«История постоянно повторяется». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 27 марта 1997 года. Навадвипа Дхама, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 50)



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

История постоянно повторяется

(27 марта 1997 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Он первый ввел ношение подобной одежды. Толстая ткань. Толстая ткань хороша для санньяси. Затем я стал первым использовать ее для Гуру Махараджа. Гуру Махараджу она не нравилась, он предпочитал очень легкую, тонкую ткань в одежде санньяси. А сейчас все ее используют, подобную грубую толстую ткань, во всех Матхах. Дело в том, что времена меняются. Как это называется? Было XIX столетие, на смену ему пришел XX век, грядет XXI век. Времена меняются, и одежда санньяси изменяется. Соответственно этому и манеры, и поведение людей так же изменяются. И временами история повторяет себя. В Америке я видел, как история повторяет себя, и в России так же. Вы видели группу, которую возглавляет этот мальчик, их лидер в России. Если бы индийские юноши увидели подобное, они бы посмеялись. Что я могу сказать? Они довольны собой. «Делай все, что хочешь» — сейчас в России такой стиль, ты абсолютно свободен.

#00:02:28#

[Шрила Гурудев напевает стихи санскритской поэзии.]

#00:04:01#

Второе арати завершилось? Махарадж помогает мне, насколько это в его силах. Он приезжает на каждый фестиваль и совершает севу. В прошлом я просил его не учреждать матхи, отдельные матхи. «Я отведу вам любой матх, — обещал я ему, — как во Вриндаване, и вы продолжите севу Гуру Махараджу». Он согласился с этим. Но неожиданно он изменил позицию и основал собственный матх. Что я могу сказать? Кришна не вмешивается в свободу воли дживы-души. Если бы я захотел вмешаться, я бы по-прежнему мог это сделать, но в том матхе уже совершается поклонение божеству. И кто будет ему поклоняться? Он страдает сейчас, поскольку у него в матхе нет брахмачари. Все прихожане — грихастхи, нет брахмачари. Есть только один брахмачари. Все страдают, когда основывают грихастха-ашрам, но никто не хочет от этого отказываться, все хотят быть грихастхами. Они знают при этом: «Если я стану грихастхой, я буду страдать». Это всем известно. Я буду страдать, я буду тратить энергию, силы. Я буду тратить силы на жену, на детей. Я буду вынужден тяжело трудиться, больше трудиться. Но они хотят страдать счастливо. [Смеются.]

#00:06:25#

И я видел крайний тому пример. Я не в силах был поверить, но я видел это своими глазами. Есть краб. Когда самка краба беременна детенышем краба, то детеныш пожирает ее изнутри. То есть детеныш находится в утробе матери, и этот детеныш растет и одновременно выедает внутри мать. И затем, когда он заканчивает это делать, завершает, он появляется на свет. Я видел это своими глазами. Это крайний пример этой мысли о страдании. Краб. Я был очень юн в ту пору, и в сезон дождей, когда землю вспахивают плугом, то в земле можно увидеть останки этих крабов, [их] самок. На земле валяются трупы крабов, остается только оболочка, выеденная изнутри. И я спросил: «А почему эта оболочка так выглядит? Что случилось с внутренней субстанцией их тел?» И мне объяснили, что это детеныш выедает самку-мать изнутри и появляется на свет таким образом. Это крайний пример. Грихастха-ашрам — бренный.

#00:08:37#

[Реплики на бенгали]

#00:09:49#

[Шрила Гурудев произносит части стихов.]

#00:11:39#

Один великий санскритский пандит-санньяси и его последователи время от времени посещали Гуру Махараджа. Они свободно говорили на разговорном санскрите. Гуру Махарадж тоже владел разговорным санскритом, но говорил, в отличие от них, медленно. Я как-то раз в один из их визитов находился в саду и занимался работой. Кто-то сообщил мне, что Гуру Махарадж меня зовет к себе. Я стряхнул пыль и землю с рук и поднялся к Гуру Махараджу. Эти люди пришли из Южной Индии, последователи рамануджа-сампрадаи. Эти люди, эти пандиты свободно владели санскритом. А Гуру Махарадж говорил на санскрите медленно. И они демонстрировали Гуру Махараджу свое превосходство. Так они себя позиционировали — как великие пандиты. И мне это крайне не нравилось. Они говорили в такой манере, тараторя, очень быстро.

#00:13:08#

Я не в силах был это терпеть. Эти люди демонстрировали себя. И я придумал некий оборот речи на санскрите, набор фраз на санскритском языке. И обратился к ним с этим набором фраз с еще более высокой скоростью. Они были шокированы. Они рассказывали о том, что у них во Вриндаван-дхаме есть ашрам на берегу Ямуны, там живет множество преданных. И я обратился к ним. Моя речь была еще более быстрой. На совершенном, технически безукоризненном санскрите. Я с двойной скоростью к ним обратился. И они были удивлены. Они спросили у Гуру Махараджа: «Кто этот мальчик?» Он ответил: «Это мой ученик». И тогда они, услышав этот ответ, тотчас же перешли на хинди. [Смеются.] Я спросил у них: «А где на берегу Ямуны находится ваш ашрам?» Мы были во Вриндаване не раз, мы не видели там ашрам рамануджа-сампрадаи. Я объяснил им: «Я был во Вриндаване, я совершал парикраму, но ваш ашрам не видел. Где именно он находится?» Все эти вопросы я озвучил на санскрите.

#00:15:17#

[Обрыв записи]

#00:15:34#

Шрила Говинда Махарадж: Да, прошла пресс-конференция. Было интервью о сознании Кришны. А кто брал интервью? Телевизионщики. Телевидение, радио и газеты, все брали интервью. Это была первая пресс-конференция нашего Матха. Первая в истории нашего Матха пресс-конференция. Я подумал: «Что они напишут об этом?» Я не давал им никаких книг для обозрения. Никаким репортерам, журналистам. Я знаю, что им сознание Кришны неизвестно. Если они напишут что-нибудь неправильное о Гуру Махарадже, то я обрушусь на их мнение, я раскритикую его, независимо от того, насколько эти люди влиятельны, это не столь важно. Главное, насколько они понимают философию Гуру Махараджа, и насколько они в состоянии понять его идеи о сознании Кришны. Эти люди могут быть учениками, они не экзаменаторы. Но они пишут свои мнения, заключения в качестве экзаменаторов.

#00:17:36#

Они пишут: «Он такой-то и такой-то, хороший мальчик, он кушает рис и дал. Он не просит ни молока, ни сандеша». Вот такого рода суждения они позволяют себе выносить, давать оценку. У меня есть ясное представление о том, как мы будем расти, я равнодушен к мирской славе и репутации.

#00:18:16#

Джанардан Махарадж: Я согласен с вашими представлениями, поскольку я видел, как их контролируют политики. Я видел, что конгресс, суд и другие государственные органы контролируемы, но прессу никто не контролирует, и в известном смысле пресса более влиятельна, нежели иные ветви власти.

Шрила Говинда Махарадж: Харе Кришна!

#00:18:50#

[Обрыв записи]

#00:18:56#

Шрила Говинда Махарадж: Необходимо понимать, практикуем мы сознание Кришны или нет. Первое качество, первостепенное, самое важное — терпение. В прошлом я считал, что главное качество — смирение. Но теперь я думаю, что первое качество, которое нам необходимо, — это терпение, а на втором месте по значимости стоит смирение. Терпение обладает даже большей важностью, нежели смирение.

#00:19:41#

Джанардан Махарадж: Но крайне тяжело обрести это качество.

Шрила Говинда Махарадж: Да, крайне тяжело. Мы видели, как люди выступают публично, как человек читает обращение, произносит речь, и при этом говорит всякую чепуху, но мы вынуждены все это терпеть.

#00:20:17#

Джанардан Махарадж: В наши дни премьер-министр и другие политики публично оскорбляют друг друга и при этом улыбаются друг другу в глаза.

#00:20:30#

Шрила Говинда Махарадж: Это называется политика. Терпение, подлинное терпение — это не лицемерие, не политическое лицемерие. Терпение — это искреннее чувство сердца, искреннее сердечное чувство.

#00:21:09#

[Обрыв записи]

Шрила Говинда Махарадж: Никогда. Вы все очень смиренны, более, чем другие. Таково мое представление. Западные преданные очень смиренны, вы более терпеливы. Поэтому-то западные преданные и пришли к Гуру Махараджу. Но индийцы другие, они не такие. Когда придет время для пресс-конференции, я об этом заявлю, я могу привести доказательства, подтверждения. Я это докажу. Возможно, в их обществе присутствует определенная тенденция, склонность к нетерпимости, но в целом эти люди терпимы.

#00:22:26#

Джанардан Махарадж: Махарадж, я помню, однажды я был в Мексике, и как раз в это время в Индии был убит премьер-министр. Один мексиканец мне заявил, он спросил: «Почему вы носите такую одежду?» Я объяснил ему, что все это связано с Индией. И он заметил: «Индия — это земля ненасилия». И в тот самый день был убит террористами индийский премьер-министр.

#00:23:00#

Шрила Говинда Махарадж: Да, ненасилие. Когда-то Индия была землей ненасилия. Но не в наши дни. Бенгалия промыта [кровью] буквально. Бенгалия стала землей насилия. Но они при этом боятся применять насилие. Они подобны змеям. Змея в действительности не смелая по своему характеру. Змея постоянно боится, что она станет жертвой агрессии. Она слышит звук, любой звук, и она тут же занимает боевую стойку в ожидании нападения. Она очень труслива. Я видел подобное много раз. Я видел, как змея готова отражать нападение, она труслива. Когда змея слышит, как ты идешь, она немедленно занимает боевую стойку и готова отражать нападение.

#00:24:10#

И когда это происходит, необходимо стоять, не двигаться и просто смотреть на змею. Так я делал. Проходит какое-то непродолжительное время, и змея отползает. Три-четыре раза со мной подобное происходило. Змея была буквально у моих ног, совсем рядом. Но змеи не храбрые существа. Змея постоянно думает: «На меня нападут. Поэтому я должна напасть первой». И она готова. А когда змея понимает, что агрессии не будет, она успокаивается.

Преданный: В этом состоит проблема?

#00:25:27#

Шрила Говинда Махарадж: Гуру Махарадж — спаситель, Кришна — спаситель. [Обращается к кому-то лично:] Вы приедете, да? Увидимся во Вриндаване. Вы едете в Пури? А потом в Качури? Сейчас вы едете в Пури, а потом в Качури.

Преданный: Сначала в Пури, потом в Лучи, а затем в Качури.

#00:26:12#

Шрила Говинда Махарадж: [цитирует шлоку].

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




←  «Если бы у Меня была хоть капля любви к Тебе, Я бы умерла». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1982 год. Навадвипа Дхама, Индия. «Мгновения Прекрасной Реальности», часть 3.5 ·• Архив новостей •· «Как не следовать за умом». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 27 марта 1997 года. Навадвипа Дхама, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 51) →


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

История постоянно повторяется

(27 марта 1997 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Он первый ввел ношение подобной одежды. Толстая ткань. Толстая ткань хороша для санньяси. Затем я стал первым использовать ее для Гуру Махараджа. Гуру Махараджу она не нравилась, он предпочитал очень легкую, тонкую ткань в одежде санньяси. А сейчас все ее используют, подобную грубую толстую ткань, во всех Матхах. Дело в том, что времена меняются. Как это называется? Было XIX столетие, на смену ему пришел XX век, грядет XXI век. Времена меняются, и одежда санньяси изменяется. Соответственно этому и манеры, и поведение людей так же изменяются. И временами история повторяет себя. В Америке я видел, как история повторяет себя, и в России так же. Вы видели группу, которую возглавляет этот мальчик, их лидер в России. Если бы индийские юноши увидели подобное, они бы посмеялись. Что я могу сказать? Они довольны собой. «Делай все, что хочешь» — сейчас в России такой стиль, ты абсолютно свободен.

#00:02:28#

[Шрила Гурудев напевает стихи санскритской поэзии.]

#00:04:01#

Второе арати завершилось? Махарадж помогает мне, насколько это в его силах. Он приезжает на каждый фестиваль и совершает севу. В прошлом я просил его не учреждать матхи, отдельные матхи. «Я отведу вам любой матх, — обещал я ему, — как во Вриндаване, и вы продолжите севу Гуру Махараджу». Он согласился с этим. Но неожиданно он изменил позицию и основал собственный матх. Что я могу сказать? Кришна не вмешивается в свободу воли дживы-души. Если бы я захотел вмешаться, я бы по-прежнему мог это сделать, но в том матхе уже совершается поклонение божеству. И кто будет ему поклоняться? Он страдает сейчас, поскольку у него в матхе нет брахмачари. Все прихожане — грихастхи, нет брахмачари. Есть только один брахмачари. Все страдают, когда основывают грихастха-ашрам, но никто не хочет от этого отказываться, все хотят быть грихастхами. Они знают при этом: «Если я стану грихастхой, я буду страдать». Это всем известно. Я буду страдать, я буду тратить энергию, силы. Я буду тратить силы на жену, на детей. Я буду вынужден тяжело трудиться, больше трудиться. Но они хотят страдать счастливо. [Смеются.]

#00:06:25#

И я видел крайний тому пример. Я не в силах был поверить, но я видел это своими глазами. Есть краб. Когда самка краба беременна детенышем краба, то детеныш пожирает ее изнутри. То есть детеныш находится в утробе матери, и этот детеныш растет и одновременно выедает внутри мать. И затем, когда он заканчивает это делать, завершает, он появляется на свет. Я видел это своими глазами. Это крайний пример этой мысли о страдании. Краб. Я был очень юн в ту пору, и в сезон дождей, когда землю вспахивают плугом, то в земле можно увидеть останки этих крабов, [их] самок. На земле валяются трупы крабов, остается только оболочка, выеденная изнутри. И я спросил: «А почему эта оболочка так выглядит? Что случилось с внутренней субстанцией их тел?» И мне объяснили, что это детеныш выедает самку-мать изнутри и появляется на свет таким образом. Это крайний пример. Грихастха-ашрам — бренный.

#00:08:37#

[Реплики на бенгали]

#00:09:49#

[Шрила Гурудев произносит части стихов.]

#00:11:39#

Один великий санскритский пандит-санньяси и его последователи время от времени посещали Гуру Махараджа. Они свободно говорили на разговорном санскрите. Гуру Махарадж тоже владел разговорным санскритом, но говорил, в отличие от них, медленно. Я как-то раз в один из их визитов находился в саду и занимался работой. Кто-то сообщил мне, что Гуру Махарадж меня зовет к себе. Я стряхнул пыль и землю с рук и поднялся к Гуру Махараджу. Эти люди пришли из Южной Индии, последователи рамануджа-сампрадаи. Эти люди, эти пандиты свободно владели санскритом. А Гуру Махарадж говорил на санскрите медленно. И они демонстрировали Гуру Махараджу свое превосходство. Так они себя позиционировали — как великие пандиты. И мне это крайне не нравилось. Они говорили в такой манере, тараторя, очень быстро.

#00:13:08#

Я не в силах был это терпеть. Эти люди демонстрировали себя. И я придумал некий оборот речи на санскрите, набор фраз на санскритском языке. И обратился к ним с этим набором фраз с еще более высокой скоростью. Они были шокированы. Они рассказывали о том, что у них во Вриндаван-дхаме есть ашрам на берегу Ямуны, там живет множество преданных. И я обратился к ним. Моя речь была еще более быстрой. На совершенном, технически безукоризненном санскрите. Я с двойной скоростью к ним обратился. И они были удивлены. Они спросили у Гуру Махараджа: «Кто этот мальчик?» Он ответил: «Это мой ученик». И тогда они, услышав этот ответ, тотчас же перешли на хинди. [Смеются.] Я спросил у них: «А где на берегу Ямуны находится ваш ашрам?» Мы были во Вриндаване не раз, мы не видели там ашрам рамануджа-сампрадаи. Я объяснил им: «Я был во Вриндаване, я совершал парикраму, но ваш ашрам не видел. Где именно он находится?» Все эти вопросы я озвучил на санскрите.

#00:15:17#

[Обрыв записи]

#00:15:34#

Шрила Говинда Махарадж: Да, прошла пресс-конференция. Было интервью о сознании Кришны. А кто брал интервью? Телевизионщики. Телевидение, радио и газеты, все брали интервью. Это была первая пресс-конференция нашего Матха. Первая в истории нашего Матха пресс-конференция. Я подумал: «Что они напишут об этом?» Я не давал им никаких книг для обозрения. Никаким репортерам, журналистам. Я знаю, что им сознание Кришны неизвестно. Если они напишут что-нибудь неправильное о Гуру Махарадже, то я обрушусь на их мнение, я раскритикую его, независимо от того, насколько эти люди влиятельны, это не столь важно. Главное, насколько они понимают философию Гуру Махараджа, и насколько они в состоянии понять его идеи о сознании Кришны. Эти люди могут быть учениками, они не экзаменаторы. Но они пишут свои мнения, заключения в качестве экзаменаторов.

#00:17:36#

Они пишут: «Он такой-то и такой-то, хороший мальчик, он кушает рис и дал. Он не просит ни молока, ни сандеша». Вот такого рода суждения они позволяют себе выносить, давать оценку. У меня есть ясное представление о том, как мы будем расти, я равнодушен к мирской славе и репутации.

#00:18:16#

Джанардан Махарадж: Я согласен с вашими представлениями, поскольку я видел, как их контролируют политики. Я видел, что конгресс, суд и другие государственные органы контролируемы, но прессу никто не контролирует, и в известном смысле пресса более влиятельна, нежели иные ветви власти.

Шрила Говинда Махарадж: Харе Кришна!

#00:18:50#

[Обрыв записи]

#00:18:56#

Шрила Говинда Махарадж: Необходимо понимать, практикуем мы сознание Кришны или нет. Первое качество, первостепенное, самое важное — терпение. В прошлом я считал, что главное качество — смирение. Но теперь я думаю, что первое качество, которое нам необходимо, — это терпение, а на втором месте по значимости стоит смирение. Терпение обладает даже большей важностью, нежели смирение.

#00:19:41#

Джанардан Махарадж: Но крайне тяжело обрести это качество.

Шрила Говинда Махарадж: Да, крайне тяжело. Мы видели, как люди выступают публично, как человек читает обращение, произносит речь, и при этом говорит всякую чепуху, но мы вынуждены все это терпеть.

#00:20:17#

Джанардан Махарадж: В наши дни премьер-министр и другие политики публично оскорбляют друг друга и при этом улыбаются друг другу в глаза.

#00:20:30#

Шрила Говинда Махарадж: Это называется политика. Терпение, подлинное терпение — это не лицемерие, не политическое лицемерие. Терпение — это искреннее чувство сердца, искреннее сердечное чувство.

#00:21:09#

[Обрыв записи]

Шрила Говинда Махарадж: Никогда. Вы все очень смиренны, более, чем другие. Таково мое представление. Западные преданные очень смиренны, вы более терпеливы. Поэтому-то западные преданные и пришли к Гуру Махараджу. Но индийцы другие, они не такие. Когда придет время для пресс-конференции, я об этом заявлю, я могу привести доказательства, подтверждения. Я это докажу. Возможно, в их обществе присутствует определенная тенденция, склонность к нетерпимости, но в целом эти люди терпимы.

#00:22:26#

Джанардан Махарадж: Махарадж, я помню, однажды я был в Мексике, и как раз в это время в Индии был убит премьер-министр. Один мексиканец мне заявил, он спросил: «Почему вы носите такую одежду?» Я объяснил ему, что все это связано с Индией. И он заметил: «Индия — это земля ненасилия». И в тот самый день был убит террористами индийский премьер-министр.

#00:23:00#

Шрила Говинда Махарадж: Да, ненасилие. Когда-то Индия была землей ненасилия. Но не в наши дни. Бенгалия промыта [кровью] буквально. Бенгалия стала землей насилия. Но они при этом боятся применять насилие. Они подобны змеям. Змея в действительности не смелая по своему характеру. Змея постоянно боится, что она станет жертвой агрессии. Она слышит звук, любой звук, и она тут же занимает боевую стойку в ожидании нападения. Она очень труслива. Я видел подобное много раз. Я видел, как змея готова отражать нападение, она труслива. Когда змея слышит, как ты идешь, она немедленно занимает боевую стойку и готова отражать нападение.

#00:24:10#

И когда это происходит, необходимо стоять, не двигаться и просто смотреть на змею. Так я делал. Проходит какое-то непродолжительное время, и змея отползает. Три-четыре раза со мной подобное происходило. Змея была буквально у моих ног, совсем рядом. Но змеи не храбрые существа. Змея постоянно думает: «На меня нападут. Поэтому я должна напасть первой». И она готова. А когда змея понимает, что агрессии не будет, она успокаивается.

Преданный: В этом состоит проблема?

#00:25:27#

Шрила Говинда Махарадж: Гуру Махарадж — спаситель, Кришна — спаситель. [Обращается к кому-то лично:] Вы приедете, да? Увидимся во Вриндаване. Вы едете в Пури? А потом в Качури? Сейчас вы едете в Пури, а потом в Качури.

Преданный: Сначала в Пури, потом в Лучи, а затем в Качури.

#00:26:12#

Шрила Говинда Махарадж: [цитирует шлоку].

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования