«Высшая Реальность — наш лучший друг» (часть 1). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 20 марта 2008 года | Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 20.08M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж |
Шруташрава Прабху 

Высшая реальность — наш друг
(часть 1)

(20 марта 2008 года | Москва, Кисельный)

 

гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇
чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам
говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇
ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам[1]

хе гуро джн̃а̄на-да дӣна бандхо
сва̄нанда-да̄тах̣ карун̣аика-синдхо
вр̣нда̄вана̄сӣна хита̄вата̄ра
прасӣда ра̄дха̄-пран̣айа-прача̄ра[2]

ванде ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-
нитйа̄нандау саходитау
гауд̣одайе пуш̣павантау
читрау ш́ан-дау тамо-нудау[3]

ванде нанда-враджа-стрӣн̣а̄м̇
па̄да-рен̣ум абхӣкш̣н̣аш́ах̣
ха̄са̄м̇ хари катходгӣтам̇
пуна̄ти бхувана-трайам[4]

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ
вибудха-бахула-[мукти-мр̣гйа̄]-моха̄нта-да̄трӣ
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ[5]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча
кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо
ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[6]

#00:01:14#

Это большая честь для меня — быть здесь, в этом культурном центре «Шри Чайтанья Сарасват» в центре Москвы. И я здесь нахожусь по той же самой причине, почему я нахожусь в сознании Кришны вообще в целом: по той же самой причине, по какой я вообще сумел обрести то полезное, то благоприятное, что только присутствует в моей жизни, то есть все это пришло ко мне благодаря нежности и привязанности преданных.

#00:02:07#

Итак, благодаря дружескому приглашению Шрипада Авадхута Махараджа я приехал сюда. Также, разумеется, благодаря привязанности всех преданных, но прежде всего — это его приглашение. Также я приехал сюда благодаря нежным благословениям Шрилы Гурудева.

#00:02:34#

Большинство людей в этом мире становятся несчастными, когда видят меня, и радуются, когда я уезжаю, за исключением, быть может, разве что моей жены и детей. [Смеется.] Но непостижимым образом Шрила Гурудев являет собой прямую противоположность этого. Он на самом деле счастлив, когда видит меня, и он на самом деле несчастлив, когда я покидаю его.

#00:03:19#

Шрила Гурудев относится к Шрипаду Авадхуту Махараджу с такой нежностью и привязанностью, что он не в состоянии отказать ему, когда Авадхут Махарадж просит его о чем-либо. И никто не знает, почему, даже я не понимаю этого, но Шрила Гурудев предпочел, чтобы я остался сейчас, на данный момент, вместе со Шрилой Гурудевом. Я сказал Шриле Гурудеву: «Да, разумеется, Гурудев, я буду очень счастлив, с великой радостью останусь с вами». Однако Гурудев сказал мне: «Но Шрипад Авадхут Махарадж приглашает тебя приехать туда [в Россию] для служения моему Шриле Гуру Махараджу. И поэтому для служения моему Шриле Гуру Махараджу я прошу, чтобы ты отправился туда».

#00:04:27#

По этой причине я приехал. Причина моего приезда не в том, что я обладаю какими-либо особенными качествами или квалификацией — нет, ничего подобного. Есть такая замечательная пословица в английском и, я уверен, в русском языке: «Не важно, что ты знаешь; важно, кого ты знаешь». Эта пословица верна во многих аспектах жизни, и также в очень большой степени верна в духовной жизни. Мы можем знать столь много вещей, мы можем прочесть столь много, мы можем быть столь начитаны, но если при всем этом у нас нет нежных благословений от вайшнава, то все эти наши знания, все, что у нас есть, не будет полезно для нас, не принесет желанного плода.

#00:05:59#

И напротив: даже если мы совершенно недостойны и лишены каких-либо положительных качеств с духовной точки зрения, но при этом у нас есть благословения вайшнава, то мы обретаем что-то подлинное и существенное с духовной точки зрения. Вайшнавы таковы, что они испытывают особую нежность и привязанность к недостойным и глупым людям.

[Шруташраве Прабху предлагают гирлянду.]

[Преданный: Джай Шрипад Шруташрава Прабху ки джай!]

[Шрипад Вайшнав Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!]

#00:06:45#

Я могу принять что-либо подобное только от имени Шрилы Гурудева. На самом деле это не может быть предназначено для меня — такая прекрасная гирлянда! Только как выражение почтения Гурудеву — только в таком случае я могу принять это.

#00:07:14#

Итак, вайшнавы, как и Шри Чайтанья Махапрабху, и сам Кришна испытывают особую нежность и привязанность, сострадание к глупым и недостойным людям. Не происходит какого-либо исследования, анализа нашего положения свыше на любом этапе нашей духовной жизни: в начале, середине или на продвинутой стадии.

#00:08:06#

Вначале, когда я только начал соприкасаться с сознанием Кришны, преданные дали мне несколько книг. И, прочтя их, я смог понять… Может быть, я не понял какие-то детали, подробности, но что я смог понять в целом: то, с чем мне пришлось соприкоснуться, — нечто удивительное и прекрасное.

#00:08:41#

Мой прошлый религиозный опыт говорит о том, что если ты хочешь участвовать в духовной жизни на сколь-нибудь серьезном уровне, то ты будешь подвержен некой экзаменации, анализу твоих качеств. И только если ты обладаешь определенными качествами, только тогда ты будешь допущен к духовной жизни. Поэтому, когда я прочел эти книги о сознании Кришны и увидел, сколь прекрасна и удивительна эта идея, я естественным образом заключил, мне показалось очевидным, что подобная система должна существовать и в сознании Кришны, определенная система экзаменации, определения достоинства кандидата.

#00:09:35#

И я был совершенно поражен, общаясь с преданными, что они ни разу, никогда не спрашивали меня о моем прошлом, о том, кто я. Они просто предлагали мне: «Почему бы тебе сейчас не вместе с нами? Ты можешь прийти в храм, ты можешь петь вместе с нами, ты можешь участвовать в служении вместе с нами. Почему бы тебе не поесть вместе с нами?» Они никогда не спрашивали меня: «А чем ты занимался в прошлом? А какое у тебя образование? Кто ты по своей натуре?» Они никогда не интересовались чем-либо подобным, не задавали таких вопросов. И вплоть до сегодняшнего дня, и поныне мне никогда не доводилось встречаться с подобными исследованиями.

#00:10:56#

В этом мире, для того чтобы обрести что-то даже незначительное — чтобы снять квартиру, чтобы устроиться на работу, — практически в любом аспекте жизни для любого достижения мы проходим через определенное исследование, нас исследуют. Но для того, чтобы получить то наивысшее из всего, что только можно представить, [не нужно] никакого исследования. Все, что нужно с вашей стороны, — это желание.

#00:11:38#

Это непостижимо! Но мы при этом оказываемся столь глупыми и невежественными, что не хотим этого. Если б я сказал к примеру: «Вот прямо в этом ящике лежит десять миллионов евро, и все, что вам нужно, чтобы получить их, — просто захотеть. Если хотите — берите!» Я думаю, каждый в комнате сказал бы: «Давайте!»

#00:12:17#

Но десять миллионов евро — это незначительная вещь, это нечто, не обладающее подлинной ценностью, потому что пройдет какое-то время, и они уйдут. В любом случае спустя какое-то время мы умрем, и тогда эти десять миллионов евро будут совершенно бесполезны для нас. И даже сумасшедшие и пьяные рок-музыканты знают об этих вещах. В рок-песнях часто встречаются слова: «любовь не купишь» или «деньги всего не дают» — подобные фразы встречаются везде в музыке.

#00:13:06#

Однако для того, чтобы обрести высшее духовное сокровище, все, что необходимо с нашей стороны, — это хотеть. Но нужно, чтобы мы хотели этого. Невозможно обманом или под каким-то предлогом ввести человека в это, заставить его заниматься этим, как раньше, где-то в 70-е годы, в Америке было множество обвинений против сознания Кришны, что мы якобы занимаемся промывкой мозгов людям, что мы обманом или какими-то нечестными способами побуждаем людей к тому, чтобы заниматься этим. Мы знаем, что ранее в основном, в большинстве случаев религия распространялась мечом. У кого армия больше и сильнее, тот и обращал другие страны в свою религию.

#00:14:36#

Полтора года назад вместе с нашим Шрилой Гурудевом я был в Санкт-Петербурге в больнице, и там один врач рассказал мне шутку. Сперва они предложили мне бокал шампанского: у них в это время какие-то студенты-медики оканчивали обучение, и по этому поводу у них был праздник. Я сказал, что сегодня — особый день поста, экадаши, и в этот день я никак не могу пить шампанское. А мой переводчик, Джай Кумар Прабху, сказал им: «Мы никогда не пьем алкоголь, нет».

#00:15:41#

И врач рассказал мне шутку. Когда-то много-много лет назад некие патаны, мусульмане, пришли в Россию и сказали: «Если вы примете ислам, то тогда каждый сможет иметь много жен». Русские князья думали об этом, всерьез рассматривали эту возможность: «А, может быть, и правда, нам тогда ислам принять стоит?» А потом пришли христианские проповедники и сказали: «Да, если бы вы приняли ислам, вы смогли бы иметь много жен, но у них запрещено употреблять алкоголь». И тогда они [русские] выбрали христианство.

#00:16:34#

Но сознание Кришны не таково, оно не распространяется подобными способами. Вы можете обрести его, только если сами хотите этого, это единственный способ. Потому что бхакти означает любовь, нежность, привязанность. И мы практикуем бхакти-йогу, и единственное развитие на пути бхакти — это развитие нежности и привязанности. Да, существует множество правил и ограничений, предписаний, которые нам дают, однако мы принимаем их на основе нежности и привязанности, и они предписываются, даются нам также с нежностью.

#00:17:44#

Шрила Гурудев попросил нас следовать определенным правилам, для того чтобы защитить нас с духовной точки зрения, для того чтобы способствовать нашему духовному продвижению. И разумеется, при этом никогда не существует какого-либо экзамена или проверки, не существует никаких детекторов лжи: «А следуешь ли ты этому?» Нет вопросов, типа: «А когда в последний раз ты делал вот это, вот это?»

#00:18:37#

Однажды много лет назад один мой хороший друг получал инициацию от Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. И при инициации Шрила Прабхупада спросил его: «Каковы четыре главных правила в сознании Кришны?» И он перечислил эти правила: отказ от незаконного секса, интоксикаций, мясоедения, азартных игр. И тогда Шрила Прабхупада спросил: «А какое твое любимое?» Он не ответил. [Смеются.] Он был слишком смущен, чтобы ответить.

#00:19:31#

Итак, мы можем обрести духовное лишь до той степени, до какой мы сами хотим этого. И по этой причине самая важная часть нашего процесса, нашего продвижения — это слушать об этом. В бхакти-йоге наш главный процесс духовного продвижения — это шраванам и киртанам, то есть слушание и обсуждение, слушание и обсуждение услышанных тем. И нет иных аспектов сознания Кришны.

#00:20:24#

В сознании Кришны есть только прекрасные, нежные, красивые аспекты. Не существует аспектов сознания Кришны жестких, жестоких, некрасивых, ужасных, потому что сам Кришна — это первоисточник, Он — сосредоточие всей любви, блага, нежности, привязанности, всех благих качеств в абсолютной степени. Все, что мы находим положительного в этом мире, — эти аспекты также существуют в Кришне, но в Нем они присутствуют в бесконечной степени. Все, что мы видим в этом мире, — это лишь блеклый отблеск духовной красоты.

#00:21:45#

Как, например, Айшвария Рай: многие считают сейчас, что она самая красивая женщина в мире. Но тридцать лет спустя будут ли люди по-прежнему считать ее самой прекрасной? Я уверен, что в России также существует множество подобных примеров людей, которые считаются необычайно красивыми, привлекательными сейчас. Однако спустя тридцать или сорок лет будут ли они считаться столь же прекрасными? Однако их существование дает нам некое представление о красоте.

#00:22:36#

И это касается не только женщин, но и всех аспектов этой жизни. Все, что существует в этом мире, ограничено во времени, временно. И то, что кажется очень прекрасным, притягательным… Если снимите всего лишь поверхностный слой кожи с этой красоты, то вы увидите, что внутри нет ничего прекрасного.

#00:23:17#

Место, где я живу, [находится] неподалеку от пляжа, и там бывают изумительные виды заката, однако каждый раз, когда я вижу эти великолепные виды, я понимаю, что мне осталось жить на один день меньше. Итак, я могу жить там и думать: «Вот, я увидел еще один замечательный закат или изумительный рассвет», но я понимаю, что это еще один день ушел из моей жизни. То же самое касается смены времен года: сейчас наступает весна, но сколько еще раз мне доведется в этой жизни видеть весну? Сколько еще весен мне доведется встретить? Может быть, ни одной, может быть, одну, две, может быть, пять или десять?

#00:24:24#

Итак, здесь мы видим лишь отблеск реальности, отблеск красоты, отблеск счастья, отблеск нежности. Однако мы не можем удержать этого, [взять] с собой. Но мы хотим чего-то настоящего, подлинного, вечного. Мы хотим постоянной любви, мы хотим постоянной красоты, мы хотим постоянного счастья, но здесь мы не можем этого обрести. Это закон: в этом мире это невозможно найти.

#00:25:24#

Как этот пример: если в этом ящике десять миллионов евро, и мы можем дать их вам, но если вы умрете завтра, то какую пользу эти десять миллионов вам принесут? Ведь если вы умрете, то кем бы вы ни были — будь вы сам Владимир Путин или Билл Гейтс, или какой-то незначительный человек, — в любом случае вы теряете все. Вы теряете все, кроме духовных накоплений — того духовного, что вы сумели обрести, поскольку духовное вечно, и все, что вы сумеете накопить, обрести духовного, это навсегда останется с вами, потому что вы останетесь существовать [всегда]. Даже с научной точки зрения. Ученые пришли к выводу: энергия никогда не теряется, не уходит. Что такое душа? Что такое дух? Это энергия, шакти.

#00:26:52#

виш̣н̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄…[7]

То, что называется вишну-шакти. Существуют различные категории, типы вишну-шакти, божественной энергии, и мы принадлежим к одной из этих категорий. Когда мы используем этот термин «духовная энергия», мы часто сразу же теряем представление об индивидуальности, однако, в отличие от материальной, духовная энергия обладает природой личности, она состоит из индивидуальных частичек. И поскольку мы сами по себе существуем как энергия, то наше существование никогда не прекратится, однако в этом смертном мире мы не в состоянии продолжать свое существование вечно. И это не дает нам [возможности] достичь подлинных целей нашей жизни.

#00:28:20#

В этом мире, если у вас есть внешние цели в жизни, то вас считают нормальным, обычным человеком. Считается, что когда вы хотите обрести хороший дом, хорошую семью, хорошую работу, уважаемое положение в обществе, хороший счет в банке и так далее, то в этом случае вас считают «нормальным человеком»; [это] то, что сейчас считается нормой. Однако все прекрасно знают: будь вы верующим или атеистом — кем угодно, в любом случае вы неизбежно потеряете все. Как говорится, нельзя забрать этого, когда ты уйдешь. Итак, нельзя забрать всего накопленного с собой, при этом считается: если ты всю свою жизнь потратил на накопление этих вещей, которые все равно с собой не заберешь, тогда ты нормальный. А если ты решил не делать этого и посвятить часть своей жизни, часть своей энергии духовной жизни, тогда тебя считают сумасшедшим.

#00:30:17#

Итак, я присоединился к сознанию Кришны достаточно давно, и с тех пор я вижу, что все время, когда человек выражает на улице [в общественном месте], что в большей степени его интересует духовная жизнь и в меньшей степени материальная, то такого человека считают ненормальным. Но кто на самом деле сумасшедший? Нормально ли тяжело трудиться, для того чтобы обрести то, что ты заведомо знаешь, что потеряешь?

#00:30:58#

Ты можешь быть хоть самим царем, президентом — кем угодно, но в момент смерти ты все равно теряешь все это. Например, у нас в стране был Джон Кеннеди — последний по-настоящему популярный, любимый народом президент. Все, что только можно было пожелать с материальной точки зрения, у него все это было. У него была власть, влияние, у него была счастливая семья, у него было богатство, у него было все, что только можно представить. И неважно, сколько человек стреляло, и сколько там пуль было, но, так или иначе, когда эта пуля пробила ему голову, он перестал быть всем — богатым, красивым, счастливым и так далее. С этого момента он перестал быть умным, красивым, могущественным, богатым, он уже не был президентом, он потерял всякое положение.

#00:32:25#

И все мы встретимся с этим. Может быть, нас не убьют подобным образом, но, так или иначе, по тому или иному стечению обстоятельств все мы неизбежно встретимся с собственной смертью — как в компьютерных играх, когда твой герой умирает, погибает полностью, тогда все твои достижения, очки, обретения обнуляются.

#00:33:25#

Поэтому мы выносим такое предложение, что это неразумно — тратить свою жизнь на накопление вещей, которые вы заведомо потеряете. И, более того, следуя этому процессу накопления временных вещей, вы не сможете обрести, реализовать свои настоящие желания, потому что как вы можете быть счастливыми, если не можете удержать накопленное? Это глупо, это глупый процесс.

#00:34:13#

С другой стороны, уделить свое внимание духовному процессу — это очень разумный выбор. Иногда люди по неведению или по глупости заключают, что духовная жизнь или духовный процесс как таковой предназначен для менее разумных, для недостаточно умных людей, но на самом деле духовная жизнь предназначена для самых разумных, для тех, кто обладает подлинным разумом. Поэтому нам следует быть вдумчивыми и желать духовных плодов. А духовное желание всегда приносит плоды. Когда у нас есть духовное желание, мы непременно обретаем это.

#00:35:24#

Когда мы желаем чего-то материального, то все зависит от нашей кармы: может быть, мы исполним свои желания, может быть, нет. Также сама природа материальных взаимодействий иная, поскольку материальный мир — это мир эксплуатации. Также этот мир ограничен, а в ограниченном мире существует ограниченное количество вещей, и мы все хотим обрести их. И если в комнате собралось тридцать или пятьдесят человек, у каждого есть желание быть «самым» [важным] или «самой» [важной]. Но только один из нас может быть на самом деле «самым» («самой»). Кому то придется быть номером два, кому-то — номером три, поскольку мы живем в ограниченном мире.

#00:36:34#

Но в безграничном, бесконечном мире существует бесконечное количество всего, и все мы можем быть «номером один». Поскольку в духовном мире само взаимодействие построено на принципе преданности, на принципе самоотдачи, то каждое живое существо пытается отдавать, жертвовать собой ради других. Поэтому вместо ужасной, отвратительной конкуренции, борьбы за ресурсы мы приходим к изумительной и прекрасной гармонии.

#00:37:30#

Любовь, братство, мир… Во времена моей юности я часто слышал, что все это — любовь, братство, мир — можно обрести, принимая определенные химические вещества (таблетки, еще что-то), и эта идея сама по себе была привлекательна, потому что мы на самом деле желаем этих вещей. Мы хотим обрести мир, гармонию, умиротворение, любовь, братство.

#00:38:13#

К примеру, лет двадцать назад вы все были, как считалось, «коммунистическими чертями», а я был, соответственно, «капиталистической свиньей». Когда мне удалось побывать дома у Ашутоша [Кришны] Прабху, я увидел там семейные фотографии — его старший брат, родители, вся семья, счастливые, где-то отдыхают. И я подумал тогда, что лет двадцать назад было невозможно себе представить, чтобы где-то на Западе были опубликованы подобные фотографии обычной, нормальной семьи из Советского Союза. [Смеется.] Считалось, что у советских людей нет ни семьи, ни счастья, они просто «коммунистические черти». [Смеется.]

#00:39:34#

Но после коммунистической эры, сейчас мы видим, что на самом деле нас связывает, нас объединяет столь многое, что на самом деле мы все стремимся к одному и тому же, стремимся достичь, реализовать одни и те же цели, нас связывает столь многое. Единственная разница, может быть, что американцы никогда не понимали, в какой степени они находятся под влиянием ложной пропаганды.

#00:40:15#

Итак, мы видим, что нас объединяет столь многое. На самом деле в любой стране, куда бы мы ни отправились, мы видим, что основные желания у людей одни и те же, везде люди хотят обрести счастье. И процесс бхакти-йога — это способ, каким можно достичь всего этого, достичь этого реалистичным и практичным способом. Это не единственный способ, но это наиболее реалистичный и наиболее практичный способ сейчас, в данное время.

#00:41:12#

Мы не смеем утверждать, что у нас есть монополия на духовность, что никаких иных путей не существует. Разумеется, существуют, и мы не пытаемся никого обратить слева направо, или сверху вниз, или как-то еще, нас не интересуют подобные вещи. Нас не интересуют какие-либо сектантские соображения, нас не интересуют какие-либо политические соображения. Нас интересует развитие сознания. Все эти вещи, к которым мы стремимся, можно обрести через развитие сознания, но не через обретение материальных вещей. Неважно, сколько бы мы материи ни накопили, мы не обретем удовлетворение.

#00:42:10#

И этому [существует] множество свидетельств, сейчас мы можем видеть этому даже больше свидетельств, чем раньше. Россия изменилась столь сильно и быстро, и сейчас доступно столь много всего, но стали ли люди более удовлетворены, довольны? Накопление материальных вещей, материальных благ, которые были недоступны ранее, но стали доступны сейчас, — на самом ли деле это смогло удовлетворить желания, устремления, что живут в сердцах людей? Решило ли это настоящие проблемы жизни?

(вторая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас



1  «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».

2 «О духовный учитель, дарующий божественную мудрость, о друг падших, ты приносишь блаженство, и ты — единственный океан милости. Хотя ты и живешь во Вриндаване, ты нисходишь для блага падших душ, вроде меня, и проповедуешь о божественной любви Радхи к Кришне. Пожалуйста, будь добр ко мне».

3 «Я выражаю почтение Шри Кришне Чайтанье и Господу Нитьянанде, которые подобны солнцу и луне. В один и тот же час Они взошли на небосклоне Гауды, чтобы рассеять мрак неведения и даровать всем и каждому чудесное благословение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.2).

4  «Я вновь и вновь выражаю почтение пыли со стоп женщин из пастушеской деревни Махараджи Нанды. Когда они во весь голос прославляют Шри Кришну, эти звуки очищают все три мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.63).

5  «Своим первым шагом он разрушил мир эксплуатации, а вторым — сокрушил спекулятивные рассуждения философов и идею безличного освобождения. Третий его шаг смягчил виддхи-бхакти прикосновением божественной любви (рага-марги). Возвысив нас над Вайкунтхой, он подвел нас к наивысшему поклонению Шри Радхе и Шри Говинде» (Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. Пранама-мантра Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру).

6  «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

7 Виш̣н̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄, кш̣етраджн̃а̄кхйа̄ татха̄ пара̄ / авидйа̄-карма-сам̇джн̃а̄нйа̄, тр̣тӣйа̄ ш́актир иш̣йате — «Внутренняя энергия Верховного Господа Вишну духовна, и шастры подтверждают это. Существует еще одна духовная энергия, называемая кшетра-гья, то есть живое существо. Третья энергия, именуемая энергией неведения [маха-майя], заставляет живое существо погрязнуть в безбожии и кармической деятельности» («Вишну-пурана», 6.7.60; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.119; Мадхья-лила, 6.154; 8.153; 20.112; 24.308).




←  «Гьяна-шунья-бхакти». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 27 февраля 2010 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Высшая Реальность — наш лучший друг» (часть 2). Шрипад Шруташрава Прабху | Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 20 марта 2008 года | Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 21.1 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж |
Шруташрава Прабху 

Высшая реальность — наш друг
(часть 1)

(20 марта 2008 года | Москва, Кисельный)

 

гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇
чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам
говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇
ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам[1]

хе гуро джн̃а̄на-да дӣна бандхо
сва̄нанда-да̄тах̣ карун̣аика-синдхо
вр̣нда̄вана̄сӣна хита̄вата̄ра
прасӣда ра̄дха̄-пран̣айа-прача̄ра[2]

ванде ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-
нитйа̄нандау саходитау
гауд̣одайе пуш̣павантау
читрау ш́ан-дау тамо-нудау[3]

ванде нанда-враджа-стрӣн̣а̄м̇
па̄да-рен̣ум абхӣкш̣н̣аш́ах̣
ха̄са̄м̇ хари катходгӣтам̇
пуна̄ти бхувана-трайам[4]

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ
вибудха-бахула-[мукти-мр̣гйа̄]-моха̄нта-да̄трӣ
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ[5]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча
кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо
ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[6]

#00:01:14#

Это большая честь для меня — быть здесь, в этом культурном центре «Шри Чайтанья Сарасват» в центре Москвы. И я здесь нахожусь по той же самой причине, почему я нахожусь в сознании Кришны вообще в целом: по той же самой причине, по какой я вообще сумел обрести то полезное, то благоприятное, что только присутствует в моей жизни, то есть все это пришло ко мне благодаря нежности и привязанности преданных.

#00:02:07#

Итак, благодаря дружескому приглашению Шрипада Авадхута Махараджа я приехал сюда. Также, разумеется, благодаря привязанности всех преданных, но прежде всего — это его приглашение. Также я приехал сюда благодаря нежным благословениям Шрилы Гурудева.

#00:02:34#

Большинство людей в этом мире становятся несчастными, когда видят меня, и радуются, когда я уезжаю, за исключением, быть может, разве что моей жены и детей. [Смеется.] Но непостижимым образом Шрила Гурудев являет собой прямую противоположность этого. Он на самом деле счастлив, когда видит меня, и он на самом деле несчастлив, когда я покидаю его.

#00:03:19#

Шрила Гурудев относится к Шрипаду Авадхуту Махараджу с такой нежностью и привязанностью, что он не в состоянии отказать ему, когда Авадхут Махарадж просит его о чем-либо. И никто не знает, почему, даже я не понимаю этого, но Шрила Гурудев предпочел, чтобы я остался сейчас, на данный момент, вместе со Шрилой Гурудевом. Я сказал Шриле Гурудеву: «Да, разумеется, Гурудев, я буду очень счастлив, с великой радостью останусь с вами». Однако Гурудев сказал мне: «Но Шрипад Авадхут Махарадж приглашает тебя приехать туда [в Россию] для служения моему Шриле Гуру Махараджу. И поэтому для служения моему Шриле Гуру Махараджу я прошу, чтобы ты отправился туда».

#00:04:27#

По этой причине я приехал. Причина моего приезда не в том, что я обладаю какими-либо особенными качествами или квалификацией — нет, ничего подобного. Есть такая замечательная пословица в английском и, я уверен, в русском языке: «Не важно, что ты знаешь; важно, кого ты знаешь». Эта пословица верна во многих аспектах жизни, и также в очень большой степени верна в духовной жизни. Мы можем знать столь много вещей, мы можем прочесть столь много, мы можем быть столь начитаны, но если при всем этом у нас нет нежных благословений от вайшнава, то все эти наши знания, все, что у нас есть, не будет полезно для нас, не принесет желанного плода.

#00:05:59#

И напротив: даже если мы совершенно недостойны и лишены каких-либо положительных качеств с духовной точки зрения, но при этом у нас есть благословения вайшнава, то мы обретаем что-то подлинное и существенное с духовной точки зрения. Вайшнавы таковы, что они испытывают особую нежность и привязанность к недостойным и глупым людям.

[Шруташраве Прабху предлагают гирлянду.]

[Преданный: Джай Шрипад Шруташрава Прабху ки джай!]

[Шрипад Вайшнав Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!]

#00:06:45#

Я могу принять что-либо подобное только от имени Шрилы Гурудева. На самом деле это не может быть предназначено для меня — такая прекрасная гирлянда! Только как выражение почтения Гурудеву — только в таком случае я могу принять это.

#00:07:14#

Итак, вайшнавы, как и Шри Чайтанья Махапрабху, и сам Кришна испытывают особую нежность и привязанность, сострадание к глупым и недостойным людям. Не происходит какого-либо исследования, анализа нашего положения свыше на любом этапе нашей духовной жизни: в начале, середине или на продвинутой стадии.

#00:08:06#

Вначале, когда я только начал соприкасаться с сознанием Кришны, преданные дали мне несколько книг. И, прочтя их, я смог понять… Может быть, я не понял какие-то детали, подробности, но что я смог понять в целом: то, с чем мне пришлось соприкоснуться, — нечто удивительное и прекрасное.

#00:08:41#

Мой прошлый религиозный опыт говорит о том, что если ты хочешь участвовать в духовной жизни на сколь-нибудь серьезном уровне, то ты будешь подвержен некой экзаменации, анализу твоих качеств. И только если ты обладаешь определенными качествами, только тогда ты будешь допущен к духовной жизни. Поэтому, когда я прочел эти книги о сознании Кришны и увидел, сколь прекрасна и удивительна эта идея, я естественным образом заключил, мне показалось очевидным, что подобная система должна существовать и в сознании Кришны, определенная система экзаменации, определения достоинства кандидата.

#00:09:35#

И я был совершенно поражен, общаясь с преданными, что они ни разу, никогда не спрашивали меня о моем прошлом, о том, кто я. Они просто предлагали мне: «Почему бы тебе сейчас не вместе с нами? Ты можешь прийти в храм, ты можешь петь вместе с нами, ты можешь участвовать в служении вместе с нами. Почему бы тебе не поесть вместе с нами?» Они никогда не спрашивали меня: «А чем ты занимался в прошлом? А какое у тебя образование? Кто ты по своей натуре?» Они никогда не интересовались чем-либо подобным, не задавали таких вопросов. И вплоть до сегодняшнего дня, и поныне мне никогда не доводилось встречаться с подобными исследованиями.

#00:10:56#

В этом мире, для того чтобы обрести что-то даже незначительное — чтобы снять квартиру, чтобы устроиться на работу, — практически в любом аспекте жизни для любого достижения мы проходим через определенное исследование, нас исследуют. Но для того, чтобы получить то наивысшее из всего, что только можно представить, [не нужно] никакого исследования. Все, что нужно с вашей стороны, — это желание.

#00:11:38#

Это непостижимо! Но мы при этом оказываемся столь глупыми и невежественными, что не хотим этого. Если б я сказал к примеру: «Вот прямо в этом ящике лежит десять миллионов евро, и все, что вам нужно, чтобы получить их, — просто захотеть. Если хотите — берите!» Я думаю, каждый в комнате сказал бы: «Давайте!»

#00:12:17#

Но десять миллионов евро — это незначительная вещь, это нечто, не обладающее подлинной ценностью, потому что пройдет какое-то время, и они уйдут. В любом случае спустя какое-то время мы умрем, и тогда эти десять миллионов евро будут совершенно бесполезны для нас. И даже сумасшедшие и пьяные рок-музыканты знают об этих вещах. В рок-песнях часто встречаются слова: «любовь не купишь» или «деньги всего не дают» — подобные фразы встречаются везде в музыке.

#00:13:06#

Однако для того, чтобы обрести высшее духовное сокровище, все, что необходимо с нашей стороны, — это хотеть. Но нужно, чтобы мы хотели этого. Невозможно обманом или под каким-то предлогом ввести человека в это, заставить его заниматься этим, как раньше, где-то в 70-е годы, в Америке было множество обвинений против сознания Кришны, что мы якобы занимаемся промывкой мозгов людям, что мы обманом или какими-то нечестными способами побуждаем людей к тому, чтобы заниматься этим. Мы знаем, что ранее в основном, в большинстве случаев религия распространялась мечом. У кого армия больше и сильнее, тот и обращал другие страны в свою религию.

#00:14:36#

Полтора года назад вместе с нашим Шрилой Гурудевом я был в Санкт-Петербурге в больнице, и там один врач рассказал мне шутку. Сперва они предложили мне бокал шампанского: у них в это время какие-то студенты-медики оканчивали обучение, и по этому поводу у них был праздник. Я сказал, что сегодня — особый день поста, экадаши, и в этот день я никак не могу пить шампанское. А мой переводчик, Джай Кумар Прабху, сказал им: «Мы никогда не пьем алкоголь, нет».

#00:15:41#

И врач рассказал мне шутку. Когда-то много-много лет назад некие патаны, мусульмане, пришли в Россию и сказали: «Если вы примете ислам, то тогда каждый сможет иметь много жен». Русские князья думали об этом, всерьез рассматривали эту возможность: «А, может быть, и правда, нам тогда ислам принять стоит?» А потом пришли христианские проповедники и сказали: «Да, если бы вы приняли ислам, вы смогли бы иметь много жен, но у них запрещено употреблять алкоголь». И тогда они [русские] выбрали христианство.

#00:16:34#

Но сознание Кришны не таково, оно не распространяется подобными способами. Вы можете обрести его, только если сами хотите этого, это единственный способ. Потому что бхакти означает любовь, нежность, привязанность. И мы практикуем бхакти-йогу, и единственное развитие на пути бхакти — это развитие нежности и привязанности. Да, существует множество правил и ограничений, предписаний, которые нам дают, однако мы принимаем их на основе нежности и привязанности, и они предписываются, даются нам также с нежностью.

#00:17:44#

Шрила Гурудев попросил нас следовать определенным правилам, для того чтобы защитить нас с духовной точки зрения, для того чтобы способствовать нашему духовному продвижению. И разумеется, при этом никогда не существует какого-либо экзамена или проверки, не существует никаких детекторов лжи: «А следуешь ли ты этому?» Нет вопросов, типа: «А когда в последний раз ты делал вот это, вот это?»

#00:18:37#

Однажды много лет назад один мой хороший друг получал инициацию от Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. И при инициации Шрила Прабхупада спросил его: «Каковы четыре главных правила в сознании Кришны?» И он перечислил эти правила: отказ от незаконного секса, интоксикаций, мясоедения, азартных игр. И тогда Шрила Прабхупада спросил: «А какое твое любимое?» Он не ответил. [Смеются.] Он был слишком смущен, чтобы ответить.

#00:19:31#

Итак, мы можем обрести духовное лишь до той степени, до какой мы сами хотим этого. И по этой причине самая важная часть нашего процесса, нашего продвижения — это слушать об этом. В бхакти-йоге наш главный процесс духовного продвижения — это шраванам и киртанам, то есть слушание и обсуждение, слушание и обсуждение услышанных тем. И нет иных аспектов сознания Кришны.

#00:20:24#

В сознании Кришны есть только прекрасные, нежные, красивые аспекты. Не существует аспектов сознания Кришны жестких, жестоких, некрасивых, ужасных, потому что сам Кришна — это первоисточник, Он — сосредоточие всей любви, блага, нежности, привязанности, всех благих качеств в абсолютной степени. Все, что мы находим положительного в этом мире, — эти аспекты также существуют в Кришне, но в Нем они присутствуют в бесконечной степени. Все, что мы видим в этом мире, — это лишь блеклый отблеск духовной красоты.

#00:21:45#

Как, например, Айшвария Рай: многие считают сейчас, что она самая красивая женщина в мире. Но тридцать лет спустя будут ли люди по-прежнему считать ее самой прекрасной? Я уверен, что в России также существует множество подобных примеров людей, которые считаются необычайно красивыми, привлекательными сейчас. Однако спустя тридцать или сорок лет будут ли они считаться столь же прекрасными? Однако их существование дает нам некое представление о красоте.

#00:22:36#

И это касается не только женщин, но и всех аспектов этой жизни. Все, что существует в этом мире, ограничено во времени, временно. И то, что кажется очень прекрасным, притягательным… Если снимите всего лишь поверхностный слой кожи с этой красоты, то вы увидите, что внутри нет ничего прекрасного.

#00:23:17#

Место, где я живу, [находится] неподалеку от пляжа, и там бывают изумительные виды заката, однако каждый раз, когда я вижу эти великолепные виды, я понимаю, что мне осталось жить на один день меньше. Итак, я могу жить там и думать: «Вот, я увидел еще один замечательный закат или изумительный рассвет», но я понимаю, что это еще один день ушел из моей жизни. То же самое касается смены времен года: сейчас наступает весна, но сколько еще раз мне доведется в этой жизни видеть весну? Сколько еще весен мне доведется встретить? Может быть, ни одной, может быть, одну, две, может быть, пять или десять?

#00:24:24#

Итак, здесь мы видим лишь отблеск реальности, отблеск красоты, отблеск счастья, отблеск нежности. Однако мы не можем удержать этого, [взять] с собой. Но мы хотим чего-то настоящего, подлинного, вечного. Мы хотим постоянной любви, мы хотим постоянной красоты, мы хотим постоянного счастья, но здесь мы не можем этого обрести. Это закон: в этом мире это невозможно найти.

#00:25:24#

Как этот пример: если в этом ящике десять миллионов евро, и мы можем дать их вам, но если вы умрете завтра, то какую пользу эти десять миллионов вам принесут? Ведь если вы умрете, то кем бы вы ни были — будь вы сам Владимир Путин или Билл Гейтс, или какой-то незначительный человек, — в любом случае вы теряете все. Вы теряете все, кроме духовных накоплений — того духовного, что вы сумели обрести, поскольку духовное вечно, и все, что вы сумеете накопить, обрести духовного, это навсегда останется с вами, потому что вы останетесь существовать [всегда]. Даже с научной точки зрения. Ученые пришли к выводу: энергия никогда не теряется, не уходит. Что такое душа? Что такое дух? Это энергия, шакти.

#00:26:52#

виш̣н̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄…[7]

То, что называется вишну-шакти. Существуют различные категории, типы вишну-шакти, божественной энергии, и мы принадлежим к одной из этих категорий. Когда мы используем этот термин «духовная энергия», мы часто сразу же теряем представление об индивидуальности, однако, в отличие от материальной, духовная энергия обладает природой личности, она состоит из индивидуальных частичек. И поскольку мы сами по себе существуем как энергия, то наше существование никогда не прекратится, однако в этом смертном мире мы не в состоянии продолжать свое существование вечно. И это не дает нам [возможности] достичь подлинных целей нашей жизни.

#00:28:20#

В этом мире, если у вас есть внешние цели в жизни, то вас считают нормальным, обычным человеком. Считается, что когда вы хотите обрести хороший дом, хорошую семью, хорошую работу, уважаемое положение в обществе, хороший счет в банке и так далее, то в этом случае вас считают «нормальным человеком»; [это] то, что сейчас считается нормой. Однако все прекрасно знают: будь вы верующим или атеистом — кем угодно, в любом случае вы неизбежно потеряете все. Как говорится, нельзя забрать этого, когда ты уйдешь. Итак, нельзя забрать всего накопленного с собой, при этом считается: если ты всю свою жизнь потратил на накопление этих вещей, которые все равно с собой не заберешь, тогда ты нормальный. А если ты решил не делать этого и посвятить часть своей жизни, часть своей энергии духовной жизни, тогда тебя считают сумасшедшим.

#00:30:17#

Итак, я присоединился к сознанию Кришны достаточно давно, и с тех пор я вижу, что все время, когда человек выражает на улице [в общественном месте], что в большей степени его интересует духовная жизнь и в меньшей степени материальная, то такого человека считают ненормальным. Но кто на самом деле сумасшедший? Нормально ли тяжело трудиться, для того чтобы обрести то, что ты заведомо знаешь, что потеряешь?

#00:30:58#

Ты можешь быть хоть самим царем, президентом — кем угодно, но в момент смерти ты все равно теряешь все это. Например, у нас в стране был Джон Кеннеди — последний по-настоящему популярный, любимый народом президент. Все, что только можно было пожелать с материальной точки зрения, у него все это было. У него была власть, влияние, у него была счастливая семья, у него было богатство, у него было все, что только можно представить. И неважно, сколько человек стреляло, и сколько там пуль было, но, так или иначе, когда эта пуля пробила ему голову, он перестал быть всем — богатым, красивым, счастливым и так далее. С этого момента он перестал быть умным, красивым, могущественным, богатым, он уже не был президентом, он потерял всякое положение.

#00:32:25#

И все мы встретимся с этим. Может быть, нас не убьют подобным образом, но, так или иначе, по тому или иному стечению обстоятельств все мы неизбежно встретимся с собственной смертью — как в компьютерных играх, когда твой герой умирает, погибает полностью, тогда все твои достижения, очки, обретения обнуляются.

#00:33:25#

Поэтому мы выносим такое предложение, что это неразумно — тратить свою жизнь на накопление вещей, которые вы заведомо потеряете. И, более того, следуя этому процессу накопления временных вещей, вы не сможете обрести, реализовать свои настоящие желания, потому что как вы можете быть счастливыми, если не можете удержать накопленное? Это глупо, это глупый процесс.

#00:34:13#

С другой стороны, уделить свое внимание духовному процессу — это очень разумный выбор. Иногда люди по неведению или по глупости заключают, что духовная жизнь или духовный процесс как таковой предназначен для менее разумных, для недостаточно умных людей, но на самом деле духовная жизнь предназначена для самых разумных, для тех, кто обладает подлинным разумом. Поэтому нам следует быть вдумчивыми и желать духовных плодов. А духовное желание всегда приносит плоды. Когда у нас есть духовное желание, мы непременно обретаем это.

#00:35:24#

Когда мы желаем чего-то материального, то все зависит от нашей кармы: может быть, мы исполним свои желания, может быть, нет. Также сама природа материальных взаимодействий иная, поскольку материальный мир — это мир эксплуатации. Также этот мир ограничен, а в ограниченном мире существует ограниченное количество вещей, и мы все хотим обрести их. И если в комнате собралось тридцать или пятьдесят человек, у каждого есть желание быть «самым» [важным] или «самой» [важной]. Но только один из нас может быть на самом деле «самым» («самой»). Кому то придется быть номером два, кому-то — номером три, поскольку мы живем в ограниченном мире.

#00:36:34#

Но в безграничном, бесконечном мире существует бесконечное количество всего, и все мы можем быть «номером один». Поскольку в духовном мире само взаимодействие построено на принципе преданности, на принципе самоотдачи, то каждое живое существо пытается отдавать, жертвовать собой ради других. Поэтому вместо ужасной, отвратительной конкуренции, борьбы за ресурсы мы приходим к изумительной и прекрасной гармонии.

#00:37:30#

Любовь, братство, мир… Во времена моей юности я часто слышал, что все это — любовь, братство, мир — можно обрести, принимая определенные химические вещества (таблетки, еще что-то), и эта идея сама по себе была привлекательна, потому что мы на самом деле желаем этих вещей. Мы хотим обрести мир, гармонию, умиротворение, любовь, братство.

#00:38:13#

К примеру, лет двадцать назад вы все были, как считалось, «коммунистическими чертями», а я был, соответственно, «капиталистической свиньей». Когда мне удалось побывать дома у Ашутоша [Кришны] Прабху, я увидел там семейные фотографии — его старший брат, родители, вся семья, счастливые, где-то отдыхают. И я подумал тогда, что лет двадцать назад было невозможно себе представить, чтобы где-то на Западе были опубликованы подобные фотографии обычной, нормальной семьи из Советского Союза. [Смеется.] Считалось, что у советских людей нет ни семьи, ни счастья, они просто «коммунистические черти». [Смеется.]

#00:39:34#

Но после коммунистической эры, сейчас мы видим, что на самом деле нас связывает, нас объединяет столь многое, что на самом деле мы все стремимся к одному и тому же, стремимся достичь, реализовать одни и те же цели, нас связывает столь многое. Единственная разница, может быть, что американцы никогда не понимали, в какой степени они находятся под влиянием ложной пропаганды.

#00:40:15#

Итак, мы видим, что нас объединяет столь многое. На самом деле в любой стране, куда бы мы ни отправились, мы видим, что основные желания у людей одни и те же, везде люди хотят обрести счастье. И процесс бхакти-йога — это способ, каким можно достичь всего этого, достичь этого реалистичным и практичным способом. Это не единственный способ, но это наиболее реалистичный и наиболее практичный способ сейчас, в данное время.

#00:41:12#

Мы не смеем утверждать, что у нас есть монополия на духовность, что никаких иных путей не существует. Разумеется, существуют, и мы не пытаемся никого обратить слева направо, или сверху вниз, или как-то еще, нас не интересуют подобные вещи. Нас не интересуют какие-либо сектантские соображения, нас не интересуют какие-либо политические соображения. Нас интересует развитие сознания. Все эти вещи, к которым мы стремимся, можно обрести через развитие сознания, но не через обретение материальных вещей. Неважно, сколько бы мы материи ни накопили, мы не обретем удовлетворение.

#00:42:10#

И этому [существует] множество свидетельств, сейчас мы можем видеть этому даже больше свидетельств, чем раньше. Россия изменилась столь сильно и быстро, и сейчас доступно столь много всего, но стали ли люди более удовлетворены, довольны? Накопление материальных вещей, материальных благ, которые были недоступны ранее, но стали доступны сейчас, — на самом ли деле это смогло удовлетворить желания, устремления, что живут в сердцах людей? Решило ли это настоящие проблемы жизни?

(вторая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас



[1] «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».

[2] «О духовный учитель, дарующий божественную мудрость, о друг падших, ты приносишь блаженство, и ты — единственный океан милости. Хотя ты и живешь во Вриндаване, ты нисходишь для блага падших душ, вроде меня, и проповедуешь о божественной любви Радхи к Кришне. Пожалуйста, будь добр ко мне».

[3] «Я выражаю почтение Шри Кришне Чайтанье и Господу Нитьянанде, которые подобны солнцу и луне. В один и тот же час Они взошли на небосклоне Гауды, чтобы рассеять мрак неведения и даровать всем и каждому чудесное благословение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.2).

[4] «Я вновь и вновь выражаю почтение пыли со стоп женщин из пастушеской деревни Махараджи Нанды. Когда они во весь голос прославляют Шри Кришну, эти звуки очищают все три мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.63).

[5] «Своим первым шагом он разрушил мир эксплуатации, а вторым — сокрушил спекулятивные рассуждения философов и идею безличного освобождения. Третий его шаг смягчил виддхи-бхакти прикосновением божественной любви (рага-марги). Возвысив нас над Вайкунтхой, он подвел нас к наивысшему поклонению Шри Радхе и Шри Говинде» (Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. Пранама-мантра Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру).

[6] «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

[7] Виш̣н̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄, кш̣етраджн̃а̄кхйа̄ татха̄ пара̄ / авидйа̄-карма-сам̇джн̃а̄нйа̄, тр̣тӣйа̄ ш́актир иш̣йате — «Внутренняя энергия Верховного Господа Вишну духовна, и шастры подтверждают это. Существует еще одна духовная энергия, называемая кшетра-гья, то есть живое существо. Третья энергия, именуемая энергией неведения [маха-майя], заставляет живое существо погрязнуть в безбожии и кармической деятельности» («Вишну-пурана», 6.7.60; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.119; Мадхья-лила, 6.154; 8.153; 20.112; 24.308).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования