«Игры Кришны происходят повсюду». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 мая 1993 года. Австралия



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Игры Кришны происходят повсюду

(23 мая 1993 года. Австралия)

https://audioveda.ru/audios/4640

 

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣
[1]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[2]

намо маха̄-вада̄нйа̄йа, кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-, на̄мне гаура-твиш̣е намах̣[3]

По милости Шримана Махапрабху, Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, а также Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа Прабхупады я вновь получил возможность приехать сюда, и по милости вайшнавов также, трудящихся здесь очень возвышенным образом. Шрипад Сагар Махарадж сказал: несомненно, было дано обещание приехать сюда. Мы обещаем многое в нашей жизни, но мы выполняем эти обещания, и выполнение этих обещаний зависит от воли преданных.

#00:01:24#

У меня нет представления об этом западном мире в действительности. Я был деревенским мальчиком, и я знал только даду — Гуру Махараджа, и служение [гаду]. Гада означает «служение». Прежде я ничего другого не знал, и я не знал, что это произойдет в будущем, но у Гуру Махараджа было представление. Он знал, что сознание Кришны распространится по всему миру, и мы будем играть в этом некую роль. Поэтому Гуру Махарадж уполномочил нас проповедовать сознание Кришны, распространять сознание Кришны.

#00:02:13#

Прежде всего вначале я получил возможность приехать сюда, в это очень благоприятное место, в Австралию. [Сагар] Махарадж сказал, что это очень благоприятное место, и это святая правда. Австралия. Здесь природа, воздух — все очень благоприятно. И в Австралии я всегда вспоминаю трансцендентную Враджа-дхаму: повсюду горы маленькие и большие. Мы видим их и думаем, что они представляют Говардхан, поэтому мы чувствуем великую надежду. Подобное видение пришло к нам по милости Гуру Махараджа. Махапрабху видел подобным образом повсюду:

#00:03:16#

вана декхи’ бхрама хайа — эи ‘вр̣нда̄вана’
ш́аила декхи’ мане хайа — эи ‘говардхана’[4]

йа̄ха̄н̇ надӣ декхе та̄ха̄н̇ ма̄найе — ‘ка̄линдӣ’
маха̄-према̄веш́е на̄че прабху пад̣е ка̄нди’[5]

Подобно этому. Подобные выражения встречаются в «Чайтанья-чаритамрите». Эти истинные чувства придут к нам, и любой обычный лес [напомнит нам леса Вриндавана]… Эти чувства придут к нам в наше сердце. Подлинный Вриндаван. Подлинный Вриндаван явится через окружающий мир и обстоятельства, когда мы почувствуем в наших сердцах что-то в отношении Вриндавана. Но тот, кто поедет во Вриндаван на Земле, тот будет разочарован. Сейчас Вриндаван стал местом для бизнеса, но истинный Вриндаван иной. Махапрабху всегда думал о Вриндаване.

#00:04:46#

анйера хр̣дайа — мана, мора мана — вр̣нда̄вана,
             ‘мане’ ‘ване’ эка кари’ джа̄ни
та̄̐ха̄ тома̄ра пада-двайа, кара̄ха йади удайа,
             табе тома̄ра пӯрн̣а кр̣па̄ ма̄ни[6]

Это реальный Вриндаван, в котором явился Кришна. «Сердце преданного подобно Вриндавану, каждого преданного», — сказал Махапрабху. Когда мы будем думать о Кришне, думать об играх Кришны и пытаться служить Кришне и кришна-бхакте, тогда Вриндаван явится в наших сердцах. Но красота Вриндавана время от времени может нисходить и представать перед нами в этом бренном мире также. И это наша надежда.

#00:05:43#

Махапрабху сказал, Кавирадж Госвами сказал: «Когда Махапрабху видел лес, то Он думал: „О, это Вриндаван, леса Вриндавана“. А когда Махапрабху видел некую гору, то Он думал: „О, это Говардхан!“ А когда Он видел реку, Он думал: „Это Калинди“, то есть Ямуна».

#00:06:22#

Эти реалии живут в сознании, в сердце, и сердце каждого преданного есть Вриндаван. Знаем мы это или нет, но это правда — все трансцендентно. Если мы все рассматриваем таким образом, тогда вся иллюзия покидает нас, уходит.

#00:06:48#

Иллюзия. Что такое иллюзия? Иллюзия — это ами амар, подобного рода буддхи, представление или разум: «Это — мое, а это — я. Это тело — это я, я — это тело. Да, я — это тело, и все принадлежит мне или тебе». Такого рода сознание — это иллюзорное представление сознания. Но в своем сердце преданный всегда думает о трансцендентных играх Кришны, и иллюзорная среда не может коснуться этого преданного.

#00:07:39#

Махапрабху сказал: «Анйера хр̣дайа — мана». «Ум каждого принадлежит ему, но Мой ум не принадлежит Мне, — сказал Махапрабху. — Мой ум — это Вриндаван. [В настроении Радхарани обращаясь к Кришне:] Явись в Моем сердце! Ты являешься в Моем уме. И пусть Твои лотосоподобные стопы явятся в Моем уме, тогда Я обязательно почувствую это».

#00:08:22#

В «Брахма-самхите» прославляется Вриндаван, Кришна-лока:

ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пурушах̣ калпатараво
друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣иган̣амайӣ тойам амр̣там
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхӣ
чид а̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча[7]

Это выражение, описание Вриндавана в «Брахма-самхите». Там все в высшей степени благоприятно, и все трансцендентно. И игры, происходящие там, все они — это кришна-лила. Кришна пребывает там, Он живой, и Ему поклоняются Его преданные, но они не чувствуют себя преданными. Они чувствуют: «Я слуга Кришны, я друг Кришны, я отец (мать, родственник, родственница) Кришны, я жена Кришны, я возлюбленная Кришны, я любовница Кришны, тайная возлюбленная Кришны». По-разному происходят игры Кришны, но то, что Кришна — Бхагаван, так они не считают, не думают.

#00:10:08#

Кавирадж Госвами выразился столь прекрасно, когда он написал эту шлоку:

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄ сарвоттама нара-лӣла̄
                нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа…[8]

Образ Кришны подобен человеческому, Он подобен человеку. Это первоисточник всего трансцендентного творения. И, если мы сумеем это понять, тогда у нас не будет проблем с пониманием того, что такое кришна-лила, и какова природа Кришна-локи. Но это ачинтья-бхеда-абхеда. Очень трудно понять это явление, находясь на нашем уровне, но это правда на самом деле.

#00:11:08#

Когда мы будем думать об этом мире, то мы увидим многие чудеса. Как они ходят? Они ходят, ступают двумя стопами, двумя ногами. Каким образом пасут коров? Как в джунглях живут многочисленные звери? И все для нас чудо. А что не чудо? Это может быть цивилизованный мир или нецивилизованный мир, но все — чудо.

#00:11:52#

аханй ахани бхӯта̄ни
гаччхантиха йама̄лайам
ш́еш̣а̄х̣ стха̄варам иччханти
ким а̄ш́чарйам атах̣ парам̇[9]̇

#00:12:01#

Юдхиштхира Махарадж сказал, когда в форме птицы Дхарма-Ямарадж задал ему вопрос: «Что есть чудо?», Юдхиштхира Махарадж ответил: «Вот величайшее чудо: мы видим, как каждый день дживы-души покидают свои тела», и весь мир подобен временному шоу, спектаклю, но каждой из нас думает: „Я буду жить долго, я построю дом, я посажу дерево, я приобрету собственность, буду работать. И я пытаюсь собрать многое в этом мире, но я не знаю, когда покину это тело. И я не думаю об этом“. Это очень удивительно, это чудо», — сказал Юдхиштхира Махарадж. Чудеса повсюду, в этом нет сомнений.

#00:13:14#

Но Кришна-лока. Каким образом мы представим ее природу, помыслим о ней? Она трансцендентна, и она может низойти в наше сознание, но мы не можем помыслить природу этого мира. Но по милости преданного Кришны, когда наше сознание вернется к нам — истинное сознание, трансцендентное сознание нашей собственности (потому что это то, что нам принадлежит, — эта собственность) — благодаря этому созданию все встанет на свои места.

#00:14:06#

Наше эго в этом мире: я отец, я мать, я брат, это — мое, это — моя собственность — это тоже своего рода нама-апарадха, оскорбление Харинама. Когда мы воспеваем Харинам, то мы должны чувствовать, что тело — это не я, я не есть тело.

#00:14:35#

Шримад Бхагавад-гита — замечательная книга, и в ней во второй главе прекрасным образом объясняется, что есть что. Мы читаем Бхагавад-гиту, но не думаем об этих вещах.

#00:14:50#

Бхагавад-гита гласит:

ва̄са̄м̇си джӣрн̣а̄ни йатха̄ виха̄йа
нава̄ни гр̣хн̣а̄ти наро ’пара̄н̣и
татха̄ ш́арӣра̄н̣и виха̄йа джӣрн̣а̄нй
анйа̄ни сам̇йа̄ти нава̄ни дехӣ[10]

Тот, кто покидает этот мир... Деха означает «тело», а дехи означает: «он покидает тело» и «он живет в теле». Я живу в теле, но я думаю, что являюсь этим телом, и это ошибка, ошибочное представление.

#00:15:25#

Махапрабху сказал:

анйера хр̣дайа — мана мора мана — вр̣нда̄вана…

«Люди думают, что их умы принадлежат им, но Я думаю, что Мой ум — это Вриндаван. И если, Кришна, Ты явишь Свои лотосоподобные стопы в Моем уме, тогда Я буду чувствовать великое удовлетворение. Я попытаюсь служить Тебе там». А «там» означает — во Вриндаване.

#00:15:59#

…та̄̐ха̄ тома̄ра пада-двайа, кара̄ха йади удайа,
           табе тома̄ра пӯрн̣а кр̣па̄ ма̄ни

пра̄н̣а-на̄тха, ш́уна мора сатйа ниведана, враджа — а̄ма̄ра садана
та̄̐ха̄ тома̄ра сан̇гама, на̄ па̄иле на̄ рахе джӣвана[11]

«Мы не можем покинуть Враджа-дхаму», — сказали враджа-гопи Кришне на Курукшетре.

#00:16:26#

Эта лила. Махапрабху наслаждался ее вкусом в настроении преданного, в настроении преданности, в настроении Радхарани. «Мы не можем покинуть Вриндаван. И почему? Потому что во Вриндаване всегда происходят Твои игры, и Ты играл с нами там, во Вриндаване, и те игры происходят там по сей день. Все птицы, все звери, Ямуна, леса и коровы, и родственники, и друзья — все-все там по-прежнему, только Тебя там нет. Ты живешь на Курукшетре сейчас». Такие чувства.

#00:17:22#

Но на самом деле Кришна не покидает Вриндаван, Он всегда играет. И Махапрабху сказал это очень ясно Рупе Госвами: «Кришна никогда не покидает Вриндаван». Это неправда, что Он покидает Вриндаван. Истина такова, что Кришна всегда живет во Вриндаване, но есть настроение разлуки. Иногда игры происходят в настроении разлуки. Да, так говорится? В настроении разлуки, но встреча в разлуке всегда имеет место быть.

#00:18:01#

…йа̄̐ха̄ йа̄̐ха̄ нетра пад̣е та̄̐ха̄ кр̣ш̣н̣а спхуре[12]

Когда Кришна живет во Вриндаване, все служат Кришне, являются Его спутниками, окружают Его. А когда Он не присутствует в видении или в этой форме, то все браджа-баси, особенно гопи и Шримати Радхарани всегда чувствуют: «Кришна со мной, Кришна играет со мной».

#00:18:39#

Не только кришна-лила. Мы видим это в лиле, в играх Махапрабху. Шачимата питает великую любовь к Нимаю, Махапрабху, Гаурасундару, великую любовь, нежность. Шачимата готовит для божества. И что она готовит? То, что любит Махапрабху: шпинат, определенные овощи и другие блюда она готовит и предлагает божеству, домашнему божеству, и плачет.

#00:19:20#

…нима̄ира прийа мора — э-саба вйан̃джана[13]

«Махапрабху любит эти блюда, но Его нет здесь». Но Махапрабху не может оставаться в Пури. Он немедленно приходит в Навадвипу, принимает эти блюда и съедает их все иногда. Когда Шачимата плачет, Он приходит в Навадвипу в Свой дом и съедает все эти подношения. И когда Шачимата возвращается в сознание, то видит: «О, я оставила здесь всю бхогу, и Нимай съел все. Я не знаю, что случилось, я видела, что Он пришел и съел все подношения, все блюда». И она думает: «Наверное, я не предложила [пищу божеству]. Я же видела полные тарелки». И Шачи думает: «Я думала о моем сыне и забыла предложить эти блюда».

#00:20:56#

Махапрабху рассказал эту историю Джагадананде и добавил: «Скажи Моей матери, что в тот день произошло то, в другой день — другое. Я действительно приходил и ел. Она думает, что это грезы, сон».

#00:21:11#

Также Нитьянанда Прабху. Когда Нитьянанда Прабху думает о Махапрабху, то Махапрабху немедленно приходит к Нитьянанде. Когда Рагхунатх Дас Госвами проводил махотсав, фестиваль, и сладости, сандеш раздавались в Панихати — так называется место? Панихати? — то Нитьянанда Прабху предложил Махапрабху горшки с разными подношениями, и Махапрабху явился и ел. Рагхунатх Дас Госвами видел это, Рагхава Пандит видел, и некоторые преданные видели это: Махапрабху ел, Нитьянанда Прабху ел и наслаждался.

#00:22:20#

Так происходит. Махапрабху продемонстрировал такие игры. Поэтому все живет в сознании, а сознание означает трансцендентное сознание. И мы обретем все в любое время. Эти игры придут к нам, и встреча всегда возможна с Кришной. Иногда настроение разлуки очень сильно, и всегда настроение встречи чувствует преданный. Необходимо трансформировать наш ум, превратить его во Вриндаван. Махапрабху продемонстрировал это.

#00:23:21#

анйера хр̣дайа — мана мора мана — вр̣нда̄вана
            ‘мане’ ‘ване’ эка кари’ джа̄ни…

И когда вы увидите, почувствуете это вдохновение, стремление, то это очень благоприятно. В этом нет сомнений.

#00:23:43#

Когда я впервые приехал в Австралию, то подобное вдохновение пришло ко мне. Я почувствовал: игры Кришны происходят, может быть, где угодно, но здесь они точно происходят. И мы видим — по всему миру преданные практикуют сознание Кришны. Может быть, скромным образом, может быть, великим образом, и австралийские преданные счастливы принимать участие в этих играх. И здесь окружающая среда, окружающий мир помогают нам.

#00:24:23#

Вьясадев сказал:

та̄мрапарн̣ӣ надӣ йатра
кр̣тама̄ла̄ пайасвинӣ…[14]

Там, где текут Ганга, Ямуна, там присутствует сознание Кришны. Ум и [подобные] чувства проявляются в дживе-душе. Мы видим: это происходит.

#00:25:00#

В прошлом преданность проявлялась в [людях] Южной Индии, но впоследствии все стало формальным, они чувствовали, что преданность скрылась. Но мы знаем, Махапрабху принес из Южной Индии «Кришна-карнамриту». Двух книг достаточно для того, чтобы знать, что такое сознание Кришны, и какова концепция Махапрабху.

#00:25:45#

Махапрабху не написал книги, но Он дал указание Санатане Госвами, дал указание Рупе Госвами, а также Он обучал Рагхунатха Даса Госвами через Сварупу Дамодара Прабху, но сам Он не написал книг. Но когда Он принес «Брахма-самхиту» и «Шри Кришна-карнамриту», Он думал: «Этого достаточно для всего мира».

#00:26:24#

Настроение Махапрабху — это скрытое настроение. Он переживает вкус игр Кришны в настроении Радхарани. А вы знаете, почему Махапрабху переживает это настроение Радхарани? Потому что Кришна наделен всей красотой.

#00:26:47#

Гуру Махарадж однажды сказал на английском эту фразу. Я скажу вам, Махарадж, а вы запомните. «Вся красота, весь экстаз, вся любовь, очарование — все живет в Кришне. Кришна полон в Себе, и не только это. Кришна привлекается Кришной, Кришна привлекается обликом Кришны. Когда Кришна смотрит в зеркало, Он опьянен и хочет обнять Себя». Таков образ Кришны — он прекрасен.

#00:27:52#

Когда Кришна присутствует в любом собрании, Он — Владыка. Вы видите, Кришна не царь. Он поехал в Матхуру и в Двараку, и там Кришна не царь. В Матхуре царь Уграсена, отец Камсы. Он был там царем. Также в Двараке. Но когда Кришна присутствует, Он — царь повсюду. То есть другие люди были там царями, но туда приехал Кришна, и Он стал там царем.

#00:28:30#

В «Бхагаватам» сказано замечательно. Арджуна — близкий друг Кришны, который всегда живет с Ним, Арджуна задавал многие вопросы, и Кришна радостно отвечал. На поле битвы [Курукшетра] это происходило, но любое поле — это поле Кришны, и Кришна сказал:

#00:28:54#

…майа̄ хата̄м̇с твам̇ джахи ма̄ вйатхиш̣т̣ха̄…[15]

«Вступи в битву без страха, и ты одержишь победу. Я уже завершил битву. Заслуга будет принадлежать тебе по Моей воле. Это твоя удача, прими ее». Там Кришна сказал многое.

#00:29:20#

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇ бхокта̄ ча прабхур эва ча…[16]

имам̇ вивасвате йогам̇, проктава̄н ахам авйайам…[17]

Я рассказал это, поведал это знание [богу] Солнца очень давно». И Арджуна спросил у Него: «Как это возможно? Мы с тобой родились с разницей, может быть, в один день. Как это возможно?» И Кришна ответил:

#00:29:56#

бахӯни ме вйатӣта̄ни, джанма̄ни тава ча̄рджуна…[18]

«Наше рождение и смерть происходили в прошлом не один или два раза, но тысячи раз». Но

#00:30:17#

…та̄нй ахам̇ веда сарва̄н̣и, на твам̇ веттха парантапа[19]

«Я знаю все». Это слово «парантапа» здесь используется, прекрасное слово. «Ты можешь быть высококвалифицированным, парантапа, ты совершил великую тапасью, ты обладаешь великим могуществом, но могущество Бога не то же самое, что твое могущество. Я знаю все. Я могу помнить [прошлые рождения], ты не можешь помнить. На твам̇ веттха парантапа. Ты не способен помнить, потому что Я — Бог, Я могу помнить».

#00:31:08#

Кришна всегда говорит: «Я — это, Я — то. И могу ли Я сказать что-то большее? Любая сила, мощь, которую ты видишь в этом мире, — это Моя мощь».

#00:31:23#

Но Арджуна тоже очень умен, и он отвечает: «Тогда яви мне Твою форму! Я хочу видеть эту форму». Ему очень любопытно увидеть эту форму. И тогда Кришна явил нам, явил Арджуне эту вишварупу.

#00:31:41#

диви сӯрйа-сахасрасйа бхавед йугапад уттхита̄
йади бха̄х̣ садр̣ш́ӣ са сйа̄д бха̄сас тасйа маха̄тманах̣[20]

#00:31:54#

И когда Кришна явил вишварупу, Арджуна увидел тысячи солнц в небе, одновременно они появились на небосклоне. Да, появились?

Шрипад Сагар Махарадж: Восстали, поднялись, солнечный восход.

#00:32:15#

Шрила Говинда Махарадж: Сӯрйа-сахасрасйа, они восстали в небесах, поднялись в небесах тысячи солнц. Тысячи солнц появляются в небе, и это лучезарное сияние Арджуна увидел и все остальное.

#00:32:44#

Там, где присутствует Кришна, там Он Владыка. Собрание Яду, собрание Кауравов, собрание Пандавов — повсюду Кришна есть Кришна, бесподобный, не имеющий Себе равных. Когда Кришна живет во Вриндаване, там положение Кришны возвышенно. В этом нет сомнений. Они играют в экстазе. Экстатичные взаимоотношения с гопи. Это уникально и очень естественно.

Кавирадж Госвами сказал:

#00:33:36#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄ сарвоттама нара-лӣла̄...

Нара-лӣла означает «человекоподобная». Это изначальные игры и лучшие, лучшие игры, лилы, Кришны, и они проявляются на Голоке Вриндавана. И мы видим различие между Голокой и Гокулой. Так написано в «Брахма-самхите». Гокула более милостива, нежели Голока, потому что Гокула нисходит сюда [в бренный мир], и Кришна играет со всеми Своими спутниками и параферналиями. Он являет эти игры здесь, трансцендентная реальность нисходит сюда, и, к счастью для себя, эта Земля, эта планета обретает Его общество.

#00:34:51#

Сознание Кришны может явиться повсюду, но самый легкий путь, место, где оно легче всего является, должно быть объектом поклонения. Когда окружающая среда, виды, пейзаж дают нам вдохновение, я чувствую себя очень удачливым.

#00:35:18#

Я обрел возможность приехать сюда, в Австралию, и все счастливые преданные дарят мне свою милость и общество, и это чудо для меня на самом деле.

#00:35:41#

У Прабхупады Шрилы Свами Махараджа, когда он приехал в Америку, было единственное желание — выполнить желание его Гурудева [Шрилы Сарасвати Тхакура]. Гурудев хотел проповедовать в западном мире. В то время не было должного устройства вещей. Почему этого не происходило, можно понять. Кришна способен сделать все что угодно. Это могущество, сила Кришны. Он способен сделать все что угодно через кого угодно.

#00:36:30#

Когда я давал лекцию в собрании преданных на церемонии открытия храма ИСККОН в Навадвипе-Майяпуре, то вначале Гуру Махарадж открыл тот храм, и в то время Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж сидели на одной вьяса-асане. Шрила Свами Махарадж давал лекцию и Шрила Гуру Махарадж тоже дал лекцию. И неожиданно они сказали мне: «Говинда Махарадж! Ты выступи!»

#00:37:01#

Я не думал, что такая просьба прозвучит. Я не думал, и я не был готов на самом деле. «Великие ораторы присутствуют здесь, а как же я? Что я скажу?» Но неожиданно ко мне пришло нечто, и я попытался объяснить, о чем идет речь. Я сказал очень просто и очень ясно.

#00:37:48#

Я видел Шрилу Свами Махараджа в моем детстве, юности. Он был мне как дядя, простой человек. Кто поверит, что этот человек в наши дни, [это тот же человек в былые времена,] когда я жил с ним в его семье, читал Бхагавад-гиту, был его единственным учеником, других учеников не было? И этот человек — тот самый человек? Никто не поверит. Кто поверит, что Верховная Личность Бога играет во дворе дома Нанды Махараджа. Этот пример я привел. Кто поверит в то, что во дворе дома Нанды Махараджа, царя гопа-клана, пастухов, Кришна, Верховная Личность Бога, играет? Кто поверит?

#00:38:56#

кам̇ прати катхайитум ӣш́е,
сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже,
гопа-вадхӯт̣и-вит̣ам̇ брахма[21]

«Тот, кто есть Парабрахма, играет во дворе дома Нанды Махараджа. Это невероятно, в это невозможно поверить».

Понимаете? Свами Махарадж был очень счастлив это услышать и Гуру Махарадж. И я видел, как они улыбались, я был очень счастлив.

Шрипад Сагар Махарадж: Это таинственный стих также.

#00:39:41#

Шрила Говинда Махарадж: Да, Кришна столь милостив к нам, нет сомнений в этом. Небо очень большое, в нем пребывают все планеты, а птица очень маленькая, но птица может подняться высоко в небо, взлететь. Мы все подобны маленьким птичкам. Кто способен прославить Кришну? Мы можем сказать лишь то, что в наших силах. Небо безгранично и:

#00:40:20#

[санскрит]

Шрипад Сагар Махарадж: Можно взлететь лишь настолько, насколько позволит сила крыльев.

#00:40:40#

Шрила Говинда Махарадж: Но в небе невозможно записывать. Это правда, что однажды это счастье придет к нам — летать высоко в небесах. Что мы должны делать? Мы должны практиковать сознание Кришны. И сознание Кришны — что это за жизнь? Это жизнь в служении Гуру и вайшнавам. Не нужно забывать эту жизнь, это запрет.

Шрипад Сагар Махарадж: Делай это, не делай того. Делать и не делать, можно и нельзя.

#00:41:34#

Шрила Говинда Махарадж:

ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра нр̣н̣а̄м̇ санти сахасраш́ах̣…[22]

В противном случае многие вопросы, многие ответы повсюду звучат.

Когда я приезжаю сюда, я хочу жить здесь и расслабляться, жить в расслабленном настроении, отдыхать. Почему? Потому что преданные практикуют сознание Кришны, [и] у меня нет проблем поэтому. Я чувствую вдохновение, видя их настроение преданности, и я расслабляюсь.

#00:42:31#

Никто не хочет беспокойств, и я не хочу. Когда я вижу, что преданные счастливо живут и практикуют, я тоже чувствую себя очень счастливым, в высшей степени счастливым. Я хочу такого настроения, расслабленного настроения, так или иначе.

#00:43:10#

Наша миссия здесь очень маленькая, повсюду наша миссия маленькая, потому что мы пока дети, младшие. Нет сомнения. Но вы встречали Гуру Махараджа и чувствовали вдохновение, и вы проповедуете повсюду. Вот о чем идет речь. Эта миссия будет расти, она будет очень большой. Нас может быть немного, но мы должны быть сильными.

[С #00:43:59# и до конца лекции перевода нет.]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Джахнави Прия Деви Даси,
Бхуван Сундар Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас




1  «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Према-бхакти-чандрика», введение, 1).

2  «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

3  «Я вечно кланяюсь Тебе, Шри Кришна Чайтанья, в высшей степени милосердному, золотому образу Шри Кришны, дарующему кришна-прему» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53).

4  «Идя по джунглям Джхарикханды, Шри Чайтанья Махапрабху был уверен, что это Вриндаван. А когда Он проходил мимо гор, Он принимал их за Говардхан» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.55).

5  «Когда же Шри Чайтанья Махапрабху видел какую-нибудь реку, Ему казалось, будто это Ямуна. Так все время, пока Господь находился в джунглях, Его переполняла экстатическая любовь, и Он то принимался танцевать, то с рыданиями падал на землю» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.56).

6  «Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Чайтанья Махапрабху сказал: „У большинства людей ум и сердце слиты воедино, однако Мой ум никогда не покидает Вриндавана, поэтому Я считаю, что он един с Вриндаваном. Мой ум и есть Вриндаван, а поскольку Вриндаван Тебе очень дорог, прошу, освяти его прикосновением Своих лотосоподобных стоп. Я сочту это величайшим проявлением Твоей милости“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.137).

7  «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший Супруг, Кришна, — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса» («Брахма-самхита», 5.56).

8  Кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄, нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа / гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара, нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа — «Бог в изначальном облике — это Кришна, юный пастушок Вриндавана. Он предается беззаботным играм в окружении друзей и возлюбленных. Мелодией флейты Он увлекает в водоворот Своих игр всех обитателей Вриндавана. Он настолько красив и очарователен, что капля Его красоты способна затопить любовью всю вселенную и навечно пленить ее обитателей» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

9  «Воплощенных душ день за днем неотвратимо влечет в обитель Ямараджа, всех их ждет неотвратимая смерть. Каждый день мы видим, как она уносит отцов, матерей, бабушек, дедушек, соседей, друзей — что может быть неизбежней ее? Умирают насекомые, деревья, животные, люди, обречена всякая тварь, и каждый находит это в порядке вещей. Но о себе мы думаем, что будем жить бесконечно долго и потому полны самых радужных планов на будущее — и это удивительнее всего! Это не поддается разумению» («Махабхарата», Вана-парва, 313.116).

10  «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавад-гита, 2.22).

11  «Дорогой Господь, пожалуйста, внемли Моей искренней мольбе. Мой дом — Вриндаван, и Я хочу встретиться с Тобой там. Если же Я не смогу сделать это, Мне будет очень трудно продолжать жить» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.138).

12  «Она видит Господа Кришну повсюду, куда бы ни бросила взгляд» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.85). Стих полностью: кр̣ш̣н̣а-майӣ — кр̣ш̣н̣а йа̄ра бхитаре ба̄хире / йа̄̐ха̄ йа̄̐ха̄ нетра пад̣е та̄̐ха̄ кр̣ш̣н̣а спхуре.

13  Праса̄да лан̃а̄ коле карена крандана / нима̄ира прийа мора — э-саба вйан̃джана — «Положив поднос с прасадом на колени, матушка расплакалась при мысли о том, как любил эти яства ее Нимай» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.56).

14  Шримад Бхагаватам, 11.5.39.

15  «...[Великие воины] уже уничтожены Мной. Поэтому срази их и ни о чем не беспокойся» (Шримад Бхагавад-гита, 11.34).

16  «Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими» (Шримад Бхагавад-гита, 9.24).

17  «Верховный Господь Шри Кришна сказал: Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану...» (Шримад Бхагавад-гита, 4.1).

18  «Верховный Господь сказал: И ты и Я рождались великое множество раз, о Арджуна» (Шримад Бхагавад-гита, 4.5).

19  «Я помню все эти жизни, ты же не помнишь их, о покоритель врагов» (Шримад Бхагавад-гита, 4.5).

20  «Если бы на небе разом взошли сотни тысяч солнц, их свет мог бы сравниться с сиянием Верховного Господа в Его вселенской форме» (Шримад Бхагавад-гита, 11.12).

21  «Кому рассказать, да и кто поверит, что Абсолютная Истина — это возлюбленный пастушок Враджи, который развлекается в лесу на берегах Ямуны?» (Рагхупати Упадхьяя. «Падьявали», 98; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98).

22  «О император! Люди находят множество тем для обсуждения, связанных с жизнью человеческого общества» («Шримад-Бхагаватам», 2.1.2).




←  «Мы ищем Кришну, а не канак, камини и пратиштху». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 29 декабря 1992 года. Колката, Индия ·• Архив новостей •· «Вера. Деяния Баладевы. Сила преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 30 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Игры Кришны происходят повсюду

(23 мая 1993 года. Австралия)

https://audioveda.ru/audios/4640

 

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣
[1]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[2]

намо маха̄-вада̄нйа̄йа, кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-, на̄мне гаура-твиш̣е намах̣[3]

По милости Шримана Махапрабху, Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, а также Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа Прабхупады я вновь получил возможность приехать сюда, и по милости вайшнавов также, трудящихся здесь очень возвышенным образом. Шрипад Сагар Махарадж сказал: несомненно, было дано обещание приехать сюда. Мы обещаем многое в нашей жизни, но мы выполняем эти обещания, и выполнение этих обещаний зависит от воли преданных.

#00:01:24#

У меня нет представления об этом западном мире в действительности. Я был деревенским мальчиком, и я знал только даду — Гуру Махараджа, и служение [гаду]. Гада означает «служение». Прежде я ничего другого не знал, и я не знал, что это произойдет в будущем, но у Гуру Махараджа было представление. Он знал, что сознание Кришны распространится по всему миру, и мы будем играть в этом некую роль. Поэтому Гуру Махарадж уполномочил нас проповедовать сознание Кришны, распространять сознание Кришны.

#00:02:13#

Прежде всего вначале я получил возможность приехать сюда, в это очень благоприятное место, в Австралию. [Сагар] Махарадж сказал, что это очень благоприятное место, и это святая правда. Австралия. Здесь природа, воздух — все очень благоприятно. И в Австралии я всегда вспоминаю трансцендентную Враджа-дхаму: повсюду горы маленькие и большие. Мы видим их и думаем, что они представляют Говардхан, поэтому мы чувствуем великую надежду. Подобное видение пришло к нам по милости Гуру Махараджа. Махапрабху видел подобным образом повсюду:

#00:03:16#

вана декхи’ бхрама хайа — эи ‘вр̣нда̄вана’
ш́аила декхи’ мане хайа — эи ‘говардхана’[4]

йа̄ха̄н̇ надӣ декхе та̄ха̄н̇ ма̄найе — ‘ка̄линдӣ’
маха̄-према̄веш́е на̄че прабху пад̣е ка̄нди’[5]

Подобно этому. Подобные выражения встречаются в «Чайтанья-чаритамрите». Эти истинные чувства придут к нам, и любой обычный лес [напомнит нам леса Вриндавана]… Эти чувства придут к нам в наше сердце. Подлинный Вриндаван. Подлинный Вриндаван явится через окружающий мир и обстоятельства, когда мы почувствуем в наших сердцах что-то в отношении Вриндавана. Но тот, кто поедет во Вриндаван на Земле, тот будет разочарован. Сейчас Вриндаван стал местом для бизнеса, но истинный Вриндаван иной. Махапрабху всегда думал о Вриндаване.

#00:04:46#

анйера хр̣дайа — мана, мора мана — вр̣нда̄вана,
             ‘мане’ ‘ване’ эка кари’ джа̄ни
та̄̐ха̄ тома̄ра пада-двайа, кара̄ха йади удайа,
             табе тома̄ра пӯрн̣а кр̣па̄ ма̄ни[6]

Это реальный Вриндаван, в котором явился Кришна. «Сердце преданного подобно Вриндавану, каждого преданного», — сказал Махапрабху. Когда мы будем думать о Кришне, думать об играх Кришны и пытаться служить Кришне и кришна-бхакте, тогда Вриндаван явится в наших сердцах. Но красота Вриндавана время от времени может нисходить и представать перед нами в этом бренном мире также. И это наша надежда.

#00:05:43#

Махапрабху сказал, Кавирадж Госвами сказал: «Когда Махапрабху видел лес, то Он думал: „О, это Вриндаван, леса Вриндавана“. А когда Махапрабху видел некую гору, то Он думал: „О, это Говардхан!“ А когда Он видел реку, Он думал: „Это Калинди“, то есть Ямуна».

#00:06:22#

Эти реалии живут в сознании, в сердце, и сердце каждого преданного есть Вриндаван. Знаем мы это или нет, но это правда — все трансцендентно. Если мы все рассматриваем таким образом, тогда вся иллюзия покидает нас, уходит.

#00:06:48#

Иллюзия. Что такое иллюзия? Иллюзия — это ами амар, подобного рода буддхи, представление или разум: «Это — мое, а это — я. Это тело — это я, я — это тело. Да, я — это тело, и все принадлежит мне или тебе». Такого рода сознание — это иллюзорное представление сознания. Но в своем сердце преданный всегда думает о трансцендентных играх Кришны, и иллюзорная среда не может коснуться этого преданного.

#00:07:39#

Махапрабху сказал: «Анйера хр̣дайа — мана». «Ум каждого принадлежит ему, но Мой ум не принадлежит Мне, — сказал Махапрабху. — Мой ум — это Вриндаван. [В настроении Радхарани обращаясь к Кришне:] Явись в Моем сердце! Ты являешься в Моем уме. И пусть Твои лотосоподобные стопы явятся в Моем уме, тогда Я обязательно почувствую это».

#00:08:22#

В «Брахма-самхите» прославляется Вриндаван, Кришна-лока:

ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пурушах̣ калпатараво
друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣иган̣амайӣ тойам амр̣там
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхӣ
чид а̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча[7]

Это выражение, описание Вриндавана в «Брахма-самхите». Там все в высшей степени благоприятно, и все трансцендентно. И игры, происходящие там, все они — это кришна-лила. Кришна пребывает там, Он живой, и Ему поклоняются Его преданные, но они не чувствуют себя преданными. Они чувствуют: «Я слуга Кришны, я друг Кришны, я отец (мать, родственник, родственница) Кришны, я жена Кришны, я возлюбленная Кришны, я любовница Кришны, тайная возлюбленная Кришны». По-разному происходят игры Кришны, но то, что Кришна — Бхагаван, так они не считают, не думают.

#00:10:08#

Кавирадж Госвами выразился столь прекрасно, когда он написал эту шлоку:

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄ сарвоттама нара-лӣла̄
                нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа…[8]

Образ Кришны подобен человеческому, Он подобен человеку. Это первоисточник всего трансцендентного творения. И, если мы сумеем это понять, тогда у нас не будет проблем с пониманием того, что такое кришна-лила, и какова природа Кришна-локи. Но это ачинтья-бхеда-абхеда. Очень трудно понять это явление, находясь на нашем уровне, но это правда на самом деле.

#00:11:08#

Когда мы будем думать об этом мире, то мы увидим многие чудеса. Как они ходят? Они ходят, ступают двумя стопами, двумя ногами. Каким образом пасут коров? Как в джунглях живут многочисленные звери? И все для нас чудо. А что не чудо? Это может быть цивилизованный мир или нецивилизованный мир, но все — чудо.

#00:11:52#

аханй ахани бхӯта̄ни
гаччхантиха йама̄лайам
ш́еш̣а̄х̣ стха̄варам иччханти
ким а̄ш́чарйам атах̣ парам̇[9]̇

#00:12:01#

Юдхиштхира Махарадж сказал, когда в форме птицы Дхарма-Ямарадж задал ему вопрос: «Что есть чудо?», Юдхиштхира Махарадж ответил: «Вот величайшее чудо: мы видим, как каждый день дживы-души покидают свои тела», и весь мир подобен временному шоу, спектаклю, но каждой из нас думает: „Я буду жить долго, я построю дом, я посажу дерево, я приобрету собственность, буду работать. И я пытаюсь собрать многое в этом мире, но я не знаю, когда покину это тело. И я не думаю об этом“. Это очень удивительно, это чудо», — сказал Юдхиштхира Махарадж. Чудеса повсюду, в этом нет сомнений.

#00:13:14#

Но Кришна-лока. Каким образом мы представим ее природу, помыслим о ней? Она трансцендентна, и она может низойти в наше сознание, но мы не можем помыслить природу этого мира. Но по милости преданного Кришны, когда наше сознание вернется к нам — истинное сознание, трансцендентное сознание нашей собственности (потому что это то, что нам принадлежит, — эта собственность) — благодаря этому созданию все встанет на свои места.

#00:14:06#

Наше эго в этом мире: я отец, я мать, я брат, это — мое, это — моя собственность — это тоже своего рода нама-апарадха, оскорбление Харинама. Когда мы воспеваем Харинам, то мы должны чувствовать, что тело — это не я, я не есть тело.

#00:14:35#

Шримад Бхагавад-гита — замечательная книга, и в ней во второй главе прекрасным образом объясняется, что есть что. Мы читаем Бхагавад-гиту, но не думаем об этих вещах.

#00:14:50#

Бхагавад-гита гласит:

ва̄са̄м̇си джӣрн̣а̄ни йатха̄ виха̄йа
нава̄ни гр̣хн̣а̄ти наро ’пара̄н̣и
татха̄ ш́арӣра̄н̣и виха̄йа джӣрн̣а̄нй
анйа̄ни сам̇йа̄ти нава̄ни дехӣ[10]

Тот, кто покидает этот мир... Деха означает «тело», а дехи означает: «он покидает тело» и «он живет в теле». Я живу в теле, но я думаю, что являюсь этим телом, и это ошибка, ошибочное представление.

#00:15:25#

Махапрабху сказал:

анйера хр̣дайа — мана мора мана — вр̣нда̄вана…

«Люди думают, что их умы принадлежат им, но Я думаю, что Мой ум — это Вриндаван. И если, Кришна, Ты явишь Свои лотосоподобные стопы в Моем уме, тогда Я буду чувствовать великое удовлетворение. Я попытаюсь служить Тебе там». А «там» означает — во Вриндаване.

#00:15:59#

…та̄̐ха̄ тома̄ра пада-двайа, кара̄ха йади удайа,
           табе тома̄ра пӯрн̣а кр̣па̄ ма̄ни

пра̄н̣а-на̄тха, ш́уна мора сатйа ниведана, враджа — а̄ма̄ра садана
та̄̐ха̄ тома̄ра сан̇гама, на̄ па̄иле на̄ рахе джӣвана[11]

«Мы не можем покинуть Враджа-дхаму», — сказали враджа-гопи Кришне на Курукшетре.

#00:16:26#

Эта лила. Махапрабху наслаждался ее вкусом в настроении преданного, в настроении преданности, в настроении Радхарани. «Мы не можем покинуть Вриндаван. И почему? Потому что во Вриндаване всегда происходят Твои игры, и Ты играл с нами там, во Вриндаване, и те игры происходят там по сей день. Все птицы, все звери, Ямуна, леса и коровы, и родственники, и друзья — все-все там по-прежнему, только Тебя там нет. Ты живешь на Курукшетре сейчас». Такие чувства.

#00:17:22#

Но на самом деле Кришна не покидает Вриндаван, Он всегда играет. И Махапрабху сказал это очень ясно Рупе Госвами: «Кришна никогда не покидает Вриндаван». Это неправда, что Он покидает Вриндаван. Истина такова, что Кришна всегда живет во Вриндаване, но есть настроение разлуки. Иногда игры происходят в настроении разлуки. Да, так говорится? В настроении разлуки, но встреча в разлуке всегда имеет место быть.

#00:18:01#

…йа̄̐ха̄ йа̄̐ха̄ нетра пад̣е та̄̐ха̄ кр̣ш̣н̣а спхуре[12]

Когда Кришна живет во Вриндаване, все служат Кришне, являются Его спутниками, окружают Его. А когда Он не присутствует в видении или в этой форме, то все браджа-баси, особенно гопи и Шримати Радхарани всегда чувствуют: «Кришна со мной, Кришна играет со мной».

#00:18:39#

Не только кришна-лила. Мы видим это в лиле, в играх Махапрабху. Шачимата питает великую любовь к Нимаю, Махапрабху, Гаурасундару, великую любовь, нежность. Шачимата готовит для божества. И что она готовит? То, что любит Махапрабху: шпинат, определенные овощи и другие блюда она готовит и предлагает божеству, домашнему божеству, и плачет.

#00:19:20#

…нима̄ира прийа мора — э-саба вйан̃джана[13]

«Махапрабху любит эти блюда, но Его нет здесь». Но Махапрабху не может оставаться в Пури. Он немедленно приходит в Навадвипу, принимает эти блюда и съедает их все иногда. Когда Шачимата плачет, Он приходит в Навадвипу в Свой дом и съедает все эти подношения. И когда Шачимата возвращается в сознание, то видит: «О, я оставила здесь всю бхогу, и Нимай съел все. Я не знаю, что случилось, я видела, что Он пришел и съел все подношения, все блюда». И она думает: «Наверное, я не предложила [пищу божеству]. Я же видела полные тарелки». И Шачи думает: «Я думала о моем сыне и забыла предложить эти блюда».

#00:20:56#

Махапрабху рассказал эту историю Джагадананде и добавил: «Скажи Моей матери, что в тот день произошло то, в другой день — другое. Я действительно приходил и ел. Она думает, что это грезы, сон».

#00:21:11#

Также Нитьянанда Прабху. Когда Нитьянанда Прабху думает о Махапрабху, то Махапрабху немедленно приходит к Нитьянанде. Когда Рагхунатх Дас Госвами проводил махотсав, фестиваль, и сладости, сандеш раздавались в Панихати — так называется место? Панихати? — то Нитьянанда Прабху предложил Махапрабху горшки с разными подношениями, и Махапрабху явился и ел. Рагхунатх Дас Госвами видел это, Рагхава Пандит видел, и некоторые преданные видели это: Махапрабху ел, Нитьянанда Прабху ел и наслаждался.

#00:22:20#

Так происходит. Махапрабху продемонстрировал такие игры. Поэтому все живет в сознании, а сознание означает трансцендентное сознание. И мы обретем все в любое время. Эти игры придут к нам, и встреча всегда возможна с Кришной. Иногда настроение разлуки очень сильно, и всегда настроение встречи чувствует преданный. Необходимо трансформировать наш ум, превратить его во Вриндаван. Махапрабху продемонстрировал это.

#00:23:21#

анйера хр̣дайа — мана мора мана — вр̣нда̄вана
            ‘мане’ ‘ване’ эка кари’ джа̄ни…

И когда вы увидите, почувствуете это вдохновение, стремление, то это очень благоприятно. В этом нет сомнений.

#00:23:43#

Когда я впервые приехал в Австралию, то подобное вдохновение пришло ко мне. Я почувствовал: игры Кришны происходят, может быть, где угодно, но здесь они точно происходят. И мы видим — по всему миру преданные практикуют сознание Кришны. Может быть, скромным образом, может быть, великим образом, и австралийские преданные счастливы принимать участие в этих играх. И здесь окружающая среда, окружающий мир помогают нам.

#00:24:23#

Вьясадев сказал:

та̄мрапарн̣ӣ надӣ йатра
кр̣тама̄ла̄ пайасвинӣ…[14]

Там, где текут Ганга, Ямуна, там присутствует сознание Кришны. Ум и [подобные] чувства проявляются в дживе-душе. Мы видим: это происходит.

#00:25:00#

В прошлом преданность проявлялась в [людях] Южной Индии, но впоследствии все стало формальным, они чувствовали, что преданность скрылась. Но мы знаем, Махапрабху принес из Южной Индии «Кришна-карнамриту». Двух книг достаточно для того, чтобы знать, что такое сознание Кришны, и какова концепция Махапрабху.

#00:25:45#

Махапрабху не написал книги, но Он дал указание Санатане Госвами, дал указание Рупе Госвами, а также Он обучал Рагхунатха Даса Госвами через Сварупу Дамодара Прабху, но сам Он не написал книг. Но когда Он принес «Брахма-самхиту» и «Шри Кришна-карнамриту», Он думал: «Этого достаточно для всего мира».

#00:26:24#

Настроение Махапрабху — это скрытое настроение. Он переживает вкус игр Кришны в настроении Радхарани. А вы знаете, почему Махапрабху переживает это настроение Радхарани? Потому что Кришна наделен всей красотой.

#00:26:47#

Гуру Махарадж однажды сказал на английском эту фразу. Я скажу вам, Махарадж, а вы запомните. «Вся красота, весь экстаз, вся любовь, очарование — все живет в Кришне. Кришна полон в Себе, и не только это. Кришна привлекается Кришной, Кришна привлекается обликом Кришны. Когда Кришна смотрит в зеркало, Он опьянен и хочет обнять Себя». Таков образ Кришны — он прекрасен.

#00:27:52#

Когда Кришна присутствует в любом собрании, Он — Владыка. Вы видите, Кришна не царь. Он поехал в Матхуру и в Двараку, и там Кришна не царь. В Матхуре царь Уграсена, отец Камсы. Он был там царем. Также в Двараке. Но когда Кришна присутствует, Он — царь повсюду. То есть другие люди были там царями, но туда приехал Кришна, и Он стал там царем.

#00:28:30#

В «Бхагаватам» сказано замечательно. Арджуна — близкий друг Кришны, который всегда живет с Ним, Арджуна задавал многие вопросы, и Кришна радостно отвечал. На поле битвы [Курукшетра] это происходило, но любое поле — это поле Кришны, и Кришна сказал:

#00:28:54#

…майа̄ хата̄м̇с твам̇ джахи ма̄ вйатхиш̣т̣ха̄…[15]

«Вступи в битву без страха, и ты одержишь победу. Я уже завершил битву. Заслуга будет принадлежать тебе по Моей воле. Это твоя удача, прими ее». Там Кришна сказал многое.

#00:29:20#

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇ бхокта̄ ча прабхур эва ча…[16]

имам̇ вивасвате йогам̇, проктава̄н ахам авйайам…[17]

Я рассказал это, поведал это знание [богу] Солнца очень давно». И Арджуна спросил у Него: «Как это возможно? Мы с тобой родились с разницей, может быть, в один день. Как это возможно?» И Кришна ответил:

#00:29:56#

бахӯни ме вйатӣта̄ни, джанма̄ни тава ча̄рджуна…[18]

«Наше рождение и смерть происходили в прошлом не один или два раза, но тысячи раз». Но

#00:30:17#

…та̄нй ахам̇ веда сарва̄н̣и, на твам̇ веттха парантапа[19]

«Я знаю все». Это слово «парантапа» здесь используется, прекрасное слово. «Ты можешь быть высококвалифицированным, парантапа, ты совершил великую тапасью, ты обладаешь великим могуществом, но могущество Бога не то же самое, что твое могущество. Я знаю все. Я могу помнить [прошлые рождения], ты не можешь помнить. На твам̇ веттха парантапа. Ты не способен помнить, потому что Я — Бог, Я могу помнить».

#00:31:08#

Кришна всегда говорит: «Я — это, Я — то. И могу ли Я сказать что-то большее? Любая сила, мощь, которую ты видишь в этом мире, — это Моя мощь».

#00:31:23#

Но Арджуна тоже очень умен, и он отвечает: «Тогда яви мне Твою форму! Я хочу видеть эту форму». Ему очень любопытно увидеть эту форму. И тогда Кришна явил нам, явил Арджуне эту вишварупу.

#00:31:41#

диви сӯрйа-сахасрасйа бхавед йугапад уттхита̄
йади бха̄х̣ садр̣ш́ӣ са сйа̄д бха̄сас тасйа маха̄тманах̣[20]

#00:31:54#

И когда Кришна явил вишварупу, Арджуна увидел тысячи солнц в небе, одновременно они появились на небосклоне. Да, появились?

Шрипад Сагар Махарадж: Восстали, поднялись, солнечный восход.

#00:32:15#

Шрила Говинда Махарадж: Сӯрйа-сахасрасйа, они восстали в небесах, поднялись в небесах тысячи солнц. Тысячи солнц появляются в небе, и это лучезарное сияние Арджуна увидел и все остальное.

#00:32:44#

Там, где присутствует Кришна, там Он Владыка. Собрание Яду, собрание Кауравов, собрание Пандавов — повсюду Кришна есть Кришна, бесподобный, не имеющий Себе равных. Когда Кришна живет во Вриндаване, там положение Кришны возвышенно. В этом нет сомнений. Они играют в экстазе. Экстатичные взаимоотношения с гопи. Это уникально и очень естественно.

Кавирадж Госвами сказал:

#00:33:36#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄ сарвоттама нара-лӣла̄...

Нара-лӣла означает «человекоподобная». Это изначальные игры и лучшие, лучшие игры, лилы, Кришны, и они проявляются на Голоке Вриндавана. И мы видим различие между Голокой и Гокулой. Так написано в «Брахма-самхите». Гокула более милостива, нежели Голока, потому что Гокула нисходит сюда [в бренный мир], и Кришна играет со всеми Своими спутниками и параферналиями. Он являет эти игры здесь, трансцендентная реальность нисходит сюда, и, к счастью для себя, эта Земля, эта планета обретает Его общество.

#00:34:51#

Сознание Кришны может явиться повсюду, но самый легкий путь, место, где оно легче всего является, должно быть объектом поклонения. Когда окружающая среда, виды, пейзаж дают нам вдохновение, я чувствую себя очень удачливым.

#00:35:18#

Я обрел возможность приехать сюда, в Австралию, и все счастливые преданные дарят мне свою милость и общество, и это чудо для меня на самом деле.

#00:35:41#

У Прабхупады Шрилы Свами Махараджа, когда он приехал в Америку, было единственное желание — выполнить желание его Гурудева [Шрилы Сарасвати Тхакура]. Гурудев хотел проповедовать в западном мире. В то время не было должного устройства вещей. Почему этого не происходило, можно понять. Кришна способен сделать все что угодно. Это могущество, сила Кришны. Он способен сделать все что угодно через кого угодно.

#00:36:30#

Когда я давал лекцию в собрании преданных на церемонии открытия храма ИСККОН в Навадвипе-Майяпуре, то вначале Гуру Махарадж открыл тот храм, и в то время Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж сидели на одной вьяса-асане. Шрила Свами Махарадж давал лекцию и Шрила Гуру Махарадж тоже дал лекцию. И неожиданно они сказали мне: «Говинда Махарадж! Ты выступи!»

#00:37:01#

Я не думал, что такая просьба прозвучит. Я не думал, и я не был готов на самом деле. «Великие ораторы присутствуют здесь, а как же я? Что я скажу?» Но неожиданно ко мне пришло нечто, и я попытался объяснить, о чем идет речь. Я сказал очень просто и очень ясно.

#00:37:48#

Я видел Шрилу Свами Махараджа в моем детстве, юности. Он был мне как дядя, простой человек. Кто поверит, что этот человек в наши дни, [это тот же человек в былые времена,] когда я жил с ним в его семье, читал Бхагавад-гиту, был его единственным учеником, других учеников не было? И этот человек — тот самый человек? Никто не поверит. Кто поверит, что Верховная Личность Бога играет во дворе дома Нанды Махараджа. Этот пример я привел. Кто поверит в то, что во дворе дома Нанды Махараджа, царя гопа-клана, пастухов, Кришна, Верховная Личность Бога, играет? Кто поверит?

#00:38:56#

кам̇ прати катхайитум ӣш́е,
сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже,
гопа-вадхӯт̣и-вит̣ам̇ брахма[21]

«Тот, кто есть Парабрахма, играет во дворе дома Нанды Махараджа. Это невероятно, в это невозможно поверить».

Понимаете? Свами Махарадж был очень счастлив это услышать и Гуру Махарадж. И я видел, как они улыбались, я был очень счастлив.

Шрипад Сагар Махарадж: Это таинственный стих также.

#00:39:41#

Шрила Говинда Махарадж: Да, Кришна столь милостив к нам, нет сомнений в этом. Небо очень большое, в нем пребывают все планеты, а птица очень маленькая, но птица может подняться высоко в небо, взлететь. Мы все подобны маленьким птичкам. Кто способен прославить Кришну? Мы можем сказать лишь то, что в наших силах. Небо безгранично и:

#00:40:20#

[санскрит]

Шрипад Сагар Махарадж: Можно взлететь лишь настолько, насколько позволит сила крыльев.

#00:40:40#

Шрила Говинда Махарадж: Но в небе невозможно записывать. Это правда, что однажды это счастье придет к нам — летать высоко в небесах. Что мы должны делать? Мы должны практиковать сознание Кришны. И сознание Кришны — что это за жизнь? Это жизнь в служении Гуру и вайшнавам. Не нужно забывать эту жизнь, это запрет.

Шрипад Сагар Махарадж: Делай это, не делай того. Делать и не делать, можно и нельзя.

#00:41:34#

Шрила Говинда Махарадж:

ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра нр̣н̣а̄м̇ санти сахасраш́ах̣…[22]

В противном случае многие вопросы, многие ответы повсюду звучат.

Когда я приезжаю сюда, я хочу жить здесь и расслабляться, жить в расслабленном настроении, отдыхать. Почему? Потому что преданные практикуют сознание Кришны, [и] у меня нет проблем поэтому. Я чувствую вдохновение, видя их настроение преданности, и я расслабляюсь.

#00:42:31#

Никто не хочет беспокойств, и я не хочу. Когда я вижу, что преданные счастливо живут и практикуют, я тоже чувствую себя очень счастливым, в высшей степени счастливым. Я хочу такого настроения, расслабленного настроения, так или иначе.

#00:43:10#

Наша миссия здесь очень маленькая, повсюду наша миссия маленькая, потому что мы пока дети, младшие. Нет сомнения. Но вы встречали Гуру Махараджа и чувствовали вдохновение, и вы проповедуете повсюду. Вот о чем идет речь. Эта миссия будет расти, она будет очень большой. Нас может быть немного, но мы должны быть сильными.

[С #00:43:59# и до конца лекции перевода нет.]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Джахнави Прия Деви Даси,
Бхуван Сундар Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас




[1] «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Према-бхакти-чандрика», введение, 1).

[2] «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

[3] «Я вечно кланяюсь Тебе, Шри Кришна Чайтанья, в высшей степени милосердному, золотому образу Шри Кришны, дарующему кришна-прему» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53).

[4] «Идя по джунглям Джхарикханды, Шри Чайтанья Махапрабху был уверен, что это Вриндаван. А когда Он проходил мимо гор, Он принимал их за Говардхан» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.55).

[5] «Когда же Шри Чайтанья Махапрабху видел какую-нибудь реку, Ему казалось, будто это Ямуна. Так все время, пока Господь находился в джунглях, Его переполняла экстатическая любовь, и Он то принимался танцевать, то с рыданиями падал на землю» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.56).

[6] «Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Чайтанья Махапрабху сказал: „У большинства людей ум и сердце слиты воедино, однако Мой ум никогда не покидает Вриндавана, поэтому Я считаю, что он един с Вриндаваном. Мой ум и есть Вриндаван, а поскольку Вриндаван Тебе очень дорог, прошу, освяти его прикосновением Своих лотосоподобных стоп. Я сочту это величайшим проявлением Твоей милости“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.137).

[7] «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший Супруг, Кришна, — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса» («Брахма-самхита», 5.56).

[8] Кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄, нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа / гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара, нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа — «Бог в изначальном облике — это Кришна, юный пастушок Вриндавана. Он предается беззаботным играм в окружении друзей и возлюбленных. Мелодией флейты Он увлекает в водоворот Своих игр всех обитателей Вриндавана. Он настолько красив и очарователен, что капля Его красоты способна затопить любовью всю вселенную и навечно пленить ее обитателей» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

[9] «Воплощенных душ день за днем неотвратимо влечет в обитель Ямараджа, всех их ждет неотвратимая смерть. Каждый день мы видим, как она уносит отцов, матерей, бабушек, дедушек, соседей, друзей — что может быть неизбежней ее? Умирают насекомые, деревья, животные, люди, обречена всякая тварь, и каждый находит это в порядке вещей. Но о себе мы думаем, что будем жить бесконечно долго и потому полны самых радужных планов на будущее — и это удивительнее всего! Это не поддается разумению» («Махабхарата», Вана-парва, 313.116).

[10] «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавад-гита, 2.22).

[11] «Дорогой Господь, пожалуйста, внемли Моей искренней мольбе. Мой дом — Вриндаван, и Я хочу встретиться с Тобой там. Если же Я не смогу сделать это, Мне будет очень трудно продолжать жить» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.138).

[12] «Она видит Господа Кришну повсюду, куда бы ни бросила взгляд» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.85). Стих полностью: кр̣ш̣н̣а-майӣ — кр̣ш̣н̣а йа̄ра бхитаре ба̄хире / йа̄̐ха̄ йа̄̐ха̄ нетра пад̣е та̄̐ха̄ кр̣ш̣н̣а спхуре.

[13] Праса̄да лан̃а̄ коле карена крандана / нима̄ира прийа мора — э-саба вйан̃джана — «Положив поднос с прасадом на колени, матушка расплакалась при мысли о том, как любил эти яства ее Нимай» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.56).

[14] Шримад Бхагаватам, 11.5.39.

[15] «...[Великие воины] уже уничтожены Мной. Поэтому срази их и ни о чем не беспокойся» (Шримад Бхагавад-гита, 11.34).

[16] «Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими» (Шримад Бхагавад-гита, 9.24).

[17] «Верховный Господь Шри Кришна сказал: Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану...» (Шримад Бхагавад-гита, 4.1).

[18] «Верховный Господь сказал: И ты и Я рождались великое множество раз, о Арджуна» (Шримад Бхагавад-гита, 4.5).

[19] «Я помню все эти жизни, ты же не помнишь их, о покоритель врагов» (Шримад Бхагавад-гита, 4.5).

[20] «Если бы на небе разом взошли сотни тысяч солнц, их свет мог бы сравниться с сиянием Верховного Господа в Его вселенской форме» (Шримад Бхагавад-гита, 11.12).

[21] «Кому рассказать, да и кто поверит, что Абсолютная Истина — это возлюбленный пастушок Враджи, который развлекается в лесу на берегах Ямуны?» (Рагхупати Упадхьяя. «Падьявали», 98; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98).

[22] «О император! Люди находят множество тем для обсуждения, связанных с жизнью человеческого общества» («Шримад-Бхагаватам», 2.1.2).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования