«Фирменные секреты преданности». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 17 марта 2017 года. Гупта Говардхан


На русском

00:00 — «Прапанна-дживанамрита». Слова Махапрабху там отнесены к словам преданных.
04:35 — Махапрабху показывает пример идеального ачарьи.
05:50 — Беседа Махапрабху с астрологом о прошлой жизни.
07:19 — Говинда Махарадж: «Я хотел бы сказать, что я падшая душа, но не могу, потому что Гуру Махарадж дал мне положение ачарьи».
10:30 — Махапрабху поёт, танцует, раздаёт Святое Имя, показывая пример ачарьи.
13:25 — Пример Рупы Госвами о желтухе и неспособности чувствовать сладость Имени Кришны.
17:19 — Как Авадхут Махарадж в Москве наставлял Говинду Махараджа, как говорить на ТВ.
18:31 — Гурудев в Боготе (Колумбия): «У вас есть всё, просто добавьте терпения, смирения и почтения, не желая почтения к себе».
19:54 — Фирменные секреты зрелой преданности Шрилы Шридхара Махараджа выражены в книгах, изданных Госвами Махараджем.
21:16 — Смирение Рупы и Санатаны.
22:58 — Совет Махапрабху Рупе и Санатане (пример с замужней женщиной и любовником).
25:07 — Наставления Махапрабху Мукунде (врачу) и Нарахари.
26:17 — Ответы Махапрабху Сатьярадже Кхану (три определения «кто такой преданный»).
28:10 — Фирменный секрет преданности: желать милости Господа не только к себе, но и к другим. Департаменты милости и справедливости.
30:44 — История: Сарасвати Тхакур отверг преданного, но попросил Шрилу Шридхара Махараджа принять его. История Махапрабху и его слуги Кришнадаса. 
34:43 — Реализация Вайшнава Ачарьи. 
35:58 — Госвами Махарадж пришёл, чтобы выразить зрелые реализации Шрилы Гуру Махараджа.
37:08 — Английский и санскрит Шрилы Шридхара Махараджа очень ясны, но его бенгали очень сложный.
38:05 — Как преданные скрывают тайны в своих произведениях.
41:02 — Вопрос (Гауранга Харидаси Деви Даси): Что такое бхакти?
41:42 — Не поздно ли задаваться этим вопросом? :) шутка.
42:12 — Определение чистой преданности от Рупы Госвами.
49:00 — «Рама» в Харе Кришна маха-мантре — это не Рамачандра, а Радха-раман Кришна.
51:41 — Кришнамурти утверждает, что повторение «Харе Кришна» и «Кока кола» дают одинаковый эффект.
54:43 — Хари харайе намах кришна...

⇓ Стерео перевод (обычный): ⇓


скачать (формат MP3, 58.12M)

⇓ Моно перевод: ⇓


скачать (формат MP3, 43.59M)

In English

Trade Secrets of Devotion

00:00 — Prapanna Jivanamrita. Mahaprabhu’s words are given in the section of devotees’ words.
04:35 — Mahaprabhu shows an example of perfect Acharya.
05:50 — Mahaprabhu’s talk with astrologer about His past life.
07:19 — Govinda Maharaj: “I would like to say I am a fallen soul, but I can’t becuase Guru Maharaj gave me the position of Acharya.”
10:30 — Mahaprabhu is singing, dancing and distributing the Holy Name showing the Acharya example.
13:25 — Rupa Goswami’s example about jaundice and inability to perceive the sweetness of Krishna’s Name.
17:19 — Hpow Avadhut Maharaj in Moscow instructed Govinda Maharaj on how to speak on TV.
18:31 — Gurudev in Bogota (Columbia): “You have everything, just add tolerance, humility and offering respect wihout demanding respect for yourselves.”
19:54 — Trade secrets of the mature devotion of Srila Sridhar Maharaj are expressed in the books published by Goswami Maharaj.
21:16 — Rupa and Sanatana’s humility.
22:58 — Mahaprabhu’s advice to Rupa and Sanatana (example with married woman who has a lover).
25:07 — Instructions to Mukunda (doctor) and Narahari.
26:17 — Mahjaprabhu’s answers to Satyaraja Khan (three definitions of “who is a devotee”).
28:10 — Trade secret of devotion: desire for Lord’s mercy not only to yourself, but also for others. Departments of mercy and justice.
30:44 — Story: Saraswati Thakur rejected a devotee but asked Srila Sridhar Maharaj to accept him. Story of Mahaprabhu and His servant Krishnadas.
34:43 — Relaisations of Vaishnava Acharya.
35:58 — Goswami Maharaj came to express mature realizations of Srila Sridhar Maharaj.
37:08 — Srila Sridhar Maharaj’s English and Sanskrit are very clear, but his Bengali is very complicated.
38:05 — How devotees are hiding secrets in their writings.
41:02 — Q (Gauranga Haridasi D.D.): what is bhakti?
41:42 — Isn’t it too late to ask that question? :) just kidding.
42:12 — Definition of pure devotion by Rupa Goswami.
49:00 — “Rama” in Hare Krishna manamantra is not Ramachandra, but Radha-raman Krishna.
51:41 — Krishnamurti states that chanting of “Hare Krishna” and “Coca Cola” produces the same effect.
54:43 — Hari haraye namah krishna...


скачать (формат M4A, 51.71M)

 

 

Аудио

Слушайте с канала "Universal Wave" на Фейсбуке 

или 

напрямую в вашем любимом плеере

Universal Wave_v4_2_4


Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Фирменные секреты преданности

(17 марта 2017 года. Гупта Говардхан)

 

Итак, я могу говорить на любую тему, да? Хорошо. Я не знаю, говорил ли я уже об этом раньше, но я работал над «Прапанна-дживанамритам». И один из моментов, который мне показался весьма интересным в «Прапанна-дживанамритам», которая основана на «Шаранагати», — это то, что молитвы Шри Чайтаньи Махапрабху, которые главным образом приходят из Его «Шикшаштаки», а это, разумеется, главные молитвы, составленные Махапрабху, они в том, как составлена «Прапанна-дживанамритам», относятся к категории: «Слова преданных». И все же мы знаем, что Махапрабху… Мы говорим: маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа[1], что на самом деле Махапрабху внутренне — Кришна, но Он «покрыт» бхава-канти, то есть настроением и сиянием Шримати Радхарани, Ее настроением. Главным образом это будет выражено через випраламбху, через настроение разлуки — это основное настроение, выраженное Махапрабху. Также, разумеется, золотой цвет Радхарани, Ее сияние.

#00:01:34#

Итак, хотя мы знаем, что Он [Махапрабху] — это сам Кришна с этим настроением и сиянием Шримати Радхарани, но все же в том, как составлена «Прапанна-дживанамритам», которая основана, мы можем сказать, на объяснении «Шаранагати»… И шаранагати, или самопредание, — это главная тема «Прапанна-дживанамритам». Разумеется, Шрила Шридхар Махарадж написал также комментарий «Лагху-[бхакти-]чандрика» на «Шаранагати», но слова Махапрабху в особенности включены в раздел: «Слова преданных». И Его различные молитвы «Шикшаштаки» или другие категории.

#00:02:25#

Другие категории — это: «Смирение», «Предложение всего благоприятного Кришне», «Отвержение всего неблагоприятного», «Ощущение, что ты всегда защищен Господом», «Войти в семью Господа» — это одно из объяснений гоптритве-варана. Иногда это переводят как «Принятие опеки Господа». Но мы слышали, гоптритве-варана как значение: «войти в семью Кришны». И атма-ниведана или атма-никшепа, что значит: «Использовать все в служении Господу». А это значит — слова, разум, поступки, ум и так далее. Но заявление Махапрабху — это заявление преданного. И это один из моментов…

#00:03:40#

Шрила Шридхар Махарадж в «Прапанна-дживанамритам» говорит… Сперва Гуру Махарадж предлагает… В «Прапанна-дживанамритам», знаете, [в начале] приводится мангалачарана и подношение Божеству, которому эта книга предлагается. И там Гуру Махарадж предлагает свою книгу Гауре-Сарасвати. Мы также можем увидеть связь между Гаурой-Сарасвати и Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Но мы можем сказать, что подобное Божеству Гаура-Сарасвати — это послание Махапрабху или киртан Махапрабху, мы можем сказать. Понимаете — книга предлагается таким образом. Но Махапрабху… И Гуру Махарадж объясняет: Шри Чайтанья Махапрабху показывает идеальный пример поведения, поступки, настроения ачарьи. И есть определенные группы — апа-сампрадаи, или сампрадаи с неправильными представлениями [о Божественном], которые пытаются приравнять Шри Чайтанью Махапрабху к Кришне. Это такие [сампрадаи], как гауранга-нагари — они пытаются [представлять,] как Кришна был занят тем, что наслаждался с обитателями Вриндавана, танцевал в раса-лиле и так далее. Но поступки Махапрабху — иные.

#00:05:45#

Мы видим в «Чайтанья-чаритамрите», что однажды Махапрабху разговаривал с астрологом, и Махапрабху сказал астрологу: «Можешь ли ты сказать Мне, кем Я был в Моей прошлой жизни?» И тот астролог (знаете, этот человек, который может видеть прошлое, настоящее и будущее) говорит Махапрабху: «Знаешь, я вижу, в Твоей прошлой жизни, я вижу это ослепляющее сияние, проявление брахмаджьоти во все стороны исходит от Тебя. Ты — изначальный Господь собственной персоной». И тогда Махапрабху говорит: «Я верю, но твое видение немного ошибочно. Потому что Я знаю, что в Своей прошлой жизни Я был пастушком. И, благодаря Своим благочестивым поступкам, теперь Я родился в брахманической семье». Махапрабху так говорит ему. Но даже в этом юморе Махапрабху вы можете заметить, что есть различие между пастушком и рождением в брахманской семье. Там отмечается, что поступки Махапрабху, Его поведение — это идеальный пример ачарьи. И я помню, однажды Говинда Махарадж, и этот момент я нашел… Говинда Махарадж, таково его чувство юмора, говорил: «Мне нравится представлять себя так, чтобы все могли почувствовать, чтобы я мог смело сказать, что я — падшая душа. Это мое собственное ощущение. И я могу сказать — я падшая душа».

#00:07:50#

«Но я не могу утверждать этого, потому что Гуру Махарадж дал мне положение ачарьи. И если я скажу, что я — падшая душа, то это дурно отразится на Шриле Шридхаре Махарадже. Он назначил меня ачарьей. Если я ачарья, как я могу сказать, что я — падшая душа? Гуру Махарадж дал мне это положение лидера Шри Чайтанья Сарасват Матха, поэтому я не могу сказать, что я — падшая душа». Но всякий, кто воистину понимает подлинные вайшнавские чувства, в особенности гаудия-вайшнавские чувства, скажет: «Я — падший человек». Как он сказал: «Даже Махапрабху говорит: „У Меня нет любви к Кришне. Если бы у Меня и была какая-то любовь…“». Он говорит: «У меня нет любви к Кришне». И тогда там кто-то говорит: «А как же тогда те слезы, что Ты непрестанно льешь, повторяя Святое Имя?» На это Махапрабху отвечал: «Это лишь спектакль, чтобы обмануть, обвести вокруг пальца невинных людей. Скорее, Я лишь поддерживаю Свое существование, подобное существованию мухи. Я моюсь и так далее по привычке. Если бы у Меня была хоть чуть-чуть настоящая любовь к Кришне, то Я бы умер уже давно». Таковы слова Махапрабху.

#00:09:25#

Шрила Говинда Махарадж говорит: «Это — настоящие чувства, которые будет чувствовать вайшнав: „Я падшая душа“». «Но, — продолжал он, — я не могу говорить этого, потому что я представитель Гуру Махараджа». И у него была своя собственная вариация [на эту тему], он говорил: «Я был плохим мальчиком. Но Гуру Махарадж сделал меня хорошим мальчиком». Когда Шрила Говинда Махарадж был в Соквеле, он позвал сына Пушты Кришны [Прабху] — Чайтанья Даса. (Ныне это взрослый мужчина, он заканчивает медицинское училище.) Он подзывал его к себе и говорил: «Чайтанья, ты хороший мальчик?» А тот кивал головой: «Да, я хороший мальчик». Это юмор Говинды Махараджа, он говорил такие вещи. Но…

#00:10:26#

Итак, иными словами, чувства Махапрабху — это всегда проявлять настроение ачарьи. Махапрабху поет и танцует, распространяет Святое Имя — это занятие ачарьи. Мы не всегда приравниваем деяния Чайтаньи к деяниям Кришны. Как Кришна танцует глубокой ночью с пастýшками, у которых есть на самом деле их мужья, но они приходят, чтобы потанцевать с Ним. И эти поступки даже прославляют, говоря, что гопи отказались от всего, они пересекли границы традиционной нравственности, привязанности к семьям, мнениям родственников ради своей любви к Кришне. И это очень красиво, но поступки Махапрабху… Он показывает нам… на самом деле Он учит нас, как быть преданным. И потому в «Прапанна-дживанамритам» упомянуто, как в «Шикшаштаке» Махапрабху выражает чувства преданного, Он говорит:

#00:11:44#

айи нанда тануджа кин̇карам̇
патитам̇ ма̄м̇ виш̣аме бхава̄мбудхау…[2]

Итак, Он говорит: «О, Кришна, так или иначе я пал в этот океан материального бытия или материальной жизни и не могу найти выхода из этого. Но если я смогу стать атомом или крупицей пыли, былинкой у Твоих лотосных стоп, то тогда я смогу найти в этом свое прибежище». Это не выражение чувств Всевышнего, это слова преданного Господа. «О, мой дорогой Кришна, сын Нанды Махараджа! Так или иначе, я пал в этот океан материального существования». Таким образом мы можем выразить себя, стремясь обрести спасение в Господе. И многие из Его молитв в «Шикшаштаке» таковы.

#00:12:46#

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис
татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣
эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи
дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣

Он говорит: «О, мой дорогой Господь! Ты дал всю Свою милость, все заключено в пении Твоих святых имен. И даже нет жестких, сложных правил для воспевания этих святых имен. Но я столь неудачлив, что, в силу своих оскорблений, у меня нет влечения к Твоим святым именам»[3]. И, я думаю, это в комментарии Рупы Госвами, но я слышал объяснение, что когда кто-то болен желтухой, в силу переизбытка желчи в организме, даже в крови, он не может испытывать правильный вкус пищи: даже то, что сладкое, на вкус кажется очень горьким. Если у вас желтуха, то вы можете выпить стакан апельсинового сока, и он [покажется] очень горьким [на вкус]. Если у вас когда-нибудь была такая болезнь, то вы можете испытать это. У меня было, когда я был в Индии. У меня был некоторый опыт того, как это происходит — изменение твоих вкусов под влиянием желтухи и желчи. И я помню, я путешествовал с санньяси, на самом деле Тамалом Кришной Госвами, мы были тогда в Джайпуре. И я тогда сказал: «Кажется, у меня язва». Потому что все выходит [наружу] красным.

#00:14:40#

И я не мог… нам пришлось подняться наверх по лестнице, и мне было больно даже двигаться по лестнице. Люди говорили: «Что с тобой?» Наконец позвали врача. И врач… ему понадобилось две секунды. Он посмотрел на мои глаза, которые были очень желтые, и сказал: «У вас желтуха». Когда у вас желтуха, вы не можете чувствовать сладость сладкого. Это кажется горьким.

#00:15:12#

Итак, в нашем нынешнем положении бытия сладость Святого Имени мы не можем ощутить, поскольку весь наш духовный «метаболизм» был изменен в силу соприкосновения с этой материальной природой. И потому Махапрабху говорит: «Ты дал все в пении Своих святых имен, но я столь неудачлив, что у меня нет влечения к этим святым именам». Поэтому очевидно, когда Махапрабху говорит таким образом, Он говорит как человек этого мира, который стремится к достижению уровня преданности. Такова важность воспевания Святого Имени. Итак, это вторая молитва. А затем третья молитва дает нам некоторое руководство, помогающее воспеванию Святого Имени.

#00:16:12#

тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[4]

Терпение, подобное терпению дерева; смирение, подобное смирению соломы на улице. Быть в состоянии выразить почтение другим, при этом не прося ответного уважения. И Махапрабху говорит: «Если у вас есть эти духовные качества, то кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣: вы сможете петь Святое Имя Господа постоянно, если вы разовьете эти качества».

#00:16:53#

Говинда Махарадж всегда везде, где бы он ни был, говорил о развитии этих духовных качеств. Я был с ним в Боготе, Колумбии. И, как и во многих местах, они [местные жители] спросили его — есть ли у него какое-то послание для людей. И я помню (просто в качестве примера), когда Говинда Махарадж был, я думаю, в Москве, мы все попробовали мороженое в «Джаганнат-экспрессе». Говинда Махарадж заказал, может быть, три шарика мороженого, что было необычно, но он радовался этому. Там была съемочная бригада, и они задавали Говинде Махараджу вопросы. И, прежде чем они смогли задать свои вопросы, Авадхут Махарадж подошел к Говинде Махараджу и, как режиссер, сказал: «Вы Гуру, который приехал из Индии, и вы приехали сюда, чтобы благословить русских людей». Таково было руководство, что дал Авадхут Махарадж, как говорить с теле-бригадой. «Вы Гуру из Индии, и вы приехали сюда, чтобы благословить русский народ». И Говинда Махарадж говорил по этому поводу, это было очень хорошо. А в Боготе кто-то спросил Говинду Махараджа: «Есть ли у вас какое-то послание для людей, для колумбийского народа?» (Богота — это столица Колумбии). И Говинда Махарадж сказал: «В вашей стране есть все. У вас довольно солнечного света и фруктов, и сока. Поэтому, если вы просто добавите к своей жизни эти три качества:

#00:19:03#

тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

— смирение, выражение почтения и терпение, тогда все будет идеально устроено». Так Говинда Махарадж дал это благословение для всех колумбийских людей: «Просто постарайтесь добавить это в свои жизни». Он даже не говорил много: «пойте святые имена» или еще что-то. Как и во многих местах, он говорил о тр̣на̄д апи сунӣчена.

#00:19:40#

Итак, это духовные качества, что надлежит развить. Я помню, Шрила Шридхар Махарадж также дал определенные наставления, которым надлежит следовать. Их представил Госвами Махарадж в книгах, что он дал. Они составлены по наставлениям Гуру Махараджа. И Гуру Махарадж даже сказал, что Госвами Махарадж пришел к нему (позже, в его позднем возрасте, когда Шрила Шридхар Махарадж уже был в более зрелом возрасте), он сказал: «Госвами Махарадж пришел ко мне и ограбил меня, похитил у меня мои реализации». Также он говорил: «Это внутренние секреты, фирменные секреты вайшнавизма». И он дал разные фирменные секреты, но один, что мне всегда нравился, — это когда Шрила Шридхар Махарадж говорил о поиске недостатков.

#00:21:01#

Он говорил: «Когда я предстаю перед Господом, то я являюсь перед ним так: „О, мой Господь, я очень падший. Поэтому я очень нуждаюсь в Твоей милости“». Как когда Рупа и Санатана обратились к Махапрабху, они сказали Махапрабху: «Мой Господь, Твоя милость обращена к падшим, и Ты не найдешь лучших кандидатов, чем мы. Мы — самые падшие. И потому мы наиболее заслуживаем Твоей милости. Ты спас Джагая и Мадхая. Тебе не пришлось даже очень сильно напрягаться — они уже были обитателями Навадвипы, и они были из брахманской семьи. И у них был только один недостаток — у них была привязанность к греховным поступкам. Но для Тебя очистить человека от любого количества греха не трудно, но мы сами наемные работники, млеччхи». Это слово можно произвольно перевести как «мясоеды», но в данном смысле под млеччхами подразумевались мусульмане. «Мы работаем на царя мусульманина, и мы переняли привычки и поступки этих людей. Мы даже приняли их имена. Поэтому, — говорили они, — мы самые падшие. И потому мы взываем в особенности к Твоей милости». Тогда Махапрабху сказал: «О, Рупа и Санатана! Пожалуйста, остановитесь. Ваше смирение разрывает Мое сердце. Пожалуйста! Я уже дал вам наставления». И эти наставления весьма неповторимы. Наставления, что Махапрабху дал Рупе и Санатане…

#00:23:10#

Он сказал: «Когда женщина замужем, но у нее есть возлюбленный, то есть любовник, то она будет выполнять свою работу по дому еще тщательней, чем если бы у нее не было любовника, для того, чтобы муж никогда ничего не заподозрил». И [Махапрабху] сказал: «Таким образом вы занимайтесь своей деятельностью…» То есть это, можно сказать, дальнейшее развитие того, что у человека есть свои занятия в этом мире, свои обязанности. У нас есть работа, у нас есть семья, у нас есть много обязанностей. Но подлинное сознание будет направлено на то, какова наша подлинная любовь. А это — Господь и Его преданные, служение Господу, повторение Святого Имени. Но мы не будем расслабляться в своих обязанностях по отношению к этому миру. Мы будем делать все с сознанием не того, кто стремится к материальному успеху в этом мире, но с тем качеством, что все будет пронизано нашим сознанием, желанием посвятить все, что мы делаем, так или иначе, служению Господу. Даже если мы, казалось бы, работаем как конкуренты в материальной атмосфере, — это также может быть направлено на то, чтобы в дальнейшем суметь больше оценить преданных. А также суметь заработать себе на жизнь, чтобы мы могли продолжать свое служение и быть в состоянии помогать преданным. Как Махапрабху сказал Мукунде… Мукунда был врачом короля.

#00:25:23#

И Махапрабху сказал: «Ты занимайся заработком для того, чтобы быть в состоянии служить вайшнавам». Но он сказал… Кому? Сын Мукунды — Рагхунандан? Да. Он сказал ему… Нет, он сказал Нарахари, это не сын [Мукунды]. Ему сказал: «Тебе следует служить преданным». Итак, есть разные советы… Разные советы. Это правильное склонение слова «совет»? Он давал разные советы преданным… Как, например, однажды, когда Махапрабху разговаривал с Сатьяраджем… Там были обитатели Канды. И там он [Сатьяраджа] сказал: «А чем нам следует заниматься? Мы — грихастхи. Чем нам следует заниматься?» И Махапрабху сказал: «Повторяйте Святое Имя и служите вайшнавам». И тогда они говорят: «Да, но повторять Святое Имя и заниматься вайшнава-севой…» И сперва они спросили: «Кто такой вайшнав?» И Махапрабху ответил: «Всякий, кто повторил Святое Имя один раз, — их следует считать вайшнавами. Их следует почитать в своем уме». И на следующий год они спросили [об этом же]… И он сказал: «Повторяйте святые имена и служите вайшнавам». И тогда Махапрабху дал, можно сказать, определение среднего уровня [вайшнава] — мадхьяма-адхикари. Но даже это очень высоко. Он сказал: «Это тот, кто всегда служит Господу и в сердце своем всегда служит Господу во Вриндаване». Он сказал: «Это — вайшнав». И это второй класс вайшнава, хотя нам это кажется очень высоким. Но когда они снова, на третий год, спросили Его: «Кто такой вайшнав?» «Да, повторять Святое Имя и служить вайшнавам», но они спросили: «А кто такой вайшнав?» И Махапрабху ответил: «Тот, само присутствие которого побуждает вас повторять Святое Имя Кришны, — это вайшнав». Это — уттама-адхикари. Наиболее возвышенный вайшнав. Таким образом.

#00:28:13#

Как я говорил, при разговоре [Махапрабху] с Рупой и Санатаной они предстали в образе самых падших. Гуру Махарадж, говоря о фирменных секретах вайшнавов, сознания Кришны, сказал, что фирменный секрет в том, что, когда я обращаюсь к Господу, я скажу: «Я падшая душа. И потому я в наибольшей степени заслуживаю Твоей милости». И Шрила Гуру Махарадж объяснил: «Потому мы обращаемся в департамент милости. А не в департамент справедливости». Справедливость — это как старые законы, скажем, в западной традиции. Это идея, как это [можно] сформулировать, — глаз за глаз, зуб за зуб. Такие законы. Так это выражается — глаз за глаз, зуб за зуб. Это идея справедливости. Но есть и идея милости. Итак, Шрила Гуру Махарадж говорит, что мы обращаемся в департамент милости. Мы не хотим, чтобы Господь нас судил. Иногда на Западе думают о Господе как о судье. Или как о ком-то, кто смотрит сверху на наши поступки и судит нас. И, если мы совершаем слишком много дурных поступков, то тогда Он потянет за рычаг, и мы падем куда-то глубоко в недра… Итак, нас не интересует департамент справедливости, мы ищем департамент милости. И Гуру Махарадж выдал этот фирменный секрет. Он сказал: «Если вы хотите милости к себе, то вы не можете быть столь критичны и критиковать других». И это — фирменный секрет. Он говорит: «Иначе это лицемерие, если вы для себя требуете милости, но других вы требуете судить очень сурово. Требуете, чтобы их судили по букве закона: „Нет, этот человек нарушил регулирующий принцип, и потому его следует изгнать из Матха“».

#00:30:43#

Знаете, однажды Гуру Махарадж сказал Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, что один преданный сделал кое-что неправильно. И Сарасвати Тхакур сказал: «Я не могу принять его, не могу принять этого». Но он сказал Гуру Махараджу: «Но тебе следует проявить к нему милость». И Гуру Махарадж ответил: «Но если вы, Гурудев, говорите, что не можете принять этого человека, как мы можем относиться к нему как-либо иначе?» И Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Так же, когда Махапрабху путешествовал с Кришнадасом в Южной Индии, и Его слуга, Кришнадас, был соблазнен женщинами бхаттахари». Бхаттахари — это такие тантрики. И они соблазнили Кришнадаса. А он был слугой Махапрабху. Тогда Махапрабху сказал им: «Я санньяси. Зачем же вы пытаетесь ограбить Моего слугу, Кришнадаса?» И тогда они напали на Махапрабху с ножами и топорами. Но когда они напали с ножами и топорами на Махапрабху, то все их ножи и топоры стали выпадать из их рук и резать их собственные ноги и руки. Тогда Махапрабху буквально спас Кришнадаса, вытащив его за волосы. Затем Махапрабху продолжил Свое путешествие по Южной Индии, пока не вернулся снова в Джаганнатха Пури. И Он сказал: «Посмотрите, каков характер этого человека. Произошло вот что и теперь Я вернул его назад. И Я не хочу, чтобы он более служил Мне. Теперь он может ступать прочь и поступать как ему угодно». Кришнадас заплакал. Но Нитьянанда Прабху продолжил занимать Кришнадаса [служением миссии Махапрабху]. Он сказал Махапрабху: «Ты вернулся из Южной Индии, и обитатели Навадвипы должны получить весточку. Поэтому нам нужно, чтобы кто-то отправился в Навадвипу и рассказал всем, что Ты вернулся. Нам понадобится для этого один человек». И Махапрабху сказал: «Поступайте, как вам угодно». Махапрабху знал, что они подразумевали Кришнадаса, что Нитьянанда хочет и далее задействовать того в служении Господу.

#00:33:53#

Тогда Гуру Махарадж сказал, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объяснил: «Несмотря на то, что я не могу принять служение этого человека, из-за того неправильного, что он совершил, но все же вы должны задействовать его так же, как [в случае с] Махапрабху — хоть [Он] и отверг Кришнадаса, но Нитьянанда Прабху продолжал задействовать того в служении Ему». Итак, он сказал: «Вы поступайте, как Нитьянанда Прабху. Вы и далее продолжайте задействовать этого человека в служении». Может быть, его выгнали из храма, но позже ему снова позволили вернуться. Таково было суждение о милости, что была дарована преданными. Итак, таково объяснение Гуру Махараджем фирменных секретов. И это один из них. Есть и другие. Реализации вайшнава-ачарьи, фирменные секреты, зрелые реализации кого-то вроде Шрилы Шридхара Махараджа… «Если вы хотите милости к себе, то вы не можете применять строгий кодекс закона к другим и осуждать других. Это было бы лицемерно. Как вы можете требовать терпеть ваши собственные недостатки, при этом излишне критикуя недостатки других?» Поэтому Гуру Махарадж сказал… и это — предупреждение против склонности к поиску изъянов, это об опасности склонности искать изъяны. На самом деле это лицемерно — поступать так. На самом деле это очень зрелые реализации.

#00:35:57#

Но, так или иначе, Шрила Шридхар Махарадж сказал, что Госвами Махарадж пришел для того, чтобы выразить зрелые реализации Шрилы Шридхара Махараджа. Я чувствую, что они связаны, как выражения Гуру Махараджа в «Шаранагати» о поучениях Господа. Там говорится не как о Всевышнем, но Его слова отнесены к словам преданных. И реализации Гуру Махараджа говорят об этом. Эти строки — руководство для преданных, и он сам дает эти указания. Так или иначе. Это некоторые вещи, что приходят мне на ум, когда я сижу здесь и меня попросили выступить. И, быть может, во многих местах я говорил на эти темы, но это нечто, что, можно сказать, прописано в моем сознании. Это что-то, что я слышал, чему научился после того, как пришел в Шри Чайтанья Сарасват Матх и соприкоснулся с произведениями Шрилы Гуру Махараджа, со словами Шрилы Гуру Махараджа, как они выражены в его наставлениях. Госвами Махарадж говорил вчера, что эти наставления звучат очень ясно, потому что они изначально выражены на английском языке. Шрила Говинда Махарадж сказал, что санскрит Шрилы Гуру Махараджа было очень легко понимать. Но его бенгали был очень сложным. Он сказал: «Гуру Махарадж прятался за словами бенгальского языка». Однажды Шрила Говинда Махарадж сказал об одном моменте, что Гуру Махарадж написал — это было что-то очень возвышенное.

#00:38:19#

Шрила Говинда Махарадж сказал: «Если ваша цель — это скрыть смысл сказанного, тогда эта цель достигнута». Шрила Шридхар Махарадж ответил: «Да. Я пытаюсь скрыть определенный смысл». И кто-то может спросить: «Но с чего бы такому быть?» Кришнадас Кавирадж иногда говорит: «Эти вещи столь возвышенны, что их не следует озвучивать публично. Но я так делаю, будучи убежденным, что преданные поймут, а обычные люди не поймут. И тем лучше». Так говорил он, ссылаясь на определенные высокие реализации, что дал Махапрабху. Выражая определенные вещи, он говорит: «Эти вещи не следует даже выражать, не следует даже озвучивать». Он говорит: «Мне не следует даже говорить об этом. Но если бы я не сказал этого, то я бы не признал милость, что была дарована мне Шри Шри Радхой-Мадана-Моханом». Он [Кришнадас Кавирадж Госвами] признал, что это Божество диктовало ему. И он также говорит о милости Нитьянанды Прабху… Нитьянанда Прабху указал ему отправиться во Вриндаван, где все будет явлено. И тогда Кришнадас Кавирадж говорит: «Об этом решении не следует говорить, но если я не расскажу об этих событиях, то я не выражу свою признательность Господу и Его Божествам, Его облику арча-виграха. Это означало бы, что я непризнателен. С другой стороны, публично об этом нельзя говорить, но все же я говорю это, подразумевая, что преданные сумеют это понять. А обычные материалисты будут не в состоянии это понять, и тем лучше». Можно считать это даже проявлением юмора, забавным выражением. «Я говорю эти вещи, хотя мне не следует говорить об этом, но обычные люди не поймут, поэтому у меня нет проблем с этим». Так или иначе… Говоря таким образом, я даже не знаю, есть ли у вас какие-либо вопросы от зрителей или вопросы от преданных. Мне сказали, что кто-то прислал вопрос вчера ночью…

#00:41:17#

Преданный: От зрителя из России. Это Гауранга Харидаси Диди.

Шрила Джанардан Махарадж: Харидаси?

Преданный: Да, Гауранга Харидаси Диди. Она задает очень короткий вопрос, но глубокий: «Что значит бхакти

#00:41:42#

Шрила Джанардан Махарадж: Я мог бы ответить забавно, с юмором. Я думаю, Говинда Махарадж говорил иногда такие вещи: «А долго вы были преданным?» Если вы только сейчас задаете вопрос, то он отвечал так в шутку: «А не поздно ли вам задаваться таким вопросом — что такое бхакти?» Но все же это хороший вопрос: «Что такое бхакти?» И знаете, мы говорим о разных уровнях бхакти: карма-мишра-бхакти и гьяна-мишра-бхакти. Эти слова Рупы Госвами:

#00:42:34#

анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄[5]

Это — подлинный уровень бхакти, свободной от гьяны и кармы. Как Гуру Махарадж однажды выразил это: «Бхакти свободна, бхакти независима от силы и независима от знания». Поэтому, можно сказать, что для преданных… Означает ли это, что преданные будут слабыми? Означает ли это, что преданные будут глупыми? Или неразумными. Но есть стих, утверждающий:

#00:43:20#

ва̄судеве бхагавати, бхакти-йогах̣ прайоджитах̣
джанайатй а̄ш́у ваира̄гйам̇, джн̃а̄нам̇ ча йад ахаитукам[6]

Тот, кто занят ва̄судева-бхагавати, кто занят служением Господу, можно сказать, что такой человек будет развивать знание просто в процессе своих собственных реализаций. Они обретут знание, и они также достигнут отрешенности, которую можно приравнять… Обычно отрешенность, когда мы говорим о ком-то, кто излишне предается аскезам, — можно считать это сухостью, но мы слышим о вайрагье в другом смысле — юкта-вайрагье. Юкта-вайрагья означает, что я отрешен от самой мысли о том, что материальное богатство или материальные предметы предназначены для моего собственного наслаждения. Скорее, я понимаю, что их следует использовать в служении Кришне, в служении Господу. Деньги и то, что можно считать прекрасными предметами этого мира, следует предлагать Господу.

#00:44:49#

Итак, Рупа Госвами говорит: «Бхакти должна быть свободна от кармы и гьяны, свободна от чувства эксплуатации, от кармы — от попытки эксплуатировать этот мир». Также [бхакти] должна быть свободна от… Гуру Махарадж приравнивал карму к желанию материальной власти. А гьяна, можно сказать, что это знание или отреченность. Итак, Гуру Махарадж объяснил мне, что преданность свободна от желания власти или от знания. И я сказал: «Гуру Махарадж, все знают, что вы очень много знаете, все знают, что вы очень разумный». И тогда Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Знание — это министр. А бхакти — это король. Так же, как министр будет склоняться перед королем, служа ему, так и знание склонится в служении бхакти, которое выше всего». Мы говорим о кевала-бхакти или шуддха-бхакти. Это означает, что это чистое бхакти. И тогда… А какое другое определение, что дал Рупа Госвами? Он говорит: а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ — «все следует делать ради удовлетворения Кришны». Или, мы можем сказать: «Ради удовлетворения Кришны и Его преданных». Все следует делать ради удовлетворения Кришны и Его преданных. Поэтому та бхакти, что не «запачкана» желаниями, жаждой громкой славы… Или, как говорит Махапрабху:

#00:47:20#

на дханам̇ на джанам̇ на сундарӣм̇,
кавита̄м̇ ва̄ джагад-ӣш́а ка̄майе
мама джанмани джанманӣш́варе,
бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи[7]

«Я не хочу славы, я не хочу богатств, я не хочу наслаждений. Я даже не хочу освобождения». Или: «Я не хочу, как и вы, обычных пурушартх [четырех целей человеческой жизни]: Я не хочу дхармы, артхи, камы, мокши. Я не хочу ничего из этих вещей». Знаете:

#00:47:53#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа…[8]

«Я отвергаю любые эти внешние вещи. И Я хочу»:

на дханам̇ на джанам̇ на сундарӣм̇
кавита̄м̇ ва̄ джагад-ӣш́а ка̄майе
мама джанмани джанманӣш́варе
бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи

«Я хочу только служить Тебе из жизни в жизнь». Таковы Его слова, и мы можем сказать, что здесь выражено стремление к чистой преданности: «Я хочу только, чтобы моя преданность Тебе, о Господь, усиливалась». Так можно выразить, что такое бхакти. Это — чистая бхакти. Это нечто, что делается только для служения Кришне, для служения Гуру, для служения вайшнавам, чтобы порадовать Господа и Его преданных. Это будет бхакти для нас. Но может существовать много искаженных форм бхакти. Шрила Гуру Махарадж говорит: «Когда мы повторяем Святое Имя мы повторяем…». Знаете, мы повторяем: харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе. И Гуру Махарадж объяснил, что имя «Рама» не обозначает Рамачандру, оно указывает на Радха-рамана. Можно сказать, что служение Святому Имени — это служение Радхе и Кришне.

#00:49:52#

Здесь речь не идет о повторении имени Рамачандры. Но буквально, это пение имен Радхи и Кришны. Таким образом. Нас интересует такого рода бхакти. Чистое пение Святого Имени, шуддха-нама. И не просто шуддха-нама. Махапрабху дал таким образом… Я однажды слышал такое объяснение: нас не интересует Кришна, которого продают на рынке. Может быть, на рынке продают множество форм Кришны. Можно пойти на рынок и… Как сказано: нама, рупа, гуна, лила. Мы можем сказать, что Кришна неотличен от Своего Имени, Своего облика, Своих качеств, Своих деяний. И при этом меня не интересует такого рода презентация вечного облика Кришны. Я могу просто купить изображение на рынке, что нарисовал бриджабаси. Но я слышал это выражение: «Меня не интересует тот Кришна, что продается на рынке. Меня интересует тот Кришна, которого дает мой Гуру, мой Гурудев. Меня интересует чистая концепция Кришны, а не популярная или версия Кришны современной культуры». Как один человек… Кажется, его звали Кришнамурти. Он сказал, что преданные всегда повторяют «харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а» и приводят себя в состояние восторга просто своим гипнотическим пением, повторяя снова и снова. И в этом — мантра. И он сказал: «Вы могли бы добиться того же эффекта, повторяя снова и снова „Кока-кола“».

#00:52:16#

Кто-то написал мне: «Нравится ли вам „Кока-кола“?» Ну, может быть, иногда я и пью ее, но в целом я стараюсь избегать сахара, а «Кока-кола» — это чистый сахар. Также она очень хорошо умеет растворять самые маленькие монеты. Растворяет монеты, потому что в ней много кислоты. Так или иначе, тот Кришнамурти сказал, что можно добиться того же эффекта, что и при повторении кришна-нама, того же эффекта можно добиться от повторения «Кока-кола». «Неужели вы верите в это?» Но мы не видим, чтобы люди добивались того же эффекта повторением «Кока-кола» или люди из конкурирующего лагеря, повторяя «Пепси-кола», или «Биджа-кола» — из третьего лагеря. Мы не повторяем имена кол. Но преданные повторяют Имя Кришны и обретают любовь к Богу, повторяя это Имя. Поэтому глупо утверждать, что преданные просто заняты гипервентиляцией во время повторения Святого Имени, [что они] просто до исступления доводят себя повторением Святого Имени, и [что] якобы духовный эффект они получают от этого. Нет. Они говорят: «Как это глупо. Как вы глупы. Вы должны быть ученым человеком, и это ваши слова… Скорее, мы примем слова Гурудева и ачарьев, а не слова какого-то материалиста, мирского человека». Был ли какой-то еще вопрос? Нет?

#00:54:08#

Итак, следует ли нам спеть «Хари харайе» сейчас? Хорошо. Вы можете сыграть на мриданге и караталах? Хорошо. У нас есть игрок на мриданге? Посмотрим, получится ли у меня петь лучше, потому что вчера у меня голос превратился в лягушачий.

[Поют «Хари харайе».]

#01:00:56#

[Прославления]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас



1  Маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа, рӯпа̄нуга джонера джӣвана / виш́вамбхара прийан̇кара, ш́рӣ сварӯпа-да̄модара, ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана — «Махапрабху Шри Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи и Кришны, и Он — сама жизнь тех вайшнавов, которые следуют пути Шри Рупы Госвами. Шри Сварупа Дамодар Госвами, Рупа Госвами и Санатана Госвами приносили великое счастье Вишвамбхаре (Шри Чайтанье) («Шри Гуру-парампара», стих 6).

2  Айи нанда тануджа кин̇карам̇ патитам̇ ма̄м̇ виш̣аме бхава̄мбудхау / кр̣пайа̄ тава па̄да-пан̇каджа-стхита-дхӯлӣ-садр̣ш́ам̇ вичинтайа — «О сын Нанды Махараджа, я Твой вечный слуга. Но мои прегрешения не дают мне вырваться из пучины рождений и смертей. Прими мою падшую душу, пусть я буду пылинкой у Твоих лотосоподобных стоп» («Шри Шикшаштакам», стих 5).

3  Шри Шикшаштакам, стих 2.

4  «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», стих 3).

5  «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

6  «Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретает беспричинное знание и избавляется от привязанности к миру» («Шримад‑Бхагаватам», 1.2.7).

7  «Господь, я не стремлюсь к накоплению богатства, последователям, красивым женщинам и даже спасению. Моя единственная молитва — о непрерывном преданном служении Тебе, жизнь за жизнью» («Шри Шикшаштакам», стих 4).

8  Сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Бхагавад-гита, 18.66).




←  «О сочувствии и симпатии». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет, насколько важно искренне просить о прощении | “Sympathetic Dealing.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj explains the importance of sincere apology ·• Архив новостей •· «Оставь все виды религий». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 24 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

На русском

00:00 — «Прапанна-дживанамрита». Слова Махапрабху там отнесены к словам преданных.
04:35 — Махапрабху показывает пример идеального ачарьи.
05:50 — Беседа Махапрабху с астрологом о прошлой жизни.
07:19 — Говинда Махарадж: «Я хотел бы сказать, что я падшая душа, но не могу, потому что Гуру Махарадж дал мне положение ачарьи».
10:30 — Махапрабху поёт, танцует, раздаёт Святое Имя, показывая пример ачарьи.
13:25 — Пример Рупы Госвами о желтухе и неспособности чувствовать сладость Имени Кришны.
17:19 — Как Авадхут Махарадж в Москве наставлял Говинду Махараджа, как говорить на ТВ.
18:31 — Гурудев в Боготе (Колумбия): «У вас есть всё, просто добавьте терпения, смирения и почтения, не желая почтения к себе».
19:54 — Фирменные секреты зрелой преданности Шрилы Шридхара Махараджа выражены в книгах, изданных Госвами Махараджем.
21:16 — Смирение Рупы и Санатаны.
22:58 — Совет Махапрабху Рупе и Санатане (пример с замужней женщиной и любовником).
25:07 — Наставления Махапрабху Мукунде (врачу) и Нарахари.
26:17 — Ответы Махапрабху Сатьярадже Кхану (три определения «кто такой преданный»).
28:10 — Фирменный секрет преданности: желать милости Господа не только к себе, но и к другим. Департаменты милости и справедливости.
30:44 — История: Сарасвати Тхакур отверг преданного, но попросил Шрилу Шридхара Махараджа принять его. История Махапрабху и его слуги Кришнадаса. 
34:43 — Реализация Вайшнава Ачарьи. 
35:58 — Госвами Махарадж пришёл, чтобы выразить зрелые реализации Шрилы Гуру Махараджа.
37:08 — Английский и санскрит Шрилы Шридхара Махараджа очень ясны, но его бенгали очень сложный.
38:05 — Как преданные скрывают тайны в своих произведениях.
41:02 — Вопрос (Гауранга Харидаси Деви Даси): Что такое бхакти?
41:42 — Не поздно ли задаваться этим вопросом? :) шутка.
42:12 — Определение чистой преданности от Рупы Госвами.
49:00 — «Рама» в Харе Кришна маха-мантре — это не Рамачандра, а Радха-раман Кришна.
51:41 — Кришнамурти утверждает, что повторение «Харе Кришна» и «Кока кола» дают одинаковый эффект.
54:43 — Хари харайе намах кришна...

⇓ Стерео перевод (обычный): ⇓

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 60.9 МБ)

⇓ Моно перевод: ⇓

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 45.7 МБ)

In English

Trade Secrets of Devotion

00:00 — Prapanna Jivanamrita. Mahaprabhu’s words are given in the section of devotees’ words.
04:35 — Mahaprabhu shows an example of perfect Acharya.
05:50 — Mahaprabhu’s talk with astrologer about His past life.
07:19 — Govinda Maharaj: “I would like to say I am a fallen soul, but I can’t becuase Guru Maharaj gave me the position of Acharya.”
10:30 — Mahaprabhu is singing, dancing and distributing the Holy Name showing the Acharya example.
13:25 — Rupa Goswami’s example about jaundice and inability to perceive the sweetness of Krishna’s Name.
17:19 — Hpow Avadhut Maharaj in Moscow instructed Govinda Maharaj on how to speak on TV.
18:31 — Gurudev in Bogota (Columbia): “You have everything, just add tolerance, humility and offering respect wihout demanding respect for yourselves.”
19:54 — Trade secrets of the mature devotion of Srila Sridhar Maharaj are expressed in the books published by Goswami Maharaj.
21:16 — Rupa and Sanatana’s humility.
22:58 — Mahaprabhu’s advice to Rupa and Sanatana (example with married woman who has a lover).
25:07 — Instructions to Mukunda (doctor) and Narahari.
26:17 — Mahjaprabhu’s answers to Satyaraja Khan (three definitions of “who is a devotee”).
28:10 — Trade secret of devotion: desire for Lord’s mercy not only to yourself, but also for others. Departments of mercy and justice.
30:44 — Story: Saraswati Thakur rejected a devotee but asked Srila Sridhar Maharaj to accept him. Story of Mahaprabhu and His servant Krishnadas.
34:43 — Relaisations of Vaishnava Acharya.
35:58 — Goswami Maharaj came to express mature realizations of Srila Sridhar Maharaj.
37:08 — Srila Sridhar Maharaj’s English and Sanskrit are very clear, but his Bengali is very complicated.
38:05 — How devotees are hiding secrets in their writings.
41:02 — Q (Gauranga Haridasi D.D.): what is bhakti?
41:42 — Isn’t it too late to ask that question? :) just kidding.
42:12 — Definition of pure devotion by Rupa Goswami.
49:00 — “Rama” in Hare Krishna manamantra is not Ramachandra, but Radha-raman Krishna.
51:41 — Krishnamurti states that chanting of “Hare Krishna” and “Coca Cola” produces the same effect.
54:43 — Hari haraye namah krishna...

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат M4A, 54.2 МБ)

 

 

Аудио

Слушайте с канала "Universal Wave" на Фейсбуке 

или 

напрямую в вашем любимом плеере

Universal Wave_v4_2_4


Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Фирменные секреты преданности

(17 марта 2017 года. Гупта Говардхан)

 

Итак, я могу говорить на любую тему, да? Хорошо. Я не знаю, говорил ли я уже об этом раньше, но я работал над «Прапанна-дживанамритам». И один из моментов, который мне показался весьма интересным в «Прапанна-дживанамритам», которая основана на «Шаранагати», — это то, что молитвы Шри Чайтаньи Махапрабху, которые главным образом приходят из Его «Шикшаштаки», а это, разумеется, главные молитвы, составленные Махапрабху, они в том, как составлена «Прапанна-дживанамритам», относятся к категории: «Слова преданных». И все же мы знаем, что Махапрабху… Мы говорим: маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа[1], что на самом деле Махапрабху внутренне — Кришна, но Он «покрыт» бхава-канти, то есть настроением и сиянием Шримати Радхарани, Ее настроением. Главным образом это будет выражено через випраламбху, через настроение разлуки — это основное настроение, выраженное Махапрабху. Также, разумеется, золотой цвет Радхарани, Ее сияние.

#00:01:34#

Итак, хотя мы знаем, что Он [Махапрабху] — это сам Кришна с этим настроением и сиянием Шримати Радхарани, но все же в том, как составлена «Прапанна-дживанамритам», которая основана, мы можем сказать, на объяснении «Шаранагати»… И шаранагати, или самопредание, — это главная тема «Прапанна-дживанамритам». Разумеется, Шрила Шридхар Махарадж написал также комментарий «Лагху-[бхакти-]чандрика» на «Шаранагати», но слова Махапрабху в особенности включены в раздел: «Слова преданных». И Его различные молитвы «Шикшаштаки» или другие категории.

#00:02:25#

Другие категории — это: «Смирение», «Предложение всего благоприятного Кришне», «Отвержение всего неблагоприятного», «Ощущение, что ты всегда защищен Господом», «Войти в семью Господа» — это одно из объяснений гоптритве-варана. Иногда это переводят как «Принятие опеки Господа». Но мы слышали, гоптритве-варана как значение: «войти в семью Кришны». И атма-ниведана или атма-никшепа, что значит: «Использовать все в служении Господу». А это значит — слова, разум, поступки, ум и так далее. Но заявление Махапрабху — это заявление преданного. И это один из моментов…

#00:03:40#

Шрила Шридхар Махарадж в «Прапанна-дживанамритам» говорит… Сперва Гуру Махарадж предлагает… В «Прапанна-дживанамритам», знаете, [в начале] приводится мангалачарана и подношение Божеству, которому эта книга предлагается. И там Гуру Махарадж предлагает свою книгу Гауре-Сарасвати. Мы также можем увидеть связь между Гаурой-Сарасвати и Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Но мы можем сказать, что подобное Божеству Гаура-Сарасвати — это послание Махапрабху или киртан Махапрабху, мы можем сказать. Понимаете — книга предлагается таким образом. Но Махапрабху… И Гуру Махарадж объясняет: Шри Чайтанья Махапрабху показывает идеальный пример поведения, поступки, настроения ачарьи. И есть определенные группы — апа-сампрадаи, или сампрадаи с неправильными представлениями [о Божественном], которые пытаются приравнять Шри Чайтанью Махапрабху к Кришне. Это такие [сампрадаи], как гауранга-нагари — они пытаются [представлять,] как Кришна был занят тем, что наслаждался с обитателями Вриндавана, танцевал в раса-лиле и так далее. Но поступки Махапрабху — иные.

#00:05:45#

Мы видим в «Чайтанья-чаритамрите», что однажды Махапрабху разговаривал с астрологом, и Махапрабху сказал астрологу: «Можешь ли ты сказать Мне, кем Я был в Моей прошлой жизни?» И тот астролог (знаете, этот человек, который может видеть прошлое, настоящее и будущее) говорит Махапрабху: «Знаешь, я вижу, в Твоей прошлой жизни, я вижу это ослепляющее сияние, проявление брахмаджьоти во все стороны исходит от Тебя. Ты — изначальный Господь собственной персоной». И тогда Махапрабху говорит: «Я верю, но твое видение немного ошибочно. Потому что Я знаю, что в Своей прошлой жизни Я был пастушком. И, благодаря Своим благочестивым поступкам, теперь Я родился в брахманической семье». Махапрабху так говорит ему. Но даже в этом юморе Махапрабху вы можете заметить, что есть различие между пастушком и рождением в брахманской семье. Там отмечается, что поступки Махапрабху, Его поведение — это идеальный пример ачарьи. И я помню, однажды Говинда Махарадж, и этот момент я нашел… Говинда Махарадж, таково его чувство юмора, говорил: «Мне нравится представлять себя так, чтобы все могли почувствовать, чтобы я мог смело сказать, что я — падшая душа. Это мое собственное ощущение. И я могу сказать — я падшая душа».

#00:07:50#

«Но я не могу утверждать этого, потому что Гуру Махарадж дал мне положение ачарьи. И если я скажу, что я — падшая душа, то это дурно отразится на Шриле Шридхаре Махарадже. Он назначил меня ачарьей. Если я ачарья, как я могу сказать, что я — падшая душа? Гуру Махарадж дал мне это положение лидера Шри Чайтанья Сарасват Матха, поэтому я не могу сказать, что я — падшая душа». Но всякий, кто воистину понимает подлинные вайшнавские чувства, в особенности гаудия-вайшнавские чувства, скажет: «Я — падший человек». Как он сказал: «Даже Махапрабху говорит: „У Меня нет любви к Кришне. Если бы у Меня и была какая-то любовь…“». Он говорит: «У меня нет любви к Кришне». И тогда там кто-то говорит: «А как же тогда те слезы, что Ты непрестанно льешь, повторяя Святое Имя?» На это Махапрабху отвечал: «Это лишь спектакль, чтобы обмануть, обвести вокруг пальца невинных людей. Скорее, Я лишь поддерживаю Свое существование, подобное существованию мухи. Я моюсь и так далее по привычке. Если бы у Меня была хоть чуть-чуть настоящая любовь к Кришне, то Я бы умер уже давно». Таковы слова Махапрабху.

#00:09:25#

Шрила Говинда Махарадж говорит: «Это — настоящие чувства, которые будет чувствовать вайшнав: „Я падшая душа“». «Но, — продолжал он, — я не могу говорить этого, потому что я представитель Гуру Махараджа». И у него была своя собственная вариация [на эту тему], он говорил: «Я был плохим мальчиком. Но Гуру Махарадж сделал меня хорошим мальчиком». Когда Шрила Говинда Махарадж был в Соквеле, он позвал сына Пушты Кришны [Прабху] — Чайтанья Даса. (Ныне это взрослый мужчина, он заканчивает медицинское училище.) Он подзывал его к себе и говорил: «Чайтанья, ты хороший мальчик?» А тот кивал головой: «Да, я хороший мальчик». Это юмор Говинды Махараджа, он говорил такие вещи. Но…

#00:10:26#

Итак, иными словами, чувства Махапрабху — это всегда проявлять настроение ачарьи. Махапрабху поет и танцует, распространяет Святое Имя — это занятие ачарьи. Мы не всегда приравниваем деяния Чайтаньи к деяниям Кришны. Как Кришна танцует глубокой ночью с пастýшками, у которых есть на самом деле их мужья, но они приходят, чтобы потанцевать с Ним. И эти поступки даже прославляют, говоря, что гопи отказались от всего, они пересекли границы традиционной нравственности, привязанности к семьям, мнениям родственников ради своей любви к Кришне. И это очень красиво, но поступки Махапрабху… Он показывает нам… на самом деле Он учит нас, как быть преданным. И потому в «Прапанна-дживанамритам» упомянуто, как в «Шикшаштаке» Махапрабху выражает чувства преданного, Он говорит:

#00:11:44#

айи нанда тануджа кин̇карам̇
патитам̇ ма̄м̇ виш̣аме бхава̄мбудхау…[2]

Итак, Он говорит: «О, Кришна, так или иначе я пал в этот океан материального бытия или материальной жизни и не могу найти выхода из этого. Но если я смогу стать атомом или крупицей пыли, былинкой у Твоих лотосных стоп, то тогда я смогу найти в этом свое прибежище». Это не выражение чувств Всевышнего, это слова преданного Господа. «О, мой дорогой Кришна, сын Нанды Махараджа! Так или иначе, я пал в этот океан материального существования». Таким образом мы можем выразить себя, стремясь обрести спасение в Господе. И многие из Его молитв в «Шикшаштаке» таковы.

#00:12:46#

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис
татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣
эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи
дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣

Он говорит: «О, мой дорогой Господь! Ты дал всю Свою милость, все заключено в пении Твоих святых имен. И даже нет жестких, сложных правил для воспевания этих святых имен. Но я столь неудачлив, что, в силу своих оскорблений, у меня нет влечения к Твоим святым именам»[3]. И, я думаю, это в комментарии Рупы Госвами, но я слышал объяснение, что когда кто-то болен желтухой, в силу переизбытка желчи в организме, даже в крови, он не может испытывать правильный вкус пищи: даже то, что сладкое, на вкус кажется очень горьким. Если у вас желтуха, то вы можете выпить стакан апельсинового сока, и он [покажется] очень горьким [на вкус]. Если у вас когда-нибудь была такая болезнь, то вы можете испытать это. У меня было, когда я был в Индии. У меня был некоторый опыт того, как это происходит — изменение твоих вкусов под влиянием желтухи и желчи. И я помню, я путешествовал с санньяси, на самом деле Тамалом Кришной Госвами, мы были тогда в Джайпуре. И я тогда сказал: «Кажется, у меня язва». Потому что все выходит [наружу] красным.

#00:14:40#

И я не мог… нам пришлось подняться наверх по лестнице, и мне было больно даже двигаться по лестнице. Люди говорили: «Что с тобой?» Наконец позвали врача. И врач… ему понадобилось две секунды. Он посмотрел на мои глаза, которые были очень желтые, и сказал: «У вас желтуха». Когда у вас желтуха, вы не можете чувствовать сладость сладкого. Это кажется горьким.

#00:15:12#

Итак, в нашем нынешнем положении бытия сладость Святого Имени мы не можем ощутить, поскольку весь наш духовный «метаболизм» был изменен в силу соприкосновения с этой материальной природой. И потому Махапрабху говорит: «Ты дал все в пении Своих святых имен, но я столь неудачлив, что у меня нет влечения к этим святым именам». Поэтому очевидно, когда Махапрабху говорит таким образом, Он говорит как человек этого мира, который стремится к достижению уровня преданности. Такова важность воспевания Святого Имени. Итак, это вторая молитва. А затем третья молитва дает нам некоторое руководство, помогающее воспеванию Святого Имени.

#00:16:12#

тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[4]

Терпение, подобное терпению дерева; смирение, подобное смирению соломы на улице. Быть в состоянии выразить почтение другим, при этом не прося ответного уважения. И Махапрабху говорит: «Если у вас есть эти духовные качества, то кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣: вы сможете петь Святое Имя Господа постоянно, если вы разовьете эти качества».

#00:16:53#

Говинда Махарадж всегда везде, где бы он ни был, говорил о развитии этих духовных качеств. Я был с ним в Боготе, Колумбии. И, как и во многих местах, они [местные жители] спросили его — есть ли у него какое-то послание для людей. И я помню (просто в качестве примера), когда Говинда Махарадж был, я думаю, в Москве, мы все попробовали мороженое в «Джаганнат-экспрессе». Говинда Махарадж заказал, может быть, три шарика мороженого, что было необычно, но он радовался этому. Там была съемочная бригада, и они задавали Говинде Махараджу вопросы. И, прежде чем они смогли задать свои вопросы, Авадхут Махарадж подошел к Говинде Махараджу и, как режиссер, сказал: «Вы Гуру, который приехал из Индии, и вы приехали сюда, чтобы благословить русских людей». Таково было руководство, что дал Авадхут Махарадж, как говорить с теле-бригадой. «Вы Гуру из Индии, и вы приехали сюда, чтобы благословить русский народ». И Говинда Махарадж говорил по этому поводу, это было очень хорошо. А в Боготе кто-то спросил Говинду Махараджа: «Есть ли у вас какое-то послание для людей, для колумбийского народа?» (Богота — это столица Колумбии). И Говинда Махарадж сказал: «В вашей стране есть все. У вас довольно солнечного света и фруктов, и сока. Поэтому, если вы просто добавите к своей жизни эти три качества:

#00:19:03#

тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

— смирение, выражение почтения и терпение, тогда все будет идеально устроено». Так Говинда Махарадж дал это благословение для всех колумбийских людей: «Просто постарайтесь добавить это в свои жизни». Он даже не говорил много: «пойте святые имена» или еще что-то. Как и во многих местах, он говорил о тр̣на̄д апи сунӣчена.

#00:19:40#

Итак, это духовные качества, что надлежит развить. Я помню, Шрила Шридхар Махарадж также дал определенные наставления, которым надлежит следовать. Их представил Госвами Махарадж в книгах, что он дал. Они составлены по наставлениям Гуру Махараджа. И Гуру Махарадж даже сказал, что Госвами Махарадж пришел к нему (позже, в его позднем возрасте, когда Шрила Шридхар Махарадж уже был в более зрелом возрасте), он сказал: «Госвами Махарадж пришел ко мне и ограбил меня, похитил у меня мои реализации». Также он говорил: «Это внутренние секреты, фирменные секреты вайшнавизма». И он дал разные фирменные секреты, но один, что мне всегда нравился, — это когда Шрила Шридхар Махарадж говорил о поиске недостатков.

#00:21:01#

Он говорил: «Когда я предстаю перед Господом, то я являюсь перед ним так: „О, мой Господь, я очень падший. Поэтому я очень нуждаюсь в Твоей милости“». Как когда Рупа и Санатана обратились к Махапрабху, они сказали Махапрабху: «Мой Господь, Твоя милость обращена к падшим, и Ты не найдешь лучших кандидатов, чем мы. Мы — самые падшие. И потому мы наиболее заслуживаем Твоей милости. Ты спас Джагая и Мадхая. Тебе не пришлось даже очень сильно напрягаться — они уже были обитателями Навадвипы, и они были из брахманской семьи. И у них был только один недостаток — у них была привязанность к греховным поступкам. Но для Тебя очистить человека от любого количества греха не трудно, но мы сами наемные работники, млеччхи». Это слово можно произвольно перевести как «мясоеды», но в данном смысле под млеччхами подразумевались мусульмане. «Мы работаем на царя мусульманина, и мы переняли привычки и поступки этих людей. Мы даже приняли их имена. Поэтому, — говорили они, — мы самые падшие. И потому мы взываем в особенности к Твоей милости». Тогда Махапрабху сказал: «О, Рупа и Санатана! Пожалуйста, остановитесь. Ваше смирение разрывает Мое сердце. Пожалуйста! Я уже дал вам наставления». И эти наставления весьма неповторимы. Наставления, что Махапрабху дал Рупе и Санатане…

#00:23:10#

Он сказал: «Когда женщина замужем, но у нее есть возлюбленный, то есть любовник, то она будет выполнять свою работу по дому еще тщательней, чем если бы у нее не было любовника, для того, чтобы муж никогда ничего не заподозрил». И [Махапрабху] сказал: «Таким образом вы занимайтесь своей деятельностью…» То есть это, можно сказать, дальнейшее развитие того, что у человека есть свои занятия в этом мире, свои обязанности. У нас есть работа, у нас есть семья, у нас есть много обязанностей. Но подлинное сознание будет направлено на то, какова наша подлинная любовь. А это — Господь и Его преданные, служение Господу, повторение Святого Имени. Но мы не будем расслабляться в своих обязанностях по отношению к этому миру. Мы будем делать все с сознанием не того, кто стремится к материальному успеху в этом мире, но с тем качеством, что все будет пронизано нашим сознанием, желанием посвятить все, что мы делаем, так или иначе, служению Господу. Даже если мы, казалось бы, работаем как конкуренты в материальной атмосфере, — это также может быть направлено на то, чтобы в дальнейшем суметь больше оценить преданных. А также суметь заработать себе на жизнь, чтобы мы могли продолжать свое служение и быть в состоянии помогать преданным. Как Махапрабху сказал Мукунде… Мукунда был врачом короля.

#00:25:23#

И Махапрабху сказал: «Ты занимайся заработком для того, чтобы быть в состоянии служить вайшнавам». Но он сказал… Кому? Сын Мукунды — Рагхунандан? Да. Он сказал ему… Нет, он сказал Нарахари, это не сын [Мукунды]. Ему сказал: «Тебе следует служить преданным». Итак, есть разные советы… Разные советы. Это правильное склонение слова «совет»? Он давал разные советы преданным… Как, например, однажды, когда Махапрабху разговаривал с Сатьяраджем… Там были обитатели Канды. И там он [Сатьяраджа] сказал: «А чем нам следует заниматься? Мы — грихастхи. Чем нам следует заниматься?» И Махапрабху сказал: «Повторяйте Святое Имя и служите вайшнавам». И тогда они говорят: «Да, но повторять Святое Имя и заниматься вайшнава-севой…» И сперва они спросили: «Кто такой вайшнав?» И Махапрабху ответил: «Всякий, кто повторил Святое Имя один раз, — их следует считать вайшнавами. Их следует почитать в своем уме». И на следующий год они спросили [об этом же]… И он сказал: «Повторяйте святые имена и служите вайшнавам». И тогда Махапрабху дал, можно сказать, определение среднего уровня [вайшнава] — мадхьяма-адхикари. Но даже это очень высоко. Он сказал: «Это тот, кто всегда служит Господу и в сердце своем всегда служит Господу во Вриндаване». Он сказал: «Это — вайшнав». И это второй класс вайшнава, хотя нам это кажется очень высоким. Но когда они снова, на третий год, спросили Его: «Кто такой вайшнав?» «Да, повторять Святое Имя и служить вайшнавам», но они спросили: «А кто такой вайшнав?» И Махапрабху ответил: «Тот, само присутствие которого побуждает вас повторять Святое Имя Кришны, — это вайшнав». Это — уттама-адхикари. Наиболее возвышенный вайшнав. Таким образом.

#00:28:13#

Как я говорил, при разговоре [Махапрабху] с Рупой и Санатаной они предстали в образе самых падших. Гуру Махарадж, говоря о фирменных секретах вайшнавов, сознания Кришны, сказал, что фирменный секрет в том, что, когда я обращаюсь к Господу, я скажу: «Я падшая душа. И потому я в наибольшей степени заслуживаю Твоей милости». И Шрила Гуру Махарадж объяснил: «Потому мы обращаемся в департамент милости. А не в департамент справедливости». Справедливость — это как старые законы, скажем, в западной традиции. Это идея, как это [можно] сформулировать, — глаз за глаз, зуб за зуб. Такие законы. Так это выражается — глаз за глаз, зуб за зуб. Это идея справедливости. Но есть и идея милости. Итак, Шрила Гуру Махарадж говорит, что мы обращаемся в департамент милости. Мы не хотим, чтобы Господь нас судил. Иногда на Западе думают о Господе как о судье. Или как о ком-то, кто смотрит сверху на наши поступки и судит нас. И, если мы совершаем слишком много дурных поступков, то тогда Он потянет за рычаг, и мы падем куда-то глубоко в недра… Итак, нас не интересует департамент справедливости, мы ищем департамент милости. И Гуру Махарадж выдал этот фирменный секрет. Он сказал: «Если вы хотите милости к себе, то вы не можете быть столь критичны и критиковать других». И это — фирменный секрет. Он говорит: «Иначе это лицемерие, если вы для себя требуете милости, но других вы требуете судить очень сурово. Требуете, чтобы их судили по букве закона: „Нет, этот человек нарушил регулирующий принцип, и потому его следует изгнать из Матха“».

#00:30:43#

Знаете, однажды Гуру Махарадж сказал Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, что один преданный сделал кое-что неправильно. И Сарасвати Тхакур сказал: «Я не могу принять его, не могу принять этого». Но он сказал Гуру Махараджу: «Но тебе следует проявить к нему милость». И Гуру Махарадж ответил: «Но если вы, Гурудев, говорите, что не можете принять этого человека, как мы можем относиться к нему как-либо иначе?» И Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Так же, когда Махапрабху путешествовал с Кришнадасом в Южной Индии, и Его слуга, Кришнадас, был соблазнен женщинами бхаттахари». Бхаттахари — это такие тантрики. И они соблазнили Кришнадаса. А он был слугой Махапрабху. Тогда Махапрабху сказал им: «Я санньяси. Зачем же вы пытаетесь ограбить Моего слугу, Кришнадаса?» И тогда они напали на Махапрабху с ножами и топорами. Но когда они напали с ножами и топорами на Махапрабху, то все их ножи и топоры стали выпадать из их рук и резать их собственные ноги и руки. Тогда Махапрабху буквально спас Кришнадаса, вытащив его за волосы. Затем Махапрабху продолжил Свое путешествие по Южной Индии, пока не вернулся снова в Джаганнатха Пури. И Он сказал: «Посмотрите, каков характер этого человека. Произошло вот что и теперь Я вернул его назад. И Я не хочу, чтобы он более служил Мне. Теперь он может ступать прочь и поступать как ему угодно». Кришнадас заплакал. Но Нитьянанда Прабху продолжил занимать Кришнадаса [служением миссии Махапрабху]. Он сказал Махапрабху: «Ты вернулся из Южной Индии, и обитатели Навадвипы должны получить весточку. Поэтому нам нужно, чтобы кто-то отправился в Навадвипу и рассказал всем, что Ты вернулся. Нам понадобится для этого один человек». И Махапрабху сказал: «Поступайте, как вам угодно». Махапрабху знал, что они подразумевали Кришнадаса, что Нитьянанда хочет и далее задействовать того в служении Господу.

#00:33:53#

Тогда Гуру Махарадж сказал, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объяснил: «Несмотря на то, что я не могу принять служение этого человека, из-за того неправильного, что он совершил, но все же вы должны задействовать его так же, как [в случае с] Махапрабху — хоть [Он] и отверг Кришнадаса, но Нитьянанда Прабху продолжал задействовать того в служении Ему». Итак, он сказал: «Вы поступайте, как Нитьянанда Прабху. Вы и далее продолжайте задействовать этого человека в служении». Может быть, его выгнали из храма, но позже ему снова позволили вернуться. Таково было суждение о милости, что была дарована преданными. Итак, таково объяснение Гуру Махараджем фирменных секретов. И это один из них. Есть и другие. Реализации вайшнава-ачарьи, фирменные секреты, зрелые реализации кого-то вроде Шрилы Шридхара Махараджа… «Если вы хотите милости к себе, то вы не можете применять строгий кодекс закона к другим и осуждать других. Это было бы лицемерно. Как вы можете требовать терпеть ваши собственные недостатки, при этом излишне критикуя недостатки других?» Поэтому Гуру Махарадж сказал… и это — предупреждение против склонности к поиску изъянов, это об опасности склонности искать изъяны. На самом деле это лицемерно — поступать так. На самом деле это очень зрелые реализации.

#00:35:57#

Но, так или иначе, Шрила Шридхар Махарадж сказал, что Госвами Махарадж пришел для того, чтобы выразить зрелые реализации Шрилы Шридхара Махараджа. Я чувствую, что они связаны, как выражения Гуру Махараджа в «Шаранагати» о поучениях Господа. Там говорится не как о Всевышнем, но Его слова отнесены к словам преданных. И реализации Гуру Махараджа говорят об этом. Эти строки — руководство для преданных, и он сам дает эти указания. Так или иначе. Это некоторые вещи, что приходят мне на ум, когда я сижу здесь и меня попросили выступить. И, быть может, во многих местах я говорил на эти темы, но это нечто, что, можно сказать, прописано в моем сознании. Это что-то, что я слышал, чему научился после того, как пришел в Шри Чайтанья Сарасват Матх и соприкоснулся с произведениями Шрилы Гуру Махараджа, со словами Шрилы Гуру Махараджа, как они выражены в его наставлениях. Госвами Махарадж говорил вчера, что эти наставления звучат очень ясно, потому что они изначально выражены на английском языке. Шрила Говинда Махарадж сказал, что санскрит Шрилы Гуру Махараджа было очень легко понимать. Но его бенгали был очень сложным. Он сказал: «Гуру Махарадж прятался за словами бенгальского языка». Однажды Шрила Говинда Махарадж сказал об одном моменте, что Гуру Махарадж написал — это было что-то очень возвышенное.

#00:38:19#

Шрила Говинда Махарадж сказал: «Если ваша цель — это скрыть смысл сказанного, тогда эта цель достигнута». Шрила Шридхар Махарадж ответил: «Да. Я пытаюсь скрыть определенный смысл». И кто-то может спросить: «Но с чего бы такому быть?» Кришнадас Кавирадж иногда говорит: «Эти вещи столь возвышенны, что их не следует озвучивать публично. Но я так делаю, будучи убежденным, что преданные поймут, а обычные люди не поймут. И тем лучше». Так говорил он, ссылаясь на определенные высокие реализации, что дал Махапрабху. Выражая определенные вещи, он говорит: «Эти вещи не следует даже выражать, не следует даже озвучивать». Он говорит: «Мне не следует даже говорить об этом. Но если бы я не сказал этого, то я бы не признал милость, что была дарована мне Шри Шри Радхой-Мадана-Моханом». Он [Кришнадас Кавирадж Госвами] признал, что это Божество диктовало ему. И он также говорит о милости Нитьянанды Прабху… Нитьянанда Прабху указал ему отправиться во Вриндаван, где все будет явлено. И тогда Кришнадас Кавирадж говорит: «Об этом решении не следует говорить, но если я не расскажу об этих событиях, то я не выражу свою признательность Господу и Его Божествам, Его облику арча-виграха. Это означало бы, что я непризнателен. С другой стороны, публично об этом нельзя говорить, но все же я говорю это, подразумевая, что преданные сумеют это понять. А обычные материалисты будут не в состоянии это понять, и тем лучше». Можно считать это даже проявлением юмора, забавным выражением. «Я говорю эти вещи, хотя мне не следует говорить об этом, но обычные люди не поймут, поэтому у меня нет проблем с этим». Так или иначе… Говоря таким образом, я даже не знаю, есть ли у вас какие-либо вопросы от зрителей или вопросы от преданных. Мне сказали, что кто-то прислал вопрос вчера ночью…

#00:41:17#

Преданный: От зрителя из России. Это Гауранга Харидаси Диди.

Шрила Джанардан Махарадж: Харидаси?

Преданный: Да, Гауранга Харидаси Диди. Она задает очень короткий вопрос, но глубокий: «Что значит бхакти

#00:41:42#

Шрила Джанардан Махарадж: Я мог бы ответить забавно, с юмором. Я думаю, Говинда Махарадж говорил иногда такие вещи: «А долго вы были преданным?» Если вы только сейчас задаете вопрос, то он отвечал так в шутку: «А не поздно ли вам задаваться таким вопросом — что такое бхакти?» Но все же это хороший вопрос: «Что такое бхакти?» И знаете, мы говорим о разных уровнях бхакти: карма-мишра-бхакти и гьяна-мишра-бхакти. Эти слова Рупы Госвами:

#00:42:34#

анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄[5]

Это — подлинный уровень бхакти, свободной от гьяны и кармы. Как Гуру Махарадж однажды выразил это: «Бхакти свободна, бхакти независима от силы и независима от знания». Поэтому, можно сказать, что для преданных… Означает ли это, что преданные будут слабыми? Означает ли это, что преданные будут глупыми? Или неразумными. Но есть стих, утверждающий:

#00:43:20#

ва̄судеве бхагавати, бхакти-йогах̣ прайоджитах̣
джанайатй а̄ш́у ваира̄гйам̇, джн̃а̄нам̇ ча йад ахаитукам[6]

Тот, кто занят ва̄судева-бхагавати, кто занят служением Господу, можно сказать, что такой человек будет развивать знание просто в процессе своих собственных реализаций. Они обретут знание, и они также достигнут отрешенности, которую можно приравнять… Обычно отрешенность, когда мы говорим о ком-то, кто излишне предается аскезам, — можно считать это сухостью, но мы слышим о вайрагье в другом смысле — юкта-вайрагье. Юкта-вайрагья означает, что я отрешен от самой мысли о том, что материальное богатство или материальные предметы предназначены для моего собственного наслаждения. Скорее, я понимаю, что их следует использовать в служении Кришне, в служении Господу. Деньги и то, что можно считать прекрасными предметами этого мира, следует предлагать Господу.

#00:44:49#

Итак, Рупа Госвами говорит: «Бхакти должна быть свободна от кармы и гьяны, свободна от чувства эксплуатации, от кармы — от попытки эксплуатировать этот мир». Также [бхакти] должна быть свободна от… Гуру Махарадж приравнивал карму к желанию материальной власти. А гьяна, можно сказать, что это знание или отреченность. Итак, Гуру Махарадж объяснил мне, что преданность свободна от желания власти или от знания. И я сказал: «Гуру Махарадж, все знают, что вы очень много знаете, все знают, что вы очень разумный». И тогда Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Знание — это министр. А бхакти — это король. Так же, как министр будет склоняться перед королем, служа ему, так и знание склонится в служении бхакти, которое выше всего». Мы говорим о кевала-бхакти или шуддха-бхакти. Это означает, что это чистое бхакти. И тогда… А какое другое определение, что дал Рупа Госвами? Он говорит: а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ — «все следует делать ради удовлетворения Кришны». Или, мы можем сказать: «Ради удовлетворения Кришны и Его преданных». Все следует делать ради удовлетворения Кришны и Его преданных. Поэтому та бхакти, что не «запачкана» желаниями, жаждой громкой славы… Или, как говорит Махапрабху:

#00:47:20#

на дханам̇ на джанам̇ на сундарӣм̇,
кавита̄м̇ ва̄ джагад-ӣш́а ка̄майе
мама джанмани джанманӣш́варе,
бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи[7]

«Я не хочу славы, я не хочу богатств, я не хочу наслаждений. Я даже не хочу освобождения». Или: «Я не хочу, как и вы, обычных пурушартх [четырех целей человеческой жизни]: Я не хочу дхармы, артхи, камы, мокши. Я не хочу ничего из этих вещей». Знаете:

#00:47:53#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа…[8]

«Я отвергаю любые эти внешние вещи. И Я хочу»:

на дханам̇ на джанам̇ на сундарӣм̇
кавита̄м̇ ва̄ джагад-ӣш́а ка̄майе
мама джанмани джанманӣш́варе
бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи

«Я хочу только служить Тебе из жизни в жизнь». Таковы Его слова, и мы можем сказать, что здесь выражено стремление к чистой преданности: «Я хочу только, чтобы моя преданность Тебе, о Господь, усиливалась». Так можно выразить, что такое бхакти. Это — чистая бхакти. Это нечто, что делается только для служения Кришне, для служения Гуру, для служения вайшнавам, чтобы порадовать Господа и Его преданных. Это будет бхакти для нас. Но может существовать много искаженных форм бхакти. Шрила Гуру Махарадж говорит: «Когда мы повторяем Святое Имя мы повторяем…». Знаете, мы повторяем: харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе. И Гуру Махарадж объяснил, что имя «Рама» не обозначает Рамачандру, оно указывает на Радха-рамана. Можно сказать, что служение Святому Имени — это служение Радхе и Кришне.

#00:49:52#

Здесь речь не идет о повторении имени Рамачандры. Но буквально, это пение имен Радхи и Кришны. Таким образом. Нас интересует такого рода бхакти. Чистое пение Святого Имени, шуддха-нама. И не просто шуддха-нама. Махапрабху дал таким образом… Я однажды слышал такое объяснение: нас не интересует Кришна, которого продают на рынке. Может быть, на рынке продают множество форм Кришны. Можно пойти на рынок и… Как сказано: нама, рупа, гуна, лила. Мы можем сказать, что Кришна неотличен от Своего Имени, Своего облика, Своих качеств, Своих деяний. И при этом меня не интересует такого рода презентация вечного облика Кришны. Я могу просто купить изображение на рынке, что нарисовал бриджабаси. Но я слышал это выражение: «Меня не интересует тот Кришна, что продается на рынке. Меня интересует тот Кришна, которого дает мой Гуру, мой Гурудев. Меня интересует чистая концепция Кришны, а не популярная или версия Кришны современной культуры». Как один человек… Кажется, его звали Кришнамурти. Он сказал, что преданные всегда повторяют «харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а» и приводят себя в состояние восторга просто своим гипнотическим пением, повторяя снова и снова. И в этом — мантра. И он сказал: «Вы могли бы добиться того же эффекта, повторяя снова и снова „Кока-кола“».

#00:52:16#

Кто-то написал мне: «Нравится ли вам „Кока-кола“?» Ну, может быть, иногда я и пью ее, но в целом я стараюсь избегать сахара, а «Кока-кола» — это чистый сахар. Также она очень хорошо умеет растворять самые маленькие монеты. Растворяет монеты, потому что в ней много кислоты. Так или иначе, тот Кришнамурти сказал, что можно добиться того же эффекта, что и при повторении кришна-нама, того же эффекта можно добиться от повторения «Кока-кола». «Неужели вы верите в это?» Но мы не видим, чтобы люди добивались того же эффекта повторением «Кока-кола» или люди из конкурирующего лагеря, повторяя «Пепси-кола», или «Биджа-кола» — из третьего лагеря. Мы не повторяем имена кол. Но преданные повторяют Имя Кришны и обретают любовь к Богу, повторяя это Имя. Поэтому глупо утверждать, что преданные просто заняты гипервентиляцией во время повторения Святого Имени, [что они] просто до исступления доводят себя повторением Святого Имени, и [что] якобы духовный эффект они получают от этого. Нет. Они говорят: «Как это глупо. Как вы глупы. Вы должны быть ученым человеком, и это ваши слова… Скорее, мы примем слова Гурудева и ачарьев, а не слова какого-то материалиста, мирского человека». Был ли какой-то еще вопрос? Нет?

#00:54:08#

Итак, следует ли нам спеть «Хари харайе» сейчас? Хорошо. Вы можете сыграть на мриданге и караталах? Хорошо. У нас есть игрок на мриданге? Посмотрим, получится ли у меня петь лучше, потому что вчера у меня голос превратился в лягушачий.

[Поют «Хари харайе».]

#01:00:56#

[Прославления]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас



[1] Маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа, рӯпа̄нуга джонера джӣвана / виш́вамбхара прийан̇кара, ш́рӣ сварӯпа-да̄модара, ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана — «Махапрабху Шри Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи и Кришны, и Он — сама жизнь тех вайшнавов, которые следуют пути Шри Рупы Госвами. Шри Сварупа Дамодар Госвами, Рупа Госвами и Санатана Госвами приносили великое счастье Вишвамбхаре (Шри Чайтанье) («Шри Гуру-парампара», стих 6).

[2] Айи нанда тануджа кин̇карам̇ патитам̇ ма̄м̇ виш̣аме бхава̄мбудхау / кр̣пайа̄ тава па̄да-пан̇каджа-стхита-дхӯлӣ-садр̣ш́ам̇ вичинтайа — «О сын Нанды Махараджа, я Твой вечный слуга. Но мои прегрешения не дают мне вырваться из пучины рождений и смертей. Прими мою падшую душу, пусть я буду пылинкой у Твоих лотосоподобных стоп» («Шри Шикшаштакам», стих 5).

[3] Шри Шикшаштакам, стих 2.

[4] «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», стих 3).

[5] «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

[6] «Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретает беспричинное знание и избавляется от привязанности к миру» («Шримад‑Бхагаватам», 1.2.7).

[7] «Господь, я не стремлюсь к накоплению богатства, последователям, красивым женщинам и даже спасению. Моя единственная молитва — о непрерывном преданном служении Тебе, жизнь за жизнью» («Шри Шикшаштакам», стих 4).

[8] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Бхагавад-гита, 18.66).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования