«„Сознание Кришны во Вриндаване“ значит „Жить с Богом одной семьей“». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 22 марта 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
«Сознание Кришны во Вриндаване» значит
«Жить с Богом одной семьей»
(22 марта 1982 года, Навадвипа Дхама, Индия)
Я помню, во времена Свами Махараджа, при его жизни, одна женщина давала лекцию в этом нат-мандире. Она сказала: «Мы приехали издалека, из столь далеких стран. Мы стали под знамена Свами Махараджа. Что касается меня, — сказала она, — то я хотела бы сказать, что его зов впечатлил меня в высшей степени, главным образом по той причине, что он рассказал о том, что мы можем жить в качестве родных Верховного Господа. Мы можем жить с Ним в одной семье, мы можем служить Ему как члену нашей семьи, и Он также рассматривает нас как Своих родных».
«После этого они могут осознать Меня, Мою истинную природу и войти в Меня». Что это означает: «войти в Меня»? Каков смысл этого? Это значит «войти в Мою семейную жизнь», майа̄тма-бхӯйа̄йа ча калпате ваи. А̄тма-бхӯйа̄йа-калпате — «Они признаются в качестве членов Моей семьи, Моих родных, а̄тма-бхӯйа̄йа-калпате. Они рассматриваются как Мои собственные, даже иногда как нечто большее, нежели Я».
#00:02:20#
Как Он говорит Уддхаве: «Уддхава, ты столь дорог Мне, столь любим Мною! [Ты дорог Мне больше, чем] даже Брахма, Шива, Мой старший брат Баладева, Моя супруга Лакшми Деви. Что говорить: даже более, чем Свое тело, Я люблю тебя! Я люблю тебя даже больше, чем Самого Себя, больше, чем Я люблю собственное тело, Я люблю тебя. Мое духовное тело — это Я [говорится во многих местах]. Я считаю тебя превосходящим Мою собственную жизнь, Уддхава, Мой преданный».
#00:03:07#
Таким образом, подобные явления существуют, и они реальны. Это стандарт нашего идеала, наш идеал, цель — такого качества. Это очень-очень возвышенно. И в то же время мы не должны думать, что мы достигли этого: «Я обрел это». Только для того, чтобы показать, что это [не] нечто воображаемое и тщетное. Это явление есть, оно реальнее самой реальности, но все же… Я бесконечно крохотный, я падший, и лишь с помощью подлинного Гуру-вайшнава я могу надеяться на достижение столь великого уровня, где мы можем быть едины с Верховным Господом. Это самое важное качество того, что зовется любовью или премой — божественной любовью. Это особое качество бхагавата-премы: она может возвысить крохотную душу до уровня любимой Самим Господом. Это не есть некое выдающееся качество с моей стороны, но речь идет о качестве самой премы — раге, анураге. Такова природа премы.
Шраддха… Бхактивинод Тхакур говорит в одной из своих песен: «Давайте оставим, отбросим все, соберемся вместе и будем прославлять шраддху». Шраддха способна дать все и вся. Человек может быть самым бедным и самым низким, но шраддха, према обладают столь высокой природой, настолько [высокой], что малейшая связь с этим явлением приближает нас, делает нас очень близкими к сердцу моего Владыки. Там есть многие слуги, они также столь великодушны, столь милостивы, что для нас это становится возможным — войти в это божественное царство любви. Это возможно, и это можно найти во Вриндаване, в обители сознания Кришны, Сваям Бхагавана, Враджендра-нандана — Он есть там. Друзья, родители, слуги, параферналии: Ямуна, гора, лес — все обладает специфической любовью, бытием такого рода.
Когда Кришна входит в джунгли, вступает в лес, чтобы пасти коров (Шукадева в «Бхагаватам» дает отчасти описание этого факта, и о чем идет речь?), Он идет, ступает по земле, и земля словно чувствует рамана-сукхам, самое любящее, насыщенное чувство. Сама земля, которая кажется грубой материей, чувствует, словно живое сердце, что она соприкасается с высшим, [чувствует,] какое высокое упоительное чувство, это чувство соединения в высокой любви, вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣.
#00:07:46#
Друзья вокруг Него прославляют Его. Насколько Он любящ, насколько чарующ, насколько чарующи и прекрасны пути и деяния Господа! Все, что связано с Ним, — полнота, очарование красоты. Все такой природы — божественной, пленяющей любви, премы. Таково сознание Кришны. Мы покинули наши дома, оставили повседневные занятия и окружение с этим высоким стремлением — надеждой на то, что однажды благодаря Гуру и вайшнавам нас возьмут на ту божественную землю. Эта реальность может быть далека, но все же мы не примем ничего в качестве нашей высочайшей цели, кроме этого.
#00:09:01#
[санскрит]
Ананья-бхаджан — эксклюзивная преданность, безраздельная, и максимум внимания, направленного на эту цель. По милости вайшнавов и Гуру (шикша, дикша). Где бы они ни были, мы будем молить их о благословениях, с тем чтобы мы не были уведены в сторону, но следовали под их руководством к этому высокому сознанию Кришны во Вриндаване.
[1] «Живое существо, обреченное рождаться и умирать, достигает бессмертия, когда оставляет всю материальную деятельность, посвящает свою жизнь исполнению Моей воли и начинает действовать под Моим руководством. Так оно обретает возможность наслаждаться духовным блаженством, которым пронизаны любовные отношения со Мной» («Шримад-Бхагаватам», 11.29.34; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.103; Антья-лила, 4.194)).
[2]Бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти, йа̄ва̄н йаш́ ча̄сми таттватах̣ / тато ма̄м̇ таттвато джн̃а̄тва̄, виш́ате тад-анантарам — «Лишь благодаря любви ко Мне душа может познать Мое величие и Мой сокровенный личностный образ. Постигнув эти истины обо Мне, она входит в Мою семью» (Бхагавад-гита, 18.55).
[3] «Оставив все, будем же прославлять Шраддху Деви — веру…» (строка из песни Шрилы Бхактивинода Тхакура).
[4]Барха̄пӣд̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇, бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м / рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄ пӯрайан гопа-вр̣ндаир, вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣ — «Шри Кришна, приняв Свой трансцендентный облик величайшего танцора, входит в лес Вриндавана, делая его еще прекраснее отпечатками Своих стоп. В Его волосах павлинье перо, Его уши украшают цветы карникара, на Нем желтые одежды, отливающие золотом, и гирлянда Вайджаянти. Он наполняет отверстия на флейте нектаром Своих губ, а Его друзья-пастушки воспевают Его славу» («Шримад-Бхагаватам», 10.21.5).
«Сознание Кришны во Вриндаване» значит
«Жить с Богом одной семьей»
(22 марта 1982 года, Навадвипа Дхама, Индия)
Я помню, во времена Свами Махараджа, при его жизни, одна женщина давала лекцию в этом нат-мандире. Она сказала: «Мы приехали издалека, из столь далеких стран. Мы стали под знамена Свами Махараджа. Что касается меня, — сказала она, — то я хотела бы сказать, что его зов впечатлил меня в высшей степени, главным образом по той причине, что он рассказал о том, что мы можем жить в качестве родных Верховного Господа. Мы можем жить с Ним в одной семье, мы можем служить Ему как члену нашей семьи, и Он также рассматривает нас как Своих родных».
«После этого они могут осознать Меня, Мою истинную природу и войти в Меня». Что это означает: «войти в Меня»? Каков смысл этого? Это значит «войти в Мою семейную жизнь», майа̄тма-бхӯйа̄йа ча калпате ваи. А̄тма-бхӯйа̄йа-калпате — «Они признаются в качестве членов Моей семьи, Моих родных, а̄тма-бхӯйа̄йа-калпате. Они рассматриваются как Мои собственные, даже иногда как нечто большее, нежели Я».
#00:02:20#
Как Он говорит Уддхаве: «Уддхава, ты столь дорог Мне, столь любим Мною! [Ты дорог Мне больше, чем] даже Брахма, Шива, Мой старший брат Баладева, Моя супруга Лакшми Деви. Что говорить: даже более, чем Свое тело, Я люблю тебя! Я люблю тебя даже больше, чем Самого Себя, больше, чем Я люблю собственное тело, Я люблю тебя. Мое духовное тело — это Я [говорится во многих местах]. Я считаю тебя превосходящим Мою собственную жизнь, Уддхава, Мой преданный».
#00:03:07#
Таким образом, подобные явления существуют, и они реальны. Это стандарт нашего идеала, наш идеал, цель — такого качества. Это очень-очень возвышенно. И в то же время мы не должны думать, что мы достигли этого: «Я обрел это». Только для того, чтобы показать, что это [не] нечто воображаемое и тщетное. Это явление есть, оно реальнее самой реальности, но все же… Я бесконечно крохотный, я падший, и лишь с помощью подлинного Гуру-вайшнава я могу надеяться на достижение столь великого уровня, где мы можем быть едины с Верховным Господом. Это самое важное качество того, что зовется любовью или премой — божественной любовью. Это особое качество бхагавата-премы: она может возвысить крохотную душу до уровня любимой Самим Господом. Это не есть некое выдающееся качество с моей стороны, но речь идет о качестве самой премы — раге, анураге. Такова природа премы.
Шраддха… Бхактивинод Тхакур говорит в одной из своих песен: «Давайте оставим, отбросим все, соберемся вместе и будем прославлять шраддху». Шраддха способна дать все и вся. Человек может быть самым бедным и самым низким, но шраддха, према обладают столь высокой природой, настолько [высокой], что малейшая связь с этим явлением приближает нас, делает нас очень близкими к сердцу моего Владыки. Там есть многие слуги, они также столь великодушны, столь милостивы, что для нас это становится возможным — войти в это божественное царство любви. Это возможно, и это можно найти во Вриндаване, в обители сознания Кришны, Сваям Бхагавана, Враджендра-нандана — Он есть там. Друзья, родители, слуги, параферналии: Ямуна, гора, лес — все обладает специфической любовью, бытием такого рода.
Когда Кришна входит в джунгли, вступает в лес, чтобы пасти коров (Шукадева в «Бхагаватам» дает отчасти описание этого факта, и о чем идет речь?), Он идет, ступает по земле, и земля словно чувствует рамана-сукхам, самое любящее, насыщенное чувство. Сама земля, которая кажется грубой материей, чувствует, словно живое сердце, что она соприкасается с высшим, [чувствует,] какое высокое упоительное чувство, это чувство соединения в высокой любви, вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣.
#00:07:46#
Друзья вокруг Него прославляют Его. Насколько Он любящ, насколько чарующ, насколько чарующи и прекрасны пути и деяния Господа! Все, что связано с Ним, — полнота, очарование красоты. Все такой природы — божественной, пленяющей любви, премы. Таково сознание Кришны. Мы покинули наши дома, оставили повседневные занятия и окружение с этим высоким стремлением — надеждой на то, что однажды благодаря Гуру и вайшнавам нас возьмут на ту божественную землю. Эта реальность может быть далека, но все же мы не примем ничего в качестве нашей высочайшей цели, кроме этого.
#00:09:01#
[санскрит]
Ананья-бхаджан — эксклюзивная преданность, безраздельная, и максимум внимания, направленного на эту цель. По милости вайшнавов и Гуру (шикша, дикша). Где бы они ни были, мы будем молить их о благословениях, с тем чтобы мы не были уведены в сторону, но следовали под их руководством к этому высокому сознанию Кришны во Вриндаване.
[1] «Живое существо, обреченное рождаться и умирать, достигает бессмертия, когда оставляет всю материальную деятельность, посвящает свою жизнь исполнению Моей воли и начинает действовать под Моим руководством. Так оно обретает возможность наслаждаться духовным блаженством, которым пронизаны любовные отношения со Мной» («Шримад-Бхагаватам», 11.29.34; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.103; Антья-лила, 4.194)).
[2]Бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти, йа̄ва̄н йаш́ ча̄сми таттватах̣ / тато ма̄м̇ таттвато джн̃а̄тва̄, виш́ате тад-анантарам — «Лишь благодаря любви ко Мне душа может познать Мое величие и Мой сокровенный личностный образ. Постигнув эти истины обо Мне, она входит в Мою семью» (Бхагавад-гита, 18.55).
[3] «Оставив все, будем же прославлять Шраддху Деви — веру…» (строка из песни Шрилы Бхактивинода Тхакура).
[4]Барха̄пӣд̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇, бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м / рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄ пӯрайан гопа-вр̣ндаир, вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣ — «Шри Кришна, приняв Свой трансцендентный облик величайшего танцора, входит в лес Вриндавана, делая его еще прекраснее отпечатками Своих стоп. В Его волосах павлинье перо, Его уши украшают цветы карникара, на Нем желтые одежды, отливающие золотом, и гирлянда Вайджаянти. Он наполняет отверстия на флейте нектаром Своих губ, а Его друзья-пастушки воспевают Его славу» («Шримад-Бхагаватам», 10.21.5).