«День явления Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа». Сахадев Прабху. 7 декабря 2014 года. Томск



Russian

Сахадев Прабху

День явления Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

(7 декабря 2014 года. Томск)


День явления духовного учителя. Шрила Шридхар Махарадж и Гурудев говорили, что сложно найти истинного духовного учителя. Еще сложнее найти настоящего ученика, потому что мы понимаем, что какие-то гениев — единицы.

#00:00:24#

Шрила Говинда Махарадж родился в семье Гуру, его отец был Гуру, они были вайшнавами. Но, тем не менее, он чувствовал, что несмотря на то, что плюс в детстве Гурудев был профессиональным игроком на мриданге, но, тем не менее, хотя у него был интерес к сознанию Кришны, к вайшнавизму, он чувствовал, что существует некий более сокровенный уровень сознания Кришны.

#00:00:53#

Он увидел садху, которые пришли от Гуру Махараджа и стали проповедовать ему. Шлока, которой они его убедили, была: гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т — «Если отец не может привести сына к Богу, он недостоин быть отцом. Если божество не может даровать преданности, указать на преданность Всевышнему, оно не может быть божеством»[1]. Радикальная шлока.

#00:01:21#

Соответственно, без Господа ничего не имеет смысла. Садху сказали: «Ты такой талантливый юноша, ты веришь [в Бога], пойдем с нами. Давай, бросай все, пошли с нами». Гурудев, с одной стороны чувствовал, что его сердце влечется в неведомые миры, с другой стороны, было и страшновато. Он, так как не любил отказывать людям, говорил: «Всегда я практически на любые предложения говорил „да“». Он сказал: «Хорошо, я согласен, только если мы этой же ночью покинем мою деревню».

#00:01:56#

Он слышал, что проповедническая программа должна быть [еще] несколько дней, но садху тоже были люди опытные. Не моргнув глазом, они сказали: «Отлично, сегодня ночью сваливаем». Вместе с Гурудевом все переплыли Гангу благополучно и оказались в Матхе Шрилы Шридхара Махараджа. Причем Гурудев ожидал, что будут такие ашрамы, как [описано] в «Махабхарате», «Рамаяне», где курятся благовония, стоят садху в белых балахонах.

#00:02:27#

Он увидел достаточно скромный шалаш, ранний Шри Чайтанья Сарасват Матх. Увидев его немножко депрессивное выражение лица, садху сказали: «Не бойся, Матх очень маленький, зато садху очень большой». Как только Шрила Гурудев увидел Шридхара Махараджа, услышал его, [он] внутренне почувствовал, что это глубочайшая святая личность, что он действительно встретился с истинным Гуру, истинным садху.

#00:02:58#

Вскоре после этого домашние вычислили, куда ушел их сын, и послали команду, чтобы Говинду Махараджа, собственно, забрать обратно. Но в той местности были молочники, а по совместительству бандиты. Молочники отбили Говинду Махараджа от похитителей, посланных домашними, и сказали: «Так у нас в брахманической культуре дела не делаются. Вы пошлите брахмана, садху для переговоров, и пусть он дискутирует с Шридхаром Махараджем на богословские темы. Отсудите мальчика, победите вы — ваш мальчик, мы победим — наш мальчик».

#00:03:37#

Был послан некий брахман, которого нашла семья Гурудева. Прошел диспут. Естественно, Шридхар Махарадж участвовал в диспутах и не такого уровня, и официально Говинду Махараджа [отстояли и] сказали: «Извините, ваш брахман проиграл, мальчик теперь наш». Причем можно сказать: «Ну а как же уголовный кодекс?» Все мы видим, что в брахманической культуре вообще вопросы абсолютно решаются по-другому: бандиты, писания. Законодательство где-то там сбоку проходило.

Джай Шри Гири-Говардхан ки джай!

#00:04:15#

То, о чем мы вспоминали: Шридхар Махарадж, которого мы знаем как мудреца, философа, в действительности, собственно, в раннем Шри Чайтанья Сарасват Матхе практически нельзя сказать, чтобы он читал такие же лекции, которые мы знаем [по англоязычному архиву]. Это был очень скромный Матх, там было небольшое количество брахмачари, и все знали, что Шридхар Махарадж — великий Гуру.

#00:04:43#

Но Говинда Махарадж говорит: «Насколько он велик, как его ценят, иногда это было загадкой. Просто иногда мы видели, что какие-то выдающиеся Гуру из всего Гаудия Матха приходили к нему на Вьяса-пуджу, но Шридхар Махарадж не вещал так, как когда пришли белые ученики, и стал записываться архив. Он, возможно, [иногда] рассказывал какие-то вещи».

#00:05:07#

Тем не менее Шрила Шридхар Махарадж настолько резонировал с сердцем Шрилы Гурудева, что [есть] его знаменитый афоризм: «Достаточно было услышать одно слово Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы стать его рабом». Такого уровня оценка Шридхара Махараджа. Точно так же есть очень интересное определение счастья у Гурудева. Во всех околодуховных средах любят тему счастья, но Гурудев, Говинда Махарадж, на одной из лекций говорит: «Истинное счастье для нас — это служить стопам Шрилы Шридхара Махараджа. Если мы примем служение стопам Шрилы Шридхара Махараджа, то в этом будет наше счастье».

#00:05:53#

В действительности Шридхар Махарадж был аскетом, он не был социальным человеком. На плечи Гурудева достаточно быстро легла вся работа во многом по проповеди, по журналу [«Гаудия-даршан»]. Мы вспоминали, что он выпускал журнал, писал статьи от нескольких лиц. Он в качестве коммерческого проекта придумал паломничество в Гималаи, водил экскурсии. В какой-то степени по следам Гурудева туда совершали паломничество [и мы].

#00:06:27#

Он занимался менеджментом, пытался организовывать ультрасовременную проповедь, даже как-то закупил проекторы, эту историю мы вспоминали днем. Соответственно, Гурудев говорил: «Шридхар Махарадж всегда хотел быть „серым кардиналом“, он никогда не любил быть на виду, быть публичной фигурой». Но он всегда видел: если кто-то что-то хочет делать, Шридхар Махарадж очень энергично говорил: «Давай, давай, давай. Давай это делать». Шридхар Махарадж всегда вдохновлял Гурудева делать что-то, что-то пытаться проповедовать, а сам давал наставления, благословления, смотрел.

#00:07:11#

Шрила Гурудев относится к совершенно другому поколению. Это личность абсолютного уровня, который нам очень сложно понять, оценить, потому что он был что называется суперслужителем. [Он выполнял] задачи, начиная от стройки храма, заканчивая сбором пожертвований, проповедью или санскритским стихосложением. Во всех этих жанрах Гурудев умел действовать. Есть стихи на бенгали, на санскрите, написанные [им] для души.

#00:07:45#

Собственно, Шридхар Махарадж занимался его образованием с доктором [по имени] Говинда Шастри. Когда он понял, что Гурудев очень одарен, Шридхар Махарадж буквально через несколько недель, когда Гурудеву было восемнадцать лет, сказал: «Этот юноша будет моим преемником». Но как подлинный вайшнав Говинда Махарадж максимально оттягивал этот момент. Фактически он стал ачарьей где-то уже к семидесяти годам, где-то в шестьдесят лет, когда Шридхар Махарадж уже практически готовился оставить этот мир. Он фактически заставил Гурудева принять свой пост.

#00:08:25#

Все это время Говинда Махарадж занимался практическими вопросами: поддержанием миссии, поддержанием Матха. Как говорил Шридхар Махарадж: «У меня здесь на крыше теоретический курс сознания Кришны, а у Говинды Махараджа — практический».

#00:08:45#

Гурудев стал ответственным [за многие практические вопросы]. Если Шридхар Махарадж систематик, в своих лекциях он излагает очень научным, четким образом сознание Кришны, то Гурудев был прежде всего человеком огромной преданности, огромного сердца. Он не был столь систематичен, скорее, иногда он мог раскрывать какие-то вещи, иногда он это более подробно объяснял, иногда он это менее подробно объяснял. Собственно, [он] был внутренним человеком.

#00:09:21#

Когда произошел уход Гурудева, его ближайшие ученики говорили: «Мы так и не смогли его понять. Мы знаем что-то о его личности, но нельзя сказать, что Гурудев раскрывал себя всем». На что все обращали внимание, что от него исходила атмосфера величественности, духовная атмосфера, когда сердца людей таяли.

#00:09:47#

Мы знаем, что некоторые выдающиеся люди, которые сами могли быть Гуру, принимали у него прибежище. Сагар Махарадж был гениальным санскритологом, собственно, Гуру. Ашрам Махарадж, перед тем как он принял прибежище у стоп Шридхара Махараджа, у стоп Гурудева, был лучшим распространителем книг по Латинской Америке, он был должен стать буквально через некоторое время Гуру. Тем не менее [он] оставил свое положение Гуру [ради служения Шридхару Махараджу].

#00:10:20#

Авадхут Махарадж, собственно, не планировал так глубоко погружаться в духовность. Все они, когда речь шла о Гурудеве, рассказывали, что фактически Гурудев не действовал на интеллектуальном уровне, Гурудев особенно олицетворял то, что сознание Кришны не может быть неким интеллектуальным процессом. Сознание Кришны — привлеченность какой-то личностью, очарованность какой-то личностью.

#00:10:50#

Зачастую стиль Гурудева был достаточно простой. Но иногда [случались] другие лекции, например индийские, навадвипские: он мог рассказывать сложные, сокровенные вещи, но при этом его стиль брахманический. Если Шридхар Махарадж был озабочен тем, какие примеры из европейских философов, а здесь какой-то поэтический образ [привести], то английский Гурудева был гораздо проще.

#00:11:17#

Фактически его посыл — посыл на уровне души. Эмоции. Он зачастую говорил очень простые вещи, но необычайно прочувствованные, необычайно реализованные.

#00:11:31#

Он не столько дополнял Шридхара Махараджа, сколько в большей степени олицетворял его учение. Например, у Гурудева было потрясающее терпение по отношению к людям. Всегда какие-то близкие ученики, просто какие-то гости постоянно заходили. Жизнь ачарьи — это абсолютно публичная жизнь. Мы считаем, что если ачарья очень возвышен, то ему легко и радостно быть ачарьей: «Это же так классно, ты же в рага-марге. У тебя Кришна, постоянно тебе улыбается». Ну и проблем, собственно, нет.

#00:12:10#

Но у Гурудева есть такая полуехидная лекция, которая называется «Искусственное положение ачарьи», [где] он говорит: «Положение ачарьи очень искусственное». В общем-то…

Джай Шри Гири-Гирирадж Гири-Говардхан ки джай!

#00:12:25#

Собственно, ты олицетворяешь духовный поток, ты должен быть постоянно в определенном формате. В общем-то ачарья может быть каким угодно, но практика доказывает, что ученики ожидают, что он такой, как в арати Гурудева: миш̣т̣а бха̄ш́ӣ суш́ила кавитва — «Ты постоянно улыбаешься и говоришь хорошие слова»[2].

#00:12:48#

Говинда Махарадж вспоминает: «В общем-то я по своему характеру прямолинейный и по-своему жесткий человек». Он говорит: «Когда я принял положение ачарьи, [то] понял, что будет с этим связано, что мне придется быть менее прямолинейным, менее жестким, собственно, улыбаться людям большее количество раз, чем я хотел бы улыбаться». Положение [ачарьи] — определенное служение людям, с которыми ты даже не совсем был бы готов в других обстоятельствах взаимодействовать, ты взаимодействуешь [с ними] ради служения миссии.

#00:13:31#

У Гурудева есть много очень глубоких объяснений. Допустим, он говорит [о том], [каков] смысл вайшнавской санньясы. Это не отречение от мира, а это концентрация всей энергии на служении миссии, духовному учителю и божествам. Более того, Шридхар Махарадж говорил: «Если после меня Говинда Махарадж не примет руководство миссией, то я разберу Шри Чайтанья Сарасват Матх, а божеств отдам Пури Махараджу. Пури Махарадж — хороший жрец. С божествами будет все в порядке».

#00:14:04#

Поэтому Говинду Махараджа могли оценить только очень продвинутые люди, они всегда отмечали некую его сердечность, душевность, но при всем при этом он был «старая гвардия». Какое-то количество наших страхов, терзаний, сомнений, трудностей в бхакти-йоге, если бы мы описали все наши трудности для поколения Шридхара Махараджа и Гурудева, я думаю, [что касается] части трудностей, они однозначно бы не заподозрили, что это какие-то трудности.

#00:14:41#

[Они жили] по классической храмовой схеме, когда собираются пожертвования по деревням. Гурудев еще проходил классическую схему ашрама, которая называется дал-гал: дал — простая и не очень вкусная еда, а гал — какие-то странные люди. Почему? Потому что, скорее всего, когда ты придешь в ашрам, на тебя нападут администраторы, необычайно самые глубокие, продвинутые, прогрессивные люди в миссии. Скорее всего определенный персонал, функционал. Как волна пойдет.

#00:15:22#

Шридхар Махарадж в особенности был достаточно аскетичным человеком. Мне кажется, все самое интересное [я] вспоминал днем на самом деле, как раз историю про мури, и так далее, и так далее. Гурудев прошел совершенно другой период Шридхара Махараджа, чем тот, который мы знаем. Потом пришли белые ученики. Казалось бы, надо порадоваться: все теперь, пришли белые ученики, с ними «зеленые» деньги, теперь можно развернуться.

#00:15:53#

Но Шридхар Махарадж не был бы Шридхаром Махараджем, если бы в какой-то момент он не вызвал Говинду Махараджа и не сказал: «Говинда Махарадж, мне кажется, что миссия очень разрослась в последнее время». О чем обычно мечтает нормальный Гуру? «Вот я стану крутым Гуру, меня будут всюду показывать по телику, будут течь деньги [рекой], моя слава увеличится».

#00:16:16#

Шридхара Махараджа что-то стало «подмораживать», что какие-то люди постоянно прославляют его и говорят с ним о сознании Кришны, и он сказал: «Говинда Махарадж, слишком много к нам „ломанулось“ народу, надо ограничить численность нашей миссии, как-то приостановить этот рост». Естественно, Говинда Махарадж потерял на какое-то время дар речи и сказал: «В чем проблема?» Он [Шридхар Махарадж] говорит: «Ну, я же должен отвечать за этих людей. Это не так просто, что я что-то наговорил, они чего-то поняли, а я почти слепой старик. Они что-то у меня спрашивают, чем-то вдохновляются, что-то пытаются делать. Их очень много, я не знаю».

#00:16:52#

Говинда Махарадж сказал: «Шридхар Махарадж, ни в коем случае не прекращайте ваши лекции, не прекращайте вдохновлять их на служение Кришне, а все беспокойства, связанные с развитием миссии, я возьму на себя». Мы понимаем, что это была правда, потому что в историю вошел случай с одной европейской ученицей, у которой засорилась канализация.

#00:17:16#

Глубокой ночью она стала биться, как бабочка, в дверь Гурудева, он открыл: «В чем дело?» Она сказала: «Моя канализация засорена». Гурудев понял, что это действительно яркая искренность ученицы, понял, что переубеждать или философствовать бесполезно, просто взял вантуз (или что там используется в Индии), просто прочистил [канализацию] и сказал: «Теперь нормально?» Она сказала: «Да, заработало».

#00:17:43#

Во времена Шридхара Махараджа был не менее эпичный эпизод, когда Госвами Махарадж приболел, и Шридхару Махараджу сказали: «Вот, Госвами Махарадж приболел». Шридхар Махарадж сказал: «Ну, может быть, он хочет какой-то еды? Нужно побаловать его. Спросите, что он хочет покушать?» «Что вы хотите покушать?» Так как Госвами Махарадж болел и был в расслабленном состоянии, он не нашел ничего лучше, чем ответить: «Ну, кусочек пиццы очень классно было бы».

#00:18:12#

Тут же собрался консилиум: «Что такое пицца?» Индия. Кто-то слышал, что некая пицца вроде есть где-то в Калькутте, но как она выглядит, что это за штука, никто не знал, интернета не было, нельзя было погуглить, что такое пицца. Справочник по кулинарии в библиотеке тоже не прилагался. Уже почти собрали экспедицию по отправлению в Калькутту по поиску пиццы, и тут Госвами Махараджу разведка тоже сработала обратно, он закричал: «Нет! Нет! Ни в коем случае! Я не это имел в виду, я просто не подумал». И так экспедиция за пиццей была отменена.

#00:18:52#

Были такие ситуации, были гораздо более серьезные ситуации, когда сразу после ухода Шридхара Махараджа [возникла] определенная оппозиция, которая состояла из достаточно эрудированных людей, мощных пандитов. Они принимали Шридхара Махараджа, но не пожелали принять авторитет Говинды Махараджа, они были грамотными юридически, одаренными проповедниками, они постарались ту же отсудить у Говинды Махараджа Шри Чайтанья Сарасват Матх, нашли юристов.

#00:19:27#

Почти отобрали Шри Чайтанья Сарасват Матх, но произошла совершенно божественная юридическая история: в Индии можно храм записывать на божества. Другая страна! Как мы говорили: у нас уголовный кодекс, куда ребенок пойдет. У них спор брахманов.

#00:19:47#

У нас можно [собственность] на родственников записать, у них на божества. У них оказалось в критической точке разбирательства, что Шри Чайтанья Сарасват Матх записан на божества, а уже через запись на божества как-то это все осталось за Гурудевом.

#00:20:03#

В общем-то Говинда Махарадж говорил: «Если вы глубоко погружаетесь в сознание Кришны, в духовную жизнь, глубоко погружаетесь в служение миссии, то ваша жизнь обязательно состоит из большого количества беспокойств». У него не было воинствующего рекламного сознания Кришны, в ряде своих лекций он говорит: «Мне сложно, но дело в том, что в нашей традиции нет такого понятия, как пенсия, поэтому, насколько могу, я продолжаю». Гурудев был мистиком, но в общем-то это не то, что его лично интересовало.

#00:20:50#

Известно, что он очень хотел увидеть снег. Чуть ли не во время последнего или предпоследнего его визита снег выпал чуть ли не в октябре, ноябре, ему принесли много снега, он полюбовался. Или, допустим, незадолго до ухода Гурудева вышел календарь на тот год [2010], вайшнавский календарь, мистическим образом в нем оказалось пропущенным именно то число, когда ушел Гурудев. У меня в компьютере есть даже скан этого календаря. Именно 27 марта [пропущено], но календарь этот издавался заранее. Кришна иногда показывает, что [на] то, что вам кажется случайностью, в действительности у духовного мира уже есть план.

#00:21:38#

Шрила Шридхар Махарадж написал в поэме о Сарасвати Тхакуре, почему ушел Шрила Сарасвати Тхакур [из этого мира]. Его разочарованность, его понимание того, что мир еще не готов к всемирному распространению сознания Кришны — это внешняя причина, но внутренняя причина, Шридхар Махарадж говорит: «Радхарани не смогла терпеть разлуку с ним, со Своим дорогим слугой, и призвала его обратно».

#00:22:13#

Эти планы реальности сосуществуют, и Гурудев был истинным маха-бхагаватой. Он мог сказать, что все мы ученики, а не освобожденные души. Я думаю, что это не так просто — действительно резонировать с внутренним миром Гурудева. Гурудев понимал, что миссия, проповедь — огромное количество задач, которые требуют прочности в общении, терпения.

#00:22:49#

Знаменитая цитата, когда на одной из лекций его спросили: «Как вы пришли к идее того, что терпение, смирение — основа духовной практики, духовной жизни?» Он ответил: «От отчаяния».

#00:23:02#

У Гурудева было достаточно много сложных ситуаций. Например, знаменитый эпизод, когда восемнадцатилетним юношей [группа] брахмачари привели его в Шри Чайтанья Сарасват Матх, все было здорово: «Мы его запроповедовали». Но когда через две недели Шридхар Махарадж объявил: «По всей видимости, я считаю, что этот юноша будет моим преемником», то часть брахмачари, которые его привели, тут же стали его травить, потому что они тайно надеялись (у Шридхара Махараджа был гороскоп), что он долго не проживет, какие-то астрологи полагали. Прожил он, [как вы] знаете, очень долго на самом деле.

#00:23:45#

Какие-то астрологи полагали, что Шридхар Махарадж быстренько умрет, и, соответственно, [останется наследие:] великий Гуру, великий Матх. Говинда Махарадж — преемник, и часть брахмачари стали в оппозицию Говинде Махараджу. Всегда существовали те или иные, даже в духовной среде, определенные волны, которые Гурудев проходил, с которыми он взаимодействовал.

#00:24:18#

Когда уже был поздний Шри Чайтанья Сарасват Матх, то огромное количество всего обрушилось, начиная с того, что могли звонить [Гурудеву со своими проблемами]… Если русские ученики — чуть более позднее поколение (не так, что: «Мой папа знал Шридхара Махараджа»), то западные ученики себя чувствовали по-домашнему с Гурудевом.

#00:24:41#

Например, происходили ситуации, когда кто-то звонил и мог полчаса обсуждать тему, стоит ли ему разводиться с его женой. Гурудев: «Ну, это не очень хорошо». «Но я не могу с ней жить. Да, бывает и так. Но, с другой стороны, я люблю еще одну девушку», и так далее.

#00:24:58#

Чего только Гурудев ни совмещал, начиная от вопросов постройки новых храмов, заканчивая психокоррекцией учеников, которые не знают, как совместить Веды, сердце и личную жизнь, духовный путь. В целом Гурудев всегда обладал трансцендентным зрением, он понимал, что нельзя объять необъятное, что в лучшем смысле все контролирует Господь. Иногда он просто улыбался, как психиатр.

#00:25:28#

Например, он приезжал на российские вайшнавские фестивали. Он часто видел, что часть людей просто зашла, они что-то такое слышали, видели, и в целом он не давал интеллектуальную системную проповедь с учетом целевой аудитории. Иногда он мог рассказывать очень простые вещи, иногда очень сложные вещи.

#00:25:49#

Например, на Картику, когда он приехал [в Лахту], очень яркий фестиваль 2006 года, он рассказывал мистические вещи о Шридхаре Махарадже, о Рагхунатхе Дасе Госвами, и так далее. В другие приезды он мог рассказывать что-то другое, но, так или иначе, у него был очень богатый внутренний мир. Другое дело, что, возможно, из-за определенного языкового барьера он не чувствовал себя раскрепощенно, он чувствовал себя в публичном жанре.

#00:26:25#

Еще большая тема связана с архивами Гурудева. Есть его индийские лекции, которые немного другие по настроению, в которых есть масса интересных моментов. На практике мы не издаем архивы, а все это проявляется само. В действительности любой человек, который пытается что-то сделать в Харе Кришна, понимает, что все в конечном итоге делает Кришна. Например, издательская группа. Мы, как издательская группа, очень уверенно чувствовали себя, что мы вот-вот издадим Бхагавад-гиту на бумаге, у нас была верстка, у нас был полностью [готов] текст.

#00:27:11#

В течение года мы просто «размазывались по стенке», но мы не смогли сделать на бумаге. Помимо бумажного была идея электронного издания Бхагавад-гиты в нашем собственном программном обеспечении. Понимаете, почему? Потому что если ты подстраиваешь свой продукт под сторонние конторы, фирмы, то когда они обновляют свое программное обеспечение, уже твой продукт как-то странно там отображается, не читается.

#00:27:41#

Должна была стартовать Гита в электронном виде, в красивом оформлении, должен это был сделать определенный человек. Он «повис насмерть», потому что Шри Чайтанья Сарасват Матх и программист — это отдельная возвышенная лила. В общем-то «кранты настали»: бумаги нет, электронки нет. Но просто мальчик Шьям Вилас [Прабху] в Лахте, который еще и работает к тому же, сказал: «А чего вы мучаетесь? Давайте, я соберу». Буквально из «спичек и желудей» он за три месяца собрал электронную книгу без каких-то электронных оболочек. Просто сделал то, что не сделала команда из ста пятидесяти виртуальных программистов. Во вКонтакте мы сегодня уже выложили полностью электронную Бхагавад-гиту. Надеюсь, Притху [Прабху], если за два дня он выйдет из транса, на harekrishna.ru это перепостит. Вот уже есть Бхагавад-гита в [формате] epub.

#00:28:44#

Смысл какой: мы целый год думали, что вот она сейчас будет на бумаге, не было никаких предпосылок, что она будет в элетронке. А оказалось, буквально за полтора месяца, что весь наш труд можно распечатать тонким слоем на бумаге, а электронная книга вообще «вылезла» откуда-то. Просто пришел один человек, сделал ее, совершенно без пафоса. Мы же всегда на пафосе были, что вот мы сейчас издадим, мы-то знаем, что такое книгоиздание.

#00:29:15#

То же самое было с архивами Шридхара Махараджа, с этой сотней часов «Жемчужин». Мы, конечно. можем что-то делать и считать себя действующими, но реально все эти реальности живут сами, люди приходят сами. Нам кажется, что мы проповедуем сознание Кришны, рассказываем. Скорее, мы их отпугиваем, скорее, люди не благодаря нашим усилия приходят в сознание Кришны, а вопреки нашим усилиям.

#00:29:44#

Я понимаю, что одно дело — моя лекция на тему бхакти-йоги, а другое — моя лекция на тему «Личная жизнь самураев». Я бы здесь вообще серьезно задумался: кто слышал, тот поймет. Так или иначе, Гурудев очень четко чувствовал, что все происходит по милости Шридхара Махараджа, по милости Кришны.

#00:30:08#

В действительности все, кто всегда изучает [духовное] наследие святых, соприкасается с их личностями, могут сказать следующее: «Они открываются очень постепенно, очень частично». Нашей великой удачей будет, если за всю нашу жизнь в попытках практики в сознании Кришны, хотя бы в какой-то небольшой степени какие-то сокровенные грани этих очень глубоких многомерных личностей, таких как наш духовный учитель Шрила Говинда Махарадж, для нас хотя бы в небольшой степени приоткроются.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Транскрипцию выполнил: СРД
Редактор: Традиш Дас



1  Гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т, пита̄ на са сйа̄т джананӣ на са̄ сйа̄т / даивам̇ на тат сйа̄н на патиш́ ча са сйа̄н, на мочайед йах̣ самупета-мр̣тйум — «Кто сам не свободен, тот не должен вести за собой других. Кто не может вызволить другого из порочного круга рождения и смерти, тот не должен становиться учителем, мужем, отцом или царем» («Шримад‑Бхагаватам», 5.5.18).

2  Шри Гуру Арати, 12.





←  Празднование Вьяса-пуджи Шрилы Говинды Махараджа в Ульяновске с Амарендранатхом Прабху Брахмачари. 8 декабря 2014 года ·• Архив новостей •· Вьяса-пуджа Шрилы Гурудева. 8 декабря 2014 года. Томск →

Russian

Сахадев Прабху

День явления Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

(7 декабря 2014 года. Томск)


День явления духовного учителя. Шрила Шридхар Махарадж и Гурудев говорили, что сложно найти истинного духовного учителя. Еще сложнее найти настоящего ученика, потому что мы понимаем, что какие-то гениев — единицы.

#00:00:24#

Шрила Говинда Махарадж родился в семье Гуру, его отец был Гуру, они были вайшнавами. Но, тем не менее, он чувствовал, что несмотря на то, что плюс в детстве Гурудев был профессиональным игроком на мриданге, но, тем не менее, хотя у него был интерес к сознанию Кришны, к вайшнавизму, он чувствовал, что существует некий более сокровенный уровень сознания Кришны.

#00:00:53#

Он увидел садху, которые пришли от Гуру Махараджа и стали проповедовать ему. Шлока, которой они его убедили, была: гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т — «Если отец не может привести сына к Богу, он недостоин быть отцом. Если божество не может даровать преданности, указать на преданность Всевышнему, оно не может быть божеством»[1]. Радикальная шлока.

#00:01:21#

Соответственно, без Господа ничего не имеет смысла. Садху сказали: «Ты такой талантливый юноша, ты веришь [в Бога], пойдем с нами. Давай, бросай все, пошли с нами». Гурудев, с одной стороны чувствовал, что его сердце влечется в неведомые миры, с другой стороны, было и страшновато. Он, так как не любил отказывать людям, говорил: «Всегда я практически на любые предложения говорил „да“». Он сказал: «Хорошо, я согласен, только если мы этой же ночью покинем мою деревню».

#00:01:56#

Он слышал, что проповедническая программа должна быть [еще] несколько дней, но садху тоже были люди опытные. Не моргнув глазом, они сказали: «Отлично, сегодня ночью сваливаем». Вместе с Гурудевом все переплыли Гангу благополучно и оказались в Матхе Шрилы Шридхара Махараджа. Причем Гурудев ожидал, что будут такие ашрамы, как [описано] в «Махабхарате», «Рамаяне», где курятся благовония, стоят садху в белых балахонах.

#00:02:27#

Он увидел достаточно скромный шалаш, ранний Шри Чайтанья Сарасват Матх. Увидев его немножко депрессивное выражение лица, садху сказали: «Не бойся, Матх очень маленький, зато садху очень большой». Как только Шрила Гурудев увидел Шридхара Махараджа, услышал его, [он] внутренне почувствовал, что это глубочайшая святая личность, что он действительно встретился с истинным Гуру, истинным садху.

#00:02:58#

Вскоре после этого домашние вычислили, куда ушел их сын, и послали команду, чтобы Говинду Махараджа, собственно, забрать обратно. Но в той местности были молочники, а по совместительству бандиты. Молочники отбили Говинду Махараджа от похитителей, посланных домашними, и сказали: «Так у нас в брахманической культуре дела не делаются. Вы пошлите брахмана, садху для переговоров, и пусть он дискутирует с Шридхаром Махараджем на богословские темы. Отсудите мальчика, победите вы — ваш мальчик, мы победим — наш мальчик».

#00:03:37#

Был послан некий брахман, которого нашла семья Гурудева. Прошел диспут. Естественно, Шридхар Махарадж участвовал в диспутах и не такого уровня, и официально Говинду Махараджа [отстояли и] сказали: «Извините, ваш брахман проиграл, мальчик теперь наш». Причем можно сказать: «Ну а как же уголовный кодекс?» Все мы видим, что в брахманической культуре вообще вопросы абсолютно решаются по-другому: бандиты, писания. Законодательство где-то там сбоку проходило.

Джай Шри Гири-Говардхан ки джай!

#00:04:15#

То, о чем мы вспоминали: Шридхар Махарадж, которого мы знаем как мудреца, философа, в действительности, собственно, в раннем Шри Чайтанья Сарасват Матхе практически нельзя сказать, чтобы он читал такие же лекции, которые мы знаем [по англоязычному архиву]. Это был очень скромный Матх, там было небольшое количество брахмачари, и все знали, что Шридхар Махарадж — великий Гуру.

#00:04:43#

Но Говинда Махарадж говорит: «Насколько он велик, как его ценят, иногда это было загадкой. Просто иногда мы видели, что какие-то выдающиеся Гуру из всего Гаудия Матха приходили к нему на Вьяса-пуджу, но Шридхар Махарадж не вещал так, как когда пришли белые ученики, и стал записываться архив. Он, возможно, [иногда] рассказывал какие-то вещи».

#00:05:07#

Тем не менее Шрила Шридхар Махарадж настолько резонировал с сердцем Шрилы Гурудева, что [есть] его знаменитый афоризм: «Достаточно было услышать одно слово Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы стать его рабом». Такого уровня оценка Шридхара Махараджа. Точно так же есть очень интересное определение счастья у Гурудева. Во всех околодуховных средах любят тему счастья, но Гурудев, Говинда Махарадж, на одной из лекций говорит: «Истинное счастье для нас — это служить стопам Шрилы Шридхара Махараджа. Если мы примем служение стопам Шрилы Шридхара Махараджа, то в этом будет наше счастье».

#00:05:53#

В действительности Шридхар Махарадж был аскетом, он не был социальным человеком. На плечи Гурудева достаточно быстро легла вся работа во многом по проповеди, по журналу [«Гаудия-даршан»]. Мы вспоминали, что он выпускал журнал, писал статьи от нескольких лиц. Он в качестве коммерческого проекта придумал паломничество в Гималаи, водил экскурсии. В какой-то степени по следам Гурудева туда совершали паломничество [и мы].

#00:06:27#

Он занимался менеджментом, пытался организовывать ультрасовременную проповедь, даже как-то закупил проекторы, эту историю мы вспоминали днем. Соответственно, Гурудев говорил: «Шридхар Махарадж всегда хотел быть „серым кардиналом“, он никогда не любил быть на виду, быть публичной фигурой». Но он всегда видел: если кто-то что-то хочет делать, Шридхар Махарадж очень энергично говорил: «Давай, давай, давай. Давай это делать». Шридхар Махарадж всегда вдохновлял Гурудева делать что-то, что-то пытаться проповедовать, а сам давал наставления, благословления, смотрел.

#00:07:11#

Шрила Гурудев относится к совершенно другому поколению. Это личность абсолютного уровня, который нам очень сложно понять, оценить, потому что он был что называется суперслужителем. [Он выполнял] задачи, начиная от стройки храма, заканчивая сбором пожертвований, проповедью или санскритским стихосложением. Во всех этих жанрах Гурудев умел действовать. Есть стихи на бенгали, на санскрите, написанные [им] для души.

#00:07:45#

Собственно, Шридхар Махарадж занимался его образованием с доктором [по имени] Говинда Шастри. Когда он понял, что Гурудев очень одарен, Шридхар Махарадж буквально через несколько недель, когда Гурудеву было восемнадцать лет, сказал: «Этот юноша будет моим преемником». Но как подлинный вайшнав Говинда Махарадж максимально оттягивал этот момент. Фактически он стал ачарьей где-то уже к семидесяти годам, где-то в шестьдесят лет, когда Шридхар Махарадж уже практически готовился оставить этот мир. Он фактически заставил Гурудева принять свой пост.

#00:08:25#

Все это время Говинда Махарадж занимался практическими вопросами: поддержанием миссии, поддержанием Матха. Как говорил Шридхар Махарадж: «У меня здесь на крыше теоретический курс сознания Кришны, а у Говинды Махараджа — практический».

#00:08:45#

Гурудев стал ответственным [за многие практические вопросы]. Если Шридхар Махарадж систематик, в своих лекциях он излагает очень научным, четким образом сознание Кришны, то Гурудев был прежде всего человеком огромной преданности, огромного сердца. Он не был столь систематичен, скорее, иногда он мог раскрывать какие-то вещи, иногда он это более подробно объяснял, иногда он это менее подробно объяснял. Собственно, [он] был внутренним человеком.

#00:09:21#

Когда произошел уход Гурудева, его ближайшие ученики говорили: «Мы так и не смогли его понять. Мы знаем что-то о его личности, но нельзя сказать, что Гурудев раскрывал себя всем». На что все обращали внимание, что от него исходила атмосфера величественности, духовная атмосфера, когда сердца людей таяли.

#00:09:47#

Мы знаем, что некоторые выдающиеся люди, которые сами могли быть Гуру, принимали у него прибежище. Сагар Махарадж был гениальным санскритологом, собственно, Гуру. Ашрам Махарадж, перед тем как он принял прибежище у стоп Шридхара Махараджа, у стоп Гурудева, был лучшим распространителем книг по Латинской Америке, он был должен стать буквально через некоторое время Гуру. Тем не менее [он] оставил свое положение Гуру [ради служения Шридхару Махараджу].

#00:10:20#

Авадхут Махарадж, собственно, не планировал так глубоко погружаться в духовность. Все они, когда речь шла о Гурудеве, рассказывали, что фактически Гурудев не действовал на интеллектуальном уровне, Гурудев особенно олицетворял то, что сознание Кришны не может быть неким интеллектуальным процессом. Сознание Кришны — привлеченность какой-то личностью, очарованность какой-то личностью.

#00:10:50#

Зачастую стиль Гурудева был достаточно простой. Но иногда [случались] другие лекции, например индийские, навадвипские: он мог рассказывать сложные, сокровенные вещи, но при этом его стиль брахманический. Если Шридхар Махарадж был озабочен тем, какие примеры из европейских философов, а здесь какой-то поэтический образ [привести], то английский Гурудева был гораздо проще.

#00:11:17#

Фактически его посыл — посыл на уровне души. Эмоции. Он зачастую говорил очень простые вещи, но необычайно прочувствованные, необычайно реализованные.

#00:11:31#

Он не столько дополнял Шридхара Махараджа, сколько в большей степени олицетворял его учение. Например, у Гурудева было потрясающее терпение по отношению к людям. Всегда какие-то близкие ученики, просто какие-то гости постоянно заходили. Жизнь ачарьи — это абсолютно публичная жизнь. Мы считаем, что если ачарья очень возвышен, то ему легко и радостно быть ачарьей: «Это же так классно, ты же в рага-марге. У тебя Кришна, постоянно тебе улыбается». Ну и проблем, собственно, нет.

#00:12:10#

Но у Гурудева есть такая полуехидная лекция, которая называется «Искусственное положение ачарьи», [где] он говорит: «Положение ачарьи очень искусственное». В общем-то…

Джай Шри Гири-Гирирадж Гири-Говардхан ки джай!

#00:12:25#

Собственно, ты олицетворяешь духовный поток, ты должен быть постоянно в определенном формате. В общем-то ачарья может быть каким угодно, но практика доказывает, что ученики ожидают, что он такой, как в арати Гурудева: миш̣т̣а бха̄ш́ӣ суш́ила кавитва — «Ты постоянно улыбаешься и говоришь хорошие слова»[2].

#00:12:48#

Говинда Махарадж вспоминает: «В общем-то я по своему характеру прямолинейный и по-своему жесткий человек». Он говорит: «Когда я принял положение ачарьи, [то] понял, что будет с этим связано, что мне придется быть менее прямолинейным, менее жестким, собственно, улыбаться людям большее количество раз, чем я хотел бы улыбаться». Положение [ачарьи] — определенное служение людям, с которыми ты даже не совсем был бы готов в других обстоятельствах взаимодействовать, ты взаимодействуешь [с ними] ради служения миссии.

#00:13:31#

У Гурудева есть много очень глубоких объяснений. Допустим, он говорит [о том], [каков] смысл вайшнавской санньясы. Это не отречение от мира, а это концентрация всей энергии на служении миссии, духовному учителю и божествам. Более того, Шридхар Махарадж говорил: «Если после меня Говинда Махарадж не примет руководство миссией, то я разберу Шри Чайтанья Сарасват Матх, а божеств отдам Пури Махараджу. Пури Махарадж — хороший жрец. С божествами будет все в порядке».

#00:14:04#

Поэтому Говинду Махараджа могли оценить только очень продвинутые люди, они всегда отмечали некую его сердечность, душевность, но при всем при этом он был «старая гвардия». Какое-то количество наших страхов, терзаний, сомнений, трудностей в бхакти-йоге, если бы мы описали все наши трудности для поколения Шридхара Махараджа и Гурудева, я думаю, [что касается] части трудностей, они однозначно бы не заподозрили, что это какие-то трудности.

#00:14:41#

[Они жили] по классической храмовой схеме, когда собираются пожертвования по деревням. Гурудев еще проходил классическую схему ашрама, которая называется дал-гал: дал — простая и не очень вкусная еда, а гал — какие-то странные люди. Почему? Потому что, скорее всего, когда ты придешь в ашрам, на тебя нападут администраторы, необычайно самые глубокие, продвинутые, прогрессивные люди в миссии. Скорее всего определенный персонал, функционал. Как волна пойдет.

#00:15:22#

Шридхар Махарадж в особенности был достаточно аскетичным человеком. Мне кажется, все самое интересное [я] вспоминал днем на самом деле, как раз историю про мури, и так далее, и так далее. Гурудев прошел совершенно другой период Шридхара Махараджа, чем тот, который мы знаем. Потом пришли белые ученики. Казалось бы, надо порадоваться: все теперь, пришли белые ученики, с ними «зеленые» деньги, теперь можно развернуться.

#00:15:53#

Но Шридхар Махарадж не был бы Шридхаром Махараджем, если бы в какой-то момент он не вызвал Говинду Махараджа и не сказал: «Говинда Махарадж, мне кажется, что миссия очень разрослась в последнее время». О чем обычно мечтает нормальный Гуру? «Вот я стану крутым Гуру, меня будут всюду показывать по телику, будут течь деньги [рекой], моя слава увеличится».

#00:16:16#

Шридхара Махараджа что-то стало «подмораживать», что какие-то люди постоянно прославляют его и говорят с ним о сознании Кришны, и он сказал: «Говинда Махарадж, слишком много к нам „ломанулось“ народу, надо ограничить численность нашей миссии, как-то приостановить этот рост». Естественно, Говинда Махарадж потерял на какое-то время дар речи и сказал: «В чем проблема?» Он [Шридхар Махарадж] говорит: «Ну, я же должен отвечать за этих людей. Это не так просто, что я что-то наговорил, они чего-то поняли, а я почти слепой старик. Они что-то у меня спрашивают, чем-то вдохновляются, что-то пытаются делать. Их очень много, я не знаю».

#00:16:52#

Говинда Махарадж сказал: «Шридхар Махарадж, ни в коем случае не прекращайте ваши лекции, не прекращайте вдохновлять их на служение Кришне, а все беспокойства, связанные с развитием миссии, я возьму на себя». Мы понимаем, что это была правда, потому что в историю вошел случай с одной европейской ученицей, у которой засорилась канализация.

#00:17:16#

Глубокой ночью она стала биться, как бабочка, в дверь Гурудева, он открыл: «В чем дело?» Она сказала: «Моя канализация засорена». Гурудев понял, что это действительно яркая искренность ученицы, понял, что переубеждать или философствовать бесполезно, просто взял вантуз (или что там используется в Индии), просто прочистил [канализацию] и сказал: «Теперь нормально?» Она сказала: «Да, заработало».

#00:17:43#

Во времена Шридхара Махараджа был не менее эпичный эпизод, когда Госвами Махарадж приболел, и Шридхару Махараджу сказали: «Вот, Госвами Махарадж приболел». Шридхар Махарадж сказал: «Ну, может быть, он хочет какой-то еды? Нужно побаловать его. Спросите, что он хочет покушать?» «Что вы хотите покушать?» Так как Госвами Махарадж болел и был в расслабленном состоянии, он не нашел ничего лучше, чем ответить: «Ну, кусочек пиццы очень классно было бы».

#00:18:12#

Тут же собрался консилиум: «Что такое пицца?» Индия. Кто-то слышал, что некая пицца вроде есть где-то в Калькутте, но как она выглядит, что это за штука, никто не знал, интернета не было, нельзя было погуглить, что такое пицца. Справочник по кулинарии в библиотеке тоже не прилагался. Уже почти собрали экспедицию по отправлению в Калькутту по поиску пиццы, и тут Госвами Махараджу разведка тоже сработала обратно, он закричал: «Нет! Нет! Ни в коем случае! Я не это имел в виду, я просто не подумал». И так экспедиция за пиццей была отменена.

#00:18:52#

Были такие ситуации, были гораздо более серьезные ситуации, когда сразу после ухода Шридхара Махараджа [возникла] определенная оппозиция, которая состояла из достаточно эрудированных людей, мощных пандитов. Они принимали Шридхара Махараджа, но не пожелали принять авторитет Говинды Махараджа, они были грамотными юридически, одаренными проповедниками, они постарались ту же отсудить у Говинды Махараджа Шри Чайтанья Сарасват Матх, нашли юристов.

#00:19:27#

Почти отобрали Шри Чайтанья Сарасват Матх, но произошла совершенно божественная юридическая история: в Индии можно храм записывать на божества. Другая страна! Как мы говорили: у нас уголовный кодекс, куда ребенок пойдет. У них спор брахманов.

#00:19:47#

У нас можно [собственность] на родственников записать, у них на божества. У них оказалось в критической точке разбирательства, что Шри Чайтанья Сарасват Матх записан на божества, а уже через запись на божества как-то это все осталось за Гурудевом.

#00:20:03#

В общем-то Говинда Махарадж говорил: «Если вы глубоко погружаетесь в сознание Кришны, в духовную жизнь, глубоко погружаетесь в служение миссии, то ваша жизнь обязательно состоит из большого количества беспокойств». У него не было воинствующего рекламного сознания Кришны, в ряде своих лекций он говорит: «Мне сложно, но дело в том, что в нашей традиции нет такого понятия, как пенсия, поэтому, насколько могу, я продолжаю». Гурудев был мистиком, но в общем-то это не то, что его лично интересовало.

#00:20:50#

Известно, что он очень хотел увидеть снег. Чуть ли не во время последнего или предпоследнего его визита снег выпал чуть ли не в октябре, ноябре, ему принесли много снега, он полюбовался. Или, допустим, незадолго до ухода Гурудева вышел календарь на тот год [2010], вайшнавский календарь, мистическим образом в нем оказалось пропущенным именно то число, когда ушел Гурудев. У меня в компьютере есть даже скан этого календаря. Именно 27 марта [пропущено], но календарь этот издавался заранее. Кришна иногда показывает, что [на] то, что вам кажется случайностью, в действительности у духовного мира уже есть план.

#00:21:38#

Шрила Шридхар Махарадж написал в поэме о Сарасвати Тхакуре, почему ушел Шрила Сарасвати Тхакур [из этого мира]. Его разочарованность, его понимание того, что мир еще не готов к всемирному распространению сознания Кришны — это внешняя причина, но внутренняя причина, Шридхар Махарадж говорит: «Радхарани не смогла терпеть разлуку с ним, со Своим дорогим слугой, и призвала его обратно».

#00:22:13#

Эти планы реальности сосуществуют, и Гурудев был истинным маха-бхагаватой. Он мог сказать, что все мы ученики, а не освобожденные души. Я думаю, что это не так просто — действительно резонировать с внутренним миром Гурудева. Гурудев понимал, что миссия, проповедь — огромное количество задач, которые требуют прочности в общении, терпения.

#00:22:49#

Знаменитая цитата, когда на одной из лекций его спросили: «Как вы пришли к идее того, что терпение, смирение — основа духовной практики, духовной жизни?» Он ответил: «От отчаяния».

#00:23:02#

У Гурудева было достаточно много сложных ситуаций. Например, знаменитый эпизод, когда восемнадцатилетним юношей [группа] брахмачари привели его в Шри Чайтанья Сарасват Матх, все было здорово: «Мы его запроповедовали». Но когда через две недели Шридхар Махарадж объявил: «По всей видимости, я считаю, что этот юноша будет моим преемником», то часть брахмачари, которые его привели, тут же стали его травить, потому что они тайно надеялись (у Шридхара Махараджа был гороскоп), что он долго не проживет, какие-то астрологи полагали. Прожил он, [как вы] знаете, очень долго на самом деле.

#00:23:45#

Какие-то астрологи полагали, что Шридхар Махарадж быстренько умрет, и, соответственно, [останется наследие:] великий Гуру, великий Матх. Говинда Махарадж — преемник, и часть брахмачари стали в оппозицию Говинде Махараджу. Всегда существовали те или иные, даже в духовной среде, определенные волны, которые Гурудев проходил, с которыми он взаимодействовал.

#00:24:18#

Когда уже был поздний Шри Чайтанья Сарасват Матх, то огромное количество всего обрушилось, начиная с того, что могли звонить [Гурудеву со своими проблемами]… Если русские ученики — чуть более позднее поколение (не так, что: «Мой папа знал Шридхара Махараджа»), то западные ученики себя чувствовали по-домашнему с Гурудевом.

#00:24:41#

Например, происходили ситуации, когда кто-то звонил и мог полчаса обсуждать тему, стоит ли ему разводиться с его женой. Гурудев: «Ну, это не очень хорошо». «Но я не могу с ней жить. Да, бывает и так. Но, с другой стороны, я люблю еще одну девушку», и так далее.

#00:24:58#

Чего только Гурудев ни совмещал, начиная от вопросов постройки новых храмов, заканчивая психокоррекцией учеников, которые не знают, как совместить Веды, сердце и личную жизнь, духовный путь. В целом Гурудев всегда обладал трансцендентным зрением, он понимал, что нельзя объять необъятное, что в лучшем смысле все контролирует Господь. Иногда он просто улыбался, как психиатр.

#00:25:28#

Например, он приезжал на российские вайшнавские фестивали. Он часто видел, что часть людей просто зашла, они что-то такое слышали, видели, и в целом он не давал интеллектуальную системную проповедь с учетом целевой аудитории. Иногда он мог рассказывать очень простые вещи, иногда очень сложные вещи.

#00:25:49#

Например, на Картику, когда он приехал [в Лахту], очень яркий фестиваль 2006 года, он рассказывал мистические вещи о Шридхаре Махарадже, о Рагхунатхе Дасе Госвами, и так далее. В другие приезды он мог рассказывать что-то другое, но, так или иначе, у него был очень богатый внутренний мир. Другое дело, что, возможно, из-за определенного языкового барьера он не чувствовал себя раскрепощенно, он чувствовал себя в публичном жанре.

#00:26:25#

Еще большая тема связана с архивами Гурудева. Есть его индийские лекции, которые немного другие по настроению, в которых есть масса интересных моментов. На практике мы не издаем архивы, а все это проявляется само. В действительности любой человек, который пытается что-то сделать в Харе Кришна, понимает, что все в конечном итоге делает Кришна. Например, издательская группа. Мы, как издательская группа, очень уверенно чувствовали себя, что мы вот-вот издадим Бхагавад-гиту на бумаге, у нас была верстка, у нас был полностью [готов] текст.

#00:27:11#

В течение года мы просто «размазывались по стенке», но мы не смогли сделать на бумаге. Помимо бумажного была идея электронного издания Бхагавад-гиты в нашем собственном программном обеспечении. Понимаете, почему? Потому что если ты подстраиваешь свой продукт под сторонние конторы, фирмы, то когда они обновляют свое программное обеспечение, уже твой продукт как-то странно там отображается, не читается.

#00:27:41#

Должна была стартовать Гита в электронном виде, в красивом оформлении, должен это был сделать определенный человек. Он «повис насмерть», потому что Шри Чайтанья Сарасват Матх и программист — это отдельная возвышенная лила. В общем-то «кранты настали»: бумаги нет, электронки нет. Но просто мальчик Шьям Вилас [Прабху] в Лахте, который еще и работает к тому же, сказал: «А чего вы мучаетесь? Давайте, я соберу». Буквально из «спичек и желудей» он за три месяца собрал электронную книгу без каких-то электронных оболочек. Просто сделал то, что не сделала команда из ста пятидесяти виртуальных программистов. Во вКонтакте мы сегодня уже выложили полностью электронную Бхагавад-гиту. Надеюсь, Притху [Прабху], если за два дня он выйдет из транса, на harekrishna.ru это перепостит. Вот уже есть Бхагавад-гита в [формате] epub.

#00:28:44#

Смысл какой: мы целый год думали, что вот она сейчас будет на бумаге, не было никаких предпосылок, что она будет в элетронке. А оказалось, буквально за полтора месяца, что весь наш труд можно распечатать тонким слоем на бумаге, а электронная книга вообще «вылезла» откуда-то. Просто пришел один человек, сделал ее, совершенно без пафоса. Мы же всегда на пафосе были, что вот мы сейчас издадим, мы-то знаем, что такое книгоиздание.

#00:29:15#

То же самое было с архивами Шридхара Махараджа, с этой сотней часов «Жемчужин». Мы, конечно. можем что-то делать и считать себя действующими, но реально все эти реальности живут сами, люди приходят сами. Нам кажется, что мы проповедуем сознание Кришны, рассказываем. Скорее, мы их отпугиваем, скорее, люди не благодаря нашим усилия приходят в сознание Кришны, а вопреки нашим усилиям.

#00:29:44#

Я понимаю, что одно дело — моя лекция на тему бхакти-йоги, а другое — моя лекция на тему «Личная жизнь самураев». Я бы здесь вообще серьезно задумался: кто слышал, тот поймет. Так или иначе, Гурудев очень четко чувствовал, что все происходит по милости Шридхара Махараджа, по милости Кришны.

#00:30:08#

В действительности все, кто всегда изучает [духовное] наследие святых, соприкасается с их личностями, могут сказать следующее: «Они открываются очень постепенно, очень частично». Нашей великой удачей будет, если за всю нашу жизнь в попытках практики в сознании Кришны, хотя бы в какой-то небольшой степени какие-то сокровенные грани этих очень глубоких многомерных личностей, таких как наш духовный учитель Шрила Говинда Махарадж, для нас хотя бы в небольшой степени приоткроются.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Транскрипцию выполнил: СРД
Редактор: Традиш Дас



[1] Гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т, пита̄ на са сйа̄т джананӣ на са̄ сйа̄т / даивам̇ на тат сйа̄н на патиш́ ча са сйа̄н, на мочайед йах̣ самупета-мр̣тйум — «Кто сам не свободен, тот не должен вести за собой других. Кто не может вызволить другого из порочного круга рождения и смерти, тот не должен становиться учителем, мужем, отцом или царем» («Шримад‑Бхагаватам», 5.5.18).

[2] Шри Гуру Арати, 12.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования