«День ухода Нароттама Даса Тхакура». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж и Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 11 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 38.03M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

День ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура

(11 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

(Шрила Говинда Махарадж предоставляет слово Джанардану Махараджу.)

Джанардан Махарадж: Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга Шри Шри Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

#00:01:05#

Сегодня день божественного ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура. Шрила Нароттам Дас Тхакур жил во времена сразу после ухода Махапрабху. И мы слышали историю о том, как еще до прихода Нароттама Даса Тхакура Шри Чайтанья Махапрабху упоминал о его приходе.

#00:02:15#

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами являет линию Шри Рупы Госвами в своем произведении — «Шри Чайтанья-чаритамрите». Мы видим, что Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами делает особый упор на то, чтобы установить линию Рупануги.

#00:03:180#

В «Чайтанья-чаритамрите» приведено это описание, когда во время большого собрания всех преданных в обществе Самого Шри Чайтаньи Махапрабху был представлен Шрила Рупа Госвами и была представлена на суд его поэзия, его произведения для того, чтобы все преданные во главе с Раманандой Раем и другими преданными могли предложить ему свое почтение и свои благословения. Таким образом мы видим, что Сам Шри Чайтанья Махапрабху хотел установить линию, идущую через Шрилу Рупу Госвами.

#00:04:17#

И разумеется Госвами, такие как Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Джива Госвами и другие, являются главными действующими лицами, наиболее выдающимися фигурами среди спутников Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:05:00#

Такие личности, как Шрила Нароттам Дас Тхакур, Шринивас Ачарья и Шьямананда, учились вместе под руководством Шрилы Дживы Госвами. Из них особенно Нароттам Дас Тхакур был широко известен, пользовался широким почетом и уважением — в особенности в Бенгалии, — в том числе и благодаря своим песням, поэмам, произведениям. У него в Бенгалии было множество учеников и последователей.

#00:06:27#

Мы видим, что песни Шрилы Нароттама Даса Тхакура, а в более позднее время и Шрилы Бхактивинода Тхакура являют собой самую суть, самое концентрированное изложение идей линии Шри Чайтаньи Махапрабху. В особенности следует выделить произведение Нароттама Даса Тхакура «Шри Рупа-манджари-пада», где описано величие этой личности — Шрилы Рупы Госвами.

#00:07:42#

Мы часто поем многие песни, написанные Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром, например, такую песню, как «дже а̄нило према-дхана корун̣а̄ прачура», где описано чувство разлуки с вайшнавом. Также многие другие проявления вайшнавских чувств были явлены в широком диапазоне в произведениях Шрилы Нароттама Даса Тхакура.

#00:08:48#

Также мы слышали о том, что когда Шрила Шридхар Махарадж написал свое произведение «Шрила Бхактивинода-вираха-дашакам», то его духовный учитель, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, после того как ознакомился с этим произведением, был в высшей степени удовлетворен и сказал: «Теперь я точно знаю, что есть, по крайней мере, одна личность, способная в полной мере представлять мои идеи».

#00:10:13#

Гуру Махарадж в своем комментарии на «Шаранагати» под названием «Лагху-[бхакти-]чандрика» говорит о величии Шрилы Бхактивинода Тхакура. Он говорит: «Шрила Бхактивинод Тхакур не только дал нам основные писания, святую Дхаму и множество других даров, но также он дал нам Гуру», подразумевая под этим Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура.

#00:11:27#

Таким образом Шрила Шридхар Махарадж в присутствии Шрилы Сарасвати Тхакура прославил Шрилу Бхактивинода Тхакура в этом произведении [«Бхактивинода-вираха-дашакам»], и в нем была выражена мысль о том, что связь между Бхактивинодом Тхакуром и Сарасвати Тхакуром не похожа на всего лишь отношения между отцом и сыном. Речь идет об отношениях духовных, об отношениях Гуру и ученика.

#00:12:19#

Несколько месяцев спустя, незадолго до своего ухода из этого мира, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал Шрилу Шридхара Махараджа. Он специально послал за ним и в обществе других учеников Шрила Сарасвати Тхакур попросил Шрилу Шридхара Махараджа спеть эту выдающуюся песню, написанную Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром, — «Шри Рупа-манджари-пада».

#00:13:00#

В этой песне Шрила Нароттам Дас Тхакур являет устремление, являет чаяние всех последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, то есть всех тех, кто принимает прибежище у Шрилы Рупы Госвами.

#00:13:38#

Таким образом Шрила Сарасвати Тхакур этим жестом непосредственно указал на Шрилу Шридхара Махараджа, который является нашим Гуру, указал на него как на личность, способную во всей полноте передать идеи линии Шри Рупануги. И все духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, в присутствии которых произошел этот случай (когда Шрила Сарасвати Тхакур попросил его спеть песню «Шри Рупа-манджари-пада»), тоже использовали это выражение — «передача полномочий» или «передача силы», передача полномочий линии Рупануга. До этого были случаи, когда различных других личностей просили петь те или иные песни в обществе Сарасвати Тхакура, но только в отношении этого случая было сделано особое ударение, только об этом случае духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа говорят как о передаче полномочий линии Рупануга.

#00:15:37#

Только недавно, несколько дней назад, мы слышали от Шрилы Говинды Махараджа историю, воспоминания о том, что Шридхар Махарадж еще в ранние дни, в первые дни пребывания Шрилы Говинды Махараджа в Матхе, указал на него как на своего преемника. Он сказал: «Я хочу, чтобы эта личность стала моим преемником».

#00:16:12#

И также очень важным фактом является то, что Шрила Сарасвати Тхакур непосредственно указал на особое, исключительное положение Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:16:32#

Я, видимо, не способен сейчас рассказать достаточно много подробностей о жизни самого Нароттама Даса Тхакура. Однако что я знаю о нем — это то, что в форме своих песен, в форме своих поэтических произведений он изложил весь возможный диапазон чувств и устремлений в нашей линии, от самых начальных вплоть до самых возвышенных идеалов.

#00:17:30#

Шрила Говинда Махарадж рассказывал нам, что еще с самой юности, когда он пришел к Шриле Шридхару Махараджу, ему постоянно приходилось слышать эти песни. Многие из этих песен он знал с самого детства, услышав их от своего отца.

#00:18:12#

Шрила Сарасвати Тхакур делал особое ударение на определенных произведениях, на определенных частях произведений Нароттама Даса Тхакура и Шрилы Бхактивинода Тхакура.

#00:18:56#

И очень часто эти три имени упоминаются вместе — имя самого Нароттама Даса Тхакура, имя Шриниваса Ачарьи и Шьямананды. Все они являются вайшнавами высочайшего уровня… Личность Шрилы Нароттама Даса Тхакура обладает настолько выдающимися качествами, что еще до явления Нароттама Даса Тхакура в этом мире Сам Махапрабху взывал к его имени. И сегодня — божественный день его ухода. День ухода столь возвышенной личности, как Шрила Нароттам Дас Тхакур, является одним из ярких моментов даже в этот особый месяц Картика-враты, Дамодара-враты, который идет сейчас.

Я склоняюсь к стопам Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, молясь о том, чтобы по его милости, по милости Гурудева, у меня появилось стремление к его божественной личности.

#00:20:30#

Шрила Говинда Махарадж: Джай Шрипад Бхакти Паван Джанардан Махарадж ки джай!

День ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура ки джай!

Тиробхав маха-махотсав ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Гаура-премананде Харибол!

#00:21:04#

Мы столь удачливы, что нам довелось сегодня услышать о Шриле Нароттаме Дасе Тхакуре от Шрипада Джанардана Махараджа. Шрила Нароттам Дас Тхакур является необычайно великой личностью. И, насколько это возможно, вкратце Шрипад Джанардан Махарадж рассказал нам о нем.

#00:21:54#

Сам Шри Чайтанья Махапрабху взывал к имени Нароттама, находясь на берегу реки Падмы. И таким образом Сам Махапрабху вызвал явление Нароттама Даса Тхакура в этот мир. А затем, уже после ухода Махапрабху, Нароттам Дас Тхакур явился в этом мире. Стиль его проповеди и стиль его пения неотличен от стиля Самого Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:23:03#

Шрипад Джанардан Махарадж вкратце упоминал об этом, — что хотя сам Нароттам Дас Тхакур не родился в брахманской семье, но среди его последователей было множество людей из брахманских семей. Также его поддерживали его блистательные друзья, такие как Шри Рамачандра Кавирадж.

#00:23:49#

Шрила Нароттам Дас Тхакур с самого детства обладал огромной преданностью Шри Чайтанье Махапрабху. Однажды Нароттам Дас Тхакур хотел отправиться во Вриндаван для того, чтобы обрести там общество Шрилы Рупы Госвами и Санатаны Госвами, однако его отец был против, он не хотел его отпускать. Но мать Нароттама Даса Тхакура позволила ему отправиться туда, поскольку Нароттам Дас Тхакур сказал тогда: «Если вы не отпустите меня во Вриндаван, то я умру».

#00:24:53#

По указанию, по приказу Махапрабху он избрал своим Гуру Шрилу Локанатха Госвами. Однако Локанатх Госвами не хотел давать ему инициацию. Восемнадцать раз он отказывал. Локанатх Госвами был настолько отречен, что в его комнате невозможно было найти даже стакан воды. Локанатх Госвами дал обет, он сказал: «Я не буду принимать учеников». Однако в это же время Нароттам Дас Тхакур также принял обет. Он сказал: «Я обязательно должен получить инициацию у Локанатха Госвами». И в конце концов Локанатх Госвами дал инициацию Нароттаму Дасу Тхакуру, видя столь интенсивное, столь сильное настроение служения в нем.

#00:27:04#

Все испытывали огромную любовь и почтение по отношению к Шриле Рупе Госвами. И Локанатх Госвами также относился к Рупе Госвами с особой любовью и почтительностью. Поэтому он вручил своего ученика — Нароттама Даса Тхакура в руки Шрилы Рупы Госвами. Таким образом Шрила Нароттам Дас Тхакур служил Шриле Рупе Госвами, и сколь велика была его преданность ему — об этом мы можем судить по песни «Шри Рупа-манджари-пада», она являет силу его преданности.

#00:28:43#

Как уже рассказывал Шрипад Джанардан Махарадж, было трое великих личностей — это Шьямананда, Шринивас Ачарья и сам Нароттам Дас Тхакур. Они все трое были учениками Шрилы Дживы Госвами, и, после того, как их обучение под руководством Дживы Госвами было завершено, Шрила Джива Госвами отправил их в Бенгалию вместе с сундуками с книгами, написанными Госвами для того, чтобы представить эти книги вниманию вайшнавов.

#00:29:28#

Лидером этой группы был назначен Шринивас Ачарья. Шрила Джива Госвами отдал все книги им, и они отправились в Бенгалию. Путь этих вайшнавов проходил через владения Махараджи Бирхамбира. И он ограбил их. Он услышал, что у них есть огромные сокровища и похитил эти книги. После этого Шринивас Ачарья сказал двум своим спутникам: «Вы отправляйтесь в те места, куда и должны были отправляться, и ждите меня. А я отыщу эти книги и тогда дам вам знать». Вскоре после того, как Шринивас Ачарья дал свои объяснения, комментарии на «Бхагаватам» в обществе самого Махараджи Бирхамбира, тот предался ему, стал его учеником и отдал ему все произведения Госвами.

#00:32:11#

Махарадж Бирхамбир стал учеником Шриниваса Ачарьи, и он распорядился, чтобы все книги Госвами были отправлены в Навадвипу. Также он распорядился, чтобы были сделаны копии этих книг.

#00:32:41#

Шрила Нароттам Дас Тхакур стал знаменит благодаря своей проповеди в северной Бенгалии. В особенности, благодаря своей проповеди через песни. Его песни стали широко известны. Каждый день мы поем множество песен, написанных Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром, таких как «ш́рӣ гуру чаран̣а-падма, кевала-бхакати-садма, бандо муи са̄вадха̄на мате» («Шри Гуру-чарана-падма») и другие песни. Эта песня — первая из цикла песен «Према-бхакти-чандрика». Мы каждый день поем множество песен, написанных Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром.

#00:34:05#

Слава Нароттама Даса Тхакура распространилась не только в Бенгалии, но и за ее пределами. Его слава стала известна в Ассаме, Манипуре и в других местах. У него были многие тысячи учеников. И особым предметом проповеди Нароттама Даса Тхакура было прославление Нитая-Чайтаньи — в большей степени, нежели прославление Радхи-Кришны.

#00:35:15#

С самого детства мне довелось слышать множество песен Шрилы Нароттама Даса Тхакура. В более поздние годы, когда я присоединился к миссии Гуру Махараджа, мне также довелось слышать множество песен Бхактивинода Тхакура. Но в прежние времена, во времена моего детства, именно Шрила Нароттам Дас Тхакур был главой всех слагателей песен, всех поэтов.

#00:36:06#

В одной из его песен мы можем найти такие строки: ра̄мачандра-сан̇га ма̄ге нароттама да̄са — «Я молюсь о том, чтобы обрести общество Рамачандры Кавираджа». Эти две личности… Их отношения были похожи на братские отношения. Они были подобны близнецам.

#00:36:36#

Под влиянием Нароттама Даса Тхакура находились Вишванатх Чакраварти Тхакур, Баладев Видьябхушан. Его влияние было огромным. Слава Шрилы Нароттама Даса Тхакура была настолько велика, что в Бенгалии после ухода Чайтаньи Махапрабху его слава была практически равна славе Махапрабху.

#00:37:50#

Также с Нароттамом Дасом Тхакуром связана одна чудесная, удивительная история. Поскольку он инициировал других брахманов… В один момент он был страшно болен и был готов умереть. Многие брахманы были рады этому, они говорили: «Это наказание ему от Ямараджа за то, что он, не будучи сам брахманом, инициировал столь многих людей из семей брахманов». Тогда ученики Шрилы Нароттама Даса Тхакура обратились к своему учителю с мольбой: «Пожалуйста, учитель, если ты оставишь мир именно таким образом, каким ты собираешься оставить его сейчас, то мы, твои ученики, окажемся в очень тяжелом положении из-за этих брахманских террористов».

#00:39:20#

Тогда Шрила Нароттам Дас Тхакур услышал молитву своих учеников и восстал со смертного ложа и оставался со своими учениками на протяжении еще нескольких месяцев. Затем он сказал: «Я хочу оставить тело». И он сказал своим ученикам: «Отнесите мое тело к Ганге». Его ученики отнесли его тело к Ганге для того, чтобы омыть его там. И там тело Нароттама Даса Тхакура обратилось в молоко. Множество брахманов в то время пришли для того, чтобы увидеть, какова будет судьба тела Нароттама Даса Тхакура. И когда они увидели, что его тело превращается в молоко и уходит в Гангу, они были в высшей степени ошеломлены и впоследствии принесли свои извинения ученикам Нароттама Даса Тхакура. Они принесли глубокие извинения ученикам Нароттама Даса Тхакура за свои резкие высказывания и оскорбления в адрес их учителя. Ученики Нароттама Даса Тхакура приняли их извинения, и эти люди стали учениками учеников Нароттама Даса Тхакура.

#00:41:55#

Нароттам Дас Тхакур родился в царской семье, однако не в Бенгалии, а в другом районе, в Наторе. С самого детства он проповедовал славу Нитьянанды Прабху и Чайтаньи Махапрабху и в конечном счете Радхи и Кришны.

#00:42:29#

Гаура̄н̇гера дут̣и пада, джа̄р дхана сампада. Нита̄и-пада-камала, кот̣ӣ-чандра-суш́ӣтала. Таковы первые слова песен, прославляющих соответственно Чайтанью Махапрабху и Шри Нитьянанду Прабху. Это очень известные песни в Бенгалии.

#00:42:56#

Ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-пра̄н̣а мора джугала-киш́ора. Эта песня, прославляющая Радху и Кришну, также очень известна.

#00:43:45#

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур произвел передачу полномочий, передачу силы Шриле Шридхару Махараджу именно через песню: ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада, сеи мора бхаджана-пӯджана. Таким образом Шрила Сарасвати Тхакур вложил всю силу в эту песню, и мы все являемся частью наследия этой песни.

Джай Шрила Нароттам Дас Тхакур ки джай!

Джай […] маха-махотсав ки джай!

Картика-врата ки джай!

Джай Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Если я спою, вы сможете подпевать?

#00:45:18#

Сейчас я, к сожалению, очень стар, и, когда прихожу сюда, я чувствую себя не очень хорошо.

[Реплики на бенгали.]

#00:45:36#

[Шрила Говинда Махарадж поет песню «Шри Рупа-манджари-пада».]

#00:52:45#

Шрила Говинда Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур ки джай!

Шрила Нароттам Дас Тхакур ки джай!

Джай тиробхав маха-махотсав ки джай!

Джай харинам-санкиртана ки джай!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Шрипад Джанардан Махарадж ки джай!

Нитай-Гаура-премананде Харибол!

#00:53:26#

Джанардан Махарадж: Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Мировой тур Шрилы Говинды Махараджа ки джай!

Гаура-премананде Харибол!

#00:54:13#

Шрила Говинда Махарадж: Что-то лучше, чем ничего. К сожалению, часто мое здоровье подводит меня. На самом деле мое здоровье очень плохое. Часто я неожиданно чувствую себя плохо — я не могу говорить, я не могу ходить, не могу общаться со всеми вами. Но всякий раз, когда мне представляется такая возможность, я стараюсь служить всем вам. Я стараюсь служить вместе со всеми вами Радхе-Мадхаве-Сундару. Присоединяйтесь к этому служению, и я буду крайне счастлив. Насколько возможно, делайте все необходимое для служения Шри Шри Гуру-Гауранге Радхе-Мадхаве-Сундарджиу.

Джай Шри Гурудев ки джай!

[Шрила Говинда Махарадж фотографирует преданных.]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 



←  «Слава Шрилы Нароттама Даса Тхакура». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Утренний даршан 11 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Нароттам Дас Тхакур, Локанатх Дас Госвами и Вишванатх Чакраварти Тхакур». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Вриндаван Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 39.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

День ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура

(11 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

(Шрила Говинда Махарадж предоставляет слово Джанардану Махараджу.)

Джанардан Махарадж: Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга Шри Шри Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

#00:01:05#

Сегодня день божественного ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура. Шрила Нароттам Дас Тхакур жил во времена сразу после ухода Махапрабху. И мы слышали историю о том, как еще до прихода Нароттама Даса Тхакура Шри Чайтанья Махапрабху упоминал о его приходе.

#00:02:15#

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами являет линию Шри Рупы Госвами в своем произведении — «Шри Чайтанья-чаритамрите». Мы видим, что Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами делает особый упор на то, чтобы установить линию Рупануги.

#00:03:180#

В «Чайтанья-чаритамрите» приведено это описание, когда во время большого собрания всех преданных в обществе Самого Шри Чайтаньи Махапрабху был представлен Шрила Рупа Госвами и была представлена на суд его поэзия, его произведения для того, чтобы все преданные во главе с Раманандой Раем и другими преданными могли предложить ему свое почтение и свои благословения. Таким образом мы видим, что Сам Шри Чайтанья Махапрабху хотел установить линию, идущую через Шрилу Рупу Госвами.

#00:04:17#

И разумеется Госвами, такие как Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Джива Госвами и другие, являются главными действующими лицами, наиболее выдающимися фигурами среди спутников Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:05:00#

Такие личности, как Шрила Нароттам Дас Тхакур, Шринивас Ачарья и Шьямананда, учились вместе под руководством Шрилы Дживы Госвами. Из них особенно Нароттам Дас Тхакур был широко известен, пользовался широким почетом и уважением — в особенности в Бенгалии, — в том числе и благодаря своим песням, поэмам, произведениям. У него в Бенгалии было множество учеников и последователей.

#00:06:27#

Мы видим, что песни Шрилы Нароттама Даса Тхакура, а в более позднее время и Шрилы Бхактивинода Тхакура являют собой самую суть, самое концентрированное изложение идей линии Шри Чайтаньи Махапрабху. В особенности следует выделить произведение Нароттама Даса Тхакура «Шри Рупа-манджари-пада», где описано величие этой личности — Шрилы Рупы Госвами.

#00:07:42#

Мы часто поем многие песни, написанные Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром, например, такую песню, как «дже а̄нило према-дхана корун̣а̄ прачура», где описано чувство разлуки с вайшнавом. Также многие другие проявления вайшнавских чувств были явлены в широком диапазоне в произведениях Шрилы Нароттама Даса Тхакура.

#00:08:48#

Также мы слышали о том, что когда Шрила Шридхар Махарадж написал свое произведение «Шрила Бхактивинода-вираха-дашакам», то его духовный учитель, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, после того как ознакомился с этим произведением, был в высшей степени удовлетворен и сказал: «Теперь я точно знаю, что есть, по крайней мере, одна личность, способная в полной мере представлять мои идеи».

#00:10:13#

Гуру Махарадж в своем комментарии на «Шаранагати» под названием «Лагху-[бхакти-]чандрика» говорит о величии Шрилы Бхактивинода Тхакура. Он говорит: «Шрила Бхактивинод Тхакур не только дал нам основные писания, святую Дхаму и множество других даров, но также он дал нам Гуру», подразумевая под этим Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура.

#00:11:27#

Таким образом Шрила Шридхар Махарадж в присутствии Шрилы Сарасвати Тхакура прославил Шрилу Бхактивинода Тхакура в этом произведении [«Бхактивинода-вираха-дашакам»], и в нем была выражена мысль о том, что связь между Бхактивинодом Тхакуром и Сарасвати Тхакуром не похожа на всего лишь отношения между отцом и сыном. Речь идет об отношениях духовных, об отношениях Гуру и ученика.

#00:12:19#

Несколько месяцев спустя, незадолго до своего ухода из этого мира, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал Шрилу Шридхара Махараджа. Он специально послал за ним и в обществе других учеников Шрила Сарасвати Тхакур попросил Шрилу Шридхара Махараджа спеть эту выдающуюся песню, написанную Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром, — «Шри Рупа-манджари-пада».

#00:13:00#

В этой песне Шрила Нароттам Дас Тхакур являет устремление, являет чаяние всех последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, то есть всех тех, кто принимает прибежище у Шрилы Рупы Госвами.

#00:13:38#

Таким образом Шрила Сарасвати Тхакур этим жестом непосредственно указал на Шрилу Шридхара Махараджа, который является нашим Гуру, указал на него как на личность, способную во всей полноте передать идеи линии Шри Рупануги. И все духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, в присутствии которых произошел этот случай (когда Шрила Сарасвати Тхакур попросил его спеть песню «Шри Рупа-манджари-пада»), тоже использовали это выражение — «передача полномочий» или «передача силы», передача полномочий линии Рупануга. До этого были случаи, когда различных других личностей просили петь те или иные песни в обществе Сарасвати Тхакура, но только в отношении этого случая было сделано особое ударение, только об этом случае духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа говорят как о передаче полномочий линии Рупануга.

#00:15:37#

Только недавно, несколько дней назад, мы слышали от Шрилы Говинды Махараджа историю, воспоминания о том, что Шридхар Махарадж еще в ранние дни, в первые дни пребывания Шрилы Говинды Махараджа в Матхе, указал на него как на своего преемника. Он сказал: «Я хочу, чтобы эта личность стала моим преемником».

#00:16:12#

И также очень важным фактом является то, что Шрила Сарасвати Тхакур непосредственно указал на особое, исключительное положение Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:16:32#

Я, видимо, не способен сейчас рассказать достаточно много подробностей о жизни самого Нароттама Даса Тхакура. Однако что я знаю о нем — это то, что в форме своих песен, в форме своих поэтических произведений он изложил весь возможный диапазон чувств и устремлений в нашей линии, от самых начальных вплоть до самых возвышенных идеалов.

#00:17:30#

Шрила Говинда Махарадж рассказывал нам, что еще с самой юности, когда он пришел к Шриле Шридхару Махараджу, ему постоянно приходилось слышать эти песни. Многие из этих песен он знал с самого детства, услышав их от своего отца.

#00:18:12#

Шрила Сарасвати Тхакур делал особое ударение на определенных произведениях, на определенных частях произведений Нароттама Даса Тхакура и Шрилы Бхактивинода Тхакура.

#00:18:56#

И очень часто эти три имени упоминаются вместе — имя самого Нароттама Даса Тхакура, имя Шриниваса Ачарьи и Шьямананды. Все они являются вайшнавами высочайшего уровня… Личность Шрилы Нароттама Даса Тхакура обладает настолько выдающимися качествами, что еще до явления Нароттама Даса Тхакура в этом мире Сам Махапрабху взывал к его имени. И сегодня — божественный день его ухода. День ухода столь возвышенной личности, как Шрила Нароттам Дас Тхакур, является одним из ярких моментов даже в этот особый месяц Картика-враты, Дамодара-враты, который идет сейчас.

Я склоняюсь к стопам Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, молясь о том, чтобы по его милости, по милости Гурудева, у меня появилось стремление к его божественной личности.

#00:20:30#

Шрила Говинда Махарадж: Джай Шрипад Бхакти Паван Джанардан Махарадж ки джай!

День ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура ки джай!

Тиробхав маха-махотсав ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Гаура-премананде Харибол!

#00:21:04#

Мы столь удачливы, что нам довелось сегодня услышать о Шриле Нароттаме Дасе Тхакуре от Шрипада Джанардана Махараджа. Шрила Нароттам Дас Тхакур является необычайно великой личностью. И, насколько это возможно, вкратце Шрипад Джанардан Махарадж рассказал нам о нем.

#00:21:54#

Сам Шри Чайтанья Махапрабху взывал к имени Нароттама, находясь на берегу реки Падмы. И таким образом Сам Махапрабху вызвал явление Нароттама Даса Тхакура в этот мир. А затем, уже после ухода Махапрабху, Нароттам Дас Тхакур явился в этом мире. Стиль его проповеди и стиль его пения неотличен от стиля Самого Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:23:03#

Шрипад Джанардан Махарадж вкратце упоминал об этом, — что хотя сам Нароттам Дас Тхакур не родился в брахманской семье, но среди его последователей было множество людей из брахманских семей. Также его поддерживали его блистательные друзья, такие как Шри Рамачандра Кавирадж.

#00:23:49#

Шрила Нароттам Дас Тхакур с самого детства обладал огромной преданностью Шри Чайтанье Махапрабху. Однажды Нароттам Дас Тхакур хотел отправиться во Вриндаван для того, чтобы обрести там общество Шрилы Рупы Госвами и Санатаны Госвами, однако его отец был против, он не хотел его отпускать. Но мать Нароттама Даса Тхакура позволила ему отправиться туда, поскольку Нароттам Дас Тхакур сказал тогда: «Если вы не отпустите меня во Вриндаван, то я умру».

#00:24:53#

По указанию, по приказу Махапрабху он избрал своим Гуру Шрилу Локанатха Госвами. Однако Локанатх Госвами не хотел давать ему инициацию. Восемнадцать раз он отказывал. Локанатх Госвами был настолько отречен, что в его комнате невозможно было найти даже стакан воды. Локанатх Госвами дал обет, он сказал: «Я не буду принимать учеников». Однако в это же время Нароттам Дас Тхакур также принял обет. Он сказал: «Я обязательно должен получить инициацию у Локанатха Госвами». И в конце концов Локанатх Госвами дал инициацию Нароттаму Дасу Тхакуру, видя столь интенсивное, столь сильное настроение служения в нем.

#00:27:04#

Все испытывали огромную любовь и почтение по отношению к Шриле Рупе Госвами. И Локанатх Госвами также относился к Рупе Госвами с особой любовью и почтительностью. Поэтому он вручил своего ученика — Нароттама Даса Тхакура в руки Шрилы Рупы Госвами. Таким образом Шрила Нароттам Дас Тхакур служил Шриле Рупе Госвами, и сколь велика была его преданность ему — об этом мы можем судить по песни «Шри Рупа-манджари-пада», она являет силу его преданности.

#00:28:43#

Как уже рассказывал Шрипад Джанардан Махарадж, было трое великих личностей — это Шьямананда, Шринивас Ачарья и сам Нароттам Дас Тхакур. Они все трое были учениками Шрилы Дживы Госвами, и, после того, как их обучение под руководством Дживы Госвами было завершено, Шрила Джива Госвами отправил их в Бенгалию вместе с сундуками с книгами, написанными Госвами для того, чтобы представить эти книги вниманию вайшнавов.

#00:29:28#

Лидером этой группы был назначен Шринивас Ачарья. Шрила Джива Госвами отдал все книги им, и они отправились в Бенгалию. Путь этих вайшнавов проходил через владения Махараджи Бирхамбира. И он ограбил их. Он услышал, что у них есть огромные сокровища и похитил эти книги. После этого Шринивас Ачарья сказал двум своим спутникам: «Вы отправляйтесь в те места, куда и должны были отправляться, и ждите меня. А я отыщу эти книги и тогда дам вам знать». Вскоре после того, как Шринивас Ачарья дал свои объяснения, комментарии на «Бхагаватам» в обществе самого Махараджи Бирхамбира, тот предался ему, стал его учеником и отдал ему все произведения Госвами.

#00:32:11#

Махарадж Бирхамбир стал учеником Шриниваса Ачарьи, и он распорядился, чтобы все книги Госвами были отправлены в Навадвипу. Также он распорядился, чтобы были сделаны копии этих книг.

#00:32:41#

Шрила Нароттам Дас Тхакур стал знаменит благодаря своей проповеди в северной Бенгалии. В особенности, благодаря своей проповеди через песни. Его песни стали широко известны. Каждый день мы поем множество песен, написанных Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром, таких как «ш́рӣ гуру чаран̣а-падма, кевала-бхакати-садма, бандо муи са̄вадха̄на мате» («Шри Гуру-чарана-падма») и другие песни. Эта песня — первая из цикла песен «Према-бхакти-чандрика». Мы каждый день поем множество песен, написанных Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром.

#00:34:05#

Слава Нароттама Даса Тхакура распространилась не только в Бенгалии, но и за ее пределами. Его слава стала известна в Ассаме, Манипуре и в других местах. У него были многие тысячи учеников. И особым предметом проповеди Нароттама Даса Тхакура было прославление Нитая-Чайтаньи — в большей степени, нежели прославление Радхи-Кришны.

#00:35:15#

С самого детства мне довелось слышать множество песен Шрилы Нароттама Даса Тхакура. В более поздние годы, когда я присоединился к миссии Гуру Махараджа, мне также довелось слышать множество песен Бхактивинода Тхакура. Но в прежние времена, во времена моего детства, именно Шрила Нароттам Дас Тхакур был главой всех слагателей песен, всех поэтов.

#00:36:06#

В одной из его песен мы можем найти такие строки: ра̄мачандра-сан̇га ма̄ге нароттама да̄са — «Я молюсь о том, чтобы обрести общество Рамачандры Кавираджа». Эти две личности… Их отношения были похожи на братские отношения. Они были подобны близнецам.

#00:36:36#

Под влиянием Нароттама Даса Тхакура находились Вишванатх Чакраварти Тхакур, Баладев Видьябхушан. Его влияние было огромным. Слава Шрилы Нароттама Даса Тхакура была настолько велика, что в Бенгалии после ухода Чайтаньи Махапрабху его слава была практически равна славе Махапрабху.

#00:37:50#

Также с Нароттамом Дасом Тхакуром связана одна чудесная, удивительная история. Поскольку он инициировал других брахманов… В один момент он был страшно болен и был готов умереть. Многие брахманы были рады этому, они говорили: «Это наказание ему от Ямараджа за то, что он, не будучи сам брахманом, инициировал столь многих людей из семей брахманов». Тогда ученики Шрилы Нароттама Даса Тхакура обратились к своему учителю с мольбой: «Пожалуйста, учитель, если ты оставишь мир именно таким образом, каким ты собираешься оставить его сейчас, то мы, твои ученики, окажемся в очень тяжелом положении из-за этих брахманских террористов».

#00:39:20#

Тогда Шрила Нароттам Дас Тхакур услышал молитву своих учеников и восстал со смертного ложа и оставался со своими учениками на протяжении еще нескольких месяцев. Затем он сказал: «Я хочу оставить тело». И он сказал своим ученикам: «Отнесите мое тело к Ганге». Его ученики отнесли его тело к Ганге для того, чтобы омыть его там. И там тело Нароттама Даса Тхакура обратилось в молоко. Множество брахманов в то время пришли для того, чтобы увидеть, какова будет судьба тела Нароттама Даса Тхакура. И когда они увидели, что его тело превращается в молоко и уходит в Гангу, они были в высшей степени ошеломлены и впоследствии принесли свои извинения ученикам Нароттама Даса Тхакура. Они принесли глубокие извинения ученикам Нароттама Даса Тхакура за свои резкие высказывания и оскорбления в адрес их учителя. Ученики Нароттама Даса Тхакура приняли их извинения, и эти люди стали учениками учеников Нароттама Даса Тхакура.

#00:41:55#

Нароттам Дас Тхакур родился в царской семье, однако не в Бенгалии, а в другом районе, в Наторе. С самого детства он проповедовал славу Нитьянанды Прабху и Чайтаньи Махапрабху и в конечном счете Радхи и Кришны.

#00:42:29#

Гаура̄н̇гера дут̣и пада, джа̄р дхана сампада. Нита̄и-пада-камала, кот̣ӣ-чандра-суш́ӣтала. Таковы первые слова песен, прославляющих соответственно Чайтанью Махапрабху и Шри Нитьянанду Прабху. Это очень известные песни в Бенгалии.

#00:42:56#

Ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-пра̄н̣а мора джугала-киш́ора. Эта песня, прославляющая Радху и Кришну, также очень известна.

#00:43:45#

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур произвел передачу полномочий, передачу силы Шриле Шридхару Махараджу именно через песню: ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада, сеи мора бхаджана-пӯджана. Таким образом Шрила Сарасвати Тхакур вложил всю силу в эту песню, и мы все являемся частью наследия этой песни.

Джай Шрила Нароттам Дас Тхакур ки джай!

Джай […] маха-махотсав ки джай!

Картика-врата ки джай!

Джай Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Если я спою, вы сможете подпевать?

#00:45:18#

Сейчас я, к сожалению, очень стар, и, когда прихожу сюда, я чувствую себя не очень хорошо.

[Реплики на бенгали.]

#00:45:36#

[Шрила Говинда Махарадж поет песню «Шри Рупа-манджари-пада».]

#00:52:45#

Шрила Говинда Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур ки джай!

Шрила Нароттам Дас Тхакур ки джай!

Джай тиробхав маха-махотсав ки джай!

Джай харинам-санкиртана ки джай!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Шрипад Джанардан Махарадж ки джай!

Нитай-Гаура-премананде Харибол!

#00:53:26#

Джанардан Махарадж: Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Мировой тур Шрилы Говинды Махараджа ки джай!

Гаура-премананде Харибол!

#00:54:13#

Шрила Говинда Махарадж: Что-то лучше, чем ничего. К сожалению, часто мое здоровье подводит меня. На самом деле мое здоровье очень плохое. Часто я неожиданно чувствую себя плохо — я не могу говорить, я не могу ходить, не могу общаться со всеми вами. Но всякий раз, когда мне представляется такая возможность, я стараюсь служить всем вам. Я стараюсь служить вместе со всеми вами Радхе-Мадхаве-Сундару. Присоединяйтесь к этому служению, и я буду крайне счастлив. Насколько возможно, делайте все необходимое для служения Шри Шри Гуру-Гауранге Радхе-Мадхаве-Сундарджиу.

Джай Шри Гурудев ки джай!

[Шрила Говинда Махарадж фотографирует преданных.]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования