«Здравая память о смерти». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2016 год. Гупта Говардхан



Russian

Здравая память о смерти

Бхакти Судхир Госвами: Ты должен задуматься: есть ли что-то, что ты хотел бы оставить позади.

Мудрая позиция состоит в том, чтобы готовить себя к смерти. Наша философия гласит, что ты всегда должен готовиться к смерти. Даже когда ты молод, не говоря уже о том, когда ты стар.

«Бхагаватам» был поведан человеку [Парикшиту Махараджу], которому осталась неделя жизни. Это наша главная книга. Она начинается с того, что некоему человеку осталось жить семь дней, и он просит совета: «Что мне делать»?

Шьям Вилас Прабху: Легко рассуждать об этих вещах, но реальное понимание того, что ты можешь умереть сегодня или вскоре[1]… у вас есть такое понимание?

Бхакти Судхир Госвами: Нет. Но мы можем думать об этом время от времени. Мы видим в новостях авиакатастрофы… ты едешь по дороге и видишь, как одна машина подрезает другую… ты понимаешь — встреча со смертью возможна в любой момент. И ты начинаешь задумываться: «Живу ли я правильно? Не трачу ли время зря? Нет ли чего-то, что необходимо сделать немедленно?» Разные реалии и события вокруг напоминают о неизбежности смерти. Memento mori — помни о смерти. Пытаться спрятаться от этого факта — нездоровая позиция. Быть одержимым фактором смерти — тоже неправильно. Необходимо иметь дело с ним разумным образом. Быть реалистом.

Шьям Вилас Прабху: Нам говорят, что мы вечные души, и сейчас у нас есть связь с вайшнавами. Мы можем надеяться на то, что эта связь сохранится в следующей жизни?

Бхакти Судхир Госвами: Надеяться мы можем, но гарантий этого у нас нет. Что, если такая связь вернется через три жизни или через тридцать? Мы не должны уповать на будущее, каким бы прекрасным оно ни казалось. Это самообман — полагать: «В этой жизни у меня есть шанс, будет и в следующей».

Шьям Вилас Прабху: От чего зависит наличие такого шанса?

Бхакти Судхир Госвами: От Кришны. Он может сказать: «Я вижу, этот человек впустую тратит отведенное ему время. Он не ценит общество вайшнавов. Пусть он несколько рождений позанимается чем-то другим, и это поможет ему осознать, что есть что».


Процитированная в лекции шлока:

тасма̄д бха̄рата сарва̄тма̄,
бхагава̄н ӣш́варо харих̣
ш́ротавйах̣ кӣртитавйаш́ ча,
смартавйаш́ чеччхата̄бхайам

«О потомок царя Бхараты, тот, кто хочет избавиться от всех страданий, должен слушать повествования о верховном Господе, помнить о Нем и прославлять Его — Сверхдушу и властелина всего сущего, приносящего избавление от всех страданий» («Шримад-Бхагаватам, 2.1.5).



1  Вскоре Шьям Вилас Прабху погиб.




←  «Прославление Рагхунатха Даса Госвами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Сущность истины откровения». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж | “The Essence of Revealed Truth.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj  →

Russian

Здравая память о смерти

Бхакти Судхир Госвами: Ты должен задуматься: есть ли что-то, что ты хотел бы оставить позади.

Мудрая позиция состоит в том, чтобы готовить себя к смерти. Наша философия гласит, что ты всегда должен готовиться к смерти. Даже когда ты молод, не говоря уже о том, когда ты стар.

«Бхагаватам» был поведан человеку [Парикшиту Махараджу], которому осталась неделя жизни. Это наша главная книга. Она начинается с того, что некоему человеку осталось жить семь дней, и он просит совета: «Что мне делать»?

Шьям Вилас Прабху: Легко рассуждать об этих вещах, но реальное понимание того, что ты можешь умереть сегодня или вскоре[1]… у вас есть такое понимание?

Бхакти Судхир Госвами: Нет. Но мы можем думать об этом время от времени. Мы видим в новостях авиакатастрофы… ты едешь по дороге и видишь, как одна машина подрезает другую… ты понимаешь — встреча со смертью возможна в любой момент. И ты начинаешь задумываться: «Живу ли я правильно? Не трачу ли время зря? Нет ли чего-то, что необходимо сделать немедленно?» Разные реалии и события вокруг напоминают о неизбежности смерти. Memento mori — помни о смерти. Пытаться спрятаться от этого факта — нездоровая позиция. Быть одержимым фактором смерти — тоже неправильно. Необходимо иметь дело с ним разумным образом. Быть реалистом.

Шьям Вилас Прабху: Нам говорят, что мы вечные души, и сейчас у нас есть связь с вайшнавами. Мы можем надеяться на то, что эта связь сохранится в следующей жизни?

Бхакти Судхир Госвами: Надеяться мы можем, но гарантий этого у нас нет. Что, если такая связь вернется через три жизни или через тридцать? Мы не должны уповать на будущее, каким бы прекрасным оно ни казалось. Это самообман — полагать: «В этой жизни у меня есть шанс, будет и в следующей».

Шьям Вилас Прабху: От чего зависит наличие такого шанса?

Бхакти Судхир Госвами: От Кришны. Он может сказать: «Я вижу, этот человек впустую тратит отведенное ему время. Он не ценит общество вайшнавов. Пусть он несколько рождений позанимается чем-то другим, и это поможет ему осознать, что есть что».


Процитированная в лекции шлока:

тасма̄д бха̄рата сарва̄тма̄,
бхагава̄н ӣш́варо харих̣
ш́ротавйах̣ кӣртитавйаш́ ча,
смартавйаш́ чеччхата̄бхайам

«О потомок царя Бхараты, тот, кто хочет избавиться от всех страданий, должен слушать повествования о верховном Господе, помнить о Нем и прославлять Его — Сверхдушу и властелина всего сущего, приносящего избавление от всех страданий» («Шримад-Бхагаватам, 2.1.5).



[1] Вскоре Шьям Вилас Прабху погиб.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования