«Вайшнава Тхакур». Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 16


Звуковой журнал

(текст с музыкой)


скачать (формат MP3, 61.75M)

(только текст)


скачать (формат MP3, 60.38M)

Russian

Бхакти Судхир Госвами

Вайшнава Тхакур

 

Я счастлив, что нам, хоть и впервые за много лет, представилась возможность прославить Шрилу Говинду Махараджа. Я говорю так потому, что Шрила Говинда Махарадж всегда стремился быть самым незаметным; он всегда был занят делами и был для бесчисленных преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха представителем лотосоподобных стоп Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Он был таким потому, что Шрила Гуру Махарадж, как мы знаем, был склонен к уединению. Проведя некоторое время в Гаудия Матхе и после нескольких попыток сотрудничать с духовными братьями, он решил вести более или менее уединенный образ жизни. Однако он осознал, что миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады требовала активной проповеди.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада мог бы служить лучшим примером бхаджанананди. Одно время он ежедневно повторял три лакха (триста тысяч) святых имен в виде Харе Кришна маха-мантры. Это означало около десяти миллионов имен. Он дал обет произнести миллиард имен Кришны, что заняло бы восемь с половиной лет, и был полон решимости сдержать свою клятву. Но Господь вдохновил его прервать свою практику ради блага других.

Рассказывают, что однажды он пересекал воды Сарасвати там, где она сливается с Гангой и Ямуной в самом сердце Навадвипы. К нему подплыл листок с отрывком из «Чайтанья-чаритамриты», где были перечислены основные принципы преданного служения, и среди них — проповедь славы Святого Имени. Он принял это как указание свыше и, начав проповедовать, убедил множество людей в истинности учения Махапрабху.

Шрила Гуру Махарадж отлично знал, что его учитель, Шрила Прабхупада, не одобрял преданности в уединении. Поэтому он основал Шри Чайтанья Сарасват Матх и решил: «Я не оратор и не активный проповедник, но если кого-то вдохновит моя хари-катха, пусть приходят в Матх».

И поскольку Шрила Гуру Махарадж не был расположен к широкой миссионерской деятельности, ему был послан особый помощник. Шрила Говинда Махарадж пришел к Шриле Гуру Махараджу семнадцатилетним юношей. Он получил имя Гауренду Дас Брахмачари, и уже всего через неделю Гуру Махарадж представил его своим духовным братьям как своего будущего преемника. Он сказал Кришнадасу Бабаджи Махараджу: «Мне кажется, этот молодой человек достоин быть следующим ачарьей. Испытайте его и скажите мне ваше мнение». Бабаджи Махарадж дал ему такие задания, выполнить которые, я думаю, было под силу только ему, и согласился с тем, что этот брахмачари вполне подходит для такого служения!

Когда Шрила Гуру Махарадж жил на втором этаже дома Шрилы Свами Махараджа Прабхупады на Ситаканта Банерджи лейн в Калькутте, там жил и Говинда Махарадж, тогда молодой брахмачари. Шрила Говинда Махарадж рассказывал нам, что Шрила Свами Махарадж Прабхупада и Шрила Гуру Махарадж были постоянно погружены в обсуждение тем Шримад Бхагавад-гиты и «Шримад Бхагаватам». Они настолько глубоко уходили в эти беседы, что Шрила Прабхупада забросил свой фармацевтический бизнес и дело его пришло в упадок.

Иногда Шрила Говинда Махарадж завтракал со Шрилой Свами Махараджем Прабхупадой. Он рассказывал: «На завтрак Свами Махарадж ел одно-два пури, жареных в гхи, немного сабджи (овощные блюда) и другую подобную пищу. Но Говинда Махарадж и Гуру Махарадж почти всегда ели мури (воздушный рис). Говинда Махарадж говорит, что Свами Махарадж всегда предлагал ему съесть немного пури или сабджи. Но Говинда Махарадж отказывался: «Нет, нет, спасибо. Мне достаточно». Но Свами Махарадж удивлялся: «Мури? Да это же обман для желудка». Шрила Говинда Махарадж с удовольствием вспоминает то время: «Свами Махарадж многому учил меня и читал мне лекции по Шримад Бхагавад-гите».

Я хочу подчеркнуть, что он находился там с самого начала, и положение его было особенным. Шрила Говинда Махарадж был свидетелем различных событий Гаудия Матха и многих бесед со Шрилой Гуру Махараджем. Он знает обо всех дискуссиях тех лет и лично знаком с их участниками. Поэтому его с давних пор знают и уважают в Гаудия Матхе. Он общался со многими лидерами Гаудия Матха и очень хорошо знает их личные особенности. Это доказывает один случай, произошедший на одной из программ, куда он был приглашен вместе с духовными братьями Шрилы Гуру Махараджа. Самого Гуру Махараджа там не было, и Говинда Махарадж сопровождал одного из ачарьев Гаудия Матха, Шрипада Бхакти Сарангу Госвами Махараджа, и его учеников. Когда они прибыли, Говинда Махарадж заметил в небе признаки приближающегося дождя. Тогда он обернулся к одному из старших учеников Шрипада Госвами Махараджа и спросил:

— Ты знаешь, какой стих ваш Гуру Махарадж будет комментировать на лекции?

Ученик ответил:

— Разумеется, нет. Откуда мне известно, о чем он будет говорить?

— А я знаю.

— Откуда?

В ответ Говинда Махарадж произнес стих[1]. Смысл его таков: «Обычно мы судим о дне по погоде. Если небо ясное, то и день мы считаем радостным, и напротив, хмурое небо означает неудачу или разочарование. Но для вайшнава удачный день означает возможность проповедовать или слушать хари-катху».

Как и предсказывал Шрила Говинда Махарадж, духовный брат Шрилы Гуру Махараджа начал свою лекцию с этого стиха. Увидев небо, закрытое тучами, Шрила Говинда Махарадж понял, что настроение публики будет неважным и, зная характер Шрипада Госвами Махараджа, предположил, что тот выберет именно этот стих с тем, чтобы разрядить напряжение аудитории.

Шрила Говинда Махарадж вызывал на философские поединки не только своих сверстников, но иногда не робел и перед духовными братьями Шрилы Гуру Махараджа. Однажды он шутливо спросил разрешения у одного санньяси, которого все считали великим пандитом, задать сложный вопрос.

— Да, какой?

— Может ли Бог совершить самоубийство?

Санньяси разгневался:

— Что за глупые вопросы?

Говинда Махарадж ответил:

— Да, вопрос, возможно, и не очень умный. Но все же, что бы вы ответили?

— Нельзя задавать такие вопросы.

— Я знаю, но вы можете ответить?

— Почему ты наседаешь на меня с этим вопросом?

Тогда Говинда Махарадж сказал:

— Я-то знаю ответ. Мне просто интересно, знаете ли его вы.

Духовный брат Гуру Махараджа вышел из себя:

— Да ты еще юнец! Что ты вообще можешь знать?

В ответ Говинда Махарадж произнес стих[2]. Его смысл таков: «И детеныш кобры может оказаться смертельно опасным». Затем он ответил на свой вопрос:

— Бог может совершить самоубийство. Он уничтожает Себя в Брахмане, Своем безличном аспекте, брахмаджьоти, где бесконечно малые частицы Бхагавана, дживы, утрачивают свою индивидуальность. Так Абсолют может «убить» Себя.

Шрила Гуру Махарадж часто рассказывал эту историю, но я не знал, что она связана со Шрилой Говиндой Махараджем. Только гораздо позже я узнал, кто был тот мальчик! Иногда, впрочем, Шрила Гуру Махарадж добавлял: «Все же не стоит спрашивать, может ли Бог совершить самоубийство».

Шрила Говинда Махарадж не раз являл свое величие духовным братьям Шрилы Гуру Махараджа. Один такой случай произошел в храме Имлитала, основанном во Вриндаване Шрипадом Бхакти Сарангой Госвами Махараджем. Когда Махапрабху впервые пришел во Вриндаван, Он сел под дерево Имлитала, которое сейчас растет во дворе храма. На одной из стен храма находится мраморная табличка со стихами Шрилы Гуру Махараджа, в которых указано точное время прихода Махапрабху во Вриндаван и время Его лилы под сенью Имлиталы.

В санскрите есть способ обозначать числа словами. Например, если вы говорите «веда», это может означать число «три» или «четыре». Одни полагают, что есть три раздела Вед, другие — четыре. Некоторые слова могут обозначать определенные числа. Шрила Гуру Махарадж обозначил эту дату подобным загадочным, поэтическим образом. Она считается неизвестной; в «Шри Чайтанья-чаритамрите» и других книгах о ней говорится лишь намеками.

Когда духовные братья Шрилы Гуру Махараджа первый раз прочли эту шлоку, они не поняли, что она означает. Некто уверял, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был иного мнения относительно этой даты. Но юный Гауренду Брахмачари, наш Шрила Говинда Махарадж, сказал: «Я знаю, что означают эти слова», и назвал число, которое имел в виду Шрила Гуру Махарадж. Ему возразили:

— Но это не та дата, о которой говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Говинда Махарадж парировал:

— Может быть и так, но мой Гуру прав. Слова Шрилы Гуру Махараджа — абсолютная истина, и не важно, что она не согласуется с другим мнением, чьим бы оно ни было. Его слова — истина, и я могу это доказать.

Затем он привел свои аргументы и в конце концов показал, как Шрила Гуру Махарадж пришел к этим выводам на основе указаний «Шри Чайтанья-чаритамриты». Его собеседники были потрясены.

Шрила Говинда Махарадж сведущ во всем, особенно когда речь идет об учении Шрилы Гуру Махараджа. И у него замечательное сердце вайшнава. Вот как оно однажды проявилось.

Даже среди гопи есть разные группы служения и им не чужд своего рода партийный дух, так что они порой из-за этого даже не общаются друг с другом. Это относится и к их последователям. Поэтому между духовными братьями Шрилы Гуру Махараджа и их учениками тоже были разногласия. Однажды старшие вайшнавы Матха прибыли во Вриндаван на фестиваль. Случилось так, что Шрипад Тиртха Махарадж и его ученики оказались на станции одновременно со Шрилой Гуру Махараджем и его спутниками. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что Шрипад Тиртха Махарадж — самый дорогой его ученик, Прабхупада-прештха, и даже прославил его в стихах, которые выгравированы на мраморной стене Багх Базар Матха в Калькутте. Но Шрила Гуру Махарадж и Шрипад Тиртха Махарадж в то время даже не разговаривали друг с другом.

Говинда Махарадж заметил Тиртху Махараджа и был смущен, что из-за размолвок не может открыто воздать почести этому великому святому. Тогда он подошел к Шриле Гуру Махараджу и сказал:

— Здесь Тиртха Махарадж. Я должен предложить ему свои поклоны. Дадите ли вы на это свое позволение?

Шрила Гуру Махарадж ответил:

— Да, конечно же.

Хотя Тиртха Махарадж и его сопровождающие были строги и молчаливы, Шрила Говинда Махарадж подошел и смиренно предложил ему свои дандаваты, а затем вступил в беседу с ним и его преданными, и скоро на их лицах засияли улыбки: он умеет завоевывать сердца людей.

Говинда Махарадж всегда стремился прославить преданных и написал в их честь много стихов. Он любил пользоваться словами, которые имели много значений в зависимости от контекста. Это приводило к тому, что иногда его стихи воспринимались совсем не так, как он того хотел. Вот один из таких случаев.

Однажды он написал стихотворение, прославляющее Шрипада Кeшаву Махараджа. Кешава Махарадж принял санньясу у Шрилы Гуру Махараджа и занимал очень высокое положение в Гаудия Матхе. Ему очень понравились стихи Говинды Махараджа, и он напечатал их в своем матховском журнале.

Когда их прочел Кришнадас Бабаджи Махарадж, он увидел, что строки имеют двойной смысл. Хотя стихи на первый взгляд прославляли Кешаву Махараджа, их в то же время можно было понять и как насмешку. Все преданные его Матха восхищались: «Какой слог! Сколь чудесные стихи написал ученик Шридхара Махараджа! Великолепно!» Но Кришнадас Бабаджи Махарадж сказал Кешаве Махараджу:

— Разве ты не видишь, что он написал?

Кешава Махарадж ответил:

— Прекрасное стихотворение. Что плохого ты в нем нашел?

Кришнадас Бабаджи Махарадж ответил:

— Да, но тут есть еще и другой смысл...

Кешава Махарадж согласился:

— Пожалуй, ты прав...

Он позвал Говинду Махараджа и спросил:

— Ты это имел в виду?

— О нет! Нет, Махарадж!

Он был постоянным помощником и спутником Шрилы Гуру Махараджа. Когда Шрила Гуру Махарадж отправлялся в Майяпур навестить Шрилу Свами Махараджа Прабхупаду, он всегда брал с собой Шрилу Говинду Махараджа. У нас есть фотография, где изображены Шрила Свами Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж. Они сидят на одной вьясасане, а Шрила Говинда Махарадж говорит в микрофон. Шрила Гуру Махарадж был тогда болен и ему трудно было выступать, поэтому он попросил об этом Шрилу Говинду Махараджа.

В его честь Говинда Махарадж процитировал стих, произнесенный Рагхупати Упадхьяей: «Кому мне сказать, и кто мне поверит, что Верховная Личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в кустах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98)[3]. «Кто поверит мне, если я скажу, что Абсолютная Истина играет в рощах Вриндавана с гопи? Кто способен поверить в это?»

Он перефразировал этот стих: «Кто поверил бы, что Шрила Свами Махарадж, известный всем как Абхай Бабу, завсегдатай программ в Шри Гаудия Матхе, семейный человек, обремененный заботами, — кто бы поверил, что он станет великим, прославленным ачарьей? Он пронес сознание Кришны по всей планете, совершив чудо из чудес».

Шрила Свами Махарадж был очень тронут искренним прославлением Шрилы Говинды Махараджа.

Возможно, не все знают, сколь много произведений написал Шрила Говинда Махарадж. Шрила Гуру Махарадж говорил: «Вклад Говинды Махараджа очень велик». Пандит-сабха, собрание богословов под председательством Шрилы Гуру Махараджа присудило Говинде Махараджу титул Бхакти Шастри, который затем сменился званием Упадешака Пандит, Махопадшака Пандит и в конце концов Джьотирбхушан Видья Ранджан.

Одно из его достоинств — это аланкара, безупречное знание поэтических размеров санскрита. Когда Гуру Махарадж обдумывал свои стихотворения, ему помогал Говинда Махарадж, предлагая различные варианты. Некоторые из этих стихов никогда не публиковались, какие-то из них нигде больше на записаны: сейчас их знает только Говинда Махарадж. Он не только помнит их в совершенстве, но и может прекрасно их объяснить. Это огромная удача для всех нас.

Шрила Гуру Махарадж говорил также, что взаимоотношения между Гуру и учеником не ограничиваются дасья-расой, отношениями слуги и повелителя, здесь также возможна дружба и в некоторых редких случаях даже отеческая забота ученика о духовном учителе. Шрила Гуру Махарадж и Шрила Говинда Махарадж были очень близкими друзьями. За многие годы их доверие друг к другу практически устранило дистанцию между ними. Я помню, когда мы обсуждали со Шрилой Гуру Махараджем какие-то вопросы, Гуру Махарадж обычно высказывал свое мнение, и вслед за тем он, бывало, прикладывал руку ко лбу и восклицал: «Но Говинда Махарадж говорит, что мы должны поступить иначе, и я думаю, что его предложение действительно лучше!»

Я помню одно из последних наставлений, которое дал мне Шрила Гуру Махарадж. Он собирался назначить следующим ачарьей Шрилу Говинду Махараджа и сказал: «Во многом он разбирается лучше, чем я», и прибавил: «Если ты узнаешь его ближе, то поймешь, какой у него возвышенный характер».

Было одно событие, которое очень трудно и, пожалуй, невозможно забыть, да я и не собираюсь этого делать. Это было накануне моего отъезда в Америку, как раз в то время, когда Шрила Гуру Махарадж намеревался завершить свое пребывание в этом мире. Он позвал меня к себе, и зная, что я уезжаю в Америку, и мы, возможно, больше уже не увидимся, попросил меня подойти ближе. Я подошел к его постели. Он взял меня за плечи и, тряся так, что голова моя беспомощно болталась из стороны в сторону, сказал: «Госвами Махарадж, это, возможно, последнее, о чем я попрошу тебя...» Все это время он продолжал трясти меня за плечи: «Я больше всего хочу, чтобы ты помогал Говинде Махараджу. Ты меня понял?» — И я ответил дрожащим голосом: «Да, Махарадж».

Такому пути следует вайшнав, и об этом говорит Господь Шива: «Дорогая Деви, хотя Веды советуют поклоняться богам, высшим видом поклонения является поклонение Господу Вишну. Однако еще выше — служение вайшнавам, тем, кого связывают прочные узы с Господом Вишну» («Падма-пурана»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.31)[4].

Наше поклонение Вишну будет несовершенным, если мы не обретем благословения того, кто дорог Ему. И если мы посмотрим на это немного с другой точки зрения, то увидим, что высочайшая сева состоит в служении Шримати Радхарани. Оно выше, чем служение Вишну или Кришне.

Тадӣйа̄ — кто дорог Ему? Ему дороги коровы, друзья, Его мать, но больше всего Ему дорога Шримати Радхарани. Он показал всем, что служение Ей — высочайшее из того, что только может быть. Она Гуру в высшем смысле этого слова. И наконец мы увидим, что есть те, кто дорог Гуру больше всего. Мы обнаружим того, чья сева дороже ему, чем служение всех остальных. В общении с такими преданными перспектива нашего поклонения возрастает в миллионы раз.

Гуру Махарадж любил приводить пример с начинающим предпринимателем, который только выиграет, если вложит свои малые средства в дело крупного магната. На свои небольшие сбережения мы можем купить долю ценных бумаг гигантской мировой корпорации и тем самым гарантировать рост своим средствам. Подобно этому, преданные могут прийти к тем, у кого имеется огромный запас преданности, и, хотя наши способности к служению ничтожны, любое служение, которое мы предложим им, принесет величайшее вознаграждение. И у меня нет никакого сомнения в том, что Шрила Говинда Махарадж — самый дорогой ученик и слуга Шрилы Гуру Махараджа, и мы значительно утвердимся в своем духовном положении, если будем служить ему, прославлять его и помогать ему совершать севу, данную ему Шрилой Гуру Махараджем.

Далеко не случайно Шрила Гуру Махарадж доверил все, что имел, Говинде Махараджу. Во всех своих завещаниях Шрила Гуру Махарадж неизменно подчеркивал, что доверяет ему все, вплоть до самой незначительной мелочи. Если речь идет о рисовом поле, которым мы владели в Навадвипе, оно отдано в полное распоряжение Шрилы Говинды Махараджа. Более того, в своем последнем завещании Шрила Гуру Махарадж недвусмысленно называет будущим ачарьей Шри Чайтанья Сарасват Матха, Хапания Матха, Кришнанушилана-сангхи и других филиалов Матха Свами Бхакти Сундара Говинду Махараджа.

Великие вайшнавы лишены всякого чувства собственничества. Напротив, они считают, что Гуру доверил им севу, и они обязаны выполнить это служение.

Я слышал от Говинды Махараджа, что «вайшнавы почитают других вайшнавов». Это прямо противоположно вайшнава-апарадхе (оскорблению преданных). Они не ищут недостатков в других вайшнавах, поскольку это губительно для духовного роста. Говорится, что это уничтожает бхакти-лату, росток преданности. Но наша цель — не просто избегать оскорблений, хотя на нашем уровне мы должны уделять этому большое внимание. Мы должны двигаться дальше и выше, прославляя и воздавая почести вайшнавам и их служению. Поистине, это насущная необходимость. Нужно развить такую же почтительность к ним, какая была у Шрилы Гуру Махараджа, который превозносил преданных ИСККОН.

Шрила Гуру Махарадж — величайший вайшнав. Его очень уважали все члены Гаудия Матха. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил о нем, что Гуру Махарадж — воплощенное учение Бхактивинода Тхакура. Но, несмотря на все свои удивительные качества и всеобщее признание, он никогда не считал себя великим Гуру и ачарьей, по сравнению с которым члены ИСККОН — «зеленые» новички. Он никогда не думал: «Это просто неофиты. Что они понимают!» Он смотрел на них по-другому: «У них есть связь с Махапрабху — они достойны всяческого уважения». Его отношение было подобно тому, что описано в стихе из «Шри Чайтанья-чаритамриты»: «Несомненно, Ты как-то связан со Шри Мадхавендрой Пури, ибо без него невозможно ощутить аромат экстатической любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 9.289)[5].

Когда санодия-брахман увидел у Махапрабху признаки экстатической любви, он подумал: «Такие симптомы проявлял только Мадхавендра Пури. Значит, Махапрабху связан с ним». Так же и Шрила Гуру Махарадж видел, что благодаря милости Шрилы Свами Махараджа Прабхупады столько людей обрело связь с Махапрабху. Он очень ценил и воздавал должное их служению.

Однажды я сказал Шриле Говинде Махараджу о том, с чем сталкиваются все, кто приходит в Матх:

— Вы и другие члены Матха оказываете каждому столько почтения — иногда это даже приводит в смущение.

Я добавил:

— Махарадж, я не знаю, но мне кажется, это слишком.

Он ответил:

— Нет, мы обязаны так поступать. Это вне всякого обсуждения и не может вызывать никаких сомнений. Мы обязаны поступать так, если хотим снискать милость Махапрабху. Если мы надеемся заслужить Его благосклонность и внимание, то мы должны почитать и ценить тех, у кого они уже есть.

Даже когда Шримати Радхарани находится рядом с Кришной, Она иногда думает: «Флейта Кришны всегда наслаждается нектаром Его губ, Я же лишь иногда получаю такую возможность». Это пример того, как возвышенный преданный прославляет того, кто находится ниже уровнем.

После публикации книги «Поиск Шри Кришны» я получил письмо от Говинды Махараджа. Оно настолько потрясло меня, что я едва не потерял сознание. В нем со всей очевидностью проявилось, насколько он стремится прославить других, даже если они гораздо ниже его. Он писал по этому случаю: «Хотя я пытаюсь служить лотосоподобным стопам Шрилы Гуру Махараджа вот уже тридцать пять лет, ты превзошел меня в служении». Все его письмо было проникнуто сознанием, что он никуда не годен, а я достиг столь многого в такой короткий срок. Подобное настроение самоуничижения и восхваления других я нашел только в трудах и жизнеописаниях величайших вайшнавов. Говинда Махарадж — Вайшнава Тхакур.

Так или иначе, вайшнавы иногда даже против нашей воли дают нам почувствовать свою любовь — раздавая прасадам, прославляя других преданных или сердечно заботясь о нас самыми разными способами. Они влекут к себе наши сердца.

Однажды я получил кое-какие новости из Матха, и они немного встревожили меня. Они касались одного дела, которое я просил сделать, но оно не было сделано, и мне давали понять, что я человек посторонний и не знаком с порядками Матха. Думаю, каждый хочет быть уверенным в том, что наш Гуру любит нас, поэтому я ощутил боль, ведь именно этой любви я хотел — и Шрила Гуру Махарадж знал об этом. Он всегда давал мне почувствовать, что я его близкий друг, и это очень вдохновляло меня; но теперь известия были прямо противоположные. Я немного расстроился и написал об этом письмо в Матх.

Вскоре пришел ответ от Шрилы Гуру Махараджа, где он говорил, что ему было очень неприятно услышать эти известия. Он уверил меня, что на самом деле все как раз наоборот и добавил: «Это было настолько чудовищно, что когда Говинда Махарадж услышал об этом, кровь отхлынула от его сердца!»

Говинда Махарадж всегда лично заботился обо мне и желал мне только добра, и я чувствую спокойствие и уверенность при мысли, что именно ему доверено руководство Матхом и духовная забота о преданных после ухода нашего Гуру Махараджа.

Шрила Говинда Махарадж также обладает необычайным чувством юмора. Всегда, когда я приезжаю в Индию, я делаю это с единственной целью — обрести несколько мгновений общения с ним, ибо оно так очищает и подбадривает меня. Как говорится в «Шри Чайтанья-чаритамрите»: «Даже миг общения с чистым преданным поможет нам достичь высочайшего успеха»[6].

Поэтому я несказанно счастлив, что имею возможность выразить ему свою признательность, какой бы малой и незначительной она ни выглядела в моем изложении. Только ему я обязан столькими благоприятными событиями своей жизни, связанными со Шрилой Гуру Махараджем. Поэтому я в огромном долгу перед ним. Я не знаю, понимают ли и насколько понимают ученики Шрилы Гуру Махараджа и другие преданные всего мира, скольким они обязаны Шрипаду Бхакти Сундару Говинде Махараджу. Поэтому так замечательно, что у нас есть возможность собраться сегодня всем вместе и выразить ему свое почтение.

 


[1] Джадачйута катха лапах карна пийуша варджитах / таддинам дурддинам манйе мегхаччханнам на дурддинам.

[2] Валохалам джагаттам натха наме вала сарасвати / валабйаласйа гаралам ким на хантта калеварам.

[3] Кам̇ прати катхайитум ӣш́е, сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту / го-пати-танайа̄-кун̃дже, гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма.

[4] А̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇, виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам / тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам.

[5] Ш́рӣпа̄да, дхара мора госа̄н̃ира самбандха / та̄ха̄ вина̄ анйатра на̄хи эи према̄ра гандха.

[6] ‘Са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’, — сарва-ш́а̄стре кайа / лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа — «Все явленные писания заключают, что даже мгновение общения с чистым преданным способно даровать все благо» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

 



←  «Преданность Гуру поможет преодолеть любые препятствия». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 21 декабря 2010 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Праздничная программа на день явления Шрилы Гурудева. Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 24 декабря 2018 года. Москва, Кисельный  →

Звуковой журнал

(текст с музыкой)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 64.7 МБ)

(только текст)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 63.3 МБ)

Russian

Бхакти Судхир Госвами

Вайшнава Тхакур

 

Я счастлив, что нам, хоть и впервые за много лет, представилась возможность прославить Шрилу Говинду Махараджа. Я говорю так потому, что Шрила Говинда Махарадж всегда стремился быть самым незаметным; он всегда был занят делами и был для бесчисленных преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха представителем лотосоподобных стоп Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Он был таким потому, что Шрила Гуру Махарадж, как мы знаем, был склонен к уединению. Проведя некоторое время в Гаудия Матхе и после нескольких попыток сотрудничать с духовными братьями, он решил вести более или менее уединенный образ жизни. Однако он осознал, что миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады требовала активной проповеди.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада мог бы служить лучшим примером бхаджанананди. Одно время он ежедневно повторял три лакха (триста тысяч) святых имен в виде Харе Кришна маха-мантры. Это означало около десяти миллионов имен. Он дал обет произнести миллиард имен Кришны, что заняло бы восемь с половиной лет, и был полон решимости сдержать свою клятву. Но Господь вдохновил его прервать свою практику ради блага других.

Рассказывают, что однажды он пересекал воды Сарасвати там, где она сливается с Гангой и Ямуной в самом сердце Навадвипы. К нему подплыл листок с отрывком из «Чайтанья-чаритамриты», где были перечислены основные принципы преданного служения, и среди них — проповедь славы Святого Имени. Он принял это как указание свыше и, начав проповедовать, убедил множество людей в истинности учения Махапрабху.

Шрила Гуру Махарадж отлично знал, что его учитель, Шрила Прабхупада, не одобрял преданности в уединении. Поэтому он основал Шри Чайтанья Сарасват Матх и решил: «Я не оратор и не активный проповедник, но если кого-то вдохновит моя хари-катха, пусть приходят в Матх».

И поскольку Шрила Гуру Махарадж не был расположен к широкой миссионерской деятельности, ему был послан особый помощник. Шрила Говинда Махарадж пришел к Шриле Гуру Махараджу семнадцатилетним юношей. Он получил имя Гауренду Дас Брахмачари, и уже всего через неделю Гуру Махарадж представил его своим духовным братьям как своего будущего преемника. Он сказал Кришнадасу Бабаджи Махараджу: «Мне кажется, этот молодой человек достоин быть следующим ачарьей. Испытайте его и скажите мне ваше мнение». Бабаджи Махарадж дал ему такие задания, выполнить которые, я думаю, было под силу только ему, и согласился с тем, что этот брахмачари вполне подходит для такого служения!

Когда Шрила Гуру Махарадж жил на втором этаже дома Шрилы Свами Махараджа Прабхупады на Ситаканта Банерджи лейн в Калькутте, там жил и Говинда Махарадж, тогда молодой брахмачари. Шрила Говинда Махарадж рассказывал нам, что Шрила Свами Махарадж Прабхупада и Шрила Гуру Махарадж были постоянно погружены в обсуждение тем Шримад Бхагавад-гиты и «Шримад Бхагаватам». Они настолько глубоко уходили в эти беседы, что Шрила Прабхупада забросил свой фармацевтический бизнес и дело его пришло в упадок.

Иногда Шрила Говинда Махарадж завтракал со Шрилой Свами Махараджем Прабхупадой. Он рассказывал: «На завтрак Свами Махарадж ел одно-два пури, жареных в гхи, немного сабджи (овощные блюда) и другую подобную пищу. Но Говинда Махарадж и Гуру Махарадж почти всегда ели мури (воздушный рис). Говинда Махарадж говорит, что Свами Махарадж всегда предлагал ему съесть немного пури или сабджи. Но Говинда Махарадж отказывался: «Нет, нет, спасибо. Мне достаточно». Но Свами Махарадж удивлялся: «Мури? Да это же обман для желудка». Шрила Говинда Махарадж с удовольствием вспоминает то время: «Свами Махарадж многому учил меня и читал мне лекции по Шримад Бхагавад-гите».

Я хочу подчеркнуть, что он находился там с самого начала, и положение его было особенным. Шрила Говинда Махарадж был свидетелем различных событий Гаудия Матха и многих бесед со Шрилой Гуру Махараджем. Он знает обо всех дискуссиях тех лет и лично знаком с их участниками. Поэтому его с давних пор знают и уважают в Гаудия Матхе. Он общался со многими лидерами Гаудия Матха и очень хорошо знает их личные особенности. Это доказывает один случай, произошедший на одной из программ, куда он был приглашен вместе с духовными братьями Шрилы Гуру Махараджа. Самого Гуру Махараджа там не было, и Говинда Махарадж сопровождал одного из ачарьев Гаудия Матха, Шрипада Бхакти Сарангу Госвами Махараджа, и его учеников. Когда они прибыли, Говинда Махарадж заметил в небе признаки приближающегося дождя. Тогда он обернулся к одному из старших учеников Шрипада Госвами Махараджа и спросил:

— Ты знаешь, какой стих ваш Гуру Махарадж будет комментировать на лекции?

Ученик ответил:

— Разумеется, нет. Откуда мне известно, о чем он будет говорить?

— А я знаю.

— Откуда?

В ответ Говинда Махарадж произнес стих[1]. Смысл его таков: «Обычно мы судим о дне по погоде. Если небо ясное, то и день мы считаем радостным, и напротив, хмурое небо означает неудачу или разочарование. Но для вайшнава удачный день означает возможность проповедовать или слушать хари-катху».

Как и предсказывал Шрила Говинда Махарадж, духовный брат Шрилы Гуру Махараджа начал свою лекцию с этого стиха. Увидев небо, закрытое тучами, Шрила Говинда Махарадж понял, что настроение публики будет неважным и, зная характер Шрипада Госвами Махараджа, предположил, что тот выберет именно этот стих с тем, чтобы разрядить напряжение аудитории.

Шрила Говинда Махарадж вызывал на философские поединки не только своих сверстников, но иногда не робел и перед духовными братьями Шрилы Гуру Махараджа. Однажды он шутливо спросил разрешения у одного санньяси, которого все считали великим пандитом, задать сложный вопрос.

— Да, какой?

— Может ли Бог совершить самоубийство?

Санньяси разгневался:

— Что за глупые вопросы?

Говинда Махарадж ответил:

— Да, вопрос, возможно, и не очень умный. Но все же, что бы вы ответили?

— Нельзя задавать такие вопросы.

— Я знаю, но вы можете ответить?

— Почему ты наседаешь на меня с этим вопросом?

Тогда Говинда Махарадж сказал:

— Я-то знаю ответ. Мне просто интересно, знаете ли его вы.

Духовный брат Гуру Махараджа вышел из себя:

— Да ты еще юнец! Что ты вообще можешь знать?

В ответ Говинда Махарадж произнес стих[2]. Его смысл таков: «И детеныш кобры может оказаться смертельно опасным». Затем он ответил на свой вопрос:

— Бог может совершить самоубийство. Он уничтожает Себя в Брахмане, Своем безличном аспекте, брахмаджьоти, где бесконечно малые частицы Бхагавана, дживы, утрачивают свою индивидуальность. Так Абсолют может «убить» Себя.

Шрила Гуру Махарадж часто рассказывал эту историю, но я не знал, что она связана со Шрилой Говиндой Махараджем. Только гораздо позже я узнал, кто был тот мальчик! Иногда, впрочем, Шрила Гуру Махарадж добавлял: «Все же не стоит спрашивать, может ли Бог совершить самоубийство».

Шрила Говинда Махарадж не раз являл свое величие духовным братьям Шрилы Гуру Махараджа. Один такой случай произошел в храме Имлитала, основанном во Вриндаване Шрипадом Бхакти Сарангой Госвами Махараджем. Когда Махапрабху впервые пришел во Вриндаван, Он сел под дерево Имлитала, которое сейчас растет во дворе храма. На одной из стен храма находится мраморная табличка со стихами Шрилы Гуру Махараджа, в которых указано точное время прихода Махапрабху во Вриндаван и время Его лилы под сенью Имлиталы.

В санскрите есть способ обозначать числа словами. Например, если вы говорите «веда», это может означать число «три» или «четыре». Одни полагают, что есть три раздела Вед, другие — четыре. Некоторые слова могут обозначать определенные числа. Шрила Гуру Махарадж обозначил эту дату подобным загадочным, поэтическим образом. Она считается неизвестной; в «Шри Чайтанья-чаритамрите» и других книгах о ней говорится лишь намеками.

Когда духовные братья Шрилы Гуру Махараджа первый раз прочли эту шлоку, они не поняли, что она означает. Некто уверял, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был иного мнения относительно этой даты. Но юный Гауренду Брахмачари, наш Шрила Говинда Махарадж, сказал: «Я знаю, что означают эти слова», и назвал число, которое имел в виду Шрила Гуру Махарадж. Ему возразили:

— Но это не та дата, о которой говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Говинда Махарадж парировал:

— Может быть и так, но мой Гуру прав. Слова Шрилы Гуру Махараджа — абсолютная истина, и не важно, что она не согласуется с другим мнением, чьим бы оно ни было. Его слова — истина, и я могу это доказать.

Затем он привел свои аргументы и в конце концов показал, как Шрила Гуру Махарадж пришел к этим выводам на основе указаний «Шри Чайтанья-чаритамриты». Его собеседники были потрясены.

Шрила Говинда Махарадж сведущ во всем, особенно когда речь идет об учении Шрилы Гуру Махараджа. И у него замечательное сердце вайшнава. Вот как оно однажды проявилось.

Даже среди гопи есть разные группы служения и им не чужд своего рода партийный дух, так что они порой из-за этого даже не общаются друг с другом. Это относится и к их последователям. Поэтому между духовными братьями Шрилы Гуру Махараджа и их учениками тоже были разногласия. Однажды старшие вайшнавы Матха прибыли во Вриндаван на фестиваль. Случилось так, что Шрипад Тиртха Махарадж и его ученики оказались на станции одновременно со Шрилой Гуру Махараджем и его спутниками. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что Шрипад Тиртха Махарадж — самый дорогой его ученик, Прабхупада-прештха, и даже прославил его в стихах, которые выгравированы на мраморной стене Багх Базар Матха в Калькутте. Но Шрила Гуру Махарадж и Шрипад Тиртха Махарадж в то время даже не разговаривали друг с другом.

Говинда Махарадж заметил Тиртху Махараджа и был смущен, что из-за размолвок не может открыто воздать почести этому великому святому. Тогда он подошел к Шриле Гуру Махараджу и сказал:

— Здесь Тиртха Махарадж. Я должен предложить ему свои поклоны. Дадите ли вы на это свое позволение?

Шрила Гуру Махарадж ответил:

— Да, конечно же.

Хотя Тиртха Махарадж и его сопровождающие были строги и молчаливы, Шрила Говинда Махарадж подошел и смиренно предложил ему свои дандаваты, а затем вступил в беседу с ним и его преданными, и скоро на их лицах засияли улыбки: он умеет завоевывать сердца людей.

Говинда Махарадж всегда стремился прославить преданных и написал в их честь много стихов. Он любил пользоваться словами, которые имели много значений в зависимости от контекста. Это приводило к тому, что иногда его стихи воспринимались совсем не так, как он того хотел. Вот один из таких случаев.

Однажды он написал стихотворение, прославляющее Шрипада Кeшаву Махараджа. Кешава Махарадж принял санньясу у Шрилы Гуру Махараджа и занимал очень высокое положение в Гаудия Матхе. Ему очень понравились стихи Говинды Махараджа, и он напечатал их в своем матховском журнале.

Когда их прочел Кришнадас Бабаджи Махарадж, он увидел, что строки имеют двойной смысл. Хотя стихи на первый взгляд прославляли Кешаву Махараджа, их в то же время можно было понять и как насмешку. Все преданные его Матха восхищались: «Какой слог! Сколь чудесные стихи написал ученик Шридхара Махараджа! Великолепно!» Но Кришнадас Бабаджи Махарадж сказал Кешаве Махараджу:

— Разве ты не видишь, что он написал?

Кешава Махарадж ответил:

— Прекрасное стихотворение. Что плохого ты в нем нашел?

Кришнадас Бабаджи Махарадж ответил:

— Да, но тут есть еще и другой смысл...

Кешава Махарадж согласился:

— Пожалуй, ты прав...

Он позвал Говинду Махараджа и спросил:

— Ты это имел в виду?

— О нет! Нет, Махарадж!

Он был постоянным помощником и спутником Шрилы Гуру Махараджа. Когда Шрила Гуру Махарадж отправлялся в Майяпур навестить Шрилу Свами Махараджа Прабхупаду, он всегда брал с собой Шрилу Говинду Махараджа. У нас есть фотография, где изображены Шрила Свами Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж. Они сидят на одной вьясасане, а Шрила Говинда Махарадж говорит в микрофон. Шрила Гуру Махарадж был тогда болен и ему трудно было выступать, поэтому он попросил об этом Шрилу Говинду Махараджа.

В его честь Говинда Махарадж процитировал стих, произнесенный Рагхупати Упадхьяей: «Кому мне сказать, и кто мне поверит, что Верховная Личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в кустах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98)[3]. «Кто поверит мне, если я скажу, что Абсолютная Истина играет в рощах Вриндавана с гопи? Кто способен поверить в это?»

Он перефразировал этот стих: «Кто поверил бы, что Шрила Свами Махарадж, известный всем как Абхай Бабу, завсегдатай программ в Шри Гаудия Матхе, семейный человек, обремененный заботами, — кто бы поверил, что он станет великим, прославленным ачарьей? Он пронес сознание Кришны по всей планете, совершив чудо из чудес».

Шрила Свами Махарадж был очень тронут искренним прославлением Шрилы Говинды Махараджа.

Возможно, не все знают, сколь много произведений написал Шрила Говинда Махарадж. Шрила Гуру Махарадж говорил: «Вклад Говинды Махараджа очень велик». Пандит-сабха, собрание богословов под председательством Шрилы Гуру Махараджа присудило Говинде Махараджу титул Бхакти Шастри, который затем сменился званием Упадешака Пандит, Махопадшака Пандит и в конце концов Джьотирбхушан Видья Ранджан.

Одно из его достоинств — это аланкара, безупречное знание поэтических размеров санскрита. Когда Гуру Махарадж обдумывал свои стихотворения, ему помогал Говинда Махарадж, предлагая различные варианты. Некоторые из этих стихов никогда не публиковались, какие-то из них нигде больше на записаны: сейчас их знает только Говинда Махарадж. Он не только помнит их в совершенстве, но и может прекрасно их объяснить. Это огромная удача для всех нас.

Шрила Гуру Махарадж говорил также, что взаимоотношения между Гуру и учеником не ограничиваются дасья-расой, отношениями слуги и повелителя, здесь также возможна дружба и в некоторых редких случаях даже отеческая забота ученика о духовном учителе. Шрила Гуру Махарадж и Шрила Говинда Махарадж были очень близкими друзьями. За многие годы их доверие друг к другу практически устранило дистанцию между ними. Я помню, когда мы обсуждали со Шрилой Гуру Махараджем какие-то вопросы, Гуру Махарадж обычно высказывал свое мнение, и вслед за тем он, бывало, прикладывал руку ко лбу и восклицал: «Но Говинда Махарадж говорит, что мы должны поступить иначе, и я думаю, что его предложение действительно лучше!»

Я помню одно из последних наставлений, которое дал мне Шрила Гуру Махарадж. Он собирался назначить следующим ачарьей Шрилу Говинду Махараджа и сказал: «Во многом он разбирается лучше, чем я», и прибавил: «Если ты узнаешь его ближе, то поймешь, какой у него возвышенный характер».

Было одно событие, которое очень трудно и, пожалуй, невозможно забыть, да я и не собираюсь этого делать. Это было накануне моего отъезда в Америку, как раз в то время, когда Шрила Гуру Махарадж намеревался завершить свое пребывание в этом мире. Он позвал меня к себе, и зная, что я уезжаю в Америку, и мы, возможно, больше уже не увидимся, попросил меня подойти ближе. Я подошел к его постели. Он взял меня за плечи и, тряся так, что голова моя беспомощно болталась из стороны в сторону, сказал: «Госвами Махарадж, это, возможно, последнее, о чем я попрошу тебя...» Все это время он продолжал трясти меня за плечи: «Я больше всего хочу, чтобы ты помогал Говинде Махараджу. Ты меня понял?» — И я ответил дрожащим голосом: «Да, Махарадж».

Такому пути следует вайшнав, и об этом говорит Господь Шива: «Дорогая Деви, хотя Веды советуют поклоняться богам, высшим видом поклонения является поклонение Господу Вишну. Однако еще выше — служение вайшнавам, тем, кого связывают прочные узы с Господом Вишну» («Падма-пурана»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.31)[4].

Наше поклонение Вишну будет несовершенным, если мы не обретем благословения того, кто дорог Ему. И если мы посмотрим на это немного с другой точки зрения, то увидим, что высочайшая сева состоит в служении Шримати Радхарани. Оно выше, чем служение Вишну или Кришне.

Тадӣйа̄ — кто дорог Ему? Ему дороги коровы, друзья, Его мать, но больше всего Ему дорога Шримати Радхарани. Он показал всем, что служение Ей — высочайшее из того, что только может быть. Она Гуру в высшем смысле этого слова. И наконец мы увидим, что есть те, кто дорог Гуру больше всего. Мы обнаружим того, чья сева дороже ему, чем служение всех остальных. В общении с такими преданными перспектива нашего поклонения возрастает в миллионы раз.

Гуру Махарадж любил приводить пример с начинающим предпринимателем, который только выиграет, если вложит свои малые средства в дело крупного магната. На свои небольшие сбережения мы можем купить долю ценных бумаг гигантской мировой корпорации и тем самым гарантировать рост своим средствам. Подобно этому, преданные могут прийти к тем, у кого имеется огромный запас преданности, и, хотя наши способности к служению ничтожны, любое служение, которое мы предложим им, принесет величайшее вознаграждение. И у меня нет никакого сомнения в том, что Шрила Говинда Махарадж — самый дорогой ученик и слуга Шрилы Гуру Махараджа, и мы значительно утвердимся в своем духовном положении, если будем служить ему, прославлять его и помогать ему совершать севу, данную ему Шрилой Гуру Махараджем.

Далеко не случайно Шрила Гуру Махарадж доверил все, что имел, Говинде Махараджу. Во всех своих завещаниях Шрила Гуру Махарадж неизменно подчеркивал, что доверяет ему все, вплоть до самой незначительной мелочи. Если речь идет о рисовом поле, которым мы владели в Навадвипе, оно отдано в полное распоряжение Шрилы Говинды Махараджа. Более того, в своем последнем завещании Шрила Гуру Махарадж недвусмысленно называет будущим ачарьей Шри Чайтанья Сарасват Матха, Хапания Матха, Кришнанушилана-сангхи и других филиалов Матха Свами Бхакти Сундара Говинду Махараджа.

Великие вайшнавы лишены всякого чувства собственничества. Напротив, они считают, что Гуру доверил им севу, и они обязаны выполнить это служение.

Я слышал от Говинды Махараджа, что «вайшнавы почитают других вайшнавов». Это прямо противоположно вайшнава-апарадхе (оскорблению преданных). Они не ищут недостатков в других вайшнавах, поскольку это губительно для духовного роста. Говорится, что это уничтожает бхакти-лату, росток преданности. Но наша цель — не просто избегать оскорблений, хотя на нашем уровне мы должны уделять этому большое внимание. Мы должны двигаться дальше и выше, прославляя и воздавая почести вайшнавам и их служению. Поистине, это насущная необходимость. Нужно развить такую же почтительность к ним, какая была у Шрилы Гуру Махараджа, который превозносил преданных ИСККОН.

Шрила Гуру Махарадж — величайший вайшнав. Его очень уважали все члены Гаудия Матха. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил о нем, что Гуру Махарадж — воплощенное учение Бхактивинода Тхакура. Но, несмотря на все свои удивительные качества и всеобщее признание, он никогда не считал себя великим Гуру и ачарьей, по сравнению с которым члены ИСККОН — «зеленые» новички. Он никогда не думал: «Это просто неофиты. Что они понимают!» Он смотрел на них по-другому: «У них есть связь с Махапрабху — они достойны всяческого уважения». Его отношение было подобно тому, что описано в стихе из «Шри Чайтанья-чаритамриты»: «Несомненно, Ты как-то связан со Шри Мадхавендрой Пури, ибо без него невозможно ощутить аромат экстатической любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 9.289)[5].

Когда санодия-брахман увидел у Махапрабху признаки экстатической любви, он подумал: «Такие симптомы проявлял только Мадхавендра Пури. Значит, Махапрабху связан с ним». Так же и Шрила Гуру Махарадж видел, что благодаря милости Шрилы Свами Махараджа Прабхупады столько людей обрело связь с Махапрабху. Он очень ценил и воздавал должное их служению.

Однажды я сказал Шриле Говинде Махараджу о том, с чем сталкиваются все, кто приходит в Матх:

— Вы и другие члены Матха оказываете каждому столько почтения — иногда это даже приводит в смущение.

Я добавил:

— Махарадж, я не знаю, но мне кажется, это слишком.

Он ответил:

— Нет, мы обязаны так поступать. Это вне всякого обсуждения и не может вызывать никаких сомнений. Мы обязаны поступать так, если хотим снискать милость Махапрабху. Если мы надеемся заслужить Его благосклонность и внимание, то мы должны почитать и ценить тех, у кого они уже есть.

Даже когда Шримати Радхарани находится рядом с Кришной, Она иногда думает: «Флейта Кришны всегда наслаждается нектаром Его губ, Я же лишь иногда получаю такую возможность». Это пример того, как возвышенный преданный прославляет того, кто находится ниже уровнем.

После публикации книги «Поиск Шри Кришны» я получил письмо от Говинды Махараджа. Оно настолько потрясло меня, что я едва не потерял сознание. В нем со всей очевидностью проявилось, насколько он стремится прославить других, даже если они гораздо ниже его. Он писал по этому случаю: «Хотя я пытаюсь служить лотосоподобным стопам Шрилы Гуру Махараджа вот уже тридцать пять лет, ты превзошел меня в служении». Все его письмо было проникнуто сознанием, что он никуда не годен, а я достиг столь многого в такой короткий срок. Подобное настроение самоуничижения и восхваления других я нашел только в трудах и жизнеописаниях величайших вайшнавов. Говинда Махарадж — Вайшнава Тхакур.

Так или иначе, вайшнавы иногда даже против нашей воли дают нам почувствовать свою любовь — раздавая прасадам, прославляя других преданных или сердечно заботясь о нас самыми разными способами. Они влекут к себе наши сердца.

Однажды я получил кое-какие новости из Матха, и они немного встревожили меня. Они касались одного дела, которое я просил сделать, но оно не было сделано, и мне давали понять, что я человек посторонний и не знаком с порядками Матха. Думаю, каждый хочет быть уверенным в том, что наш Гуру любит нас, поэтому я ощутил боль, ведь именно этой любви я хотел — и Шрила Гуру Махарадж знал об этом. Он всегда давал мне почувствовать, что я его близкий друг, и это очень вдохновляло меня; но теперь известия были прямо противоположные. Я немного расстроился и написал об этом письмо в Матх.

Вскоре пришел ответ от Шрилы Гуру Махараджа, где он говорил, что ему было очень неприятно услышать эти известия. Он уверил меня, что на самом деле все как раз наоборот и добавил: «Это было настолько чудовищно, что когда Говинда Махарадж услышал об этом, кровь отхлынула от его сердца!»

Говинда Махарадж всегда лично заботился обо мне и желал мне только добра, и я чувствую спокойствие и уверенность при мысли, что именно ему доверено руководство Матхом и духовная забота о преданных после ухода нашего Гуру Махараджа.

Шрила Говинда Махарадж также обладает необычайным чувством юмора. Всегда, когда я приезжаю в Индию, я делаю это с единственной целью — обрести несколько мгновений общения с ним, ибо оно так очищает и подбадривает меня. Как говорится в «Шри Чайтанья-чаритамрите»: «Даже миг общения с чистым преданным поможет нам достичь высочайшего успеха»[6].

Поэтому я несказанно счастлив, что имею возможность выразить ему свою признательность, какой бы малой и незначительной она ни выглядела в моем изложении. Только ему я обязан столькими благоприятными событиями своей жизни, связанными со Шрилой Гуру Махараджем. Поэтому я в огромном долгу перед ним. Я не знаю, понимают ли и насколько понимают ученики Шрилы Гуру Махараджа и другие преданные всего мира, скольким они обязаны Шрипаду Бхакти Сундару Говинде Махараджу. Поэтому так замечательно, что у нас есть возможность собраться сегодня всем вместе и выразить ему свое почтение.

 


[1] Джадачйута катха лапах карна пийуша варджитах / таддинам дурддинам манйе мегхаччханнам на дурддинам.

[2] Валохалам джагаттам натха наме вала сарасвати / валабйаласйа гаралам ким на хантта калеварам.

[3] Кам̇ прати катхайитум ӣш́е, сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту / го-пати-танайа̄-кун̃дже, гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма.

[4] А̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇, виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам / тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам.

[5] Ш́рӣпа̄да, дхара мора госа̄н̃ира самбандха / та̄ха̄ вина̄ анйатра на̄хи эи према̄ра гандха.

[6] ‘Са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’, — сарва-ш́а̄стре кайа / лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа — «Все явленные писания заключают, что даже мгновение общения с чистым преданным способно даровать все благо» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования