«Говардхан. Шьяма-кунда». Шрипад Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 6 марта 2013 года. Говардхан, Индия
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Говардхан. Шьяма-кунда
(6 марта 2013 года. Говардхан, Индия)
Шри Чайтанья Махапрабху сидел в этом месте под деревом тамала до того, как открыл Шьяма-кунду и Радха-кунду. По вашим лицам я вижу, что у вас была масса приключений. Здесь вы отдыхаете — в том месте, где отдыхал и совершал Свой бхаджан Махапрабху.
#00:01:37#
Здесь, во Враджа Дхаме, во Вриндаване, мы постоянно слышим имена — Радха, Кришна, Шьямасундар, но редко — Чайтанья, Нитьянанда. Но именно по Их милости эти святые места были проявлены здесь, снова дарованы нам, по Их милости мы можем войти в тот круг.
#00:03:02#
Главным в этой части Говардхана (Радха-кунда, Шьяма-кунда) был Шрила Джива Госвами — один из шестерых Госвами Вриндавана. Но как он обрел это положение? Сначала он обрел милость Нитьянанды Прабху во время фестиваля в Панихати, когда он раздавал йогурт и рис преданным Господа Нитьянанды. По их милости он обрел милость Махапрабху: когда Махапрабху раздавал милость, он оказался здесь, на Говардхане. Он занимался строительством Радха-кунды, Шьяма-кунды. Таким же образом и мы должны поступать. Через шестерых Госвами, через Нитьянанду и Махапрабху мы можем достичь милости. Нитьянанда, Махапрабху и Гуру для нас очень важны. Только через них можно понять, что такое Харе Кришна, Радха-Кришна, кришна-лила. Не в книгах, не в кино — только через их милость, только так.
#00:05:32#
Наша парикрама — это не что-то придуманное в наше время. Эту парикраму совершал Сам Шри Чайтанья Махапрабху, Нитьянанда Прабху, все Госвами Вриндавана. В частности, мы памятуем о Рагхунатхе Дасе Госвами, он также совершал парикраму по этим местам. Шрила Санатана Госвами каждый день обходил Говардхан. Поэтому в прямом смысле этого слова мы идем по их стопам, следуем за ними, обходя холм Говардхан, Радха-кунду, Шьяма-кунду.
#00:06:44#
Мы находимся сейчас на берегах священных озер — Радха-кунды и Шьяма-кунды, которые почитаются всеми гаудия-вайшнавами как высочайшее проявление божественной любви. Именно на берегах этих озер происходят самые возвышенные игры Господа. Здесь — высочайшее место поклонения.
#00:07:34#
Говорится, что Господь проявляется в форме Божества или в форме камня, как Говардхан-шила или Шалаграм-шила, но здесь Кришна представлен в форме воды Шьяма-кунды, а Шримати Радхарани — в форме воды Радха-кунды.
#00:08:53#
Господь никогда не бывает один, Он постоянно окружен спутниками. Так и здесь: по соседству с Радха-кундой, Шьяма-кундой находятся другие озера, рощи, которые нам кажутся просто кустарниками, природой. На самом деле нашему мирскому взору не доступно трансцендентное положение каждой травинки здесь, поэтому мы можем только верить в то, что говорят нам наши проводники.
#00:10:27#
Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур во время враджа-мандала-парикрамы пришел сюда со своими учениками. В месте слияния Шьяма-кунды и Радха-кунды, называемом сангам, он дал лекцию. Все предполагали, что это будет лекция о кришна-лиле из Десятой песни «Бхагаватам», но он дал лекцию начального уровня о преданности Прахлады Махараджа.
#00:12:33#
Многие преданные были удивлены, услышав такую лекцию. Они обратились к своему учителю: «Почему в этом самом священном месте слияния двух озер вы стали говорить о преданности Прахлады Махараджа?» Он отвечал: «Без надлежащего фундамента не построить здание. Прахлада Махарадж, оставив все, полностью предался Господу Кришне. Его бросали под ноги слонам, пытались сжечь в огне, но он всегда памятовал о Господе и с ним ничего не происходило. Какое бы здание ни было, фундамент должен быть прочным. Подобно этому, преданность должна иметь прочное основание, как показал нам Прахлада Махарадж».
#00:14:54#
Шрила Сарасвати Тхакур дал Шриле Шридхару Махараджу имя Бхакти Ракшак Шридхар, что означает «Хранитель преданности». Шрила Шридхар Махарадж часто говорил о подражательстве. Очень легко подражать преданным, рядясь в одежды вайшнавов и ведя себя как вайшнав внешне. Но необходимо внутреннее чувство, непоколебимая преданность, какая была у Прахлады Махараджа. Если мы слушаем сокровенные истории от возвышенных преданных, то это благо для нас. Если же мы будем обсуждать их между собой, то результат, скорее, будет противоположный.
#00:17:35#
Шри Чайтанья Махапрабху находился здесь в обществе Балабхадры Бхаттачарьи. Куда бы ни пошел Махапрабху, везде за Ним следовали толпы. Махапрабху отдыхал здесь, под деревом тамала. Он открыл эти места — Радха-кунду и Шьяма-кунду. Балабхадра Бхаттачарья сказал Господу: «Везде, куда бы Ты ни пошел, появляются толпы, они не дают Тебе прохода и покоя. Пожалуйста, давай уйдем туда, где меньше людей». Махапрабху отвечал: «Я всегда следую тому, что говорят вайшнавы. Давай уйдем».
#00:18:26#
Даже Шри Чайтанья приходил сюда на короткий срок, Он приходил с визитом. Он не хотел здесь поселиться и прожить до смерти. И это настроение характерно для всех гаудия-вайшнавов: мы приходим в эти святые места поклониться, а не поселиться здесь и узурпировать их. Мы приходим, чтобы выразить почтение святым местам, и отправляемся дальше. Шри Чайтанья Махапрабху после посещения Вриндавана отправился в Праяг. Это было в месяце Магха (месяц назад).
#00:21:40#
Мы без беспокойств пребываем здесь — в месте, где люди оставили в покое Махапрабху. Здесь Он какое-то время сидел под деревом тамала и медитировал. Здесь Он открыл Шьяма-кунду и Радха-кунду. Махапрабху спрашивал: «Где они? Где они?» — Но никто не знал. Здесь были рисовые поля, за тысячи лет Шьяма-кунда и Радха-кунда скрылись, но Шри Чайтанья нашел их в этих полях. Он с радостью искупался в одном озере, затем — в другом. Он танцевал посреди полей, брызгаясь водой, и говорил: «Это Радха-кунда! Это Шьяма-кунда!» Так были найдены эти святые озера.
#00:22:23#
После этого Махапрабху отправился в Праяг и там встретился со Шрилой Рупой Госвами. Он наставлял Рупу, затем отправил его сюда, во Вриндаван, с целью найти скрытые святые места, явить их снова и возродить им поклонение. Также с этой целью Он отправил сюда еще Санатану Госвами и остальных Госвами Вриндавана — Локанатха Госвами, Бхугарбху Госвами и других вайшнавов, чтобы эти святые места были явлены для будущих поколений, то есть для нас, чтобы мы могли прийти сюда и поклониться им, выразить почтение, предложить служение. Поэтому везде, куда бы мы ни отправились — в Матхура-мандалу, во Враджа-мандалу, — мы всегда соприкасаемся с милостью и щедростью Махапрабху и Нитьянанды Прабху.
#00:25:09#
Мы совершаем паломничество. Как предмет покрыт тканью, точно так же от наших глаз сокрыта подлинная Дхама, но это не значит, что мы не должны совершать парикраму. Здесь мы обретаем непреходящие плоды. В старости мы вспомним это паломничество. Очень важно настроение преданности, с которым мы приходим сюда. Шрила Гурудев говорил, что ходить по святой земле надо на голове, поскольку ступать ногами [оскорбительно]. Но мы по-другому ходить не можем. Идея такова: мы кланяемся всему, что здесь есть.
#00:28:41#
Нам очень повезло, что мы находимся здесь, где отдыхал Махапрабху. Нас приютило это место, мы отдохнули здесь в прохладе. Сейчас отправимся туда, где творится кутерьма — в место слияния Шьяма-кунды и Радха-кунды, сангам. Там на нас набросятся все, поэтому держитесь вместе, ни в коем случае не окунайтесь и не касайтесь стопами священных вод. Всех обрызгают, не переживайте, не спускайтесь сами к воде. Всем воды хватит: мы принимаем священные капли только на голову, это считается омовением.
#00:29:44#
Пожалуйста, двигайтесь осторожно. Говорится, что здесь растут деревья желаний, земля состоит из самоцветов, превращающих металл в золото, и так далее, все исполнено высшего сознания. Поэтому не воспринимайте окружающее как материю: это сознание высочайшего порядка, которое прячется от нашего взора.
Переводчик: Притху Дас Брахмачари
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Динанатх Дас
Наверх