«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 12. Великие эпохи человечества». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

12. Великие эпохи человечества 


Происхождение человека

Многих волнует вопрос происхождения человека. С точки зрения Вед, человек появился от прародителей, которые существуют на высших планах бытия. Людям дарована Земля, уникальнейшая планета во Вселенной. Она избрана для богонисшествий, прихода аватаров.

Мы — инопланетяне

Мы — инопланетяне. Это шутка, смысл которой в том, что наши предки пришли с высших миров, дав наставления царям и мудрецам. Постепенно возникли различные племена и народы, сформировавшие этническое разнообразие сегодняшнего дня. Так что крылатое выражение «все люди — братья» имеет смысл не только на духовном, но и на генетическом плане.

Жизнь, день и ночь Брахмы

Всё в мире материи проходит через этапы рождения, развития, зрелости, увядания, а затем нового воплощения. Вселенная также имеет свою продолжительность жизни, как и ее обитатели. Жизнь нашей материальной Вселенной продолжается на протяжении ста лет жизни ее творца — Брахмы, что составляет 311 040 000 000 000 (триста одиннадцать триллионов сорок миллиардов) земных лет. Нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни.

Один день Брахмы (кальпа) длится 4 320 000 000 (четыре миллиарда триста двадцать миллионов) лет и столько же длится его ночь. Во время ночи Брахмы живые существа переходят в непроявленное состояние, а затем, на заре нового дня, они пробуждаются, продолжая странствовать по вселенной, повинуясь закону кармы. Это можно сравнить с тем, как мы переводим компьютер в спящий режим. Его нельзя назвать выключенным, но частично приостановленным и готовым в любой момент вернуться к работе.

В конце жизни Вселенной мудрецы с высших планет, медитируя, входят в тело Брахмы, которое используется как метафизический космический корабль. Они отправляются в духовный мир, обретая там вечную жизнь. Тогда так другие живые существа, даже воплотившись в других материальных вселенных, продолжают оставаться в мире рождения и смерти.

Частичное и полное разрушение мира

Рассмотрим подробней день Брахмы, который состоит из четырнадцати манвантар — периодов правления. Это означает, что на протяжении этого дня, кальпы, сменяются четырнадцать Ману — прародителей человечества. Мы живем в эпоху седьмого из них, которого зовут Вайвасвата-ману.

Между манвантарами происходит частичное уничтожение вселенной в виде потопов. Упоминания о потопе присутствуют во множестве религий и древних сказаний. Нередко среди песка мы можем увидеть окаменелые морские ракушки. А многие современные горы геологи характеризуют как древние морские ландшафты. Изменение климата приводит к тому, что какие-то части морского дна становятся сушей, а какие-то области суши уходят под воду. Таким образом, геологические доказательства потопов очевидны.

Когда заканчивается жизнь Брахмы, происходит полное уничтожение Вселенной. Это описано в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.9–15)[1]. Солнце постепенно становится все более активным. Это происходит на протяжении нескольких тысячелетий, но последние сто лет солнце уничтожает все живое. Затем сто лет бушует пламя, превращая землю в пепел. Огромные ледники и моря испаряются, создавая черные беспросветные облака, которые покрывают все планету. Затем сто лет идет бесконечный дождь, и вселенский потоп погружает испепеленную Землю в черный океан, над которым уже не видно солнечного света.

Сатья-юга —
золотой век

Постепенно вселенский кризис заканчивается, тучи рассеиваются и высшие существа решают, что пришло время для зарождения человечества. Начинается Сатья-юга, самая продолжительная и безмятежная эпоха, которая длится 1 728 000 (один миллион семьсот двадцать восемь тысяч) лет. Люди обладают гигантским ростом (отсюда предания о великанах) и живут невероятно долго, около ста тысяч лет. Они живут счастливо и гармонично, большую часть времени посвящая медитации и духовному самоосознанию. В их характере нет изъянов и нет потребности в социальном делении общества. В это время существует только один класс: хамсы — «совершенные». Но избранные среди них именуются парамахамсами — «возвышенными среди совершенных».

Трета-юга —
эпоха огненных жертвоприношений

Затем приходит новая эпоха, Трета-юга. Она длится меньше эры Сатья, 1 296 000 (один миллион двести девяносто шесть тысяч) лет. Продолжительность жизни и рост людей уменьшаются. Население растет, появляется потребность в социальной системе и законах. Начинают проявляться материализм и нравственная деградация. Но общество все еще богоцентрично. Люди совершают жертвоприношения для обретения милости богов и Всевышнего.

В Бхагавад-гите (5.29) Кришна говорит, что в конечном счете Он вкушает ото всех жертвоприношений, суть которых — послать тонкую энергию богам[2]. Боги не испытывают нужды в дарах людей на своих планетах. Но, поскольку они отвечают за тонкие материальные процессы на Земле, им необходима энергия жертвоприношений.

В некоторых древних культурах принято жертвовать животных и даже людей. Это — жертвоприношения в невежестве. Верховный Господь принимает любовь преданных, вкушая чувства их сердец. А боги удовлетворены, когда в качестве подношений в огонь возливается масло, бросаются зерна, а люди выказывают небожителям свою признательность.

Прославление Господа —
жертвоприношение для нашей эпохи

Издревле по завершению всех жертвоприношений в настроении благодарности прославлялся Верховный Господь, воспевалось Его Святое Имя.

В современную эпоху люди утратили мистическую квалификацию полноценного совершения жертвоприношений. Поэтому Веды предписывают регулярно совершать лишь «завершающую часть» жертвоприношения — прославление Всевышнего, Его святых имен и деяний.

Ощутимый результат милости Всевышнего — вкушение маха-прасада, пищи, приготовленной с любовью и предложенной Господу с чистым сердцем.

Удовлетворяя Его, мы удовлетворяем всех богов и мудрецов, исполняем все виды долга. Но главное, что, когда Господь доволен, живое существо испытывает счастье[3].

Двапара-юга —
храмовое поклонение

Когда эпоха Трета заканчивается, наступает Двапара-юга, которая длится 864 000 (восемьсот шестьдесят четыре тысячи) лет. Продолжительность жизни людей, их рост, интеллект снова уменьшаются. В обществе усиливается расслоение, появляются демонические цивилизации и цари. Но мудрецы по-прежнему обладают авторитетом в обществе, а правители возводят храмы, которые одновременно являются центрами поклонения, образования и культуры. В эту эпоху очаги цивилизации располагаются вокруг храмовых комплексов, часть из которых сохранилась в Индии до наших дней (Баладжи, Джаганнатх и другие). Это города-храмы, где вся жизнь организована вокруг поклонения Божеству. В нем задействованы все — от торговцев до правителей.

Итак, главная духовная практика эпохи Двапара — храмовое поклонение, которое в высшей степени благоприятно как для простых людей, так и для мудрецов и святых. Простой человек склоняется перед Божеством, чтобы очиститься от грехов. Поклонение мудрецов отличается глубоким пониманием процесса. Тогда как святой, обладая тонким духовным видением, созерцает духовный облик Божеств, и сам Господь чувствует радость от соприкосновения со Своим чистым преданным.

Так храмовое поклонение приносит гармонию в общество, в котором уже возникли выраженное разделение сословий и деградация. В эпоху Двапара регулярно происходят междоусобные войны, торжествует имперская захватническая политика, когда более сильные царства поглощают более слабые. Но люди по-прежнему живут в гармонии с природой, соблюдают строгие правила войн и сословный кодекс. Искатели надмирной Истины, которые желают погрузиться в духовную практику, находят прибежище в ашрамах мудрецов.

Кали-юга —
эпоха деградации

Следующая эпоха — это Кали-юга. Она длится 432 000 (четыреста тридцать две тысячи) лет и началась в полночь 18 февраля 3102 года до н. э., когда Кришна покинул Землю.

Кали — это женское божество вселенской богини-матери, которая в своей грозной форме олицетворяет принцип наказания грешников. Согласно ведическим писаниям, в начале эпохи Кали жизнь человека будет составлять около ста лет, а в конце — около двадцати. Это время вражды, материализма и войн. Цари и политики уже не заботятся о благе народа, а жестоко его эксплуатируют. Они ведут колониальные и междоусобные войны, удовлетворяя свое вожделение и амбиции. Люди утрачивают такие качества, как благочестие, аскетизм, целомудрие. Женщины становятся феминистками, а мужчины утрачивают ответственность и духовный стержень. В семьях царит разлад и эгоизм. Научный атеизм становится символом продвинутого человека. Религии же безбожно эксплуатируют своих адептов, манипулируя людьми, воспитывая страх и ненависть к другим культурам.

После всего сказанного может показаться, что родившимся в эпоху Кали повезло меньше всех. Но это не так.

Величие санкиртаны

В Кали-югу главной духовной практикой является санкиртана — совместное прославление Господа. Результат сложных духовных практик достигается благодаря одной — простой и крайне эффективной. Она подразумевает коллективное воспевание святых имен Бога, а также общение с носителями духовной традиции. В эпоху Кали такая практика быстро приносит благие плоды.

Легкие шаги не всегда легко даются

Но встать на духовный путь не так просто. Необходимы благочестие и вера, чтобы сделать первый шаг, а также милость Господа и общение с Его преданными. Материалистичным людям века Кали трудно сделать легкие шаги к духовности, так как они лишены богосознающего разума и доверия к мудрецам. Хотя они считают себя продвинутыми за счет дешевых и доступных технологий, это обманчивое впечатление. Речь идет о тонких духовных переживаниях, которые нельзя ощутить в своем сердце посредством мирского ума, понять на основании материального опыта.

Десять тысяч лет ренессанса Шри Чайтаньи

Эпоха санкиртаны длится десять тысяч лет со времени прихода Чайтаньи. На протяжении этого периода прогрессивное человечество воспринимает духовные идеи и начинается культурный ренессанс.

Но, волею судьбы, самая светлая часть Кали-юги заканчивается, и деградация набирает силу. Продолжительность жизни людей уменьшается, ухудшается климат, перестают действовать законы и распадаются государства.

В самом конце «железного века» оставшиеся мудрецы скрываются в горах и лесах. А города превращаются в огромные страшные гетто, в которых криминальные группировки ведут борьбу за власть, не подчиняясь никаким законам, кроме жестокости и силы.

Калки-аватар —
всадник на белом коне

Тогда Господь, внимая молитвам немногих оставшихся праведников, приходит в образе Калки, лучезарного всадника на белом коне. Вместе со Своими спутниками Он очищает мир от демонического населения, неся освобождение огнем и мечом. Для деградировавших людей этого времени гибель от руки Господа — единственная возможность прогресса.

Так заканчивается эпоха тьмы — и через какое время жизнь возрождается, наступает «космическая весна», Сатья-юга. Природа расцветает, и люди новой формации, благочестивые и умиротворенные, вновь заселяют Землю.

Мудрецов не вводят в заблуждение циклы времени

Таким образом, время циклично, а души воплощаются на Земле в разные эпохи, соответственно уровню накопленных духовных заслуг. Мудрецы знают, что после зимы всегда наступает весна. Их не вводят в заблуждение ни смутные времена, ни безбожие этого мира, ни так называемое общественное мнение.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1  Ш́ата-варш̣а̄ хй ана̄вр̣ш̣т̣ир, бхавиш̣йатй улбан̣а̄ бхуви / тат-ка̄лопачитош̣н̣а̄рко, лока̄м̇с трӣн пратапиш̣йати — «Когда близится конец вселенной, на Земле начинается страшная засуха, и длится она сто лет. На протяжении этих ста лет солнце накаляется все сильнее и сильнее, и его нестерпимый жар мучает обитателей всех трех миров» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.9).

Па̄та̄ла-талам а̄рабхйа, сан̇карш̣ан̣а-мукха̄налах̣ / даханн ӯрдхва-ш́икхо виш̣ваг, вардхате ва̄йунеритах̣ — «Из уст Господа Санкаршаны вырывается огонь, и языки этого пламени, раздуваемые могучими ветрами, с Паталалоки рвутся ввысь, испепеляя все на своем пути» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.10).

Сам̇вартако мегха-ган̣о, варш̣ати сма ш́атам̇ сама̄х̣ / дха̄ра̄бхир хасти-хаста̄бхир, лӣйате салиле вира̄т̣ — «На протяжении сотни лет стаи туч, именуемых самвартака, извергают потоки воды. Устремляясь вниз, этот смертоносный дождь, капли которого огромны, как хобот слона, затопляет всю вселенную» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.11).

Тато вира̄джам утср̣джйа, ваира̄джах̣ пуруш̣о нр̣па / авйактам̇ виш́ате сӯкш̣мам̇, нириндхана ива̄налах̣ — «Тогда, о царь, Вайраджа Брахма, душа вселенской формы, оставляет свое тело-вселенную и погружается в тонкую непроявленную природу, подобно тому, как исчезает огонь, когда дрова выгорают» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.12).

Ва̄йуна̄ хр̣та-гандха̄ бхӯх̣, салилатва̄йа калпате / салилам̇ тад-дхр̣та-расам̇, джйотиш̣т̣ва̄йопакалпате — «Когда ветер отнимает у земли ее главное качество — запах, та превращается в воду. А вода, лишенная тем же ветром вкуса, превращается в огонь» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.13).

Хр̣та-рӯпам̇ ту тамаса̄, ва̄йау джйотих̣ пралӣйате, хр̣та-спарш́о ’вака̄ш́ена / ва̄йур набхаси лӣйате, ка̄ла̄тмана̄ хр̣та-гун̣ам̇, набха а̄тмани лӣйате — «Огонь растворяется в стихии воздуха, когда тьма поглощает его качество, форму. Когда под влиянием пространства воздух лишается своей осязаемости, он растворяется в самом пространстве. Когда Высшая Душа в виде времени лишает пространство его характерного свойства, оно сливается с ложным эго в гуне невежества» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.14).

Индрийа̄н̣и мано буддхих̣, саха ваика̄рикаир нр̣па / правиш́анти хй ахан̇ка̄рам̇, сва-гун̣аир ахам а̄тмани — «Материальные чувства и разум, о царь, растворяются в ложном эго в гуне страсти, откуда они и произошли, а ум и все полубоги растворяются в ложном эго в гуне благости. После этого совокупное ложное эго и его качества погружаются в махат-таттву» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.15).

2  Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение».

3  В «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14) говорится: йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена, тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣ / пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇, татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄ — «Поливая водой корень дерева, мы питаем его ствол и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем силу каждой части тела. Точно так же поклонением Господу Вишну можно удовлетворить всех и каждого».




←  Sri Lalita-saptami. Srila B. S. Goswami Maharaj. September 13, 2021. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· «Слава Шри Лалиты Деви». Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 13 сентября 2021 года. Govindaland, Украина  →

Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

12. Великие эпохи человечества 


Происхождение человека

Многих волнует вопрос происхождения человека. С точки зрения Вед, человек появился от прародителей, которые существуют на высших планах бытия. Людям дарована Земля, уникальнейшая планета во Вселенной. Она избрана для богонисшествий, прихода аватаров.

Мы — инопланетяне

Мы — инопланетяне. Это шутка, смысл которой в том, что наши предки пришли с высших миров, дав наставления царям и мудрецам. Постепенно возникли различные племена и народы, сформировавшие этническое разнообразие сегодняшнего дня. Так что крылатое выражение «все люди — братья» имеет смысл не только на духовном, но и на генетическом плане.

Жизнь, день и ночь Брахмы

Всё в мире материи проходит через этапы рождения, развития, зрелости, увядания, а затем нового воплощения. Вселенная также имеет свою продолжительность жизни, как и ее обитатели. Жизнь нашей материальной Вселенной продолжается на протяжении ста лет жизни ее творца — Брахмы, что составляет 311 040 000 000 000 (триста одиннадцать триллионов сорок миллиардов) земных лет. Нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни.

Один день Брахмы (кальпа) длится 4 320 000 000 (четыре миллиарда триста двадцать миллионов) лет и столько же длится его ночь. Во время ночи Брахмы живые существа переходят в непроявленное состояние, а затем, на заре нового дня, они пробуждаются, продолжая странствовать по вселенной, повинуясь закону кармы. Это можно сравнить с тем, как мы переводим компьютер в спящий режим. Его нельзя назвать выключенным, но частично приостановленным и готовым в любой момент вернуться к работе.

В конце жизни Вселенной мудрецы с высших планет, медитируя, входят в тело Брахмы, которое используется как метафизический космический корабль. Они отправляются в духовный мир, обретая там вечную жизнь. Тогда так другие живые существа, даже воплотившись в других материальных вселенных, продолжают оставаться в мире рождения и смерти.

Частичное и полное разрушение мира

Рассмотрим подробней день Брахмы, который состоит из четырнадцати манвантар — периодов правления. Это означает, что на протяжении этого дня, кальпы, сменяются четырнадцать Ману — прародителей человечества. Мы живем в эпоху седьмого из них, которого зовут Вайвасвата-ману.

Между манвантарами происходит частичное уничтожение вселенной в виде потопов. Упоминания о потопе присутствуют во множестве религий и древних сказаний. Нередко среди песка мы можем увидеть окаменелые морские ракушки. А многие современные горы геологи характеризуют как древние морские ландшафты. Изменение климата приводит к тому, что какие-то части морского дна становятся сушей, а какие-то области суши уходят под воду. Таким образом, геологические доказательства потопов очевидны.

Когда заканчивается жизнь Брахмы, происходит полное уничтожение Вселенной. Это описано в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.9–15)[1]. Солнце постепенно становится все более активным. Это происходит на протяжении нескольких тысячелетий, но последние сто лет солнце уничтожает все живое. Затем сто лет бушует пламя, превращая землю в пепел. Огромные ледники и моря испаряются, создавая черные беспросветные облака, которые покрывают все планету. Затем сто лет идет бесконечный дождь, и вселенский потоп погружает испепеленную Землю в черный океан, над которым уже не видно солнечного света.

Сатья-юга —
золотой век

Постепенно вселенский кризис заканчивается, тучи рассеиваются и высшие существа решают, что пришло время для зарождения человечества. Начинается Сатья-юга, самая продолжительная и безмятежная эпоха, которая длится 1 728 000 (один миллион семьсот двадцать восемь тысяч) лет. Люди обладают гигантским ростом (отсюда предания о великанах) и живут невероятно долго, около ста тысяч лет. Они живут счастливо и гармонично, большую часть времени посвящая медитации и духовному самоосознанию. В их характере нет изъянов и нет потребности в социальном делении общества. В это время существует только один класс: хамсы — «совершенные». Но избранные среди них именуются парамахамсами — «возвышенными среди совершенных».

Трета-юга —
эпоха огненных жертвоприношений

Затем приходит новая эпоха, Трета-юга. Она длится меньше эры Сатья, 1 296 000 (один миллион двести девяносто шесть тысяч) лет. Продолжительность жизни и рост людей уменьшаются. Население растет, появляется потребность в социальной системе и законах. Начинают проявляться материализм и нравственная деградация. Но общество все еще богоцентрично. Люди совершают жертвоприношения для обретения милости богов и Всевышнего.

В Бхагавад-гите (5.29) Кришна говорит, что в конечном счете Он вкушает ото всех жертвоприношений, суть которых — послать тонкую энергию богам[2]. Боги не испытывают нужды в дарах людей на своих планетах. Но, поскольку они отвечают за тонкие материальные процессы на Земле, им необходима энергия жертвоприношений.

В некоторых древних культурах принято жертвовать животных и даже людей. Это — жертвоприношения в невежестве. Верховный Господь принимает любовь преданных, вкушая чувства их сердец. А боги удовлетворены, когда в качестве подношений в огонь возливается масло, бросаются зерна, а люди выказывают небожителям свою признательность.

Прославление Господа —
жертвоприношение для нашей эпохи

Издревле по завершению всех жертвоприношений в настроении благодарности прославлялся Верховный Господь, воспевалось Его Святое Имя.

В современную эпоху люди утратили мистическую квалификацию полноценного совершения жертвоприношений. Поэтому Веды предписывают регулярно совершать лишь «завершающую часть» жертвоприношения — прославление Всевышнего, Его святых имен и деяний.

Ощутимый результат милости Всевышнего — вкушение маха-прасада, пищи, приготовленной с любовью и предложенной Господу с чистым сердцем.

Удовлетворяя Его, мы удовлетворяем всех богов и мудрецов, исполняем все виды долга. Но главное, что, когда Господь доволен, живое существо испытывает счастье[3].

Двапара-юга —
храмовое поклонение

Когда эпоха Трета заканчивается, наступает Двапара-юга, которая длится 864 000 (восемьсот шестьдесят четыре тысячи) лет. Продолжительность жизни людей, их рост, интеллект снова уменьшаются. В обществе усиливается расслоение, появляются демонические цивилизации и цари. Но мудрецы по-прежнему обладают авторитетом в обществе, а правители возводят храмы, которые одновременно являются центрами поклонения, образования и культуры. В эту эпоху очаги цивилизации располагаются вокруг храмовых комплексов, часть из которых сохранилась в Индии до наших дней (Баладжи, Джаганнатх и другие). Это города-храмы, где вся жизнь организована вокруг поклонения Божеству. В нем задействованы все — от торговцев до правителей.

Итак, главная духовная практика эпохи Двапара — храмовое поклонение, которое в высшей степени благоприятно как для простых людей, так и для мудрецов и святых. Простой человек склоняется перед Божеством, чтобы очиститься от грехов. Поклонение мудрецов отличается глубоким пониманием процесса. Тогда как святой, обладая тонким духовным видением, созерцает духовный облик Божеств, и сам Господь чувствует радость от соприкосновения со Своим чистым преданным.

Так храмовое поклонение приносит гармонию в общество, в котором уже возникли выраженное разделение сословий и деградация. В эпоху Двапара регулярно происходят междоусобные войны, торжествует имперская захватническая политика, когда более сильные царства поглощают более слабые. Но люди по-прежнему живут в гармонии с природой, соблюдают строгие правила войн и сословный кодекс. Искатели надмирной Истины, которые желают погрузиться в духовную практику, находят прибежище в ашрамах мудрецов.

Кали-юга —
эпоха деградации

Следующая эпоха — это Кали-юга. Она длится 432 000 (четыреста тридцать две тысячи) лет и началась в полночь 18 февраля 3102 года до н. э., когда Кришна покинул Землю.

Кали — это женское божество вселенской богини-матери, которая в своей грозной форме олицетворяет принцип наказания грешников. Согласно ведическим писаниям, в начале эпохи Кали жизнь человека будет составлять около ста лет, а в конце — около двадцати. Это время вражды, материализма и войн. Цари и политики уже не заботятся о благе народа, а жестоко его эксплуатируют. Они ведут колониальные и междоусобные войны, удовлетворяя свое вожделение и амбиции. Люди утрачивают такие качества, как благочестие, аскетизм, целомудрие. Женщины становятся феминистками, а мужчины утрачивают ответственность и духовный стержень. В семьях царит разлад и эгоизм. Научный атеизм становится символом продвинутого человека. Религии же безбожно эксплуатируют своих адептов, манипулируя людьми, воспитывая страх и ненависть к другим культурам.

После всего сказанного может показаться, что родившимся в эпоху Кали повезло меньше всех. Но это не так.

Величие санкиртаны

В Кали-югу главной духовной практикой является санкиртана — совместное прославление Господа. Результат сложных духовных практик достигается благодаря одной — простой и крайне эффективной. Она подразумевает коллективное воспевание святых имен Бога, а также общение с носителями духовной традиции. В эпоху Кали такая практика быстро приносит благие плоды.

Легкие шаги не всегда легко даются

Но встать на духовный путь не так просто. Необходимы благочестие и вера, чтобы сделать первый шаг, а также милость Господа и общение с Его преданными. Материалистичным людям века Кали трудно сделать легкие шаги к духовности, так как они лишены богосознающего разума и доверия к мудрецам. Хотя они считают себя продвинутыми за счет дешевых и доступных технологий, это обманчивое впечатление. Речь идет о тонких духовных переживаниях, которые нельзя ощутить в своем сердце посредством мирского ума, понять на основании материального опыта.

Десять тысяч лет ренессанса Шри Чайтаньи

Эпоха санкиртаны длится десять тысяч лет со времени прихода Чайтаньи. На протяжении этого периода прогрессивное человечество воспринимает духовные идеи и начинается культурный ренессанс.

Но, волею судьбы, самая светлая часть Кали-юги заканчивается, и деградация набирает силу. Продолжительность жизни людей уменьшается, ухудшается климат, перестают действовать законы и распадаются государства.

В самом конце «железного века» оставшиеся мудрецы скрываются в горах и лесах. А города превращаются в огромные страшные гетто, в которых криминальные группировки ведут борьбу за власть, не подчиняясь никаким законам, кроме жестокости и силы.

Калки-аватар —
всадник на белом коне

Тогда Господь, внимая молитвам немногих оставшихся праведников, приходит в образе Калки, лучезарного всадника на белом коне. Вместе со Своими спутниками Он очищает мир от демонического населения, неся освобождение огнем и мечом. Для деградировавших людей этого времени гибель от руки Господа — единственная возможность прогресса.

Так заканчивается эпоха тьмы — и через какое время жизнь возрождается, наступает «космическая весна», Сатья-юга. Природа расцветает, и люди новой формации, благочестивые и умиротворенные, вновь заселяют Землю.

Мудрецов не вводят в заблуждение циклы времени

Таким образом, время циклично, а души воплощаются на Земле в разные эпохи, соответственно уровню накопленных духовных заслуг. Мудрецы знают, что после зимы всегда наступает весна. Их не вводят в заблуждение ни смутные времена, ни безбожие этого мира, ни так называемое общественное мнение.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] Ш́ата-варш̣а̄ хй ана̄вр̣ш̣т̣ир, бхавиш̣йатй улбан̣а̄ бхуви / тат-ка̄лопачитош̣н̣а̄рко, лока̄м̇с трӣн пратапиш̣йати — «Когда близится конец вселенной, на Земле начинается страшная засуха, и длится она сто лет. На протяжении этих ста лет солнце накаляется все сильнее и сильнее, и его нестерпимый жар мучает обитателей всех трех миров» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.9).

Па̄та̄ла-талам а̄рабхйа, сан̇карш̣ан̣а-мукха̄налах̣ / даханн ӯрдхва-ш́икхо виш̣ваг, вардхате ва̄йунеритах̣ — «Из уст Господа Санкаршаны вырывается огонь, и языки этого пламени, раздуваемые могучими ветрами, с Паталалоки рвутся ввысь, испепеляя все на своем пути» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.10).

Сам̇вартако мегха-ган̣о, варш̣ати сма ш́атам̇ сама̄х̣ / дха̄ра̄бхир хасти-хаста̄бхир, лӣйате салиле вира̄т̣ — «На протяжении сотни лет стаи туч, именуемых самвартака, извергают потоки воды. Устремляясь вниз, этот смертоносный дождь, капли которого огромны, как хобот слона, затопляет всю вселенную» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.11).

Тато вира̄джам утср̣джйа, ваира̄джах̣ пуруш̣о нр̣па / авйактам̇ виш́ате сӯкш̣мам̇, нириндхана ива̄налах̣ — «Тогда, о царь, Вайраджа Брахма, душа вселенской формы, оставляет свое тело-вселенную и погружается в тонкую непроявленную природу, подобно тому, как исчезает огонь, когда дрова выгорают» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.12).

Ва̄йуна̄ хр̣та-гандха̄ бхӯх̣, салилатва̄йа калпате / салилам̇ тад-дхр̣та-расам̇, джйотиш̣т̣ва̄йопакалпате — «Когда ветер отнимает у земли ее главное качество — запах, та превращается в воду. А вода, лишенная тем же ветром вкуса, превращается в огонь» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.13).

Хр̣та-рӯпам̇ ту тамаса̄, ва̄йау джйотих̣ пралӣйате, хр̣та-спарш́о ’вака̄ш́ена / ва̄йур набхаси лӣйате, ка̄ла̄тмана̄ хр̣та-гун̣ам̇, набха а̄тмани лӣйате — «Огонь растворяется в стихии воздуха, когда тьма поглощает его качество, форму. Когда под влиянием пространства воздух лишается своей осязаемости, он растворяется в самом пространстве. Когда Высшая Душа в виде времени лишает пространство его характерного свойства, оно сливается с ложным эго в гуне невежества» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.14).

Индрийа̄н̣и мано буддхих̣, саха ваика̄рикаир нр̣па / правиш́анти хй ахан̇ка̄рам̇, сва-гун̣аир ахам а̄тмани — «Материальные чувства и разум, о царь, растворяются в ложном эго в гуне страсти, откуда они и произошли, а ум и все полубоги растворяются в ложном эго в гуне благости. После этого совокупное ложное эго и его качества погружаются в махат-таттву» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.15).

[2] Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение».

[3] В «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14) говорится: йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена, тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣ / пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇, татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄ — «Поливая водой корень дерева, мы питаем его ствол и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем силу каждой части тела. Точно так же поклонением Господу Вишну можно удовлетворить всех и каждого».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования