая составляющая духовной жизни.

#00:25:24#

По большому счету, не имеет особого значения, говорим ли мы о религии с вайшнавской точки зрения или с точки зрения православной церкви. Эти религии объединяет истинная вера. В мире веры у них — свой путь, у нас — свой. Мы счастливы видеть, как они практикуют, идя по своему пути, они счастливы тем, что мы идем по своему пути. Я всегда помню слова Гурудева, который говорил: «Истинное сознание Кришны основано на любви». Любовь, нежное отношение — основа жизни. Если нам удается сохранить любовь, преданность, тогда мы можем идти по духовному пути. Кто-то верит в Иисуса, мы — в Кришну. Если они любят своего Господа, мы — своего, а также мы любим друг друга, эта любовь поможет нам продвигаться по духовному пути.

#00:28:07#

Россия — очень замечательная страна, в особенности в том аспекте, что большинство жителей — люди верующие. Мы не стремимся к тому, чтобы спорить с ними или переубеждать их, мы идем по своему пути, они — по своему. Гурудев очень часто говорит о себе, как о солнечной батарее: люди, живущие в мире веры и преданности, вдохновляют его. По большому счету не имеет значения, на каком уровне сознания мы живем (на уровне эксплуатации или отречения). Существует три уровня сознания: эксплуатация, отречение и преданность.

#00:30:33#

Возможно, что очень многие люди в России являются жертвами эксплуатации: не могут купить квартиру, найти хорошо оплачиваемую работу, некоторые не могут хорошо питаться, в то время как в Москве многие имеют шикарные квартиры, особняки и так далее. Когда эта эксплуатация начинает сильно давить на людей, тогда они приходят к отречению. Такие люди говорят: «Я не могу получить квартиру, работу, не могу хорошо питаться». Они приходят к заключению, что все в этом мире иллюзорно, ложно, и отрекаются от всего этого. Они говорят, что план отречения — это то, чему должны следовать все, то есть все должны оставить ложный мир и отречься.

#00:33:05#

Но Гуру Махарадж говорит, что это — всего лишь способ убежать от страданий. Это можно рассматривать как предлог для ухода от реалий жизни. Но истинный, реальный мир — это мир преданности, мир веры, и именно туда мы хотим отправиться. Даже если этот путь нелегок и принесет страдания и боль, мы все равно хотим попасть туда.

#00:34:07#

ахам̇ сарвасйа прабхаво
маттах̣ сарвам̇ правартате
ити матва̄ бхаджанте ма̄м̇
будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣[1]

Мы должны понять, что все в этом мире происходит из Кришны. В этой шлоке Кришна говорит: «Все исходит из Меня». Даже наши страдания и сложности исходят из Него. Если мы поймем это, то это поможет нам идти по пути сознания Кришны.

#00:35:22#

Наши страдания — это часть того, что Он дает, но не нужно забывать, что также мы сами виноваты. Иногда мы сбиваемся с пути и страдаем. Осознав, что все страдания и беды исходят из Кришны, мы также поймем, что они когда-то закончатся. В какой-то момент мы сможем задать Ему вопрос: почему я страдаю? Благодаря этим страданиям мы можем установить некие взаимоотношения с Кришной, и именно это ценно.

#00:36:51#

Даже если мы верим и любим Господа, нам необходимо понять наши взаимоотношения с Ним. Если у нас замечательные отношения с кем-либо из родственников (с мамой, папой, братом) или с друзьями, то мы считаем эти отношения чем-то очень ценным. Только представьте, как замечательно было бы установить взаимоотношения с Богом!

#00:37:49#

Говинда Махарадж постоянно говорит, что Кришна — тот самый Бог, с которым возможно установить отношения: с Ним можно играть, вместе кушать, купаться. Он всегда повторяет, что с Кришной можно играть в футбол. Мы пытаемся привести людей на этот уровень понимания. Мы не должны обвинять Кришну в том, что Он посылает нам страдания или что Он явился в Индии — «нецивилизованной» стране. Мы стараемся верить в Кришну здесь и сейчас, и эта вера поможет нам преодолеть все трудности.

#00:39:33#

В этом туре по городам я смог отчетливо увидеть, как на программы приходили люди, которые, вне зависимости от того, слышали они хари-катху или нет, уже верили в Бога и шли в правильном направлении. Очень часто в этих маленьких провинциальных городах мы видели женщин, которые приезжали из деревень (иногда за пятьдесят километров от города) и продавали молоко из собственного хозяйства. Они продавали это молоко, не взирая ни на какие погодные условия (в холод, дождь, снег). Эти люди обладают верой, это можно видеть в любом городе, просто пообщавшись с ними. Возможно, они не очень продвинуты в концепции сознания Кришны, но у них есть вера и любовь к Господу, это помогает им жить.

#00:41:38#

Виджай Раман попросил меня рассказать о том, как я увидел Россию, русских людей (глазами иностранца). Именно такой мне представилась Россия. Когда я все это видел, я тут же вспоминал все замечательные вещи, которые Гурудев говорил о русских людях и о России. На самой первой лекции, которую Гурудев давал в России, он говорил, насколько тесные взаимоотношения были все время между Индией и Россией. Россия всегда поддерживала Индию.

#00:43:20#

Русским людям очень легко понять сознание Кришны, несмотря на то, что Чайтанья Махапрабху пришел в Индию и оттуда эта концепция вышла. Благодаря тесным отношениям России и Индии, русским достаточно просто воспринять идеи сознания Кришны. Это духовное понимание передается, как я уже говорил, через любовь. Несмотря на то, что иллюзорная материальная энергия очень сильна, порой жестока, благодаря любви сознание Кришны способно распространяться и проникать по всему миру.

#00:44:43#

Все, что мы можем сделать, — пытаться соединиться с источником энергии и передавать эту энергию другим в силу своих возможностей. Сознание Кришны — это истинное богатство любого живого существа.

#00:45:16#

...ма̄нуш̣йам артхадам...[2]

Каково наше истинное богатство? Кришна говорит, что нам посчастливилось родиться в человеческом теле. Это большая удача: благодаря этому рождению мы можем воспринять некие духовные аспекты. Все другие живые существа (растения, камни, рыбы) не обладают возможностями понять концепцию сознания Кришны. Лишь человеческие существа обладают достаточно развитым интеллектом, способным понять сознание Бога. Это истинное богатство каждого человеческого существа.

#00:46:58#

Не важно, где мы родились. Возможно, мы родились в России, и у нас нет материальных благ, но мы должны всегда помнить о нашем истинном богатстве: возможности осознания Бога. Правительство может дать нам квартиру, может не дать, но Господь даровал нам человеческое тело и вместе с ним разум, который способен понять Абсолютную Истину. Это наше сокровище.

#00:48:05#

Сознание Кришны, несомненно, очень ценно именно тем, что люди могут понять все то замечательное, что приносит человеческое рождение. Сознание Кришны действительно бесценно, мы не можем повесить ценник со стоимостью на него: это невозможно оценить. Если мы используем все наше богатство в служении Кришне, тогда это принесет нам успех. Но если мы упустим эту возможность — не воспользуемся человеческой жизнью, — тогда рождение человеком бессмысленно. Поэтому необходимо понять сознание Кришны в истинном виде.

#00:49:27#

Мы очень удачливы, потому что попали именно в линию Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Шридхара Махараджа, которые дают истинное сознание Кришны. В этот век Кали очень легко быть обманутым, существует большое количество людей, которые стремятся обмануть нас. Правительство порой пытается обмануть народ, в сфере бизнеса часто совершаются обманы, в религиозной сфере (и даже в сознании Кришны) вас могут обмануть. Поэтому нам нужно быть предельно осторожными.

#00:50:48#

Благодаря благоприятному общению с личностями, подобными Госвами Махараджу, мы можем понять, что здесь нет никакого обмана, и все, что дает нам Гурудев, — это истина. Даже если мы просто получили от Гурудева четки и маха-мантру, это уже большая удача для нас.

Я уже достаточно долго говорю. Может, у кого-либо есть вопросы?

Вопрос: Махарадж, что значит отдать всего себя служению Кришне (неразборчиво)?

#00:52:08#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Богатство, которым мы обладаем, дано нам Кришной. Самое ценное — сознание, способность осознавать. В первую очередь необходимо понять этот факт: мы имеем более продвинутое сознание, чем у животных, растений. Именно Кришна дал нам это. Мы можем отблагодарить Господа служением Ему.

#00:52:55#

атха̄то брахма̄-джиджн̃а̄са̄[3]

джанмāдйасйа йатах̣[4]

Мы должны пытаться использовать все, для того чтобы понять сознание Кришны. Поскольку Он дал нам все, мы используем это, для того чтобы служить Ему. Если твой отец дает тебе миллион долларов и говорит, чтобы ты использовал его на благо семьи, то эти деньги должны быть правильно использованы. Но если то, что было дано тебе отцом, ты используешь для своих личных нужд, тогда ты подобен вору. Так как Кришна дал нам это развитое сознание, мы должны использовать его для служения Ему.

Еще есть вопросы?

Преданная: У меня не вопрос. Недавно я поняла, что сознание Кришны — это очень круто, удивительно. Люди не понимают, насколько это привлекательная концепция.

#00:55:50#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Это так, но Кришна говорит в Бхагавад-гите о том, что в действительности Он принимает от нас нашу искренность. В абсолютном смысле нам не дано знать, что правильно и совершенно, а что не является таковым. Но благодаря искренности, с которой мы можем что-либо делать, Кришна примет то, что мы делаем. Если мы действительно делаем это искренне. Кришна — не ненавидящий Бог, Он — Бог Любви, Он действует через любовь. Личность, основное занятие которой — дарить любовь, никоим образом не может быть злой и подлой. Во всем, что делает Кришна, проявляется любовь.

#00:57:45#

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
[тад ахам̇ бхактй-упахр̣там
аш́на̄ми прайата̄тманах̣][5]

Кришна говорит в этой шлоке: «Если кто-нибудь с искренностью предлагает Мне каплю воды, крупицу еды и листочек Туласи, то Я приму это». Прабхупада говорил: если мы предпринимаем один шаг навстречу Господу Кришне, Он делает десять шагов навстречу нам. Порой мы можем оценивать в некоторой степени, что правильно, а что нет, но по большому счету мы не должны беспокоиться об этом.

#00:58:55#

Гуру Махарадж постоянно говорит: пытайтесь совершенствоваться в мире веры. Старайтесь видеть божий промысел, видеть Кришну во всем, что бы ни случалось с вами, во всех обстоятельствах, в которых вы оказываетесь. Кришна находится во всем, проявляется во всех аспектах материального мира. Мы должны понять: все, что с нами происходит, — по Его воле. Это поможет нам продвигаться по духовному пути. Попадая в любые обстоятельства, в которых мы теряем веру, чего-либо опасаемся, мы можем видеть проявление Кришны. Он посылает все эти обстоятельства для того, чтобы помочь. Это все очень просто, но претворить это в жизнь — очень сложно как для меня, так и для многих людей. Гурудев постоянно говорит об этом, подчеркивает это, и мы стремимся выполнять его наставления.

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] «Я — Кришна, сладостный Абсолют, Причина всех причин! Всякая деятельность в материальной и духовной вселенных, Веды и связанные с ними писания — все это берет начало во Мне одном. Люди, обладающие богосознающим разумом и постигшие эту сокровенную истину, превосходят ограничения мирского и религиозного долга и принимают путь чистой любви ко Мне (рага-марга)» (Бхагавад-гита, 10.8).

[2] Лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте, ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣ / тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т — «После многих рождений и смертей душа обретает редкое человеческое тело, которое хоть и временно, но позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому пока его тело не исчерпало свой срок, мудрый человек должен стремиться к этому совершенству. Он должен знать, что чувственное наслаждение доступно даже тем живым существам, которые воплотились в низших формах жизни, тогда как святая преданность Кришне можно обрести лишь в человеческом рождении» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).

[3] «Настало время вопрошать о Всевышнем» («Веданта-сутра», 1.1.1).

[4] «Лишь благодаря Господу возникает, сохраняется и распадается этот мир» («Веданта-сутра», 1.1.2).

[5] «Если человек с любовью предложит Мне листок, цветок, плод или воду, Я непременно приму его искреннее подношение» (Бхагавад-гита, 9.26).

 

← «Слепая вера и преданность». Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Москва. 11 февраля 2006 года. ·• Архив новостей •· «В несовершенстве сокрыто Совершенное!» Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа, прочитанная в Риге в декабре 2008 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования