«Гуру — подходящий посредник». Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 14


14

 (текст с музыкой)


скачать (формат MP3, 17.04M)

(только текст)


скачать (формат MP3, 16.33M)

Russian

Бхакти Судхир Госвами

Гуру — подходящий посредник

(письмо Госвами Махараджа о гуру-таттве)

 

В одной из своих лекций Шрила Прабхупада сказал: «Предаться Кришне означает предаться Его представителю. Когда кто-то предается Кришне, он обретет Его милость, и первое проявление этой милости — Кришна направляет его к Своему представителю. Если человек серьезен в своем намерении предаться Кришне, то Кришна будет помогать ему как изнутри, так и извне. Изнутри, как Сверхдуша, Он подскажет ему: „Иди к этому учителю“».

«Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие спускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151)[1].

К кому же Кришна направляет людей? К одному? Или нескольким? Или их много? Или никто несерьезен в своем намерении, и поэтому Кришна никого ни к кому не направляет? Ведь именно Кришна обещает: «Как человек вручает себя Мне, так же Я и отвечаю ему. Будучи конечной целью всех учений и философий, Я — высшая цель каждого. О Партха, несомненно, все люди следуют различным путям, установленным Мною» (Шримад Бхагавад-гита, 4.11)[2]; «Полностью отказавшись от всех видов религиозности, предайся исключительно Мне. Я освобожу тебя от всех грехов, поэтому не отчаивайся» (Шримад Бхагавад-гита, 18.66)[3]. От Него исходит сила самопредания. Или Сам Кришна утратил Свое могущество и не способен явить Себя? Или Он не способен найти подходящего посредника, чтобы через него распространить духовное знание?

Шрила Шридхар Махарадж однажды выразил ответ на все эти вопросы в одной замечательной фразе: «Именно интенсивность внутреннего стремления, та степень, в которой человек искренен в поиске Истины, определяет, с каким уровнем теистического знания он соприкоснется и какое качество духовного общения он обретет. Всегда есть градация. Если мы не признаем градации, то наши выводы теряют всякий смысл».

В первой главе «Чайтанья-чаритамриты» под названием «Духовные учители», после шлоки «Знай, что ачарья во всем равен Мне Самому. Никогда не думай о нем плохо и не осуждай его как одного из смертных существ, поскольку он воплощает в себе всю божественность» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)[4] и идущих вслед за ней четырех главных стихов «Бхагаваты»[5], следует шлока: «Слава Чинтамани и моему дикша-гуру Сомагири! Слава моему шикша-гуру, Верховному Господу, чей венец украшает павлинье перо!» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.57)[6].

Из всех шлок о гуру-таттве именно эта наиболее ясно подчеркивает необычайную широту концепции Гуру. Здесь в качестве Гуру выступают женщина легкого поведения, учитель майявады и Сам Кришна. Из этого ясно, что Кришна всегда открывает Себя в разной степени, согласно духовной потребности практикующих, чтобы дать им возможность дальнейшего развития.

Прабхупада пишет: «Билвамангал Тхакур вновь стал на путь духовной жизни благодаря словам блудницы. Позднее Тхакур увидел в ней своего духовного учителя, в нескольких местах своих произведений он почитает ее, прославляя имя Чинтамани как той, кто указал ему верный духовный путь». Чинтамани считается патха-прадакшака гуру (Гуру, указывающий путь, человек, вдохновляющий идти путем преданного служения).

Была ли она представителем Кришны? Или все это нужно считать лишь литературной фантазией, никак не связанной с подлинной духовной жизнью? Билвамангал Тхакур не сомневается в том, что через нее он получил подлинное духовное откровение. Более того, невзирая на то, что с мирской точки зрения она была женщиной легкого поведения, он воспевает ее словами «Джая Гуру!» По роковой случайности он сошел с пути санньясы, но вернулся на него и написал книгу своих духовных откровений. Следует ли нам после этого относиться к этой книге всерьез и изучать ее? Сам Махапрабху ответил на этот вопрос, наслаждаясь стихами «Кришна-карнамриты» в обществе Своих близких спутников за плотно закрытыми дверями, вместе со Сварупой Дамодаром и Раманандой Раем.

Вопрос о квалификации духовного наставника в очень острой форме возник после ухода Шрилы Сарасвати Тхакура. Шрила Шридхар Махарадж вспоминал: «Когда ушел наш Гуру Махарадж, один астролог объявил, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был настоящим вайшнавом, но среди его последователей нет никого такой же квалификации. Я задал ему вопрос: „Правда, ли что Бхактисиддханта Сарасвати был величайшей личностью, пришедшей из нематериального мира?“ „Да“, — ответил астролог. „И он воплотился с определенной миссией, желая принести благо этому миру?“ „Да“. „Но мог ли он действительно дать духовное знание обычным людям? Обладал ли он таким могуществом?“ „Да“. „Так неужели то, что он пришел дать всему миру, он не смог бы дать одному человеку?“»

Точно так же мы любим говорить (и это правда), что Шрила Прабхупада «распространил сознание Кришны по всему миру». Можно привести в качестве примеров бесчисленное множество людей, ставших «сознающими Кришну» по его милости. Совершенно или нет их понимание сознания Кришны? Кто вправе судить об этом? Но даже если нет полностью совершенных, мы видим, что многие люди обладают сознанием Кришны до некоторой степени, и другие могут получить благо от общения с ними.

Шрила Шридхар Махарадж часто говорил: «Может не быть такой же глубины, но как бы то ни было, преемственность должна продолжаться». Помня об этих словах, я думаю, что мы, соприкасавшиеся с сознанием Кришны более сорока лет, обязаны вселять веру в людей, обращающихся к нам, а не смотреть сложа руки, как они пропадают в океане бессмысленной материальной жизни.

И если кто-то искренне чувствует, что духовную субстанцию, которую он ощущал в своем Гуру, никто больше дать не способен; если он видит, что она изменена, потеряна, искажена до неузнаваемости, тогда, возможно, в таких чрезвычайных обстоятельствах он должен взять на себя ответственность и сам занять положение ачарьи.

 


[1] Брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа.

[2] Йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте, та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам / мама вартма̄нувартанте, мануш̣йа̄х̣ па̄ртха сарваш́ах̣.

[3] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣.

[4] А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣.

[5] Четыре шлоки из второй песни «Шримад-Бхагаватам», в которых содержится вся суть «Бхагаваты» (чатур-шлока), стихи с 2.9.33 по 2.9.36.

[6] Чинта̄ман̣ир джайати сомагирир гурур ме / ш́икш̣а̄-гуруш́ ча бхагаван̃ ш́икхи-пин̃чха-маулих̣...

 



←  «Жизнь — это путь». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 5 июля 2017 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· Установка Божеств Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарвика-Мадана-Гопала-Джиу со Шрилой Авадхутом Махараджем. Июль 2017 года. Томск  →

14

 (текст с музыкой)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 17.9 МБ)

(только текст)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 17.1 МБ)

Russian

Бхакти Судхир Госвами

Гуру — подходящий посредник

(письмо Госвами Махараджа о гуру-таттве)

 

В одной из своих лекций Шрила Прабхупада сказал: «Предаться Кришне означает предаться Его представителю. Когда кто-то предается Кришне, он обретет Его милость, и первое проявление этой милости — Кришна направляет его к Своему представителю. Если человек серьезен в своем намерении предаться Кришне, то Кришна будет помогать ему как изнутри, так и извне. Изнутри, как Сверхдуша, Он подскажет ему: „Иди к этому учителю“».

«Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие спускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151)[1].

К кому же Кришна направляет людей? К одному? Или нескольким? Или их много? Или никто несерьезен в своем намерении, и поэтому Кришна никого ни к кому не направляет? Ведь именно Кришна обещает: «Как человек вручает себя Мне, так же Я и отвечаю ему. Будучи конечной целью всех учений и философий, Я — высшая цель каждого. О Партха, несомненно, все люди следуют различным путям, установленным Мною» (Шримад Бхагавад-гита, 4.11)[2]; «Полностью отказавшись от всех видов религиозности, предайся исключительно Мне. Я освобожу тебя от всех грехов, поэтому не отчаивайся» (Шримад Бхагавад-гита, 18.66)[3]. От Него исходит сила самопредания. Или Сам Кришна утратил Свое могущество и не способен явить Себя? Или Он не способен найти подходящего посредника, чтобы через него распространить духовное знание?

Шрила Шридхар Махарадж однажды выразил ответ на все эти вопросы в одной замечательной фразе: «Именно интенсивность внутреннего стремления, та степень, в которой человек искренен в поиске Истины, определяет, с каким уровнем теистического знания он соприкоснется и какое качество духовного общения он обретет. Всегда есть градация. Если мы не признаем градации, то наши выводы теряют всякий смысл».

В первой главе «Чайтанья-чаритамриты» под названием «Духовные учители», после шлоки «Знай, что ачарья во всем равен Мне Самому. Никогда не думай о нем плохо и не осуждай его как одного из смертных существ, поскольку он воплощает в себе всю божественность» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)[4] и идущих вслед за ней четырех главных стихов «Бхагаваты»[5], следует шлока: «Слава Чинтамани и моему дикша-гуру Сомагири! Слава моему шикша-гуру, Верховному Господу, чей венец украшает павлинье перо!» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.57)[6].

Из всех шлок о гуру-таттве именно эта наиболее ясно подчеркивает необычайную широту концепции Гуру. Здесь в качестве Гуру выступают женщина легкого поведения, учитель майявады и Сам Кришна. Из этого ясно, что Кришна всегда открывает Себя в разной степени, согласно духовной потребности практикующих, чтобы дать им возможность дальнейшего развития.

Прабхупада пишет: «Билвамангал Тхакур вновь стал на путь духовной жизни благодаря словам блудницы. Позднее Тхакур увидел в ней своего духовного учителя, в нескольких местах своих произведений он почитает ее, прославляя имя Чинтамани как той, кто указал ему верный духовный путь». Чинтамани считается патха-прадакшака гуру (Гуру, указывающий путь, человек, вдохновляющий идти путем преданного служения).

Была ли она представителем Кришны? Или все это нужно считать лишь литературной фантазией, никак не связанной с подлинной духовной жизнью? Билвамангал Тхакур не сомневается в том, что через нее он получил подлинное духовное откровение. Более того, невзирая на то, что с мирской точки зрения она была женщиной легкого поведения, он воспевает ее словами «Джая Гуру!» По роковой случайности он сошел с пути санньясы, но вернулся на него и написал книгу своих духовных откровений. Следует ли нам после этого относиться к этой книге всерьез и изучать ее? Сам Махапрабху ответил на этот вопрос, наслаждаясь стихами «Кришна-карнамриты» в обществе Своих близких спутников за плотно закрытыми дверями, вместе со Сварупой Дамодаром и Раманандой Раем.

Вопрос о квалификации духовного наставника в очень острой форме возник после ухода Шрилы Сарасвати Тхакура. Шрила Шридхар Махарадж вспоминал: «Когда ушел наш Гуру Махарадж, один астролог объявил, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был настоящим вайшнавом, но среди его последователей нет никого такой же квалификации. Я задал ему вопрос: „Правда, ли что Бхактисиддханта Сарасвати был величайшей личностью, пришедшей из нематериального мира?“ „Да“, — ответил астролог. „И он воплотился с определенной миссией, желая принести благо этому миру?“ „Да“. „Но мог ли он действительно дать духовное знание обычным людям? Обладал ли он таким могуществом?“ „Да“. „Так неужели то, что он пришел дать всему миру, он не смог бы дать одному человеку?“»

Точно так же мы любим говорить (и это правда), что Шрила Прабхупада «распространил сознание Кришны по всему миру». Можно привести в качестве примеров бесчисленное множество людей, ставших «сознающими Кришну» по его милости. Совершенно или нет их понимание сознания Кришны? Кто вправе судить об этом? Но даже если нет полностью совершенных, мы видим, что многие люди обладают сознанием Кришны до некоторой степени, и другие могут получить благо от общения с ними.

Шрила Шридхар Махарадж часто говорил: «Может не быть такой же глубины, но как бы то ни было, преемственность должна продолжаться». Помня об этих словах, я думаю, что мы, соприкасавшиеся с сознанием Кришны более сорока лет, обязаны вселять веру в людей, обращающихся к нам, а не смотреть сложа руки, как они пропадают в океане бессмысленной материальной жизни.

И если кто-то искренне чувствует, что духовную субстанцию, которую он ощущал в своем Гуру, никто больше дать не способен; если он видит, что она изменена, потеряна, искажена до неузнаваемости, тогда, возможно, в таких чрезвычайных обстоятельствах он должен взять на себя ответственность и сам занять положение ачарьи.

 


[1] Брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа.

[2] Йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте, та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам / мама вартма̄нувартанте, мануш̣йа̄х̣ па̄ртха сарваш́ах̣.

[3] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣.

[4] А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣.

[5] Четыре шлоки из второй песни «Шримад-Бхагаватам», в которых содержится вся суть «Бхагаваты» (чатур-шлока), стихи с 2.9.33 по 2.9.36.

[6] Чинта̄ман̣ир джайати сомагирир гурур ме / ш́икш̣а̄-гуруш́ ча бхагаван̃ ш́икхи-пин̃чха-маулих̣...

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования