«История лондонского матха». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1992 год. Лондон, Великобритания



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

История лондонского матха

(1992 год. Лондон, Великобритания)

https://audioveda.ru/audios/4637


Шрила Говинда Махарадж: Он думал, что это милость Васудевы Кришны, и после этого он проповедовал обширно, в широких масштабах; пытался, но не добился значительных успехов[1]. Они [ученики Шрилы Сарасвати Тхакура] пытались это делать на высоком уровне [имеется в виду — обращаться к представителям высшего общества Великобритании].

Преданный: Аристократам.

#00:00:27#

Шрила Говинда Махарадж: Да, к аристократам. Так или иначе, он вернулся в Индию, и Гуру Махарадж был несколько опечален, поскольку Прабхупада Сарасвати Тхакур хотел послать его, и все прославляли Гуру Махараджа: «Насколько велика вера Прабхупады в тебя. Он хочет послать на Запад исключительно тебя». И таким образом они поддерживали Гуру Махараджа, но Гуру Махарадж чувствовал, испытывал некоторую боль: «Я не воспользовался этим шансом». Однако у него было больше, в этом нет сомнений, он обрел нечто большее.

#00:01:24#

Во время ухода Прабхупады Сарасвати Тхакура Шрила Гуру Махарадж находился рядом с ним, и Сарасвати Тхакур передал ему ответственность за свою сампрадаю через песню. Вы знаете эту историю. Так или иначе, Гуру Махарадж... Когда Гуру Махарадж получил некоторую возможность [широко проповедовать] через своих друзей, последователей, прежде всего Гуру Махарадж вспомнил, подумал о лондонском матхе. Прабхупада хотел проповедовать в Лондоне. [И Шрила Шридхар Махарадж считал:] «Если я получу такую возможность, то я должен ею воспользоваться». И он с большим энтузиазмом поддержал идею [создания] лондонского матха.

#00:02:14#

Лондонский матх появился, возник на свет, и Гуру Махарадж был очень счастлив. Эти божества Махапрабху Радха-Шьямасундар появились здесь, и Гуру Махарадж до самого последнего своего дня в этом мире был доволен тем, как живет лондонский матх. Но после ухода Гуру Махараджа лондонский матх неожиданно исчез.

#00:02:47#

В 1985 году Гуру Махарадж написал последнюю волю и завещание, и в этом документе он упомянул навадвипский матх, матх в Хапании и матх в Лондоне. И никакой иной матх не был упомянут в его завещании.

#00:03:03#

В то время [Шрипад Бхакти] Судхир Госвами [Махарадж] открыл матх в Сан-Хосе, и также в то время во многих странах были матхи[2], но Гуру Махарадж не упомянул те матхи. Он упомянул единственно лондонский матх. Чайтанья Сарасват Матх он упомянул и лондонский матх. Он сказал: «Говинда Махарадж будет ачарьей в этих матхах, и это мое кресло, это мой матх». Таким образом.

#00:03:36#

В то время Шрипад Сагар Махарадж также проповедовал с большим энтузиазмом. Но когда ученики уходят, что можно поделать? И все были несчастны [когда матх в Лондоне прекратил существование], но я был счастлив. Я сказал: «Это лучший шанс для нас. Мы вновь можем совершать служение, и благодаря служению мы вновь обретем матх».

#00:04:04#

Кришна дал нам этот шанс, Кришна не был счастлив той группой, а иначе почему матх исчез? Без воли Кришны ничего не может произойти и невозможно, поэтому, с одной стороны, это воля Кришны [исчезновение лондонского матха имеется в виду], и мы не хотим никого винить, но мы должны смотреть на себя, смотреть на то, как мы сами совершаем служение. И Шрипад Сагар Махарадж был полон энтузиазма, он сказал: «Да, я могу». И тогда с благословения Гуру Махараджа Сагар Махарадж приехал сюда [имеется в виду в Лондон], и матх появился.

#00:04:55#

Вы видите, в ИСККОН есть большой матх, но этот матх находится в арендованном доме. Если это арендованный дом, то с этим нет проблем, но нам необходимо выполнить желание нашего Гуру Махараджа. Гуру Махарадж сказал: «Когда божества появляются, то божествам необходимо постоянное место. Это место, этот дом должен быть записан на имя божеств». Это индийский стиль. Здесь, может быть, невозможно это юридически оформить так — записать собственность на имя божеств, но это может быть руководящий комитет.

#00:05:40#

В любом случае Гуру Махарадж был столь милостив к Сагару Махараджу — свою собственную севу, свое личное служение он передал Сагару Махараджу, и Сагар Махарадж, насколько в его силах, и мы, насколько в наших силах, пытаемся [выполнить это служение — основать матх в Лондоне].

#00:05:59#

Когда я приезжаю в Лондон, я думаю: «Я нахожусь в Чайтанья Сарасват Матхе». Навадвипский Чайтанья Сарасват Матх... Неожиданно я сказал: «Я закончил тур». Неожиданно для самого себя. Мой тур еще не закончился. Мне предстоит вернуться в Навадвипу, тогда тур будет закончен, но я так не думаю. Я думаю, что я приехал в Лондон, и на этом тур закончился. Я приехал в Лондон, и я приезжаю, уезжаю из Лондона. Это… Три раза мне была предоставлена возможность побывать здесь в этот раз, в рамках этого мирового тура: когда я выехал за пределы Индии, затем после Германии, и третий раз, а это четвертый раз.

#00:06:59#

Но я чувствую, это мое чувство — Гуру Махарадж всегда заботится о нас в Лондоне. Может быть, мы не такая большая группа, нас несколько человек, но в линии Рупы Госвами сколько последователей? Слуги Кришны и служанки Кришны — их миллионы в Голоке Вриндаване, но в линии Рупы Госвами там тоже есть группа, особая группа. Гуру Махарадж очень любил это слово. Как это называется? Японские солдаты. Камикадзе, нет? Отряд смертников, да-да, отряд смертников, отряд самоубийц буквально.

#00:08:01#

Отряд самоубийц обладает особой мощью. Один [подобный] человек равняется тысяче, один солдат равняется тысяче воинов — это отряд смертников. И, конечно, по отношению к Рупе Госвами Прабху выражение «отряд самоубийц» не слишком уместно, потому что речь идет о трансцендентном мире, но имеется в виду, [что] эти воины способны делать все что угодно ради Кришны под руководством Рупы Госвами, эти слуги. Это их линия, и эта линия — очень особенная линия.

#00:08:38#

Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — за шесть месяцев до ухода из этого мира он находился в Пури. Он призвал к себе своего последнего ученика-санньяси Джаджавара Махараджа. Джаджавар Махарадж был искусным певцом и чистосердечным вайшнавом, и акумара-брахмачари (он был брахмачари с юности). Он был вайшнавом, санньяси и очень хорошим певцом, и хорошим проповедником также.

#00:09:24#

Прабхупада призвал его к себе и дал ему санньясу. Все просили его [Сарасвати Тхакура] о санньясе, но Джаджавар Махарадж не просил санньясу, однако Прабхупада призвал его и сказал: «О Сарвешвара [Джаджавара Махараджа звали Сарвешвара Брахмачари]! Сарвешвар! Завтра ты примешь санньясу или послезавтра». И Сарвешвар очень испугался. Он не хотел принимать санньясу. В то время он был молодым брахмачари. Ему было лет двадцать пять, двадцать шесть лет может быть, и он ответил Сарасвати Тхакуру: «Прабхупада! Я боюсь. Я боюсь того, что я не сумею жить в качестве санньяси до конца своих дней».

#00:10:13#

Прабхупада ответил ему: «Ты боишься? Ты собираешься, ты хочешь принять прибежище того мира, в котором нет страха. Это лотосоподобные стопы Кришны — источник бесстрашия, и ты собираешься принять в них прибежище. И ты боишься принять прибежище? Не бойся! Кришна позаботится о тебе». Таким брахмачари он был, очень хорошим человеком.

#00:10:38#

Я боялся только одного человека в моей жизни — это был Джаджавар Махарадж. В конце своей жизни Джаджавар Махарадж... Как это называется по-английски?

Преданный: Потерял терпение.

Шрила Говинда Махарадж: Да, в конце жизни он стал несколько нетерпелив, и неожиданно он проклял всех. Это естественно. Он уже был стар, и я знаю, что его проклятие действенно, его проклятие эффективно.

#00:11:38#

Он проклял меня, он сказал: «Все собаки, которых ты держишь в матхе, которые охраняют матх, умрут», и я теперь не держу собак лично. [Прославление божеств на алтаре.] Собаки умерли. Прабхупада призвал этого Джаджавара Махараджа из Бенареса [Варанаси] для того, чтобы слушать о славе Рупы Госвами Прабху посредством песен, рупануга-бхаджана, песни рупануга-бхаджана. Он призвал его из Бенареса. Сам Прабхупада находился в Пури, в Пурушоттама Матхе, и там Сарасвати Тхакур слушал песни из уст Джаджавара Махараджа, многие песни.

#00:12:49#

Но в конце концов, когда Сарасвати Тхакур захотел исчезнуть, покинуть этот мир, за ночь до этого он призвал к себе Гуру Махараджа. И всегда в комнате Сарасвати Тхакура [находилось] несколько человек, санньяси-ученики ближайшие сидели, не разговаривали, но сидели и любое указание Прабхупады выполняли. И всегда один телохранитель был рядом с Прабхупадой, сиделка, и каждые два часа этот дежурный менялся.

#00:13:39#

Главные преданные Прабхупады сидели там, и Прабхупада Сарасвати Тхакур спросил: «Где Шридхар Махарадж?» Шридхар Махарадж незадолго до этого отправился к себе в комнату. Он дежурил в ту ночь [имеется в виду дежурил в заключительную часть ночи с двух до четырех утра], а это было тяжелое время для дежурства, зимнее время, зимой. Все чувствовали, что с двух до четырех — это самое трудное время для дежурства. Гуру Махарадж выбрал именно это время.

#00:14:27#

Гуру Махарадж, когда срок его дежурства закончился, ушел к себе комнату, и Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал: «Позовите Шридхара Махараджа». Гуру Махарадж явился немедленно: «Да, Прабхупада». И Прабхупада сказал ему, все преданные присутствовали в это время, Прабхупада сказал Гуру Махараджу: «Пой песню Нароттама Тхакура Ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада сеи мора сампада сеи мора бхаджана-пӯджана, пой эту песню».

#00:15:10#

Природа Гуру Махараджа была такова, что он всегда колебался. Он думал: «Перед Прабхупадой я буду петь, но я не умею, я не могу петь». И это правда. Гуру Махарадж мог танцевать очень хорошо с мридангой, но петь... Он всегда нарушал размер песни. И он несколько колебался, а в это время генеральный секретарь Прабхупады — его почитали все в миссии, этого человека, он также присутствовал там (Кунджа Бабу), — Кунджа Бабу сказал одному из брахмачари: «Шридхар Махарадж колеблется. Ты, брахмачари прабху, начинай петь». Указание генерального секретаря было в ту пору окончательным, все выполняли его указание, особенно в присутствии Прабхупады. Все почитали его указания, все и каждый. Когда он сказал этому брахмачари, то... Брахмачари был очень искусным певцом. Сто раз мы слышали пение этого вайшнава. Он был очень хорошим певцом, но когда он начал петь, Прабхупада был очень недоволен. Он также уважал Кунджу Бабу. Кунджа Бабу был генеральным секретарем и управлял всем.

#00:16:55#

Прабхупада не хотел нарушать указания Кунджи Бабу. Прабхупада нарушал иногда свои, отменял свои указания, но указание Кунджи Бабу было абсолютным. Лишь один или два раза Прабхупада отменил его указание. Так или иначе, Прабхупада был очень несчастен и сказал: «Я не желаю слышать мелодию». И все были шокированы. Прабхупада сказал: «Я не желаю слышать мелодию. Эту песню будет петь только Шридхар Махарадж, никто другой». Таким образом. «Только Шридхар Махарадж будет петь эту песню». Все были шокированы, и Гуру Махарадж немедленно начал петь.

ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада сеи мора сампада
           сеи мора бхаджана-пӯджана…

#00:18:05#

«Лотосоподобные стопы Рупы Манджари — это мой бхаджан, это мой пуджан — я поклоняюсь лотосоподобным стопам Рупы Манджари». Здесь нет [упоминания] ни Радхарани, ни Кришны.

#00:18:25#

…сеи мора пра̄н̣а-дхана, сеи мора а̄бхаран̣а
             сеи мора джӣванера джӣвана

сеи мора раса-нидхи, сеи мора ва̄н̃чха̄-сидхи
                сеи мора ведера дхарама
сеи брата, сеи тапа, сеи мора мантра-джапа…

«Это моя брата — это мой обет, это сеи брата. Сеи тапа — это моя тапасья, религиозные аскезы. И это мой мантрам. Я буду поклоняться лотосоподобным стопам Рупы Манджари».

#00:19:09#

До того, как присоединиться к играм Кришны, Прабхупада Сарасвати Тхакур захотел вспомнить очень близко свое положение, и он… Здесь это положение выражено чудесным образом:

сеи мора раса-нидхи, сеи мора ва̄н̃чха̄-сидхи,
               сеи мора ведера дхарама…

анукӯла хобе виддхи, се-паде хоибе сидхи,
               ниракхибо э дуи найане…

#00:19:45#

«По милости моей удачи, когда я присоединюсь, когда я войду туда…» — таково выражение этой песни «Шри-Рупа-Манджари-пада». Услышав эту песню, Прабхупада был очень счастлив. А впоследствии мы слышали от его учеников, многих учеников, мы слышали из их лотосоподобных уст по случаю дня явления Гуру Махараджа или по случаю дня ухода Гуру Махараджа, когда они приходили для того, чтобы присоединиться к этому собранию, много раз они говорили: «В тот день мы увидели передачу силы, передачу силы мы увидели в тот день».

Шрипад Сагар Махарадж: Передачу божественной силы.

Шрила Говинда Махарадж: Да, передачу божественной силы.

#00:21:15#

И потому все почитали Гуру Махараджа, настолько почитали, что даже его старшие духовные братья, которых сам Гуру Махарадж очень уважал, такие как Апракрита Бхакти Саранга Госвами Махарадж и другие, Кешава Махарадж. Кешава Махарадж был старше, гораздо старше [Шрилы Шридхара Махараджа], Парамахамса Махарадж был старше, Госвами Махарадж был старше, Нарисимха Махарадж был старше. Бхагават Махарадж был старшим, возможно, Ачарья Махарадж был старшим.

#00:21:58#

Многие духовные братья Шрилы Гуру Махараджа, — я назвал их, — все они приняли санньясу от Гуру Махараджа. Когда они приняли санньясу, то… Они не приняли санньясу от Прабхупады Сарасвати Тхакура, но когда они приняли санньясу, когда у них возникло желание принять санньясу, они приняли санньясу от Гуру Махараджа. Они думали: «Прабхупада передал свою силу Шридхару Махараджу. Если мы получим [санньяса-]мантрам от Шридхара Махараджа, то [это будет истинной передачей.] Мы считаем: этот мантрам — высочайший мантрам»[3]. Высочайший мантрам, таким образом. Кришна-мантрам восходит непосредственно к Кришне, но санньяса-мантрам восходит непосредственно к Радхарани. Даже не непосредственно к Радхарани, он восходит непосредственно к спутницам Радхарани. Таким образом, можно сказать, непосредственно к Радхарани.

#00:23:10#

Махапрабху в действительности — радха-кришна милита-тану. Объединенный образ, форма Радхи-Говинды — это Чайтанья Махапрабху, и Его настроение преданности, в этом настроении преданности пребывает санньяса-мантрам. Это высочайшее суждение, так или иначе.

#00:23:42#

Из сердца Гуру Махараджа изошло это желание служения в Лондоне, и это наша благая удача, мы получили эту возможность служить этому лондонскому центру.

йаду-патех̣ ква гата̄ матхура̄-пурӣ
рагху-патех̣ ква гатоттара-кош́ала̄…[4]

#00:24:11#

В этом бренном мире всегда происходит явление и уход, исчезновение. Это факт. Мы не в силах избежать этого. Где сейчас находится ашрам Рупы Госвами Прабху, храм Говинды? Его контролируют грихастха-госвами. Джива Госвами: его [храм] Радха-Дамодара контролируют грихастха-госвамины. И они не следуют в действительности Чайтанье Махапрабху. Это происходит. Где сейчас Дварака, где Вриндаван, где Говардхан? Повсюду мы видим — все попало под контроль бизнесменов.

#00:25:17#

И это не наше дело — смотреть на это. Наше дело — это исполнять то, чего хотел от нас Гуру Махарадж. Его желание, его счастье — это наше дело. На одну секунду, на один день, может быть... Но одной секунды или одного дня достаточно для нас, мы способны за это время осуществить желание всей нашей жизни. Если мы сумеем удовлетворить нашего Гуру Махараджа на одно мгновение или на один день, то цель нашей жизни, всей жизни, будет достигнута. Мы нуждаемся в том, чтобы удовлетворить Гуру Махараджа, и такая возможность пришла к нам. Немедленно мы воспользовались этой возможностью и пытаемся [выполнить служение], насколько возможно.

#00:26:23#

Я столь удачлив. Шрипад Сагар Махарадж от всего сердца, всем сердцем пытается [выполнять волю Шрилы Шридхара Махараджа] в обществе вас всех здесь. Особенно Девашиш Прабху и другие [стараются ему помогать]. Не только прабху, каждый, многие дамы и господа, преданные здесь в Лондоне, все они пытаются. И я был очень счастлив, доволен [называется имя преданной, не слышно]. Она дала возможность, в ее доме проявился наш храм. И она не хочет вернуть себе дом. Какие-то глупые люди сделали замечание, глупое замечание, поэтому я думаю: «Мы постараемся иначе». Но она была очень счастлива, она плакала, когда она узнала о том. И в тот день я был очень несчастен из-за того, что я сделал.

#00:27:48#

Когда она услышала, что божества покинут ее дом, она плакала, горько плакала, но терпела, и с того дня я стал обязан ее настроению преданности. Я думаю, необходимо подобное сердечное желание, необходимо сердечное желание совершать служение Гуру-Гауранге, и она обрела подобные благословения.

#00:28:27#

Так или иначе, мы живем в этом бренном мире, и в этом мире также необходима некоторая гармония, а иначе, иначе мы не квалифицированы, незначительны и глупы, в противном случае.

#00:28:46#

Так или иначе, сейчас каждый счастлив, доволен этим ашрамом, но каждый хочет видеть, как этот ашрам проявится на своей собственной земле. «У божеств должна быть их собственная земля, — сказал Гуру Махарадж, — божества не должны находиться в арендованном доме». В своем собственном доме, дом может быть маленьким или большим, это другой вопрос. Но то всегда было желание Гуру Махараджа — божества должны находиться в собственном доме. Наше намерение сейчас таково, и я думаю, что очень скоро это желание будет исполнено, осуществится милостью вас всех. Это мое ожидание.

#00:30:05#

Я путешествую, езжу по всему миру, но когда я приезжаю в Лондон, то я думаю, что это моя [конечная] остановка. Мой английский очень плохой, но вы понимаете, что я хочу сказать. По всему миру я разъезжаю, но когда я возвращаюсь в Лондон, то чувствую — это мой родной дом. Однако здесь всегда происходит тик-тик. Когда Кришна даст эту возможность, я не знаю, но преданные пытаются изо всех сил. Это трудно.

#00:30:49#

Также [такова] моя трудность в Навадвипе — преданных мало, очень мало. Когда я нахожусь в Навадвипе, то многие новички приходят и остаются в храме. Когда я покидаю Навадвипу, то все уходят. Сегодня я читал письмо. Когда я находился там, там были многие, присоединились и счастливо остались в миссии. Но как только я уехал из Индии, три-четыре человека ушли. Я вернусь, и я позову их, они придут и останутся. Это мое положение. Здесь также подобно этому: когда Сагар Махарадж покидает Лондон, то кто-то уходит. Очень прискорбно.

#00:31:35#

В действительности необходима «порка», всегда необходима [ментальная] порка, а иначе люди... у них нет сознания, нет осознания самих себя. Гуру Махарадж «порол» их. Это необходимо. То, что ты делаешь, ты должен делать сознательно, сознательно совершать работу. И они думают: «Да, это необходимо, я буду делать то, я буду делать это». И этот прабху очень сдержан.

#00:32:22#

В Навадвипе то же самое происходит. Я очень беспокоюсь. Гуру Махарадж сказал: «Не нужно строить множество матхов, лишь в Навадвипе, в Хапании». И Гуру Махарадж сказал: «В Калькутте. Калькутта — это транзитная станция. Можно построить центр в Калькутте для преданных». И я спросил у Гуру Махараджа: «Махарадж! Все преданные едут в Пури, все преданные посещают Вриндаван. По крайней мере, в Пури и во Вриндаване мы должны построить центры». Гуру Махарадж ответил: «Если ты сумеешь этим заняться, то сделай это, но не должно быть слишком много храмов».

#00:33:03#

Сейчас храм в Пури почти закончен. То, что есть у нас, мы можем сейчас использовать то, что уже имеется. Во Вриндаване также мы можем использовать [возможности служения]. Но наши преданные не только практикуют сознание Кришны, они также занимаются бизнесом. Бизнес для себя — и это большая трудность. Они всегда ездят в «храм» Лой-базара. Где Вриндаван, там Лой-базар, рынок. Преданные живут во Вриндаване счастливо, то есть на Говардхане. Гуру Махарадж послал меня и сказал: «Если ты сумеешь организовать там ашрам на Говардхане…»

#00:33:52#

Двадцать восемь километров от Вриндавана — это не так уж и много. Преданные могут приходить и уходить, но они должны совершать свою севу. Однако преданных больше интересует бизнес. И что будет? Возможно, во Вриндаване откроется другой центр, поскольку мне необходимо поддерживать, сохранять эти центры.

#00:34:26#

Так или иначе, я сознаю мой долг в служении. В Бомбее сейчас больше тридцати преданных, и они всегда подталкивают меня: «Махарадж! У нас нет ничего в Бомбее. Где нам собираться, где нам [практиковать]?..» — подобные вопросы задают. И я думаю, если они, по крайней мере, снимут зал для собрания, публичный зал для себя, для взаимосвязи, взаимодействия, то будет очень хорошо. На этот раз я несколько дней проведу в Бомбее только с этой целью. Так или иначе, мы пытаемся сердцем и душой, всем сердцем и душой, и…

#00:35:28#

В юности я был полон энтузиазма. Когда у меня было меньше работы... Все брахмачари в это время спали, в молодости, — я рассказываю вам о днях моей юности, — но я не мог остаться в комнате, не мог лечь спать, я всегда что-то делал. Если не было работы, то я залазил на бамбуковый шест. Там стоял один большой бамбуковый шест, и на нем висел флаг, и я залазил на бамбуковый шест и спускался, а потом вновь залазил. Да, моя жизнь очень хорошая. Я горжусь моей жизнью, потому что я получил «сертификат» благодаря этому [своей активности], хороший сертификат.

#00:36:31#

В тот день Мадхав Махарадж, духовный брат Гуру Махараджа, большой его друг, пришел в гости к Гуру Махараджу, и они беседовали, они сидели на веранде. Там не было храма, не было ничего, только бамбуковый шест стоял во дворе. И все отдыхали, но я не отдыхал. Что мне делать? Я посижу рядом с Гуру Махараджем, и они, Гуру Махарадж и Мадхав Махарадж, были довольны, беседовали друг с другом. Очень эксклюзивный характер носили их взаимоотношения. И я увидел бамбуковый шест, я залез на него, какое-то время там просидел, а затем спустился. Затем я вновь залез.

#00:37:23#

И я видел, как Мадхав Махарадж сказал Гуру Махараджу, спросил: «Кто этот мальчик? Он полон энергии, как я вижу». Гуру Махарадж сказал мне: «Оставайся рядом с нами. Если нужно будет послать за водой, то ты принесешь воду». Но сидеть мне там было очень тяжело, усидеть на месте. И я стал этим заниматься: я залазил на бамбук. И то был высокий бамбуковый шест, очень крепкий. Я сидел там на верхушке и рассматривал все, а затем спускался, затем вновь залазил. Мадхав Махарадж выдал мне тогда замечательный «сертификат». Он спросил: «Кто этот мальчик? — Он увидел тогда меня впервые в жизни. — Он полон энергии».

#00:38:45#

Необходимо двадцать четыре часа в сутки заниматься служением Кришне. У нас нет такой возможности. Кришна сейчас дал мне возможность. Теперь, когда я стар, я не хочу терять эту возможность никоим образом. Я говорил также, нет сомнений в этом, только два тура, но причина не эта, причина другая. Я не хочу говорить, какова она, но истинная причина такова, что я теряю деньги. Мое служение в Навадвипе, в Калькутте, в Пури и во Вриндаване — это большое-большое служение, и для этого служения нужны деньги.

#00:39:41#

А когда я выезжаю за пределы Индии, то они тратят все мои деньги на меня: четыре человека, билеты на четырех человек, большие собрания десять дней, двенадцать дней (я ведь живу в это время где-то, а где я живу?). Преданные тратят на меня большие средства. Двести преданных, каждый день фестиваль, происходит фестиваль, в котором принимают участие каждый день двести человек, и они используют на это мои деньги. Они приезжают в Навадвипу, дают пранами, насколько позволяют их средства. Я ничего не теряю. Когда я приезжаю, то они собирают деньги на мой тур, но они не настолько богаты, они бедны. Это одна причина также.

#00:40:40#

А другая причина такова: я уже стар, тур за туром [проходят]. Если я не остаюсь в матхе

Шрипад Сагар Махарадж: …то я теряю брахмачари.

Шрила Говинда Махарадж: Да. И если они знают, что я нахожусь в Навадвипе, то все в порядке. Если я живу в Калькутте или в Навадвипе, или в Пури, если я нахожусь в Индии, то я могу приехать через двадцать четыре часа, и все идет очень ровно и гладко. А когда я за пределами Индии, то они думают: «Теперь мы хозяева». В этом состоит трудность, и никто никого не слушает.

#00:41:38#

Каждый думает: «Я квалифицирован». Может быть, это не такой уж и большой изъян в действительности. Такова природа этого бренного мира. Почему мы находимся в этом падшем состоянии? Благодаря нашей свободе. Господь дал нам свободу, а свобода — это источник «помойки» всегда.

#00:42:08#

Вчера мы видели — один мальчик и девочка, очень молодые, юные, двенадцать-тринадцать лет... Двенадцать лет, нет? Двенадцать-тринадцать-четырнадцать. Они ушли из дома, несколько дней провели на улице. Да, ушли из дома. Куда ушли, отец и мать не знали. Такова природа свободы. И мать, и отец не особо-то и беспокоились, они думали: «Ну, дети как-то проживут».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Кундалатика Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас,
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



1  Скорее всего речь идет о Шрипаде Бхакти Хридое Бон Махарадже.

2  Имеются в виду центры, относящиеся к миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх.

3  Здесь имеется в виду следующее: «этот мантрам», то есть тот мантрам, который они получили от Шрилы Шридхара Махараджа, потому что он уникальный слуга Шрилы Сарасвати Тхакура и подлинный представитель рупануга-сампрадаи.

4  Йаду-патех̣ ква гата̄ матхура̄-пурӣ, рагху-патех̣ ква гатоттара-кош́ала̄ / ити вичинтйа куруш̣ва манах̣ стхирам̇, на сад идам̇ джагад итй авадха̄райа — «Где теперь город Ядупати — Матхура? Куда исчезло царство Рагхупати, Северная Кошала? Размышляя об этом, обрети спокойствие ума и всегда помни: „Ничто не вечно в этом мире“» (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.3, комментарий).



←  «Куда вам падать?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1998 год. Чехия. «Простые и сладостные истины» (часть 32) ·• Архив новостей •· «От энтузиазма до постоянства». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Май 1996 года. Соквел, США. «Простые и сладостные истины» (часть 29)
 →

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

История лондонского матха

(1992 год. Лондон, Великобритания)

https://audioveda.ru/audios/4637


Шрила Говинда Махарадж: Он думал, что это милость Васудевы Кришны, и после этого он проповедовал обширно, в широких масштабах; пытался, но не добился значительных успехов[1]. Они [ученики Шрилы Сарасвати Тхакура] пытались это делать на высоком уровне [имеется в виду — обращаться к представителям высшего общества Великобритании].

Преданный: Аристократам.

#00:00:27#

Шрила Говинда Махарадж: Да, к аристократам. Так или иначе, он вернулся в Индию, и Гуру Махарадж был несколько опечален, поскольку Прабхупада Сарасвати Тхакур хотел послать его, и все прославляли Гуру Махараджа: «Насколько велика вера Прабхупады в тебя. Он хочет послать на Запад исключительно тебя». И таким образом они поддерживали Гуру Махараджа, но Гуру Махарадж чувствовал, испытывал некоторую боль: «Я не воспользовался этим шансом». Однако у него было больше, в этом нет сомнений, он обрел нечто большее.

#00:01:24#

Во время ухода Прабхупады Сарасвати Тхакура Шрила Гуру Махарадж находился рядом с ним, и Сарасвати Тхакур передал ему ответственность за свою сампрадаю через песню. Вы знаете эту историю. Так или иначе, Гуру Махарадж... Когда Гуру Махарадж получил некоторую возможность [широко проповедовать] через своих друзей, последователей, прежде всего Гуру Махарадж вспомнил, подумал о лондонском матхе. Прабхупада хотел проповедовать в Лондоне. [И Шрила Шридхар Махарадж считал:] «Если я получу такую возможность, то я должен ею воспользоваться». И он с большим энтузиазмом поддержал идею [создания] лондонского матха.

#00:02:14#

Лондонский матх появился, возник на свет, и Гуру Махарадж был очень счастлив. Эти божества Махапрабху Радха-Шьямасундар появились здесь, и Гуру Махарадж до самого последнего своего дня в этом мире был доволен тем, как живет лондонский матх. Но после ухода Гуру Махараджа лондонский матх неожиданно исчез.

#00:02:47#

В 1985 году Гуру Махарадж написал последнюю волю и завещание, и в этом документе он упомянул навадвипский матх, матх в Хапании и матх в Лондоне. И никакой иной матх не был упомянут в его завещании.

#00:03:03#

В то время [Шрипад Бхакти] Судхир Госвами [Махарадж] открыл матх в Сан-Хосе, и также в то время во многих странах были матхи[2], но Гуру Махарадж не упомянул те матхи. Он упомянул единственно лондонский матх. Чайтанья Сарасват Матх он упомянул и лондонский матх. Он сказал: «Говинда Махарадж будет ачарьей в этих матхах, и это мое кресло, это мой матх». Таким образом.

#00:03:36#

В то время Шрипад Сагар Махарадж также проповедовал с большим энтузиазмом. Но когда ученики уходят, что можно поделать? И все были несчастны [когда матх в Лондоне прекратил существование], но я был счастлив. Я сказал: «Это лучший шанс для нас. Мы вновь можем совершать служение, и благодаря служению мы вновь обретем матх».

#00:04:04#

Кришна дал нам этот шанс, Кришна не был счастлив той группой, а иначе почему матх исчез? Без воли Кришны ничего не может произойти и невозможно, поэтому, с одной стороны, это воля Кришны [исчезновение лондонского матха имеется в виду], и мы не хотим никого винить, но мы должны смотреть на себя, смотреть на то, как мы сами совершаем служение. И Шрипад Сагар Махарадж был полон энтузиазма, он сказал: «Да, я могу». И тогда с благословения Гуру Махараджа Сагар Махарадж приехал сюда [имеется в виду в Лондон], и матх появился.

#00:04:55#

Вы видите, в ИСККОН есть большой матх, но этот матх находится в арендованном доме. Если это арендованный дом, то с этим нет проблем, но нам необходимо выполнить желание нашего Гуру Махараджа. Гуру Махарадж сказал: «Когда божества появляются, то божествам необходимо постоянное место. Это место, этот дом должен быть записан на имя божеств». Это индийский стиль. Здесь, может быть, невозможно это юридически оформить так — записать собственность на имя божеств, но это может быть руководящий комитет.

#00:05:40#

В любом случае Гуру Махарадж был столь милостив к Сагару Махараджу — свою собственную севу, свое личное служение он передал Сагару Махараджу, и Сагар Махарадж, насколько в его силах, и мы, насколько в наших силах, пытаемся [выполнить это служение — основать матх в Лондоне].

#00:05:59#

Когда я приезжаю в Лондон, я думаю: «Я нахожусь в Чайтанья Сарасват Матхе». Навадвипский Чайтанья Сарасват Матх... Неожиданно я сказал: «Я закончил тур». Неожиданно для самого себя. Мой тур еще не закончился. Мне предстоит вернуться в Навадвипу, тогда тур будет закончен, но я так не думаю. Я думаю, что я приехал в Лондон, и на этом тур закончился. Я приехал в Лондон, и я приезжаю, уезжаю из Лондона. Это… Три раза мне была предоставлена возможность побывать здесь в этот раз, в рамках этого мирового тура: когда я выехал за пределы Индии, затем после Германии, и третий раз, а это четвертый раз.

#00:06:59#

Но я чувствую, это мое чувство — Гуру Махарадж всегда заботится о нас в Лондоне. Может быть, мы не такая большая группа, нас несколько человек, но в линии Рупы Госвами сколько последователей? Слуги Кришны и служанки Кришны — их миллионы в Голоке Вриндаване, но в линии Рупы Госвами там тоже есть группа, особая группа. Гуру Махарадж очень любил это слово. Как это называется? Японские солдаты. Камикадзе, нет? Отряд смертников, да-да, отряд смертников, отряд самоубийц буквально.

#00:08:01#

Отряд самоубийц обладает особой мощью. Один [подобный] человек равняется тысяче, один солдат равняется тысяче воинов — это отряд смертников. И, конечно, по отношению к Рупе Госвами Прабху выражение «отряд самоубийц» не слишком уместно, потому что речь идет о трансцендентном мире, но имеется в виду, [что] эти воины способны делать все что угодно ради Кришны под руководством Рупы Госвами, эти слуги. Это их линия, и эта линия — очень особенная линия.

#00:08:38#

Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — за шесть месяцев до ухода из этого мира он находился в Пури. Он призвал к себе своего последнего ученика-санньяси Джаджавара Махараджа. Джаджавар Махарадж был искусным певцом и чистосердечным вайшнавом, и акумара-брахмачари (он был брахмачари с юности). Он был вайшнавом, санньяси и очень хорошим певцом, и хорошим проповедником также.

#00:09:24#

Прабхупада призвал его к себе и дал ему санньясу. Все просили его [Сарасвати Тхакура] о санньясе, но Джаджавар Махарадж не просил санньясу, однако Прабхупада призвал его и сказал: «О Сарвешвара [Джаджавара Махараджа звали Сарвешвара Брахмачари]! Сарвешвар! Завтра ты примешь санньясу или послезавтра». И Сарвешвар очень испугался. Он не хотел принимать санньясу. В то время он был молодым брахмачари. Ему было лет двадцать пять, двадцать шесть лет может быть, и он ответил Сарасвати Тхакуру: «Прабхупада! Я боюсь. Я боюсь того, что я не сумею жить в качестве санньяси до конца своих дней».

#00:10:13#

Прабхупада ответил ему: «Ты боишься? Ты собираешься, ты хочешь принять прибежище того мира, в котором нет страха. Это лотосоподобные стопы Кришны — источник бесстрашия, и ты собираешься принять в них прибежище. И ты боишься принять прибежище? Не бойся! Кришна позаботится о тебе». Таким брахмачари он был, очень хорошим человеком.

#00:10:38#

Я боялся только одного человека в моей жизни — это был Джаджавар Махарадж. В конце своей жизни Джаджавар Махарадж... Как это называется по-английски?

Преданный: Потерял терпение.

Шрила Говинда Махарадж: Да, в конце жизни он стал несколько нетерпелив, и неожиданно он проклял всех. Это естественно. Он уже был стар, и я знаю, что его проклятие действенно, его проклятие эффективно.

#00:11:38#

Он проклял меня, он сказал: «Все собаки, которых ты держишь в матхе, которые охраняют матх, умрут», и я теперь не держу собак лично. [Прославление божеств на алтаре.] Собаки умерли. Прабхупада призвал этого Джаджавара Махараджа из Бенареса [Варанаси] для того, чтобы слушать о славе Рупы Госвами Прабху посредством песен, рупануга-бхаджана, песни рупануга-бхаджана. Он призвал его из Бенареса. Сам Прабхупада находился в Пури, в Пурушоттама Матхе, и там Сарасвати Тхакур слушал песни из уст Джаджавара Махараджа, многие песни.

#00:12:49#

Но в конце концов, когда Сарасвати Тхакур захотел исчезнуть, покинуть этот мир, за ночь до этого он призвал к себе Гуру Махараджа. И всегда в комнате Сарасвати Тхакура [находилось] несколько человек, санньяси-ученики ближайшие сидели, не разговаривали, но сидели и любое указание Прабхупады выполняли. И всегда один телохранитель был рядом с Прабхупадой, сиделка, и каждые два часа этот дежурный менялся.

#00:13:39#

Главные преданные Прабхупады сидели там, и Прабхупада Сарасвати Тхакур спросил: «Где Шридхар Махарадж?» Шридхар Махарадж незадолго до этого отправился к себе в комнату. Он дежурил в ту ночь [имеется в виду дежурил в заключительную часть ночи с двух до четырех утра], а это было тяжелое время для дежурства, зимнее время, зимой. Все чувствовали, что с двух до четырех — это самое трудное время для дежурства. Гуру Махарадж выбрал именно это время.

#00:14:27#

Гуру Махарадж, когда срок его дежурства закончился, ушел к себе комнату, и Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал: «Позовите Шридхара Махараджа». Гуру Махарадж явился немедленно: «Да, Прабхупада». И Прабхупада сказал ему, все преданные присутствовали в это время, Прабхупада сказал Гуру Махараджу: «Пой песню Нароттама Тхакура Ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада сеи мора сампада сеи мора бхаджана-пӯджана, пой эту песню».

#00:15:10#

Природа Гуру Махараджа была такова, что он всегда колебался. Он думал: «Перед Прабхупадой я буду петь, но я не умею, я не могу петь». И это правда. Гуру Махарадж мог танцевать очень хорошо с мридангой, но петь... Он всегда нарушал размер песни. И он несколько колебался, а в это время генеральный секретарь Прабхупады — его почитали все в миссии, этого человека, он также присутствовал там (Кунджа Бабу), — Кунджа Бабу сказал одному из брахмачари: «Шридхар Махарадж колеблется. Ты, брахмачари прабху, начинай петь». Указание генерального секретаря было в ту пору окончательным, все выполняли его указание, особенно в присутствии Прабхупады. Все почитали его указания, все и каждый. Когда он сказал этому брахмачари, то... Брахмачари был очень искусным певцом. Сто раз мы слышали пение этого вайшнава. Он был очень хорошим певцом, но когда он начал петь, Прабхупада был очень недоволен. Он также уважал Кунджу Бабу. Кунджа Бабу был генеральным секретарем и управлял всем.

#00:16:55#

Прабхупада не хотел нарушать указания Кунджи Бабу. Прабхупада нарушал иногда свои, отменял свои указания, но указание Кунджи Бабу было абсолютным. Лишь один или два раза Прабхупада отменил его указание. Так или иначе, Прабхупада был очень несчастен и сказал: «Я не желаю слышать мелодию». И все были шокированы. Прабхупада сказал: «Я не желаю слышать мелодию. Эту песню будет петь только Шридхар Махарадж, никто другой». Таким образом. «Только Шридхар Махарадж будет петь эту песню». Все были шокированы, и Гуру Махарадж немедленно начал петь.

ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада сеи мора сампада
           сеи мора бхаджана-пӯджана…

#00:18:05#

«Лотосоподобные стопы Рупы Манджари — это мой бхаджан, это мой пуджан — я поклоняюсь лотосоподобным стопам Рупы Манджари». Здесь нет [упоминания] ни Радхарани, ни Кришны.

#00:18:25#

…сеи мора пра̄н̣а-дхана, сеи мора а̄бхаран̣а
             сеи мора джӣванера джӣвана

сеи мора раса-нидхи, сеи мора ва̄н̃чха̄-сидхи
                сеи мора ведера дхарама
сеи брата, сеи тапа, сеи мора мантра-джапа…

«Это моя брата — это мой обет, это сеи брата. Сеи тапа — это моя тапасья, религиозные аскезы. И это мой мантрам. Я буду поклоняться лотосоподобным стопам Рупы Манджари».

#00:19:09#

До того, как присоединиться к играм Кришны, Прабхупада Сарасвати Тхакур захотел вспомнить очень близко свое положение, и он… Здесь это положение выражено чудесным образом:

сеи мора раса-нидхи, сеи мора ва̄н̃чха̄-сидхи,
               сеи мора ведера дхарама…

анукӯла хобе виддхи, се-паде хоибе сидхи,
               ниракхибо э дуи найане…

#00:19:45#

«По милости моей удачи, когда я присоединюсь, когда я войду туда…» — таково выражение этой песни «Шри-Рупа-Манджари-пада». Услышав эту песню, Прабхупада был очень счастлив. А впоследствии мы слышали от его учеников, многих учеников, мы слышали из их лотосоподобных уст по случаю дня явления Гуру Махараджа или по случаю дня ухода Гуру Махараджа, когда они приходили для того, чтобы присоединиться к этому собранию, много раз они говорили: «В тот день мы увидели передачу силы, передачу силы мы увидели в тот день».

Шрипад Сагар Махарадж: Передачу божественной силы.

Шрила Говинда Махарадж: Да, передачу божественной силы.

#00:21:15#

И потому все почитали Гуру Махараджа, настолько почитали, что даже его старшие духовные братья, которых сам Гуру Махарадж очень уважал, такие как Апракрита Бхакти Саранга Госвами Махарадж и другие, Кешава Махарадж. Кешава Махарадж был старше, гораздо старше [Шрилы Шридхара Махараджа], Парамахамса Махарадж был старше, Госвами Махарадж был старше, Нарисимха Махарадж был старше. Бхагават Махарадж был старшим, возможно, Ачарья Махарадж был старшим.

#00:21:58#

Многие духовные братья Шрилы Гуру Махараджа, — я назвал их, — все они приняли санньясу от Гуру Махараджа. Когда они приняли санньясу, то… Они не приняли санньясу от Прабхупады Сарасвати Тхакура, но когда они приняли санньясу, когда у них возникло желание принять санньясу, они приняли санньясу от Гуру Махараджа. Они думали: «Прабхупада передал свою силу Шридхару Махараджу. Если мы получим [санньяса-]мантрам от Шридхара Махараджа, то [это будет истинной передачей.] Мы считаем: этот мантрам — высочайший мантрам»[3]. Высочайший мантрам, таким образом. Кришна-мантрам восходит непосредственно к Кришне, но санньяса-мантрам восходит непосредственно к Радхарани. Даже не непосредственно к Радхарани, он восходит непосредственно к спутницам Радхарани. Таким образом, можно сказать, непосредственно к Радхарани.

#00:23:10#

Махапрабху в действительности — радха-кришна милита-тану. Объединенный образ, форма Радхи-Говинды — это Чайтанья Махапрабху, и Его настроение преданности, в этом настроении преданности пребывает санньяса-мантрам. Это высочайшее суждение, так или иначе.

#00:23:42#

Из сердца Гуру Махараджа изошло это желание служения в Лондоне, и это наша благая удача, мы получили эту возможность служить этому лондонскому центру.

йаду-патех̣ ква гата̄ матхура̄-пурӣ
рагху-патех̣ ква гатоттара-кош́ала̄…[4]

#00:24:11#

В этом бренном мире всегда происходит явление и уход, исчезновение. Это факт. Мы не в силах избежать этого. Где сейчас находится ашрам Рупы Госвами Прабху, храм Говинды? Его контролируют грихастха-госвами. Джива Госвами: его [храм] Радха-Дамодара контролируют грихастха-госвамины. И они не следуют в действительности Чайтанье Махапрабху. Это происходит. Где сейчас Дварака, где Вриндаван, где Говардхан? Повсюду мы видим — все попало под контроль бизнесменов.

#00:25:17#

И это не наше дело — смотреть на это. Наше дело — это исполнять то, чего хотел от нас Гуру Махарадж. Его желание, его счастье — это наше дело. На одну секунду, на один день, может быть... Но одной секунды или одного дня достаточно для нас, мы способны за это время осуществить желание всей нашей жизни. Если мы сумеем удовлетворить нашего Гуру Махараджа на одно мгновение или на один день, то цель нашей жизни, всей жизни, будет достигнута. Мы нуждаемся в том, чтобы удовлетворить Гуру Махараджа, и такая возможность пришла к нам. Немедленно мы воспользовались этой возможностью и пытаемся [выполнить служение], насколько возможно.

#00:26:23#

Я столь удачлив. Шрипад Сагар Махарадж от всего сердца, всем сердцем пытается [выполнять волю Шрилы Шридхара Махараджа] в обществе вас всех здесь. Особенно Девашиш Прабху и другие [стараются ему помогать]. Не только прабху, каждый, многие дамы и господа, преданные здесь в Лондоне, все они пытаются. И я был очень счастлив, доволен [называется имя преданной, не слышно]. Она дала возможность, в ее доме проявился наш храм. И она не хочет вернуть себе дом. Какие-то глупые люди сделали замечание, глупое замечание, поэтому я думаю: «Мы постараемся иначе». Но она была очень счастлива, она плакала, когда она узнала о том. И в тот день я был очень несчастен из-за того, что я сделал.

#00:27:48#

Когда она услышала, что божества покинут ее дом, она плакала, горько плакала, но терпела, и с того дня я стал обязан ее настроению преданности. Я думаю, необходимо подобное сердечное желание, необходимо сердечное желание совершать служение Гуру-Гауранге, и она обрела подобные благословения.

#00:28:27#

Так или иначе, мы живем в этом бренном мире, и в этом мире также необходима некоторая гармония, а иначе, иначе мы не квалифицированы, незначительны и глупы, в противном случае.

#00:28:46#

Так или иначе, сейчас каждый счастлив, доволен этим ашрамом, но каждый хочет видеть, как этот ашрам проявится на своей собственной земле. «У божеств должна быть их собственная земля, — сказал Гуру Махарадж, — божества не должны находиться в арендованном доме». В своем собственном доме, дом может быть маленьким или большим, это другой вопрос. Но то всегда было желание Гуру Махараджа — божества должны находиться в собственном доме. Наше намерение сейчас таково, и я думаю, что очень скоро это желание будет исполнено, осуществится милостью вас всех. Это мое ожидание.

#00:30:05#

Я путешествую, езжу по всему миру, но когда я приезжаю в Лондон, то я думаю, что это моя [конечная] остановка. Мой английский очень плохой, но вы понимаете, что я хочу сказать. По всему миру я разъезжаю, но когда я возвращаюсь в Лондон, то чувствую — это мой родной дом. Однако здесь всегда происходит тик-тик. Когда Кришна даст эту возможность, я не знаю, но преданные пытаются изо всех сил. Это трудно.

#00:30:49#

Также [такова] моя трудность в Навадвипе — преданных мало, очень мало. Когда я нахожусь в Навадвипе, то многие новички приходят и остаются в храме. Когда я покидаю Навадвипу, то все уходят. Сегодня я читал письмо. Когда я находился там, там были многие, присоединились и счастливо остались в миссии. Но как только я уехал из Индии, три-четыре человека ушли. Я вернусь, и я позову их, они придут и останутся. Это мое положение. Здесь также подобно этому: когда Сагар Махарадж покидает Лондон, то кто-то уходит. Очень прискорбно.

#00:31:35#

В действительности необходима «порка», всегда необходима [ментальная] порка, а иначе люди... у них нет сознания, нет осознания самих себя. Гуру Махарадж «порол» их. Это необходимо. То, что ты делаешь, ты должен делать сознательно, сознательно совершать работу. И они думают: «Да, это необходимо, я буду делать то, я буду делать это». И этот прабху очень сдержан.

#00:32:22#

В Навадвипе то же самое происходит. Я очень беспокоюсь. Гуру Махарадж сказал: «Не нужно строить множество матхов, лишь в Навадвипе, в Хапании». И Гуру Махарадж сказал: «В Калькутте. Калькутта — это транзитная станция. Можно построить центр в Калькутте для преданных». И я спросил у Гуру Махараджа: «Махарадж! Все преданные едут в Пури, все преданные посещают Вриндаван. По крайней мере, в Пури и во Вриндаване мы должны построить центры». Гуру Махарадж ответил: «Если ты сумеешь этим заняться, то сделай это, но не должно быть слишком много храмов».

#00:33:03#

Сейчас храм в Пури почти закончен. То, что есть у нас, мы можем сейчас использовать то, что уже имеется. Во Вриндаване также мы можем использовать [возможности служения]. Но наши преданные не только практикуют сознание Кришны, они также занимаются бизнесом. Бизнес для себя — и это большая трудность. Они всегда ездят в «храм» Лой-базара. Где Вриндаван, там Лой-базар, рынок. Преданные живут во Вриндаване счастливо, то есть на Говардхане. Гуру Махарадж послал меня и сказал: «Если ты сумеешь организовать там ашрам на Говардхане…»

#00:33:52#

Двадцать восемь километров от Вриндавана — это не так уж и много. Преданные могут приходить и уходить, но они должны совершать свою севу. Однако преданных больше интересует бизнес. И что будет? Возможно, во Вриндаване откроется другой центр, поскольку мне необходимо поддерживать, сохранять эти центры.

#00:34:26#

Так или иначе, я сознаю мой долг в служении. В Бомбее сейчас больше тридцати преданных, и они всегда подталкивают меня: «Махарадж! У нас нет ничего в Бомбее. Где нам собираться, где нам [практиковать]?..» — подобные вопросы задают. И я думаю, если они, по крайней мере, снимут зал для собрания, публичный зал для себя, для взаимосвязи, взаимодействия, то будет очень хорошо. На этот раз я несколько дней проведу в Бомбее только с этой целью. Так или иначе, мы пытаемся сердцем и душой, всем сердцем и душой, и…

#00:35:28#

В юности я был полон энтузиазма. Когда у меня было меньше работы... Все брахмачари в это время спали, в молодости, — я рассказываю вам о днях моей юности, — но я не мог остаться в комнате, не мог лечь спать, я всегда что-то делал. Если не было работы, то я залазил на бамбуковый шест. Там стоял один большой бамбуковый шест, и на нем висел флаг, и я залазил на бамбуковый шест и спускался, а потом вновь залазил. Да, моя жизнь очень хорошая. Я горжусь моей жизнью, потому что я получил «сертификат» благодаря этому [своей активности], хороший сертификат.

#00:36:31#

В тот день Мадхав Махарадж, духовный брат Гуру Махараджа, большой его друг, пришел в гости к Гуру Махараджу, и они беседовали, они сидели на веранде. Там не было храма, не было ничего, только бамбуковый шест стоял во дворе. И все отдыхали, но я не отдыхал. Что мне делать? Я посижу рядом с Гуру Махараджем, и они, Гуру Махарадж и Мадхав Махарадж, были довольны, беседовали друг с другом. Очень эксклюзивный характер носили их взаимоотношения. И я увидел бамбуковый шест, я залез на него, какое-то время там просидел, а затем спустился. Затем я вновь залез.

#00:37:23#

И я видел, как Мадхав Махарадж сказал Гуру Махараджу, спросил: «Кто этот мальчик? Он полон энергии, как я вижу». Гуру Махарадж сказал мне: «Оставайся рядом с нами. Если нужно будет послать за водой, то ты принесешь воду». Но сидеть мне там было очень тяжело, усидеть на месте. И я стал этим заниматься: я залазил на бамбук. И то был высокий бамбуковый шест, очень крепкий. Я сидел там на верхушке и рассматривал все, а затем спускался, затем вновь залазил. Мадхав Махарадж выдал мне тогда замечательный «сертификат». Он спросил: «Кто этот мальчик? — Он увидел тогда меня впервые в жизни. — Он полон энергии».

#00:38:45#

Необходимо двадцать четыре часа в сутки заниматься служением Кришне. У нас нет такой возможности. Кришна сейчас дал мне возможность. Теперь, когда я стар, я не хочу терять эту возможность никоим образом. Я говорил также, нет сомнений в этом, только два тура, но причина не эта, причина другая. Я не хочу говорить, какова она, но истинная причина такова, что я теряю деньги. Мое служение в Навадвипе, в Калькутте, в Пури и во Вриндаване — это большое-большое служение, и для этого служения нужны деньги.

#00:39:41#

А когда я выезжаю за пределы Индии, то они тратят все мои деньги на меня: четыре человека, билеты на четырех человек, большие собрания десять дней, двенадцать дней (я ведь живу в это время где-то, а где я живу?). Преданные тратят на меня большие средства. Двести преданных, каждый день фестиваль, происходит фестиваль, в котором принимают участие каждый день двести человек, и они используют на это мои деньги. Они приезжают в Навадвипу, дают пранами, насколько позволяют их средства. Я ничего не теряю. Когда я приезжаю, то они собирают деньги на мой тур, но они не настолько богаты, они бедны. Это одна причина также.

#00:40:40#

А другая причина такова: я уже стар, тур за туром [проходят]. Если я не остаюсь в матхе

Шрипад Сагар Махарадж: …то я теряю брахмачари.

Шрила Говинда Махарадж: Да. И если они знают, что я нахожусь в Навадвипе, то все в порядке. Если я живу в Калькутте или в Навадвипе, или в Пури, если я нахожусь в Индии, то я могу приехать через двадцать четыре часа, и все идет очень ровно и гладко. А когда я за пределами Индии, то они думают: «Теперь мы хозяева». В этом состоит трудность, и никто никого не слушает.

#00:41:38#

Каждый думает: «Я квалифицирован». Может быть, это не такой уж и большой изъян в действительности. Такова природа этого бренного мира. Почему мы находимся в этом падшем состоянии? Благодаря нашей свободе. Господь дал нам свободу, а свобода — это источник «помойки» всегда.

#00:42:08#

Вчера мы видели — один мальчик и девочка, очень молодые, юные, двенадцать-тринадцать лет... Двенадцать лет, нет? Двенадцать-тринадцать-четырнадцать. Они ушли из дома, несколько дней провели на улице. Да, ушли из дома. Куда ушли, отец и мать не знали. Такова природа свободы. И мать, и отец не особо-то и беспокоились, они думали: «Ну, дети как-то проживут».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Кундалатика Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас,
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



[1] Скорее всего речь идет о Шрипаде Бхакти Хридое Бон Махарадже.

[2] Имеются в виду центры, относящиеся к миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх.

[3] Здесь имеется в виду следующее: «этот мантрам», то есть тот мантрам, который они получили от Шрилы Шридхара Махараджа, потому что он уникальный слуга Шрилы Сарасвати Тхакура и подлинный представитель рупануга-сампрадаи.

[4] Йаду-патех̣ ква гата̄ матхура̄-пурӣ, рагху-патех̣ ква гатоттара-кош́ала̄ / ити вичинтйа куруш̣ва манах̣ стхирам̇, на сад идам̇ джагад итй авадха̄райа — «Где теперь город Ядупати — Матхура? Куда исчезло царство Рагхупати, Северная Кошала? Размышляя об этом, обрети спокойствие ума и всегда помни: „Ничто не вечно в этом мире“» (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.3, комментарий).

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования