«Существует ли свобода воли?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 августа 2017 года. Киев, Украина



скачать (формат MP3, 6.52M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Существует ли свобода воли?

(5 августа 2017 года. Киев, Украина)

 

Вопрос: В Бхагавад-гите Кришна говорит Арджуне, что… Предопределено: уже будет битва. [Воля Кришны:] «Я уже так решил». Также Он [Господь Кришна] в одной из глав [Бхагавад-гиты] говорит: «Я память и забвение». Из этого следует, что все Им предопределено. Насколько зависит [происходящее от души]? Или мы являемся просто инструментами [божественной воли], чтобы пройти по некоему пути? Насколько существенна наша свобода выбора? От чего она зависит?

#00:01:00#

При переводе вопроса на английский язык Шрила Госвами Махарадж уточняет: [Кришна —] Источник [памяти и забвения].

…маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча…[1]

#00:01:22#

Шрила Госвами Махарадж: Однажды Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] ответил на этот вопрос, переведя его сразу на высший уровень, перефразировав вопрос так: «А есть ли у Кришны свобода воли?» Отменяет ли Его всезнание Его свободу воли? Ведь Он знает все. Значит, Он должен знать все, что и Он сделает.

#00:01:53#

Подобного рода онтологические проблемы возникают перед нами, когда мы находимся в нынешнем положении. Но если и Он, и все Его отпрыски, то есть все живые существа, обладают свободой воли, то это означает, что речь идет о каком-то живом, динамичном, развивающемся процессе.

#00:02:40#

Но если вы прислушаетесь внимательнее [к словам Бхагавад-гиты], то вы увидите, что Кришна все-таки предлагает Арджуне выбор: в какой форме он желает участвовать? Так же, как и в вопросе кармы, в общей ситуации: важен не столько сам поступок, сколько настроение при этом.

#00:03:15#

Есть такое высказывание, которое пришло из далекой истории, было связано с землей, но в настоящее время его формулировка и смысл таковы: намерение составляет собой девять десятых закона.

#00:03:44#

Представьте себе, что обвиняемый находится в зале суда. И то, что было сделано, фактический поступок, уже ясно. Но остается выяснить, какова была мотивация.

#00:04:00#

Итак, Кришна дал знать Арджуне: какие-то вещи так или иначе произойдут. Но каков будет мотив Арджуны действовать? Мстить за то, что Драупади раздели? Или [действовать] из чувства долга [в духе] карма-канды? Или анализ гьяны? Или же он в конце концов поступит так, потому что такова воля Кришны.

#00:04:40#

Итак, ему говорят: вот это произойдет. [Кришна говорит:] «Я это знаю, поверь Мне на слово. Но выбор перед тобой таков: будешь ли ты это делать для Меня или же по какой-то иной причине? Но тебе придется действовать». И что отвечает Арджуна?

#00:05:06#

…кариш̣йе вачанам̇ тава[2]

«Я услышал Тебя, и я готов действовать по Твоему слову».

#00:05:38#

Ведь в конце концов, после того, как Кришна описал всевозможные точки зрения, всевозможные варианты поступков — религиозные и противорелигиозные, — в конце концов Он сказал: сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа — «Откажись от всего этого и просто вручи себя Мне»[3].

#00:05:59#

И Кришна упоминает понятие «гита-рахасья». Это значит «тайна Бхагавад-гиты». Он говорит Арджуне: «Я явлю тебе эту тайну». Почему? Бхакто ’си ме сакха̄ чети: «Потому что ты Мой преданный и Мой друг»[4].

#00:06:27#

Поэтому все заканчивается взаимоотношениями сердец. Кришна и Арджуна едины сердцем. Но этот выбор остается. Единственное, что интересует Кришну, — это сердце. На самом деле это наше спасение. Но вопрос: кто же может ответить взаимностью на чувства нашего сердца?

[В ответ на поклон преданного: «Харе Кришна. Дандават».]

Харе Кришна!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Традиш Дас




1  Сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивиш̣т̣о, маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча / ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо, веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам — «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. Я составитель „Веданты“ и Я же знаток Вед» (Бхагавад-гита, 15.15).

2  Наш̣т̣о мохах̣ смр̣тир лабдха̄, тват праса̄да̄н майа̄чйута / стхито ’сми гата-сандехах̣, кариш̣йе вачанам̇ тава — «О Непогрешимый! По Твоей милости моя иллюзия рассеялась и память вернулась ко мне. Я утвердился в истине, освободился от сомнений и готов исполнить Твои указания» (Бхагавад-гита, 18.73).

3  Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

4  Са эва̄йам̇ майа̄ те ’дйа, йогах̣ проктах̣ пура̄танах̣ / бхакто ’си ме сакха̄ чети, рахасйам̇ хй этад уттамам — «Поскольку ты Мой друг и предан Мне, сейчас Я открою тебе сокровенное знание об этой вечной йоге» (Бхагавад-гита, 4.3).




←  «Cлава Свами Махараджа» (часть 6). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1993 год. Нью-Йорк, США ·• Архив новостей •· “Causeless and Irresistible.” Srila B. P. Janardan Maharaj. 8 May 2011. Soquel, USA →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Существует ли свобода воли?

(5 августа 2017 года. Киев, Украина)

 

Вопрос: В Бхагавад-гите Кришна говорит Арджуне, что… Предопределено: уже будет битва. [Воля Кришны:] «Я уже так решил». Также Он [Господь Кришна] в одной из глав [Бхагавад-гиты] говорит: «Я память и забвение». Из этого следует, что все Им предопределено. Насколько зависит [происходящее от души]? Или мы являемся просто инструментами [божественной воли], чтобы пройти по некоему пути? Насколько существенна наша свобода выбора? От чего она зависит?

#00:01:00#

При переводе вопроса на английский язык Шрила Госвами Махарадж уточняет: [Кришна —] Источник [памяти и забвения].

…маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча…[1]

#00:01:22#

Шрила Госвами Махарадж: Однажды Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] ответил на этот вопрос, переведя его сразу на высший уровень, перефразировав вопрос так: «А есть ли у Кришны свобода воли?» Отменяет ли Его всезнание Его свободу воли? Ведь Он знает все. Значит, Он должен знать все, что и Он сделает.

#00:01:53#

Подобного рода онтологические проблемы возникают перед нами, когда мы находимся в нынешнем положении. Но если и Он, и все Его отпрыски, то есть все живые существа, обладают свободой воли, то это означает, что речь идет о каком-то живом, динамичном, развивающемся процессе.

#00:02:40#

Но если вы прислушаетесь внимательнее [к словам Бхагавад-гиты], то вы увидите, что Кришна все-таки предлагает Арджуне выбор: в какой форме он желает участвовать? Так же, как и в вопросе кармы, в общей ситуации: важен не столько сам поступок, сколько настроение при этом.

#00:03:15#

Есть такое высказывание, которое пришло из далекой истории, было связано с землей, но в настоящее время его формулировка и смысл таковы: намерение составляет собой девять десятых закона.

#00:03:44#

Представьте себе, что обвиняемый находится в зале суда. И то, что было сделано, фактический поступок, уже ясно. Но остается выяснить, какова была мотивация.

#00:04:00#

Итак, Кришна дал знать Арджуне: какие-то вещи так или иначе произойдут. Но каков будет мотив Арджуны действовать? Мстить за то, что Драупади раздели? Или [действовать] из чувства долга [в духе] карма-канды? Или анализ гьяны? Или же он в конце концов поступит так, потому что такова воля Кришны.

#00:04:40#

Итак, ему говорят: вот это произойдет. [Кришна говорит:] «Я это знаю, поверь Мне на слово. Но выбор перед тобой таков: будешь ли ты это делать для Меня или же по какой-то иной причине? Но тебе придется действовать». И что отвечает Арджуна?

#00:05:06#

…кариш̣йе вачанам̇ тава[2]

«Я услышал Тебя, и я готов действовать по Твоему слову».

#00:05:38#

Ведь в конце концов, после того, как Кришна описал всевозможные точки зрения, всевозможные варианты поступков — религиозные и противорелигиозные, — в конце концов Он сказал: сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа — «Откажись от всего этого и просто вручи себя Мне»[3].

#00:05:59#

И Кришна упоминает понятие «гита-рахасья». Это значит «тайна Бхагавад-гиты». Он говорит Арджуне: «Я явлю тебе эту тайну». Почему? Бхакто ’си ме сакха̄ чети: «Потому что ты Мой преданный и Мой друг»[4].

#00:06:27#

Поэтому все заканчивается взаимоотношениями сердец. Кришна и Арджуна едины сердцем. Но этот выбор остается. Единственное, что интересует Кришну, — это сердце. На самом деле это наше спасение. Но вопрос: кто же может ответить взаимностью на чувства нашего сердца?

[В ответ на поклон преданного: «Харе Кришна. Дандават».]

Харе Кришна!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Традиш Дас




[1] Сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивиш̣т̣о, маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча / ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо, веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам — «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. Я составитель „Веданты“ и Я же знаток Вед» (Бхагавад-гита, 15.15).

[2] Наш̣т̣о мохах̣ смр̣тир лабдха̄, тват праса̄да̄н майа̄чйута / стхито ’сми гата-сандехах̣, кариш̣йе вачанам̇ тава — «О Непогрешимый! По Твоей милости моя иллюзия рассеялась и память вернулась ко мне. Я утвердился в истине, освободился от сомнений и готов исполнить Твои указания» (Бхагавад-гита, 18.73).

[3] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

[4] Са эва̄йам̇ майа̄ те ’дйа, йогах̣ проктах̣ пура̄танах̣ / бхакто ’си ме сакха̄ чети, рахасйам̇ хй этад уттамам — «Поскольку ты Мой друг и предан Мне, сейчас Я открою тебе сокровенное знание об этой вечной йоге» (Бхагавад-гита, 4.3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования