скачать (формат MP4, 19.85M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Способы восприятия реальности
(17 декабря 2008 год. Томск)
Обычный способ обретения знаний для нас с вами — это непосредственный опыт, пратьякша, как мы уже упоминали. Подразумевается, что я вижу, слышу, осязаю, обоняю, испытываю вкус и таким образом обретаю знания. Но при этом такой способ восприятия ограничен диапазоном моего зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
#00:01:06#
Это приводит нас ко второму уровню постижения способов восприятия, называемому парокша. О чем идет речь? Об опыте, который получили не вы непосредственно, а о том, что увидел, услышал и почувствовал некий другой человек, и поделился этим опытом переживания с вами.
#00:01:52#
Но иногда нам советуют обратиться к совершенно иному способу восприятия. Поэтому нам говорят: постарайтесь забыть обо всех других способах восприятия и постарайтесь подойти к рассмотрению этого предмета с чистого листа. Потому что иначе предвзятость, которая появляется в вас, благодаря вашему прошлому опыту и опыту других людей, создает препятствия, мешающие увидеть предмет.
#00:02:35#
Иногда люди это называют самадхи. Этому можно уподобить состояние глубокого сна, когда тело человека совершенно спокойно и не испытывает никаких переживаний, ничего не видит, не слышит, не обоняет. Но тем не менее, находясь в состоянии глубокого сна, мы можем приобрести какой-то опыт, что-то почувствовать.
#00:03:20#
Но существует четвертый уровень восприятия, который называется адхокшаджа. И с этого уровня восприятия духовное, в глубоком смысле этого слова, собственно, и начинается. Речь идет об особом виде знания, которое нисходит из духовного мира и, приходя, являя себя, подавляет все остальные способы восприятия.
#00:04:01#
Итак, это четыре [способа восприятия]. Девушка спросила: каков же пятый способ восприятия? Пятый уровень называется апракрита. И этот уровень восприятия наиболее интересен. Слово «пракрита» означает «материальный». Соответственно, апракрита означает нечто, что кажется, выглядит в точности как материальное, но таковым не является.
#00:04:48#
Этот уровень восприятия, апракрита, является наиболее утонченным, наиболее возвышенным аспектом уровня адхокшаджа, уровня истины откровения, о котором мы упоминали раньше.
#00:05:06#
Именно там мы находим золотую середину Безграничного, центральную концепцию Безграничного. Это означает, что Безграничное предстает в подобных человеку образах. Его возможности, потенциал, отношения подобны человеческим. Как Библия гласит: «Человек сотворен по образу и подобию Божьему».
#00:05:40#
Но в мире апракрита есть место не только для человека, или [в узком смысле] мужчины, но также и для женщины, которая так же сотворена по образу и подобию Бога. В мире апракрита Божественное предстает и в Своем мужском аспекте, и в Своем женском аспекте. И Их любовные взаимоотношения являются прообразом человеческой цивилизации. В этом смысле человеческая цивилизация есть искаженное отражение божественной цивилизации. С этой точки зрения Земля и человеческая цивилизация как таковая являются центром Вселенной.
#00:06:53#
Только совсем недавно мы приводили довод против этого взгляда. Но сейчас мы рассматриваем вещи с другой точки зрения. С той точки зрения, что эта планета уникальна, и то, что находится на этой планете, уникально. И высшее проявление, высшая ценность всего, что представлено на этой планете, — это человеческая цивилизация, которая суть искаженное отражение божественной цивилизации, то есть цивилизации, основанной на отношениях с божественной абсолютной личностью.
#00:07:55#
Обычно, когда люди говорят о Божественном или об Абсолюте, они ожидают, что у них будет возможность соприкосновения с какими-то духовными спецэффектами, с неким аспектом благоговения, с какими-то духовными сверхъестественными эффектами. Например, что если это Богиня, то у Нее должно быть десять рук, а если это Бог, то Он несомненно должен проявлять бесконечное число обликов во всем времени и пространстве.
#00:08:41#
В одиннадцатой главе Бхагавад-гиты мы находим описание того, как Кришна являет Арджуне Свою вселенскую форму, Свой огромный непостижимый облик, подобно тому как опытный гипнотизер являет какие-то вещи тому, кого он гипнотизирует. И, видя все эти безграничные проявления Божественного, бесконечные облики, Арджуна преисполняется чувства благоговения, почтения. Возможно даже элемент ужаса, он шокирован.
#00:09:37#
Но затем Кришна проявляет облик Вишну — четырехрукий облик. И, наконец, двухрукий облик, подобный человеческому. И, уже представ в этом облике, Он говорит: «О Арджуна, именно этот двурукий облик, подобный человеческому, является наиболее сокровенным, наиболее сокровенной истиной. Именно этот облик мудрецы стремятся увидеть хотя бы на мгновение».
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Субхадра Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
↑
См. Бхагавад-гита, 11.5–31.
↑
Ма̄ те вйатха̄ ма̄ ча вимӯд̣ха-бха̄во, др̣ш̣т̣ва̄ рӯпам̇ гхорам ӣдр̣н̇ мамедам / вйапета-бхӣх̣ прӣта-мана̄х̣ пунас твам̇, тад эва ме рӯпам идам̇ прапаш́йа — [Господь Кришна говорит Арджуне:] «Ты был изумлен и растерян, увидев Мой пугающий вселенский образ! Отныне оставь все страхи и с умиротворенным сердцем созерцай Мой облик, который ты захотел увидеть» (Бхагавад-гита, 11.49). Итй арджунам̇ ва̄судевас татхоктва̄, свакам̇ рӯпам̇ дарш́айа̄ма̄са бхӯйах̣ / а̄ш́ва̄сайа̄ма̄са ча бхӣтам энам̇, бхӯтва̄ пунах̣ саумйа-вапур маха̄тма̄ — «После этих слов сын Васудевы предстал перед Арджуной в Своем четырехруком образе. Затем, чтобы окончательно успокоить близкого друга, Кришна явил ему Свой двурукий облик, исполненный несравненной красоты и очарования» (Бхагавад-гита, 11.50).
↑
Судурдарш́ам идам̇ рӯпам̇, др̣ш̣т̣ава̄н аси йан мама / дева̄ апй асйа рӯпасйа, нитйам̇ дарш́ана-ка̄н̇кш̣ин̣ах̣ — [Господь Кришна говорит Своему другу:] «Арджуна! Крайне трудно узреть Меня таким, каким сейчас Я стою пред тобою. Даже боги стремятся созерцать этот Мой образ хотя бы мгновение» (Бхагавад-гита, 11.52).
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 25.9 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Способы восприятия реальности
(17 декабря 2008 год. Томск)
Обычный способ обретения знаний для нас с вами — это непосредственный опыт, пратьякша, как мы уже упоминали. Подразумевается, что я вижу, слышу, осязаю, обоняю, испытываю вкус и таким образом обретаю знания. Но при этом такой способ восприятия ограничен диапазоном моего зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
#00:01:06#
Это приводит нас ко второму уровню постижения способов восприятия, называемому парокша. О чем идет речь? Об опыте, который получили не вы непосредственно, а о том, что увидел, услышал и почувствовал некий другой человек, и поделился этим опытом переживания с вами.
#00:01:52#
Но иногда нам советуют обратиться к совершенно иному способу восприятия. Поэтому нам говорят: постарайтесь забыть обо всех других способах восприятия и постарайтесь подойти к рассмотрению этого предмета с чистого листа. Потому что иначе предвзятость, которая появляется в вас, благодаря вашему прошлому опыту и опыту других людей, создает препятствия, мешающие увидеть предмет.
#00:02:35#
Иногда люди это называют самадхи. Этому можно уподобить состояние глубокого сна, когда тело человека совершенно спокойно и не испытывает никаких переживаний, ничего не видит, не слышит, не обоняет. Но тем не менее, находясь в состоянии глубокого сна, мы можем приобрести какой-то опыт, что-то почувствовать.
#00:03:20#
Но существует четвертый уровень восприятия, который называется адхокшаджа. И с этого уровня восприятия духовное, в глубоком смысле этого слова, собственно, и начинается. Речь идет об особом виде знания, которое нисходит из духовного мира и, приходя, являя себя, подавляет все остальные способы восприятия.
#00:04:01#
Итак, это четыре [способа восприятия]. Девушка спросила: каков же пятый способ восприятия? Пятый уровень называется апракрита. И этот уровень восприятия наиболее интересен. Слово «пракрита» означает «материальный». Соответственно, апракрита означает нечто, что кажется, выглядит в точности как материальное, но таковым не является.
#00:04:48#
Этот уровень восприятия, апракрита, является наиболее утонченным, наиболее возвышенным аспектом уровня адхокшаджа, уровня истины откровения, о котором мы упоминали раньше.
#00:05:06#
Именно там мы находим золотую середину Безграничного, центральную концепцию Безграничного. Это означает, что Безграничное предстает в подобных человеку образах. Его возможности, потенциал, отношения подобны человеческим. Как Библия гласит: «Человек сотворен по образу и подобию Божьему».
#00:05:40#
Но в мире апракрита есть место не только для человека, или [в узком смысле] мужчины, но также и для женщины, которая так же сотворена по образу и подобию Бога. В мире апракрита Божественное предстает и в Своем мужском аспекте, и в Своем женском аспекте. И Их любовные взаимоотношения являются прообразом человеческой цивилизации. В этом смысле человеческая цивилизация есть искаженное отражение божественной цивилизации. С этой точки зрения Земля и человеческая цивилизация как таковая являются центром Вселенной.
#00:06:53#
Только совсем недавно мы приводили довод против этого взгляда. Но сейчас мы рассматриваем вещи с другой точки зрения. С той точки зрения, что эта планета уникальна, и то, что находится на этой планете, уникально. И высшее проявление, высшая ценность всего, что представлено на этой планете, — это человеческая цивилизация, которая суть искаженное отражение божественной цивилизации, то есть цивилизации, основанной на отношениях с божественной абсолютной личностью.
#00:07:55#
Обычно, когда люди говорят о Божественном или об Абсолюте, они ожидают, что у них будет возможность соприкосновения с какими-то духовными спецэффектами, с неким аспектом благоговения, с какими-то духовными сверхъестественными эффектами. Например, что если это Богиня, то у Нее должно быть десять рук, а если это Бог, то Он несомненно должен проявлять бесконечное число обликов во всем времени и пространстве.
#00:08:41#
В одиннадцатой главе Бхагавад-гиты мы находим описание того, как Кришна являет Арджуне Свою вселенскую форму, Свой огромный непостижимый облик[1], подобно тому как опытный гипнотизер являет какие-то вещи тому, кого он гипнотизирует. И, видя все эти безграничные проявления Божественного, бесконечные облики, Арджуна преисполняется чувства благоговения, почтения. Возможно даже элемент ужаса, он шокирован.
#00:09:37#
Но затем Кришна проявляет облик Вишну — четырехрукий облик. И, наконец, двухрукий облик, подобный человеческому[2]. И, уже представ в этом облике, Он говорит: «О Арджуна, именно этот двурукий облик, подобный человеческому, является наиболее сокровенным, наиболее сокровенной истиной. Именно этот облик мудрецы стремятся увидеть хотя бы на мгновение»[3].
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Субхадра Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
[1] См. Бхагавад-гита, 11.5–31.
[2] Ма̄ те вйатха̄ ма̄ ча вимӯд̣ха-бха̄во, др̣ш̣т̣ва̄ рӯпам̇ гхорам ӣдр̣н̇ мамедам / вйапета-бхӣх̣ прӣта-мана̄х̣ пунас твам̇, тад эва ме рӯпам идам̇ прапаш́йа — [Господь Кришна говорит Арджуне:] «Ты был изумлен и растерян, увидев Мой пугающий вселенский образ! Отныне оставь все страхи и с умиротворенным сердцем созерцай Мой облик, который ты захотел увидеть» (Бхагавад-гита, 11.49). Итй арджунам̇ ва̄судевас татхоктва̄, свакам̇ рӯпам̇ дарш́айа̄ма̄са бхӯйах̣ / а̄ш́ва̄сайа̄ма̄са ча бхӣтам энам̇, бхӯтва̄ пунах̣ саумйа-вапур маха̄тма̄ — «После этих слов сын Васудевы предстал перед Арджуной в Своем четырехруком образе. Затем, чтобы окончательно успокоить близкого друга, Кришна явил ему Свой двурукий облик, исполненный несравненной красоты и очарования» (Бхагавад-гита, 11.50).
[3] Судурдарш́ам идам̇ рӯпам̇, др̣ш̣т̣ава̄н аси йан мама / дева̄ апй асйа рӯпасйа, нитйам̇ дарш́ана-ка̄н̇кш̣ин̣ах̣ — [Господь Кришна говорит Своему другу:] «Арджуна! Крайне трудно узреть Меня таким, каким сейчас Я стою пред тобою. Даже боги стремятся созерцать этот Мой образ хотя бы мгновение» (Бхагавад-гита, 11.52).