«Глубина сознания Кришны». Садху Прия Прабху. 6 октября 2010 года. Украина




Краткое содержание лекции


Russian

Садху Прия Прабху

Глубина сознания Кришны

(6 октября 2010 года. Украина)


Садху Прия Прабху. Сейчас в мире очень много рождается людей, которые готовы именно к тому, что наша миссия несет. Гурудев давал такие предсказания своего рода, что через тридцать-сорок-пятьдесят лет будет очень светлое будущее у [движения] Харе Кришна, большие перспективы. И мы это можем сейчас везде наблюдать. Так и есть, механизм такой, что со временем люди умирают, и приходят новые души в новых телах. Так как проповедь расширяется, то эти вновь пришедшие люди более восприимчивы к сознанию Кришны. Среди большинства людей, как я заметил, родители даже не знают, как относиться к детям, они не могут им рассказать, откуда мы приходим в жизнь, в этот мир.

#00:02:19#

И мы можем сказать, что сейчас приходят дети, в телах которых приходят сюда полубоги, потому что санкиртана расширяется и дает свои плоды.

Преданная. Если у людей будет запрос и желание, придется широко проповедовать.

Садху Прия Прабху. Да. Или можно сказать, что если у меня есть некая удача, то ко мне может прийти прасад. Многие люди даже не могут дотронуться до прасада. В Австралии люди даже говорят, что кришнаиты кладут в прасад какие-то наркотики.

Преданная. Это не только в Австралии.

#00:03:57#

Враджа Кумар Прабху. Можно услышать, как вы попали из Австралии в Индию на служение?

Садху Прия Прабху. Просто это еще одно из чудес, как это было. Я просто жил обычной жизнью, как большинство из нас. У меня были дружеские отношения с единственным учеником Говинды Махараджа, который был в моем городе. А в городе было четыре с половиной миллиона человек. И мне как-то повстречался именно ученик Говинды Махараджа.

#00:05:28#

Этот человек сыграл очень важную роль в моей жизни, у нас были с ним дружеские отношения. И это сыграло свою роль. Он очень особенный преданный, мы до сих пор с ним дружим. Он очень сильный проповедник. Он «вытащил» меня из этого мира. Я тогда учился в университете и был очень образованным, интеллигентным человеком и требовал доказательств, говорил: «Докажи мне». И он доказал. [Смеются.] Не так много преданных могут сделать это — то, что он сделал. У него есть уникальный дар — приводить людей в сознание Кришны. Он разбудил нечто, что уже было внутри меня. Все происходит с такой скоростью и в то время, когда это необходимо, и мы [в этой жизни] возвращаемся к тому, что было у нас уже развито в прошлой жизни, начинаем с этого.

#00:08:00#

Один год в университете я жил, как все студенты, пил пиво, делал все то, что делают студенты, учился на инженера. Но на следующий год я побрил голову, я принял Гуру, я забыл напрочь ту жизнь, которой жил до этого. Потом я вернулся в свой город, и все преданные сказали: «Вот, наконец-то он вернулся». Я выбросил все, что было раньше в моей жизни, что было не нужно, после того как принял Гурудева. Это моя удача, что мне посчастливилось двадцать четыре часа в день, семь дней в неделю, триста шестьдесят пять дней в году пребывать в обществе преданных. Я научился от них всему.

#00:10:08#

Гурудев за год до того, как я пришел, установил в ашраме в Австралии божества. Когда я пришел, я просто посвятил свою жизнь этому. Шридхар Махарадж говорит в «Домашнем уюте» о том, что мы подобны людям, которые живут, как бомжи, бездомные, в каких-то коробках, но на самом деле у них есть дом, надо просто вернуться. И тот день, когда я впервые пришел в храм, был подобен тому, как будто я вернулся в родной дом. [Я просто] сидел на своем собственном месте, включил телевизор… Когда мы сидим дома, смотрим телевизор, нам естественно кажется, что все так обустроено, зачем нам еще куда-то идти. На самом деле это не наш дом. И с тех пор я так и жил в храме.

#00:12:13#

Я жил в Австралии в храме или [в храме в Навадвипе] когда приезжал в Индию, мне говорили: «Оставайся настолько, насколько захочешь, как можно дольше». И я оставался. Это вопрос необходимости служения. То есть я приезжал в Индию, мне говорили: «Давай, сделай это», и я оставался и делал то, что необходимо. Не нужно ехать в Индию просто для того, чтобы съездить в Индию. Лучше ехать туда по необходимости служения. Тогда это будет иметь какую-то ценность. Такова идея в целом. Если мы занимаемся каким-то служением, мы вовлечены в процесс служения, то это и есть подлинная жизнь. И так происходит везде. Но идеальное служение — это когда мы действуем по инструкции и по наставлениям возвышенных преданных, вайшнавов. Также это подразумевает то, что мы вовлечены в общение с этими вайшнавами, и через это общение мы развиваемся.

#00:14:22#

Преданный. Гурудев говорит, что весь процесс явления преданности из сердца — шраванам, киртанам — работает полноценно тогда, когда мы находимся под влиянием качественной садху-санги. У нас есть сейчас эта садху-санга, мы слушаем Гурудева, слушаем книжки. Порой даже есть иногда понимание, потому что каждый понимает Гурудева по-разному. Но выше говорилось о том, что Шри Чайтанья Сарасват Матх — явление не для всех, это специфическое, узкое настроение. Как быть неофиту на периферии? Чтобы не просто воспринимать сознание Кришны как некое Харе Кришна, и все радуются.

#00:16:33#

Садху Прия Прабху. Это часто задаваемый вопрос, я часто об этом слышал. Так обстоят дела по всему миру. Я думаю, чтобы как-то изменилась ситуация, надо чтобы больше людей совершали такие проповеднические туры, ездили в разные уголки мира и проповедовали. Мы уже говорили об этом, что сейчас Ачарья Махарадж — новый ачарья, и у него настроение и желание проповедовать по всему миру. Поэтому мы все ожидаем очень активной в ближайшем будущем проповеди именно со стороны Ачарьи Махараджа. Он реально готов проповедовать от деревни к деревне. А также посылать других, чтобы совершать такие туры.

#00:19:06#

Главное, чтобы у преданных было это искреннее желание более глубоко что-то осознать, понять, тогда Господь через их сердца, видя это, удовлетворит их желание. Это также зависит от конкретных обстоятельств, в какой местности [это происходит], какая [там] обстановка. Это тоже надо принимать во внимание. Здесь на помощь приходит интернет, некое связующее звено, где мы можем общаться. Особенно если есть прямые эфиры, трансляции в интернете, лекции. И я могу сказать, что это то, над чем мы сейчас работаем. Мы пытаемся решить эту проблему. Выполнение этой задачи займет несколько лет.

#00:21:15#

Если говорить об Австралии, то там немного другая ситуация, там намного легче, потому что в Австралии ты можешь жить там, где захочешь. Большинство преданных там просто переезжают поближе к храму и начинают жить рядом с преданными. Но не у всех и не везде есть возможность сделать это. Но очень много разных вариантов, которые могут прийти на помощь в разных ситуациях. Но надо также понимать, что, получив связь с Гурудевом и святое имя от него, если у нас есть искреннее желание в сердце следовать этому, то именно это приведет нас домой в конечном итоге. Это одно из чудес сознания Кришны, что преданный, получив инициацию, может жить вообще в какой-то дыре за тысячу верст от преданных, но тем не менее Гурудев лично заботится о нем, и он отведет его домой.

#00:23:47#

Вы говорите о возможности служения, каком-то духовном процессе для отдельных групп преданных. Но Гурудев говорит: «Я лично забочусь о каждом и веду его на духовном пути». Сознание Кришны очень глубоко и сильно, обладает очень большим потенциалом и силой, которою мы даже не можем себе представить.

#00:24:28#

Преданный. Ели взять контекст, Шрила Шридхар Махарадж, Говинда Махарадж. Много лет он [Шридхар Махарадж] указывал ему [Говинде Махараджу], убеждал его. Тогда для чего Сарасвати Тхакур дал пространство выбора? Было очень много ссор, конфликтов. Для чего он сделал это? Может, Говинда Махарадж рассказывал?

#00:25:46#

Садху Прия Прабху. Непосредственно прямого ответа от Гурудева на этот вопрос я никогда не слышал. Также очень сложно понять, почему ачарья действует определенным образом в определенных ситуациях. Возможно, Сарасвати Тхакур хотел, чтобы его миссия разошлась на многие ветки и таким образом более массово сознание Кришны распространялось по миру. А возможно, он думал, что, просто попросив Шридхара Махараджа спеть бхаджан, он само собой даст явное и однозначное указание, и здесь не возникнет никаких вопросов. Возможно, он просто не хотел видеть, как его ученики ввязались в борьбу за кресло ачарьи, если бы он однозначно указал на одного из них.

#00:27:57#

Один из аспектов сознания Кришны состоит в том, что многие вещи могут быть правдой в одно и то же время. То есть и это правда, и то правда. Также они могут одновременно и противоречить друг другу. Любой ученик скажет: «Мой Гуру — лучший», каждый ученик так говорит, и каждый ученик прав с относительной точки зрения. Возможно, именно поэтому в Чайтанья Сарасват Матхе один ачарья лично назначает другого ачарью, потому что Шрила Шридхар Махарадж видел, что может произойти, если так не сделать. Как в ситуации с Сарасвати Тхакуром.

#00:30:00#

С одной стороны, можно сказать, что это плохо, что Сарасвати Тхакур не назначил преемника, но, с другой стороны, это хорошо, это нам пример. В свою очередь мы начинаем назначать, это нам не вызов, а определенный намек. Пример, как сделать лучше. Иногда Гурудев просто счастлив видеть, что люди делают что-то, даже если это не совсем правильно. Потому что со временем, выполняя неправильные вещи, человек может осознать это и прийти к правильным вещам. Что-то мы можем не понять, не пройдя через это. Поэтому на этот вопрос очень много ответов, и я не уверен, какие из них правильные. Ценность сознания Кришны в том, чтобы говорить о преданных, и когда мы это делаем, некое удовлетворение приходит. Поэтому независимо от того, правильны или нет мои ответы, тем не менее мы говорим о преданных, о Господе, и это хорошо. [Смеются.]

#00:32:22#

Преданная. А что для преданного является деградацией, тем, что может погубить духовную жизнь? Мы просто часто слышим различные манипуляции: «Вот, он оскорбитель, он падет», или там: «Он пал». Но реально же каждый чувствует, он деградирует сейчас или практикует.

Садху Прия Прабху. Вообще наш прогресс зависит от старших преданных, от возвышенных вайшнавов. Они могут видеть, прогрессируем мы или нет; сами мы не можем видеть. Гурудев часто говорил, что нежелательное, плохое общение может свести на нет все попытки духовной жизни, разбить все очень быстро.

#00:34:40#

Гуру Махарадж говорил, что мы должны быть очень избирательны в общении и следить за тем, с кем мы общаемся. Последнее время я несколько раз читал завещание Гурудева, которое опубликовано по всему миру. В этом завещании есть очень интересные вещи. Там сказано: «Такой-то преданный и такой-то преданный — они мои дорогие друзья. Я хочу, чтобы все следовали им». Это означает, что если вы будете следовать за этими преданными, то вопроса о духовной деградации в вашей жизни не возникнет. Иначе мы можем сказать, что благословение Гурудева, его милость пребывает с этими людьми, поэтому, следуя вместе с ними, как-то помогая им, мы будем в безопасности. Некоторые личности в его завещании указаны именно таким образом.

#00:36:55#

Гурудев указал, что этот человек, другой человек, третий человек, если мы будем следовать в правильном настроении за этими людьми, то мы будем в безопасности. Каждый из этих людей, на которых указал Гурудев, готов в любое время ответить на любые ваши вопросы. Если у вас есть какие-то сомнения или вопросы в отношении каких-то других преданных, можете в любое время задать эти вопросы этим людям, они обязательно ответят вам. Если мы будем следовать процессу в таком ключе, то все будет в безопасности, нам не о чем будет беспокоиться. Но если мы находимся в состоянии некой неопределенности, то надо просто подождать и увидеть. Истина — самоутверждающееся явление, поэтому, если есть что-то ложное, то это проявится со временем.

#00:39:10#

Если мы искренне следуем настроению Гурудева, повторяем джапу, то он позаботится обо всех этих вещах. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что искренность непобедима. Поэтому если вы искренни, то вы находитесь в безопасном положении, вас ничто не может пошатнуть и уничтожить. Таков мир веры, частью которого мы хотим стать. На практике многие из нас проходили, когда у нас есть какие-то непонимания, неправильные представления. Но Гуру постоянно проливает милость, постоянно направляет нас, приводя к правильному пониманию. Он так относится ко всем преданным.

#00:40:44#

Преданная. В некоторых лекциях Шрила Шридхар Махарадж говорит, что мы должны концентрироваться не на кришна-лиле, а на гаура-лиле. Что это практически означает? Как это понять практически?

Садху Прия Прабху. Концентрироваться на гаура-лиле — это значит пытаться культивировать учение Господа Чайтаньи, изучать книги, которые связаны с Чайтаньей. Повторять имена Гауранги, Нитьянанды, Панча-таттвы. Отдавать свою энергию в этом направлении. Принять их прибежище. У нас всегда есть выбор, и мы можем делать разного рода вещи. Мы можем выбирать, что нам читать. У нас есть выбор постоянно, делать то или это. У нас всегда есть выбор делать те или иные вещи, и если мы выбираем учение Нитьянанды, Махапрабху, то это принесет нам наибольшее благо.

#00:44:29#

Недавно все праздновали Радхаштами. За день до Радхаштами был день Лалита-саптами, день явления Лалиты Деви. В тот день я давал лекцию в Санкт-Петербурге в храме. Я минут десять-пятнадцать немного рассказал о Лалите Деви. И тогда мы тоже беседовали о Хера-панчами. Такой день, который описывался в «Чайтанья-чаритамрите», когда Господа Джаганнатха после Ратха-ятры Лакшми Деви позвала обратно в храм Джаганнатха. В той лиле была описана беседа, или даже спор, двух близких спутников Махапрабху, Сварупы Дамодара и Шриваса Тхакура.

#00:46:44#

Кави Карнапура даже описал в одном из своих произведений [«Гаура-ганнодеша-дипика»], кто из спутников Махапрабху какое положение занимает в кришна-лиле. Их отношения в гаура-лиле немного говорят о том, какое положение они занимали в кришна-лиле. Такие отношения всегда между ними происходят. Сварупа Дамодар — это Лалита Деви. А Шривас Тхакур — это Нарада Муни. И он постоянно подталкивал Сварупу Дамодара к тому, чтобы явить миру то, что еще не явлено, постоянно его провоцировал на это. В этой лиле описано, что Лакшми Деви со своими слугами на прекрасной колеснице приезжала к Господу Джаганнатху, и ее слуги с такой гордостью слегка били слуг, пандов Джаганнатха, и постоянно призывали вернуться в храм Джаганнатха, в такой величественной манере.

#00:49:00#

И Шривас, как Нарада, увидел в этой ситуации, он понял, что вот, это тот шанс, когда мы можем что-либо рассказать, явить людям. И он сказал Сварупе Дамодару: «Вот посмотри, как величественна Лакшми Деви». И он начал прославлять тогда Лакшми Деви, он говорил ему: «Вот, посмотри, какая она величественная с ее слугами, с ее окружением». Сварупа Дамодар постепенно начал доходить до точки [«кипения»]. Потому что он в кришна-лиле Лалита Деви, он не может слушать о величии Лакшми Деви, когда для Лалиты Радхарани это все и вся. Какое-то время он терпел, а потом сказал: «Все, хватит». И тогда настроение Лалиты Деви проявилось. Через эту лилу мы можем увидеть довольно ясное объяснение и понимание того, кто такая Лалита Деви. Она занимает очень активное положение, постоянно пытается все организовать. Это очень возвышенные темы.

#00:51:18#

Такие возвышенные темы, касающиеся Радхарани, Лалиты и Кришны, явлены в чайтанья-лиле в таком образе, что они более безопасны для нас — под покровительством Господа Чайтаньи. Поэтому чайтанья-лила представляет собой распространение сладости кришна-лилы. Благодаря этому у нас есть доступ туда, иначе бы у нас его не было. У нас есть своего рода щит, защита от неправильного настроения. Иначе бы нам необходимо было иметь миллионы должных качеств, чтобы проникнуть в эти явления кришна-лилы. Если мы посмотрим на игры Махапрабху и Его спутников, мы можем понять, что все отношения игр кришна-лилы там присутствуют. Но лучше, если мы изучим их через гаура-лилу. Это более сладостно и одновременно менее оскорбительно, более безопасно для нас. [О каком-то из присутствующих преданных:] О, он постоянно это делает. [Смеются.] Но мы можем потерпеть, потому что он много служения также выполняет.

#00:53:26#

Преданная. Я просто слышала, Гурудев говорит: «Что бы ни случилось с тобой в жизни, главное — не останавливайся, продолжай». Такой лозунг мне помогает очень сильно.

Садху Прия Прабху. Да, это правильно. Я так вот и подумал, и так же думаю. Есть такая шлока в «Прапанна-дживанамритам» Сарвабхаумы Бхаттачарьи. В этой шлоке говорится, что наши друзья могут отвернуться от нас, и весь мир может не принимать нас, но, несмотря на это, мы все равно будем продолжать воспевать сознание Кришны и танцевать в харинаме. Есть несколько шлок, которые очень точно описывают то, что именно нам следует делать в конкретной ситуации.

#00:56:00#

В беседе с Махапрабху Рамананда Рай описывал, что́ есть цель жизни и как ее достичь. Там есть одна шлока, которая очень важна и значима. Один раз Гурудев попросил меня распечатать эту шлоку и повесить у него. Махапрабху спрашивал Рамананду Рая, что есть цель жизни и как ее достичь. И Рамананда Рай начал давать ответы, постепенно предлагая разные варианты. Снова и снова Махапрабху говорил: «Нет, это поверхностно, иди глубже». И тогда Рамананда произнес одну шлоку из «Шримад-Бхагаватам», которую произнес [Господь] Брахма:

#00:57:40#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва,
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир…[1]

Эта шлока означает, что все знания, все теории, представления, которые ты получил в своей жизни, ты можешь просто собрать в один комок и выкинуть подальше.

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м — «Те, кто полностью прекращают собственные попытки понять высшую истину интеллектом и, не меняя внешнего уклада жизни, начинают слушать трансцендентные повествования о Тебе из уст Твоих чистых преданных, посвятив служению Тебе все свое тело, ум и слова, несомненно, покоряют Тебя, непобедимого во всей вселенной» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).




←  «Ответы на вопросы преданных с о. Маврикий». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 февраля 1989 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Джаганнатха Пури. Чатак Парват». Шрипад Б. П. Тиртха Махарадж. 28 марта 2011 года. Индия  →



Краткое содержание лекции


Russian

Садху Прия Прабху

Глубина сознания Кришны

(6 октября 2010 года. Украина)


Садху Прия Прабху. Сейчас в мире очень много рождается людей, которые готовы именно к тому, что наша миссия несет. Гурудев давал такие предсказания своего рода, что через тридцать-сорок-пятьдесят лет будет очень светлое будущее у [движения] Харе Кришна, большие перспективы. И мы это можем сейчас везде наблюдать. Так и есть, механизм такой, что со временем люди умирают, и приходят новые души в новых телах. Так как проповедь расширяется, то эти вновь пришедшие люди более восприимчивы к сознанию Кришны. Среди большинства людей, как я заметил, родители даже не знают, как относиться к детям, они не могут им рассказать, откуда мы приходим в жизнь, в этот мир.

#00:02:19#

И мы можем сказать, что сейчас приходят дети, в телах которых приходят сюда полубоги, потому что санкиртана расширяется и дает свои плоды.

Преданная. Если у людей будет запрос и желание, придется широко проповедовать.

Садху Прия Прабху. Да. Или можно сказать, что если у меня есть некая удача, то ко мне может прийти прасад. Многие люди даже не могут дотронуться до прасада. В Австралии люди даже говорят, что кришнаиты кладут в прасад какие-то наркотики.

Преданная. Это не только в Австралии.

#00:03:57#

Враджа Кумар Прабху. Можно услышать, как вы попали из Австралии в Индию на служение?

Садху Прия Прабху. Просто это еще одно из чудес, как это было. Я просто жил обычной жизнью, как большинство из нас. У меня были дружеские отношения с единственным учеником Говинды Махараджа, который был в моем городе. А в городе было четыре с половиной миллиона человек. И мне как-то повстречался именно ученик Говинды Махараджа.

#00:05:28#

Этот человек сыграл очень важную роль в моей жизни, у нас были с ним дружеские отношения. И это сыграло свою роль. Он очень особенный преданный, мы до сих пор с ним дружим. Он очень сильный проповедник. Он «вытащил» меня из этого мира. Я тогда учился в университете и был очень образованным, интеллигентным человеком и требовал доказательств, говорил: «Докажи мне». И он доказал. [Смеются.] Не так много преданных могут сделать это — то, что он сделал. У него есть уникальный дар — приводить людей в сознание Кришны. Он разбудил нечто, что уже было внутри меня. Все происходит с такой скоростью и в то время, когда это необходимо, и мы [в этой жизни] возвращаемся к тому, что было у нас уже развито в прошлой жизни, начинаем с этого.

#00:08:00#

Один год в университете я жил, как все студенты, пил пиво, делал все то, что делают студенты, учился на инженера. Но на следующий год я побрил голову, я принял Гуру, я забыл напрочь ту жизнь, которой жил до этого. Потом я вернулся в свой город, и все преданные сказали: «Вот, наконец-то он вернулся». Я выбросил все, что было раньше в моей жизни, что было не нужно, после того как принял Гурудева. Это моя удача, что мне посчастливилось двадцать четыре часа в день, семь дней в неделю, триста шестьдесят пять дней в году пребывать в обществе преданных. Я научился от них всему.

#00:10:08#

Гурудев за год до того, как я пришел, установил в ашраме в Австралии божества. Когда я пришел, я просто посвятил свою жизнь этому. Шридхар Махарадж говорит в «Домашнем уюте» о том, что мы подобны людям, которые живут, как бомжи, бездомные, в каких-то коробках, но на самом деле у них есть дом, надо просто вернуться. И тот день, когда я впервые пришел в храм, был подобен тому, как будто я вернулся в родной дом. [Я просто] сидел на своем собственном месте, включил телевизор… Когда мы сидим дома, смотрим телевизор, нам естественно кажется, что все так обустроено, зачем нам еще куда-то идти. На самом деле это не наш дом. И с тех пор я так и жил в храме.

#00:12:13#

Я жил в Австралии в храме или [в храме в Навадвипе] когда приезжал в Индию, мне говорили: «Оставайся настолько, насколько захочешь, как можно дольше». И я оставался. Это вопрос необходимости служения. То есть я приезжал в Индию, мне говорили: «Давай, сделай это», и я оставался и делал то, что необходимо. Не нужно ехать в Индию просто для того, чтобы съездить в Индию. Лучше ехать туда по необходимости служения. Тогда это будет иметь какую-то ценность. Такова идея в целом. Если мы занимаемся каким-то служением, мы вовлечены в процесс служения, то это и есть подлинная жизнь. И так происходит везде. Но идеальное служение — это когда мы действуем по инструкции и по наставлениям возвышенных преданных, вайшнавов. Также это подразумевает то, что мы вовлечены в общение с этими вайшнавами, и через это общение мы развиваемся.

#00:14:22#

Преданный. Гурудев говорит, что весь процесс явления преданности из сердца — шраванам, киртанам — работает полноценно тогда, когда мы находимся под влиянием качественной садху-санги. У нас есть сейчас эта садху-санга, мы слушаем Гурудева, слушаем книжки. Порой даже есть иногда понимание, потому что каждый понимает Гурудева по-разному. Но выше говорилось о том, что Шри Чайтанья Сарасват Матх — явление не для всех, это специфическое, узкое настроение. Как быть неофиту на периферии? Чтобы не просто воспринимать сознание Кришны как некое Харе Кришна, и все радуются.

#00:16:33#

Садху Прия Прабху. Это часто задаваемый вопрос, я часто об этом слышал. Так обстоят дела по всему миру. Я думаю, чтобы как-то изменилась ситуация, надо чтобы больше людей совершали такие проповеднические туры, ездили в разные уголки мира и проповедовали. Мы уже говорили об этом, что сейчас Ачарья Махарадж — новый ачарья, и у него настроение и желание проповедовать по всему миру. Поэтому мы все ожидаем очень активной в ближайшем будущем проповеди именно со стороны Ачарьи Махараджа. Он реально готов проповедовать от деревни к деревне. А также посылать других, чтобы совершать такие туры.

#00:19:06#

Главное, чтобы у преданных было это искреннее желание более глубоко что-то осознать, понять, тогда Господь через их сердца, видя это, удовлетворит их желание. Это также зависит от конкретных обстоятельств, в какой местности [это происходит], какая [там] обстановка. Это тоже надо принимать во внимание. Здесь на помощь приходит интернет, некое связующее звено, где мы можем общаться. Особенно если есть прямые эфиры, трансляции в интернете, лекции. И я могу сказать, что это то, над чем мы сейчас работаем. Мы пытаемся решить эту проблему. Выполнение этой задачи займет несколько лет.

#00:21:15#

Если говорить об Австралии, то там немного другая ситуация, там намного легче, потому что в Австралии ты можешь жить там, где захочешь. Большинство преданных там просто переезжают поближе к храму и начинают жить рядом с преданными. Но не у всех и не везде есть возможность сделать это. Но очень много разных вариантов, которые могут прийти на помощь в разных ситуациях. Но надо также понимать, что, получив связь с Гурудевом и святое имя от него, если у нас есть искреннее желание в сердце следовать этому, то именно это приведет нас домой в конечном итоге. Это одно из чудес сознания Кришны, что преданный, получив инициацию, может жить вообще в какой-то дыре за тысячу верст от преданных, но тем не менее Гурудев лично заботится о нем, и он отведет его домой.

#00:23:47#

Вы говорите о возможности служения, каком-то духовном процессе для отдельных групп преданных. Но Гурудев говорит: «Я лично забочусь о каждом и веду его на духовном пути». Сознание Кришны очень глубоко и сильно, обладает очень большим потенциалом и силой, которою мы даже не можем себе представить.

#00:24:28#

Преданный. Ели взять контекст, Шрила Шридхар Махарадж, Говинда Махарадж. Много лет он [Шридхар Махарадж] указывал ему [Говинде Махараджу], убеждал его. Тогда для чего Сарасвати Тхакур дал пространство выбора? Было очень много ссор, конфликтов. Для чего он сделал это? Может, Говинда Махарадж рассказывал?

#00:25:46#

Садху Прия Прабху. Непосредственно прямого ответа от Гурудева на этот вопрос я никогда не слышал. Также очень сложно понять, почему ачарья действует определенным образом в определенных ситуациях. Возможно, Сарасвати Тхакур хотел, чтобы его миссия разошлась на многие ветки и таким образом более массово сознание Кришны распространялось по миру. А возможно, он думал, что, просто попросив Шридхара Махараджа спеть бхаджан, он само собой даст явное и однозначное указание, и здесь не возникнет никаких вопросов. Возможно, он просто не хотел видеть, как его ученики ввязались в борьбу за кресло ачарьи, если бы он однозначно указал на одного из них.

#00:27:57#

Один из аспектов сознания Кришны состоит в том, что многие вещи могут быть правдой в одно и то же время. То есть и это правда, и то правда. Также они могут одновременно и противоречить друг другу. Любой ученик скажет: «Мой Гуру — лучший», каждый ученик так говорит, и каждый ученик прав с относительной точки зрения. Возможно, именно поэтому в Чайтанья Сарасват Матхе один ачарья лично назначает другого ачарью, потому что Шрила Шридхар Махарадж видел, что может произойти, если так не сделать. Как в ситуации с Сарасвати Тхакуром.

#00:30:00#

С одной стороны, можно сказать, что это плохо, что Сарасвати Тхакур не назначил преемника, но, с другой стороны, это хорошо, это нам пример. В свою очередь мы начинаем назначать, это нам не вызов, а определенный намек. Пример, как сделать лучше. Иногда Гурудев просто счастлив видеть, что люди делают что-то, даже если это не совсем правильно. Потому что со временем, выполняя неправильные вещи, человек может осознать это и прийти к правильным вещам. Что-то мы можем не понять, не пройдя через это. Поэтому на этот вопрос очень много ответов, и я не уверен, какие из них правильные. Ценность сознания Кришны в том, чтобы говорить о преданных, и когда мы это делаем, некое удовлетворение приходит. Поэтому независимо от того, правильны или нет мои ответы, тем не менее мы говорим о преданных, о Господе, и это хорошо. [Смеются.]

#00:32:22#

Преданная. А что для преданного является деградацией, тем, что может погубить духовную жизнь? Мы просто часто слышим различные манипуляции: «Вот, он оскорбитель, он падет», или там: «Он пал». Но реально же каждый чувствует, он деградирует сейчас или практикует.

Садху Прия Прабху. Вообще наш прогресс зависит от старших преданных, от возвышенных вайшнавов. Они могут видеть, прогрессируем мы или нет; сами мы не можем видеть. Гурудев часто говорил, что нежелательное, плохое общение может свести на нет все попытки духовной жизни, разбить все очень быстро.

#00:34:40#

Гуру Махарадж говорил, что мы должны быть очень избирательны в общении и следить за тем, с кем мы общаемся. Последнее время я несколько раз читал завещание Гурудева, которое опубликовано по всему миру. В этом завещании есть очень интересные вещи. Там сказано: «Такой-то преданный и такой-то преданный — они мои дорогие друзья. Я хочу, чтобы все следовали им». Это означает, что если вы будете следовать за этими преданными, то вопроса о духовной деградации в вашей жизни не возникнет. Иначе мы можем сказать, что благословение Гурудева, его милость пребывает с этими людьми, поэтому, следуя вместе с ними, как-то помогая им, мы будем в безопасности. Некоторые личности в его завещании указаны именно таким образом.

#00:36:55#

Гурудев указал, что этот человек, другой человек, третий человек, если мы будем следовать в правильном настроении за этими людьми, то мы будем в безопасности. Каждый из этих людей, на которых указал Гурудев, готов в любое время ответить на любые ваши вопросы. Если у вас есть какие-то сомнения или вопросы в отношении каких-то других преданных, можете в любое время задать эти вопросы этим людям, они обязательно ответят вам. Если мы будем следовать процессу в таком ключе, то все будет в безопасности, нам не о чем будет беспокоиться. Но если мы находимся в состоянии некой неопределенности, то надо просто подождать и увидеть. Истина — самоутверждающееся явление, поэтому, если есть что-то ложное, то это проявится со временем.

#00:39:10#

Если мы искренне следуем настроению Гурудева, повторяем джапу, то он позаботится обо всех этих вещах. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что искренность непобедима. Поэтому если вы искренни, то вы находитесь в безопасном положении, вас ничто не может пошатнуть и уничтожить. Таков мир веры, частью которого мы хотим стать. На практике многие из нас проходили, когда у нас есть какие-то непонимания, неправильные представления. Но Гуру постоянно проливает милость, постоянно направляет нас, приводя к правильному пониманию. Он так относится ко всем преданным.

#00:40:44#

Преданная. В некоторых лекциях Шрила Шридхар Махарадж говорит, что мы должны концентрироваться не на кришна-лиле, а на гаура-лиле. Что это практически означает? Как это понять практически?

Садху Прия Прабху. Концентрироваться на гаура-лиле — это значит пытаться культивировать учение Господа Чайтаньи, изучать книги, которые связаны с Чайтаньей. Повторять имена Гауранги, Нитьянанды, Панча-таттвы. Отдавать свою энергию в этом направлении. Принять их прибежище. У нас всегда есть выбор, и мы можем делать разного рода вещи. Мы можем выбирать, что нам читать. У нас есть выбор постоянно, делать то или это. У нас всегда есть выбор делать те или иные вещи, и если мы выбираем учение Нитьянанды, Махапрабху, то это принесет нам наибольшее благо.

#00:44:29#

Недавно все праздновали Радхаштами. За день до Радхаштами был день Лалита-саптами, день явления Лалиты Деви. В тот день я давал лекцию в Санкт-Петербурге в храме. Я минут десять-пятнадцать немного рассказал о Лалите Деви. И тогда мы тоже беседовали о Хера-панчами. Такой день, который описывался в «Чайтанья-чаритамрите», когда Господа Джаганнатха после Ратха-ятры Лакшми Деви позвала обратно в храм Джаганнатха. В той лиле была описана беседа, или даже спор, двух близких спутников Махапрабху, Сварупы Дамодара и Шриваса Тхакура.

#00:46:44#

Кави Карнапура даже описал в одном из своих произведений [«Гаура-ганнодеша-дипика»], кто из спутников Махапрабху какое положение занимает в кришна-лиле. Их отношения в гаура-лиле немного говорят о том, какое положение они занимали в кришна-лиле. Такие отношения всегда между ними происходят. Сварупа Дамодар — это Лалита Деви. А Шривас Тхакур — это Нарада Муни. И он постоянно подталкивал Сварупу Дамодара к тому, чтобы явить миру то, что еще не явлено, постоянно его провоцировал на это. В этой лиле описано, что Лакшми Деви со своими слугами на прекрасной колеснице приезжала к Господу Джаганнатху, и ее слуги с такой гордостью слегка били слуг, пандов Джаганнатха, и постоянно призывали вернуться в храм Джаганнатха, в такой величественной манере.

#00:49:00#

И Шривас, как Нарада, увидел в этой ситуации, он понял, что вот, это тот шанс, когда мы можем что-либо рассказать, явить людям. И он сказал Сварупе Дамодару: «Вот посмотри, как величественна Лакшми Деви». И он начал прославлять тогда Лакшми Деви, он говорил ему: «Вот, посмотри, какая она величественная с ее слугами, с ее окружением». Сварупа Дамодар постепенно начал доходить до точки [«кипения»]. Потому что он в кришна-лиле Лалита Деви, он не может слушать о величии Лакшми Деви, когда для Лалиты Радхарани это все и вся. Какое-то время он терпел, а потом сказал: «Все, хватит». И тогда настроение Лалиты Деви проявилось. Через эту лилу мы можем увидеть довольно ясное объяснение и понимание того, кто такая Лалита Деви. Она занимает очень активное положение, постоянно пытается все организовать. Это очень возвышенные темы.

#00:51:18#

Такие возвышенные темы, касающиеся Радхарани, Лалиты и Кришны, явлены в чайтанья-лиле в таком образе, что они более безопасны для нас — под покровительством Господа Чайтаньи. Поэтому чайтанья-лила представляет собой распространение сладости кришна-лилы. Благодаря этому у нас есть доступ туда, иначе бы у нас его не было. У нас есть своего рода щит, защита от неправильного настроения. Иначе бы нам необходимо было иметь миллионы должных качеств, чтобы проникнуть в эти явления кришна-лилы. Если мы посмотрим на игры Махапрабху и Его спутников, мы можем понять, что все отношения игр кришна-лилы там присутствуют. Но лучше, если мы изучим их через гаура-лилу. Это более сладостно и одновременно менее оскорбительно, более безопасно для нас. [О каком-то из присутствующих преданных:] О, он постоянно это делает. [Смеются.] Но мы можем потерпеть, потому что он много служения также выполняет.

#00:53:26#

Преданная. Я просто слышала, Гурудев говорит: «Что бы ни случилось с тобой в жизни, главное — не останавливайся, продолжай». Такой лозунг мне помогает очень сильно.

Садху Прия Прабху. Да, это правильно. Я так вот и подумал, и так же думаю. Есть такая шлока в «Прапанна-дживанамритам» Сарвабхаумы Бхаттачарьи. В этой шлоке говорится, что наши друзья могут отвернуться от нас, и весь мир может не принимать нас, но, несмотря на это, мы все равно будем продолжать воспевать сознание Кришны и танцевать в харинаме. Есть несколько шлок, которые очень точно описывают то, что именно нам следует делать в конкретной ситуации.

#00:56:00#

В беседе с Махапрабху Рамананда Рай описывал, что́ есть цель жизни и как ее достичь. Там есть одна шлока, которая очень важна и значима. Один раз Гурудев попросил меня распечатать эту шлоку и повесить у него. Махапрабху спрашивал Рамананду Рая, что есть цель жизни и как ее достичь. И Рамананда Рай начал давать ответы, постепенно предлагая разные варианты. Снова и снова Махапрабху говорил: «Нет, это поверхностно, иди глубже». И тогда Рамананда произнес одну шлоку из «Шримад-Бхагаватам», которую произнес [Господь] Брахма:

#00:57:40#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва,
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир…[1]

Эта шлока означает, что все знания, все теории, представления, которые ты получил в своей жизни, ты можешь просто собрать в один комок и выкинуть подальше.

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м — «Те, кто полностью прекращают собственные попытки понять высшую истину интеллектом и, не меняя внешнего уклада жизни, начинают слушать трансцендентные повествования о Тебе из уст Твоих чистых преданных, посвятив служению Тебе все свое тело, ум и слова, несомненно, покоряют Тебя, непобедимого во всей вселенной» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования