«Преданность Шри Кришне Чайтанье и никому иному». Шрила Б. А. Данди Махарадж. 8 февраля 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург




Russian

Шрила Бхакти Ашрая Данди Махарадж 

Преданность исключительно Шри Кришне Чайтанье
и никому иному

(8 февраля 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Конечно, на некоем начальном уровне, для того чтобы просто обрести какие-то связи, какое-то общение, можно говорить о чем угодно — о Стругацких или о «Аватаре»[1], Тарантино. Да. Но когда человек уже стал вайшнавом, принял посвящение и ему нужно идти духовным путем, то Тарантино — уже пройденный этап. Нельзя все время оставаться начинающим, надо же все-таки пытаться идти дальше по пути шаранагати.

#00:00:35#

Так что да, безусловно, для того, кто ничего не знает вообще о духовной жизни, определенное изучение христианских книг и других книг может быть помощью. Для того, кто уже понял истины вайшнавизма, христианские книги могут быть препятствием на самом деле, они могут препятствовать новому пониманию, потому что мы все время — как это происходит на самом деле на практике со многими преданными, — мы все время как бы пытаемся угодить и тем, и тем, а это не очень хорошо.

#00:01:03#

Невозможно совместить два таких противоположных ученья в одном. Не то, что противоположных, но два таких очень разных ученья в одном совместить невозможно, и вот эта тенденция говорить одновременно о Христе, о Будде, о Магомете и тут же о Кришне какая-то очень нездоровая тенденция.

#00:01:26#

Вчера читали этот стих:

йа̄нти дева-врата̄ дева̄н
питр̣н йа̄нти питр̣-врата̄х̣
бхӯта̄ни йа̄нти бхӯтеджйа̄
йа̄нти мад-йа̄джино ’пи ма̄м[2]

То есть в зависимости от того, кому мы поклоняемся, мы получаем разный результат, и естественно, если у нас нет твердой решимости поклоняться Кришне, то у нас и не будет преданности Кришне в конце концов. Будет преданность чему-то очень аморфному — может, Брахману, может быть, еще чему-то, Параматме. Но преданность Кришне — это преданность Кришне, она отличается от преданности кому-то другому.

#00:02:05#

Бхагаван, Брахман, Параматма — это все существует, но все-таки вайшнавов интересует Бхагаван. Брахман и Параматма — это Его второстепенные проявления. Они у Него есть, но они не являются нашей важной целью, не являются нашей главной целью. Даже Нараяна. Мы знаем из истории: гопы увидели Кришну в облике Нараяны и просто прошли мимо, потому что даже Нараяна их не привлек, их привлекал именно Кришна. Исключительная преданность Кришне и никому иному. Кришне, но в нашем случае это Шри Кришна Чайтанья. Исключительная преданность Ему, никому иному. То есть исключительная преданность Ему с уважением ко всем остальным Его проявлениям, безусловно, — всевозможным аватарам. С большим уважением к ним, но все-таки исключительная преданность именно Ему — Шри Кришне Чайтанье, Его сампрадае, Его преданным. Это очень важно — развивать эту преданность и понимать, в чем она состоит, и понимать ее особенности, отличия от других религиозных настроений.

#00:03:22#

Поэтому вместе с анукула, благоприятным, так же есть и пратикула — отвержение неблагоприятного: устремленность к цели и отвержение препятствий на пути этой цели идут рука об руку. Решительное отвержение всего, что враждебно служению Господу Кришне и Его преданным и не приводит к безраздельной преданности Кришне, называется пратикулйа-виварджанам.

#00:03:55#

Был такой случай, я его много раз рассказывал, но еще раз расскажу. Может быть, некоторые не знают. Был такой случай: мы переводили одну брошюру наших ачарьев, и там была английская цитата Сарасвати Тхакура. Там было написано: “He declared totalitarian war against all misconceptions.”[3] То есть там было буквально написано, что он объявил масштабную, то есть всеохватную войну всем религиозным заблуждениям, всем заблуждениям майи, включая религиозные. И как сказать? Когда прочли тогда, мы так решили: видимо, там имеется в виду, что он объявил масштабную войну всем проявлениям майи, включая все иные религиозные идеи. Такая была цитата Сарасвати Тхакура. Это та самая цитата, которую Шрила Госвами Махарадж показал Шриле Шридхару Махараджу. Увидев эту цитату, Шрила Шридхар Махарадж, очень удовлетворенный, сказал: «Да, в этом весь Прабхупада, в этой цитате весь Прабхупада».

#00:05:15#

И вот мы стали ее переводить. Первоначально мы, я и Рагалекха, перевели это как-то очень толерантно. Мы подумали: но не может же Сарасвати Тхакур сказать, что все религии нужно отвергнуть. Тогда мы перевели это толерантно, аморфно, а там был Вриндаван Чандра среди нас, и он сказал: «Нет, тут написано именно так». В общем, мы стали спорить об этом. Потом через какое-то время мы общались с Госвами Махараджем, и он подтвердил, что это именно так: он объявил всеохватную войну всем проявлениям майи, включая религиозные идеи, кроме чистого вайшнавизма. Он действительно объявил войну всему, кроме чистого вайшнавизма, не просто майе как таковой. Многие воюют с майей: буддисты воюют с майей, адвайтисты воюют с майей. Шива-вайшнавы, мадхава-вайшнавы — все воюют с майей. Но он не просто объявил войну майе, он еще объявил войну и всему остальному, кроме чистой преданности Кришне, кроме пути безраздельной преданности Кришне, и это гораздо труднее в этом смысле принять. Это кажется таким нетолерантным, кажется таким неполиткорректным.

#00:06:31#

Но Сарасвати Тхакур отличался всегда большой ясностью изложения ученья Шри Чайтаньи Махапрабху. И он шел на многое, на многие жертвы ради того, чтобы эта ясность сохранилась. Он не хотел, чтобы это ученье каким-то образом могло быть понято двусмысленно, он избегал этого всевозможными способами, избегал двусмысленностей, он избегал каких-то неясностей, избегал какого-то смягчения акцентов, потому что он хотел представить ученье Махапрабху именно таким, каково оно есть, именно во всей его полноте и во всей его парадоксальности, в каком-то смысле хотел представить именно так. Поэтому Сарасвати Тхакур действительно сказал именно так. Таким было его умонастроение на самом деле.

#00:07:28#

Поэтому да, мы говорим здесь об этом: кришна-эка шарана. Кришна-эка шарана — то есть преданность именно Кришне, исключительно Кришне и никому иному. Но с акцентом на Кали-югу мы можем сказать, что Шри Кришне Чайтанье, Шри Кришне Чайтанье и никому иному. Именно Ему как Радхе и Кришне одновременно, именно этому самому милостивому Кришне, который пришел в Кали-югу, который передал духовное знание Своим преданным, Госвами[4], и которое затем пришло по нашей парампаре к нашим духовным учителям. Исключительная преданность ачарьям нашего Матха — Шриле Шридхару Махараджу, Говинде Махараджу, современным ачарьям и даже нежелание слушать ученье Махапрабху из каких-то других уст, кроме уст нашей гуру парампары, это и есть шаранагати.

#00:08:25#

Госвами Махарадж назвал однажды Говинду Махараджа фанатиком Шридхара Махараджа. Говинда Махарадж сказал: «Но я это воспринимаю как комплимент. Я не считаю, что в этом смысле фанатизм — это что-то отрицательное. Я считаю, что это как раз правильно», и он подтвердил это: «Да, я фанатик моего Гуру Махараджа». В этом смысле [в смысле шаранагати].

#00:08:55#

Но на публике, для того чтобы произвести хорошее впечатление, доставить приятные чувства людям, мы можем говорить все что угодно. Можем говорить, что мы индуисты, каратисты, дзюдоисты, аюрведисты, астрологи. Все что угодно, но, может быть, это частично правда, частично правда. Кто-то занимается астрологией, кто-то занимается аюрведой, йогой — это частично правда. Не совсем, не до конца, но не всегда уместно говорить именно всю правду, потому что люди разные, есть некий public relations, то есть некое социальное взаимодействие с социумом, где есть своя задача [в налаживании отношений], своя дипломатия.

#00:09:50#

Но внутренне преданным нашего Матха нужно хорошо понимать, в чем состоит суть ученья и настроение наших ачарьев, и оно действительно именно такое, оно не разменивается на более, может быть, приемлемые с точки зрения общества идеи. Может быть, демократическому обществу больше нравится, когда все боги на одном уровне, когда Кришна равен Будде, Иисусу, Аллаху. Может быть, это нравится демократическому обществу, но наша задача не состоит в том, чтобы удовлетворить демократическое общество, каких бы точек зрения оно ни придерживалось.

#00:10:34#

У нас есть главное, кого мы хотим в первую очередь удовлетворить, — это наши ачарьи, наши духовные учителя. Мы должны прежде всего служить им, и они являются для нас самым высшим авторитетом и объектом нашей самой пристальной любви, заботы, внимания — наши ачарьи, наши духовные учителя. И поэтому, когда мы говорим о шаранагати, мы, конечно, говорим не просто о шаранагати как о преданности, а мы говорим о преданности личности, говорим о том, кому именно мы хотим предаться, и кому именно мы хотим себя посвятить. И это наиболее важно.

Транскрипцию выполнила: Ишвари Деви Даси
Видео подготовила: Сарасвати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Речь, по всей видимости, идет об американском научно-фантастическом фильме 2009 года режиссера Джеймса Кэмерона.

2  «Те, кто почитают богов, попадают в миры богов; кто чтит предков, переносятся в мир предков; кто поклоняется духам и приведениям, направляются в мир духов; но те, кто преданы Мне, приходят ко Мне (входят в Мою обитель)» (Бхагавад-гита, 9.25).

3  “But our Guru Mahārāj [Srila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur] was different. Like Mahāprabhu and Nityānanda Prabhu, he wanted to attack māyā and, like a great general, he declared totalitarian war on illusion and even all other existing conceptions of religion.” (The Golden Volcano of Divine Love, chapter 3: “Friend of the Fallen”) — «Но наш Гуру Махарадж [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] был другим. Подобно Махапрабху и Нитьянанде Прабху, он хотел напасть на майю и, как великий полководец, объявил тотальную войну иллюзиям и даже всем иным существующим концепциям религии» («Золотой Вулкан божественной любви», глава 3: «Друг падшим»).

4  Шесть Госвами Вриндавана — ближайшие сподвижники Шри Чайтаньи Махапрабху, которые представляли Его учение во Вриндаване: Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатх Дас Госвами, Шрила Рагхунатх Бхатта Госвами, Шрила Гопал Бхатта Госвами, Шрила Джива Госвами. Позднее их учениками и последователями стали Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, Шрила Локанатх Госвами и другие.




←  «Секрет успешной практики бхакти-йоги — в служении вайшнавам». Шрила Б. А. Данди Махарадж. 1 февраля 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Волны рождения и смерти». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1990-е годы. Соквел, Калифорния, США. «Простые и сладостные истины» (часть 9)  →

Russian

Шрила Бхакти Ашрая Данди Махарадж 

Преданность исключительно Шри Кришне Чайтанье
и никому иному

(8 февраля 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Конечно, на некоем начальном уровне, для того чтобы просто обрести какие-то связи, какое-то общение, можно говорить о чем угодно — о Стругацких или о «Аватаре»[1], Тарантино. Да. Но когда человек уже стал вайшнавом, принял посвящение и ему нужно идти духовным путем, то Тарантино — уже пройденный этап. Нельзя все время оставаться начинающим, надо же все-таки пытаться идти дальше по пути шаранагати.

#00:00:35#

Так что да, безусловно, для того, кто ничего не знает вообще о духовной жизни, определенное изучение христианских книг и других книг может быть помощью. Для того, кто уже понял истины вайшнавизма, христианские книги могут быть препятствием на самом деле, они могут препятствовать новому пониманию, потому что мы все время — как это происходит на самом деле на практике со многими преданными, — мы все время как бы пытаемся угодить и тем, и тем, а это не очень хорошо.

#00:01:03#

Невозможно совместить два таких противоположных ученья в одном. Не то, что противоположных, но два таких очень разных ученья в одном совместить невозможно, и вот эта тенденция говорить одновременно о Христе, о Будде, о Магомете и тут же о Кришне какая-то очень нездоровая тенденция.

#00:01:26#

Вчера читали этот стих:

йа̄нти дева-врата̄ дева̄н
питр̣н йа̄нти питр̣-врата̄х̣
бхӯта̄ни йа̄нти бхӯтеджйа̄
йа̄нти мад-йа̄джино ’пи ма̄м[2]

То есть в зависимости от того, кому мы поклоняемся, мы получаем разный результат, и естественно, если у нас нет твердой решимости поклоняться Кришне, то у нас и не будет преданности Кришне в конце концов. Будет преданность чему-то очень аморфному — может, Брахману, может быть, еще чему-то, Параматме. Но преданность Кришне — это преданность Кришне, она отличается от преданности кому-то другому.

#00:02:05#

Бхагаван, Брахман, Параматма — это все существует, но все-таки вайшнавов интересует Бхагаван. Брахман и Параматма — это Его второстепенные проявления. Они у Него есть, но они не являются нашей важной целью, не являются нашей главной целью. Даже Нараяна. Мы знаем из истории: гопы увидели Кришну в облике Нараяны и просто прошли мимо, потому что даже Нараяна их не привлек, их привлекал именно Кришна. Исключительная преданность Кришне и никому иному. Кришне, но в нашем случае это Шри Кришна Чайтанья. Исключительная преданность Ему, никому иному. То есть исключительная преданность Ему с уважением ко всем остальным Его проявлениям, безусловно, — всевозможным аватарам. С большим уважением к ним, но все-таки исключительная преданность именно Ему — Шри Кришне Чайтанье, Его сампрадае, Его преданным. Это очень важно — развивать эту преданность и понимать, в чем она состоит, и понимать ее особенности, отличия от других религиозных настроений.

#00:03:22#

Поэтому вместе с анукула, благоприятным, так же есть и пратикула — отвержение неблагоприятного: устремленность к цели и отвержение препятствий на пути этой цели идут рука об руку. Решительное отвержение всего, что враждебно служению Господу Кришне и Его преданным и не приводит к безраздельной преданности Кришне, называется пратикулйа-виварджанам.

#00:03:55#

Был такой случай, я его много раз рассказывал, но еще раз расскажу. Может быть, некоторые не знают. Был такой случай: мы переводили одну брошюру наших ачарьев, и там была английская цитата Сарасвати Тхакура. Там было написано: “He declared totalitarian war against all misconceptions.”[3] То есть там было буквально написано, что он объявил масштабную, то есть всеохватную войну всем религиозным заблуждениям, всем заблуждениям майи, включая религиозные. И как сказать? Когда прочли тогда, мы так решили: видимо, там имеется в виду, что он объявил масштабную войну всем проявлениям майи, включая все иные религиозные идеи. Такая была цитата Сарасвати Тхакура. Это та самая цитата, которую Шрила Госвами Махарадж показал Шриле Шридхару Махараджу. Увидев эту цитату, Шрила Шридхар Махарадж, очень удовлетворенный, сказал: «Да, в этом весь Прабхупада, в этой цитате весь Прабхупада».

#00:05:15#

И вот мы стали ее переводить. Первоначально мы, я и Рагалекха, перевели это как-то очень толерантно. Мы подумали: но не может же Сарасвати Тхакур сказать, что все религии нужно отвергнуть. Тогда мы перевели это толерантно, аморфно, а там был Вриндаван Чандра среди нас, и он сказал: «Нет, тут написано именно так». В общем, мы стали спорить об этом. Потом через какое-то время мы общались с Госвами Махараджем, и он подтвердил, что это именно так: он объявил всеохватную войну всем проявлениям майи, включая религиозные идеи, кроме чистого вайшнавизма. Он действительно объявил войну всему, кроме чистого вайшнавизма, не просто майе как таковой. Многие воюют с майей: буддисты воюют с майей, адвайтисты воюют с майей. Шива-вайшнавы, мадхава-вайшнавы — все воюют с майей. Но он не просто объявил войну майе, он еще объявил войну и всему остальному, кроме чистой преданности Кришне, кроме пути безраздельной преданности Кришне, и это гораздо труднее в этом смысле принять. Это кажется таким нетолерантным, кажется таким неполиткорректным.

#00:06:31#

Но Сарасвати Тхакур отличался всегда большой ясностью изложения ученья Шри Чайтаньи Махапрабху. И он шел на многое, на многие жертвы ради того, чтобы эта ясность сохранилась. Он не хотел, чтобы это ученье каким-то образом могло быть понято двусмысленно, он избегал этого всевозможными способами, избегал двусмысленностей, он избегал каких-то неясностей, избегал какого-то смягчения акцентов, потому что он хотел представить ученье Махапрабху именно таким, каково оно есть, именно во всей его полноте и во всей его парадоксальности, в каком-то смысле хотел представить именно так. Поэтому Сарасвати Тхакур действительно сказал именно так. Таким было его умонастроение на самом деле.

#00:07:28#

Поэтому да, мы говорим здесь об этом: кришна-эка шарана. Кришна-эка шарана — то есть преданность именно Кришне, исключительно Кришне и никому иному. Но с акцентом на Кали-югу мы можем сказать, что Шри Кришне Чайтанье, Шри Кришне Чайтанье и никому иному. Именно Ему как Радхе и Кришне одновременно, именно этому самому милостивому Кришне, который пришел в Кали-югу, который передал духовное знание Своим преданным, Госвами[4], и которое затем пришло по нашей парампаре к нашим духовным учителям. Исключительная преданность ачарьям нашего Матха — Шриле Шридхару Махараджу, Говинде Махараджу, современным ачарьям и даже нежелание слушать ученье Махапрабху из каких-то других уст, кроме уст нашей гуру парампары, это и есть шаранагати.

#00:08:25#

Госвами Махарадж назвал однажды Говинду Махараджа фанатиком Шридхара Махараджа. Говинда Махарадж сказал: «Но я это воспринимаю как комплимент. Я не считаю, что в этом смысле фанатизм — это что-то отрицательное. Я считаю, что это как раз правильно», и он подтвердил это: «Да, я фанатик моего Гуру Махараджа». В этом смысле [в смысле шаранагати].

#00:08:55#

Но на публике, для того чтобы произвести хорошее впечатление, доставить приятные чувства людям, мы можем говорить все что угодно. Можем говорить, что мы индуисты, каратисты, дзюдоисты, аюрведисты, астрологи. Все что угодно, но, может быть, это частично правда, частично правда. Кто-то занимается астрологией, кто-то занимается аюрведой, йогой — это частично правда. Не совсем, не до конца, но не всегда уместно говорить именно всю правду, потому что люди разные, есть некий public relations, то есть некое социальное взаимодействие с социумом, где есть своя задача [в налаживании отношений], своя дипломатия.

#00:09:50#

Но внутренне преданным нашего Матха нужно хорошо понимать, в чем состоит суть ученья и настроение наших ачарьев, и оно действительно именно такое, оно не разменивается на более, может быть, приемлемые с точки зрения общества идеи. Может быть, демократическому обществу больше нравится, когда все боги на одном уровне, когда Кришна равен Будде, Иисусу, Аллаху. Может быть, это нравится демократическому обществу, но наша задача не состоит в том, чтобы удовлетворить демократическое общество, каких бы точек зрения оно ни придерживалось.

#00:10:34#

У нас есть главное, кого мы хотим в первую очередь удовлетворить, — это наши ачарьи, наши духовные учителя. Мы должны прежде всего служить им, и они являются для нас самым высшим авторитетом и объектом нашей самой пристальной любви, заботы, внимания — наши ачарьи, наши духовные учителя. И поэтому, когда мы говорим о шаранагати, мы, конечно, говорим не просто о шаранагати как о преданности, а мы говорим о преданности личности, говорим о том, кому именно мы хотим предаться, и кому именно мы хотим себя посвятить. И это наиболее важно.

Транскрипцию выполнила: Ишвари Деви Даси
Видео подготовила: Сарасвати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Речь, по всей видимости, идет об американском научно-фантастическом фильме 2009 года режиссера Джеймса Кэмерона.

[2] «Те, кто почитают богов, попадают в миры богов; кто чтит предков, переносятся в мир предков; кто поклоняется духам и приведениям, направляются в мир духов; но те, кто преданы Мне, приходят ко Мне (входят в Мою обитель)» (Бхагавад-гита, 9.25).

[3] “But our Guru Mahārāj [Srila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur] was different. Like Mahāprabhu and Nityānanda Prabhu, he wanted to attack māyā and, like a great general, he declared totalitarian war on illusion and even all other existing conceptions of religion.” (The Golden Volcano of Divine Love, chapter 3: “Friend of the Fallen”) — «Но наш Гуру Махарадж [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] был другим. Подобно Махапрабху и Нитьянанде Прабху, он хотел напасть на майю и, как великий полководец, объявил тотальную войну иллюзиям и даже всем иным существующим концепциям религии» («Золотой Вулкан божественной любви», глава 3: «Друг падшим»).

[4] Шесть Госвами Вриндавана — ближайшие сподвижники Шри Чайтаньи Махапрабху, которые представляли Его учение во Вриндаване: Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатх Дас Госвами, Шрила Рагхунатх Бхатта Госвами, Шрила Гопал Бхатта Госвами, Шрила Джива Госвами. Позднее их учениками и последователями стали Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, Шрила Локанатх Госвами и другие.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования