«Он заставил меня пить нектар». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Фестиваль в честь ухода Шрилы Б.Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа. 22 августа 1988 года. Навадвип Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 8.11M )

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

«Он заставил меня пить нектар»

(речь в честь дня ухода
Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа)

(22 августа 1988 года, Навадвип Дхам, Индия) 

 

Я был рядом со Шрилой Гуру Махараджем двадцать четыре часа в сутки. Я провел сорок два года своей жизни в Матхе вместе с ним. Но если признаться, я нигде не видел подобного: чтобы кто-нибудь столь же милосердно — как он это делал со мной — привязывал к себе и давал возможность общения с вайшнавами. В этой связи я вспомнил один стих (мои уста недостойны произнести его, но лишь он сейчас владеет моим сознанием, поэтому я произнесу его, прошу вашего прощения).

#00:01:01#

ваира̄гйа-йуг-бхакти-расам̇ прайатнаир
апа̄йайан ма̄м анабхӣпсум андхам
кр̣па̄мбудхир йах̣ пара-дух̣кха-дух̣кхӣ
сана̄танас там̇ прабхум а̄ш́райа̄ми[1]

[«Я молю о покровительстве Шрилы Санатаны Госвами Прабху. Он — океан милости, и не в силах видеть чужие страдания. Я слеп и беспомощен, но он заботливо напоил меня нектаром преданного служения с легкой примесью отрешенности от мира».]

Вы все знаете этот стих. Рагхунатх Дас Госвами посвятил его Санатане Госвами Прабху, и по его милости мы узнали о нем.

#00:01:28#

ваира̄гйа-йуг-бхакти-расам̇ прайатнаир
апа̄йайан ма̄м анабхӣпсум андхам...

Рагхунатх Дас Госвами говорит: «Я пил нектар», но ко мне это не относится, я не способен пить этот нектар служения, к которому примешивается отрешенность, и я не могу рассуждать об этом. Но в одном стихе Гуру Махараджа я увидел проблеск надежды — значит я не могу отрицать, что нечто все-таки низошло в мое сердце. Если я отрицаю, что получил от него связь с чем-то подлинным, я погружусь в полное неверие.

#00:02:24#

Шрила Кавирадж Госвами сказал:

...а̄пана-хр̣дайа-ка̄джа, кахите ва̄сийе ла̄джа
табу кахи ла̄джа-бӣджа кха̄н̃а̄
[2]

[«Я стесняюсь выразить чувства моего сердца, но, преодолевая смущение, я все-таки должен говорить».]

Точно так же и я стесняюсь произнести этот стих, которого недостоин — в этом я уверен на 100%, скажу даже больше: на 200%, —  однако я обязан сказать что-либо. Если я просто буду молчать, на что это будет похоже?

#00:02:52#

Я чувствую, что Гуру Махарадж привязал меня к своим лотосоподобным стопам лишь по своей великой милости. Узнав меня, вы убедитесь, что видите перед собой яркий пример милости Гуру Махараджа. У меня нет желания служить, нет желания пить нектар самопредания с примесью отрешенности, я лишь оскорбитель, лишенный всяких достоинств. Но он был непреклонен и держал такого человека, как я, при себе с самых юных моих лет. По сей день он заботится обо мне — такова его величайшая милость. Как же я удачлив! Гуру Махарадж обучил меня истинам, которые превосходят всякое воображение.

#00:03:48#

Я никогда не понимал, как нужно служить Господу, я никогда не хотел служить Ему, я никогда не понимал смысла этого служения. Единственное, что я понял, — лишь беспричинная милость Махараджа притягивает меня и удерживает у Его стоп. Время от времени я чувствую, как его прекрасная милость играет со мной, и я изумлен.

Все вы знаете этот стих, помещенный в конце его книги «Прапанна-дживанамритам», в котором он объясняет, для чего написал ее.

#00:04:30#

ш́рӣ-ш́рӣмад-бхагават-падāмбуджа-мадху-свāдотсаваих̣ ш̣ат-падаир
никш̣иптā мадху-биндаваш́ ча парито бхраш̣т̣ā мукхāт гун̃джитаих̣
йатнаих̣ кин̃чид ихāхр̣тāм ниджа-пара-ш́рейо ’ртхинā тан майā
бхӯйо-бхӯйа ито раджам̇си пада-сам̇лагнāни теш̣ам бхадже
[3]

[«На празднике пчел, вкушающих нектар лотосоподобных стоп Господа, капли нектара срываются с их уст, когда они своим жужжанием, полностью опьяненные, славят Его. Ради моего высшего блага я тщательно отобрал несколько этих капель. С этой мыслью я вновь и вновь кланяюсь в пыль лотосоподобных стоп великих преданных».]

#00:04:51#

Наш Рагхунатх Дас Госвами писал:

ваира̄гйа-йуг-бхакти-расам̇ прайатнаир
апа̄йайан ма̄м анабхӣпсум андхам...

В этой связи нужно понять, как именно Гуру Махарадж явил нектар преданности в этом мире.

ш́рӣ-ш́рӣмад-бхагават-падāмбуджа-мадху-свāдотсаваих̣ ш̣ат-падаир
никш̣иптā мадху-биндаваш́ ча…

Преданные Господа, маха-бхагаваты, Его спутники, пьянеют, наслаждаясь нектаром Его лотосоподобных стоп. Опьяненные тем нектаром, они в упоении славят Его, не в силах остановиться, пьют вновь и вновь.

Когда человек пьет и пытается говорить, его уста распространяют нектар, громкая речь срывает брызги с уст говорящего, эти брызги нектара летят во все стороны света.

#00:05:53#

...йатнаих̣ кин̃чид ихāхр̣тāм ниджа-пара-ш́рейо ’ртхинā тан майā...

«Преданные пьют и пьянеют от нектара своих взаимоотношений с Господом. Я поймал эти капли нектара, летевшие в разные стороны из уст преданных, и собрал их в одно целое. Для чего? Для собственного блага и блага других, для моего высшего блага».

#00:06:24#

...бхӯйо-бхӯйа ито раджам̇си пада-сам̇лагнāни теш̣ам бхадже

Эти слова можно понять по-разному: «Моя единственная обязанность — служение лотосоподобным стопам преданных», и: «Я склоняюсь перед ними сотни, тысячи раз». Таков был замысел книги Гуру Махараджа, и, как вы все знаете, она распространилась по всему миру.

#00:06:58#

Мы видели, что Гуру Махарадж обладал очень возвышенным характером. Я уже говорил, что многие люди, стар и млад, приходили увидеться с ним, выразить ему свое почтение и любовь, и обрести любовь в ответ. Мы также видели, что многие духовные братья приходили сюда не только ради его любви, но и ради мира в своей душе.

#00:07:31#

Вчера, как вы, должно быть, помните, я говорил, что Парампуджьяпад Мадхав Махарадж приходил сюда, чтобы побеседовать с Гуру Махараджем, принять прасад, а затем ложился на изорванную подстилку в его комнате. Один раз я увидел, что Мадхав Махарадж лежит на подстилке, сияя, как Сам Господь. Я спросил: «Махарадж, что вы делаете? Пожалуйста, поднимитесь: Гуру Махарадж хотел, чтобы вы легли на его постель, поэтому прошу вас, ложитесь сюда, а Гуру Махарадж ляжет на ту постель». Но он ответил: «Юноша, я так хорошо устроился! Зачем ты беспокоишь меня? Ты не дашь мне большего уюта, чем я обрел здесь, лежа на этой старой подстилке даже без подушки».

#00:08:26#

Все духовные братья Гуру Махараджа испытывали подобную же любовь к нему в своих сердцах — я много раз убеждался в этом. Столь много раз я слышал о славе Гуру Махараджа от Парампуджьяпада Мадхусудана Махараджа. Я знаю очень мало, и даже то, что я знаю, омрачено оскорблениями.

#00:08:47#

эка-бара кр̣ш̣н̣а-нāма йата пāпа харе
пāтакӣра сāдхйа нāхи тата пāпа каре
[4]

[«Грешник не совершит греха, который нельзя устранить повторением Святого Имени Кришны».]

Мы повторяем Имя Кришны, день и ночь мы повторяем: «Харе Кришна». Где же плоды? Есть ли они? Нет. Почему? Растет бремя наших оскорблений, и самое худшее из них — садху-нинда, критика преданных.

#00:09:10#

сāтам̇ ниндā нāмнах парамам апарāдхам витануте[5]

[«Критика преданных — худшее из оскорблений Святого Имени».]

Непослушание Шри Гуру и критика садху — два самых тяжелых оскорбления. Если мы наносим их двадцать четыре часа в сутки, как же мы сможем произносить хари-катху? Именно поэтому мы так и не понимаем истинной преданности Господу и не понимаем истинной природы Шри Гуру, но, несмотря на это, мы можем считать себя очень удачливыми. Почему? Духовные братья Гуру Махараджа посетили нас, и из их уст мы услышали о его славе, и это исцелило наши сердца. Сами мы не могли оценить его. Хотя мы всегда были рядом с ним, мы были подобны клопам и вшам. Вошь живет в волосах человека, а клопы в его постели, но разве они связаны с ним?

#00:10:07#

Настоящая связь означает понимать его природу и установить близкие отношения. Мы обретем эту связь лишь благодаря системе телескопов, иного способа нет. Как разглядеть звезды в небе? Для обычных глаз это невозможно. И мы чувствуем, как мы удачливы.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шриман Махапрабху объяснил, насколько важно, чтобы в этом мире находился вайшнав.

#00:10:39#

харида̄са а̄чхила пр̣тхивӣра ‘ш́ироман̣и’
та̄ха̄ вина̄ ратна-ш́ӯнйа̄ ха-ила мединӣ
[6]

[«Харидас Тхакур был драгоценностью этого мира. Без него мир теряет всякую привлекательность. Несмотря на все прочие драгоценности, столь великой больше никогда не будет».]

Такова была скорбь Самого Махапрабху. Мои жалкие уста не достойны столь возвышенных слов, я лишь пытаюсь помнить о них вместе со всеми вами. Пусть же Махапрабху ниспошлет Свою милость, чтобы по милости вас всех мой Гуру Падападма всегда оставался рядом и всегда проливал на меня свою милость. Я молюсь всем вам, чтобы вы замолвили за меня слово перед Гуру Махараджем: «Вы ушли без этого юноши. Позаботьтесь же о нем». Что еще я могу сказать?

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас



[1] «Я не хотел пить нектар преданного служения, пронизанного духом самоотречения, но Санатана Госвами по своей беспричинной милости заставил меня пить его, и, если бы не он, сам я никогда не смог бы сделать это. Он — океан милости. Он очень сострадателен к таким падшим душам, как я, поэтому мой долг — выразить ему почтение, склонившись к его лотосоподобным стопам» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами, «Вилапа-кусуманджали»).

[2] Эта кахи’ ш́ачӣ-сута, ш́лока пад̣е адбхута, ш́уне дун̇хе эка-мана хан̃а̄ / а̄пана-хр̣дайа-ка̄джа, кахите ва̄сийе ла̄джа, табу кахи ла̄джа-бӣджа кха̄н̃а̄ — Затем сын Шримати Шачиматы произнес еще один удивительный стих, который Рамананда Рай и Сварупа Дамодар выслушали с сосредоточенным вниманием. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Смущение не позволяет Мне излить сердце, но Я пренебрегу условностями и буду с вами откровенен. Пожалуйста, выслушайте Меня» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.44).

[3] «Пчелы, опьяненные сладостью лотосоподобных стоп Господа, непрестанно жужжат, прославляя Господа, а капли этого нектара падают с их уст на землю. Ради своего духовного блага я бережно собрал несколько этих капель и поместил здесь, чтобы вновь и вновь поклоняться пыли с лотосоподобных стоп этих святых» (Ш́рӣла Бхакти Ракш̣ак Ш́рӣдхар Дев-Госва̄мӣ Маха̄ра̄дж, «Ш́рӣ Ш́рӣ Прапанна-джӣвāнамр̣там», 10.14).

[4] «Нечестивец едва ли способен совершить такое количество грехов, какое может быть уничтожено единожды произнесенным Ш́рӣ Ха̄рин̣амом».

[5] «Поношение великих святых является наихудшим из оскорблений Святого Имени Кришны» («Падма Пурāн̣а», Брахма-кхан̣д̣а, 25.15).

[6] «Харидас Тхакур был подобен короне, увенчанной драгоценными камнями. Он был украшением этого мира. И сейчас, когда его не стало, земля опустела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.97).

 



←  «День ухода Шрилы Шридхара Махараджа». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 30 июля 2011 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «День ухода Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа». Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж. 14 августа 2015 года. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования