«Ом и Харинам | Цвет тела Кришны | Четки из Туласи». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Утренний даршан 25 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 31.33M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Ом и Харинам. 
Цвет тела Господа Кришны. 
Четки из Туласи

(25 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург. Утренний даршан)


Харе Кришна маха-мантра является особо могущественной в эту Кали-югу для падших душ. Мантра «Ом», хотя она и один звук, на самом деле он состоит из трех звуков — «А», «У», «М», и эти три [звука] указывают либо на Брахму, Вишну и Махешвару..., в конечном счете на Верховную Личность Господа. Есть множество различных толкований, но в конечном счете Харе Кришна маха-мантра в особенности предписана для Кали-юги.

#00:02:08#

Она обладает особенным могуществом, поскольку в ней явлен одновременно и источник энергии, и сама энергия. Харе Кришна маха-мантра являет себя этому миру, она становится доступна для людей этого мира, она способна даровать освобождение, и, более того, она способна даровать возможность преданного служения любому, кто искренне повторяет ее. В звуке «Ом» заключено все, но оно лишено аспекта доступности, лишено аспекта игры. Ом также одна из форм Верховной Личности Бога, однако слава этого звука, слава этой мантры достигает только уровня Вайкунтхи.

#00:03:41#

вaикун̣т̣ха̄дж джaнитo вaра̄ мaдху-пурӣ…[1]

#00:04:00#

Однако на Вайкунтхе нет такого понятия, как «рождение Господа», Господь там не рождается. По этой причине Мадху-пури, то есть Вриндаван, занимает более возвышенное положение, поскольку там происходит рождение Господа, и там Господь вступает в игры, в близкие отношения со Своими преданными. И там пять видов отношений с Господом, пять рас явлены в наиболее полной и в наиболее свободной форме. Идея поклонения на Вайкунтхе означает почтительное отношение к Господу, возношение Ему молитв на расстоянии, то есть подразумевается некая дистанция в отношениях с Господом. Обычно с общей точки зрения Вайкунтха зачастую считается высшим уровнем, высшим достижением, однако если мы учитываем возможность близких отношений с Господом в этих пяти видах отношений, возможность вступать в игры с Господом, то это возможно только в высшей обители Господа — на Голоке.

#00:07:10#

И йоги, и гьяни, и карми — все они могут медитировать на этот звук «Ом», однако бхакты, хотя они и выражают все почтение этому священному звуку, тем не менее прежде всего они медитируют на игры Радхи и Кришны. И гаятри-мантра, та самая сакральная гаятри-мантра, которую брамины получают по достижении соответствующего возраста, по достижении зрелости, также начинается со слога «Ом», однако все это — на общем уровне. Но Харе Кришна маха-мантра — это сокровенное сокровище, сокровенная обитель Господа. Она открывает доступ в высшей степени эксклюзивный, исключительный мир служения Господу. В мире общего служения, общих понятий о служении присутствует идея Омкары, но в мире исключительного служения, исключительной преданности правит Харе Кришна маха-мантра. Кроме всего прочего в Кали-югу условия настолько осквернены, настолько грязны — в Кали-югу нет ничего чистого, — и именно по этой причине для Кали-юги рекомендована Харе Кришна маха-мантра. Радха и Кришна, слившись воедино, явились в облике Шри Чайтаньядева для того, чтобы распространить Харе Кришна маха-мантру.

#00:10:30#

Шрила Сварупа Дамодар Госвами, который неотличен от Самого Махапрабху, сказал Кришнадасу Кавираджу Госвами одну шлоку, [впоследствии] явленную в «Чайтанья-чаритамрите». Через эту шлоку мы можем получить отчетливое представление о божественном облике, о божественной природе Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:11:13#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва дйути сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[2]

#00:12:03#

Сварупа Дамодар раскрывает нам в этой мантре, что Радха и Кришна, явившись в одном облике, вместе, Они — это сам Кришна, принявший сердце и сияние Радхарани, и это — Шри Чайтанья Махапрабху.

#00:13:11#

Саджджанананда Прабху: Есть ли какое-либо эзотерическое объяснение, почему Господь Кришна темного цвета?

#00:13:56#

Шрила Говинда Махарадж:

ш́йа̄мам̇ хиран̣йа-паридхим̇ ванама̄лйа-барха
дха̄ту-права̄ла-нат̣а-веш̣ам ануврата̄м̇се
винйаста-хастам итарен̣а дхуна̄нам абджам̇
карн̣отпала̄лака-капола-мукха̄бджа-ха̄сам[3]

#00:14:52#

наумӣд̣йа те ’бхра-вапуш̣е тад̣ид-амбара̄йа
гун̃джа̄ватам̇са-парипиччха-ласан-мукха̄йа
ванйа-срадже кавала-ветра-виш̣а̄н̣а-вен̣у-
лакш̣ма-ш́рийе мр̣ду-паде паш́упа̄н̇гаджа̄йа[4]

#00:15:45#

В писаниях цвет Его тела описывается не совсем как темный, но описывается как цвет насыщенного дождевого облака, очень темного облака, готового пролиться. Об этом говорят различные шлоки. И этот цвет чрезвычайно нежен, чрезвычайно мягок и привлекателен, и этот цвет сам по себе рождает влечение. Существует множество других цветов, других оттенков — фиолетовый цвет, индиго, зеленый, красный и т. д. и т. д., однако когда все цвета являют себя в одном божественном сочетании, это, как сказано в писаниях, является именно этим цветом — цветом насыщенного дождевого облака. И этот цвет дает поддержку и питание, и это — изначальный цвет Господа.

#00:18:37#

И мы стараемся явить по крайней мере ближайшее подобие этого цвета, поскольку в полной степени выразить этот цвет, оттенок этого цвета для нас невозможно, но насколько это возможно, что-то ближайшее может быть выражено. Из камней, например, самым твердым является камень, который используется при перемалывании, в изготовлении жерновов и т. д. И этот камень очень дорог, его стоимость, его цена очень высока, поэтому если кто-то хочет произвести на других впечатление богатого человека, то он использует этот камень в отделке.

#00:20:31#

Шрипад Шруташрава Прабху: Для того, чтобы наилучшим образом явить черты Господа, используют наилучший из всех возможных материалов — этот камень.

#00:22:16#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Изготавливают ли Божества из этого материала, который в Индии называют костик — тот самый твердый, очень дорогой камень?

#00:22:27#

Шрила Говинда Махарадж: Не то что некоторые Божества, но раньше все Божества изготавливали из этого камня, но сейчас Кали-юга, век имитации, и даже при изготовлении Божеств используют имитацию, подобие этого камня. Мы также старались все выразить наилучшим возможным образом, используя самые лучшие материалы, но в этом мире в эту эпоху никакие наши усилия не могут быть совершенными. Наши усилия могут стать совершенными только через мантру, через медитацию, через настроение самоотдачи, через божественное настроение самопредания.

#00:23:28#

Все наши подношения, все, что мы предлагаем Божествам, Господу, — все это мы стараемся делать с настроением преданности. Настроение преданности в подношениях играет самую главную роль. Как та история, когда Рагхунандан, сын Мукунды, предлагал ладду, сладости, Божествам. И он видел собственными глазами, как Божество приняло от него эти подношения, съело все эти подношения, но его отец Мукунда не видел этого и не мог в это поверить.

#00:24:58#

Притху Прабху: Существуют управляющие Божества самбандха-, абхидхея- и прайоджана-таттвы — Шри Шри Радха-Мадана-Мохан, Шри Шри Радха-Говинда и Шри Шри Радха-Гопинатх. А наши Божества — Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу — к какой таттве они принадлежат?

#00:26:14#

Шрила Говинда Махарадж: Наши Божества относятся ко всем трем этим категориям. В Радха-Мадхаве содержатся и самбандха, и бхаджан, и прайоджана — все три.

#00:27:31#

кр̣ш̣н̣ер свабхава хайа ‘дхӣра-лалита’
нирантара ка̄ма-крӣд̣а̄ — йа̄̐ха̄ра чарита[5]

На самом деле все эти Божества являют собой все три аспекта — и самбандха, и абхидхея, и прайоджана, но делается особое ударение, поскольку Санатана Госвами прежде всего получил самбандха-гьяну от Шри Чайтаньи Махапрабху и явил ее, сделал ее доступным миру, поэтому делается такое указание про его Божества. Далее Шрила Рупа Госвами обрел знание об абхидхее от Шри Чайтаньи Махапрабху и явил его миру. И подобным же образом Божества Гопинатх… Само имя этого Божества — Гопинатх, «Тот, Кто наслаждается гопи», — указывает на то, что это является прайоджаной — высшей целью.

#00:29:17#

Но в конечном счете любые Божества — Шри Шри Радха-Говинда, Радха-Кришна и так далее — все они указывают на высшую идею мадхура-расы. Как об этом говорит Рамананда Рай в рамананда-самваде, в Мадхья-лиле, в восьмой главе о том, что идея мадхурья-расы является самым высшим заключением. И самбандха приводит к идее мадхурьи, и абхидхея, и прайоджана — все они приводят к идее мадхурьи.

#00:29:56#

ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇ пурӣ мадху-пурӣ вара̄
вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам а̄дйа эва паро расах̣[6]

#00:33:23#

Вопрос: Махарадж! Скажите, кто придумал мешочек для джапы?

#00:38:00#

Шрила Говинда Махарадж: Изначально сам Кришна давал инициацию, однако необходимо для повторения мантры было ввести какой-то процесс для подсчета, и необходимо было ввести определенную традицию. Преданным чрезвычайно дорога Туласи, поэтому, когда Туласи оставляет тело, остается облик Туласи, они решили использовать этот облик Туласи, сделать из тела ушедшей Туласи четки, бусины и на них подсчитывать. Поскольку Туласи чрезвычайно дорога Господу, и памятование о Туласи и памятование о Господе — это чрезвычайно близкие понятия, поскольку Господь всегда находится рядом с Туласи, а Туласи не мыслит себя без Господа, без служения Ему, и поэтому это помогает преданным обрести большее умиротворение, сосредоточенность — памятование о Туласи. Поэтому они ввели подобную систему — стали изготавливать четки из бусин Туласи. А кто именно был первым, кто изготовил четки из Туласи, сложно сказать точно. Но, так или иначе, идея, стоящая за этим, была примерно такова. Сам Шри Чайтанья Махапрабху не повторял на четках как таковых. В этой шлоке из «Шри Чайтанья-чаритамриты» подтверждается, что Он повторял на специальной тряпочке или шнуре, на котором были завязаны узлы. На шнуре было завязано сто восемь узлов, и один за одним на этих узелках Он повторял Харе Кришна маха-мантру.

#00:39:47#

Слушатель: Махарадж! Я имею в виду не четки, а мешочек.

#00:38:00#

Шрила Говинда Махарадж (шутит): Использование мешочка мы ввели для того, чтобы хранить там множество замечательных вещей. Там можно хранить шоколад, конфеты, сладости. Можно хранить деньги, можно хранить множество других вещей. Только один минус — иногда все-таки почему-то теряется.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



[1] Вaикун̣т̣ха̄дж джaнитo вaра̄ мaдху-пурӣ татра̄пи ра̄сoтсава̄д, вр̣нда̄ран̣йам уда̄ра-па̄н̣и-рамaн̣а̄т татра̄пи гoвaрдханaх̣ / ра̄дха̄-кун̣д̣ам иха̄пи гoкула-патех̣ прeма̄мр̣та̄пла̄вaна̄т, курйа̄д aсйа вира̄джaтo гири-тат̣е сeва̄м̇ вивeкӣ нa кaх̣ — «С духовной точки зрения святое место, называемое Матхурой, выше Вайкунтхи, трансцендентного мира, поскольку там явился Господь. Выше Матхура-пури — трансцендентный лес Вриндавана, потому что в нем проходили игры раса-лилы Кришны. Но холм Говардхана выше Вриндавана, ибо он был поднят божественной рукой Шри Кришны и являлся свидетелем Его разнообразных любовных игр. Однако ничто не сравнится с непревзойденной Шри Радха-кундой, затопленной амброзией и нектаром премы Властелина Гокулы, Шри Кришны. Какой разумный человек, зная это, откажется служить божественной Радха-кунде, расположенной у подножия холма Говардхана?» («Шри Упадешамрита», 9).

[2] «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

[3] «Цвет Его тела был темно-голубым, а украшения из золота. Надев павлинье перо, разноцветные минералы, грозди цветочных бутонов и гирлянду из лесных цветов и листьев, Он был наряжен в точности, как драматический танцор. Одну руку Он положил на плечо другу, а в другой вертел лотос. Лилии украшали Его уши. Его волосы ниспадали на Его щеки, и на Его лотосоподобном лице сияла улыбка» («Шримад-Бхагаватам», 10.23.22).

[4] Брахма сказал: «Я преклоняюсь пред Тобою, о сын Нанды. Господи, явив Себя в облике юного пастуха, Ты заставил сжаться мое сердце в упоении. Во многих образах Ты представал перед миром, но ни один из них очарованием и благолепием не сравнится с тем, что я вижу сейчас, — темноликого, точно созданного из грозовой тучи, в сверкающих молниями одеждах, с серьгами из цветочных семян, с павлиньим пером во вьющихся волосах, с венком лесных цветов, с пастушьим посохом, сладким лакомством в руке, с тростниковою свирелью и рожком, заткнутыми за пояс» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.1).

[5] Рамананда Рай сказал: «Господь Кришна — дхира-лалита, поскольку Его подруги всегда зависят от Него. Таким образом, Его единственное занятие — получение удовольствий» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.187).

[6] «Наивысший образ — это образ Шьямасундара, лучшая обитель — это город Матхура, объектом нашей медитации всегда должна быть ранняя юность Господа Кришны, а наивысшая раса — это раса супружеской любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.106).




←  «Что такое сахаджия?» Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 23 декабря 2012 года | “The Meaning of Sahajiya.” Srila B. N. Acharya Maharaj. 23 December 2012 ·• Архив новостей •· «Золотой Вулкан божественной любви». Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху. Глава 2. Таинственное воплощение. Книга Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа в редакции 2018 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 32.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Ом и Харинам. 
Цвет тела Господа Кришны. 
Четки из Туласи

(25 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург. Утренний даршан)


Харе Кришна маха-мантра является особо могущественной в эту Кали-югу для падших душ. Мантра «Ом», хотя она и один звук, на самом деле он состоит из трех звуков — «А», «У», «М», и эти три [звука] указывают либо на Брахму, Вишну и Махешвару..., в конечном счете на Верховную Личность Господа. Есть множество различных толкований, но в конечном счете Харе Кришна маха-мантра в особенности предписана для Кали-юги.

#00:02:08#

Она обладает особенным могуществом, поскольку в ней явлен одновременно и источник энергии, и сама энергия. Харе Кришна маха-мантра являет себя этому миру, она становится доступна для людей этого мира, она способна даровать освобождение, и, более того, она способна даровать возможность преданного служения любому, кто искренне повторяет ее. В звуке «Ом» заключено все, но оно лишено аспекта доступности, лишено аспекта игры. Ом также одна из форм Верховной Личности Бога, однако слава этого звука, слава этой мантры достигает только уровня Вайкунтхи.

#00:03:41#

вaикун̣т̣ха̄дж джaнитo вaра̄ мaдху-пурӣ…[1]

#00:04:00#

Однако на Вайкунтхе нет такого понятия, как «рождение Господа», Господь там не рождается. По этой причине Мадху-пури, то есть Вриндаван, занимает более возвышенное положение, поскольку там происходит рождение Господа, и там Господь вступает в игры, в близкие отношения со Своими преданными. И там пять видов отношений с Господом, пять рас явлены в наиболее полной и в наиболее свободной форме. Идея поклонения на Вайкунтхе означает почтительное отношение к Господу, возношение Ему молитв на расстоянии, то есть подразумевается некая дистанция в отношениях с Господом. Обычно с общей точки зрения Вайкунтха зачастую считается высшим уровнем, высшим достижением, однако если мы учитываем возможность близких отношений с Господом в этих пяти видах отношений, возможность вступать в игры с Господом, то это возможно только в высшей обители Господа — на Голоке.

#00:07:10#

И йоги, и гьяни, и карми — все они могут медитировать на этот звук «Ом», однако бхакты, хотя они и выражают все почтение этому священному звуку, тем не менее прежде всего они медитируют на игры Радхи и Кришны. И гаятри-мантра, та самая сакральная гаятри-мантра, которую брамины получают по достижении соответствующего возраста, по достижении зрелости, также начинается со слога «Ом», однако все это — на общем уровне. Но Харе Кришна маха-мантра — это сокровенное сокровище, сокровенная обитель Господа. Она открывает доступ в высшей степени эксклюзивный, исключительный мир служения Господу. В мире общего служения, общих понятий о служении присутствует идея Омкары, но в мире исключительного служения, исключительной преданности правит Харе Кришна маха-мантра. Кроме всего прочего в Кали-югу условия настолько осквернены, настолько грязны — в Кали-югу нет ничего чистого, — и именно по этой причине для Кали-юги рекомендована Харе Кришна маха-мантра. Радха и Кришна, слившись воедино, явились в облике Шри Чайтаньядева для того, чтобы распространить Харе Кришна маха-мантру.

#00:10:30#

Шрила Сварупа Дамодар Госвами, который неотличен от Самого Махапрабху, сказал Кришнадасу Кавираджу Госвами одну шлоку, [впоследствии] явленную в «Чайтанья-чаритамрите». Через эту шлоку мы можем получить отчетливое представление о божественном облике, о божественной природе Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:11:13#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва дйути сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[2]

#00:12:03#

Сварупа Дамодар раскрывает нам в этой мантре, что Радха и Кришна, явившись в одном облике, вместе, Они — это сам Кришна, принявший сердце и сияние Радхарани, и это — Шри Чайтанья Махапрабху.

#00:13:11#

Саджджанананда Прабху: Есть ли какое-либо эзотерическое объяснение, почему Господь Кришна темного цвета?

#00:13:56#

Шрила Говинда Махарадж:

ш́йа̄мам̇ хиран̣йа-паридхим̇ ванама̄лйа-барха
дха̄ту-права̄ла-нат̣а-веш̣ам ануврата̄м̇се
винйаста-хастам итарен̣а дхуна̄нам абджам̇
карн̣отпала̄лака-капола-мукха̄бджа-ха̄сам[3]

#00:14:52#

наумӣд̣йа те ’бхра-вапуш̣е тад̣ид-амбара̄йа
гун̃джа̄ватам̇са-парипиччха-ласан-мукха̄йа
ванйа-срадже кавала-ветра-виш̣а̄н̣а-вен̣у-
лакш̣ма-ш́рийе мр̣ду-паде паш́упа̄н̇гаджа̄йа[4]

#00:15:45#

В писаниях цвет Его тела описывается не совсем как темный, но описывается как цвет насыщенного дождевого облака, очень темного облака, готового пролиться. Об этом говорят различные шлоки. И этот цвет чрезвычайно нежен, чрезвычайно мягок и привлекателен, и этот цвет сам по себе рождает влечение. Существует множество других цветов, других оттенков — фиолетовый цвет, индиго, зеленый, красный и т. д. и т. д., однако когда все цвета являют себя в одном божественном сочетании, это, как сказано в писаниях, является именно этим цветом — цветом насыщенного дождевого облака. И этот цвет дает поддержку и питание, и это — изначальный цвет Господа.

#00:18:37#

И мы стараемся явить по крайней мере ближайшее подобие этого цвета, поскольку в полной степени выразить этот цвет, оттенок этого цвета для нас невозможно, но насколько это возможно, что-то ближайшее может быть выражено. Из камней, например, самым твердым является камень, который используется при перемалывании, в изготовлении жерновов и т. д. И этот камень очень дорог, его стоимость, его цена очень высока, поэтому если кто-то хочет произвести на других впечатление богатого человека, то он использует этот камень в отделке.

#00:20:31#

Шрипад Шруташрава Прабху: Для того, чтобы наилучшим образом явить черты Господа, используют наилучший из всех возможных материалов — этот камень.

#00:22:16#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Изготавливают ли Божества из этого материала, который в Индии называют костик — тот самый твердый, очень дорогой камень?

#00:22:27#

Шрила Говинда Махарадж: Не то что некоторые Божества, но раньше все Божества изготавливали из этого камня, но сейчас Кали-юга, век имитации, и даже при изготовлении Божеств используют имитацию, подобие этого камня. Мы также старались все выразить наилучшим возможным образом, используя самые лучшие материалы, но в этом мире в эту эпоху никакие наши усилия не могут быть совершенными. Наши усилия могут стать совершенными только через мантру, через медитацию, через настроение самоотдачи, через божественное настроение самопредания.

#00:23:28#

Все наши подношения, все, что мы предлагаем Божествам, Господу, — все это мы стараемся делать с настроением преданности. Настроение преданности в подношениях играет самую главную роль. Как та история, когда Рагхунандан, сын Мукунды, предлагал ладду, сладости, Божествам. И он видел собственными глазами, как Божество приняло от него эти подношения, съело все эти подношения, но его отец Мукунда не видел этого и не мог в это поверить.

#00:24:58#

Притху Прабху: Существуют управляющие Божества самбандха-, абхидхея- и прайоджана-таттвы — Шри Шри Радха-Мадана-Мохан, Шри Шри Радха-Говинда и Шри Шри Радха-Гопинатх. А наши Божества — Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу — к какой таттве они принадлежат?

#00:26:14#

Шрила Говинда Махарадж: Наши Божества относятся ко всем трем этим категориям. В Радха-Мадхаве содержатся и самбандха, и бхаджан, и прайоджана — все три.

#00:27:31#

кр̣ш̣н̣ер свабхава хайа ‘дхӣра-лалита’
нирантара ка̄ма-крӣд̣а̄ — йа̄̐ха̄ра чарита[5]

На самом деле все эти Божества являют собой все три аспекта — и самбандха, и абхидхея, и прайоджана, но делается особое ударение, поскольку Санатана Госвами прежде всего получил самбандха-гьяну от Шри Чайтаньи Махапрабху и явил ее, сделал ее доступным миру, поэтому делается такое указание про его Божества. Далее Шрила Рупа Госвами обрел знание об абхидхее от Шри Чайтаньи Махапрабху и явил его миру. И подобным же образом Божества Гопинатх… Само имя этого Божества — Гопинатх, «Тот, Кто наслаждается гопи», — указывает на то, что это является прайоджаной — высшей целью.

#00:29:17#

Но в конечном счете любые Божества — Шри Шри Радха-Говинда, Радха-Кришна и так далее — все они указывают на высшую идею мадхура-расы. Как об этом говорит Рамананда Рай в рамананда-самваде, в Мадхья-лиле, в восьмой главе о том, что идея мадхурья-расы является самым высшим заключением. И самбандха приводит к идее мадхурьи, и абхидхея, и прайоджана — все они приводят к идее мадхурьи.

#00:29:56#

ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇ пурӣ мадху-пурӣ вара̄
вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам а̄дйа эва паро расах̣[6]

#00:33:23#

Вопрос: Махарадж! Скажите, кто придумал мешочек для джапы?

#00:38:00#

Шрила Говинда Махарадж: Изначально сам Кришна давал инициацию, однако необходимо для повторения мантры было ввести какой-то процесс для подсчета, и необходимо было ввести определенную традицию. Преданным чрезвычайно дорога Туласи, поэтому, когда Туласи оставляет тело, остается облик Туласи, они решили использовать этот облик Туласи, сделать из тела ушедшей Туласи четки, бусины и на них подсчитывать. Поскольку Туласи чрезвычайно дорога Господу, и памятование о Туласи и памятование о Господе — это чрезвычайно близкие понятия, поскольку Господь всегда находится рядом с Туласи, а Туласи не мыслит себя без Господа, без служения Ему, и поэтому это помогает преданным обрести большее умиротворение, сосредоточенность — памятование о Туласи. Поэтому они ввели подобную систему — стали изготавливать четки из бусин Туласи. А кто именно был первым, кто изготовил четки из Туласи, сложно сказать точно. Но, так или иначе, идея, стоящая за этим, была примерно такова. Сам Шри Чайтанья Махапрабху не повторял на четках как таковых. В этой шлоке из «Шри Чайтанья-чаритамриты» подтверждается, что Он повторял на специальной тряпочке или шнуре, на котором были завязаны узлы. На шнуре было завязано сто восемь узлов, и один за одним на этих узелках Он повторял Харе Кришна маха-мантру.

#00:39:47#

Слушатель: Махарадж! Я имею в виду не четки, а мешочек.

#00:38:00#

Шрила Говинда Махарадж (шутит): Использование мешочка мы ввели для того, чтобы хранить там множество замечательных вещей. Там можно хранить шоколад, конфеты, сладости. Можно хранить деньги, можно хранить множество других вещей. Только один минус — иногда все-таки почему-то теряется.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



[1] Вaикун̣т̣ха̄дж джaнитo вaра̄ мaдху-пурӣ татра̄пи ра̄сoтсава̄д, вр̣нда̄ран̣йам уда̄ра-па̄н̣и-рамaн̣а̄т татра̄пи гoвaрдханaх̣ / ра̄дха̄-кун̣д̣ам иха̄пи гoкула-патех̣ прeма̄мр̣та̄пла̄вaна̄т, курйа̄д aсйа вира̄джaтo гири-тат̣е сeва̄м̇ вивeкӣ нa кaх̣ — «С духовной точки зрения святое место, называемое Матхурой, выше Вайкунтхи, трансцендентного мира, поскольку там явился Господь. Выше Матхура-пури — трансцендентный лес Вриндавана, потому что в нем проходили игры раса-лилы Кришны. Но холм Говардхана выше Вриндавана, ибо он был поднят божественной рукой Шри Кришны и являлся свидетелем Его разнообразных любовных игр. Однако ничто не сравнится с непревзойденной Шри Радха-кундой, затопленной амброзией и нектаром премы Властелина Гокулы, Шри Кришны. Какой разумный человек, зная это, откажется служить божественной Радха-кунде, расположенной у подножия холма Говардхана?» («Шри Упадешамрита», 9).

[2] «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

[3] «Цвет Его тела был темно-голубым, а украшения из золота. Надев павлинье перо, разноцветные минералы, грозди цветочных бутонов и гирлянду из лесных цветов и листьев, Он был наряжен в точности, как драматический танцор. Одну руку Он положил на плечо другу, а в другой вертел лотос. Лилии украшали Его уши. Его волосы ниспадали на Его щеки, и на Его лотосоподобном лице сияла улыбка» («Шримад-Бхагаватам», 10.23.22).

[4] Брахма сказал: «Я преклоняюсь пред Тобою, о сын Нанды. Господи, явив Себя в облике юного пастуха, Ты заставил сжаться мое сердце в упоении. Во многих образах Ты представал перед миром, но ни один из них очарованием и благолепием не сравнится с тем, что я вижу сейчас, — темноликого, точно созданного из грозовой тучи, в сверкающих молниями одеждах, с серьгами из цветочных семян, с павлиньим пером во вьющихся волосах, с венком лесных цветов, с пастушьим посохом, сладким лакомством в руке, с тростниковою свирелью и рожком, заткнутыми за пояс» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.1).

[5] Рамананда Рай сказал: «Господь Кришна — дхира-лалита, поскольку Его подруги всегда зависят от Него. Таким образом, Его единственное занятие — получение удовольствий» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.187).

[6] «Наивысший образ — это образ Шьямасундара, лучшая обитель — это город Матхура, объектом нашей медитации всегда должна быть ранняя юность Господа Кришны, а наивысшая раса — это раса супружеской любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.106).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования